Автор Тема: Как влияют темпы на музыкальный смысл?  (Прочитано 8720 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 578
Re: Как влияют темпы на музыкальный смысл?
« Ответ #25 : Август 25, 2013, 20:52:08 »
Пусть меня физики поправят, но, кажется, бывают ситуации, когда сила тока большая, а напряжение малО. В результате мощность может быть не такой уж большой. Так и в пианизме. Темпы Рихтера поражают не только скоростями, но и особым состоянием, напряжением. Никогда при этом не кажется, что он играет на пределе. Наверное, это больше относится к Рихтеру раннего и «среднего» периодов. Но и среди самых поздних есть примеры удивительных исполнений, когда техника поражает и вызвана художественными задачами, напр., баллады Шопена в Бамберге 27/10/94. Никаких новых и оригинальных мыслей и не пытаюсь выразить, просто констатация фактов.
По поводу 2-го этюда не понял: в фильме Монсенжона о нем нет ни слова. На самом деле, мы не очень знаем его достижения в исполнении этого этюда. Чаще люди слушают записи, начиная с 85-го года, хотя и тогда были очень впечатляющие исполнения. В хорошем темпе он сыграл его в Праге 21/02/60. Очень здорово - в не самом удачном концерте во Львове 03/11/52, повторив еще и на бис, но запись получилась куцой, с вырванным куском.
Уже писал, что о 16-й прелюдии он не раз говорил, например, после концерта в Киеве лично В.М.Воробьеву, что не может сыграть ее в том темпе, в каком она написана. Ясно, что Маэстро чувствовал особое качество при сверхвысокой скорости, но нам, увы, невозможно услышать его гипотетический замысел.
Скорости должны быть оправданы, они должны убеждать. На youtube можно найти специально вырезанные октавы в сонате Листа у Гринюка. Вряд ли кому-то пришло в голову играть их в таком темпе. Как по мне, они производят противоположный эффект, вызывают неприятие, являются чужеродным образованием на теле музыки.
Хоть это тема не здешнего обсуждения, но объясню, как я вдруг понял, почему Рихтер не сыграл всех этюдов. В Тарусе слушал оп.25 у Урасина. Играл хорошо. И почти всякий раз, когда этюд был из нерихтеровского репертуара, я чувствовал, что это музыка более слабая, чем в «рихтеровских». Еще раз повторяю, что так почувствовал тогда я и этим наблюдением совсем не хочу принизить большие куски оп.25.
Этюд-картина до диез минор, оп.33/9 – не самое виртуозное произведение. Но мне лично не приходилось ощущать у современных виртуозов такого высокого градуса, какого достигал Рихтер.
Желающие могут послушать Токкату Шумана на classic-online у Барера. Темп сверхбыстрый. Говорят, даже Горовиц критиковал его за темп, на что тот отвечал, что может еще быстрее. Физически это, действительно, быстро. Но никто мне не сможет доказать, что это исполнение поражает масштабностью. Не сравнивал с секундомером, но мощь, ликование, рихтеровская свобода (напр., 09/02/58 - Будапешт) поражают гораздо больше, и темпы оттого кажутся гораздо более впечатляющими.

P.S. Еще на классике народ жаловался, что о чем бы ни заговорили, всё сводится к обсуждению Рихтера. Что тут ответить? Такая это фигура, господа! Я же обязуюсь, если захочется что-то вставить не совсем по данной теме, брать цитаты отсюда, а писать в другом потоке.

regards

  • Гость
Re: Как влияют темпы на музыкальный смысл?
« Ответ #26 : Август 26, 2013, 00:01:16 »
Мощность - это произведение тока на напряжение, Юрий :)

Ощущение игры на пределе - это важный компонент того явления, о котором я говорю: его не должно быть, поскольку для этого эффекта игра в сверхбыстром темпе есть органичный компонент.

В 4 этюде очевидно, что он играет на пределе, просто там переключается акцент: он играет не только на своём пределе, но на пределе человеческих возможностей.

Не буду пересматривать фильм, но эта фраза стоит у меня перед глазами: "Кто бы мне рассказал, как играть второй этюд".

Я слышал только запись 1989 г. Было бы смертельно интересно послушать, как он играл его быстро. Ещё интереснее становится мне представить, что бы было, если бы я в 1986 году во Ржеве набрался бестактности, и после фото спросил его в лоб, почему он не играет 2 этюд, при том, что он, как Вы говорите, его играл за 26 лет до того! :)))) Мне даже нечего отдать за то, чтобы увидеть реакцию Рихтера тогда на выходе из училища :))) Всё больше думаю, что это - самый большой прокол моей жизни. Не думаю, что он остался бы равнодушен к вопросу о том, почему не играет 2 этюд, 29 сонату, 2 Прокофьева и Взгляды.

Юрий, любые вырванные куски из 2 этюда в темпе!!! Я Вас умоляю!!!

О слабых этюдах - согласен. Есть целый ряд этюдов, которые меня никогда в жизни не интересовали абсолютно, и я их пропускаю в записи. Может, они и не "слабые", но совершенно мне чужды.

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 578
Re: Как влияют темпы на музыкальный смысл?
« Ответ #28 : Август 26, 2013, 21:25:37 »
Быстрые вторые этюды. :)

Спасибо! Один другого лучше! Только вот, кто один, а кто другой - в некоторых случаях не смог определить. :)  Если бы ненароком пришлось голосовать, не знал бы, за кого.
Что касается 4-го, то еще раз убедился, что формула для мощности тока очень здесь работает (её привел в рихтеровском потоке :) ). Вывод из нее: не всякий быстрый темп приводит к большому эффекту, т.е., большая скорость, но при недостаточном напряжении. То же касается сверхбыстрой 16-й прелюдии. Думаю, Рихтер, не сумевший сыграть её в нужном, с его точки зрения, темпе, слышал внутренним слухом нечто совсем не такое.
Много лет тому назад мне один очень авторитетный человек, пианист, сказал, что 2-й этюд потрясающе играет Александр Штаркман. Может быть, дадите наводку?

regards

  • Гость
Re: Как влияют темпы на музыкальный смысл?
« Ответ #29 : Август 26, 2013, 21:53:09 »
Руденко - полное безобразие, и ни у кого не получается ровно, в том числе у Бермана. Слава Бермана как виртуоза мне всё больше кажется предлоговским артефактом )) Я ещё ни слышал от него ни одного виртуозного исполнения, сплошь замедленные темпы и так себе в музыкальном отношении. А вот некий Цветков очень близок к связности, хотя у него качается темп: рука позволяет, видимо. Я тоже когда-то копался в трубе, но ничего пристойного не нашёл. Подождём, какой-нибудь китаец сыграет.

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Re: Как влияют темпы на музыкальный смысл?
« Ответ #30 : Август 26, 2013, 21:54:53 »
Быстрые вторые этюды. :)

Спасибо! Один другого лучше! Только вот, кто один, а кто другой - в некоторых случаях не смог определить. :)  Если бы ненароком пришлось голосовать, не знал бы, за кого.
Что касается 4-го, то еще раз убедился, что формула для мощности тока очень здесь работает (её привел в рихтеровском потоке :) ). Вывод из нее: не всякий быстрый темп приводит к большому эффекту, т.е., большая скорость, но при недостаточном напряжении. То же касается сверхбыстрой 16-й прелюдии. Думаю, Рихтер, не сумевший сыграть её в нужном, с его точки зрения, темпе, слышал внутренним слухом нечто совсем не такое.
Много лет тому назад мне один очень авторитетный человек, пианист, сказал, что 2-й этюд потрясающе играет Александр Штаркман. Может быть, дадите наводку?

Исполнение Штаркмана не встречал.
От разных людей слышал, что этот этюд прекрасно сыграл В. Овчинников на конкурсе Чайковского, существует ли запись - не знаю.

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Re: Как влияют темпы на музыкальный смысл?
« Ответ #31 : Август 26, 2013, 22:05:34 »
И вот еще из области фантастики.

Огдон на конкурсе Чайковского, 1й этюд

http://www.sendspace.com/file/ujrofu

regards

  • Гость
Re: Как влияют темпы на музыкальный смысл?
« Ответ #32 : Август 27, 2013, 04:08:39 »
Фантастику слышно настолько фантастически плохо, что исполнение только обозначено :)

Из всего, что здесь цитировали (не слушал какую-то Наджафову, лениво качать), Рихтер - единственный играет ровно, и запись в Поллинге очень близка к тому, что я имею в виду. Возможно, другие его записи отличаются из-за роялей или искажений в записи, не могу судить.

Но остальные, остальные! Что же вы меня так огорчаете, дамы и господа: неужели не слышно, что никто из них элементарно не въезжает в свой темп, и глотает окончания тактов, не говоря уже о связности. Чуть ровнее Берман, а чуть правильнее - Цветков, остальные - просто ересь сплошная, ну как можно. Если не слышать этого, то какой смысл имеют восторги типа того, что Овчинников его сыграл прекрасно? - Какое-то радикальное расхождение в разрешающей способности. Это же слышно невооружённым ухом!
Или у меня мания формируется? - Вот намедни Грязнов валял всё всмятку, а мои упрёки даже не понял! - Схожу к ЛОРу.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Как влияют темпы на музыкальный смысл?
« Ответ #33 : Август 27, 2013, 11:25:33 »
Руденко - полное безобразие, и ни у кого не получается ровно, в том числе у Бермана. Слава Бермана как виртуоза мне всё больше кажется предлоговским артефактом )) Я ещё ни слышал от него ни одного виртуозного исполнения, сплошь замедленные темпы и так себе в музыкальном отношении

Это вы поздние его записи слушали, в них действительно проявилась тенденция к замедлению. Как говорится, старость - не радость. За исключением 1-го концерта Чайковского с темиркановым, Л.Н.Бермана нужно слушать в записях 50-60-70-х и начала 80-х гг. И всё же он был выдающимся виртуозом, хотя ему далеко не всегда удавалось подняться до исторически значимых технических высот, и в своей книге он объясняет, почему: ему была свойственна крайняя неуверенность в себе, внедрённая с детства воспитанием, что наложилось к тому же на его природные черты. У него были проблемы с волнением в концертах, ему не удалось в полной мере показать себя на конкурсах. В этом плане может быть проведена определённая аналогия с Фавориным. Но Юрий хотя бы в концертах не так сильно волнуется, чтобы у него руки-ноги тряслись, как у Бермана :)) Я же рассказывал, как однажды застал Лазаря Наумовича на его клавирабенде в Москве в абсолютно невменяемом от волнения состоянии: вы не поверите, но он не мог попасть во вступительные октавы листовской "Сонаты по прочтении Данте". У него так сильно тряслись кисти и пальцы, что он мазал на ровном месте! С громадным трудом он взял себя в руки, а для этого начал очень громко мычать, подпевая себе, и через пару минут уже более-менее пришёл в себя.
Последней его в полной мере выдающейся записью я считаю 1-й концерт Чайковского во 2-й редакции с Темиркановым от середины 80-х гг. Правда, позже он играл и записал ещё 1-й концерт Брамса, и тоже неплохо, но в этом исполнении при всём его симфонизме уже была заметна усталость от жизни и от всего вообще.
Так что о его записях нужно рассуждать предельно конкретно - о каждой индивидуально, а не вообще. В частности, именно его цикл "Трансцендентных этюдов" Листа, записанный в студии, я считаю частичной "компенсацией" за неисполнение некоторых номеров Рихтером. К счастью, рихтеровское исполнение сохранилось и было недавно переиздано МГК в настолько приличном аппаратном качестве, что представляет не только историческую, но и художественную ценность. Там всё ключевое хорошо прослушивается.
Так что ваши сомнения в Бермане мне понятны, но понятно мне и то, что он - выдающийся виртуоз, хотя время от времени он имел громадные пианистические проблемы, коренящиеся больше в психике, нежели в моторике и пластике.
« Последнее редактирование: Август 27, 2013, 16:02:35 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Hitman_47

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 22
Re: Как влияют темпы на музыкальный смысл?
« Ответ #34 : Август 27, 2013, 12:11:17 »

Желающие могут послушать Токкату Шумана на classic-online у Барера. Темп сверхбыстрый.

Кстати, это не самая его быстрая запись) Например -

http://www.youtube.com/watch?v=2gCHDms_Ero

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Re: Как влияют темпы на музыкальный смысл?
« Ответ #35 : Август 27, 2013, 12:19:21 »
А вот самый быстрый (из известных мне) Рах3

Золтан Кочиш
http://www.youtube.com/watch?v=OVmgIIKBnWE

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Как влияют темпы на музыкальный смысл?
« Ответ #36 : Август 27, 2013, 13:30:58 »
А вот самый быстрый (из известных мне) Рах3

Золтан Кочиш
http://www.youtube.com/watch?v=OVmgIIKBnWE

Да ....... уж!
Вот образец изменения смысла вследствие форсирования темпов. Не убедило. Особенно не убедило первое проведение ГП 1-й части - это же главная тема концерта, которая с самого начала задаёт его настроение.
О нет, каденция как раз прозвучала хорошо, малой каденции такой темп вполне показан, но разве ГП не пострадала от такого темпа ? Она же захлёбывалась. Это уже чересчур, хотя темпы ГП и каденции соотнесены правильно, но уж очень быстро звучит начало.
В продолжение концерта пианист словно бы вспоминал иногда, как играют те или иные куски другие пианисты и сам автор, но потом спохватывался, что слишком уж поддался действию музыки и интуиции, и опять разгонял темп.
В этом угадывается нечто неестественное, идущее вразрез с музыкальным ощущением. Какой-то нездоровый энтузиазм, словно целью было поставить рекорд хронометража. И, наверное, он и впрямь был поставлен, но какой ценой?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Re: Как влияют темпы на музыкальный смысл?
« Ответ #37 : Август 27, 2013, 14:39:04 »
О! Я не читал этого о ЛН. Описано с буквальной точностью, поскольку однажды мне довелось испытать такое состояние самому: во время увлечения октавами вышел играть 6 рапсодию, и... руки скользкие, нога не попадает по педали (!), а руки буквально трясутся - не дрожат, а именно трясутся!! - Я был полностью уверен, что это видно из зала. Удивительно, что никакой паники при этом не было, был, скорее, шок от неожиданного впадения в совершенно не контролируемое состояние: я как бы наблюдал себя со стороны. Паника стала расти, когда я понял, что не могу сразу избавиться от этих ужасов, но она быстро сменилась злостью, а потом я, в общем-то без потерь, включился в процесс, и всё само собой исчезло.

Это любопытная проблема: мой опыт очень невелик, но по нему я тогда вывел эмпирический закон, что в концерте получается максимум половина того, что хочешь сделать.

И спасибо за информацию об издании этюдов с Рихтером!

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
Re: Как влияют темпы на музыкальный смысл?
« Ответ #38 : Август 28, 2013, 08:36:58 »
А вот самый быстрый (из известных мне) Рах3

Золтан Кочиш
http://www.youtube.com/watch?v=OVmgIIKBnWE
Не знаю ни одного исполнения, включая авторского, где бы было ясно обозначено авторское «более оживленно» когда начинается фигурации рояля после глааной темы. Неужели никто не видит(?) в этом музыку? Какой смысл в этом месте накидываться (Мацуев, Кисин), гнать еще тему начало (Кочиш) и между вступлением и фигурацией нет разницы... Некий усредненный поток нот. Тем более, что начинающаяся фигурация - совершенно не место для демонстрации виртуозности. Это мне напоминает повальную пианистическую болезнь показать «быстро=виртуозно» всюду, где возможно. Еще концерт не начался, а он хочет «потрясти». Кстати, пианисты профессионалы без сомнения знают о пианистических болезнях масс, но освобождаться от них не стремятся

regards

  • Гость
Re: Как влияют темпы на музыкальный смысл?
« Ответ #39 : Август 28, 2013, 08:58:55 »
А нет никакого сознания пианистов-профессионалов: Мацуев и Кисин - это и есть сознание масс, делегированное этим двум пацанам, и разница заключается только в прослойках, которые они представляют: Мацуев - это Кисин для бедных.

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
Re: Как влияют темпы на музыкальный смысл?
« Ответ #40 : Август 28, 2013, 09:03:58 »
Кстати, по поводу «болезней» добавлю, что за десятилетия остается ощущение, что, если кто из п-анистов нашел «хорошее решение» (не важно, Рихтер это, Горовиц или Цветков), то пианисты руководствуются принципом «яркой индивидуальной неповторимости» = надо играть не так, а по-другому. Вот так и получается, что рихтеров как бы и не было. Ясно, что отсюда жуткая и внешняя потеря связи времен. Благо записи-вещдоки остались

PS. 2й этюд Шопена у Рихтера в Pollings'е более менее неплохо, но все же не то. Но то, что слышал его до этой записи просто удручало. Он отвечает Монсенжону, что «может она и была, но я ее не заметил». Это странно, так как разные записи у Рихтера, причем именно по темпам, отличаются порой чуть ли не принципиально. Купил недавно диск с его 2й Прокофьева (1980е) и впал в уныние. К счастью есть 1960х и американские записи. Странно, что сам СТР этого не заметил

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
Re: Как влияют темпы на музыкальный смысл?
« Ответ #41 : Август 28, 2013, 09:24:29 »
Мацуев и Кисин - это и есть сознание масс, делегированное этим двум пацанам, и разница заключается только в прослойках, которые они представляют
По моему лучше не скажешь. Из разряда - это должен знать каждый

Ну а современные пианисты видимо еще руководствуются правилом, что мол де любители пусть слушают, а я над ними - я играю, я профи, мастерство уже давно мол скакнуло вверх и продвинулось со времен рихтеров.... Беда... Музыка и муз.содержание не скакнуло, чего им невдомек. Вот и играют «не как все», а получается в точности «как все». Похоже, что помимо китайской теоремы об остатках будем иметь скоро «достижения» в виде китайского пианистического стиля «быстрее, выше, сильнее».

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 127
Re: Как влияют темпы на музыкальный смысл?
« Ответ #42 : Август 28, 2013, 11:56:56 »
Исполнение Штаркмана не встречал.
От разных людей слышал, что этот этюд прекрасно сыграл В. Овчинников на конкурсе Чайковского, существует ли запись - не знаю.
[/quote]

Выступление Овчинникова на первом туре слушал по ТВ. Так что запись должна быть, если не размагнитили. Еще, помню, народ восхищался - как ему удалось хорошо сыграть подряд этот Этюд и "Мазепу" (уж не помню в каком порядке). 

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Re: Как влияют темпы на музыкальный смысл?
« Ответ #43 : Август 29, 2013, 22:23:30 »
Отважный парень Stephen Beus играет фугу из Хаммерклавира
http://www.youtube.com/watch?v=IA2v7ikyuxg

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Как влияют темпы на музыкальный смысл?
« Ответ #44 : Сентябрь 07, 2013, 17:58:47 »
Автор разрешила мне разместить на форуме этот текст, что я и делаю, поскольку мне он понравился.

Кантилена:
Аллеманда из Es-Dur-ной Французской сюиты Баха

Тут неожиданно случился повод послушать разные записи этой аллеманды. Вопрос в рубато.
Для меня очень непривычны сильные темповые отклонения, которые, как я сделала вывод, приняты в последнее время у клавесинистов.

Привычка к тому, как звучит пьеса на фортепиано, ввела меня в замешательство.
Начала слушать всё подряд, где-то с дюжину записей на разных ресурсах, как в исполнениии на фортепиано, так и клавесинных, что меня еще более запутало в ощущениях.


Попробовала поиграть эту пьесу и сама. Я, конечно, более привыкла к тому, как играют пианисты - а они играют достаточно ровно, разве что с небольшими замедлениями в каденциях. Конечно, на клавесине пьеса звучит иначе - и тембр, исполнительская техника иная и т.п. Но я всё с этим рубато. Оказалось, что когда я сама попробовала играть, то руки просто автоматом пытаются играть что-то похожее, как это звучит у пианистов. Мне даже пришлось не раз остановиться и начинать сначала, чтобы попытаться сымитировать темповые решения в одной из клавесинных записей, чтобы тактильно и "головой" прочувствовать, что там делается. Это было довольно нелегко.

Что касается клавесинных исполнениий, то у разных музыкантов эта пьеса звучит очень по-разному: кто-то играет без рубато, кто-то с незначительным рубано, кто-то с достаточно выраженным рубато. Причем в записях более свежих, последних лет десяти, свобода в агогике более значительная. Какой-то "шарм" в этом есть: сразу начинает проявляться затейливость.

Между тем, я  поняла, что не могу найти идеальное исполнение (как на фортепиано, так и на чембало).

Среди клавесинистов мне мало кто понравился, но теперь я начинаю сомневаться и в пианистах.
Возникает и вопрос об аутентичности: ощутимое разнообразие интерпретаций у клавесинистов кажется неожиданным.

У пианистов мне импонирует запись Гульда. Правда, он сильно гонит.
Играет он ровно и, что и следовало ожидать, очень по-своему. "Чистота" и графичность голосоведения у него впечатляют. Естественно, о каноничности тут не поговоришь.
http://classic-online.ru/ru/listen/520

Что касается клавесинистов, то мне кажется любопытным Сузуки. Пьеса у него звучит по меньшей мере интересно, есть какая-то оригинальность и чуткость нюансов, которые можно красиво преподнести. http://classic-online.ru/ru/listen/83137

Ну а так вопрос я для себя не закрыла - где же мера или границы "допустимых" темповых отклонений в этой музыке. Так, в общем-то из случайности, несколько дней посвятила аллеманде - над интерпретацией которой никогда не задумывалась, воспринимая как должное академические пианистические исполнения.

Оффлайн Hitman_47

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 22
Re: Как влияют темпы на музыкальный смысл?
« Ответ #45 : Сентябрь 07, 2013, 18:35:07 »
Слава Бермана как виртуоза мне всё больше кажется предлоговским артефактом )) Я ещё ни слышал от него ни одного виртуозного исполнения, сплошь замедленные темпы и так себе в музыкальном отношении.

А слушали ли вы 3 этюда из 25-ого опуса, что идут сразу за 2-ым по той же ссылке? Их уж точно не назовёшь замедленными, особенно секстовый)

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 578
Re: Как влияют темпы на музыкальный смысл?
« Ответ #46 : Сентябрь 07, 2013, 19:42:14 »
Автор разрешила мне разместить на форуме этот текст, что я и делаю, поскольку мне он понравился.

Кантилена:
Аллеманда из Es-Dur-ной Французской сюиты Баха

Тут неожиданно случился повод послушать разные записи этой аллеманды.

А Вы Рихтера не пробовали слушать, например, на известном диске 22/05/91 - Moscow - Live - LIVE CLASSICS LCL 401 ? Послушал Гульда. Наверное, это полезно учащимся – прочувствовать все голоса и проч., иными словами, вникнуть в профессиональную кухню. Играет суперпианист – ничего не возразишь. Но, сотый раз повторяю, лично мне нет дела до сугубо профессиональных достоинств, когда слушаю музыку. Здесь нужен музыкант, особенно в Бахе. Пусть меня ругают профессионалы, но все эти аллеманды, куранты и прочие танцы – лишь некая «подложка» (матем.), на которой строится музыка. Кстати сказать, строится, но далеко не у всех. Не сомневаюсь, что такую «танцевальную» музыку писали во времена Баха, и раньше, и позже, но именно Иоганна Себастьяна охотно играют в наше время. Не поверю также, что меня впечатлила бы манера исполнения, принятая в те далекие годы. Но что-то есть в этой музыке надвременное и надмирное, вдохновляющее как исполнителей, так и слушателей. Эту её сущность, по моему глубокому убеждению, Рихтер раскрывает, как никто другой. Во-первых, я благодарен Вашему сообщению, подсказавшему мне, какую запись Рихтера буду сегодня слушать – такой девиз: «ни дня без Рихтера». Во-вторых, подумал, что название темы «Как влияют темпы на музыкальный смысл» не вполне отражают существо дела. Можно найти выложенные записи современных компьютерных пианистов, у которых все сложилось со скоростями, но слушать их – бесполезная трата жизни. Не берусь давать четкие определения, но гораздо важнее ритм, движение музыки. При этом важна еще окраска звука. Сказал нечто тривиальное, но знаю, что словами не смог передать  комплекс ощущений, которые возникли, когда слушал запись. Рихтер более, чем играет, а я, соответственно, более, чем слушал. Этим живешь, «вибрируя» (с) с музыкантом.

В качестве справки: Рихтер сыграл 4-ю Французскую сюиту Es-dur 26 раз. Первое исполнение - 14/02/90 - Murcia. Teatro Romea (дневной концерт для студентов и педагогов консерватории). Последнее исполнение –
14/06/91 - Парсэ Мэле, около Тура. XXVIII-es Fetes Musicales en Touraine. “Бах и Гайдн в амбаре Мэле”. Амбар Мэле - Grange de Meslay. Все имеющиеся на сегодняшний день записи:
* 14/02/90 - Murcia - Live - (PT)*  I
* 28/01/91 - Santa Margherita - Live - (PT)
* 23/02/91 - Roanne - Live - (PT)*
* 26/02/91 - Clos de Vouget - Live - (PT)*
* 07&10/03/91 - Rolandseck - Live - PHILIPS 438 613-2 (3CD)**
* 10/03/91 - Rolandseck - Live - (PT)
**22/05/91 - Moscow - Live - LIVE CLASSICS LCL 401 (CD)**
* 25/05/91 - Smolensk - Live - (PT)*
* 27/05/91 - Minsk - Live - (PT)*
* 06/06/91 - Budapest - Live - STRADIVARIUS STR 33335 (CD)**
* 14/06/91 - Tours - Live - (PT)*

Итак, есть, чем заняться на выходных!  :)