Автор Тема: 2008-04  (Прочитано 39149 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-04
« Ответ #50 : Май 04, 2008, 09:51:41 »
Номер ссылки| 2008043004
Тема| БТ, Бизе Ж. "Кармен"
Авторы| Ремчуков К
Заголовок| Темирканов изменил финальную сцену в премьерном спектакле. Чтобы "Кармен" вновь доставляла ему радость
Где опубликовано| Независимая газета
Дата публикации| 20080428
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2008-04-28/10_karmen.html
Аннотация|
 <...>
Темирканов, как главный приглашенный дирижер Большого театра, был очень огорчен. Я с ним беседовал после спектакля:– Как вы хорошо сегодня дирижировали. В какие-то моменты я чувствовал концертный уровень исполнения.– Знаете, у меня было хорошее настроение.– А почему?– Понимаете, я был так огорчен после первых двух дней, что даже не хотел приезжать из Петербурга. Мне не очень хотелось дирижировать сценой такого жестокого убийства. И мы переделали последнюю сцену: мы убрали всех зрителей, оставили Хосе и Кармен один на один. И Хосе покончил с Кармен одним ударом. Но драматизм восприятия от этого не уменьшился. Более того, был усилен безысходностью и фактически беззащитностью Кармен.Темирканову очень понравилась эта гуманистическая версия концовки. И от себя добавлю, что так бывает довольно редко, когда премьерный спектакль подвергается корректировке буквально на третий день исполнения. Но, на мой взгляд, он от этого не проиграл, а выиграл. И главный дирижер, Юрий Темирканов, вышел на сцену после спектакля (чего не сделал в первый день) и был удостоен большой овации.

<...>

В первом разделе финансирование в сфере поддержки творческой деятельности театра – новых постановок и специальных творческих мероприятий. Новые постановки Большого театра 2008 года – балет «Сильфида», опера «Кармен», балет «Пламя Парижа» (премьера в июле), опера «Сказание о Граде Китеже» (премьера в октябре), балеты Форсайта.
<...>
И третье событие произошло в субботу, когда попечительский совет провел внеочередное заседание на объекте – на стройке-реконструкции Большого театра. Были вице-премьер Александр Жуков, члены попечительского совета Виктор Вексельберг, я, Максим Викторов (новый член совета), Михаил Швыдкой. Мы провели на стройке почти три часа, в сапогах, в касках. Прошли по всему объекту, поговорили со строителями. Выяснилось, что произошла задержка с реконструкцией Большого театра почти на год. Главная причина в том, что после вскрытия штукатурки уровень аварийности оказался на 70% выше, чем планировалось до начала работ (то есть стандартные методы точечного вскрытия стен не позволяют получить адекватной картинки). Выяснилось, что здание готово сложиться со всех сторон в любую минуту. И целый год по уникальной российской технологии происходило создание каркаса, сплетения стальных корсетов вокруг всех опорных стен Большого театра при параллельном задавливании (именно задавливании, без единого удара, поскольку удары привели бы к обрушениям) более двух тысяч свай. С ноября происходит ежечасный мониторинг – осадки не произошло ни на один микрон. Как только выяснилось, что осадки нет, можно было начинать экскаваторные работы по вывозу грунта, поскольку сваи ушли на глубину двадцать шесть метров и коснулись твердого грунта, известняка, не подлежащего осадке. Эти работы потребовали 2 млрд. руб. Сейчас все идет четко в соответствии с графиком. Де-факто уже приступают к работе реставраторы. К декабрю общестроительные работы будут закончены, реставрационные – продолжены в полном объеме и начнется монтаж оборудования фирмы Bosh стоимостью 7 млрд. руб. Будет очень хорошая акустика, поскольку убрали бетонную деку, залитую в 1949 году к празднованию.

70-летия И.В.Сталина. Боялись, что диверсанты и шпионы просочатся в зал во время торжественного юбилейного заседания из-под земли и убьют вождя. Можно представить, насколько это бетонирование ухудшило акустику в Большом! После реконструкции звук на главной сцене страны будет уж точно лучше.

Сейчас стоит вопрос о внесении предложения в правительство об увеличении объемов финансирования для завершения работ по реконструкции и реставрации комплекса зданий Большого театра (куда помимо самого театра входят, например, важнейшие помещения мастерских, складские помещения и поликлиника). Попечители остались очень довольны увиденным.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-04
« Ответ #51 : Май 04, 2008, 09:55:30 »
Номер ссылки| 2008043005
Тема| Германия, Моцарт В.А,"Волшебная флейта"
Авторы|
Заголовок| "Волшебную флейту" Моцарта исполнили в берлинском метро
Где опубликовано| Сайт "Lenta"
Дата публикации| 20080427
Ссылка| http://lenta.ru/news/2008/04/27/flute/
Аннотация|

В субботу в Берлине состоялся премьерный показ авангардной версии оперы Моцарта "Волшебная флейта", передает агентство France Presse. Немецкий режиссер и дирижер Кристоф Хагель поставил оперу на территории строящейся станции "Бундестаг" берлинского метрополитена, сократив ее почти в полтора раза и поместив в современный контекст.Комический персонаж Папагено, в оригинале птицелов в птичьем оперении, у Хагеля превратился в бездомного представителя богемы, живущего на государственное пособие; Памина, возлюбленная Тамино, появляется в опере в образе типичной студентки, а Царица Ночи вооружена топором, и в помощницах у нее уборщицы, впоследствии превращающиеся в затянутых в кожу "доминатрикс".

Несмотря на это Хагель отрицает всякие обвинения в превращении оперы в абсурд. По его мнению, Моцарт не имел бы ничего против, к примеру, образа Папагено.

Хагель ранее уже предпринимал творческие эксперименты, поставив "Дона Джованни" в помещении электростанции, а "Волшебную флейту" в цирковом шатре. По его словам, площадка недостроенной станции метро привлекла его тем, что в поездах подземки происходит множество романтических знакомств.

Как отмечает агентство, это не первый случай, когда строительную площадку используют для художественной постановки. В 1996 году во время концерта на Потсдамской площади под музыку симфонического оркестра под управлением Даниэля Баренбойма двигались строительные краны.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-04
« Ответ #52 : Май 04, 2008, 10:05:23 »
Номер ссылки| 2008043006
Тема| Музыка, Персоналии Гергиев В.
Авторы| Муравьева И.
Заголовок| В такт победим! В воскресенье в Москве откроется VII Московский Пасхальный фестиваль
Где опубликовано| Российская газета
Дата публикации| 20080426
Ссылка| http://www.rg.ru/2008/04/26/gergiev.html
Аннотация|
 По традиции, сложившейся семь лет назад, в Пасхальное воскресенье в Москве будет звучать не только "малиновый звон", но и классическая музыка в исполнении маэстро Валерия Гергиева и Симфонического оркестра Мариинского театра.
<...>
Российская газета: Вы разве не попрощались в прошлом году с Роттердамским оркестром в качестве его главного дирижера?
Валерий Гергиев: Мне не хотелось так печально расставаться с Роттердамом. Там успешно идет мой ежегодный фестиваль, который я буду продолжать. Планирую повезти в Роттердам новую оперу Александра Смелкова "Братья Карамазовы", премьера которой состоится на фестивале "Звезды белых ночей". Мне сегодня важно знакомить мир с новыми или малоизвестными произведениями русской музыки. В предстоящие три месяца, начиная с Пасхального фестиваля и до окончания "Белых ночей", я буду много выступать в России и, наряду с произведениями Вагнера, Штрауса, Малера, Шенберга, буду, так же, как и на Западе, пропагандировать русскую классику и современную музыку.
Мы сейчас готовим в Мариинском театре сценическую версию "Очарованного странника" Родиона Щедрина, на Пасхальном фестивале исполним фрагменты "Ярославны" Бориса Тищенко и "Братьев Карамазовых" Смелкова. Это огромный и не бесполезный труд, выстраивающий картину русской музыки: от опер Глинки, Римского-Корсакова, Бородина до новейших сочинений.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-04
« Ответ #53 : Май 04, 2008, 10:10:24 »
Номер ссылки| 2007043007
Тема| Музыка, Персоналии Спиваков В.
Авторы| Нестерова З.
Заголовок| Кольцо из звезд. Оркестр Спивакова сыграл россиянам новую европейскую музыку
Где опубликовано| Новые Известия
Дата публикации| 200804
Ссылка| http://www.newizv.ru/news/2008-04-29/89443/
Аннотация|
 
Национальный филармонический оркестр России, возглавляемый Владимиром Спиваковым, всего за пять лет своего существования представил целую галерею премьерных исполнений разнообразных партитур отечественных и зарубежных композиторов. Апрельские концерты НФОР сполна продемонстрировали, что оркестр Спивакова занимает лидирующую позицию по части освоения неизвестной российским меломанам музыки.


Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-04
« Ответ #54 : Май 04, 2008, 10:14:24 »
Номер ссылки| 2008043008
Тема| Музыка,  НФОР
Авторы| Овчинников И.
Заголовок| Моцарт пришел по-английски
Где опубликовано|  Газета
Дата публикации| 20080428
Ссылка| http://gzt.ru/culture/2008/04/28/063022.html
Аннотация|

В московский концерт британской классики ХХ века включили Моцарта и Штрауса
В Светлановском зале Московского международного дома музыки состоялся концерт Национального филармонического оркестра России (НФОР), посвященный британской классике ХХ века - Уильяму Уолтону и Ралфу Воан-Уильямсу, в компании которых предстал сначала Вольфганг Амадей Моцарт, а под занавес - Иоганн Штраус. Дирижировал Джордж Клив.
 

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-04
« Ответ #55 : Май 04, 2008, 10:26:09 »
Номер ссылки| 2008043009
Тема| МТ, Пасхальный фестиваль, Персоналии Гергиев В.А.
Авторы| Фихтенгольц М
Заголовок| Русские волшебные сказки. Валерий Гергиев открыл седьмой Московский Пасхальный фестиваль
Где опубликовано| Время новостей
Дата публикации| 200804
Ссылка| http://www.vremya.ru/2008/74/10/202786.html
Аннотация|
Год от года открытие Московского Пасхального фестиваля -- мероприятия, как у нас любят говорить, государственной важности -- напоминает чинный церемониал, вроде смены караула у могилы Неизвестного солдата у Кремлевской стены: все рассчитано по минутам, и все всегда предсказуемо. Седьмой фестиваль, открывшийся в минувшее воскресенье, исключением не стал: сначала публика оживленно толкалась в фойе, ожидая окончания репетиции симфонического оркестра Мариинки (для которого репетиция привычно перетекает в концерт), затем были в меру скучные речи протокольных лиц, и только затем музыка, много музыки от Валерия Гергиева. Но то ли фестиваль был по счету уже седьмой, то ли все участники торжественного открытия уже устали от сложившихся традиций, но в какой-то момент устоявшийся ритуал дал осечку. Сначала Людмила Швецова, заменяющая Юрия Лужкова, забыла отчество маэстро Гергиева, за что зал наградил ее дружным гоготом, затем владыка Истринский Арсений, традиционно приветствующий собравшихся от Московской патриархии, удивил своей редакцией традиционного пасхального приветствия: выкрикнув в зал «Христос воскресе!» и получив в ответ «Воистину воскресе!», он, явно довольный услышанным, произнес «Спасибо!». 

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-04
« Ответ #56 : Май 04, 2008, 10:29:15 »
Номер ссылки| 2008043010
Тема| Музыка, Пасхальный фестиваль, Персоналии Гергиев В.А.
Авторы| Овчинников И
Заголовок| Поймать перо жар-птицы. Открылся VII Московский Пасхальный фестиваль
Где опубликовано| Газета
Дата публикации| 20080429
Ссылка| http://gzt.ru/culture/2008/04/29/061035.html
Аннотация|

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-04
« Ответ #57 : Май 04, 2008, 10:32:00 »
Номер ссылки| 2008043011
Тема| Музыка, Пасхальный фестиваль, Персоналии Гергиев В.А.
Авторы|
Заголовок| Фестиваль: до 9 мая в Москве дирижирует Валерий Гергиев .Седьмой Московский Пасхальный фестиваль открылся торжественной увертюрой Римского-Корсакова "Светлый праздник"
Где опубликовано| Независимая газета
Дата публикации| 200804
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2008-04-29/14_gergiev.html
Аннотация|

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-04
« Ответ #58 : Май 04, 2008, 10:40:12 »
Номер ссылки| 2008043012
Тема| Музыка, Персоналии Ростропович М
Авторы| Тимофеев Ю.
Заголовок|  Галина Вишневская:«Мне казалось, что Слава бессмертен»
Где опубликовано| Новые известия
Дата публикации| 20080429
Ссылка| http://www.newizv.ru/news/2008-04-29/89469/
Аннотация|
 
В воскресенье минул год с тех пор, как ушел из жизни Мстислав Ростропович, выдающийся музыкант и общественный деятель. Его супруга Галина Павловна Вишневская, тяжело пережив потерю мужа, несмотря ни на что, продолжает активно работать. Она сыграла главную роль в фильме Сокурова «Александра» и посвятила памяти Ростроповича свой II международный конкурс оперных артистов. Одна из главных фигур российской оперы все время занимается с учениками и даже живет в Центре оперного пения, чтобы не тратить время на дорогу домой. Накануне годовщины смерти Мстислава Леопольдовича Галина ВИШНЕВСКАЯ согласилась встретиться с корреспондентом «Новых Известий».
<...>
– А как же режиссерская фантазия?

– Я считаю, что в постановки классических опер, например «Евгения Онегина», вообще не нужно ничего вносить «от себя». Все мизансцены уже написаны в поэме Пушкина. Чем меньше режиссер будет морочить голову зрителям, тем лучше. Например, в сцене свидания Татьяны и Онегина Пушкин пишет: «…и задыхаясь, на скамью упала…» Гениально! Или их встреча в Петербурге на балу: «Кто там, в малиновом берете, с послом испанским говорит?» В одной строчке и костюм, и мизансцена. Я за то, чтобы «Евгения Онегина» вообще не трогали. Мне очень нравится наша постановка этой оперы: минимум декораций, певцы одеты в костюмы пушкинской эпохи и по возрасту соответствуют героям пушкинской поэмы. Они у нас выходят на сцену без грима и без париков. Гениальные сочинения нельзя трогать. Искажая их, мы обворовываем народ. Обворовываем духовно, это еще страшнее, чем украсть последние сбережения у старушки из-под матраса. На мой взгляд, это просто преступление. Из-за этого я перестала ходить в театр.
<...>

СПРАВКА

Оперная певица Галина ВИШНЕВСКАЯ родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде. Пережила блокаду. С 1944 года – артистка Ленинградского областного театра оперетты, затем работала в Ленинградской филармонии. В 1952 году стала солисткой Большого театра, где исполняла ведущие партии. Ее голос уникален – лирико-колоратурное сопрано обширного диапазона. Снималась в фильмах «Катерина Измайлова» (1966), «Провинциальный бенефис» (1993), «Александра» (2007). В 1959 году вышла замуж за Мстислава Ростроповича. В 1974 году вместе с ним покинула СССР. В 1978-м супругов лишили советского гражданства (восстановлены в 1990 году). В 2002 году продали имение в США и вернулись на родину. В годы эмиграции Вишневская пела на крупнейших сценах мира – в «Ковент-Гардене», «Метрополитен-опера», «Гранд Опера», «Ла Скала». Теперь занимается педагогической и благотворительной деятельностью. В 2002 году в Москве был открыт Центр оперного пения Галины Вишневской. Народная артистка СССР (1966). Кавалер французского ордена Почетного легиона (1983).

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-04
« Ответ #59 : Май 04, 2008, 10:44:34 »
Номер ссылки| 2008043013
Тема| Вагнеровский фестиваль
Авторы| Черемных Е
Заголовок| На Вагнеровском фестивале открылась вакансия. Подал в отставку 88-летний директор Байройтского фестиваля Вольфганг Вагнер
Где опубликовано| Газета
Дата публикации| 20080430
Ссылка| http://gzt.ru/culture/2008/04/30/061418.html
Аннотация|
 

В предполагаемом раскладе претендентов на вакантный пост циркулируют имена, так или иначе уже обсуждавшиеся. Директорами могут стать две дочери Вольфганга Вагнера: Эва (от первого брака) и Катарина (от второго), а также его племянница Нике. Последнюю, кстати, поддерживает попечительский совет фестиваля. А в пользу вагнеровской правнучки Катарины - репутация самого молодого из когда-либо ставивших в Байройте режиссеров.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-04
« Ответ #60 : Май 04, 2008, 10:47:51 »
Номер ссылки| 2008043014
Тема| Вагнеровский фестиваль
Авторы|
Заголовок| Директор Байрейтского оперного фестиваля ушел в отставку
Где опубликовано| Сайт Lenta
Дата публикации| 20080429
Ссылка| http://lenta.ru/news/2008/04/29/wagner/
Аннотация|
 
Вольфганг Вагнер, 88-летний внук немецкого композитора Рихарда Вагнера и многолетний бессменный директор Байрейтского оперного фестиваля, официально подал в отставку со своего поста. Об этом сообщает агентство France Presse со ссылкой на представителя министерства культуры Баварии. Однако уход Вольфганга Вагнера не решил главный вопрос, который занимает любителей оперы: кто станет новым директором фестиваля.

На пост директора претендуют две дочери Вольфганга Вагнера: Эва (от первого брака) и Катарина (от второго), а также его племянница Нике. Некоторое время назад Вагнер обмолвился, что может представить себе вариант, при котором Эва и Катарина будут руководить Байрейтским фестивалем совместно.

Пока попечители объявили о том, что претенденты на пост директора фестиваля могут подавать заявки в оргкомитет в течение четырех месяцев.

Байрейтский фестиваль - одно из ключевых событий в мире оперы. Он целиком посвящен музыке Рихарда Вагнера, который основал фестиваль, выстроил для него специальный театр и завещал управлять им своим наследникам. После смерти Вагнера фестивалем руководила его вдова, затем сын, затем внуки Виланд и Вольфганг. После смерти Виланда в 1966 году Вольфганг стал единственным директором фестиваля, даже под нажимом попечителей отказывавшимся покинуть свой пост.

В Байрейте традиционно исполняются десять опер Вагнера: тетралогия "Кольцо Нибелунга", "Парсифаль", "Лоэнгрин", "Тангейзер", "Нюрнбергские мейстерзингеры" и "Летучий голландец".

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-04
« Ответ #61 : Май 04, 2008, 10:51:08 »
Номер ссылки| 2008043015
Тема| Музыка, Персоналии Репин В.
Авторы|
Заголовок| Мечты сбываются. Вадим Репин из суеверия не раскрывает планы на будущее
Где опубликовано| Независимая газета
Дата публикации| 20080430
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2008-04-30/8_repin.html
Аннотация|

Выступление оркестра Берлинской филармонии под управлением Саймона Рэттла, которое состоится 1 мая, уже сегодня можно назвать главным событием концертного сезона. Гастроли проходят в рамках акции телеканала EURO ART, ежегодно проводящего прямую трансляцию на европейские страны крупного культурного события с участием выдающихся музыкантов и коллективов мира в концертных залах одной из европейских столиц. Вместе с Берлинскими филармониками в Большом зале Московской консерватории выступит российский скрипач Вадим Репин, признанный западной критикой лучшим из ныне живущих. Об этом событии и планах на будущее – в эксклюзивном интервью «НГ».

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-04
« Ответ #62 : Май 04, 2008, 11:02:21 »
Номер ссылки| 2008043016
Тема| МТ, Псковитянка
Авторы| Комок О.
Заголовок| Возобновили капитально// В Мариинском театре показали "Псковитянку" 1952 года
Где опубликовано| Коммерсант
Дата публикации| 200804
Ссылка| http://www.kommersant.ru/region/spb/page.htm?Id_doc=887530
Аннотация|

 Очередная премьера Мариинки называется скромно -- "капитальное возобновление". "Псковитянка" художника Федора Федоровского шла здесь и в 1952 году, и в 1977, и в 1992-м. А создавалась и вовсе в 1932 году -- для Большого театра. Реинкарнация соцреалистического оперного хита, по мнению Валерия Гергиева, стоявшего за пультом, -- предприятие вполне актуальное. ОЛЬГА КОМОК обнаружила, что публика с худруком театра совершенно согласна.       
       Оркестровое вступление к Пятой картине. На сцене, густо поросшей вековым, замшелым, абсолютно шишкинским лесом, собирается гроза. Гром гремит, молнии сверкают, ливень (световой) как из ведра, а тут деревья с кустами как закачаются! -- в зале аплодисменты. По авансцене под уздцы проводят трех живых лошадей с Иваном Грозным и его опричниками -- бурные аплодисменты. Спустя пару минут трое ряженых под царя наездников прогоняют этих самых лошадей осторожной рысью -- в зале овация. Точно так же радостно и непосредственно реагировала переполнившая Мариинку публика на прочие "изюминки" спектакля, заготовленные полвека назад Федором Федоровским и подрежиссированные давеча Юрием Лаптевым. Чего стоит, например, появление Ивана Грозного на псковской соборной площади: пышность, золото, всеобщая суета, царь влетает, проносится к церковной паперти, вдруг резко оборачивается к толпе и застывает в живописной хищной позе. Немая сцена. Взрыв аплодисментов. Занавес падает, потом взлетает вновь -- царь на том же месте. Овация.

       Одним словом, новая-старая "Псковитянка" не просто отчаянно живописна, а канонически живописна: псковские дали прописаны во всех деталях и синеют почище чем у Левитана, псковский кремль застроен древними белокаменными церквями по всем правилам художественной перспективы. Псковские бояре в расшитых кафтанах как один дородны и рассудительны, девушки в сарафанах всех цветов радуги кокетничают в приторной оперной манере. Иван Грозный, как ему и положено, передвигается на ястребино-орлиный манер (ноги полусогнуты, руки растопырены, пальцы скрючены, борода торчком). Малюта Скуратов обряжен в такую сверкающую кольчугу, а меч у него такой длинный, что хочешь не хочешь, а устрашишься. Режиссеру с визуальным материалом господина Федоровского -- изобильным и самодостаточным -- и делать-то почти нечего. Юрий Лаптев, отвечавший за режиссуру нынешнего "кап. возобновления", в соцреалистический оперный канон решил не вмешиваться. Массовку развел вполне грамотно, певцов суетиться не заставлял. В итоге все действующие лица страдали, любили и боролись в почти полной неподвижности, а их традиционно оперная жестикуляция, которую в других постановках принято ругательски ругать, здесь оказалась трогательно уместна: каноническому видеоряду -- каноническое сцендвижение.

       Музыкальные достоинства "Псковитянки" оказались под стать сценографии. В руках Валерия Гергиева оркестр зазвучал мясисто, энергично и точно в лучших традициях Мариинки конца 90-х (когда Маэстро записывал "Псковитянку" для Philips Classics). Что местами оркестр перекрикивал солистов -- так это не беда, это традиция. А что вокалисты -- все как один голосистые и удачно совпавшие с типажами своих героев -- в стремлении угнаться за оркестровым напором забывали о дикции, так это и вовсе закон жанра. Зачем же иначе субтитры над сценой (пусть и на английском), если не за тем, чтобы по ним пытаться разобрать, отчего конкретно в данную минуту страдает Княжна Ольга (вообще-то, замечательное сопрано Татьяна Павловская), или к чему призывает посадничий сын Михаил Туча (Михаил Вишняк)? Исключением из оперного правила стал только Геннадий Беззубенков (Князь Юрий Токмаков), с откровенно театральной смачностью пропевавший свои воззвания к псковичам.

       В итоге в репертуаре театра появился опус, на котором студентам музучилищ особенно удобно объяснять, что же такое русская опера -- "жанрообразующее" сочинение Римского-Корсакова прочли дословно, без всяких там подтекстов, контекстов и прочей интеллигентской ерунды. Грозный -- ужасен, но совестлив, псковичи -- исторически обречены, Ольга погибает примерно так же, как Волга впадает в Каспийское море. Поют хорошо, играют от души -- и слава богу. Сравнительно недавнее возобновление этой канонической "Псковитянки" в Большом театре, говорят, особого успеха не имело. В Мариинке, судя по реакции публики, вышло ровно наоборот. И успех спектакля, который не заставляет думать, но зато позволяет радоваться качающимся деревьям и живым картинам, руководством театра был, похоже, просчитан: "Псковитянкой" Мариинский театр собирается открывать грядущий фестиваль "Звезды белых ночей".

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-04
« Ответ #63 : Май 04, 2008, 11:08:41 »
Номер ссылки| 2008043017
Тема| Опера, Германия , Севильский цирюльник
Авторы| Ходнев С
Заголовок| Фигаро где-то там// "Севильский цирюльник" в Дрезденской опере
Где опубликовано| Коммерсант
Дата публикации| 200804
Ссылка| http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=888052&NodesID=8
Аннотация|
 
В Дрезденской государственной опере прошла премьера "Севильского цирюльника" Россини в постановке режиссера Гриши Азагарова. Первые спектакли представили порядком внушительный международный состав во главе с одной из виднейших примадонн сегодняшней сцены — меццо-сопрано Веселиной Казаровой. Рассказывает СЕРГЕЙ Ъ-ХОДНЕВ.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-04
« Ответ #64 : Май 04, 2008, 11:13:54 »
Номер ссылки| 2008043018
Тема| Опера, Персоналии Марталер К.
Авторы|Заголовок| Господин двух слуг
// Кристоф Марталер в Парижской опере
Где опубликовано| Коммерсант
Дата публикации| 200804
Ссылка| http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=888190&NodesID=8
Аннотация|
Парижская опера вполне может назвать нынешний апрель "месячником Кристофа Марталера": театр возобновил оперу "Свадьба Фигаро" в постановке знаменитого швейцарского режиссера и показал премьеру его версии "Воццека" Альбана Берга. Из Парижа — РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ. 

Возобновленная "Свадьба Фигаро" Моцарта, к удивлению заезжего меломана, идет не в Пале-Гарнье и не в Бастилии, а в театре "Амандье" парижского предместья Нантер. Здание похоже на позднесоветский дворец культуры и плохо вяжется со скандальным имиджем постановки Кристофа Марталера. Два года назад, когда элегантный радикал Жерар Мортье пригласил режиссера повторить в Париже зальцбургскую постановку "Свадьбы Фигаро", разразилась натуральная буря — публика топала ногами и кричала: "Долой Мортье!" Возобновив "Фигаро" в предместье, господин Мортье убил сразу двух зайцев. Во-первых, обезопасил спектакль от наиболее агрессивных пожилых консерваторов, которые ни за что не поедут в рабочий пригород. Во-вторых, провел важную социальную акцию, приблизив оперу к народу,— теперь афро-французские школьники целыми классами приобщаются в театре "Амандье" к режиссуре неведомого им Марталера.

Ребятам больше всего нравятся именно те моменты, которые не так давно взбесили публику городского центра,— речитативы, которые исполняются не под клавесин, как того требует незыблемый канон, а то под синтезатор, то под губную гармошку, а то вообще под звон бокалов с водой. Да и сам забавный музыкант, извлекавший все эти звуки, бомжеватого вида очкарик с привязанной к мягкому месту табуреткой, названный Кристофом Марталером "речитативистом", очень повеселил публику. Оказалось, что в вызывающе непарадной архитектуре "Амандье" спектакль Марталера почувствовал себя как дома — потому что поставлен он о людях "непарадных", даже затрапезных, странных, изрядно потрепанных жизнью, но осторожно мечтающих о маленьком семейном счастье.

Действие игривого и нежно-смешного "Фигаро" происходит в каком-то швейцарском загсе (об этом свидетельствуют надписи на двух языках, французском и немецком). Каком именно — нужно спросить у постоянного соавтора господина Марталера художницы Анны Фиброк, переносящей на сцены Европы реальные европейские интерьеры. В загсе — обои в цветочек и витрины с образцами свадебных платьев и костюмов, массажное кресло и трибуна для торжественных речей, активные невесты, гоняющиеся за женихами, и оказывающийся важнейшей деталью оформления приступочек в две ступеньки, на который норовят подняться герои — так, словно это какая-то важная кафедра. А дирижеру Сильвену Камбрелену даже позволено отвлекаться от оркестра, чтобы сделать "мыльницей" фотки новобрачных.

Конечно, положение героев в социальной иерархии, столь важное для классического сюжета о Фигаро, в этой усталой Европе, которую продолжает меланхолично исследовать в своих драмах и операх Кристоф Марталер, не столь важно. А интересны конкретные типажи, как, например, приплясывающая от нетерпения и похоти молодящаяся Марцелина (Хелен Шнайдерман) или подросток Керубино (Кристин Шефер) с наушниками от плеера. Кто уж в этом смешном и печальном мирке граф, а кто графский слуга — дело не первой важности. Кстати, интересно, что герой новой парижской оперной постановки господина Марталера тоже слуга: "Воццек" Альбана Берга написан на сюжет драмы Бюхнера "Войцек", заглавный персонаж которой служил в армии брадобреем и был объектом насмешек и унижений.

Где Анна Фиброк видела такое причудливое, как в "Воццеке", сочетание объемов, опять же ее тайна. В огромный и закопченными, окнами напоминающий старый вокзал зал встроен домик, чем-то похожий на летнее кафе-шатер. Скорее всего, это столовая и одновременно игровая комната какого-то детского учреждения. Мрачную и короткую экспрессионистскую оперу Альбана Берга театр разыгрывает в беззаботном мире затянувшегося детства. Детский мир — фон, а дети — свидетели жутковатого сюжета о "маленьком человеке", из ревности убившем свою возлюбленную. Воццек (Саймон Кинлисайд) у Марталера превращен в официанта, доктору и капитану в детском учреждении тоже нашлось место: штатные единицы врача и охранника вполне законны. Хор может быть принят за родительское собрание. Да и шут тут не лишний: безобидный приживал бывает и в детском приюте.

Программка спектакля украшена фотографиями с яркими надувными детскими игрушками, вот только физиономия надувной неваляшки искажена гримасой ненависти и злости. Вот так и в спектакле Парижской оперы сквозь будничную если и не идиллию, то хотя бы норму не сразу проглядывает гримаса неуправляемой человеческой агрессии. Конечно, музыка "знает" финал истории гораздо раньше, чем сама атмосфера действия,— все тот же Сильвен Камбрелен сдержанно, но четко расставляет нужные акценты. Тамбурмажор — верзила в кожаной куртке — берет Марию (Ангела Деноке) легко и просто. Да и само убийство женщины Воццеком происходит без лишней аффектации. Трагической кульминацией спектакля становится вовсе не кровавая развязка, а финал, в котором на залитой слепяще-ярким светом сцене остаются неподвижно сидеть покинутые взрослыми дети. Почему-то эта картина смотрится каким-то страшным упреком, а детские взгляды — едва ли не свидетельством возмездия.