Автор Тема: Оперный рынок катастрофически сжался  (Прочитано 21033 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Оперный певец Максим Миронов: Нужно ставить оперу о поездке из Южного Бутова в центр Москвы
http://www.snob.ru/selected/entry/76418 Юлия Гусарова

Один из лучших молодых исполнителей Россини, тенор Максим Миронов приехал из Болоньи, чтобы исполнить главную партию в «Итальянке в Алжире» на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Максим поговорил с нами о культурном кризисе в театрах, о том, как можно стать международной звездой, не окончив музыкальной школы, и почему мебель из «Икеи» — лучшие декорации для оперного спектакля.

Чем наша творческая кухня отличается от итальянской?

Мало чем. Творческие кухни везде практически одинаковы, особенно в Италии и в России — это две страны-близнеца, которые были разделены при рождении.

Конкуренция среди певцов большая?

Я начал свою международную карьеру в 2005 году, в то время было много театров в Италии, Австрии, Германии, даже в маленьких городах, и везде платили хорошие деньги. За без малого десять лет рынок катастрофически сжался, закрылись почти все итальянские театры, и рабочих театров, в которых платят, осталось от силы пять, а было, например, тридцать пять. Все, конечно, борются за место. И так произошло во всех странах мира.

В чем причина этого сжатия рынка?

Кризис. Не только экономический, но и культурный. За эти десять лет телевизор переманил к себе большую часть публики, интернет пошел семимильными шагами. Оперу можно посмотреть в кинотеатрах или дома в халате. Зачем придумывать, куда ехать и как туда одеваться, если на мою огромную плазму будут транслировать премьеру из «Метрополитен-опера»? Полагаю, это тоже стало фактором, который уменьшил интерес публики к искусству.

Ну и экономический кризис есть везде, а постановка оперного спектакля — дело недешевое, и оно никогда не было прибыльным, даже в самом своем начале. Опера всегда существовала на субсидии, но сейчас государства не дают денег, все сжимается. Чтобы выжить в условиях конкуренции, оперному певцу нужно уметь думать: знать, что кому говорить, а когда и вовсе молчать.

Все решает политес?

Не только. Но музыкальности и внешних данных недостаточно, чтобы сделать хорошую карьеру. К этому должна прилагаться светлая готова и удачливость.

Сейчас борются с утечкой мозгов из России, молодых - физиков предлагают невыездными сделать. Утечка голосов насколько сильна сегодня?

В музыкальном мире нет границ. Я сейчас работаю в Австрии с американкой, корейцем, с русским, австрийцем, немцем и итальянцем, которых я, может быть, найду в других странах. Многие иностранцы, между прочим, мечтают приехать в Россию, приезжают и с удовольствием здесь работают. Был бы спрос — предложение уже есть, и оно огромное.

Оперная среда очень интернациональна. Есть, конечно, некоторые страны, которые, грубо говоря, большие националисты в опере. Итальянцам больше будет нравиться исполнение итальянского тенора, потому что это щекочет их национальное самосознание. То же и у австрийцев. А у нас бывает и наоборот: приглашенного итальянского тенора считают “настоящим”, в отличие от своих. Нам нужно немного повысить национальную гордость за то, что мы делаем, как выступаем и что производим. Сегодня у нас есть огромное количество первоклассных певцов международного уровня, с которыми можно делать очень интересные проекты.

А про культурный кризис в России в целом что можете сказать? Может, где-то и происходит упадок — в Москве в последнее время ощущается активное, хоть и непонятное становление всего и вся.

Когда я читаю про это в интернете — это одно, когда приезжаю и вижу то, что вижу — это другое. Выглядит все очень неплохо: здесь становится лучше, интереснее, затеваются интересные проекты. Поэтому у меня когнитивный диссонанс, я не знаю, чему верить - написанному или своим глазам. За последние 20 лет мы сумели наладить кое-какие мосты с заграницей, люди из Большого театра ездят по конкурсам, высматривают интересных режиссеров и певцов, зовут сюда, и в Россию приезжают заниматься хедхантингом люди из крупнейших европейских театров. Но они не забирают человека у страны, в нашей сфере космополитизм дошел до такого уровня, что мы все принадлежим всем.

Что вы приносили в жертву своему голосу, и казались ли эти жертвы запредельными хоть раз?

Голос требует к себе внимания; это две тоненькие ниточки, на которые подвешена вся твоя жизнь. Поэтому нужно очень хорошо знать себя, знать, где твой рабочий предел, и не бросаться на амбразуру, если ты чего-то не можешь. Ты знаешь, что перед днем спектакля лучше отдохнуть, не есть того-то, не пить сего-то, не иди куда-то, а заняться определенными делами.

Оперный певец за день до выступления молчит, да?

Были многие певцы, которые за день до выступления молчали. Марио Дель Монако, например, только писал записки своей жене, смотрел телевизор в специальных очках для просмотра телевизора в лежачем состоянии. Но это крайние случаи теноризма, певцизма. За день до выступления придется молчать, потому что распорядок дня перед концертом сам к этому располагает: я сижу дома один, не говорю по телефону — не потому, что нельзя, а потому что я думаю о другом, сосредотачиваюсь, - незаметно приходит время в театр ехать.

Между вами и вашими ролями - не партиями, а самими персонажами - бывают конфликты?

Постоянно. Мне очень хотелось бы играть сложные роли в серьезных операх, но из-за специфики голоса и внешности мне все время приходится играть каких-то влюбленных принцев. Эти принцы в меня уже не лезут. В “Севильском цирюльнике”, например, я получаю большее удовольствие от себя, потому что мой персонаж, Альмавива, состоит из четырех мини-персонажей, он появляется перед зрителями одним, а потом меняется, это интересная роль. Хотелось бы драмы, переживания, вживания - поработать хочется. Иногда это получается.

Есть оперные певцы, которые, наоборот, сосредотачиваются только на пении?

Да, таких большинство, но они не остаются в истории.

Когда вы поняли, что вам дорога в оперу?

Когда послушал концерт трех теноров в Париже, который транслировался в 1998 году по телевизору. Мне было 17 лет, и я даже не учился в музыкальной школе. Мне очень повезло с образованием, потому что моя школа была экспериментальной - в девяностых педагогам развязали руки, и они сказали: “А теперь творим, ребята!”. Мы занимались музыкой, живописью, танцами и драматическим искусством наравне с другими общеобразовательными предметами. Я до сих пор, сравнивая свое образование с образованием европейским, понимаю, что меня-то лучше всему выучили. Итак, я послушал концерт трех теноров и вдруг увидел совершенно иной мир: мир праздника, счастья, гламура. Представьте себе: лето, Париж, Эйфелева башня вся в огнях, под ней стоит огромная сцена, украшенная цветами, на ней три человека поют потрясающие произведения перед толпой людей, и все оканчивается салютом! Я понял, что хочу попробовать этим заниматься.

Вот так раз, и пришло в голову? И вас не смущало, что вы до этого не занимались музыкой целенаправленно?

Я очень жалел, что так вышло. В свое время я очень быстро бросил музыкальную школу. Помню, как меня десятилетнего мама привела туда в класс фортепиано, преподавательница страшно курила и заливала запах табака парфюмом - когда она нависала надо мной, было невыносимо. Я сбежал, заявив, что эти занятия - ужас.

Я была уверена до этого момента, что способность петь оперным голосом есть у человека с рождения, особая музыкальность выявляется в раннем детстве и появляется не после изучения им специфических техник - это магия, которой люди не начинают заниматься не вот так, вдруг, приняв эмоциональное решение.

 Да, это магия. Мне просто очень повезло: мой тип голоса оказался подходящим для оперы. В противном случае мне бы сказали: “Ты можешь хотеть все, что угодно, но голоса у тебя нет и слуха тоже” - и я бы пошел абсолютно другой дорогой. То есть это действительно магия. Меня как будто кто-то направил в оперу.

Оперные певцы суеверные? Какие у них бывают ритуалы?

Очень. Я не всегда суеверный, периодами это бывает. Понимаете, в нашей сфере мы имеем дело со слишком эфемерной материей, мы очень боимся ее потерять, оттого и случаются какие-то обсессии. Я знаю людей, которые должны перекреститься, прежде чем пойти на сцену. Паваротти, например, всегда искал на сцене гвоздь - их обычно много валяется за сценой - и только с гвоздем в кармане начинал выступление. Если он гвоздя не находил, то у него были проблемы.

А что еще певцы делают?

У каждого это свое, и об этом никто не распространяется.

Не рассказывайте — действовать не будет. Расскажите лучше, чем отличается отношение к опере российского и итальянского обывателя.

Везде одинаково. Самое страшное, что итальянцы гордятся пиццей больше, чем оперой. Обыватель везде одинаковый: если ты говоришь ему, что через месяц будешь петь в Ла Скала, лицо собеседника сразу вытягивается от изумления и уважения, а если скажешь, что поешь в Пьяченца, на тебя посмотрят, как на стенку, и переведут разговор на погоду. Здесь то же самое: в глазах собеседника ты вырастаешь сантиметров на десять, только если упомянешь Большой, в то время как в Большом ты можешь петь партию, состоящую из двух слов. В Австрии лучше — это музыкальная страна, и если ты kunstler, то есть, человек искусства, то ты уже лучше, чем другие, чем бы ты ни занимался — музыкой, рисованием, сочинением стихов. Это здорово, по-моему. А у нас ситуация немного как в анекдоте про Шаляпина: “Барин, чем ты на жизнь зарабатываешь? — Я пою. — Петь-то я тоже пою, а на жизнь-то ты чем зарабатываешь?”.

Журналист The New Yorker Джон Сибрук в своей книжке “Nobrow” о высокой и низкой культуре говорит, что для него “взрослость” наступала тогда, когда появлялся костюм-тройка, сшитый на заказ, и абонемент в Метрополитен Опера.

Так было и так есть во многих местах.

А где не так?

В Германии очень легкое к опере отношение, на спектакли в футболках и кедах ходят.

Речь не столько о дресс-коде…

Дресс-код тоже говорит об отношении. Очень многое зависит от того, какой продукт опера предлагает слушателю. Я пел в “Шелковой лестнице” Россини, которую поставил молодой режиссер Дамиано Микелетто - действие оперы XIX века проходило в современной обстановке, в квартире, обставленной мебелью из “Икеи”. Все перипетии сюжета протекали в узнаваемой каждым человеком атмосфере. Это вдруг приблизило оперу к публике. По-моему, это очень правильно, очень умно: человек, который приходит в оперный театр на эту постановку, получает возможность не просто поспать за 250 евро, а поучаствовать в происходящем.

Вы за смелые решения?

Да, но только тогда, когда смелые решения имеют место не от умствования и попыток придумать что-то радикальное, но особо осмысленное. Главная задача оперного режиссера - ответить на все “почему”, которые возникают у зрителя при просмотре постановки.

Редактор культуры Snob.ru советовал перед нашей встречей не спрашивать про осовременивание оперы, потому что любой оперный певец скажет, что он больше любит выступать в красивом костюме...

Ненавижу! Недавно в Гамбурге у меня был костюм под XVIII век, он весил девять килограммов! И парик был жуткий. Но еще больше я ненавижу современные постановки современных режиссеров, которые идут настолько против композитора и либреттиста, что даже концов не найдешь. Из двух зол я выбираю тяжелые костюмы и парик, потому что в последнем хотя бы смысл есть. Но я обожаю современное и правильно сделанное прочтение оперы. Для того, чтобы это сделать, режиссеру нужно понять, что он не гениальнее Моцарта и Да Понте вместе взятых.

Мой первый поход в Большой театр был на оперу “Руслан и Людмила” Чернякова. Если честно, мне подарили билет, и я не знала, на что я иду. Я, конечно, здорово удивилась, но именно эта довольно радикальная постановка позволила мне понять, наконец, литературный источник.

То, что всем не понравилось в ”Руслане и Людмиле” Чернякова, мне, наоборот, понравилось: сады колдуньи Наины, решенные как дорогой бордель. Почти все мои “почему” остались отвеченными, хотя я не большой фанат этой постановки; режиссер мог бы еще и на других струнах поиграть. Я не большой поклонник самого Чернякова. Его "Травиата" из Ла Скала просто ужасна, "Евгений Онегин" тоже совсем никуда не годится, а вот "Царская невеста" из Берлина вроде бы ничего, но я ее пока не видел. Что мне действительно показалось очень сильным - это “Золотой петушок” Серебренникова, в  котором меня приглашали участвовать.

Опера — консервативный институт, и обыватели, которых заносит в оперу раз в год, не замечают эволюции этого института. Как меняется опера?

Эволюционирует публика, и вместе с ней опера. Есть, конечно, островки, где нет эволюции оперы, в той же самой Италии, где консервативный зритель любит, чтобы все было по написанному, и если написано “Вышел конь”, то должен выйти конь. Но есть флагманы, которые тянут оперу вперед.

Все равно опера остается нишевым продуктом. Мы сейчас пытаемся расширить рынки. Считается, что нас узнают больше людей, если мы оцифруем наше искусство. По-моему, это заблуждение: узнать-то узнают, но не примут: человек, который видел оперу в кинотеатре с мощной акустической системой, прийдя в театр, будет ждать крупных планов и громких голосов, которые слышны лучше, чем оркестр. Я знаю людей, которые после посещения оперного театра расстраиваются, потому что им было плохо видно и слышно. Цифровая опера - это совсем другой вид искусства. Если бы человек начал с театра, он бы имел представление о том, что есть опера изначально. Нам же, конечно, проще дать зрителю “цифровую” соску. С другой стороны, если бы не концерт трех теноров, который я видел по телевизору, я бы сам не пошел в оперу.

Опера давным-давно из народного жанра превратилась в “высоколобый”. Вы за то, чтобы она снова “онародилась”, или за то, чтобы она держала планку high-brow?

Я очень много думаю о том, как сделать оперу народным жанром. По мне, в новых операх - не старых (последняя интересная опера была написала сто лет назад) — но в тех которые пишут сегодня, нужно говорить не о Франциске Ассизском или богах и героях Древней Греции, а о том, что актуально для человека сейчас. Он должен себя в этом видеть. Увы, никто не пытается сделать оперу о том. как, например, грустно порой бывает ехать из Южного Бутово в центр Москвы полтора часа на метро.

Разве можно такой сюжет облечь в оперную форму?

Все можно облечь. В опере, когда нет слов, на помощь приходит музыка, которая делает проблему трехмерной. Например, герой на сцене произносит одно, а музыка говорит, что он лжет — вот этим хороша опера. Она все увеличивает, она как глутамат натрия, который делает все вкуснее.

Оперный театр - фабрика эмоций. Мы успешны тогда, когда люди получают в опере эмоции, которые им недоступны в настоящей жизни, и уходят домой удовлетворенными. Мы должны всегда потрясать зрителя, в противном случае опера будет просто тратой денег и электричества.

«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Решил-таки выделить этот вопрос в самостоятельный поток, потому что он весьма злободневен. Что случилось с оперным рынком и чем это закончится? Кроме того, певец затронул множество других проблем, в частности, наше отношение к собственным вокальным кадрам и т.д. "Наше" - я имею в виду не только наш ресурс, а всех, кто имеет отношение к музыке и опере.
Кстати, в последние 10 лет мне тоже постоянно бросалось в глаза, что в Москве всё чаще выступают иностранные певцы, причём, довольно именитые - и, кстати, не всегда удачно; что из-за рубежа возвращаются казалось бы "навсегда" уехавшие туда наши оперные - и не только оперные! - звёзды и рядовые певцы. Не говоря уже о том, что много артистического народу приезжает из ближнего зарубежья, но они у нас - на фоне своих, российских - котируются довольно низко, что объясняется больше, как мне кажется, психологическими причинами, но тем не менее.
Так что же делать и как быть? И вообще, что происходит?
Прошу высказываться и приводить здесь ссылки и цитаты по этим вопросам.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Цитировать
Оперный певец Максим Миронов
http://www.snob.ru/selected/entry/76418

Я не большой поклонник самого Чернякова. Его "Травиата" из Ла Скала просто ужасна, "Евгений Онегин" тоже совсем никуда не годится, а вот "Царская невеста" из Берлина вроде бы ничего, но я ее пока не видел.

Прелестно!

Оффлайн LucreziaB

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 90
Кстати, в последние 10 лет мне тоже постоянно бросалось в глаза, что в Москве всё чаще выступают иностранные певцы, причём, довольно именитые - и, кстати, не всегда удачно; что из-за рубежа возвращаются казалось бы "навсегда" уехавшие туда наши оперные - и не только оперные! - звёзды и рядовые певцы. Не говоря уже о том, что много артистического народу приезжает из ближнего зарубежья, но они у нас - на фоне своих, российских - котируются довольно низко, что объясняется больше, как мне кажется, психологическими причинами, но тем не менее.
Так что же делать и как быть? И вообще, что происходит?
Прошу высказываться и приводить здесь ссылки и цитаты по этим вопросам.
Варяги у нас издавна пользовались величайшим уважением, причем обоснованность такого отношения в некоторых случаях сомнительна. Точно также падки мы и на громкие имена, посему в нашей стране хорошо устраивать "чёс" тем (в том числе и нашим соотечественникам), кто на Западе уже вышел из обоймы. Самый яркий пример - не оперный, а именно итальянская эстрада 70-х-80-х, т.е. Аль Бано, Тото Кутуньо и иже с ними, которых уже никто не помнит в Италии и которые у нас уже прописались.

Думаю, проблемы рынка оттого, что он сейчас  на распутье: то ли продолжать дело трех теноров и нести оперу в массы, то ли возвращаться к элитарности.

Цитировать
Оперный певец Максим Миронов
http://www.snob.ru/selected/entry/76418

Я не большой поклонник самого Чернякова. Его "Травиата" из Ла Скала просто ужасна, "Евгений Онегин" тоже совсем никуда не годится, а вот "Царская невеста" из Берлина вроде бы ничего, но я ее пока не видел.

Прелестно!
Сильно сказано, убедительно.
Мы живем в такое время, когда авангард располагается сзади, а аккомпанемент выступает с сольными концертами (с)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Цитировать
Оперный певец Максим Миронов
http://www.snob.ru/selected/entry/76418

Я не большой поклонник самого Чернякова. Его "Травиата" из Ла Скала просто ужасна, "Евгений Онегин" тоже совсем никуда не годится, а вот "Царская невеста" из Берлина вроде бы ничего, но я ее пока не видел.

Прелестно!

:)) ПрэлЭстно, прэлЭстно!
Но может, он её не видел, но слышал? :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
оперный рынок
« Ответ #5 : Май 26, 2014, 22:33:48 »
Варяги у нас издавна пользовались величайшим уважением, причем обоснованность такого отношения в некоторых случаях сомнительна

Да, но теперь отношение к ним у нас другое - гораздо более критическое. И едут они сюда, думаю, за хорошими гонорарами, а не просто так, "себя показать". И едут именно в связи с проблемами проседания мирового - прежде всего европейского - рынка искусства.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Опера выживет, если снизит цены на билеты и разрушит систему звезд»

http://m.vozduh.afisha.ru/art/opera-vyzhivet-esli-snizit-ceny-na-bilety-i-razrushit-sistemu-zvezd/

Во времена Верди и Чайковского опера была «абсолютным шоу», самым большим и действенным видом массового зрелища. В наши дни эту роль взяло на себя большое голливудское кино. Можно ли сказать, что «Аватар» и «Титаник» — это современная «Аида»?

Йес!

А какова роль оперы в современном мире?

Опера допустила большую ошибку, создав институт суперзвезд. В свое время опера была поп-культурой. Арии из опер распевал народ, с ее помощью передавались идеи и настроения, в том числе и революционные, как это случилось с оперой моего великого предка «Набукко», хор из которой «Va, pensiero» стал гимном Рисорджименто (борьба итальянцев за национальную независимость в XVIII-XIX вв. — прим. ред.). А оперные театры строились по всему миру, включая Россию, и в больших городах, и в малых. В моем родном краю, области Марке, 78 прекрасных оперных театров. Проблемы у оперы начались, когда она оторвалась от этого народного обожания и зависла где-то наверху, в облаке. Облако это соткалось из двух вещей. Во-первых, финансирование стало не частным, а государственным. А это значит, что импресарио больше не нужно было заботиться о том, чтобы публика стекалась в театр — деньги шли в любом случае. А это, в свою очередь, привело к тому, что гонорары артистов перестали быть привязаны к реальной экономической ситуации. И этo породило систему звезд. Театры платили огромные гонорары артистам в надежде, что он привлекут публику. И в расчете на это же увеличивали количество постановок, что также увеличивало расходы. Доходы перестали покрывать расходы, и театры попали в полную зависимость от государства.

Опера выживет, только если вернется к тому, чем она была когда-то. Если снизятся гонорары и одновременно цена на билеты. Билет в «Ла Скала» обойдется вам сейчас в двести евро как минимум. А на лучшие места — и все три тысячи. То есть опера выживет, если разрушит систему звезд и станет снова частью народной культуры. Когда сапожник, тачая башмак, напевал оперную арию. Я еще застал это в детстве, я впервые услышал «Va, pensiero» моего предка именно от сапожника.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Экономический кризис добрался до итальянской оперы

Мануэла Меско The Wall Street Journal

Госфинансирование сократилось из-за мер жесткой экономии, а зарабатывать сами и привлекать средства театры почти не умеют

http://www.vedomosti.ru/lifestyle/lifestyle-theatre/news/27997421/ekonomicheskij-krizis-dobralsya-do-italyanskoj-opery

Около 500 лет назад группа знатных аристократов из Флоренции дала начало современной опере, но теперь будущее легендарных театров под угрозой из-за мер жесткой экономии правительства Италии.

Большая часть бюджетов театров в Италии всегда финансировалась за счет государственных средств. Но в последнее время эти поступления значительно сократились, из-за чего театры вынуждены искать средства для существования. Последним ударом стало прошлогоднее решение правительства финансировать только театры, имеющие сбалансированный бюджет. Эта мера вступит в действие к концу 2014 г. Поэтому некоторым оперным театрам необходимо привести свои финансовые дела в порядок, если они не хотят закрыться.

«Опера идеально отражает все пороки и добродетели в Италии, — говорит Карло Фуортес, руководитель римского Teatro dell’Opera. — Но она также показывает красоту этой страны и является одним из самых успешных артистических жанров, какие у нас есть».

В течение многих лет продажи билетов в национальных оперных театрах снижались, а их давний отказ модернизировать инфраструктуру и эффективно работать привел их к тяжелому положению. «Когда я вступил в должность, я обнаружил компанию, которая была в техническом банкротстве», — вспоминает Франческо Бьянки, руководитель Teatro del Maggio Musicale Fiorentino во Флоренции. Это произошло в феврале 2013 г., долги театра тогда составляли 35 млн евро ($47 млн).

Чтобы к концу года сбалансировать бюджет театра и, следовательно, иметь право на государственные ассигнования, Бьянки сократил 55 сотрудников, а остальным понизил зарплаты. Также в последние четыре месяца прошлого года сотрудники театра вообще не получали зарплату, признается Бьянки. Но все равно в 2013 г. издержки на оплату труда составили 17 млн евро ($23,1 млн), а выручка от продажи билетов оказалась менее 3 млн евро ($4,1 млн).

В 2013 г. правительство Италии выделило 183 млн евро ($248,4 млн) на 14 оперных театров, что составило около 35% от их общих доходов, свидетельствуют данные министерства культуры. Для сравнения: в 2007 г. власти выделили им 215 млн евро ($291,9 млн). Дополнительные средства театрам также выделяли местные власти. Но даже у таких финансово устойчивых театров, как La Fenice в Венеции, бюджетные средства составляют только половину бюджета.

Частично проблемы театров заключаются в непримиримости профсоюзов, сопротивляющихся уменьшению солидных выплат по трудовым контрактам. В прошлом чем больше было постановок, тем больше были убытки, отмечает Бьянки. Хоть обычно более частые постановки увеличивают доходы от продажи билетов, но театр во Флоренции не получал выгоду из-за высоких издержек на оплату труда. Помимо окладов актеры получали дополнительные премии за каждое выступление. Например, в некоторых итальянских операх певцам годами дополнительно оплачивали выступления в костюмированных шлемах. Поэтому театрам выходило дороже давать дополнительные представления, чем вообще не делать постановок.

Новый закон, вынуждающий театры достигать прибыльности путем суровых сокращений, вызвал серию забастовок и волну протестов профсоюзов. Например, из-за этого в январе в Неаполе в последний момент пришлось отменить премьеру оперы «Севильский цирюльник» в театре San Carlo.

Плохое положение итальянских оперных театров — это не только результат могущества профсоюзов, утверждает Бьянки. В течение многих лет они плохо управлялись. Но это стало особенно заметно сейчас, когда сократились бюджетные поступления.

Metropolitan Opera в Нью-Йорке тоже приходится договариваться с профсоюзами об уменьшении жалованья, чтобы компенсировать снижение кассовой выручки. «Продажи билетов снижаются повсюду [в мире], — говорит гендиректор Metropolitan Opera Питер Гелб. — Но уникальность Италии в том, что в целом интерес к опере там на очень низком уровне». По мнению Гелба, этим можно объяснить, почему в течение последних десятилетий итальянское правительство, как и меценаты, и частные организации, плохо поддерживало театры.

В лондонском Royal Opera House за последнее десятилетие государственное финансирование сократилось с примерно 40% до 24%. Однако театру удалось с этим справиться благодаря сокращению расходов, привлечению финансирования и альтернативным источникам доходов, таким как лицензирование и распространение контента в кинотеатрах и на других цифровых платформах.

Но большинство итальянских оперных театров не восполнили нехватку государственных средств частными дотациями или с помощью альтернативных доходов. Они редко занимаются мерчандайзингом или продажей записей постановок, поскольку это требует инвестиций, чего они не могут себе позволить. В Италии только La Scala в Милане и La Fenice в Венеции получают относительно небольшие частные дотации. А нью-йоркская Metropolitan Opera, наоборот, почти исключительно полагается на них, а не на государственное финансирование.

В Италии низкий уровень дотаций театрам может быть связан с высокими налогами, тогда как в США меценаты получают налоговые льготы и вычеты. Однако недавно итальянское правительство объявило, что сократит налоговую нагрузку на меценатов, чтобы у них был стимул для поддержки театров.

La Fenice в Венеции — один из оперных театров, который нашел выход из ситуации. Он сосредоточился на привлечении туристов, поэтому ставит самые известные классические оперы. С 2010 г. La Fenice почти удвоил количество представлений, а также стал проводить для туристов экскурсии с гидом по театру, сдавать в аренду помещения и продавать сувениры. «Опера не может сама себя обеспечить, — говорит вице-президент La Fenice Джорджо Брунетти. — Мы можем только повысить производительность, чтобы выжить».

La Scala в Милане больше остальных театров в Италии зависит от частного финансирования. Также театр сосредоточился на привлечении молодой аудитории, снижая цены на билеты и рекламируя представления в социальных сетях, включая Facebook и Twitter. Маркетинговые стратегии позволили La Scala более чем в два раза увеличить продажи билетов с 2004 по 2013 г.

Также проблемой для итальянских оперных театров является производительность, в их случае это количество постановок за сезон. Им мешают ограниченность пространства и нехватка денег для ремонта сцен. Например, римский Teatro dell’Opera может одновременно показывать только одну постановку, поскольку у него нет места для хранения декораций для других спектаклей. В результате в прошлом сезоне на основной сцене театра был показан только 101 спектакль. Для сравнения: Metropolitan Opera показал 229 представлений.

Сейчас итальянские театры способны выживать только практически за счет государственного финансирования, сетует Бьянки. Но их руководство тоже должно прикладывать усилия, чтобы повысить их эффективность, уверен он.

Перевел Алексей Невельский
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
О-оооооооо! Итальянское трудолюбие! С ним может соревноваться лишь русская бережливость!
Ой, забыл, что в Испании все ещё более ленивы - на чём держится Испания, где сплошные праздники, сиесты и опоздания на работу, я просто не понимаю. Так что на этом фоне у Италии есть шанс заставить кого-то поработать.
Как, впрочем, и у нас есть шанс прищучить "русскую бережливость". Интересно только, как это сделать?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
LA CRISI DEL TEATRO LIRICO IN ITALIA

https://www.facebook.com/ChiaraBassoAmericana/photos/a.423343564357218.100914.420703491287892/787464647945106/?type=1

L'opera lirica e nata in Italia e qui sembra destinata a morire. Almeno se le cose non cambiano. Ma perche il teatro lirico e in perenne agonia e le cose sembrano peggiorare invece che migliorare? Eppure all'estero funziona. Sono andata a vedere "La Cenerentola" di Rossini e "I Puritani" di Bellini al Metropolitan Opera House la scorsa settimana e in entrambi i casi gli spettacoli erano sold out. Nel cast e nella produzione di entrambi la presenza italiana era dominante, segno che siamo ancora in grado di produrre talenti e che siamo ancora apprezzati all'estero. E infatti chi puo, cantanti e direttori d'orchestra, va oltre confine a lavorare. Ma non chiamateli "voci in fuga" perche se fosse per loro resterebbero in Italia. A patto che cambino le condizioni pero. Ho parlato con alcuni protagonisti per capire cause e possibili soluzioni: Fabio Luisi (direttore principale al Met), Alessandro Corbelli (baritono/La Cenerentola), Pietro Spagnoli (baritono/La Cenerentola) e Michele Pertusi (basso-baritono/ I Puritani).

NEW YORK – Mai come negli ultimi anni si e registrato un cosi alto numero di artisti italiani al Metropolitan Opera House di New York. E lo stesso puo essere detto di molti altri teatri stranieri. Cio puo essere motivo d’italico orgoglio, pero, finisce anche per essere l’effetto dei mali cronici del teatro italiano, ossia quello delle “voci in fuga”, artisti che preferiscono andare all’estero verso contratti e condizioni di lavoro migliori. E cosi proprio nella settimana in cui a new York debutta “La Cenerentola” di Rossini, con un cast e una produzione in gran parte italiani, incontriamo il direttore principale del Metropolitan, il genovese Fabio Luisi, due interpreti della Cenerentola, i baritoni Alessandro Corbelli e Pietro Spagnoli, al suo debutto al Met, e il basso-baritono Michele Pertusi Pertusi, in scena sempre al Metropolitan con “I Puritani” di Bellini, per capire cosa non va e cosa si potrebbe fare in Italia e cercare di comprendere cosa funziona all’estero.

La mala gestione dei teatri italiani

Bilanci con piu buchi di un colabrodo, sovrintendenti che non si fanno vedere nemmeno alle prove generali degli spettacoli, scarsa promozione turistica e costose produzioni che finiscono nel dimenticatoio dopo una sola stagione sono solo alcuni dei mali che stanno logorando il teatro lirico italiano. Si calcola che il debito complessivo delle fondazioni lirico sinfoniche in Italia si aggiri intorno ai 360 milioni di euro ma per Michele Pertusi la situzione potrebbe anche essere peggiore: “quando si parla di teatri e conti in Italia, non si riesce ad avere mai dati precisi. Dall’esposizione con le banche a quella con i fornitori, che sono anche i cantanti, non si sa a quanto ammontino i buchi. Perche tanto mistero? Credo che le cifre divulgate siano solo la differenza tra le entrate e le uscite”. I debiti in realta sarebbero ben piu grandi di quanto si possa immaginare. Certo, il Decreto Valore Cultura, voluto dall’ex ministro Massimo Bray, prevede che le fondazioni lirico sinfoniche in crisi economica possano far fronte ai debiti accendendo a un fondo di rotazione di 75 milioni di euro per il 2014, ma non si puo fare affidamento solo a misure straordinarie. Sia per Spagnoli che per Luisi un buon punto di partenza per ripianare i conti sarebbe quello di portare piu gente a teatro grazie a un’efficace collaborazione con le agenzie e gli uffici turistici di ogni citta. Eppure, cio stranamente non avviene. Corbelli ricorda che anni fa durante il festival del Maggio Fiorentino non c’era una sola locandina negli hotel di Firenze: “Se non si vendono biglietti in quel periodo, quando si puo sperare di farlo?”. Vedremo se quest’anno il teatro fiorentino, ora in mano al commissario Francesco
Bianchi, sapra fare di meglio.

Poi ci sono teatri che funzionano molto bene come quelli di Torino e Venezia. E allora ci si chiede quale sia il loro segreto. “Fanno tante produzioni - spiega Pietro Spagnoli, che e anche tra i fondatori dell’associazione Cantori Professionisti d’Italia – e riprendono spettacoli gia fatti, quindi a costo zero”. A Vienna la “Tosca” prodotta nel 1956 da Margarete Wallmann viene riproposta ogni anno. “E funziona – dice Luisi - perche Vienna e uno di quei teatri che si mette d’accordo con l’agenzia del turismo e attrae gente che non ha mai visto quella produzione anche se ha 58 anni”.

“A Venezia hanno convinto gli artisti a lavorare con cachet ridotti pero garantiscono loro un certo numero di recite all’anno – continua Spagnoli - Hanno inoltre capito di avere un potenziale turistico molto alto e sono in grado di intercettare questo flusso con pacchetti ad hoc”. Corbelli si chiede perche tutte le citta a vocazione turistica non facciano altrettanto: “E’ come se i teatri fossero diventati realta avulse dal tessuto cittadino” dice. Luisi non si sorprende: “E’ un male storico. Non c’e mai stata una coordinazione tra ufficio del turismo di una citta e il teatro. A Dresda avevamo un reparto in teatro che era in contatto con l’agenzia del turismo per intercettare i turisti. Noi avevamo sempre il teatro pieno, per meta occupato da locali e meta venduto da agenzie”.

Altra cosa importante sarebbe poter defiscalizzare le donazioni ma, precisa Luisi, “questo purtroppo non avviene nemmeno nel resto d’Europa”.

I commissari non sono la soluzione

Il fondo di rotazione governativo per i teatri e gestito dal commissario straordinario per le fondazioni liriche, Pier Francesco Pinelli, e molti teatri come quello fiorentino, vengono affidati a commissari speciali per sanarne i conti. Ma a detta dei cantanti e di Luisi il commissariamento non e affatto una soluzione. Per Spagnoli spesso queste persone non se ne intendono di teatro, a volte nemmeno gli stessi sovrintendenti a dire il vero. Per Luisi e fondamentale mettere le persone giuste nei ruoli chiave: “Non e la figura del sovrintendente a essere sbagliata ma sono le persone che rivestono quel ruolo a esserlo gestendo il teatro ancora come venti o trent’anni fa quando c’erano piu soldi e potevano fare quello che volevano. Oggi non e piu cosi”.

Spagnoli cita il caso di Cagliari: “Come hanno potuto rinominare lo stesso sovrintendente, Mauro Meli, che aveva provocato voragini nei conti?”. Dopo aver gestito il lirico dal 1996 al 2003, Meli se ne era andato tra mille polemiche. Andrebbero anche rivisti i concorsi con cui queste persone vengono scelte. “Al momento vanno per curriculum e non per idee e progetti – spiega Pertusi – in tal modo il giovane sconosciuto non verra mai scelto e chi ha fatto danni nel passato potra evitare di inserirli nel cv perche tanto nessuno controlla”. All’estero non succede cosi. Pertusi cita il caso di Stefano Mazzonis, sovrintendente italiano del teatro di Liegi: “Mi diceva che ha vinto il ruolo per concorso ma la il cv e l’ultima cosa che guardano. Prima valutano cosa intendi fare. E parliamo di una citta di nemmeno 200mila abitanti che pero ha gia una programmazione di almeno due anni”. Nel 2006 l’Opera Royal de Wallonie aveva raccolto ventitre candidature e tra queste aveva scelto Mazzonis, al tempo al Comunale di Bologna, definito dal sindaco di Liegi e presidente dell’Opera, Willy Demeyer, “una personalita di fama internazionale, sovrintendente di un teatro tra i piu prestigiosi in Italia”. Come a dire, non solo cantanti e direttori d’Orchestra ma anche i sovrintendenti piu bravi migrano all’estero.

Il Carlo Felice e gli altri teatri, strutture elefantiache

Luisi ricorda poi di quando per poco non e diventato il direttore musicale del Carlo Felice: “Io l’ho saputo da un giornalista del Secolo XIX che mi aveva chiamato per sapere cosa pensavo della nomina del sindaco. Nessuno mi aveva detto nulla. Avrei anche aiutato il teatro molto volentieri ma lavorando all’estero non avrei potuto accettare una posizione stabile”. Del Carlo Felice, in questi giorni in balia di un braccio di ferro tra sindacati e Comune per un piano aziendale che prevede tagli e riduzioni salariali in nome dell’ambito prestito della legge Bray, dice: “Questo e tanti altri teatri italiani sono strutture elefantiache che risalgono agli anni Settanta e Ottanta quando non c’erano problemi di soldi e di controlli. Quando un teatro chiudeva la stagione in rosso, come capitava a tutti i teatri, interveniva lo Stato e tutto andava bene. Adesso non e piu cosi, ma il numero degli impiegati di un teatro, dai tecnici ai cori, e rimasto lo stesso. Sono troppi per le esigenze attuali. All’estero questo numero e molto piu ridotto. Ad esempio, l’orchestra del Metropolitan ha 90 elementi stabili, molto difficilmente licenziabili. Gli altri, una trentina, sono quelli che in Italia chiamano precari e hanno un contratto annuale che viene rinnovato oppure no a seconda delle esigenze o della volonta dei musicisti. Qui c’e molta flessibilita, in realta, il precariato e un concetto che non esiste”. Alla Scala di Milano l’Orchestra conta circa 135 elementi, a Genova una novantina ma, come fa notare il maestro, si fanno molte meno recite all’anno che in un teatro estero.

E stato calcolato che il personale di un teatro assorbe oltre il 70-80% dei costi del Teatro. E chiaro che se ci sono dei tagli da fare in seguito alla riduzione del Fus, il fondo unico per lo spettacolo, questi finiscano per colpire la programmazione artistica. Quindi meno spettacoli, meno gente che va a teatro ma personale e costi alti da pagare comunque. Un circolo vizioso. Luisi ci tiene comunque a precisare: “Non voglio dare colpe alle persone, e capisco che vogliano tutelare il proprio lavoro”. Ma per farsi un’idea di come le cose dovrebbero andare cita l’esempio dell’Opernhaus Zurich, dove pure e direttore: “A Zurigo ci sono in tutto 250 persone che lavorano, dalle maestranze agli artisti, e si fanno 280 spettacoli all’anno. Se si vuole salvare il teatro in Italia, lo scontro con i sindacati e inevitabile”. Pertusi sbotta: “Insomma, il teatro e uno stipendificio o deve produrre spettacoli?”.

I sindacati

Il potere dei sindacati esiste anche all’estero ma se e vero che i tempi vengono rispettati per evitare straordinari, va anche riconosciuto, come dice Luisi, che chiunque arriva in tempo alle prove, o addirittura in anticipo, e rimangono finche non si ha finito”. Al Met la “fine prova” e indicativa: c’e un agio di 5 minuti ma non si sfora mai perche appunto tutti arrivano in orario.

Eppure, come si diceva, esistono isole felici come il Regio di Torino. Luisi: “So che il mio amico Gianandrea (Noseda, direttore musicale) e molto contento a Torino perche respira aria di squadra e ci sono spettacoli di livello. Ammetto di invidiarlo. La stessa aria che poi respiro sia a Zurigo, orchestra relativamente piccola ma che lavora molto con un sovrintendente che vuole fare spettacoli particolari, questa e la su linea ma almeno non ce n’e una, non e una linea eclettica. Ancora una volta la chiave sono le persone, ci sono coloro che ci tengono a fare begli spettacoli, seri, con artisti bravi e altri che non se ne interessano assolutamente”.

Perche la fuga all’estero

Per Luisi molti professionisti oggi, se hanno la scelta, preferiscono lavorare all’estero perche si viene pagati con sicurezza, anche se non sempre i cachet sono alti, e c’e una programmazione anticipata. “Sto programmando la stagione 2017-2018 – dice - Quattro anni di anticipo e la regola per i teatri importanti all’estero”. Inoltre, gli italiani all’estero sono molto apprezzati, spiega Luisi: “Sono andato via dall’Italia nel 1980 per motivi di studio e non sono piu tornato. Posso dire che gli italiani sono i piu seri, i piu bravi e i piu ambiti perche hanno nel cuore la passione per l’opera, il colore, la dizione, l’accento”.
Pertusi rifiuta il paragone con i cervelli in fuga: “Perche alla fine torniamo sempre in Italia, li viviamo e li preferiremmo lavorare”. Ma le condizioni non sono assolutamente paragonabili a quelle che si trovano all’estero. “Canto molto volentieri nel mio paese perche penso che noi siamo i custodi di un grande patrimonio e di una grande ricchezza - continua il basso – ma non si puo aspettare che un teatro italiano ti chiami. Se c’e un’offerta all’estero, si accetta”.

Per quanto riguarda i guadagni e vero che all’estero si guadagna di piu ma si lavora anche di piu. “I macchinisti del Metropolitan guadagnano tra i 250 e i 300mila dollari all’anno, ma lavorano tantissimo. Cosi come coro e orchestra, guadagnano bene ma fanno tre servizi al giorno. Nemmeno in Germania accettano di fare piu di due servizi giornalieri”.

Eppure c’e ancora speranza

Pertusi: “Il teatro d’opera e in un momento molto difficile, ma si e sempre salvato. In fondo la crisi e di lunga data, gia nell’Ottocento i teatri bruciavano e Verdi aveva perfino scritto una bozza di riforma”. Ma quando e iniziata quest’ultima crisi? “Quando quelli che se ne dovevano preoccupare hanno smesso di farlo - afferma Luisi - Bastava guardare le facce che c’erano al governo per capirlo”. E conclude: “Mi sento italiano e mi piacerebbe poter lavorare in Italia pero mi si deve mettere nelle condizioni di lavorare bene. E cio significa programmazione anticipata, non avere paura che a ogni irritazione ci sia uno sciopero, sapere che sto lavorando con un’orchestra tranquilla, contenta, pagata bene. Insomma, in un teatro in cui tutti hanno come obiettivo comune la recita serale. Cio purtroppo adesso non si respira affatto in Italia”.

I mali:

- Sovrintendenti assenti e spesso assegnati in base a quote politiche
- Poche produzione
- Troppo personale
- Scarsa programmazione
- Scarsa promozione turistica
- Tensioni interne che finiscono per incidere sullo spettacolo e come ci si lavora

Perche i teatri all’estero funzionano:

- Programmazione anticipata e sicura
- Piu produzioni all’anno
- Dipendenti ben pagati e soddisfatti che hanno come obiettivo la riuscita dello spettacolo
- Promozione turistica

Soluzioni:

- Proporre al pubblico un mix di nuove produzioni e riprese di vecchi spettacoli che sono praticamente a costo zero per ammortizzare le spese
- Cachet ragionevoli ma con la garanzia di maggior numero di spettacoli garantiti
- Pacchetti turistici
- Giusto numero di personale
- Rispetto
- Migliorare la programmazione
- Donazioni detraibili dalla dichiarazione dei debiti altrimenti gli sponsor non sono incentivati a dare.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
LA CRISI DEL TEATRO LIRICO IN ITALIA

https://www.facebook.com/ChiaraBassoAmericana/photos/a.423343564357218.100914.420703491287892/787464647945106/?type=1

Краткое содержание статьи (перевод мой + яндекс-translate): опера в Италии ложится на бок, зато итальянские певцы вовсю поют в МЕТ. В недавних спектаклях «Золушки» и «Пуритан» участвовали Alessandro Corbelli (baritono/La Cenerentola), Pietro Spagnoli (baritono/La Cenerentola) и Michele Pertusi (basso-baritono/ I Puritani). Да и в других иностранных театрах немало итальянских специалистов. А Фабио Луизи – главный приглашённый дирижёр МЕТ.

Итальянские театры всегда управлялись неэффективно, а теперь эта проблема стала ещё острее. Бюджеты непрозрачны и тратятся непонятно на что. С доходами тоже не очень хорошо, театры погрязли в долгах, а правительство не хочет субсидировать театры, так как в Италии экономический кризис. Итальянские театры, за исключением оперных театров в Турине и Венеции, не умеют работать с туристами, в отличие от Вены и Дрездена. Руководители итальянских театров привыкли работать в прежних условиях и не готовы к ухудшению экономической ситуации. Хорошие управленцы, как и хорошие певцы, уезжают работать за границу.

С учётом того, сколько персонала работает в театрах, они дают мало спектаклей по ходу сезона, получают мало денег от билетов в расчёте на работника. Зато очень сильны профсоюзы, нередки забастовки, что мешает нормальной работе театров.

В итоге итальянские певцы всё больше поют за рубежом и всё меньше у себя дома. В других странах платят, во-первых, больше, во-вторых, гарантированно. Итальянские театры могут вообще не заплатить певцам. За пределами Италии очень востребованы услуги именно итальянских дирижёров и певцов, и это тоже способствует их оттоку из страны. Итальянцы и рады бы петь дома, но приходится уезжать.

Недочёты в работе оперных театров (прежде всего, итальянских):
За ситуацией в театре никто не следит, его руководители никому неподконтрольны;
Мало спектаклей в течение сезона;
Слишком много персонала;
Неумение заранее выстраивать планы;
Театры не умеют привлекать туристов;
Нездоровая атмосфера, в частности, забастовки, это влияет на качество спектаклей и общее настроение артистов и музыкантов.

Преимущества оперных театров (за пределами Италии):
Более ранее и надежное выстраивание планов;
Много спектаклей по ходу сезона;
Все участники процесса хорошо и вовремя получают зарплату и довольны качеством общей работы;
Туристы массово приходят в театры.

Решения:
Предлагать публике и новые спектакли, и возобновлять старые (ведь они будут фактически новыми для новых зрителей), чтобы сэкономить на постановках;
Стараться давать как можно больше спектаклей в сезоне;
Научиться взаимодействовать с туристическими офисами, включать билеты на оперу в готовые пакеты для туристов;
Оптимизировать количество сотрудников и платить им вовремя;
Улучшить общее планирование работы театра;
Освободить спонсорскую помощь оперным театрам от налогообложения.
« Последнее редактирование: Июнь 23, 2014, 15:50:52 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Интересно, что итальянцы приводят в качестве положительного примера МЕТ, но и там всё не так благополучно (интересную статью можно процитировать в неограниченном количестве потоков на форуме :)) ): "«Метрополитен-опера находится на краю пропасти». Это высказывание Питера Гелба сегодня обсуждают в США. Угроза банкротства в самом большом и богатом оперном театре ярко контрастирует с «успешным сезоном» в Великобритании. По словам Питера Гелба, генерального менеджера одной из крупнейших оперных кампаний в мире Метрополитен-опера в Нью-Йорке, великий жанр оперы гибнет вместе со своей многочисленной пожилой аудиторией. Знаменитый оперный театр проигрывает сражение сразу по нескольким фронтам и за три года может обанкротиться, говорит Гелб, такой кризис может стать предостережением и для многих других театров.

...Критики спорят о том, что Гелб мог сделать намного больше, чтобы привлечь в Мет новую и молодую публику, которая так необходима театру. Но он видит корень проблемы в другом: «Где в общеобразовательных школах рассказывают об опере? Я не знаю таких, уж точно не в Америке. Я думаю, что такая же ситуация обстоит и в других странах. Из детей выращивают компьютерных гениев, ловко обращающихся с мышкой. Кто их научит любить оперу, которая длится три или четыре часа и поется на иностранном языке? Пока правительство не заинтересованно в музыкальном образовании, мы будем находиться в этой неразрешимой ситуации. Как мы надеемся привлечь новую аудиторию к этому жанру, если мы не знакомим с ним детей или не учим их этому?»".
http://www.operanews.ru/14062301.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
http://www.kommersant.ru/doc/2494305

«Стравинский считал Вивальди плохим композитором — и был по-своему прав!»

Фабио Бьонди о Моцарте, фирме «Мелодия» и исполнительском нацизме

27.06.2014

Среди участников фестиваля "Шедевры барокко", который прошел недавно в усадьбе Архангельское, был итальянский ансамбль Europa Galante, впервые выступавший в России. Его руководитель, знаменитый барочный скрипач Фабио Бьонди, поговорил с Сергеем Ходневым (AD) о зальцбургском Моцарте, фирме "Мелодия", исполнительском нацизме и о стратегиях выживания старинной музыки

— ...в социальном и экономическом смысле тоже многое поменялось.

— В экономическом — да, музыкальная культура сейчас в угрожающем положении. Проблема в том, что она стала объектом маркетинга. Это очень опасно. Нельзя в обращении с музыкой вести себя как на рыбном базаре. А сегодня это бизнес. Мы хотим полные залы, мы хотим продать побольше дисков, чтобы побольше выручить... Посмотрите на обложки теперешних дисков, это же такая пошлость! Вот в этой ложной идентичности коренится беда. Звучит банально, но ценность артиста действительно в том, насколько хорошо он служит музыке, и только. А касса — ну, залы могут быть полными, а могут и не быть, все придет со временем, когда публика узнает и полюбит тот или иной репертуар. В этом смысле я оптимист.

— А фестивали? Что вы думаете о нынешних фестивалях старинной музыки?

— Когда-то вокруг фестивалей было больше удивления, может быть, немного детского даже. Больше наивности. Сейчас все серьезнее и взрослее. Но что неприятно, так это экономические обстоятельства. Из-за них сейчас очень трудно и многим фестивалям, и многим оркестрам. И это невероятное унижение. В Италии, к сожалению, оно чувствуется. Я, конечно, не так много живу в Италии, потому что езжу по миру, но ситуация правда ужасная — оркестры ликвидируются, оперные театры закрываются. Вот в этом отношении раньше было лучше.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Немецкоязычные страны – рай для оперных певцов

http://www.muzcentrum.ru/news/2014/07/item9574.html

24.07.2014

Журнал «Newsweek» опубликовал статью «Хотите петь в опере, учите немецкий», в которой содержится любопытная статистика.

В Германии функционирует 83 финансируемых государством оперных театра, 200 драматических театров, 130 оркестров и 70 музыкальных фестивалей.
В Австрии 67 театров, включая оперные, в Швейцарии – 30.

Для сравнения в Великобритании и Франции государство спонсирует всего по 12 оперных театров.

По данным сайта Operabase, в прошлом году в Германии состоялось 7230 оперных спектаклей, примерно треть мирового количества.

На втором месте с большим отставанием оказались США - 1730 спектаклей.
На третьем и четвертом местах Россия и Франция с 1441 и 1288 спектаклями соответственно.

Австрия – на 6-м месте (1252), Швейцария на 9-м (795). Если взять количество спектаклей на миллион жителей, то по этому показателю лидирует Австрия – 149,8, за ней идут Швейцария (102,1), Эстония (95,5) и Германия (88,14).
В немецких оперных театрах заняты на постоянной основе 1270 солистов и 2870 хористов. Причем многие из них иностранцы – приезжие из Западной и Восточной Европы, США, Южной Кореи, Китая, Японии и т.д.

Объясняется это, в частности, тем, что уровень подготовки вокалистов в немецких консерваториях ниже, чем, скажем, в США или Великобритании.

Посещаемость оперных театров остается на достаточно высоком уровне. За последние 4 года в некоторых немецких землях она несколько сократилась, зато в других выросла. В Австрии она увеличилась на 3,8% с 2011 по 2012 гг. Швейцария не ведет соответствующую статистику, однако общенациональный опрос показал, что 66,1% жителей регулярно посещают драматические театры, оперу или музеи.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Оперный рынок за 10 лет катастрофически сжался
« Ответ #14 : Сентябрь 03, 2014, 23:25:30 »
Дмитрий Вдовин написал большую статью про Карло Бергонци, вот выдержка из неё по теме потока:

http://www.mus-mag.ru/mz-txt/2014-07/k-vdovin-07.htm
"С печалью должен отметить, что Италия оскудевает певческими талантами. Закрываются театры, немногие из оставшихся на плаву влачат тяжелое материальное существование, многое в организации оперных театров вызывает острое недовольство публики и критики. Артистам платят с опозданием на месяцы и даже годы, в театрах бесконечные забастовки, кругом финансовые нарушения и злоупотребления, изжившая себя номенклатурная партийная система назначения интендантов, падение интереса к опере и пению у молодежи... Все это так. Но, даже осознавая тяжесть происходящего, понимаешь нетленность того, что создано итальянским народом – музыка и драматургия опер, сотни прекрасных театральных зданий, искусство великих мастеров бельканто, среди которых особое место занимает маэстро Карло Бергонци, – и веришь в приход новой волны интереса к итальянской оперной культуре, к новому Возрождению того, что прославило Италию. Не может же это прекрасное просто так уйти в небытие вместе с уходящими от нас его творцами?"
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Оперный рынок за 10 лет катастрофически сжался
« Ответ #15 : Сентябрь 17, 2014, 14:49:27 »
Грузинская Джильда и русский Герцог Мантуанский встретились в Женеве

Надежда Сикорская, Genève - Женева, 17.09.2014

http://www.nashagazeta.ch/news/peoples/18275

В прошедшей постановке «Риголетто» на сцене Женевской оперы дебютировали два молодых талантливых исполнителя – сопрано Софи Горгеладзе (Грузия) и тенор Георгий Васильев (Россия). Софи Горгеладзе закончила Тбилисскую государственную консерваторию, позже занималась с Миреллой Френи и Грейс Бамбри. Георгий Васильев – выпускник факультутов хорового дирижирования и вокала Академии хорового искусства имени В.С. Попова, солист московской Новой оперы.

Наша Газета.ch: Софи, давайте начнем с Вас, поскольку в Женеве Вы - свой человек, два года отработали в молодежной труппе Оперного театра. Как Вы в нее попали и как происходит переход от начинающей певицы к исполнительнице ведущей партии?

Софи Горгеладзе: В молодежную труппу я попала, просто пройдя прослушивание – они искали сопрано, и я понравилась. За два года я спела несколько маленьких партий, а также не очень маленькую – Мюзетты в «Богеме». А теперь дирекция дала мне шанс спеть такую знаковую партию, как Джильда. Несмотря на то, что я уже пела ее в других местах – в Вене, например, и в Тбилиси еще в студенческие года – это очень большая ответственность еще и потому, что в Женеве меня уже многие знают.

Георгий, Вы в Женеве впервые. Как котируется Женевская опера в музыкальном мире?

Она считается серьезным театром. Для меня это дебют не только в Женеве, но и в партии Герцога. Так что ответственность двойная. Я вообще попал в этот проект случайно – так получилось, что по плану спектакль должен был идти три вечера подряд. Для основных трех солистов это тяжело, поэтому решили ввести второй состав. Эта партия очень сложная, интересная…



Насколько трудно сейчас пробиваться молодым певцам?

СФ: Очень трудно. Особенно сопрано. Особенно в моем репертуаре. Нас просто очень много и средний уровень хороший. Чтобы заинтересовать импресарио и директоров театров, надо уметь показать что-то сверх среднего. А это, конечно, нелегко.

Изменились и требования к певцам.

СГ: Да, приходится быть более поливалентным, браться за все, потому что конкуренты на пятки наступают. Конечно, частые поездки, перелеты вредны для голосов. К сожалению, порой люди, отвечающие за нашу судьбу – агенты – об этом не думают, гонятся за прибылью сегодня, рассуждая, что завтра на наше место придут другие. Так что нужно полагаться на собственную голову и здравый смысл.



Если подойти к этому цинично, что лучше: больше спеть за короткий период или растянуть карьеру?

ГВ: Подобный вопрос не имеет отношения к творчеству, но перед некоторыми исполнителями он, действительно, встает. И каждый решает для себя.

СГ: Отказываться часто тоже нельзя, тебя перестанут приглашать. Трудно заранее знать, какой выбор правильный. А в длительности карьеры играют роль и генетика, и дисциплина и образ жизни певца.

Полностью - здесь: http://www.nashagazeta.ch/news/peoples/18275
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Оперный рынок за 10 лет катастрофически сжался
« Ответ #16 : Октябрь 04, 2014, 16:59:20 »
В ответ на http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10270.msg143309.html#msg143309
и http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9281.msg143377.html#msg143377

Коротко и схематично, чтобы не растекаться по древу, тем более, на непрофильную для форума тему. Как всем известно, в 2008 году начался экономический кризис, связанный с тем, что очень многие государства выпустили слишком много облигаций, а люди взяли слишком много кредитов. В итоге все по уши влезли в долги и в какой-то момент не смогли их обслуживать. Пытаясь решить проблему долгов, Европа сначала пошла по такому пути – повысила налоги и ограничила государственные расходы, затянула пояса (благодаря этому они столкнулись с ещё большими проблемами и вслед за США были вынуждены включить печатный станок). Но восстановить экономику пока не удаётся. Короче говоря, в Европе проблемы с деньгами. Поэтому сокращаются расходы на культуру. К слову, то же самое происходит и у нас, и государственный, и региональные бюджеты трещат по швам. События вокруг Пермского оперного театра и других театров этого региона – из этой же «оперы», просто они более широко освещаются, потому что там Курентзис http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9865.msg141058.html#msg141058. К сожалению, у нашей страны сейчас тоже, мягко говоря, не очень хорошо с деньгами, если ещё кто не заметил.

Но здесь и сейчас я пишу о Европе. Заметка "РИА Новости":

«В начале сентября «в англоязычном издании The Economist появилась статья, где открытым текстом говорится о том, что три самые крупные экономики Евросоюза, производство которых обеспечивает две трети ВВП ЕС, снова оказались в состоянии кризиса. Речь идет о Германии, Франции и Италии.

Другими словами, все, что ранее говорилось о преодолении кризиса, о возвращении экономического роста в настоящий момент уже воспринимается как иллюзия, которая лопнула подобно мыльному пузырю. И Европа снова оказалась лицом к лицу с реальностью, в которой Италия находится в «откровенной рецессии» (ее уровень ВВП равен уровню 15-летней давности, когда евровалюта только появилась), во Франции наблюдается снижение ВВП и стагнация, а непотопляемая Германия обнаружила, что объемы сокращения производства оказались выше ожидаемого уровня. Все это – итоги второго квартала текущего года, можно даже сказать, что европейская экономика со всей очевидностью стала идти на дно только в последние недели.

Вероятно, многих заинтересует, какую роль в этом сыграли санкции против России и России против Запада – их влияние несомненно, но процесс начался несколько лет назад, и многое в нем зависит от конкретных реформ, которые не были осуществлены». http://ria.ru/world/20140830/1022062858.html

Вот почему французский коллектив, исполняющий музыку барокко, будет вынужден искать новые источники финансирования http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10270.msg143286.html#msg143286: во Франции тоже экономический кризис.

Как мы уже обсуждали в этом потоке, итальянские театры и раньше славились неразберихой в области финансов. А теперь денег стало меньше, и проблемы обострились. Если раньше удавалось выкручиваться, брать новые кредиты, выпрашивать деньги у правительства, то теперь многие театры, в том числе Римская опера, на грани разорения и закрытия.

Добавлю, что в Испании четверть населения не имеет работы http://ru.tradingeconomics.com/spain/unemployment-rate: очень многие были заняты в строительстве, но в 2008 году рынок недвижимости рухнул и не восстановился. Что означает такой уровень безработицы для экономики, думаю, объяснять не требуется.

В потоке про трансляции в интернете обсуждался спектакль «Севильский цирюльник» в Мадриде в начале прошлого сезона. http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,7452.msg117716.html#msg117716 Я вспомнила о нём, прочитав, как Дмитрий Корчак сам себя хвалит в интервью  http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,3694.msg143075.html#msg143075. Корчак в прошлом году пел в Мадриде Альмавиву.

Давайте говорить правду: составы европейских театров пестрят фамилиями певцов из разных стран Восточной Европы, в том числе из России, потому что эти певцы согласны на меньшие гонорары. И когда некоторые певцы вылезают из любого угла в интернете и ужасно гордятся собой, что они поют во всех театрах Европы, поэтому они великие и незаменимые и могут выбирать, где и что петь, я либо смеюсь, либо раздражаюсь. На самом деле у многих европейских (и не только европейских) театров сейчас нет денег, поэтому они зовут более дешёвых артистов с очень шустрыми агентами, умеющими заинтересовать театры. И это легко доказать на примере того же «Севильского» в Мадриде.

Напомню, что этот спектакль образца 2005 года вышел на DVD и стал широко известен благодаря участию в нём Флореса и не только http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2105872

Conte Almaviva.......Juan Diego Florez
Bartolo....................Bruno Pratico
Rosina.....................Maria Bayo
Figaro.....................Pietro Spagnoli
Don Basilio..............Ruggero Raimondi

Вот ссылка на небольшую подборку статей из испанской прессы, рецензии на спектакль 2013 года http://www.beckmesser.com/las-criticas-al-barbero-de-sevilla-en-el-real/

Performers:
Count of Almaviva: Дмитрий Корчак
Bartolo: Bruno de Simone.
Rosina: Sara Malfi.
Figaro: Mario Cassi.
Don Basilio: Дмитрий Ульянов

Газета El Mundo 15 сентября 2013 года в первую очередь вспоминает о том, что это повтор старой постановки и приводит состав 2005 года (к слову, в вокале Корчака критики находят изъяны, а Ульянова-Базилио в этой рецензии назвали инертным, что соответствует и моим оценкам «артистических» возможностей этого певца).

По той же ссылке издание EL PAÍS 16 сентября 2013 года тоже вспоминает спектакли 2005 года и совсем не хвалит Корчака. ABC ещё более резко сравнивает два состава, говорит, что спектакль 2005 года выпущен на диске и хорошо известен, поэтому сравнение неизбежно. Театр находится в плохом положении, раз повторяет старую постановку, да ещё с более слабым составом (здесь Корчака тоже не хвалят, а про Ульянова говорят, что он поёт со скукой).
« Последнее редактирование: Октябрь 05, 2014, 23:04:02 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Оперный рынок за 10 лет катастрофически сжался
« Ответ #17 : Октябрь 04, 2014, 19:02:28 »
В ответ на http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10270.msg143309.html#msg143309
и http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9281.msg143377.html#msg143377

Коротко и схематично, чтобы не растекаться по древу, тем более, на непрофильную для форума тему. Как всем известно, в 2008 году начался экономический кризис

Да, но ясно же, что проблемы начались отнюдь не в 2008 году, а гораздо раньше.
Просто раньше постепенное падение престижа и финансирования культуры особо не бросалось в глаза, а теперь, видимо, что-то сломалось не только в экономике, но и в мировоззрении, вы не находите?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Оперный рынок за 10 лет катастрофически сжался
« Ответ #18 : Октябрь 05, 2014, 22:25:10 »
Мне пишут, что я слишком абстрактно рассуждаю :))
Papataci привела интересные факты, и их можно обсудить. А то, о чём думаю я, на самом деле носит самый общий характер, хотя и витает в воздухе. Падение престижа профессии, падение интереса, падение спроса.
Со всех сторон поступают сообщения о наступившем или грядущем разорении оперных театров, а на местах это никого особо и не трогает, кроме узкой группы людей. Я боюсь, что это приведёт к тому, что власти этой группе скажут: "Друзья, вы нашли себе слишком дорогое развлечение! Давайте, ищите что-нибудь попроще, полегче и подешевле". А остальные сограждане будут аплодировать и кричать "правильное решение".
Давайте продолжим собирать факты, и со временем, может, картина конкретизируется.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 388
Re: Оперный рынок за 10 лет катастрофически сжался
« Ответ #19 : Октябрь 05, 2014, 22:56:08 »
А что обсуждать-то!
Папатачи! ВАМ ОГРОМНЫЙ РЕСПЕКТ!!! За правдивость!

Оффлайн Nika

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 70
Re: Оперный рынок за 10 лет катастрофически сжался
« Ответ #20 : Октябрь 11, 2014, 16:16:10 »
И как подтверждение состав  исполнителей Женевской премьеры Онегина
http://www.opera-online.com/en/items/productions/eugene-oneguine-grand-theatre-de-geneve-2014

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 446
Re: Оперный рынок за 10 лет катастрофически сжался
« Ответ #21 : Октябрь 11, 2014, 16:38:29 »
Вообще-то это логично, что русскую оперу поют славяне. Ну или просто русские.
Мне французы рассказывали, что они слушали " Кармен" в Стасе, только во втором действии поняли, что поют по-французски.

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: Оперный рынок за 10 лет катастрофически сжался
« Ответ #22 : Октябрь 11, 2014, 16:54:46 »
А я хоть и не знаю ни французского, ни немецкого, ни итальянского, всегда узнаю речь и пение на этих языках очень быстро. И на испанском тоже.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Оперный рынок за 10 лет катастрофически сжался
« Ответ #23 : Октябрь 11, 2014, 20:14:05 »
То, что для исполнения русских опер в зарубежные театры приглашают русскоязычных певцов, понятно и правильно. Но это не делает любого певца или певицу, который/ая поёт за рубежом, а) мировой звездой, б) выдающимися вокалистом. Приведу любимый пример - Елена Бочарова, она произвела своего рода фурор ужасным вокалом в партии Эболи в Большом театре, но посмотрите, у неё есть международная карьера: http://bolshoi.ru/persons/opera/2545/ Вообще на месте ГАБТа я бы от греха подальше удалила это имя с сайта театра :))

То же можно сказать о гастролёрах, которых привозят в Москву для участия в качестве приглашённых солистов в спектакли или с сольными концертами, – часто резюме впечатляет, а вокал может не то что не впечатлить, а и вовсе разочаровать. По этой причине я редко хожу на концерты заезжих "звёзд". В общем, ни в какие резюме или карьеры верить нельзя, нужно знать конкретных певцов и их возможности.
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 446
Re: Оперный рынок за 10 лет катастрофически сжался
« Ответ #24 : Октябрь 11, 2014, 20:35:31 »
Ну звездой! Звёзд на пальцах двух рук пересчитать можно.