Автор Тема: Аккордеон (баян) и современная музыка для этих инструментов  (Прочитано 14545 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн timalism

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 135
Аккордеон сейчас весьма востребован композиторами. Для него пишут многие

Удивили. А где это всё? Обработки мелькают и играют постоянно, а вот чтобы оригинальные вещи? Время от времени я вижу на афишах названия сочинений с участием аккордеона, но не сказал бы, что их много.

В одной из соседних тем возник вопрос о современной музыке для аккордеона. Мне кажется, он заслуживает отдельного рассмотрения.

Для начала - пара ссылок на совсем недавние произведения:

Санжар Байтереков. "Круги Морая" (2013)
https://soundcloud.com/sanzharbaiterekov/the-circles-of-moray

Сергей Невский. Mechanica (2012)
https://soundcloud.com/sergej-newski/mechanica-2012-f-r-akkordeon
« Последнее редактирование: Март 31, 2014, 23:08:27 от timalism »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да уж! Если будут ТАК сочинять для аккордеона, то назвать это "музыкой" будет трудновато. Ещё труднее будет найти потребителей таких композиций, потому что даже при всей любви к инструменту со стороны тех, кто на них занимался самостоятельно или в музыкальной школе, заинтересовать этих людей подобными экспериментами не удастся.
Собственно, от Невского, за всю свою жизнь не сумевшего выдавить из себя ни одной приличной музыкальной темы, я ничего и не ожидал, но я даже не предполагал, что подобные опыты ставит кто-то ещё. Нечто заунывное, фрагментарное и немузыкальное.
Опять претенциозные наименования, не имеющие связи с существом представленных композиций, опять звуковые эффекты, старающиеся обойти родовые качества используемого инструмента и применить его возможности в максимально нетипичном ключе. То же самое раньше делали и со скрипкой, и с роялем, и с другими инструментами, а теперь вот и за аккордеон взялись.
Ну безобразие, что тут сказать? Остаётся лишь удивляться, как можно было сделать аккордеон столь непохожим на самого себя, но вполне очевидно, что все эти звуки и идеи гораздо проще можно было бы реализовать с использованием электронного синтезатора.
Я так понимаю, среди современных композиций, созданных специально для аккордеона, вряд ли удастся найти что-то более вменяемое. И в этом плане я не удивлён, что композиции эти не звучат в залах на широкую публику и не востребованы. Впрочем, возможно, сегодня у меня появится возможность взглянуть на проблему использования аккордеона с другой стороны, и я напишу об этом.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Кстати, вот:

----------------------

19:00 1 апреля 2014 г.
Камерный зал ММДМ

Абонемент «Звезды Новой Оперы»
Программа «Витя и Маша»

Виктор СЫЧ,  маримба и другие ударные инструменты
Мария ВЛАСОВА, аккордеон
-----------------------


Подозреваю, что это будут сплошь обработки, зато это можно слушать :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Всё же объединение аккордеона и баяна под одной рубрикой меня смущает. Да, я понимаю, что эти инструменты родственны, но всё же правая клавиатура аккордеона подразумевает использование иной исполнительской техники и иных возможностей.

А ещё интересно: на аккордеоне сейчас хоть где-то учат профессионально играть? А то ведь некоторое время назад т.н. "народников" совершенно затюкали, так что я даже не знаю, растят ли их где-нибудь.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 154
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Всё же объединение аккордеона и баяна под одной рубрикой меня смущает. Да, я понимаю, что эти инструменты родственны, но всё же правая клавиатура аккордеона подразумевает использование иной исполнительской техники и иных возможностей.

А ещё интересно: на аккордеоне сейчас хоть где-то учат профессионально играть? А то ведь некоторое время назад т.н. "народников" совершенно затюкали, так что я даже не знаю, растят ли их где-нибудь.

http://www.gnesin-academy.ru/node/259
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Надо же!
В Гнесинке кафедра ещё существует! А то ведь в 90-х гг. слухи пошли, что народников всех разгонят, а тут у них сейчас, смотрю, полно людей, причём, есть и молодые преподаватели.
Ну что ж, инструмент-то хороший, только, как мне кажется, концертные возможности этих "духовых клавишных" до сих пор ещё не раскрыты. Особенно аккордеона, если иметь в виду серьёзный репертуар академического толка.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн timalism

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 135
Всё же объединение аккордеона и баяна под одной рубрикой меня смущает. Да, я понимаю, что эти инструменты родственны, но всё же правая клавиатура аккордеона подразумевает использование иной исполнительской техники и иных возможностей.

Насколько я знаю, в западной традиции не используется слово "баян". Только "аккордеон", но двух видов - кнопочный и клавишный.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Насколько я знаю, в западной традиции не используется слово "баян". Только "аккордеон", но двух видов - кнопочный и клавишный.

Да, это так. "Аккордеон" - это более общее понятие, выражающее суть дела, но у нас в стране этим словом принято называть именно клавишный, а не кнопочный инструмент. Левая-то клавиатура у баяна и аккордеона одинакова, а правая и техника правой руки - разная абсолютно. На аккордеоне возможны многие пианистические приёмы, в т.ч. и виртуозные, и с этим связана его специфика.
Интересно, пишут ли какие-нибудь оригинальные "Концерты для аккордеона с оркестром"? :) Имею в виду, конечно, "концерты" классического плана.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 154
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Музыка, конечно, не очень современная :) Но мне такой вариант исполнения очень нравится. Rossini - Sinfonia da "L'Italiana in Algeri" - Quintetto Veneto di fisarmoniche

http://www.youtube.com/watch?v=ZDm9B3ruFs8
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мне тут пишут, что я немного не в теме, что на баяне играют органные произведения, что большой баян как раз и был задуман для исполнения таких вещей, что многие любители в т.ч. и оперы играли в музыклаьных школах на баяне или аккордеоне, и т.д.
Я как раз об этом знаю и помню, поэтому и заинтересовался данной темой :))
Но знаете, для меня сюрприз, что для этих инструментов довольно активно сочиняют, ибо я не то что не слышал ничего такого, а даже не вижу подобных афиш. Если и играет кто на баяне или аккордеоне, то это, как правило, эстрадник.
И это закономерно, разумеется.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я таки побывал на этом концерте, вернее, на 1-м его отделении, потому что 2-е отделение продолжали вокалисты, а я оказался морально совсем не готов их слушать после Сыча и Власовой :))

19:00 1 апреля 2014 г.
Камерный зал ММДМ

Абонемент «Звезды Новой Оперы»
Программа «Витя и Маша»

Виктор СЫЧ,  маримба и другие ударные инструменты
Мария ВЛАСОВА, аккордеон

Вот что пишут об этом в интернете:

------------------------------------------------

1 апреля (19:00) в Камерном зале Дома музыки состоится концерт абонемента «Звёзды Новой Оперы».
Первое отделение откроет известный в Москве и России дуэт музыкантов. Виктор Сыч – артист оркестра театра Новая Опера, виртуоз игры на всевозможных видах ударных. Его называют мастером на все руки и человеком-оркестром. В сольных концертах и зарубежных гастролях музыкант отдает предпочтение маримбе и вибрафону.
Дуэт ему составит аккордеонистка Мария Власова, обладательница первых премий престижных Международных конкурсов в России,
Германии, Китае, Испании.
В шуточной первоапрельской программе Витя+Маша = Концертный дуэт Маримбы и Аккордеона музыканты продемонстрируют необычное звучание казалось бы несочетаемых инструментов, удивят виртуозной игрой и порадуют первоапрельским репертуаром: «Альборада, или утренняя песнь шута» М. Равеля, Токката А. Коппела, «Блестящий вальс» А.С. Даргомыжского, «Победа любви» Р. Фольшедта и др.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Знаете, мне так понравилось, что если наш сайт разместит рецензию на такой "непрофильный" концерт, то я напишу об этом выступлении статью.
Власова - настоящий виртуоз: когда играет мастер такого класса, то даже как-то забывается, что этот инструмент, в общем-то, не обладает, если можно так выразиться, "функциональной полнотой". Я всё же считаю, что аккордеон гораздо лучше слушается в ансамблях.
Сыч - ну это вообще восторг! Я впервые услышал его несколько лет назад и с тех пор являюсь его поклонником. Это ярчайший феномен, в нём есть поистине божья искра.
Ну а вместе они творили просто чудеса, причём, что особенно меня порадовало, они сыграли 2 оригинальных, т.е. не обработанных чужих, а написанных именно для данных инструментов сочинения: одно для аккордеона соло, а другое - для маримбы и аккордеона (танго "Еврейское счастье"). Ну гениально, что ещё сказать после такого концерта?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн timalism

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 135
Для читающих на английском - сборник статей "Современные перспективы аккордеона" (2013):
http://rusfolder.com/40308113

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Для читающих на английском - сборник статей "Современные перспективы аккордеона" (2013):
http://rusfolder.com/40308113

Спасибо, интересно, нужно будет ознакомиться!
А что на Западе? Активно пишут оригинальные вещи для аккордеона?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Насчет современных композиторов не скажу, но для баяна написано достаточно оригинальных сочинений: сонаты, Испанская рапсодия, партита В. Золотарева; сонаты, сюиты, дивиртисмент Кусякова; De Profundis Губайдулиной (сейчас заглянул в википедию - оказывается, и соната есть); пьесы В. Зубицкого.

Да и транскрипции органными сочинениями не ограничиваются - Юрий Шишкин и Сен-Санса-Листа-Горовица играет, и "Картинки с выставки", "Блуждающие огни", и "Венские вечера", и "Ревизскую сказку", не говоря о кампанеллах и прочих искорках.

Пусть специалисты дополнят и поправят, если что. :)

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
В МТ в прошлом сезоне был концерт с участием Ришара Гальяно.
http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2013/3/15/2_1900/
Ришар Гальяно (аккордеон, бандонеон)
Ришар Гальяно
Маленькая французская сюита
«Танго для Клода»
Астор Пьяццолла
Концерт для бандонеона и струнного оркестра «Аконкагуа»

Инструменты внешне выглядели как баян и гармонь соответственно. Играл отлично.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 154
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Да, это так. "Аккордеон" - это более общее понятие, выражающее суть дела, но у нас в стране этим словом принято называть именно клавишный, а не кнопочный инструмент. Левая-то клавиатура у баяна и аккордеона одинакова, а правая и техника правой руки - разная абсолютно. На аккордеоне возможны многие пианистические приёмы, в т.ч. и виртуозные, и с этим связана его специфика.

А по-моему пятирядный баян


и клавишный аккордеон друг к другу по технике исполнения ближе, чем аккордеон к пианино. На полноценном пятирядном баяне (или кнопочном аккордеоне, как хотите его называйте) тоже играют пятью пальцами. У пианино звук извлекается путем удара (струнный ударно-клавишный инструмент), а у аккордеона и баяна громкость звука зависит от меха (язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент). Ощущения игры совершенно разные. Извините за немного корявое объяснение, но если кто сам на всех этих инструментах играл, то понятно, что я имею в виду :)
 
Еще мне как-то довелось в одном провинциальном музее сыграть на такой штуке, как фисгармония, воздух нужно подавать, качая ногами педали (это еще тот тренажер :)) ), а клавиши расположены горизонтально, как у пианино, а по ощущения пальцев - как на аккордеоне.



А что можно играть на баяне или аккордеоне... Возьмите любой самоучитель и найдете в нем всевозможную музыку, от народной, эстрадной – до Баха, Моцарта и Бетховена.

Вот пресловутая Bach Toccata & Fuga in d moll BWV565 на баяне

http://www.youtube.com/watch?v=1VVFu8GQyWw

И на аккордеоне

http://www.youtube.com/watch?v=hmTG9wTfrzk
Che mai sento!

Оффлайн timalism

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 135
А что на Западе? Активно пишут оригинальные вещи для аккордеона?

К сожалению, я плохо знаю современную западную ситуацию. Но поскольку тема мне интересна, то на досуге ознакомлюсь и смогу ответить.

А пока даю ссылку на мой "Авыл көе" ("Деревенский напев") для баяна или аккордеона (2013). Исполняет Сергей Чирков, запись с концерта 4 апреля 2014 года.
http://youtu.be/eDNdol4sGL4

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 154
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Всемирно известный баянист Айдар Гайнуллин сыграл в переходе и заработал 2178 рублей

http://www.mk.ru/culture/2014/10/03/vsemirno-izvestnyy-bayanist-aydar-gaynullin-sygral-v-perekhode-zarabotav-2178-rubley.html

Таким образом он заткнул за пояс американского «коллегу» Джошуа Белла

Это был шок: спешащие на работу в час пик люди, в полукоматозном состоянии выныривающие из метро «Улица 1905 года», в полнейшем недоумении пробуждались, услыхав классические «трубные» аккорды реминорной токкаты Баха, играемой на... баяне. Затем поднимали глаза: в качестве «уличного музыканта» пред ними сидел обаятельный молодой человек в черной шляпе, старательно тянущий меха и улыбающийся каждому. Через минуту в тесном переходике вокруг виртуоза уже собиралась толпа. Так «МК» ответил на инициативу американского скрипача Джошуа Белла, на днях музицировавшего в вашингтонском метр.

Десять утра. В известном длинном переходе на «Улице 1905 года» потихоньку завершается час пик: уже не такой лом народа, спешащего, в основном, в Международный торговый центр. У редакции паркуется Айдар Гайнуллин, вынимает свой баян стоимостью, на минуточку, 15 000 евро. Ведь только вчера он зажигал с Денисом Мацуевым на закрытии фестиваля «Крещендо» во Пскове, в скором времени — его выступление на исторической сцене Большого театра в рамках большого праздничного вечера. Но все это грубо остается за скобками. Сегодня Айдар — рядовой полунищий музыкант, которого нужда загнала в переход. И точка.

— Ну что, новое амплуа тебя не пугает? — Спрашиваю.

— Да ну брось. Давно об этом мечтал: вот так взять и сыграть в метро... ваше предложение попало в самое яблочко.

Для сведения читателей: только что новостные ленты были полны отчетами о последнем экстремальном концерте скрипача Джошуа Белла в холле метро на Union Station в Вашингтоне. Тут, впрочем, уже много помпезности: вместе с ним играли девять учеников, рядом кучковалась пресса... А семь лет назад маэстро провел эксперимент «в чистом виде»: спустился в метро инкогнито, где 45 минут наяривал классику на скрипочке Страдивари 1713 года. В тот день его никто не узнал, никто им особо не заинтересовался, общая же выручка составила порядка 30 баксов.

Вот мы и решили изобразить нечто подобное, чтобы экспериментально установить две вещи. Первая: неужели москвичи настолько равнодушны ко всему, что трепетная, рьяная игра «звезды» ни на миг не тронет их сердца? Второе: смогут ли люди как-то отличить высокий класс от обычного музыкального «нудежа» в переходе?

Сажаем Айдара на железную скамейку как раз лицом к бегущей на работу толпе. Смешно, но по вечерам это самое теплое местечко занимает такой душевный старичок-аккордеонист, что-то поющий-бубнящий себе под нас. И вот народ вместо старичка видит этакого молодца в черном, даже не догадываясь, что на большую сцену нашего «уличного доходягу» благословил сам Ростропович.

— Ой холодно-то как... — Айдар не ожидал «жесткой реальности», потрогав скамейку. А на термометре +2 С. Расчехляет баян, а мягкий футляр мы с редакционным фотографом помогаем уложить так, чтобы в него хотя бы попадали деньги...

— Слушай, ну ты ни секунды не мандражируешь! — Удивляюсь поведению Айдара, который сел как влитой на «позорную» скамью.

— Какие проблемы? Это же моя точка! Десять лет здесь сижу! Ну-ка встали все вокруг и хлопаем! — Звонко шутит Гайнуллин. — А если серьезно — всегда мечтал влезть в шкуру уличных музыкантов. Но с одним условием: сыграть не так, как они, а по другому, лучше, круче, донести до людей мощную музыку, возвысить ее. Ведь так обидно в душе, когда идешь в метро — а на баяне кто-то весьма посредственно играет...

И тут Айдар взялся за меха, «пробасив» начало реминорной токкаты Баха. Публику проняло мгновенно, и это при том, что акустический коридор для того, чтобы услышать музыканта, достаточно короткий — метров 10-15. Это расстояние человек проходит за 2-3 секунды. Но даже этого хватило, чтоб через две минуты дико спешащие люди стали оглядываться, недоуменно вращая глазами, а потом и группироваться вокруг Айдара, внимая Баху в немом восторге.

И только потом выяснится, что ни Пьяццолла, ни Вивальди, а именно баянный Бах «заставил» людей накидать крупные купюры — сторублевки посыпались справа и слева.

— Только вот пальцы свело, — шепчет наш виртуоз, — Замерзли первые фаланги. Всё боялся на Бахе, что не туда попаду. Это ж не какие-то композиторы-авангардисты, на которых можно сымпровизировать. Но... взял себя в руки. Кровь прилила — игра пошла! Потому что мне все равно, где я играю — в переходе или в Берлинской филармонии. Качество должно быть одинаково высоким.

Первой Айдара «раскусила» случайно проходящая мимо девушка со скрипичным футляром за спиной. Она совершенно не ожидала, что когда-либо в ее жизни в московском переходе появится человек, попадающий в ноты. Долго и пристально смотрела, потом взяла смартфон и стала снимать сие чудо. Что делать — профессионала не обманешь.

Но и без девушки вокруг Айдара уже сформировался кружок поклонниц, также снимающих «переходного гения» на телефоны.

— Ты чего ж сидишь здесь, милок? Так стараешься... Неужели больше тебе негде? — Качает головой сердобольная тетечка.

— Деньги нужны, а зарплата в музыкальной школе маленькая, — отзывается Гайнуллин, — Да и ставки по кредитам в России ужасно высокие (для справки: Гайнуллин более менее постоянно проживает в Германии, имея там дом, так вот сейчас ему предлагают кредит, чтоб этот самый дом отбить, всего под 1,9% годовых, — Я.С.).

На Вивальди одна из дамочек так и вовсе пустилась в пляс. Публика через одного продолжала сыпать монетки. Как потом скажет Айдар — «единственные, кто остались равнодушными — это люди в наушниках».

Впрочем, и они оглядывались, спуская одно «ухо», а один парень в «ушах» так и вовсе резко тормознулся у Айдара и спросил, не может ли тот сыграть в модном сейчас молодежном стиле драм-энд-бэйс...

— Я сыграю, только если ты мне простучишь ритм губами, битбоксом — тыщь-тыщь-тыщь... Начали?

Парень как-то затушевался, ритм выбивать отказался, но 50 рублей в футляр кинул. Гайнуллин легко общался с каждым из толпы, а потом там разошелся, что запел...

...

В финале уличного представления Айдар размашисто заиграл We Will Rock You группы Queen, тем самым окончательно покорив людей, громко аплодировавших мастеру минут пять...

Затем мы считали деньги.

— Ну что, умыл я Джошуа Белла?

— У него было только $30, у тебя же по курсу — $55. И за меньшее время.

— Это так поразительно, что за классику москвичи давали больше, чем за Queen! Нет, народ наш нельзя назвать потерянным. Бегущие на работу люди, ловили хорошую музыку как глоток свободы...

Часть денег мы тут же отдали сидящей в переходе нищей старушке.

Итак, в сухом остатке:

— 30 минут длился концерт.

— около 1000 человек прошло мимо нас в общей сложности.

— 2178 руб. ($55,13) подали (две 500-рублевые купюры).

— были исполнены следующие произведения: И.С. Бах, органная токката ре-минор; Антонио Вивальди «Зима»; Астор Пьяццолла, «Либертанго»; Айдар Гайнуллин (а он еще и композитор!), музыка из кинофильма «Эйфория»; под занавес — импровизации на рок- и классические хиты (Queen, Андреа Бочелли).

— эксплуатировался нефабричный мастеровой баян стоимостью 15 000 евро.

По ссылке - видео http://www.mk.ru/culture/2014/10/03/vsemirno-izvestnyy-bayanist-aydar-gaynullin-sygral-v-perekhode-zarabotav-2178-rubley.html
Che mai sento!

Оффлайн exoid

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 4
Был невнимателен и в персональной теме Исмагилова сообщил об оригинальных сочинениях для аккордеона, пусть и 8-10 летней давности -> http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,2999.msg151442.html#msg151442

Не учёл, что есть отдельная тема, посвящённая аккордеонному репертуару.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 154
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 154
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Новая песня баяна

Алевтина Бояринцева, 22.10.2015 в 17:50

http://www.belcanto.ru/15102202.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 154
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«На свой баян я копил деньги полтора года»

28 октября 2015, 19:26   |   Культура   |   Анастасия Рогова

Лучший баянист мира Александр Комельков из Вологды — о конкуренции с китайцами и бразильцами на «Кубке мира» в финском Турку

Александр Комельков из Вологодского областного колледжа искусств выиграл Международный музыкальный конкурс для аккордеонистов и баянистов «Кубок мира-2015», прошедший в финском городе Турку. В интервью «Известиям» баянист Комельков рассказал о том, почему российские инструменты — лучшие в мире, и о конкуренции с музыкантами из Китая и Бразилии.

— Как подбирали программу для выступления на конкурсе?

— У меня была категория «Мастерс» — от 18 до 35 лет, в которой надо исполнять классическую и современную музыку. Программа рассчитана на 20 минут. Я играл несколько сочинений Баха, из современных — ростовского композитора Анатолия Кусякова и других. Помогал подобрать программу мой педагог — Вячеслав Михайлович Наумов. Так что чемпионство мое надо делить с ним 50:50.

— Много времени репетируете?

— Всё свободное время, какое есть.

— Баянисты из каких стран показались вам самыми сильными конкурентами?

— Всего приехали участники из 25 стран. Были даже конкурсанты из Бразилии. Самыми сильными считаются Китай, Сербия и Россия. Китайцы вообще сейчас на многих музыкальных конкурсах самые первые. Правда, в этот раз призового места участники из Китая не заняли. Вообще их русские научили играть на баяне, рассказали им наши секреты, после чего китайцы и стали побеждать.

— На инструменте какой марки играете?

— У меня баян марки «Юпитер», московская фабрика инструментов делает. Очень яркий инструмент, соответствуют всем международным стандартам. В Европе, кстати, все инструменты называют только аккордеонами. Баян — это российское название: кнопочный инструмент, там кругленькие клавиши, а на аккордеоне есть клавиаутра, как на пианино.

— Не собираетесь на импортный менять?

— Ни за что. Это один из самых известных инструментов в мире. Он и стоит 500 тыс. рублей. Куда же лучше? Я на него 1,5 года деньги копил. Купил 2 года назад, мне 17 лет было. А раньше на баяне «Рубин» играл.

— Почему вы выбрали именно игру на баяне?

— Меня родители в музыкальную школу привели, когда мне было 9 лет. Я выбрал баян, а почему мне сильно хотелось на баяне — уже не помню.

...

— Как считаете, играть на баяне — престижно?

— Сложно сказать. Мне нравится, что у баяна есть много возможностей. На баяне можно сыграть и как на органе, и как на флейте — для этого есть специальные регистры. Это очень популярный инструмент во всем мире.

Читайте полностью: http://izvestia.ru/news/594275
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 154
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Вячеслав Семенов: «НЕТ ПЛОХОЙ ПУБЛИКИ»

Шестьдесят восьмой международный конкурс баянистов и аккордеонистов «Кубок мира» прошел в октябре в финском городе Турку. Победители – наши музыканты, ученики профессора Российской академии музыки им. Гнесиных, вице-президента Международной конфедерации аккордеонистов, члена Союза композиторов России, народного артиста РФ Вячеслава Семенова – Лев Лавров, Алексей Мыкитенко и Семен Голиков.

http://gazetaigraem.ru/a12201511
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 154
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Фридрих Липс: “Пишут композиторы не для инструмента, а для исполнителя”

13 декабря 2015 в Москве в Российской академии музыки имени Гнесиных открылся традиционный ежегодный XXVII Международный фестиваль «Баян и баянисты» и VI Международный конкурс баянистов и аккордеонистов.

Фридрих Липс – основатель фестиваля, выдающийся музыкант современности, человек широчайших взглядов – рассказал о том, что происходит на фестивале и конкурсе в этом году.

http://www.classicalmusicnews.ru/interview/fridrich-lips-interview-2015/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 154
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Александр Поелуев: «Самое главное — умение зажечь»

Александр Поелуев — лауреат Всероссийских и международных конкурсов, в 2002 году стал победителем Кубка мира среди аккордеонистов. Он невероятно энергичный, талантливый, мыслящий, при этом лёгкий и простой в общении музыкант. Игра Александра Поелуева привлекает внимание слушателей виртуозностью исполнения и искренностью высказывания. С виду кажется, что его путь — это сплошные переезды из одного города в другой, из одной страны в другую, а дом — поезда и самолёты. Но любители творчества Поелуева знают: его путь — это музыка, а дом — сцена. Сам музыкант единственным родным местом на земле считает город, в котором родился, вырос, продолжает жить и «зажигать» своим недюжинным творческим энтузиазмом его жителей — Ростов-на-Дону. В эксклюзивном интервью Belcanto.ru артист рассказал о себе и предстоящем 69-м Кубке мира среди аккордеонистов, который впервые пройдет в России.

http://www.belcanto.ru/16010901.html
Che mai sento!