Автор Тема: Возрождается Всероссийское хоровое общество  (Прочитано 34358 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Получены две сенсационные новости: 1) объявлено о возрождении Всероссийского хорового общества под руководством В.Гергиева
http://www.itar-tass.com/c9/651362.html
2) Правительство в лице вице-премьера Ольги Голодец поручило двум министерствам (культуры и образования) проработать вопрос о возможности введения в общеобразовательной школе предмета "хоровое пение".
http://izvestia.ru/news/544999
Напомню. что Всероссийское хоровое общество было упразднено в 1987 г. в связи с организацией музыкального общества. Объясняли, что суть работы. идеи останутся те же, только добавятся другие жанры, которые тоже нужно развивать. В действительности все получилось иначе. Новая структура оказалась слишком аморфной, во многом свела на нет просветительскую деятельность, а профессиональным союзом музыкантов (как многие рассчитывали) стать не смогла. Тем более, что в зловещие 90- годы противостоять тотальной коммертизации всего и всея было практически невозможно.
И вот наконец-то кого-то "прорвало". Пока трудно сказать, станет ли возрождение хорового общества живым делом или созданием очередной бюрократической организации. Но, по крайней мере, мне кажется, здесь важен факт "вброса" в общественное сознание самой идеи важности хорового пения как фундаментальной основы нашей национальной культуры в противовес культу эстрады и всевозможной попсы.
Что же касается идеи введения в школьную программу предмета "хоровое пение", так и хочется громогласно вскричать: "Ура- а - а !!!" Но боюсь, что преждевременно. Можно себе представить сколько будет воплей русофобов, дермократов, либералов всех мастей, "неправдозащитников", уполномоченных по правам детей и проч.  Впрочем, всевозможные дискуссии наверно еще впереди.
« Последнее редактирование: Июль 21, 2013, 19:33:44 от Иван Фёдоров »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Всероссйское хоровое общество
« Ответ #1 : Февраль 16, 2013, 14:39:43 »
Очень важное событие, и если деятельность эта развернётся, то она будет реально способствовать расширению круга людей, интересующихся хорошей - классической, народной и эстрадной - музыкой и реально соприкоснувшихся с нею пускай даже в каких-то облегчённых версиях.
Я сам в детстве много лет пел в хоре, и я знаю, как это развивает и сколько многому способствует. Самое главное в этом деле то, что при таком способе музыкального воспитания музыка перестаёт быть уделом одной лишь элиты, какой бы они ни была, и выходит на самые широкие общественные круги, причём, с детских лет, а это важно в том смысле, что расширяется база, из которой можно черпать человеческий материал для профессионального сообщества, ибо таланты по заказу не рождаются, их нужно выращивать в подходящей среде, выявлять и отбирать, и только большое генетическое разнообразие участников этого низового процесса, замыкающегося на самую широкую народную массу, может породить мощную и многообразную культуру. Бог даст, Гергиев своей энергией пробьёт это возрождение.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Re: Возрождается Всероссйское хоровое общество
« Ответ #2 : Февраль 17, 2013, 00:19:41 »
Несколько схлынули эмоции и пришла пора здравых рассуждений. Конечно же сказано много правильных слов о том, что хоровое пение - это одно из важнейших условий сохранения нации и проч. но возможно ли все это сегодня поднять силами именно общественной организации? Понятно, что авторитет Гергиева довольно велик, но насколько у возрождающегося ВХО будет крепка юридическая основа? Ведь  при организации каких-либо разномасштабных проектов придется теребить массу руководящих работников федерального и муниципального уровня. А они скажут типа того, что жили двадцать лет без хорового общества и проживем без него. К сожалению, на чиновничью массу действуют (и то не всегда) только директивные документы. а не всякого рода рекомендации, пожелания. благие намерения... Будут ли у новой организации подобные полномочия?
И еще очень важный момент. Любое общественное движение особенно в сфере культуры предполагает бескорыстное служение во имя каких-либо позитивных идеалов. И здесь мне вспоминаются последние годы существования Всероссийского хорового общества в конце 80-х и начало деятельности созданного тогда музыкального общества. Ведь хоровое общество пришло к упадку во многом из-за психологии людей предперестроечного и перестроечного периода: "А что я с этого буду иметь?" И мало кто задавал себе вопрос: "А что я могу дать?"  И поэтому музыкальное общество на рубеже 80-90 х годов просто не могло выполнять свои уставные просветительские функции, а стало в лучшем случае дублировать работу филармонии. (Кстати. напомню. что один из пунктов устава музыкального общества образца 1987 г. призывал оказывать содействие школе в развитии хорового пения).
Вряд ли сегодня изменилась потребительская психология. По-моему люди давно уже отвыкли от работы "на энтузиазме". А средства на различные творческие проекты, будь то праздники песни, смотры -конкурсы, курсы повышения квалификации и т.д. если и будут выделены, то долгое время будут где-то "крутиться".
Теперь о хоровом пении в школе. В принципе. что нужно сегодня сделать?
1. На правительственном уровне узаконить существование в школе хорового коллектива
2. Ни в коем случае во имя введения в школу хорового пения  не упразднять существующие ныне уроки музыки, а разработать систему помощи школе в поднятии их  на достойный уровень.
Для этого необходима самая серьезная поддержка пединститутов. а не их разгон. Ибо выпускники музыкальных вузов в школу обычно не идут.
Кроме того необходима регулярная работа кабинета музыки Института усовершенствования учителей (не знаю. существует ли он сегодня). где педагоги постоянно делились бы опытом. получали рекомендации по школьной программе. Тем более, что такие программы сегодня есть, и очень неплохие.  Только тогда, когда урок музыки в школе будет проходить на должном уровне. будет возможно нормальное функционирование и школьного хора.
И наконец встанет серьезная проблема кадров руководителей школьных хоров. Далеко не все учителя музыки являются хормейстерами и следовательно могут вести школьный хор.
многие из поднятых здесь вопросов вряд ли являются компетенцией общественной организации. Здесь необходима добрая воля властных структур.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Всероссйское хоровое общество
« Ответ #3 : Февраль 17, 2013, 01:21:19 »
15.02.2013, 16:18

http://www.gazeta.ru/culture/news/2013/02/15/n_2756817.shtml

Валерий Гергиев возглавил Всероссийское хоровое общество


Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев был избран председателем Всероссийского хорового общества, учредительное собрание которого прошло в Центральном музее музыкальной культуры имени Глинки в Москве в пятницу.

Гергиев был избран единогласно всеми участниками учредительного собрания, которое посетили многие видные деятели музыкальной культуры. В том числе, генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов, ректор Московской консерватории Александр Соколов, ректор Академии хорового искусства имени Попова Николай Азаров, руководитель Камерного хора Владимир Минин, тенор Владислав Пьявко, художественный руководитель Московского синодального хора Алексей Пузаков, председатель Союза композиторов России Владислав Казенин и другие.

Вместе с председателем был избран и исполнительный директор хорового общества. Им стал председатель Комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло. До избрания органов управления собрание также единогласно приняло решение о создании некоммерческого партнерства «Всероссийское хоровое общество». Также был принят устав.

Необходимость возрождения хорового искусства в России неоднократно отмечали многие деятели культуры и искусства. Этой проблеме Гергиев посвятил свое выступление на заседании Совета при президенте РФ по культуре и искусству в сентябре 2012 года.

В январе 2013 года под председательством вице-премьера Ольги Голодец состоялось совещание руководителей хоровых коллективов, известных деятелей культуры и искусств, руководства министерства культуры и министерства образования и науки. На совещании было принято решение поддержать инициативу о создании общественной организации, которая будет вести деятельность по сохранению, развитию и популяризации хорового искусства. Был сформирован оргкомитет по созданию Всероссийского хорового общества, который возглавил председатель комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Svetlanabukki

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 70
Re: Возрождается Всероссйское хоровое общество
« Ответ #4 : Февраль 19, 2013, 11:45:12 »
В пятидесятые годы прошлого века даже в такой глубинке, как рабочий посёлок в Ферганской области, в школе был хор.Среди участников хора были и дети , и взрослые. И каждый год в областном центре (в Фергане) были соревнования на звание лучшего хора. Исполняли классику, песни русских и советских композиторов, узбекские песни.
 С глубоким уважением Svetlanabukki.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Возрождается Всероссйское хоровое общество
« Ответ #5 : Февраль 19, 2013, 22:24:44 »
А что, уроки музыки в школах разве ещё существуют ?

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Re: Возрождается Всероссйское хоровое общество
« Ответ #6 : Февраль 21, 2013, 18:27:59 »
А что, уроки музыки в школах разве ещё существуют ?
Не знаю, как на данный момент (все так меняется), но по крайней мере в начальной школе должны быть. Да и в средней тоже. Наряду с обновленной программой Кабалевского (авторы - Г.Сергеева, Т.Шмагина, Е.Критская) существуют и другие программы (и неплохие), в том числе по духовной музыке (В.Алеев, И.Кошмина). И не хотелось бы, чтоб идея возрождения в школе хорового пения перечеркивало все то, что было сделано за последние годы.  А вот школьный хор уже более трех-четырех десятилетий не имеет юридической основы, и по меткому замечанию одной из старейших учительниц музыки и общественного деятеля Л.М.Безобразовой (1909 -2005) является "незаконным ребенком" школы. Вот это необходимо исправить.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
 Комментарий вице-премьера Правительства России О.Голодец, главы попечительского совета ВХО

Традиции хорового пения важны в культуре многих стан. Этот вид искусства, с одной стороны, один из самых доступных для самых широких слоев, но в то же время он один из самых важных с точки зрения единения нации.
С идеей воссоздать Всероссийское хоровое общество выступил художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, сказавший об этом на заседании президентского Совета по культуре и искусству. Его поддержали глава попечительского совета фонда "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры" Павел Пожигайло, заслуженная артистка России Татьяна Жданова. Мне предложили возглавить попечительский совет Хорового общества и свою задачу  попечителя я вижу в том, чтобы организовать максимальную поддержку хоровому искусству со стороны государства и общества.
В России немало высокопрофессиональных хоровых коллективов. Во всем мире известны хоры имени Пятницкого, Свешникова, Московский государственный камерный хор под управлением Владимира Минина. Но когда мы говорим о Хоровом обществе, речь идет в большей степени о том, чтобы дать жизнь непрофессиональным и самодеятельным хорам, развивать этот вид творчества в школах и вузах. У нас есть замечательные детские хоры, в которые вовлечены тысячи детей. Задача Хорового общества - помочь сделать так, чтобы таких коллективов становилось больше, а их деятельность была популярнее, чтобы возникла профессиональная связь между ведущими хорами и самодеятельными объединениями.
Надеюсь, что наше Хоровое общество будет преемником традиций того, которое возникло в Россиии еще в 1859 году. И очень важно, чтобы оно действительно стало местом объединения и профессионалов, и любителей. Должна появиться площадка для общения всех хоровых коллективов страны, и это главная задача. Среди самых существенных задач, связанных с развитием хорового искусства в нашей стране, -  помощь хоровым коллективам в организации их гастролей и даже просто выступлений. Думаю, нам удастся привлечь деньги как из внебюджетных источников, так и из федерального бюджета.
Если идея будет развиваться, то непременно появятся новые коллективы. новые направления. новые школы. Я верю, что у нас появятся и новые Юрловы, Свешниковы и Поповы. А пока было предложено провести Всероссийский фестиваль хоров, который объединил бы коллективы из всех регионов и всех возрастов. В настоящее время готовятся все необходимые документы для организации этого события, и я надеюсь, что фестиваль стартует уже летом.
 Газета "Играем с начала"


Надо же, как хорошо и складно сказано! "Организовать максимальную поддержку хоровому искусству со стороны государства и общества". "Дать жизнь непрофессиональным и самодеятельным хорам, развивать этот вид творчества в школах и вузах".  Понятно, что подобные лозунги никак не могли прозвучать в 1987 г. при ликвидации Всероссийского хорового общества и создании музыкального общества. так как о просветительстве тогда мало кто думал. Была задача создания профессионального творческого союза,типа ВТО-СТД. Так что очень знаменательно, что пришло время  осознать и исправить прежние ошибки.  И еще очень важная мысль. Необходимо создать певческое поле, где бы мог выступать десятитысячный хор как это делают в Прибалтике. Думается, что в Москве немало пространства. где это можно организавать.  Например, Парк Дружбы близ Академии хорового искусства имени В.С.Попова, парк Горького, Сокольники, огромная территория ВВЦ, практически не используемая. Конечно же надо поощрать и создание небольших массовых площадок, типа того что делает Б.Тараканов во дворе РГГУ.

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
В прошлом году Гергиев обещал, что на Пасхальном фестивале этого (2013) года акцент будет сделан на детях (или что-то в этом духе, я дословно не помню). Действительно, в этом году детские хоры из разных городов заявлены в основной программе фестиваля, а не только в собственно хоровой.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Конечно же надо поощрать и создание небольших массовых площадок, типа того что делает Б.Тараканов во дворе РГГУ.  Необходимо создать певческое поле, где бы мог выступать десятитысячный хор как это делают в Прибалтике. Думается, что в Москве немало пространства. где это можно организавать.  Например, Парк Дружбы близ Академии хорового искусства имени В.С.Попова, парк Горького, Сокольники, огромная территория ВВЦ, практически не используемая.

В советские времена по крайней мере любительские хоры на ВДНХ выступали.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Ну вот. кажется красивые декларации вице-премьера правительства О.Голодец мало-помалу воплощаются в жизнь. Тому свидетельство - концерт на Красной площади в день славянской письменности 24 мая, где выступил сводный хор в 2000 чел. Хор состоял из профессиональных коллективов, хоров музыкальных учебных заведений, любительских взрослых и детских хоров. что может быть лучше? И репертуар - лучшие советские песни (не выписывалась только песня Г.Гладкова из "Бременских музыкантов") + "Ах ты степь широкая" в обработке А.Свешникова под управлением его ученика Владимира Минина.
Нужно, чтоб такие мероприятия были постоянными. И опять повторяю - необходимо создание ПЕВЧЕСКОГО ПОЛЯ! Раньше праздники песни проходили у памятника Чайковскому, но тогда в сводном хоре стояло не более 400-500 чел. Это тоже хорошо, но все же нужно подумать и о более масштабных площадках.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Re: Возрождается Всероссйское хоровое обще&#
« Ответ #11 : Июнь 29, 2013, 23:40:30 »
Вот свежая информация.

"Еще с советских времен известно: вместе весело шагать по просторам, а припевать при этом лучше хором. На днях в Общественной палате был представлен проект основной образовательной программы по музыке для детских садов и школ, разработанный Министерством культуры РФ и Институтом развития образования в сфере культуры и искусства.

А в понедельник проект обсудили на пресс-конференции в РИА "Новости". Согласно проекту, основой преподавания музыки в школах и детских садах теперь станет хоровое пение. Что будут петь? С этим как раз все понятно – основу репертуара составят народные песни. Будут дети петь и современные песни, но не все, а только те, которые являются хоровыми.

Основной спорный момент – время, которое выделят на хоровое пение. Согласно проекту, существующий сегодня в школах один урок музыки в неделю разделят на четыре части. В первой ученики будут слушать музыку, во второй – учить музыкальную грамоту, в третьей – играть в ансамбле, и в четвертой – петь хором (15 минут). Непонятно, правда, как будут дети играть в ансамбле, не выучив толком нотную грамоту. Но об этом проект умалчивает.

Тем временем Всероссийское хоровое общество (ВХО) настаивает на том, чтобы выделить для хорового пения дополнительно целый час в неделю.

Исполнительный директор Всероссийского хорового общества, член Общественной палаты Павел Пожигайло сообщил, что ВХО подготовило соответствующий альтернативный проект, и собирается 1 июля передать его в правительство. По его словам, "актуальность преподавания хорового пения сейчас даже не надо обсуждать".

Завкафедрой методологии и методики преподавания музыки МПГУ Эдуард Абдуллин также считает, что школьникам необходимы два урока музыки в неделю, один из которых – пение хором. Более того, для нового предмета нужно подготовить в педагогических вузах учителей-хормейстеров, так как обычные учителя музыки не годятся.

Ректор Академии хорового искусства имени Попова Николай Азаров считает, что надо пойти еще дальше – во-первых, выделить хоровое пение из уроков музыки в отдельный предмет; во-вторых, обязать каждую школу создать свой хор.

Причем все эти спорные моменты разработчики проекта и альтернативной программы надеются разрешить в самые сжатые сроки – уже в ближайшее время правительство должно будет выбрать из всех предложенных вариантов оптимальный и внедрить его в школах с 1 сентября этого года."
Источник текста:
http://www.utro.ru/
Источник видео:
http://pressria.ru/media/20130624/601814629.html

Согласитесь. отрадно. что дело мало-помалу развивается, а не так. как бывало: выскажут благие идеи, проголосуют "за" и назавтра обо всем забудут.  Согласен с Н.Н.Азаровым: хоровое пение из уроков музыки нужно выделить в отдельный предмет, и обязать каждую школу создавать свои хоровые коллективы.  Проект же Института образования призывает вернуться к опыту 50-60-х гг.. когда урок музыки дробился на составные части: муз грамота. пение и слушание музыки. чаще всего не связанные между собой. Программа Кабалевского эту дробность преодолела: в ее основу был положен тематизм, логически выстроенный с 1 по 7 класс. И эту идею нужно сохранить.
« Последнее редактирование: Июнь 29, 2013, 23:51:40 от andris »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Всероссйское хоровое общество
« Ответ #12 : Июнь 30, 2013, 00:16:24 »
ученики будут слушать музыку, во второй – учить музыкальную грамоту, в третьей – играть в ансамбле, и в четвертой – петь хором (15 минут). Непонятно, правда, как будут дети играть в ансамбле, не выучив толком нотную грамоту. Но об этом проект умалчивает

А на чём это они будут играть?

Проект же Института образования призывает вернуться к опыту 50-60-х гг.. когда урок музыки дробился на составные части: муз грамота. пение и слушание музыки. чаще всего не связанные между собой. Программа Кабалевского эту дробность преодолела: в ее основу был положен тематизм, логически выстроенный с 1 по 7 класс. И эту идею нужно сохранить

Не знаю. Я вырос на этом самом "опыте 50-60-х гг.", и ничего со мной страшного не случилось, а даже наоборот: я и в хоре пел, и играл на разных инструментах, и музыкально-теоретическими дисциплинами занимался.
Но я же занимался не только в общеобразовательной, но и в музыкальной школе, а здесь-то речь, я так понял, об ОБЫЧНОЙ средней школе, не так ли ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Возрождается Всероссйское хоровое обще&#
« Ответ #13 : Июнь 30, 2013, 00:21:30 »
в третьей – играть в ансамбле

Прелесть! Интересно, на чём дети будут играть. А главное, кто и когда будет их этому учить? Или так вот сразу: музыку послушали, теорию поучили, и вперёд?

Согласен с Н.Н.Азаровым: хоровое пение из уроков музыки нужно выделить в отдельный предмет, и обязать каждую школу создавать свои хоровые коллективы.

Там, где это интересно, они и так создаются. Вот почему у нас всегда хотят заставить, обязать, и редко когда возникает желание заинтересовать, создать необходимые условия, что за болезнь такая? И как это будут оплачивать?

Не вижу пока причин для восторгов, хотелось бы услышать мнение работающих в школе учителей, но думаю, их, как обычно, не спросят.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Всероссйское хоровое общество
« Ответ #14 : Июнь 30, 2013, 02:01:44 »
:)) Только что увидел, что мы почти одновременно, можно сказать, "отдуплились" по одной и той же мишени. Мне тоже кажется странным, что в ОБЫЧНОЙ школе хотят устроить нечто такое, в чём может принимать участие далеко не каждый учащийся. Знаете, у меня давно уже прошло ощущение того, что все люди одинаковы - о нет! Если бы ! Собрать хоть сколько-нибудь приличный хор в обычной школе почти немыслимо: даже если со всех классов собирать учащихся всех возрастов, то всё равно в целом получится человек 15-20 максимум на всю школу, где учится, предположим, до 500 человек. А ведь с разными возрастами необходимо по-разному работать. Кроме того, это же дети, а детей разных возрастов очень опасно собирать вместе.
Короче говоря, инициатива хороша, но реализацию её необходимо тщательно продумать, воспользовавшись опытом советских десятилетий, особенно как раз 50-60-х гг. Именно в эти годы была выращена музыкально образованная часть населения, которая долгие десятилетия составляла основу публики, до сих пор посещающей театры и концертные залы нашей страны.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Что интересно, что при разности мнений все ссылаются именно на советский опыт!
 В 80-х годах. когда существовало Хоровое общество. нередко проводились различные смотры школьных хоров. и все вопросы и проблемы не раз протоколировались; немало было выпущено рекомендаций на этот счет и в адрес различных директивных организаций, и в адрес пединститутов, которые сегодня особенно находятся под обстрелом Мин. образования.
Так что если будут выделены ставки и все будет оформлено законодательно, то все дело за учителями-хормейстерами. В 80-х с этим была проблема. Не знаю как сейчас. думаю. что положение не лучше.
Труднее с уроками. Я тоже учился в то время, когда программы Кабалевского еще не было, и не считаю. что дробление урока на музграмоту. пение и слушание музыки без тематической выстроенности есть благо. Самое лучшее. на мой взгляд. не вмешиваться сегодня в существующий урок музыки, а если получится, добиться второго часа в неделю для урока пения.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Всероссйское хоровое общество
« Ответ #16 : Июль 01, 2013, 00:43:48 »
Что интересно, что при разности мнений все ссылаются именно на советский опыт!

В общем, это понятно: опыт послевоенной советской России, то бишь СССР - это опыт нескольких десятилетий спокойного поступательного развития, прерванного шизофренической "перестройкой" и людоедскими "реформами", от которых нас трясёт до сих пор и будет ещё трясти, как я думаю, полвека.
Так что обращение к опыту десятилетий стабильности должно быть весьма плодотворным.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Выступление сводного хора Санкт-Петербурга 26 мая с.г. http://www.topspb.tv/programs/p163/video/v5602/
Действо поистине потрясающее. ибо огромна сила воздействия хорового пения. Будем надеяться, что это было не разовое мероприятие для книги рекордов. а возрождение нашей глубокой национальной традиции

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Re: Хоровое пение в школе
« Ответ #18 : Октябрь 16, 2013, 22:17:48 »
Может быть эта тема более соответствует разделу "Музыкальное образование", но раз уж в этом потоке она впервые прозвучала, логичнее здесь и ее продолжить. Вот новая информация.
 

16 октября 2013, 00:01   |   Политика   |   Петр Козлов
Школьники научатся петь хором «С чего начинается Родина»

Новая концепция школьных уроков музыки включает в себя уроки хорового пения и танцев, а также игры в детских ансамблях
Школьники научатся петь хором «С чего начинается Родина»   

Фото: Екатерина Штукина

В начавшемся учебном году часть российских школьников будет изучать музыку по новой концепции, которую для них подготовили в правительстве. В дополнение к традиционному изучению истории развития музыки и биографий известных композиторов добавилось хоровое пение. В репертуаре, который рекомендован Минкультуры и Минобразования для осваивания школьников с 1-го по 9-й классы (копия документа есть в распоряжении «Известий»), русские народные песни, отечественная и зарубежная классика и более 50 патриотических и военных песен. Всего почти 300 композиций.

К примеру, ученики начальных классов обязательно должны будут знать слова и мелодию гимна России. Среди прочего они будут учиться хоровому пению, исполняя русские народные песни (например «Во поле береза стояла»), песни из советских мультфильмов («Вместе весело шагать», «Чунга-Чанга»), «Колыбельную» на музыку Вольфганга Амадея Моцарта и гимн России. Для учеников 5–9-х классов рекомендованы одна из любимых песен президента Владимира Путина «С чего начинается Родина», а также «На безымянной высоте», «Катюша», «День Победы», «Славься» Михаила Глинки, «Нам нужна одна победа» Булата Окуджавы и другие. Кроме того, в списке «Песенка Красной Шапочки» из одноименного кинофильма, «Когда я стану миллионером», An die Freude Людвига ван Бетховена и другие.

Несмотря на то что хоровое пение предлагается изучать во внеурочное время, к окончанию начального среднего образования (9 классов) школьники должны научиться «грамотно и выразительно» исполнять соло не менее 30 песен, быть способными «уравновешивать по силе и характеру звучания своего голоса с голосами других участников хора при пении в унисон, в двухголосых и трехголосых произведениях», а также уметь воплощать художественно-образное содержание и «интонационно-мелодические особенности» исполняемых произведений.

Как рассказал «Известиям» представитель Ольги Голодец Алексей Левченко, на территории всей страны новая программа (кроме хорового пения включает также обучение танцевальным движениям и игре в детском ансамбле) может быть введена уже в учебном 2014/15 году.

— Проект запустился в октябре в 16 пилотных регионах. Предполагается, что после обкатки будут понятны все плюсы и минусы. Тогда программу доработают, и она будет запущена уже по всей стране в учебном 2014/15 году, — сказал он.

В феврале 2013 года вице-премьер Ольга Голодец (входит в попечительский совет воссозданного в этом году Всероссийского хорового общества) поручила Минобразования и Минкультуры проработать вопрос преподавания хорового пения в общеобразовательных школах. В качестве преимуществ хорового пения назывались тогда способность прививать любовь к музыке, умение детей работать в коллективе и слаженно взаимодействовать друг с другом.

Исполнительный директор ВХО Павел Пожигайло заявил «Известиям», что не видит ничего плохого в достаточно большом количестве военных и патриотических песен в рекомендованном списке.

— Мы выросли самостоятельными людьми, хотя у нас была достаточно жесткая система пропаганды. Но было бы здорово, конечно, чтобы упор делался на то, чтобы привить ребенку внутреннюю любовь к музыке, ведь она развивает творческий потенциал человека. А не петь по приказу, — считает Пожигайло.

Как видим, информация далеко не полная. но более исчерпывающих доступных источников нет. Хотелось бы конечно же целиком прочитать документ. где изложена упоминаемая концепция и программа по музыке в общеобразовательной школе. куда добавляется хоровое пение. Тогда может быть и отпали некоторые вопросы. А пока их достаточно много.
Прежде всего надо отметить, что единой программы и концепции уроков музыки в школе на сегодняшний день не было. Когда-то таковой была программа Д.Б.Кабалевского. но после "отхода от командно-административных методов" она перестала быть обязательной и существует наряду с другими программами, где делается акцент на разных областях музыкального искусства (фольклор, духовная музыка и проч.). И отсюда вопрос, по новой концепции предполагается ли создание какой-либо единой новой программы или хоровое пение будет ассимилироваться с каждой из существующих ныне программ? Или за основу все же будет взята программа Кабалевского с дополнением часов на хоровое пение?
Непонятна употребляемая в информации формулировка о том. что хоровое пение будут изучать во внеурочное время.  Для изучения какого-либо предмета существует всем известная форма учебно-воспитательного процесса, именуемая УРОКОМ, а внеклассное занятие хоровым пением также имеет свою всем известную форму - ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ или просто ХОР. Так вот что именно хотят разработчики программы, чтобы дети "изучали хоровое пение" или "пели хором"?  Требованиям к пению, изложенным в информационном сообщении (создание художественного образа, ансамбль, интонационный строй и т.д.) отвечает именно достаточно подвинутый художественный коллектив - хор, так как в процессе урока получить подобные навыки практически невозможно. Но. с другой стороны, в хоре как художественном коллективе поют не все дети, а те, которые имеют хотя бы минимальные к этому способности и к тому же внеурочные занятия - это факультатив. следовательно дело сугубо добровольное. Иначе и быть не может. Однако, многие из тех песен, которые выборочно перечислены в информации ("Нам нужна одна победа", "Катюша", "Чунга-чанга", "Песня Красной шапочки" и др.) совершенно не подходят для хорового исполнения. Это массовые или эстрадные песни. и их лучше разучивать на уроке.
Я уже не говорю об извечной проблеме кадров. Откуда возьмется столько хормейстеров. готовых пойти в общеобразовательную школу? Многие не пойдут ни за какие деньги. учитывая полную запущенность дела эстетического воспитания (за исключением каких-нибудь элитных школ. гимназий, но речь то сейчас не о них). Хотелось бы на эти вопросы получить ответы, и узнать имена авторов- разработчиков концепции и программы. а также тех. кто составлял репертуарный список. Ясно. что не сам Пожигайло и не Голодец.
« Последнее редактирование: Октябрь 16, 2013, 23:46:20 от andris »

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Возрождается Всероссийское хоровое общество
« Ответ #19 : Декабрь 30, 2013, 23:50:18 »
Мариинский-2 (Новая сцена)
8 января 20:00 2014 | среда
Концерт сводного детского хора России
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев
Режиссер концерта – Иркин Габитов

В программе:
хоровые произведения Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Георгия Свиридова, Александра Александрова, хоровые обработки песен Александры Пахмутовой, Исаака Дунаевского, Аркадия Островского, Юрия Чичкова, Дмитрия Кабалевского, Валерия Гаврилина, Ефима Подгайца, русских и украинских народных песен, хоровая музыка XVIII века
http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2014/1/8/2_2000/

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Итак, вот она детская хоровая сборная России!  http://www.youtube.com/watch?v=A6AhZER7qgA&feature=youtu.be    При всех может быть минусах исполнения. которые уже отмечают профессионалы, само действо просто грандиозно! Особенно песни в исполнении сводного хора под рук. В.Гергиева. А из регионов мне больше всего понравился хор южного округа под рук. В.Захарченко и менее всего хор учебных заведений дополнительного образования Москвы (рук. Т.Жданова).

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Жаль. что никого не заинтересовало предыдущее сообщение о концерте сводного хора России в новой Мариинке. Впрочем какие-то обсуждения ведутся в ЖЖ, Вконтакте. Удивительно. но нашлись люди, которых напугал сам факт такого огромного количества поющих детей. Может быть почуяли известный идеологический момент? Так сказать. намек на желание возродить могучую державу? В таком случае почин Гергиева ценен вдвойне.
Высказывались также мнения. что у Гергиева нет опыта работы с песенным репертуаром, и поэтому темпы некоторых песен ("Хор хороший", "Герои спорта") были неоправданно загнаны, ушла тонкость нюансировки. Отмечалась также не хоровая манера дирижирования Гергиева. Мне кажется, что в данном случае это не столько важно. Все песни, исполняемые тысячным хором в целом прозвучали достойно. впечатляюще, наполненным звуком. создавая впечатление хорового монолита.
Что же касается регионов, то тут впечатление неоднозначное. Во многом связанное с тем обстоятельством. что далеко не везде на местах происходил конкурсный отбор коллективов за право участвовать в таком ответственном мероприятии. Скорее всего. подобное произошло и в Москве, судя по уровню (ниже среднего) выступления  хора учебных заведений дополнительного образования г. Москвы под руководством Т.Ждановой. Можно конечно же возразить - сроки поджимали, на местах нет актива, который бы просматривал. отбирал. контактировал с коллективами. принадлежащими разным ведомствам (культура. образование). Все это понятно, но будут ли учтен этот момент в дальнейшем. сказать трудно.
И конечно же, многих волнует вопрос. какова дальнейшая судьба хоровой "сборной" России? Не закончится ли ее существование с окончанием Олимпиады, под которую и был создан этот "проект"? Не исключен и такой поворот. Хотя, думаю, власти, думаю, не могут не понимать, что подобная "витрина" (выражение -В.Минина) может быть украшением любого торжественного мероприятия, праздника (к примеру того же Дня Победы). Понятно, что тут встанет вопрос репертуара (ранее подобный "витринный" детский коллектив БДХ дал путевку в жизнь многим песням Пахмутовой, Чичкова, Шаинского, Крылатова), потому что написанные в последнее время песни для детей никак не могут составить конкуренцию советским песням (что также наглядно было продемонстрировано не только сейчас. но и летом в Москве на Красной площади и в Петербурге у Исаакия).
Ну, а повседневную работу возрождаемого хорового общества с повестки для никто не снимает. Но удастся ли пробить идею с введением в школах урока пения, пока не ясно.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
http://tvkultura.ru/video/show/episode_id/962824/video_id/965654/brand_id/20918/
Развговор на канале "Культура" о возрождении хорового общества, детском хоре России, вопросах музыкально-эстетического воспитания в целом. Участвуют: П.Пожигайло, Г.Дмитряк, А.Петров

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Re: Возрождается Всероссийское хоровое общество
« Ответ #23 : Февраль 06, 2014, 21:09:47 »
И вот еще новость. На материале деятельности Всероссийского хорового общества защищена диссертация. http://www.rostcons.ru/assets/ref-disser/ref-shapova.pdf Пока посмотрел бегло и поэтому не могу детально изложить свое мнение, но ясно, что работа нужная и своевременная. Ценно вдвойне, что диссертант документально воспроизводит плодотворную культурную деятельность того периода жизни нашей страны, который вот уже более 25 лет всячески пытаются опошлить,  принизить, дискредитировать. Нельзя сбрасывать со счетов и забывать ценный опыт предшественников.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 341
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Возрождается Всероссийское хоровое общество
« Ответ #24 : Декабрь 16, 2014, 22:30:47 »
Рыбинск ждет тысячеголосый фестиваль

http://ryb.ru/2014/12/16/37634

В течение четырех дней, с 18 по 21 декабря, в Рыбинске пройдет IX Рыбинский международный хоровой фестиваль. Грандиозный певческий праздник – это дань памяти Владиславу Геннадиевичу Соколову – выдающемуся музыканту, композитору, народному артисту СССР, лауреату Государственных премий, профессору Московской консерватории, нашему земляку.

Впервые большой хоровой праздник на рыбинской земле состоялся в 1988 году при участии хора под управлением самого В.Г. Соколова, напоминают в пресс-службе администрации города.

Инициатором и организатором фестиваля является Творческое объединение детских и юношеских хоров «Соколята» гимназии №18 имени В.Г. Соколова при поддержке Всероссийского хорового общества, Правительства Ярославской области, Администрации городского округа город Рыбинск и Рыбинской Епархии.

По традиции фестиваль патронируют выдающиеся фигуры в мире культуры и искусства, общественные деятели. В этом году миссия Президента фестиваля возложена на исполнительного директора Всероссийского хорового общества Павла Пожигайло, который посетит Рыбинск 18 декабря, примет участие в научно-практической конференции хормейстеров и учителей музыки Ярославской области «Хоровое искусство в Ярославской области. Проблемы, развитие, поиски решения» и торжественно откроет хоровой фестиваль в ДК «Авиатор».

Рыбинский фестиваль можно назвать поистине тысячеголосым. В нем примут участие более 1000 хористов из Рыбинска, Ярославля, Москвы, Конаково, Саранска, Череповца, Костромской и Ивановской областей. Среди участников – певческие коллективы мирового уровня: Хор «Русский канон» Московского университета культуры и искусства, Полифонический хор под руководством Олега Кузнецова (г. Москва), Академический камерный хор Государственной филармонии Костромской области, Ансамбль «Друзья» Хоровой школы мальчиков и юношей (г. Конаково), Смешанный хор Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова.

19 декабря для участников фестиваля мастер-класс «Стили в хоровой музыке» даст дирижер Московского театра «Новая опера» им. Е. Колобова, главный приглашенный дирижер Красноярского театра оперы и балета, дважды лауреат национальной премии «Золотая маска» Дмитрий Волосников.

Фестиваль нацелен на максимальную и всеохватную пропаганду хорового искусства среди рыбинцев, а главное – среди молодежи. Поэтому наряду с профессионалами высшей пробы на сцену поднимутся начинающие, самые юные хористы. Впервые после многолетнего перерыва возрождается традиция выступлений сводных хоров детских музыкальных и средних общеобразовательных школ города.
Che mai sento!