Автор Тема: Георгий Свиридов (1915-1998), выдающийся русский композитор  (Прочитано 60548 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 475
    • Русское исполнительское наследие на CD
Каждый раз, перечитывая эту книгу дневников Свиридова "Музыка как судьба", все время думаешь о том, что бы он написал про сегодняшнее время.

"Большой театр должен быть театром по-настоящему большого масштаба. А он превращен в своем ядре в маленький, однообразный, НЭПовский коллектив типа театра Мейерхольда, созданный для постановочных экспериментов одного режиссера. Театр перестал быть театром, прежде всего, национальной оперы и превратился в разбухший эклектический организм, невысокого художественного вкуса...

Чего только стоят некоторые оперы или балеты, идущие на сцене Б.[олыпого] Т.[еатра], в которых великие, глубочайшие произведения русской и зарубежной литературы обращены в рыночную дешевку"

Это написано в 1981 году! Хорошо, что он не видел нынешний БТ -  с "Детьми Розенталя",  с откровенно кощунственными постановками классических русских опер.
« Последнее редактирование: Ноябрь 12, 2012, 11:28:15 от Максим »

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
В Курск приедет Елена Образцова
 http://kursk-izvestia.ru/kultura/v-kursk-priedet-elena-obrazcova.html


Всемирно известная певица 1 декабря выступит на фестивале Георгия Свиридова.

Образцова выступала в театрах «Ла Скала» и «Метрополитен-опера». Покорила Нью-Йорк, Париж, Лондон и другие города. И, пожалуй, такой взлёт карьеры стал возможен благодаря совместной работе с нашим земляком Георгием Свиридовым. Именно этой певице он посвятил «Десять песен на стихи Александра Блока», специально для неё писал «Отчалившую Русь». А завтра одна из лучших оперных звёзд приедет почтить память композитора на фестивале его имени. Днём Образцова возложит цветы на его могилу, а вечером споёт для ценителей творчества Свиридова. Концерт начнётся в областной филармонии в пять часов вечера.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
12 ФЕВРАЛЯ
ЧЕТВЕРГ
РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
19.00

Георгий Свиридов. Фестиваль К 100-летию со дня рождения композитора

Камерно-вокальные сочинения

http://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=141203
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Праздник композитора и певицы

24.02.2015 11:34,  Александра ДРУГОВСКАЯ

Наступивший 2015 - год 100-летия со дня рождения выдающегося композитора современности, нашего земляка  Георгия Васильевича Свиридова. Большой потерей для мировой, отечественной культуры в начале этого года стал уход из земной жизни великой оперной певицы Елены Васильевны Образцовой. Их связывали тесные творческие узы. Об этом наш рассказ.

http://gazetakursk.ru/istoki/11401-prazdnik-kompozitora-i-pevitsy.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
КАК МАЛО НОТ, КАК МНОГО МУЗЫКИ…

Шестой сезон петербургских Великопостных концертов, проводимый в рамках просветительского фестиваля «Академия православной музыки», 20 февраля открыл вечер из произведений Георгия Свиридова. Этот концерт стал одним из первых посвящений 100-летию со дня рождения композитора, которое будет отмечаться в декабре нынешнего года.

Иллюстрации к пушкинской «Метели» и «Поэму памяти Сергея Есенина» исполнили хор и оркестр Академической капеллы Санкт-¬Петербурга под управлением художественного руководителя и главного дирижера Владислава Чернушенко.

– Владислав Александрович, вы более тридцати лет общались с Георгием Свиридовым. С чего начиналось ваше многолетнее творческое сотрудничество?

– Раньше, чем с самим Георгием Васильевичем, я познакомился с его музыкой, а встретились мы в конце 70-х. В 1982 году вместе осуществили запись «Пяти хоров на стихи русских поэтов» и «Трех хоров к трагедии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович». Это были духовные хоры, и удивительно, что они впервые прозвучали в спектакле в 60-е годы, когда духовная музыка была практически под запретом. Наша грампластинка получила первый приз на Всесоюзном конкурсе. Но самое главное – в процессе записи мы очень много общались. Это оказало огромное влияние на нашу дальнейшую совместную работу над исполнением других сочинений композитора.

Для Георгия Васильевича рождение мелодий было всегда напрямую связано со словом, с глубочайшим сокровенным смыслом, заложенным в нем. Слово, собственно, и рождало музыкальную интонацию. Интонирование слова стояло во главе угла всего творчества. Возможно, кому-то это не нравилось, потому что было очень сложно следовать столь высоким требованиям мастера. Кто-то его настойчивость воспринимал как придирчивость, но на самом деле его просто необычайно ранило несовпадение между звучанием его сочинения и внутренним смыслом, заложенным в нем. Для нас эта школа стала очень важной.

Читайте далее http://gazetaigraem.ru/a4201503
Che mai sento!

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
«Литературная газета» объявила сбор подписей в поддержку идеи установки в Москве памятника Г.В.Свиридову.
Поддержать идею можно, подписав соответствующую петицию1 на ресурсе change.org :  https://clck.ru/9Uaju

--------------------------
1 Тем, кто относится скептически к подобным действиям, могу сообщить, что мне уже приходилось подписывать подобные петиции. В т.ч. в свое время подписала петицию в поддержку проекта закона о запрете ГМО. Петиция была организована д.б.н И.Ермаковой. проводившей эксперименты по ГМО,  на крысах и получившей крайне негативные результаты. Та петиция действие возымела: https://clck.ru/9Uaju

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 154
25 ноября X Международный фестиваль оперного искусства «Басы XXI века» откроется концертом-посвящением композитору Георгию Свиридову

http://www.niasam.ru/Kul_tura/----noyabrya-X-Mezhdunarodnyj-festival-opernogo-iskusstva--Basy-XXI-veka-otkroetsya-kontsertom-posvyascheniem-kompozitoru--Georgiyu-Sviridovu-64057.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 154
Торжества к 100-летию композитора Георгия Свиридова стартуют с фестиваля "Покровская осень" в Новосибирской филармонии. Именно здесь демобилизованный в 1941 году композитор написал "Песни странника" — мировая премьера их оркестровой версии прозвучат 14 октября.

http://www.kommersant.ru/doc/2815721
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Как раз наоборот, это Патетическую ораторию редко играют (по идеологическим соображениям), а вот другие произведения Свиридова - см. концерты этого сезона на сайте Московской филармонии: http://meloman.ru/search/?q=%D1%81%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2
Как можно увидеть там есть и концерт из цикла "Воскресные дневные семейные концерты", который называется "А.С.Пушкин — Г.В.Свиридов. Моноспектакль «Метель»,
Антонина Кузнецова (художественное слово)
Симфонический оркестр радио «Орфей»
Дирижер – Денис Кирпанев
21 февраля 2016, начало в 14:00
см. http://meloman.ru/concert/aspushkin-gvsviridovmonospektakl-metel/

А вот с музыкой Гаврилина в Московской филармонии дела обстоят похуже.

Я довольно давно хотела послушать досконально знакомый с детства цикл (наверное, и у меня была пластинка с записью "Метели" п/у Федосеева), но увидела в афише только в этом году и сразу пошла - зато на эталон, т.е. на Федосеева :) Может быть, плохо следила за афишами... Для меня музыка Свиридова к "Метели" - это одно из самых ярких по выразительности произведений, когда мелодии рисуют готовый зрительный образ.
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 494
Московская консерватория 19 ноября проведет в Большом зале концерт, посвященный 100-летию со дня рождения композитора Георгия Свиридова, сообщили «Ленте.ру» организаторы. Центральным событием вечера станет первое исполнение его цикла «Отчалившая Русь» для тенора, детского хора и оркестра русских народных инструментов.

Вокальный цикл «Отчалившая Русь» на стихи Сергея Есенина — одно из самых значительных произведений Свиридова. Композитор определял его как «поэму в двенадцати песнях» и причислял к лучшим из своих сочинений, которые отличает, по его словам, «мелодическая яркость, богатство и чистота гармонии». Тексты Есенина, написанные в период с 1914 по 1920 годы, включают размышления о родине и роли поэта в ее судьбе.
 Далее http://lenta.ru/news/2015/11/10/sviridov/

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ощущать себя в столетиях

Диалог академика Д.С. Лихачева и композитора Г.В. Свиридова
«Курская правда» продолжает публикацию материалов о жизни и творчестве Георгия Свиридова в рамках совместного с комитетом по культуре Курской области проекта, посвященного 100-летию великого русского композитора

http://www.kpravda.ru/article/culture/035571/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

16 декабря музыкальный мир отмечает 100-летний юбилей выдающегося российского композитора XX столетия – Георгия Свиридова (1915-1998).

Из наиболее известных произведений композитора можно назвать Вальс к фильму «Метель» (1964) и знаменитая сюита «Время, вперёд!» (1965), фрагмент которой продолжительное время использовался в заставке информационной программы «Время».

Стиль написания музыки Свиридовым значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, но также, заметно внимание композитора и к музыкальному языку немецкого композитора Пауля Хиндемита, современника Свиридова. С середины 1950-х годов Георгий Свиридов обрёл свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер.

Музыка Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный, оснащённый мировым опытом национальный характер высказывания.

Месяц назад в Музыкальной гостиной Музыкального театра состоялся концерт приуроченный к юбилею Георгия Свиридова, где ведущий бас оперной труппы Роман Улыбин исполнил романсы композитора: http://stanmus.ru/event/52800. А 29 ноября Роман Улыбин исполнил сольную партию в «Патетической оратории» Свиридова, которая прозвучала на сцене Волгоградской филармонии под управлением Николая Хадзинского: http://volgogradfilarmonia.ru/afisha/afishi/724-sviri... 16 декабря ведущий тенор Музыкального театра Николай Ерохин принял участие в праздничном Гала-концерте в честь юбилея композитора на сцене Большого зала Московской консерватории им. П.И.Чайковского:
http://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=143870.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«В противовес хаосу мира»

16.12.2015
Большой театр объявил 16 декабря днем музыки Георгия Свиридова В этот день сто лет назад родился великий русский композитор Георгий Васильевич Свиридов. Театр отмечает юбилей тремя разножанровыми концертами, которые все состоятся в один день. Идейным вдохновителем проекта стал маэстро Александр Ведерников.

«Я хочу создать миф: "Россия". Пишу все об одном, что успею, то сделаю, сколько даст Бог».
Георгий Свиридов

«...В бурные времена возникают особо гармоничные художественные натуры, воплощающие в себе высшее устремление человека, […] к внутренней гармонии человеческой личности в противовес хаосу мира... Эта гармония […] соединена с пониманием и ощущением трагичности жизни, но в то же время является преодолением этого трагизма». Эти слова сказаны Свиридовым о Пушкине, однако можно с полным правом отнести их и к самому композитору. Начиная с первых сочинений (Шесть романсов на стихи Пушкина, 1935 г.) творчество Свиридова предстает на редкость гармоничным и цельным. С другой стороны, все трагические потрясения эпохи получили в нем своеобразное, но необычайно глубокое преломление – через тему одиночества, отчаяния человеческой души перед лицом хаоса... Неразрывно связанная с национальными, идущими из глубины веков традициями русской культуры, музыка Свиридова всегда воспринималась по-настоящему современной. Быть может, в этом и разгадка того столь быстрого отклика, столь широкой (и устойчивой!) популярности, которую она находила у слушателей и музыкантов.

На протяжении всей жизни магистральной линией творчества Свиридова оставалась вокальная музыка. Судьба одарила композитора необыкновенным поэтическим чутьем, способностью раскрывать в музыке миры самых различных, порой противоположных поэтических индивидуальностей (Пушкина, Блока, Есенина, Некрасова, Исаакяна, Маяковского, Пастернака, Шекспира, Бернса и многих других). Свиридов к тому же овладел всеми тайнами вокального искусства, секретом «пропевания» человеческого слова.

Его работа с певцами могла полностью преображать исполнителей, которые уже никогда не забывали этих великих уроков. «Когда мы стали работать, я поняла, что петь свиридовскую музыку очень трудно, – вспоминала Елена Образцова. - На вид это очень простая музыка, но простота ее обманчива. Народная распевность сочетается с изысканностью[…] Музыка Свиридова заставила меня искать совершенно новую манеру исполнения, совершенно новую манеру звукоизвлечения даже, новые краски в голосе…».

Автор свыше ста романсов и песен, Свиридов испытывал не менее сильную тягу «к хору, к хоровому пению, к соединению душ в звуках, в совместной гармонии». Именно хоровой концерт и откроет своеобразный марафон музыки Георгия Свиридова в Большом.

Его откроют три хора из музыки к драме А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», написанной в 1973 г. для спектакля Малого театра. Постановка Бориса Равенских с участием ведущих актеров прославленного театра (Иннокентия Смоктуновского, Евгения Самойлова, Виктора Коршунова и других) вошла в золотой фонд русского театра. Музыка Свиридова написана на тексты православного обихода с частичным использованием знаменных распевов из рукописей Федора Крестьянина (XVI век). Как писала музыковед Марина Рахманова, «дух Древней Руси оживает в «Молитве» и «Покаянном стихе», вдохновленных рахманиновскими хоровыми фресками, в мелодии хора «Любовь святая», напоминающей о столь излюбленных нашей древней литературой образах «мудрых жен».

Завершит концерт кантата «Курские песни» на народные тексты (1964 г.) во второй авторской редакции для хора и инструментального ансамбля. Здесь источником вдохновения композитору служил песенный фольклор родного края. «Часто я вспоминаю свою родину - Курский песенный край. […] До пятидесятых годов (как я знаю) хранились в памяти народных певиц и певцов, передаваемые изустно, из поколения в поколение дивные, старинные напевы. Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая радость - слушать их. […] Теперь уже так не поют. Жизнь - неумолима!» Музыка Свиридова сохранила нам необычную красоту этих напевов; авторская индивидуальность здесь почти растворена в художественной огранке народных песен, объединенных сюжетом трагической женской судьбы.

Программу концерта дополнят два хора из кантаты «Пушкинский венок», написанной к 180-летию со дня рождения поэта («Зорю бьют» и «Восстань, боязливый»), два хора из цикла «Пять хоров на слова русских поэтов» (1958 г.), в котором композитор успешно опробовал жанр хоровой музыки a’capella («Табун» на стихи Сергея Есенина и «Повстречался сын с отцом» на стихи Александра Прокофьева), а также грандиозная хоровая фреска «Странное рождество видевшее…» из последнего хорового цикла Свиридова – «Песнопения и молитвы» (1998 г.), который подводит итог его масштабному творческому пути.

Хором Большого театра дирижирует его руководитель, народный артист России Валерий Борисов.

Редко исполняемая камерная инструментальная музыка Свиридова прозвучит во втором концерте в Бетховенском зале. Его откроет фортепианная соната, сочиненная в 1944 г. Композитор в то время находился с Новосибирске вместе с эвакуированной Ленинградской филармонией. Подобно Фортепианному трио его учителя (Дмитрия Шостаковича), соната посвящена памяти выдающегося музыковеда Ивана Соллертинского, чья внезапная кончина потрясла молодого автора. Впервые соната прозвучала в авторском исполнении в уже освобожденном Ленинграде.

Законченное год спустя Трио для фортепиано, скрипки и виолончели стало одним из лучших произведений раннего периода творчества композитора. В трио ощутимы следы влияния Шостаковича, и, тем не менее, оно обнаруживает яркую индивидуальность свиридовского почерка. За него автор был удостоен своей первой Государственной (Сталинской) премии - I степени.

Соната и Фортепианное трио Свиридова прозвучат в исполнении одного из лучших российских пианистов молодого поколения – лауреата более двадцати всероссийских и международных конкурсов и премии «Diapason d’Or» Андрея Коробейникова, а также заслуженного артиста России, неоднократного лауреата премий «Echo klassik», «Diapason d’Or» и «Gramophone» виолончелиста Александра Князева и британской скрипачки русского происхождения, выпускницы школы им. И. Менухина и Лондонского Королевского колледжа музыки Дуни Лавровой.

В 1944 г. была написана и первая редакция вокального цикла «Из Шекспира» (Семь стихотворений для голоса в сопровождении фортепиано), к которому Свиридов опять вернулся в 1960 г. Цикл объединил написанную ранее музыку к пьесам (песни Яго и Дездемоны из «Отелло», могильщика из «Гамлета», шута из «Двенадцатой ночи»), также композитор добавил в него стихотворения Шекспира «Людская неблагодарность» и «Зима». Этот цикл дает начало своеобразной «английской» линии в творчестве Свиридова, которую продолжили затем песни на стихи Роберта Бернса.

Завершится камерный концерт одним из самых необычных вокальных циклов Свиридова – «Петербургскими песнями» на стихи Александра Блока. (Впервые он был исполнен в 1969 г. в Малом зале Московской консерватории замечательными певцами - Галиной Писаренко, Еленой Образцовой, Евгением Кибкало и Александром Ведерниковым). Блок (наряду с Есениным) – один из поэтов, вдохновлявших Свиридова на протяжении всего творческого пути (первые блоковские романсы были написаны еще в студенческие годы, вокальная поэма «Петербург» будет закончена в 1995 г.). В этом цикле композитор воспевает «маленького человека», жителя подвалов и чердаков, задавленного тяжким трудом и беспросветным мраком жизни. Четыре солиста объединяются в квартет в одной из кульминаций цикла («На Пасхе»), в финальной песне («Мы встретились с тобою в храме») голосу аккомпанирует трио фортепиано, скрипки и виолончели.

В исполнении вокальных циклов примут участие солистка оперной труппы Большого, заслуженная артистка России Елена Манистина (меццо-сопрано), приглашенные солисты театра – Василий Ладюк (баритон) и заслуженный артист России Петр Мигунов (бас), а также артистка Молодежной оперной программы Кристина Мхитарян (сопрано).

Завершит концертный марафон большой концерт на Исторической сцене с участием симфонического оркестра и хора Большого театра. В качестве «увертюры» прозвучит Вступление к сюите из музыки к кинофильму «Время, вперед!», получившее широкую популярность еще в советские годы благодаря заставке к телевизионной программе «Время».

«Маленький триптих» (1964 г.) - одно из немногих сочинений Свиридова для симфонического оркестра. Глубоко связанный с вокально-хоровой линией творчества композитора (оркестровые тембры сопоставляются друг с другом аналогично хоровому письму), триптих напоминает об эпической традиции русской музыки, идущей от Бородина, Римского-Корсакова, Калинникова и Рахманинова. Его три части словно воссоздают тот прекрасный и трагический образ Родины, какой предстает в бессмертных строках Блока:

Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной -
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -
Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...

«Патетическая оратория» на слова Владимира Маяковского (1959 г.) стала одним из самых значительных достижений композитора в этом жанре. Удостоенная Ленинской премии, она получила как официальное, так и широкое общественное признание. Свиридову (как и Прокофьеву в «Здравице») удалось далеко превзойти стандартные образцы «датских» произведений советских композиторов на революционную тематику, искренне «прочесть» и постичь стилевое своеобразие стихов Маяковского. Сегодня некоторые страницы оратории («Разговор с товарищем Лениным») невольно слушаются по-другому. С неожиданной остротой раскрывается в музыке трагизм гибели старой России («Рассказ о бегстве капитана Врангеля»), но с той же торжественностью гудят для нас «солнечные» колокола в финале («Солнце и поэт»), раскрывающем сквозную для Свиридова тему Поэта и его пророческого призвания.

Сольные партии в «Патетической оратории» исполнили заслуженная артистка России Елена Манистина (меццо-сопрано) и лауреат международных конкурсов, солист театра «Русская опера» Дмитрий Григорьев (бас). За пульт симфонического оркестра и хора Большого театра встанет его музыкальный руководитель в 2001-2009 гг., художественный руководитель проекта «День музыки Георгия Свиридова» Александр Ведерников.

http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/announce/sviridov-100/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Что мне дорого в поэзии?»

«Что мне дорого в поэзии? - высокое, благородное движение души». Камерной вокальной лирике замечательного композитора будет посвящен концерт, который станет преамбулой к Дню музыки Георгия Свиридова, назначенному непосредственно на день рождения. Этот концерт (он состоялся15 декабря) – дань памяти мастера артистов Молодежной оперной программы Большого театра.

Открыли концерт две лирические песни – элегический пейзаж «Осенью» на стихи Михаила Исаковского (1958 г.) и «Сибирская песенка» (1936 г.), один из первых вокальных опусов Свиридова на стихи Ильи Сельвинского.

Три романса на стихи Аветика Исаакяна (1949 г.) стали первым обращением молодого композитора к творчеству выдающегося армянского поэта. Если первые два («Страдания любви» и «Черный взор») отчасти продолжают линию классического русского «восточного романса», то «Изгнанник» открывает важнейшую для Исаакяна тему - трагической судьбы Армении, изгнанничества тысяч ее сыновей (этот образ Свиридов полностью раскроет в последующем вокальном цикле «Страна отцов» на стихи того же поэта). Родина предстает в образе старой матери, поющей колыбельную далекому сыну, как заклинание звучат слова ее молитвы «Пусть поможет Господь тебе, мой бедный изгнанник, мой сын…».

Затем прозвучал цикл песен на стихи Роберта Бернса (1953 г.). Еще в 1944 г. Дмитрий Шостакович, сочинив цикл песен на стихи английских и шотландских поэтов, обратил внимание своего ученика на поэзию Бернса. В начале 1950-х гг. стихи знаменитого шотландца были изданы в переводе Самуила Маршака. Свиридов хорошо знал выдающегося поэта и переводчика и сразу заинтересовался его работой. Первой, буквально «сымпровизированной» в январе 1953 г., песней стала «Честная бедность», которой, в итоге, предстояло занять завершающее место в этом цикле. Остальные восемь были написаны в течение месяца. Свиридов вспоминал, как впервые показывал свой цикл дома у Шостаковича: «Я сыграл с удовольствием и ждал, что скажут. Рукопись осталась незакрытой. Дм.Дм. взял последнюю страницу, закрыл ее и сказал: «Одна лучше другой. Пошли обедать!» Это было благословением». В дальнейшем учитель Свиридова высказывался о цикле на стихи Роберта Бернса как о великом произведении – таком, какие появляются «не каждый год, может быть, не каждые десять лет». Успешной была и публичная премьера песен, состоявшаяся в ноябре 1955 г. в Малом зале Ленинградской филармонии (пел Ефрем Флакс, которому аккомпанировал сам автор).

Второе отделение отдано вокальным циклам на стихи Сергея Есенина. Из всех русских поэтов Есенин был, пожалуй, наиболее близок мироощущению Свиридова. Долгие годы его поэзия находилась под фактическим запретом в СССР и была «реабилитирована» только в 1956 г. Тогда ее и открыл для себя композитор, создав камерный цикл «У меня отец крестьянин» и масштабную вокально-симфоническую «Поэму памяти Сергея Есенина». Раскрытые в этих произведениях образы уходящей в небытие «исконной», крестьянской России, размышления о подлинном предназначении творца были продолжены в следующих вокальных циклах.

Кантата «Деревянная Русь» для солиста, хора и оркестра, объединившая четыре стихотворения, была закончена в 1964 г. и почти сразу же переработана для камерного «состава» - солиста и фортепиано (премьера второй редакции состоялась в Москве с участием Алексея Масленникова и Анатолия Ведерникова). Циклу предпослан есенинский эпиграф «О Русь моя!... Деревянная Русь!» Музыке этой «маленькой кантаты» (по определению автора) присущ камерный, интимно-лирический характер. Композитор словно любуется исчезнувшими, но сохранившимися в живой народной памяти светлыми картинами «деревянной Руси».

Совсем другой, эпический облик присущ циклу «Отчалившая Русь» (1977 г.), который Свиридов назвал «поэмой в двенадцати песнях для голоса и фортепиано». Он отобрал стихотворения Есенина 1914-20 гг., а также фрагменты из поэм «Пришествие» и «Сорокоуст». Название всему циклу дала «Отчалившая Русь» - первая часть большого стихотворения «Иорданская голубица».

Именно в «Отчалившей Руси» тема «Поэт и Родина», проходящая через все творчество Свиридова, получает наиболее полное воплощение. Образный мир этой вокальной поэмы раскрывается постепенно – от пейзажной лирики первых песен, через поэтически-религиозную символику скачущей лошади, Руси-птицы, апостола Петра и Иуды к картинам гибели и разрушения и, наконец, к торжественно-гимнической колокольности финала, воспевающего (по словам композитора) «бесконечную веру в Родину, в ее лучшие, духовные, творческие силы».

Работая над «Отчалившей Русью», композитор стремился создать «поистине русскую музыку — новую, светлую, кристально чистого стиля», сравнивая ее с большой иконописной фреской и отмечая исключительную трудность для исполнителя, «который в течение получаса должен приковывать внимание слушателей к своей речи, к своему непрерывному напряженному монологу». Первоначальной редакцией сольной партии для тенора автор остался недоволен и переработал ее для низкого женского голоса. Подлинной премьерой «вокальной поэмы» стало исполнение Елены Образцовой в сопровождении автора в Большом зале Московской консерватории в апреле 1983 г.

В концерте приняли участие пятнадцать молодых артистов – участников Молодежной оперной программы Большого театра: Анастасия Барун, Василиса Бержанская, Марта Данусевич, Руслана Коваль, Екатерина Морозова (сопрано), Евгения Асанова (меццо-сопрано), Павел Валужин, Богдан Волков, Арсений Яковлев (тенора), Александр Киреев, Илья Кутюхин, Константин Сучков (баритоны), Годердзи Джанелидзе, Александр Рославец и Даниил Чесноков (басы). Партию фортепиано исполнят концертмейстеры, участники Молодежной программы Елена Бурова и Елизавета Малашенко.

Программа концерта подготовлена под руководством пианиста-концертмейстера, профессора Таллинской музыкальной академии, члена жюри международных фортепианных и вокальных конкурсов Ильи Ивари (Эстония).

http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/beethovenhall/chto-mne-dorogo-v-poezii-/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВ: ПОКА У ЛЮДЕЙ ОТ МУЗЫКИ СЛЕЗЫ НА ГЛАЗАХ, МЫ ЕЩЕ НЕ ПРОПАЛИ

http://tsargrad.tv/article/vladimir-fedoseev-poka-u-ljudej-ot-muzyki-slezy-na-glazah-my-eshhe-ne-propali

Великий русский дирижер дал большое интервью +Царьграду+ в преддверии юбилейных столичных концертов

100 ЛЕТ СВИРИДОВУ

- Поговорим о еще одном великом русском композиторе, Георгии Васильевиче Свиридове. 16 декабря ему исполняется 100 лет. У Вас состоится два концерта, приуроченных к этому событию, 16 и 19 декабря, под общим названием «Россия – лирическая величина». Почему Вы выбрали такое название?

-  «Лирическая величина» – это открытость русской души. Я, например, к любому человеку отношусь открыто, с любовью, как Бог завещал. И яркий пример такой лирической души – это Свиридов, с которым я очень хорошо и долго был знаком, и много получил от него мудрых, ценных советов. Это человек, можно сказать, последний из ушедшей традиции великих русских музыкантов, таких как Мусоргский, Бородин… К сожалению, он недостаточно в наше время оценен, поскольку, как говорят, у него «очень мало нот». Но у него много музыки! У Моцарта тоже было мало нот, но тем сложнее его играть. Свиридова очень сложно играть.

В мире существует три композитора, музыка которых играется на улице – нищими, калеками, просящими милостыню под эту музыку. Это Верди, музыка которого уже стала народной – «Сердце красавицы склонно к измене», ее знает каждый, хотя не всегда знает, из какой оперы. Это Моцарт – его «Турецкий марш» тоже исполняют. И это Свиридов! В переходах, в метро играют «Метель» – на балалайке, на баяне. Спрашиваю: «А знаете, что это?» – «Нет, но я знаю, что эту музыку любит народ». Это народные композиторы! Вообще, любое искусство зиждется на народном искусстве – особенно литература и музыка.

- В творчестве Свиридова прослеживается сильное влияние русской народной музыки, его связь с традицией, с корнями русской культуры. Насколько вообще, на ваш взгляд, важно возрождение и продолжение фольклорных традиций в современном искусстве?

- В фольклоре – сердце всей классической музыки! Я и сам произошел от народного искусства. Мои родители не были великими музыкантами, но я начинал с изучения фольклора, и для меня это был путь великого учения. Если бы я это упустил – я бы не смог ничего сказать. Поэтому я благодарен судьбе и своим родителям, которые меня определили в народное искусство. Я вам приведу пример: Сергей Яковлевич Лемешев, великий русский певец, с которым я тоже был близко знаком, как-то сказал, что перед каждым «Евгением Онегиным» ездил к маме в Тверь, и она ему давала урок, как петь русские песни. И это понимали все великие наши певцы и музыканты.

Читайте полностью http://tsargrad.tv/article/vladimir-fedoseev-poka-u-ljudej-ot-muzyki-slezy-na-glazah-my-eshhe-ne-propali
Che mai sento!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 464
Романсы Георгия Свиридова в Бетховенском зале Большого театра
Тематические концерты артистов Молодёжной оперной программы Большого театра в Бетховенском зале уже стали привычны и собирают свою почти «абонементную» публику.

Естественно, широко отмечаемое в эти декабрьские дни 100-летие со дня рождения Георгия Васильевича Свиридова, его камерное романсовое творчество не могло остаться в стороне от новичков и старожилов Молодёжной оперной программы Большого театра. При всей личной симпатии и вере в серьёзность работы молодых певцов, именно на этот вечер 15 декабря шла с неким сомнением. Очень уж Свиридов не столько сложный вокально,  но эмоционально особый, не для всех открывающийся композитор, последний истинно русский по духу гений XX века.
Вёл концерт новый для Молодёжки «шеф-редактор», то есть педагог-репетитор – профессор Эстонской академии музыки Ивари Илья. Любителям камерной музыки со стажем не надо представлять этого талантливого концертмейстера, постоянного партнёра многих выдающихся певцов, от Ирины Константиновны Архиповой до Дмитрия Хворостовского. Вокальная лирика Свиридова в репертуаре Ивари Илья занимает важное место на протяжении нескольких десятилетий, его опыт общения с автором в 80–90-е годы прошлого века ныне бесценен.
Далее:
http://www.belcanto.ru/15122504.html

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 154
Мировая премьера симфонии Георгия Свиридова состоится в филармонии Иркутска

http://baikal-info.ru/mirovaya-premera-simfonii-georgiya-sviridova-sostoitsya-v-filarmonii-irkutska
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Симфония из 1937-го

Сергей Бирюков
из номера 069 за 23 Сентября 2016г.

Почему произведение великого Георгия Свиридова пряталось в бабушкином диване

Сегодня в Иркутской филармонии — событие мирового значения. Губернаторским симфоническим оркестром под управлением Илмара Лапиньша впервые после почти 80 лет безвестности будет исполнена Симфония великого русского композитора ХХ века Георгия Свиридова. Как случилось, что крупнейшая симфоническая работа одного из столпов русской музыки столетия, чьи мелодии, без преувеличения, сопровождают нас каждый день («Метель», «Время, вперед!»), едва не канула в Лету? И как это произведение, пережив множество передряг, оказалось в Сибири?

http://www.trud.ru/article/23-09-2016/1342176_simfonija_iz_1937-go.html
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 494
странная история

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Мировая премьера утерянной Симфонии Г. В. Свиридова!

Г.Свиридов. Симфония №1 ми минор - Мировая премьера!

Трансляция из концертного зала Иркутской областной Филармонии, 23 сентября 2016 года.
Исполняет Губернаторский симфонический оркестр, дирижер Илмар Лапиньш.
Источник - https://youtu.be/HyCeZef_uLI
Вступительное слово 2:10
Исполнение симфонии 8:20
Речь А.С.Белоненко, племянника Г.В.Свиридова 55:50
Статья "Симфония из 1937-го. Почему произведение великого Георгия Свиридова пряталось в бабушкином диване?" http://www.trud.ru/article/23-09-2016...
ОПАСНЫЙ СВИРИДОВ https://www.youtube.com/watch?v=xXTHe...
Иван Вишневский о том, почему в год 100-летия мастера творчество величайшего композитора и мыслителя XX века прячется от народа официальными СМИ и прозападной исполнительской "элитой", мировоззренческой триаде Свиридова "Русское язычество. Русское православие. Русский коммунизм" и о том, как современные музыканты продолжают свиридовские традиции.
Ведущий - Андрей Фефелов.

https://www.youtube.com/watch?v=pnH_tOuGMCo
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 154
В Петербурге впервые прозвучит симфония Свиридова, считавшаяся утерянной

Под эгидой Международного культурного форума в Петербурге 2 декабря будет впервые исполнена Первая симфония Георгия Свиридова, долгие десятилетия считавшаяся утерянной.

http://calendar.fontanka.ru/articles/4575/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 154
Свиридов такой молодой

Вульфов Алексей   

Сенсационные премьеры-открытия двух великих русских композиторов

http://www.lgz.ru/article/-50-6580-21-12-2016/sviridov-takoy-molodoy/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 154
Катарсис и вселенская катастрофа

Георгий Свиридов Моцарта не только ругал, но и хвалил, а Маяковского не только называл «фашистом», но и сравнивал с Державиным

Максим Артемьев

Георгий Свиридов. Музыка как судьба / Соcт. А.С. и В.С. Белоненко; 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Молодая гвардия, 2017. – 796 с. (Библиотека мемуаров «Близкое прошлое»).

http://www.ng.ru/non-fiction/2017-06-01/14_888_katarsis.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 154
В Курске стартовал музыкальный фестиваль имени Свиридова

http://nsn.fm/hots/v-kurske-startoval-muzykalnyy-festival-imeni-sviridova.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау