Автор Тема: Борис Стаценко, баритон.  (Прочитано 18124 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Helene

  • Гость
Борис Стаценко, баритон.
« : Ноябрь 01, 2013, 20:56:10 »

http://fotki.yandex.ru/users/helene-wien/view/836967/         

   Борис Стаценко родился в г. Коркино Челябинской области. В 1981-84 гг. учился в Челябинском музыкальном училище (педагог Г. Гаврилов). Продолжил вокальное образование в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в классе Гуго Тица. Окончил консерваторию в 1989 г., будучи студентом Петра Скусниченко, у которого в 1991 г. окончил также и аспирантуру.
В оперной студии консерватории спел партию Жермона, Евгения Онегина, Белькоре («Любовный напиток» Г. Доницетти), Графа Альмавиву в «Свадьбе Фигаро» В.А. Моцарта, Ланчотто («Франческа да Римини» С. Рахманинова).

В 1987-1990 гг. был солистом Камерного музыкального театра под руководством Бориса Покровского, где, в частности, исполнил заглавную партию в опере «Дон Жуан» В.А. Моцарта.

В 1990 г. был стажером оперной труппы, в 1991-95 гг. — солистом Большого театра.
Спел, в том числе следующие партии:
Сильвио («Паяцы» Р. Леонкавалло)
Елецкий («Пиковая дама» П. Чайковского)
Жермон («Травиата» Дж. Верди)
Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
Валентин («Фауст» Ш. Гуно)
Роберт («Иоланта» П. Чайковского)

Ныне является приглашенным солистом Большого театра. В этом качестве исполнил партию Карлоса в опере «Сила судьбы» Дж. Верди (спекталь был в 2002 г. арендован у неаполитанского театра Сан-Карло).
В 2006 г. на премьере оперы «Война и мир» С. Прокофьева (вторая редакция) исполнил партию Наполеона.
Исполнил также партии Рупрехта («Огненный ангел» С. Прокофьева), Томского («Пиковая дама» П. Чайковского), Набукко («Набукко» Дж. Верди), Макбета («Макбет» Дж. Верди).

Ведет разнообразную концертную деятельность. В 1993 г. выступил с концертами в Японии, записал программу на японском радио, неоднократно был участником Шаляпинского фестиваля в Казани, где выступал с концертным (удостоен приза прессы «Лучшему исполнителю фестиваля», 1993 г.) и оперным репертуаром (заглавная партия в «Набукко» и партия Амонасро в «Аиде» Дж. Верди, 2006 г.).
С 1994 г. выступает в основном за рубежом. Имеет постоянные ангажементы в оперных театрах Германии: пел Форда («Фальстаф» Дж. Верди) в Дрездене и Гамбурге, Жермона во Франкфурте, Фигаро и заглавную партию в опере «Риголетто» Дж. Верди в Штутгарте и др.
В 1993-99 гг. был приглашенным солистом в театре г. Хемниц (ФРГ), где исполнил партии — Роберта в «Иоланте» (дирижер Михаил Юровский, режиссер Питер Устинов), Эскамильо в «Кармен» Ж. Бизе и другие.

С 1999 г. постоянно работает в труппе Немецкой оперы на Рейне (Дюссельдорф-Дуйсбург), где в его репертуаре:
Риголетто, Скарпиа («Тоска» Дж. Пуччини), Хореб («Падение Трои» Г. Берлиоза), Линдорф, Коппелиус, Миракл, Дапертутто («Сказки Гоффмана» Ж. Оффенбаха), Макбет («Макбет» Дж. Верди), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Амонасро («Аида» Дж. Верди), Тонио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Амфортас («Парсифаль» Р. Вагнера), Гелнер («Валли» А. Каталани), Яго («Отелло» Дж. Верди), Ренато («Бал-маскарад» Дж. Верди), Жорж Жермон («Травиата» Дж. Верди), Микеле («Плащ» Дж. Пуччини), Набукко («Набукко» Дж. Верди), Жерар («Андре Шенье» У. Джордано).

С конца 1990-х гг. неоднократно выступал на Людвигсбургском фестивале (Германия) с вердиевским репертуаром: Граф Станкар («Стиффелио»), Набукко, Граф ди Луна («Трубадур»), Эрнани («Эрнани»), Ренато («Бал-маскарад»).

Участвовал в постановке «Севильского цирюльника» во многих театрах Франции.
Выступал в театрах Берлина, Эссена, Кельна, Франкфурта на Майне, Хельсинки, Осло, Амстердама, Брюсселя, Льежа (Бельгия), Парижа, Тулузы, Страсбурга, Бордо, Марселя, Монпелье, Тулона, Копенгагена, Палермо, Триеста, Турина, Венеции, Падуи, Лукки, Римини, Токио и других городов. На сцене парижской Оперы Бастилия исполнил партию Риголетто.

В 2003 г. спел Набукко в Афинах, Форда в Дрездене, Яго в Граце, Графа ди Луна в Копенгагене, Жоржа Жермона в Осло, Скарпиа и Фигаро в Триесте.
В 2004-06 гг. — Скарпиа в Бордо, Жермона в Осло и Марселя («Богема» Дж. Пуччини) в Люксембурге и Телль-Авиве, Риголетто и Жерара («Андре Шенье») в Граце.
В 2007 г. исполнил партию Томского в Тулузе.
В 2008 г. спел Риголетто в Мехико, Скарпиа в Будапеште
В 2009 исполнил партии Набукко в Граце, Скарпиа в Висбадене, Томского в Токио, Риголетто в Нью-Джерси и Бонне, Форда и Онегина в Праге.
В 2010 г. спел Скарпиа в Лиможе.

C 2007 г. преподает в консерватории Дюссельдорфа.

Имеет много записей: кантата «Москва» П.И. Чайковского (дирижер Михаил Юровский, оркестр и хор Немецкого радио), оперы Верди: «Стиффелио», «Набукко», «Трубадур», «Эрнани», «Бал-маскарад» (Людвигсбургский фестиваль, дирижер Вольфганг Гюнненвайн) и др.

Helene

  • Гость
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #1 : Ноябрь 01, 2013, 20:57:50 »
Сайт Бориса Стаценко. http://www.statsenkoboris.ru/ru/biography/

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #2 : Ноябрь 02, 2013, 00:00:41 »
Как здорово, что на нашем форуме открыта тема, посвященная выдающемуся артисту нашего времени! Без сомнения, его Риголетто один из лучших! До сих пор не могу забыть выступление Бориса в этой партии на сцене Самарского театра. Это было потрясающе! Очень мощный, красивый голос! Какой темперамент, сколько чувств! И как хорошо, что есть в свободном доступе полная запись того спектакля!

https://www.youtube.com/watch?v=dWjzrX1NLdc

Ну а кому лень смотреть полностью, вот фрагменты!

Boris Statsenko - Rigoletto in Samara "Cortigiani vil razza.." April 2012
https://www.youtube.com/watch?v=t0lnn8HwKxE

Boris Statsenko-Rigoletto in Samara,finale, "Della vendetta." "Ah, la maledizione.!" April 2012 (партия Джильды - Ирина Янцева)
https://www.youtube.com/watch?v=-_N7wJYhHsg

Boris Statsenko-Rigoletto in Samara, Rigoletto e Gilda , April 2012
https://www.youtube.com/watch?v=OcshyagJbIg

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 668
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #3 : Ноябрь 03, 2013, 13:03:58 »
Впечатляющая гастроль Бориса Стаценко
Евгений Цодоков.  http://www.operanews.ru/13110307.html

Премьера этого «Риголетто» состоялась в Новой опере 13 лет назад, и я прекрасно помню тот спектакль. Вместе с пафосным Дмитрием Хворостовским, импозантно лицедействующим на сцене, перед московской публикой тогда предстала дебютантка Екатерина Сюрина, поразившая своим ярким и искренним талантом. Своим выступлением эти два фаворита вкупе с оркестром, ведомым Евгением Колобовым, скрасили драматургическую невнятность и вялость холодной как арктический лёд работы скандинавских постановщиков.

Пожалуй, только какой-нибудь особый повод мог заставить меня еще раз придти на этого «Риголетто». И он случился – театр пригласил на заглавную роль Бориса Стаценко, ныне обретающегося в Немецкой опере на Рейне. Этого певца я помнил еще по его выступлениям 20-летней давности в Большом театре, где он пел в начале 90-х среди прочего в «Паяцах» и «Фаусте». О его искусстве той поры у меня остались лишь смутные воспоминания. Да и те не заслуживают особого доверия – слишком многое изменилось с советских времен, в том числе и мой художественный опыт…
Тем временем, Стаценко сделал успешную карьеру в Германии, что не прошло мимо внимания нашего журнала, опубликовавшего несколько лет назад интервью с ним. В родном отечестве он выступал очень редко, в т. ч. спев несколько раз в Большом театре. И вот теперь в рамках фестиваля «Два мастера – два мира», посвященного юбилеям Вагнера и Верди, представилась новая возможность услышать артиста, причем в харизматической партии итальянского репертуара.
Мастерство Стаценко в «Риголетто» оказалось высокой пробы. Отменная вокальная форма артиста прекрасно дополнялась стилистической убедительностью. Музыкальность, качественный хорошо сфокусированный звук, ровные регистры, красивое пиано и отнюдь не кричащее благородное форте – вот неполный перечень достоинств, проявленных певцом в этот вечер. Его Риголетто не нуждался в чрезмерной брутальной аффектации, которой так страдают многие исполнители этой партии. Обладая завидным артистизмом, певец, тем не менее, ни при каких обстоятельствах не давал нам забыть, что мы находимся в опере со всеми ее возвышенными условностями, а не в драматическом театре, где такая невероятная «сумасшедшая» история, сыгранная на полном серьезе, выглядела бы нелепо, если не абсурдно.

Отдельной похвалы заслуживает ансамблевое музицирование Стаценко, особенно в квартете, где его герой не на первом плане, что рождает дополнительные стилистические и технические проблемы для исполнителя – в лабиринте голосов надо не потеряться на фоне господствующих партий партнеров.

К сожалению, в этом многотрудном деле не всегда эффективную помощь Стаценко, да и другим солистам оказывал маэстро Фабио Мастранжело. Под его руководством оркестр погромыхивал, а частенько и раскачивал звучание неоправданными тутти или экзальтированными «выкриками» меди. Надо заметить, что это нынче всеобщая беда – дирижеры совершенно забывают, зачем они нужны в опере, и воспринимают музыкальную ипостась этого жанра как свою единоличную вотчину, где можно «оттянуться» в соревновании с режиссером. Певец же оказывается зажатым с обоих флангов.

Коли уж речь зашла о дирижере, то впечатление от его работы в целом было все-таки достаточно благоприятным, хотя и противоречивым, ибо заражающая эмоциональность и интересные штрихи сопровождались, подчас, самолюбованием, чуть было не приведшим в паре эпизодов к банальным расхождениям с солистами…

«Риголетто» - многонаселённая опера, здесь есть большой творческий простор и для других героев, в первую очередь для Герцога и Джильды. Надо признать, что Стаценко, безусловно, затмил всех. Это не означает, что другие солисты не справились со своими партиями. Они их одолели, но именно одолели, а не царили на сцене, как наш гастролер. А ведь, Герцог, к примеру, - едва ли не самая знаковая партия в репертуаре лирического тенора. И сольных номеров у него поболее будет, нежели у придворного шута.

Нурлан Бекмухамбетов явил нам своего героя довольно пресным и, я бы сказал, каким-то инфантильным. Не было в этом Герцоге властности «хозяина жизни» с его пресыщенной развращенностью, мужской напористости с проскальзывающей, подчас искренностью чувств, как в сцене (речитатив и ария) из 2-го акта Ella mi fu rapita… Parmi veder le lacrime, исполненной певцом без драйва. А ведь именно этот эпизод с его многообразием чувственных переживаний и стилистических нюансов можно считать одним из ключевых для мантуанского правителя. Что было тому причиной? Полагаю, во многом специфические качества исполнительской манеры артиста. В его звукоизвлечении слишком выпирает «природное» вместо школы, а сама эта голосовая природа с ее довольно узким резковато-плоским тембром не вдохновляет. Это тем более досадно, ибо в общей музыкальности и опыте певцу не откажешь? Ну и, конечно, не украсило выступление Бекмухамбетова неубедительное и преждевременно снятое верхнее «ре» в кабалетте Possente amor. Если уж брать эту совсем необязательную вставную ноту, тем более при однократном проведении кабалетты без повтора, то надо суметь удержать!

У исполнительницы партии Джильды Галины Королевой голос чистый, но сравнительно небольшой и не очень выразительный. Это провоцирует певицу на некоторую форсировку, особенно на верхах, что чревато субреточным привкусом в звучании. Технически с партией она справлялась, однако ощущение некоторого напряга в преодолении трудностей возникало. И все бы ничего, но, как и в случае с Герцогом, в этой Джильде мне не хватало чувства, в данном случае искренности и трогательности.

Виталий Ефанов грамотно, хотя и без колоритного блеска спел Спарафучиле, удовлетворительно справившись с нижним «фа». Ну и, наконец, Маддалена. Ее пела Агунда Кулаева – певица стремительно набирающая звездную высоту, способная восхищать публику. Выступила она хорошо, в квартете звучала органично и весомо, но мне кажется, что масштаб партии Маддалены по ее объему и значимости в опере, да и по специфической образности мелковат для нее…
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #4 : Ноябрь 04, 2013, 16:26:58 »
«Риголетто» в Новой Опере
Татьяна Елагина,

http://www.belcanto.ru/13110301.html



Русский баритон Борис Стаценко, много лет живущий в Германии, не даром считает партию Риголетто одной из самых дорогих и любимых.

В этом образе его видели около 200 раз на различных европейских сценах. И вот, наконец, впервые — в Москве. К счастью, всё совпало — погода, самочувствие певца, партнёры, оркестр, атмосфера в зале. Явная певческая и актёрская удача. И лишнее доказательство того, что опытному мастеру, у которого образ выстрадан и сделан за долгие годы, и не нужна навязчивая режиссура.

Всегда удивительно, когда некрупный певец, как в старину писали «изящного сложения», открывая рот, исторгает из себя лавину звука, словно микшер добавили даже по сравнению с партнёрами. Нет, где надо — было и пиано, и филировка, и тонкость нюансов.

Но вот такой баритон у Стаценко, не виолончельный мягко-вкрадчивый, а как благородная медь валторны, даже тромбона в нижнем регистре.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 749
    • http://www.novayaopera.ru/
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #5 : Декабрь 12, 2013, 12:14:04 »
24 января Борис Стаценко примет участие в заключительном гала-концерте Крещенского фестиваля в театре Новая Опера.
http://www.novayaopera.ru/?performance=&view=201401241900
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 749
    • http://www.novayaopera.ru/
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #6 : Январь 15, 2014, 12:33:20 »
24 января Борис Стаценко примет участие в заключительном гала-концерте Крещенского фестиваля в театре Новая Опера.
http://www.novayaopera.ru/?performance=&view=201401241900
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 668
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #7 : Март 08, 2014, 23:26:48 »
Интервью с Борисом Стаценко http://www.novayaopera.ru/files/veshalka_mart_2014.pdf
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #8 : Март 08, 2014, 23:52:18 »
Интервью с Борисом Стаценко http://www.novayaopera.ru/files/veshalka_mart_2014.pdf

Нужно будет не забыть позаимствовать это, а то на сайте театра решат, что у них там мало места или что это уже устарело, и удалят.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 668
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #9 : Март 09, 2014, 13:22:54 »
Интервью Бориса Стаценко газете "Вешалка" http://www.novayaopera.ru/files/veshalka_mart_2014.pdf

Борис Стаценко: «Я существую на сцене…»

Он впервые вышел на сцену Новой Оперы 25 октября 2013. Спектакль «Риголетто» под управлением Фабио Мастранжело, в котором заглавную партию исполнил Борис Стаценко, публика и критика признали экстраординарным событием. Вскоре Стаценко стал приглашенным солистом Новой Оперы. Прошло менее полугода, и, к счастью, решение оказалось верным. Говоря спортивным языком, в театре появился не просто звездный, – командный игрок: Стаценко заражает коллег и выдающимся мастерством, и самим отношением к профессии. 21 марта и 12 апреля певец дебютирует в двух спектаклях театра – «Набукко» Дж. Верди и «Царской невесте» Н.А. Римского-Корсакова.

Каковы основные мотивы вашего прихода в театр Новая Опера – личные контакты с директором Дмитрием Сибирцевым, художественные аспекты, правильное предложение в правильное время?

Всё вместе. С Дмитрием у нас очень хорошие отношения. Насколько я понимаю, определенную роль сыграл совет его отца, Александра Сергеевича Сибирцева, который слушал меня в Самаре. После «Риголетто» под управлением Фабио Мастранжело мы поговорили о других ролях, в частности, о русском репертуаре. Я ведь очень мало его пел. Судите сами: за 20 лет – Томский в Тулузе, Елецкий в Льеже, Онегин в Монпелье, Праге и Бухаресте; в Хемнице я пел Роберта в «Иоланте» Чайковского. Я не говорю о таких партиях, как Наполеон в «Войне и мире» С.С. Прокофьева или Рупрехт в его же «Огненном ангеле». Это уже другое, XX век. Я – русский человек и хочу выступать для родной публики. У меня есть и признание в Германии, в Италии, Франции, и записи, и прессой не обижен. Но когда поёшь для своих – ощущение какое-то другое. Трудно передать словами.

Вам – за пятьдесят, и обычно в этом возрасте репертуар не увеличивается, а уменьшается. Не боитесь, что та или иная партия не ляжет на голос? Вот на Грязного согласились, и, вероятно, есть еще примеры?

Так я и на Князя Игоря согласился в Большом театре! Просто не сложилось. Юрий Петрович Любимов устроил прослушивание, я приехал, спел и сразу же был утвержден. Но, к сожалению, Юрий Петрович заболел, премьеру отложили, а у меня уже были другие обязательства. С одной стороны, жаль, что не спел Игоря в Большом. А с другой, – может, это и к лучшему: когда выучил и начал впевать партию, почувствовал, что она немного не моя. Спеть-то – не проблема, я о характере. Но в принципе, я открыт для новых ролей. Например, мне очень нравится опера современного композитора Андрея Тихомирова «Дракула». Андрей немного изменил главную партию, исходя из моих возможностей. И вскоре должно быть концертное исполнение. А, к примеру, Воццека в одноименной опере Берга я всегда отказывался петь, хотя предлагали неоднократно. Я бы смог, но многие немецкие артисты передадут разговорное пение убедительнее, они для этого лучше подготовлены. Или «Сказки Гофмана» – тоже один раз спел и понял: не мое. Что касается Грязного, – там есть что делать! На Западе подобные персонажи называют характерными. У нас под этим понимают совсем другое – краску голоса, тембральные приемы.

Активно гастролирующие оперные певцы выступают на совершенно разных сценах. Я имею в виду технические параметры – ширину, глубину сцены, вместимость зрительного зала. В мире хоккея всё время обсуждают, что игроки Национальной хоккейной лиги, приезжая в Европу, играют на площадках большего размера, и нужно к ним привыкнуть. Меняются ли исполнительские приемы в зависимости от конкретной сцены?

Для меня этот вопрос не стоит никогда. На любой сцене, в любом зале я выполняю одну и ту же задачу – корректно звучать, корректно петь. Вот недавно была «Тоска» в Филадельфии: старый театр, 3200 мест, естественно, никаких микрофонов, акустический зал. Затем «Тоска» же в Дюссельдорфе – там 2240 мест. Если поставят в Новой Опере – буду петь точно так же (660 мест). Никакой разницы нет. Здесь вот что важно: заиграл оркестр, пошел сценический свет – и я не вижу зала. Я вообще никогда не пою в зал, публике; я существую на сцене. Наверное, только великие могли от нее отрываться и обращаться к публике. Я должен жить здесь, на сцене, в той атмосфере, которую я же, по большей части, себе и создаю. И не хочу ее терять.

Не нужно думать, что в таком-то зале жест должен быть крупнее или мимика ярче, чтобы тебя увидели с заднего ряда! Всё идет от внутренней свободы. И потом, в нашей профессии много субъективного. Вот после «Риголетто» одни мне говорили, что временами звука было многовато, другие – что так и нужно. Дело вкуса. Вот где должна быть коррекция – в камерной музыке. Там, конечно, и жест скупее, и подача звука другая.

Вы не просто поете на Западе не одно десятилетие. В некотором смысле, вы – человек трех культур, трех языков, каждым из которых владеете в совершенстве. Я говорю о русской, итальянской и немецкой культурах. Что, в обобщенном плане, дала вам каждая из них?

Немецкая культура – это организованность в работе. Вот у нас говорят, что немцы несколько «квадратны», прямолинейны. Не соглашусь! Ведь что самое трудное в нашей профессии? Самоорганизация. Редко кто этим занимается. Речь идет, конечно, о более глубоких аспектах, чем явиться на работу в рабочем состоянии и вовремя. Приходишь на репетицию, и каждый считает нужным дать тебе совет. Я, конечно, к этому готов и с благодарностью их (советы) выслушиваю. Например, абсолютная ритмичность с оркестром – из-под палки этого не добиться! Дальше. Хорошо бы прийти, уже продумав свой рисунок партии. Да, затем тебе его поменяют, но всё же. Или к первой репетиции с пианистом хотя бы посмотреть, разобрать текст. Тоже не заставишь! Когда в Ковент-Гарден мне нужно было петь Рупрехта, я взял всего 16 уроков с пианистом. На такую-то оперу!

Там же за эти уроки платишь из собственного кармана. А параллельно в Граце была постановка «Андре Шенье» Джордано, и я тоже учил партию. Вот это и есть самоорганизация. И еще Германия учит работе с режиссерами. Конечно, началось это в Москве, в Камерном музыкальном театре Бориса Александровича Покровского. И я понял, что с режиссером спорить не надо! Выслушай его внимательно, скажи: «Я попытаюсь сделать то, что вы мне предлагаете». Потом, как правило, ты накладываешь на его видение свой отпечаток, а он думает, что именно об этом и просит…

…«Маленькие футбольные хитрости», как говорил великий футбольный вратарь и спортивный комментатор Владимир Маслаченко?

Ну конечно! Перехожу к итальянской музыке. Когда я занимался с великим итальянским баритоном Пьеро Капучилле, понимал, что как-то не так пою… А что именно не так? Он мне в шутку говорил: «Ешь больше спагетти».
А теперь я понимаю. Сами вокальные школы не так уж и различаются. Впервые приехав в Страсбург петь с итальянской компанией, я наивно полагал, что с итальянским проблем нет. Я, мягко говоря, заблуждался. Итальянская культура учит бережному отношению к тексту. Ведь русским певцам кажется, что на немецком и французском петь тяжело, а на итальянском – легко. Нет! Так же сложно, как и на любом другом языке. Просто мы поем, как удобно, и думаем, что это итальянский.

И еще одна важная вещь – ощущение свободы, как в джазе. Вроде бы и ноты те же, а каждый раз новые акценты, нюансы фраз в зависимости от дирижера, партнера, собственного состояния и ощущения. Ну а русская культура – родная, что тут скажешь. Но, повторю, я до сих пор мало пел русский оперный репертуар. Вот романсы – другое дело: Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков. Это было в начале карьеры. Жаль, что там это никому не нужно…

То есть, наше представление о «буме русской оперы» на Западе – некоторое самовнушение, преувеличение?

Конечно. Давайте перевернем и скажем, что в России сейчас бум Вагнера. Да, поставили несколько опер (в том числе в Новой Опере). На этот вопрос у меня очень простой ответ. Вот я говорю интервьюерам – назовите 10 всемирно популярных русских опер. Уверен, что после «Евгения Онегина», «Пиковой дамы», «Бориса Годунова» вы испытаете трудности. Хорошо, – еще «Хованщина», «Князь Игорь» (в какой-то степени) В Дюссельдорфе, где я работаю 16-й сезон, шли «Борис Годунов» и «Евгений Онегин». В следующем сезоне они ставят «Огненного ангела». Другое дело, – кое-что звучит в фестивальном режиме, и есть русские дирижеры, которые этим озабочены, – Гергиев, семья Юровских. Вспоминаю замечательного дирижера Олега Каэтани (сын Игоря Маркевича), мы неоднократно вместе работали. Он в Висбадене дал «Кащея Бессмертного» Римского-Корсакова в концертном исполнении. Другая возможность – запись оперы, но это тоже спецпроект. Как ни крути, итальянская опера остается самой популярной и интернациональной. А в каждой стране к ней добавляется еще и своя.

Складывается впечатление, что вы безумно любите репетировать. В чем здесь дело – в физиологической выносливости голоса, школе?

Никаких особенностей у меня нет. У нас же как принято? Придешь на сценическую репетицию – поёшь и поёшь, и всё в голос! Вернемся к самоорганизации: прежде чем репетировать, я сделаю партию в классе с вокальной точки зрения. Иначе ты решаешь вокальные проблемы на сценической репетиции. Если ты думаешь, – возьмешь или не возьмешь ноту, вступишь или нет, – о чём может идти речь? И обратно – о каком пении можно говорить, пока всё не «протопаешь»? Так что репетировать я не очень люблю. Но приходится, чтобы перед коллегами глупо не выглядеть!

Беседовал Михаил Сегельман
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #10 : Март 09, 2014, 22:11:36 »
я и на Князя Игоря согласился в Большом театре! Просто не сложилось. Юрий Петрович Любимов устроил прослушивание, я приехал, спел и сразу же был утвержден. Но, к сожалению, Юрий Петрович заболел, премьеру отложили, а у меня уже были другие обязательства. С одной стороны, жаль, что не спел Игоря в Большом. А с другой, – может, это и к лучшему: когда выучил и начал впевать партию, почувствовал, что она немного не моя. Спеть-то – не проблема, я о характере

Мне кажется, ему повезло, что он в этой поделке не участвовал :))

в принципе, я открыт для новых ролей. Например, мне очень нравится опера современного композитора Андрея Тихомирова «Дракула». Андрей немного изменил главную партию, исходя из моих возможностей. И вскоре должно быть концертное исполнение

Это любопытно, нужно будет поинтересоваться у Андрея Тихомирова.

На любой сцене, в любом зале я выполняю одну и ту же задачу – корректно звучать, корректно петь. Вот недавно была «Тоска» в Филадельфии: старый театр, 3200 мест, естественно, никаких микрофонов, акустический зал. Затем «Тоска» же в Дюссельдорфе – там 2240 мест. Если поставят в Новой Опере – буду петь точно так же (660 мест). Никакой разницы нет

Вот какие громадные залы являются акустическими, и там поют без микрофонов. А у нас в Москве Светлановский зал на 1800 с хвостиком мест НЕ является акустическим!
И настоящему профессионалу в хорошем зале, каким бы большим он ни был, должно быть комфортно.

русская культура – родная, что тут скажешь. Но, повторю, я до сих пор мало пел русский оперный репертуар. Вот романсы – другое дело: Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков. Это было в начале карьеры. Жаль, что там это никому не нужно…
... Давайте перевернем и скажем, что в России сейчас бум Вагнера. Да, поставили несколько опер (в том числе в Новой Опере). На этот вопрос у меня очень простой ответ. Вот я говорю интервьюерам – назовите 10 всемирно популярных русских опер. Уверен, что после «Евгения Онегина», «Пиковой дамы», «Бориса Годунова» вы испытаете трудности. Хорошо, – еще «Хованщина», «Князь Игорь» (в какой-то степени) В Дюссельдорфе, где я работаю 16-й сезон, шли «Борис Годунов» и «Евгений Онегин». В следующем сезоне они ставят «Огненного ангела». Другое дело, – кое-что звучит в фестивальном режиме, и есть русские дирижеры, которые этим озабочены, – Гергиев, семья Юровских. Вспоминаю замечательного дирижера Олега Каэтани (сын Игоря Маркевича), мы неоднократно вместе работали. Он в Висбадене дал «Кащея Бессмертного» Римского-Корсакова в концертном исполнении. Другая возможность – запись оперы, но это тоже спецпроект. Как ни крути, итальянская опера остается самой популярной и интернациональной. А в каждой стране к ней добавляется еще и своя

Я давно знал, что русскую оперу за рубежом знают плохо, но вот профессионал, знающий эту проблему изнутри, рассказывает, насколько это на самом деле плохо.
О камерной русской музыкальной литературе практически нет речи.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #11 : Март 10, 2014, 00:32:32 »
Борис, упоминая о небольших изменениях, которые я внес в партию заглавного персонажа ради него и по его предложению, скромно недоговаривает о том, что эти изменения были сделаны в сторону ее у с л о ж н е н и я, ибо тесситурные возможности голоса Бориса почти безграничны…
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #12 : Март 10, 2014, 10:43:42 »
Борис, упоминая о небольших изменениях, которые я внес в партию заглавного персонажа ради него и по его предложению, скромно недоговаривает о том, что эти изменения были сделаны в сторону ее у с л о ж н е н и я, ибо тесситурные возможности голоса Бориса почти безграничны…

А как же эту партию будут петь другие певцы?
А то Чайковский партию Германа сочинил под Фигнера, а в результате "Что наша жизнь" почти все поют на тон ниже.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #13 : Март 10, 2014, 14:08:35 »
А как же эту партию будут петь другие певцы?
А то Чайковский партию Германа сочинил под Фигнера, а в результате "Что наша жизнь" почти все поют на тон ниже.
Другие будут петь по оригиналу. Для Стаценко я сделал отдельный вариант, причем изменения коснулись лишь двух-трех мест в ариях. У этого певца феноменальный голос, так почему же не дать ему возможность продемонстрировать его? Особенно если какая-то из арий будет исполняться в концерте. У Стаценко есть такие планы.
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #14 : Март 10, 2014, 14:29:34 »
А что же, усложнённый вариант этой партии вы даже не будете публиковать, если дойдёт дело до издания партитуры? Хотя бы как ossia.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #15 : Март 10, 2014, 16:21:37 »
А что же, усложнённый вариант этой партии вы даже не будете публиковать, если дойдёт дело до издания партитуры? Хотя бы как ossia.
Будем решать проблемы по мере их поступления. ))
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 668
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #16 : Май 29, 2014, 14:28:04 »
12 СЕНТЯБРЯ
пятница 19:00
БОРИС СТАЦЕНКО
Сольный концерт
Оркестр театра Новая Опера
Дирижер Василий Валитов

http://www.novayaopera.ru/?performance=&view=201409121900

Кроме того, Борис Стаценко споёт Риголетто 3 июня и 19 сентября, Григория Грязного 25 сентября и Набукко 19 октября.
Che mai sento!

Оффлайн баритончеГ

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 15
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #17 : Май 30, 2014, 12:42:17 »


Boris Statsenko - Rigoletto in Samara "Cortigiani vil razza.." April 2012

Boris Statsenko-Rigoletto in Samara,finale, "Della vendetta." "Ah, la maledizione.!" April 2012 (партия Джильды - Ирина Янцева)


Артист наверное прекрасный. Но совершенно не интересный верхний регистр.

Сорри, не хотел никого обидеть

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #18 : Июнь 29, 2014, 10:45:39 »
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн баритончеГ

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 15
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #19 : Июнь 30, 2014, 10:48:04 »
Кому не интересный?


Мне,  конечно. Это ведь я написал.

Оффлайн баритончеГ

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 15
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #20 : Июнь 30, 2014, 10:54:38 »
Кому не интересный?


Прекрасная малая октава. Ну, собственно, я об этом и написал.

В Прологе лябемоль1 очень хорош. Но... не интересен. Но очень хорош!

И прекрасный артист.

Наверное надо объясниться - я не люблю оперу, но люблю голоса и звук в концертах.

Оффлайн баритончеГ

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 15
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #21 : Июнь 30, 2014, 14:29:42 »
Прощу прощения. Виноват.

Прослушал несколько раз. В этом Прологе  он прекрасен. Снимаю шляпу.

Это великолепно!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 668
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #22 : Июль 07, 2014, 22:51:06 »
15 СЕНТЯБРЯ ПОНЕДЕЛЬНИК
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
19.00
Симфонический оркестр Оперного театра
Московской консерватории

Дирижер — Александр Петухов

Солист оперного театра г. Дюссельдорф
Приглашенный солист Оперных театров: Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Ла Скала, Большого театра России

Борис Стаценко (баритон)

Солистка Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова

Ольга Терентьева (сопрано)

Солистка Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова

Елена Терентьева (сопрано)

Автор проекта – Народный артист России, профессор

Пётр Скусниченко

В программе:
Шедевры оперной классики

* Собранные от продажи билетов средства поступят в фонд строительства Оперного театра Московской консерватории

http://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=139533
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 668
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #23 : Июль 24, 2014, 13:21:40 »
Опубликована программа сольного концерта Бориса Стаценко

12 СЕНТЯБРЯ
пятница 19:00
«5:5 В ПОЛЬЗУ БАРИТОНА»
Сольный концерт Бориса Стаценко
Борис Стаценко
Солисты, хор и оркестр театра Новая Опера
Дирижер Василий Валитов
Режиссер Марианна Автандилова
Скарпиа Борис Стаценко
Тоска Ольга Терентьева
Каварадосси Александр Скварко
Сполетта Дмитрий Бобров
Скьяроне Михаил Первушин
Праздничный концерт к 55-летию!
В первом отделении прозвучат арии из опер «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, «Кармен» Ж. Бизе, «Мазепа» П.И. Чайковского, «Бал-маскарад» Дж. Верди, «Нерон» А.Г. Рубинштейна, «Дракула» А. Тихомирова и др. Во втором — Второй акт оперы «Тоска» Дж. Пуччини.

http://www.novayaopera.ru/?performance=&view=201409121900

Программа, на мой взгляд, очень интересная. Но я на этот концерт не попадаю, потому что в этот день иду в КЗЧ слушать "Танкреда" Россини с дирижёром А.Дзеддой. Будь концерт Стаценко в другой день, непременно пошла бы. Правда, у меня вызвал огромные, к счастью, сугубо теоретические, сомнения Каварадосси - Скварко...
Che mai sento!

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: Борис Стаценко, баритон.
« Ответ #24 : Июль 24, 2014, 14:48:13 »
Опубликована программа сольного концерта Бориса Стаценко

12 СЕНТЯБРЯ
пятница 19:00
«5:5 В ПОЛЬЗУ БАРИТОНА»
Сольный концерт Бориса Стаценко
Борис Стаценко
Солисты, хор и оркестр театра Новая Опера
Дирижер Василий Валитов
Режиссер Марианна Автандилова
Скарпиа Борис Стаценко
Тоска Ольга Терентьева
Каварадосси Александр Скварко
Сполетта Дмитрий Бобров
Скьяроне Михаил Первушин
Праздничный концерт к 55-летию!
В первом отделении прозвучат арии из опер «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, «Кармен» Ж. Бизе, «Мазепа» П.И. Чайковского, «Бал-маскарад» Дж. Верди, «Нерон» А.Г. Рубинштейна, «Дракула» А. Тихомирова и др. Во втором — Второй акт оперы «Тоска» Дж. Пуччини.

http://www.novayaopera.ru/?performance=&view=201409121900

Программа, на мой взгляд, очень интересная. Но я на этот концерт не попадаю, потому что в этот день иду в КЗЧ слушать "Танкреда" Россини с дирижёром А.Дзеддой. Будь концерт Стаценко в другой день, непременно пошла бы. Правда, у меня вызвал огромные, к счастью, сугубо теоретические, сомнения Каварадосси - Скварко...
Какая разница, какой там Каварадосси, если Тоска самая желанная для меня!!! Только хотелось бы узнать, какие именно фрагменты из Тоски будут исполнены и примет ли участие Ольга Терентьева в других номерах концерта. Хотелось бы, чтобы программу всех номеров выложила Novopera. Но даже если представители театра не напишут в этой теме до начала сезона, я попробую узнать у Ольги Терентьевой хотя бы её программу.