Автор Тема: Валерий Гергиев, выдающийся дирижёр русской школы  (Прочитано 79408 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Nadejda

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 363
Я в курсе, что многим неприятен :).

я придерживаюсь принципиальной позиции - НЕ ОБСУЖДАТЬ ЛИЧНОСТИ, а обсуждать только профессиональную сторону.

Я прекрасно понимаю, что многих раздражает тот факт, что я напрямую не увязываю личности творцов с их искусством, потому что понимаю относительность такой связи
Знаете, всё это вздор.

Я уже говорил, что "хороший человек" - это не профессия.


Я Вас хорошо понимаю. И всё же, не могу отделить искусство от личности его создателя. Потому и отношение двойственное. Когда вижу ВАГ за пультом, то вся душа с ним. Все самые лучшие и благородные порывы. А потом, вспоминая как он жесток с людьми, тем более близкими мне (ведь тенор далеко не единственный из моих "обиженных" друзей), то кажется не задумываясь расстреляла бы его, окажись рядом.  И это я о себе, ненавидящей любое насилие. Ну как отделить бога от дьявола? Не знаю. Но я не хочу искусства от дьявола, пусть и супер-гениального.

Что касается наших с Вами личностей, то ко мне тоже всегда было неровное отношение окружающих. Из-за характера. Одно могу сказать, в подлости меня никто обвинить не мог. А уж что, до всякого другого, то чего только на меня не навешивали. Даже мои друзья. А личности, которыъ я уважала по самому большому счёту, как профессионалов и персон, всегда платили мне взаимностью_ Хотя признавали, что со мной весьма непросто. Мне кажется, что мы с Вами в чём-то похожи, хоть вцелом очень разные. Вы для меня в чём-то моё зеркальное отражение, потому я тоже по-своему люблю Вас.
И всё же, больше всего на свете я ценю человеческую доброту, ласку и сострадание. Такие люди для меня "соль Земли". Потому при любом раскладе я возьму сторону доброго, пусть и совсем не талантливого.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Predlogoff
Цитировать
Нет, я предложил бы другое - вместо того, чтобы ЗАХОДИТЬ в такие плоскости и при этом пугливо удаляться в закрытые разделы, давайте лучше ВЫЙДЕМ из этих плоскостей и продолжим разговор в открытом виде о творчестве дирижёра, о его трактовках, о его оркестре и о руководимом им театре.

Полностью поддерживаю. Я тоже об этом твержу, но приходится продолжать дискуссию, когда кажется, что не удается выработать взвешенного подхода :)))).
Просто наше обсуждение затрагивает других людей (уж ладно Гергиев, он публичная фигура, и ясно, что его деятельность будет вызывать дискуссии), и публичный форум – неподходящее место для таких обсуждений.

Predlogoff
Цитировать
Я в курсе, что многим неприятен  :) .
Но зато поклонники Вашей деятельности Вас очень ценят и интересуются Вашей точкой зрения :)))).

Nadejda
Цитировать
ко мне тоже всегда было неровное отношение окружающих. Из-за характера.

Надежда, я благодарна Вам за участие в тех потоках, в которых мы с Вами пересекались – ещё со старой площадки. Хотя получалось, что они часто носили характер спора :))). С другой стороны, когда мнения расходятся, то, наверное, как раз противоположная точка зрения и вызывает наибольший интерес :)). Уверяю, меня  больше интересовали и интересуют не споры, а поиск истины. Я уверена, что чаще всего истина складывается из разных мнений: когда мы вычеркиваем крайности наших суждений и стараемся понять позицию и аргументы друг друга, то и вырисовывается что-то более-менее похожее на реальную картину обсуждаемого явления. С Вами, действительно, непросто :)))). Но я с уважением к Вам отношусь (хотя бываю - извините за прямоту - несколько раздражена содержанием и ещё чаще формой Ваших высказываний), и Ваше мнение мне интересно. Сожалею, что мои высказывания Вы часто чуть передергиваете. Ну это не страшно, всегда можно вернуться и уточнить мысль. Я Вас очень ценю как собеседника, в противном случае не участвовала бы в диалоге :)).
Искренне поздравляю Вас с приближающимся 8 Марта и желаю здоровья и всего самого доброго!

Nadejda
Цитировать
И всё же, больше всего на свете я ценю человеческую доброту, ласку и сострадание.

Я тоже :))). И в этом Вас поддерживаю. Ласку бы, может быть, исключила. :))) Только доброту я рассматриваю более широко, держа в голове ещё и понятие справедливости. Всё же склоняюсь к необходимости взвешенных оценок. И этические оценки давать очень непросто. Это область философии. Редко бывает "только плохое" и "только хорошее".
Мир сложнее, а сложность обусловливает диалектичность подхода.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Издательство "Композитор"- Санкт-Петербург к 55-летию В.Гергиева и 225-летнему юбилею Мариинского театра выпустило книгу: В.Гергиев - Музыка, театр, жизнь.

http://www.compozitor.spb.ru/#gergiev
-------------
Впервые в России опубликована книга, посвященная Валерию Гергиеву. Издание не имеет аналогов: в нем собраны мысли, высказывания, дневниковые записи, заметки выдающегося музыканта/.../. Книга охватывает широкий круг вопросов, касающихся не только профессии дирижера, но и музыкального творчества в целом. Много страниц в ней уделено Мариинскому театру, в котором В. А. Гергиев проработал 30 лет, из них 20 - в качестве его бессменного руководителя. Кроме того, книга представляет собой уникальное справочное издание, поскольку впервые в хронологическом порядке освещает деятельность театра с 1979 по 2007 год.
-------------
Я из любопытства приобрела это издание, но лежит уже несколько месяцев, просмотреть некогда. На мой взгляд, составлено оно довольно бестолково. Когда удосужусь ознакомиться более тщательно, постараюсь написать о своих впечатлениях и тех моментах, которые покажутся мне любопытными.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я из любопытства приобрела это издание, но лежит уже несколько месяцев, просмотреть некогда. На мой взгляд, составлено оно довольно бестолково. Когда удосужусь ознакомиться более тщательно, постараюсь написать о своих впечатлениях и тех моментах, которые покажутся мне любопытными.

Я читал её - действительно, ужасно бестолковая книга. Правда, мысли Гергиева там встречаются довольно забавные :))
Но скомпоновано как будто в спешке, надёргано всего фрагментарно. Хотя есть и фотографии и всякие любопытные замечания.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Nadejda

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 363

Ласку бы, может быть, исключила. :))) Только доброту я рассматриваю более широко, держа в голове ещё и понятие справедливости. Всё же склоняюсь к необходимости взвешенных оценок. И этические оценки давать очень непросто. Это область философии. Редко бывает "только плохое" и "только хорошее".
Мир сложнее, а сложность обусловливает диалектичность подхода.


Кантилена, я тоже Вас бесконечно уважаю. Хоть часто и не соглашаюсь. Как и сейчас, о доброте и ласке. Здесь не философия нужна, а простое сострадание, когда человеку плохо. Доброта - это великий ДАР свыше. Она либо есть, либо нет. Многие хотят быть добрыми. Но дано это не каждому. Это тоже своего рода искусство. А насчёт ласки я имела её в виду в более широком смысле. Иногда совсем посторонний человек подходит к Вам на улице и спрашивает всё ли в порядке с Вами - это тоже ласка. Вам после этого становится более легко и светло, что кто-то не прошёл мимо и сострадал Вам. ДОБРОТА - это искусство сострадать. Недаром на Руси слова "любить" и "жалеть" были синонинами.

Оффлайн kostopalova

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 1
УРА!!! Скоро будет передача с изумительным дирижёром Валерием Гергиевым! Смотрите все авторскую программу Алины Кабаевой «Шаги к успеху» в воскресенье (15 марта) в 11:30 на РЕН ТВ
http://www.youtube.com/watch?v=rOFDpJOzA2k
 :D

Оффлайн NN

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 33
Nadejda:... Ведь точно также было, когда расправлялись с Печковским.
Где, когда, кто, как именно "точно также" с ним расправлялся? В какой связи Печковский упомянут в разговоре о Гергиеве?

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Predlogoff
Цитировать
Я читал её - действительно, ужасно бестолковая книга. Правда, мысли Гергиева там встречаются довольно забавные   :))
Но скомпоновано как будто в спешке, надёргано всего фрагментарно. Хотя есть и фотографии и всякие любопытные замечания
Можно будет потом подобрать цитаты и обсудить.
А составлено ужасно. Во-первых, конечно, наличествует определенный ракурс, он явно проглядывает. Но это естественно, хотя забавно. Во-вторых, сам материал скомпилирован кое-как – что-то дублируется, где-то напутаны инициалы исполнителей, какие-то высказывания вырваны из разных интервью, где они были уместны в соответствующем контексте, и объединены – получилась мешанина с искаженным смыслом, какие-то мысли, по-моему, не совсем  точно хронологически представлены. Но что делать – торопились :))).

Nadejda
Цитировать
Кантилена, я тоже Вас бесконечно уважаю. Хоть часто и не соглашаюсь. Как и сейчас, о доброте и ласке. Здесь не философия нужна, а простое сострадание, когда человеку плохо. Доброта - это великий ДАР свыше. Она либо есть, либо нет. Многие хотят быть добрыми. Но дано это не каждому. Это тоже своего рода искусство.
Да, согласна абсолютно по поводу доброты. Но почему проявление доброты к кому-либо должно исключать философствование? Это разные вещи. Можно ведь сочувствовать и проявлять доброту и при этом посмотреть на ситуацию со стороны, попытаться разобраться в ней и т.д. Сострадание не отменяет поиска справедливости.
А что касается этических проблем, то они бывают не менее сложны, чем вопросы мироустройства. Даже если их рассматривать на житейском, обыденном уровне. Возникают ситуации, что все по-своему правы или все неправы или есть ещё какие-то нюансы.
Сочувствие к одной стороне не должно исключать необходимости понимания действий другой. Хотя выводы при этом могут в конечном итоге быть любыми.
Относительно человеческих качеств – я также во многом с Вами солидарна. Для меня они очень важны, в творческой деятельности в том числе.  Негативная информация меня огорчает. (Я стараюсь быть реалистом, но максималистские проявления мне тоже свойственны и часто вылезают :).) Но прежде всего, для выводов нужны точные сведения. Они не всегда есть.
Кроме того, скверный характер, другие неприятные качества – это одно, а вот «искусство от дьявола» – это слишком серьезно и это меня смущает.
Но полагаю, что мы уже закончили разговор. У меня просто не было времени ответить раньше.

Predlogoff
Цитировать
давайте лучше ВЫЙДЕМ из этих плоскостей и продолжим разговор в открытом виде о творчестве дирижёра, о его трактовках, о его оркестре и о руководимом им театре.

Да, вот недавно объявлена программа Пасхального фестиваля:

http://easterfestival.ru/rus/1475/1476

В этом году нет такого размаха в плане разнообразия исполнительских имен и программ, но региональный охват значителен. Репертуарно нового для оркестра не так много. В основном будет исполняться то, что уже звучало: Сибелиус, Малер, Чайковский, Шостакович. Региональные программы варьируются слабо, оркестр экономит силы – и, наверное, делает правильно.
В Москве будут представлены 2-я симфония Малера, 2-я симфония Рахманинова, симф. диптих Щедрина (мировая премьера), скр. концерты Сибелиуса и Шостаковича, 11-я симфония Шостаковича, акты из «Китежа» и «Парсифаля», опера Круглика «Коляска», два концерта Щедрина – №5 для фортепиано и для трубы. Среди солистов-инструменталистов участвуют Н. Цнайдер, Д.Мацуев, С.Хачатрян, Т. Мартынов (труба). Сценические оперные и балетные  постановки в этом году театр не привезет.
А у нас в рамках фестиваля 2 мая  должен состояться концерт с участием Мацуева и Нетребко. Любопытно, что там может быть и как они предложат раскошелиться :)))).

« Последнее редактирование: Март 14, 2009, 22:27:47 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
По поводу Мариинки в контексте размышлений о состоянии оперного театра в России недавно параллельно с нами рассуждала Лика. Мне некогда  было у неё появляться и подключиться к разговору, но цитировать её она вроде бы нам разрешала. Обсуждение спровоцировано разговорами о грядущих кадровых переменах в Большом:

http://llliu.livejournal.com/111774.html
-----------------
Лика пишет:

 свою главную мысль я повторю: в этой стране хорошая опера не востребована - ни публикой (разве что редкими гурманами), ни главным спонсором - государством (вот товарищ Сталин - тот очень любил оперу, и опера ему отвечала взаимностью:-), а нынешние - ну те больше на танцах и подлодках покататься любят:- :)))), ни спонсорами (в Америке же спонсоры финансируют оперу, но там это - престижное занятие, да и денег свободных неизмеримо большей, а у нас??? О спонсорах/не меценатах подробнее по тому же адресу). А мецентаства в сегодняшней России места нет, бизнес у нас в основном дремучий по интересам, да еще и не накопил в достаточной мере. чтобы меценатствовать.
Блоковая система (когда за сезон прокатывается 5 постановок по 2-3 недели подряд), у нас принципиально невозможна. Просто потому что зал не соберут.
Плюс (или таки минус:-) национальный формат системы отката: финансировать новые постановки гораздо выгоднее, чем участие звезд (или хотя бы приличных певцов), механизмы отката в этом случае непрозрачны и давно обкатаны. В результате мы имеем в Большом в принципе в среднем приличный уровень спектаклей по театральным критериям и в основном негодный по музыкальной стороне.

Так вот, ВОЗВРАЩАЯЮСЬ К Мариинке, как все-таки театру, который смог стать интересным даже в нашей стране, с ее невосприимчивостью к опере как к жанру, равнодушием властей, спонсорским жлобством. Потому что в нашей стране, где нет ни одной стороны, заинтересованной в том, чтобы опера была жанром, за который не стыдно, есть исключения. Это - подвижники. Первый среди них - Гергиев, который - да, в наших специфических условиях, в нашей откатной модели, в нашей скудной системе финансирования второго (по статусу) театра страны все же сумел сделать интересный театр, и пусть звезды его постарели и стали терять голоса (возраст, жесткая эксплуатация, отсутствие школы, САМ тоже постарался - темперамент захлестывает, приходится постоянно перекрикивать оркестр), пусть мировая опера их частично отсосала, пусть постановки делаются без стратегии, но в спешке, все равно есть театр с исключительно разнообразным репертуаром, с оркестром, который не отличается стабильностью, но когда собирается, может выдать и суперкачество.
И потом, ну что мы будем сейчас обсуждать певцов, которые уже сдали или сдают свои позиции. Надо быть благодарным за то, что они были, и когда они были - см. записи Мариинки начала - середины 90-х, это был грандиозный театр. Скажем Гергиеву спасибо хотя бы за это. У них это было. У нас этого не было. У нас было загнивание.
....

Даже Курентзис на сегодня лучше Ведерникова, потому что с ним будет как минимум интересно. Хотя Курентзис - парень с прибабахом (и по существу не оперный дирижер - он симфонический дирижер, человек с амбициями и темпераментом, сопоставимым с гергиевским, убивающим голоса) и на сегодня, увы, самая неподходяшая из всего списка альтернатив.
Нужна личность, которая хочет сделать карьеру, но сделать это вместе с театром (как хотел это Гергиев). Это - главный залог сдвига (хотя в какую сторону, не ясно).
----------------------------------

С последней её фразой полностью согласна. И как с направлением выхода из кризиса в Большом, и как с характеристикой Гергиева. Вряд ли в Большом можно надеяться на кого-то из приглашенных. Нужен талантливый музыкант, для которого его собственное творческое будущее было бы связано с театром.

Гергиев оказался человеком, который решил для себя сделать карьеру вместе с Мариинским театром, и в этом его огромная заслуга перед страной.

Оффлайн SVT

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 29

Любопытно, что там может быть и как они предложат раскошелиться :)))).


В регионах предложили раскошелиться от 2 до 15 тысяч за выступление оркестр+Гергиев, дополнительных звезд не заявлено.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Любопытно, что там может быть и как они предложат раскошелиться :)))).
В регионах предложили раскошелиться от 2 до 15 тысяч за выступление оркестр+Гергиев, дополнительных звезд не заявлено.

Ничего себе! Но ценовая политика сейчас вообще весьма странная. Случаются удивительные вещи.
У нас в Мариинке средняя цена билетов в концертный зал на гергиевский оркестр  без "очень звездных" солистов составляет 300-500 руб. (на не слишком популярные произведения иногда и вообще почти бесплатно - 100-150 руб.), я этому несказанно удивлена.  При этом, когда Гергиев выступал в Большой зале филармонии, билеты стоили около 1500 руб. На выступления Мацуева в Мариинке самая высокая цена билетов составляла 600 руб., при этом его же выступления в Большом зале стоили 2000-7000 руб. Зато Мариинка не упустит взвинтить цены на Нетребко до небесных высот.
Билеты на сценические оперные постановки текущего репертуара примерно соответствуют по стоимости уровню Большого театра - 800-2500, даже, может быть, чуть выше. Балеты обойдутся дороже, чем оперы. 
Но вообще, если брать только концертные программы, то мы эти два года живем почти при коммунизме -"каждому по потребностям" :)), дороже стоит добраться до зала, да и лень и усталость часто мешает :))). Я бываю просто поражена. Разве что о разнообразии дирижерских имен  можно немного поворчать. Но, с другой стороны, лучше слушать одного Гергиева, чем А.Сладковского с В.Петренко или каких-нибудь зарубежных посредственностей, которыми потчует петербургская филармония. И с солистами нет такого изобилия, как в Москве.  Хотя выступления Володина и Мацуева, несомненно, можно отнести к ярким событиям сезона. Но в целом концертная жизнь Москвы, конечно, насыщеннее.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Интервью В.Гергиева «Российской газете» - о значении культурных инициатив в условиях международной напряженности, строительстве новой сцены и согласии возглавить следующий конкурс имени Чайковского и повысить его международный престиж.

http://www.rg.ru/2009/03/18/gergiev.html

---------------------------------------
РГ: Появилась информация, что вы возглавите следующий ХIV Конкурс имени Чайковского?

Гергиев: Да, мне сделано предложение стать президентом Конкурса Чайковского, который состоится в 2011 году. И для того чтобы он действительно оказался значительным явлением для музыкального мира, мы должны извлечь уроки из его истории: и положительные, и негативные. Мы ведь все в России так или иначе связаны с этим конкурсом. Я вспоминаю себя совсем маленьким ребенком - как я увидел по телевизору выступление Ван Клиберна. Тогда, в конце 50-х годов, мы все смотрели на маленьком черно-белом экране выступление этого романтического юноши с курчавой шевелюрой. И его игра трогала до глубины души всех и вызывала такой искренний восторг, какой сегодня не вызывает даже появление Элтона Джона. Та победа Ван Клиберна стала не только легендой Конкурса Чайковского, но и одной из величайших историй в отношениях между США и СССР. И хватило же тогда, несмотря на сопротивление Политбюро, честности, ума, таланта, если хотите, человеческой естественности, чтобы понять: раз американец заслуживает победы на крупнейшем советском конкурсе, эту победу надо ему отдать.

РГ: С годами легенда была разрушена, но сегодня реально у вас есть возможности дать новый поворот конкурсу - в частности, раскрутить в мире его лауреатов.

Гергиев: Есть такая поговорка: если ты хочешь, чтобы что-то было сделано быстро и по-настоящему, найди самого занятого человека и попроси его. Если он делает 9 дел, он сделает и 10. Я сейчас говорю даже не о себе, а о том, что мои культурные проекты в мире, мое положение помогут этому конкурсу. Я сделаю все, чтобы и в Чикаго, и в Нью-Йорке, и в Токио, и в Вене об этом конкурсе узнали заранее, а золотому медалисту этого конкурса будет уготован красный ковер для дебютов в крупнейших залах мира. Знаю, что для молодого музыканта важна даже не денежная премия, а возможность выступить с десятью лучшими оркестрами мира. И я дам им этот огромный и уникальный шанс.
---------------------

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Сергей разместил любопытные ссылки по теме:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1868.msg22034#msg22034

Отрывок из интервью с Сергеем Хачатряном
<...>
— Как вы с ним впервые встретились? Помните свои ощущения?

— Не то слово. Дело было на летнем фестивале в Миккели. Валерий Абисалович опаздывает и прилетает даже не прямо к концерту, а еще чуть-чуть попозже. Мы до этого ни разу не то что не играли вместе, но и не репетировали, — а впереди, на минуточку, Первый концерт Шостаковича. Он только перед выходом к оркестру уточнил какие-то темповые нюансы — и всё, на сцену. В итоге получился лучший Шостакович, которого я играл в жизни. И вовсе не потому, что мы не репетировали. Я этот концерт играл со многими дирижерами, но только с Гергиевым почувствовал, что нерв и экспрессия Шостаковича передаются оркестру. Он не аккомпанировал, а дышал вместе со мной.
-----------------
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Малер Светланова и Гергиева

Predlogoff
Цитировать
Я сам вчера вздрагивал и трясся от страха  :)) Сегодня уже окончательно понял, что вчера я присутствовал на грандиозном действе - исполнении Гергиевым 2-й симфонии Малера.
...
Вот так бывает, что иной раз идёшь на концерт и не ожидаешь от него ничего особенного, а после вдруг оказывается, что побывал на одном из лучших концертов всей своей жизни, которых всего-то было штук 60-70 (которые из ряда вон).
Да… Я потрясена.
Спасибо, что Вы туда пошли :)). Ради подобного выступления можно было и из Питера приехать, потому что артистическое вдохновение – явление не очень стабильное. :))) Может быть, мы такого исполнения ещё долго не услышим.

Приезжать из другого города всегда чревато: приедешь вот так, а они будут мямлить :))
2-я Малера вообще редка на концертной эстраде, а в этот раз было весьма удачно всё исполнено.


Бывают у Гергиева довольно рядовые исполнения Малера, много впечатляющих, но в редких случаях  происходит что-то совершенно сверхъестественное.
Представляю, как симфония должна была звучать в зале.

Звучала феноменально: с первых же нот стало очевиденым желание Гергиева дать монументальную трагедийную трактовку.


От колоссальных обвалов, действительно, внутри всё обрывается, как будто происходит какой-то вселенский катаклизм, в одно мгновение  разрушающий всё. Потрясающе воплощены резкие переходы между восторгом от красоты бытия и смешанным чувством восхищения и трепетного ужаса перед грандиозностью мироздания, на фоне которого человеческая жизнь - ничто.  И тут же гигантская личная драма, душевное смятение, ощущение быстротечности  человеческого времени - от  рождения до  растворения в  бесконечной природе, которая дает возможность увидеть мир и почувствовать его красоту, пережить наслаждения и боль, чтобы скоро вновь поглотить в небытие. Величественность финала и  религиозный экстаз в завершении симфонии тоже производят сильное впечатление – так что и впрямь веришь в перерождение материи в дух. :))).

Громадная вещь держала в напряжении все полтора часа, я даже не ощущал усталости.
Я хочу подчеркнуть, что от резких акцентов мы вздрагивали отнюдь не только потому, что громкие звуки вызывали физический рефлекс, тут дело было сложнее: эти акценты воспринимались в контексте всего прочтения Симфонии Гергиевым как внешнее выражение трагического внутреннего надлома, и акценты были больше похожи не на выстрел из пушки, а на неожиданно пришедшую трагическую мысль – мысль о смерти и связанный с нею страх. Т.е. это был эффект не внешний, а отражение внутреннего состояния психологического надлома и постоянно накапливающегося и разряжающегося напряжения, т.е. не "эффект", а "аффект". Пожалуй, именно ЭТО производило впечатление, а не сами по себе резкие удары.


И я порадовалась, что технически симфония прозвучала вполне прилично.
У труб - это обычно слабое место - были совсем небольшие огрехи.

Технически было вполне приемлемо, поэтому я и хотел бы иметь эту запись, если её сделали, конечно !


Predlogoff
Цитировать
Если к этому всему добавить ещё и удивительный эффект оркестровой многоплановости, когда разные слои оркестра преподносятся в разных тембрах и звучностях, давая почти зримое ощущение "дали" и "близи", или когда оркестр на протяжении больших периодов играет "вполголоса", не говоря уже о моментах эффектных перекличек с закулисными трубами, звучащими как бы "оттуда", т.е. откуда-то "свыше", как бы из-за грани реальности, то можно прийти к выводу, что дирижёром была задействована вся палитра оркестровых возможностей и Симфонии это пошло лишь на пользу.

Да! Это точно. Даже в записи эти ощущения передаются. Трубные гласы раздаются как будто с неба. А иногда где-то глубоко в глубинах недр появляется  разлом, который медленно разрастается, незаметный на фоне умиротворенного музыкального пейзажа, чтобы затем в один миг  привести к катастрофе.

Всё было сделано отлично: музыканты выходили за сцену, возвращались и т.п., но не создавали суеты. Как я говорил, момент вступления хора мог быть оформлен получше в соответствии с пожеланиями автора – хор должен начинать петь СИДЯ, чтобы обеспечить эффект неожиданности, а подниматься должен позже, где как раз звучат "возвышенные слова" :) Малер всё продумал в своих Симфониях, даже детали их "постановки".
Я считаю это неотъемлемой частью авторского замысла.


Predlogoff
Цитировать
Вступление человеческого голоса (соло) посреди всего этого неспокойного моря звуков воспринималось как долгожданная "весть", а последующий эмоциональный взрыв был тем более будоражащим, что воспринимался по контрасту с продолжительным лирическим пением.
Кстати, а что скажете про солисток? В частности, меня интересует З. Булычева. Голос у неё не очень большой, в операх она часто выглядит бледновато. Но Гергиев её ценит, постоянно  привлекая к вокальным партиям в симфониях и ораториальных произведениях. Во второй симфонии Малера обычно у него поет она. Голос вроде бы не совсем тот, который идеален для Малера, но что-то есть такое в тембре, благодаря чему она там бывает гармонична: какая-то холодноватость (но вместе с тем человечность)

Знаете, у Светланова тоже была подобная "творческая любовь" :) К Наталье Герасимовой :)) Ну полюбил он её и брал во многие свои проекты – Малер, Мусоргский, Вила-Лобос и т.д. Герасимова явно не соответствовала, а всё равно он упрямо привлекал её к участию.
Кто знает, зачем ему было нужно – быть может, ему с нею было психологически комфортно ? По-видимому, подобные поступки иррациональны.


Predlogoff
Цитировать
со времён исполнения малеровских симфоний Е.Светлановым я не испытывал такого интереса и не получал таких ярких впечатлений, как от исполнения их Гергиевым.
Я знаю, что многие кривят нос при звуках "Малера по-русски", каковым он был и у Светланова

А в чем особенности интерпретаций Светланова? Записи, к сожалению, так и не издали.

Их издали, но отдельными дисками по 1-2 симфонии, а интеграла не было. Я пытался вытащить комплект из-за рубежа, но мне не удалось.
Теперь сижу и жду, пока фонд Светланова сподобится, а они принялись штамповать то, что раньше выпускали: Опять в жутком количестве Глазунов, Римский-Корсаков (далеко не лучшее) и т.д. Я считаю это стратегической ошибкой, которая может угробить всё их дело в плане издания записей Светланова.
Вот тут я нашёл кое-какую информацию:
http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1452803
"Особенности" без фонограмм описывать не имеет смысла, но всё же я хочу отметить роскошь звучания, широкие динамические границы и кантиленность всегда и во всём. В этом действительно было что-то от других композиторских школ, т.е. Светланов будто подчёркивал в Малере черты родства с другими стилями.
По крайней мере в его Малере не было холодной отстранённости и сытого западного благополучия.


Я слышала фрагменты 5-й симфонии по радио – их пустили в эфир  в какой-то из передач, посвященных памяти Светланова. Но по фрагментам сложно было составить общее представление. Мне показалось, что Малер у него получился не столь остроконфликтным и поражающим размахом катаклизмов, как у Гергиева, а более человечным, может быть.  Адажиетто поражало берущей за душу просветленностьюи чистотой. Звучало довольно необычно. Малеровские воспарения, по моим ощущениям, Светланову были близки. Может быть, мне тогда так показалось, поскольку отрывки передавались то ли когда пришло известие о смерти дирижера, то ли в день похорон.

Я считаю, что Малер Светланову удавался. некоторые симфонии я прослушал вживую по нескольку раз – и в концертах, и на репетициях, поэтому уверен, что это не халтура, а продуманное и прочувствованное исполнение.


Cлушая симфонию, вновь мысленно обращаюсь к нашему разговору о судьбе музыки в 20 веке. В прошлом году гергиевские исполнения симфоний Малера тоже вызвали размышления о последнем всплеске романтизма, который угас, открыв дорогу для прогрессистов. Вы тогда ещё бросили реплику, что если бы «искатели новизны» активизировались чуть раньше, то, возможно, мир остался бы без этих великих симфоний. 

Вполне возможно ! :)))))
Ведь "мода" преходяща. а если она начинает давить на психику композитора, то добра не жди: он или сломает свой стиль, или замолчит.


Музыка Малера, появившись на закате романтизма, имеет индивидуальную неповторимость. Потому, возвращаясь к вопросу исчерпанности музыки - неужели сейчас  в принципе невозможно создание индивидуального авторского стиля в рамках романтизма? По поводу «больших стилей» у меня есть сомнения, но романтизм предоставляет значительные свободы,  как и неоклассика, в использовании музыкальных средств.

Возможны стилизации, но возможно ли воссоздать атмосферу бытования стиля ? Та эпоха была весьма необычна, её не с чем сравнить, потому что ничего подобного дотоле ещё не было.


Я просто не верю в  исчерпанность возможностей музыки для выражения авторской индивидуальности (если «новизну» понимать в этом ключе, т.е. как индивидуальную комбинацию известных средств музыкального языка). Ведь смог же Малер найти свой язык, когда классическая гармония была почти разработана? Есть в его симфониях вагнеровские влияния, но всё равно стиль индивидуален.

По сути дела он отнёсся к имеющимся на тот момент композиторским наработкам как к "канону": он уже не был стеснён какими-то ограничениями в гармонии, он виртуозно владел полифонией, он мог экспериментировать с оркестровкой и т.п., т.е. он уже свободно распоряжался имеющимися ресурсами и никто ему не мог сказать, что "так нельзя" или "не принято", уже всё было можно и он этим пользовался.


Predlogoff
Цитировать
Он уповает, как всегда, на зарубЁж - вот, типа, ОТТЕДОВА "приедутЬ и научатЬ". На Янсонса в т.ч.
У нас Янсонс скоро выступает с Баварским радио. Мне что-то не хочется идти. Может быть, надо?
Кстати, в разговоре на «Классике» упоминался Г.Каплан, исполняющий всю жизнь только одну вторую симфонию, якобы по наиболее достоверному тексту. Его запись часто представляют как каноническую, одну из личших записей этой симфонии. Вы её слышали? Если да, то что можете сказать?
Я слышала Каплана живьем с темиркановским филармоническим оркестром и не сказала бы, что меня его исполнение сильно впечатлило.

Был когда-то такой пианист, который всю жизнь играл только одну сонатку с той целью, чтобы "сыграть её более менее чистенько" :))) Сами понимаете, что оно того не стоило.


Predlogoff
Цитировать
авторские идеи о поводу исполнения 2-й симфонии, изложенные в переписке Малера …
Я ещё где-то читала, что Малер требовал антракта между первой частью и остальными частями произведения. Но забыла, чем это обусловлено. Что его не устраивало в последовательном исполнении без значительной паузы?

Структура Симфонии довольно сложна, а некоторые средние части её были задуманы как связки. Формально она 5-частная, но с учётом вспомогательного характера внутренних построений она может быть подана как 3-частныя. Наверное Малер желал подчеркнуть грани её драматургии.


Вот появилась рецензия: http://www.vremya.ru/2009/69/10/227626.html
Оценка как безусловной удачи.
Попутно автор долго рассуждает о том, что Сибелиус с Малером в одном концерте не вязались.
Кстати, у нас Гергиев тоже связывал концерт Сибелиуса с Малером, только с 5-й симфонией. Видимо, ему это кажется уместным.

Гергиев вроде бы собирается записать все симфонии Малера с ЛСО. Может быть, уже что-то записал.

Насколько я понял критика, его смутила разница масштабов сопоставленных сочинений этих композиторов, а если говорить о настроениях, то они вовсе не выглядят слишком отличающимися: для Сибелиуса во многих моментах тоже характерна "беллетристика", какие-то "надмирные" размышления и уход в абстракцию.
Я думаю, их сопоставлением Гергиев на что-то намекает, но я затрудняюсь сказать, на что именно. Быть может, его кто-нибудь спросит об этом.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Не раз за последнее десятилетие слышала 5-ю симфонию в превосходном гергиевском прочтении и убеждена, что гергиевские трактовки симфоний Прокофьева, зафиксированные и в виде комплекта в звукозаписи,  можно отнести к высшим достижениям в исполнительской истории этих симфоний.

C этим я полностью согласен ! Весь цикл симфоний Прокофьева великолепно им записан и диски эти давно уже изданы, а кое-что он записал даже в 2-х авторских редакциях - это вообще из ряда вон ! Обычно играют последнюю редакцию, а о ранних и не вспоминают.
Я вот всё мечтаю, вдруг он исполнит первую версию "Черевичек" Чайковского, которая тогда носила название "Кузнец Вакула" ? :))
Это было бы историческое событие, т.к., насколько я знаю, эту версию с 19-го века никто не исполнял ! Ну или хоть в студии или в живом концерте записали бы.
« Последнее редактирование: Май 30, 2009, 22:08:25 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Romy The Cat

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 188
Гергиев - интересная тема, я всегда о нем думал что “чеpт его знает”, непонятный он какой-то.  Вроде бы он слишком легкий и поверхносный, да и эти дешевые дешевых елементы внешней ефектрости, коем он фаршируе свою музыку и кои всем так жутко правяться, сильно оталкивают. И вдруг посреди всего этого пьяного разгула Гергиев  может разрядиться чем то обсалютно и ряда вон выходящим.  Ну как не вспомнить первый movement (как это будет по русски) чайковкого пятого концрта с венсим оркестром?  За то то Гергиев там зделал его надо до кона его жизни целовать в задницу.

Я Гергиев  слышал вживьем три раза и все разы были такие “плоxeнькие”.  Мы здесь в имеем хроший FM c WGBH и они синднкате European Broadcast Union живые трансляции,  так что много из того что Гергиев играет в европе мы хорошо слышим.  На прошлой недели транслировался весь георгиевский фестиваль с ротендамским оркестром - плоxeнькая така музыка.  Как бы там нибыло никого со сщетов списывать не надо и тем более Гергиева.  Кстати нахожу его очень сильным оперным дережером. Беда его что хороших певцов у него не много, ну так это не только его беда. Как бы там не было - жирыми я Гергиевские оперы не видел а без этого трудно быть увереным. Живые трансляци были “так себе”…

The CaT

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Слушайте, Кот !
Общение с вашим любимым автором ремастерингов, как я вижу, не пошло вам на пользу :))
Я прошу вас: выражайтесь покультурнее, тут нет врагов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Romy The Cat

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 188
Слушайте, Кот !
Общение с вашим любимым автором ремастерингов, как я вижу, не пошло вам на пользу :))
Я прошу вас: выражайтесь покультурнее, тут нет врагов.

Я не знаю кто и чей "любимый автор ремастерингов", так же как и не знаю кто вы есть, что бы определять “пользы”. Я говарю так хочу и как чувствую, и я не хочу слышать ваших эпистолярно-административных упреков, oставте их для своих детей. Врагов я здесь не вижу, unless вы очнь настаиваете….

The Cat

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Гастроли Мариинского театра
Всемирно известный Санкт-Петербургский Мариинский театр гастролирует этим летом в Великобритании

http://www.rg.ru/2009/07/13/rbth-mariinsky.html



"Кольцо нибелунга"

С 29 июля по 2 августа на сцене Ковент-Гарден петербуржцы представят тетралогию Рихарда Вагнера "Кольцо нибелунга" - самый амбициозный "проект" в собственной оперной истории. Четыре вечера, четыре части знаменитого цикла (общей продолжительностью 19 часов): "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид" и "Гибель богов". Дирижировать будет художественный руководитель Мариинки Валерий Гергиев. Он один из лучших вагнеровских дирижеров, под руководством которого знаменитый театр совершил невероятное - не только собрал в своем репертуаре практически полный состав опер Вагнера, но и регулярно представляет их на ведущих мировых сценах. Тетралогию "Кольцо нибелунга", рожденную в Мариинке разными режиссерскими силами и единой дирижерской волей, уже видели зрители Европы, США, Китая, Кореи, Японии. Известно, что лондонская публика увидит режиссерскую версию оперы своего молодого соотечественника Александра Зелдина.

Оценить эпический масштаб тетралогии, где тяжеловесно-архаичный постановочный стиль, традиционный для "великого Рихарда", заменен видеодизайном, смогут и петербуржцы - незадолго до гастрольного вояжа "Кольцо" покажут на фестивале "Звезды белых ночей". Собственно, переосмысление "Кольца", появившегося в афише в 2003 году, никого не удивляет: неугомонный харизматик Валерий Гергиев нередко повторно обращается к постановке одних и тех же произведений.

Беспроигрышная классика

Балетные вечера откроются 3 августа и продлятся в режиме non stop две недели. Новых премьер не предусмотрено, в репертуаре - уже апробированные образцы, и все как один - мариинские сокровища. Два великих балета XIX века - "Лебединое озеро" и "Спящая красавица", триумфальный спектакль "Ромео и Джульетта" советских времен и вечер балетов Баланчина.
В коронном "Лебедином озере", архитектоника которого рифмуется с четким и неколебимым обликом северной столицы России, выйдет Ульяна Лопаткина - лучшая на сегодня Одетта-Одиллия. Она появляется на сцене, и время отступает, вспоминаются драгоценные театральные легенды из времен императорского балета или мхатовских откровений. Неизбывная женская боль - тема балерины в этом спектакле, но подана она как аксиома, без сантиментов и мишуры. Эту же тему ведет лебединый кордебалет, чье техническое совершенство гарантирует "фирменный" стиль: мягкие стопы, выразительные руки, безупречное чувство ансамбля.


Фото:Алексей ДаничевКристальная чистота и единство танцевального дыхания - и в парадной петербургской "Спящей красавице" Мариуса Петипа, которую лондонцы увидят в версии Константина Сергеева. Театральная вселенная "Спящей" - "энциклопедии классического танца" - сложна и гармонична. Здесь и барочное многоцветие простодушной танцевальной сказки, и галантная эстетика балетного академизма, и настоящий клондайк для актёрских, психологических и технических поисков. Принцессой Авророй предстанет Екатерина Осмолкина - виртуозная в прыжках и умеющая без усилий укрощать самые быстрые темпы.

"Ромео и Джульетта" для лондонцев - любовь по наследству. В память поколений генетически вошел образ Джульетты, созданный божественной Галиной Улановой. Популярности глобального прочтения Леонида Лавровского не угрожает любовь к нежному спектаклю в стиле Ботичелли, осуществленному англичанином Антони Тюдором. В этом чувстве не только преданность, но и особая привязанность английского театра к бытовым подробностям, осмысленным мизансценам, деталям актерской игры. А этого в советском монументальном драмбалете на музыку Прокофьева предостаточно.

На нынешних гастролях шекспировские страсти, балетную традицию и современный взгляд будут соединять разные Джульетты. Алину Сомову, обладательницу невероятно длинных ног, взлетающих вопреки законам природы на 200 градусов, еще пару лет назад называли танцевальным вундеркиндом, сегодня в ее пластике - зрелое понимание сути движения и балеринский апломб. Изысканно красивая Евгения Образцова умеет подчиняться законам стиля и подчинять им достоинства своего танца: легкие фразы, крепкое вращение, эфирный прыжок.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Если по гастролям Мариинского театра летом-2009 будет информация, прошу размещать.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А вот и отклики, правда, одиозные от одиозных критиканов - вечных оппонентов Гергиева, которые не могут ему простить его успехов :))))

http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1077442-0.html

Цитата:
-------------

Источник: Фонтанка.Ру
Лондонская пресса критикует Мариинский театр
04.08.2009 15:00


Все наши музыкальные коллективы – будь то Большой, Малый, Мариинский или Одесский театр – всегда привозят с западных гастролей одни лишь хвалебные рецензии. Однако с гастролями Мариинки в Лондоне на этот раз произошел некий сбой: обозреватель Фонтанки.Ру просмотрел английские СМИ и не увидел там ничего похожего на похвалу.


Оперная труппа Мариинского театра буквально только что вернулась с гастролей в Лондоне, где наша "труппа быстрого реагирования" провела своеобразный "вагнеровский десант": гигантская тетралогия Вагнера "Кольцо Нибелунга", состоящая из четырёх огромных опер, была дана в королевском театре Ковент Гарден в рекордно короткое время – всего за четыре вечера.


"Это дурдом!" – гергиевский марафон "Кольца" приехал в Лондон", – такие совсем не "по-английски" резкие слова вынесены в заголовок статьи критика лондонской газеты "Гардиан" Тома Сёрвиса. "Четыре оперы – 15 часов музыки за четыре дня, – продолжает автор. – Гонка Гергиева через тетралогию Вагнера, что это: смелая инновация или шокирующая спесь?"


Дальше мы процитируем фрагменты статьи:
"На постерах, рекламирующих постановку Мариинского театра – "Кольца Нибелунга" Вагнера в Королевском Оперном театре - изображен человек, брови которого сведены, глаза в мистическом созерцании смотрят куда-то мимо вас, а кулаки сжаты, что означает могучую силу под покровом поверхностной интеллектуальности. Этот человек также огнеупорен, поскольку на афише он выходит из какого-то буйного пожарища.


Кто же этот несгораемый музыкальный супермен? Не Рихард Вагнер, но дирижёр Валерий Гергиев, чья петербургская оперная компания приехала в Лондон для постановки мирового оперного Эвереста. Различие между "Кольцом" Гергиева и всеми остальными, когда-либо представленными в Ковент Гарден – это его попытка сделать нечто самое отважное – или самое глупое – на что только может решиться дирижёр. Всего за четыре дня Гергиев исполняет весь цикл; это – опера в день. Ничего особенного, скажете вы? Просто взгляните на статистику: это больше 15 часов музыки. Есть "Золото Рейна" в качестве "аперитива" (всего лишь два с половиной часа), затем – четырёхчасовые "Валькирия" и "Зигфрид", а в заключение цикла – оперный бегемот, пятичасовая "Гибель Богов".


Совсем неудивительно, что у оперных компаний и слушателей вагнеровский цикл обычно берёт неделю: певцы, музыканты и слушатели нуждаются во времени, чтобы понять, что они исполнили и что они услышали, поскольку с Вотаном, Зигфридом и Брюнгильдой они путешествуют от высот страстей и амбиций к глубинам отчаяния и разрушения. Но это не путь Гергиева. Его план – это оперный эквивалент восхождения на вершины Гималаев без кислородного баллона. Зимой. В шлёпанцах.


И не ошибитесь, это – Кольцо Гергиева: первая полная постановка "Кольца" российской компанией с 1914 года и первая в России, спетая на немецком языке. На афишах имя Гергиева набрано гораздо крупнее, чем Рихарда Вагнера.


Невозможно себе представить, чтобы в театре Вагнера в Байройте, построенном специально для постановок его опер ("Кольцо" было впервые поставлено там в 1876 году), цикл был бы представлен так, как это делает Гергиев. Если вам повезёт за всю свою жизнь попасть в Байройт (запись на билеты там идёт уже на десятилетия вперёд), вы услышите "Кольцо" за шесть дней: первые две части подряд, а затем со свободными днями перед "Зигфридом" и "Гибелью Богов".


"Это дурдом; это превращает Кольцо в марафон, – говорит автор книги "Вагнер и искусство театра" Патрик Карнеги. – Подобный подход игнорирует тот факт, что эта музыка исполняется живыми людьми: миллионы нот играются скрипками. "Марафонское" исполнение только означает, что все – включая слушателей – будут совершенно под конец изнасилованы".


"Я с подозрением отношусь к побуждениям Гергиева, – говорит Карнеги. – В былые дни в Байройте дирижёр вообще никогда не рекламировался, однако сегодня всё направлено на прославление человека с полицейской дубинкой, как будто он в одиночестве поднимался на Эверест, и не обращать внимания на окровавленных шерпов-проводников! "Кольцо" в Лондоне станет либо завершением мечтаний вагнерианца Гергиева, либо жертвоприношением его амбициям".


Любопытно, что в интервью, данном Русской службе радио "Би-Би-Си" в Лондоне, сам дирижёр заявил следующее:


"Би-би-Си: Для постановки "Кольца" вы "сжали" тетралогию. Это гигантская нагрузка для вас, для ваших артистов и для зрителя. Почему вы решили пойти на такое нестандартное решение?


Валерий Гергиев: Это меня меньше беспокоит. Это больше интересует тех людей, которые пишут о ней в прессе. Можно было ничего не писать, билеты и так все проданы".


А редактор английской "Telegraph Media Group" на страницах издания "The Telegraph" решительно беспощаден в своём обзоре, озаглавленном "Кольцо" Гергиева в Ковент Гарден – это пародия для начальной школы, и потому я ушёл домой". Дамиан Томпсон продолжает: "Я знал, что Мариинское "Кольцо" получило жуткую критику ещё в Кардиффе (в 2006 году), но я и не представлял, что это настолько плохо. Или что вообще что-либо могло бы быть так плохо. Вчера вечером с "Золота Рейна" в Ковент-Гарден я ушёл через час – там ещё и не пахло антрактом. К счастью, я сидел с краю, и всего через 30 секунд я добрался до двери и вздохнул с облегчением.


Ну, что же: более 200 фунтов спущено в канализацию. Я заплатил за весь цикл в расчёте, что это будет мой единственный шанс увидеть "Кольцо" за четыре вечера подряд. Однако Вагнер не хотел, чтобы его работа была представлена в виде любительской постановки для детей младшего школьного возраста, финансируемой местными органами власти, поэтому я не думаю, что мой уход стал оскорблением памяти композитора. В отличие от чести маэстро Гергиева и Мариинского театра. Простите, что я не назову имена солистов: я решил не раскошеливаться на 12 фунтов за тонюсенькую программку, а залезать за именами в интернет, и обвинить кого-то по ошибке я не хочу.


Я знал, что это будет катастрофой с момента, когда поднялся занавес, и мы увидели фигуры со светящимися париками высотой в колено, выстроившихся вокруг гигантского круглого пухового одеяла, на котором корчились рейнские девушки. Они пели красиво, как и Альберих, но этот гоблин и его мучители даже не взглянули друг на друга на протяжении всей сцены. Возможно, они просто были очень смущены.


Вы можете прочитать в газетах о "четырех тридцатишестифутовых гигантах, древних богах кавказского государства Осетии, откуда родом Гергиев". Бедный юноша Александр Зельдин, уже пятый режиссёр этой постановки, унаследовавший эту глупость и потому вынужденный раздувать свой энтузиазм в интервью. Эти горизонтальные фигуры спустились на сцену, как только действие перешло на окраины Валгаллы, где Фрика, носившая на голове греческую вазу, пробудила "спавшего" Вотана (который на самом деле стоял прямо перед суфлёрской будкой – там вообще вставали все солисты подряд, если им предстояло спеть более двух тактов).


Как минимум, она могла бы показать свой голос, как и ничтожество Вотан (кто бы он ни был): невероятно подумать, что это была роль, в которой блистал когда-то Ханс Хоттер. Но моя подлинная ненависть сосредоточилась на Логе, который гарцевал вокруг, как (комедийный телеведущий) Грэм Нортон и выглядел так, как будто в любую минуту он мог выпрыгнуть в зал с микрофоном".


В традиционно консервативной газете "Таймс" критик Ричард Моррисон куда более сдержан:
"За шикарные места в Королевской Опере на этой неделе зрители платили 840 фунтов (почти один фунт за каждую минуту музыки) с тем, чтобы посмотреть, как одна из лучших (предположительно) мировых оперных компаний решит мировую оперную проблему в течение четырех суток. Если судить по аплодисментам после "Золота Рейна", первой части вагнеровского "Кольца", большинство думают, что их деньги потрачены не зря.


Но я чувствовал граничащее с раздражением разочарование от небрежности, с которой Мариинский театр поставил открытие этой эпической работы. Не так уж и весело, когда у Фафнера на сцене падает часть одежды, и убийственный монстр должен был шустро сбегать за булавкой, или проскальзывания рабочих с дрелью на сцену, чтобы поправить свет на головастых тотемных истуканах, обрамлявших сцену; или инструкции, выкрикиваемые из кулис и хорошо слышные в зале – все эти постановочные радости куда больше подходят для деревенского дома культуры.


Нет, главным было ощущение, что "Кольцо" на сей раз гастролировало по свету с ансамблем из множества больших, "мускулистых" голосов, лишённых всякого представления о том, что же составляет суть этой драмы и даже совершенно не понимающих, что же именно они поют на плохом немецком языке. Правда, смехотворная изначальная постановка Валерия Гергиева и Георгия Цыпина (приезжавшая в Уэльс два года назад) была полностью переработана 24-летним режиссером Александром Зельдиным. Костюмы теперь другие: на сей раз они, похоже, взяты напрокат из фильмов про изящного Джеймса Бонда, а не у зеленщика, специализирующегося на гигантском пастернаке. А собственно золото изображается катающимся по полу балетом, облитым блестящей краской из баллончика.


Но дизайн Цыпина "мастеровит": четыре огромные наклонённые фигуры, опасно нависающие над действующими лицами, по-прежнему выглядят, как статуи с острова Пасхи, вылепленные шестилетним ребёнком из пластилина. Но неуклюжие актёры под ними едва ли намного подвижней. Самые живые моменты оперы смехотворно неудачны, от кражи золота Альберихом до убийства Фазольта. Ряд выдающихся персоналий – зловещий Альберих Николая Путилина, Вадим Кравец – мощный Фазольт, Олег Балашов – гиперактивный Логе – работали с текстом убедительно. Но слабенький Вотан Евгения Никитина или кокетливые Девы Рейна, которые, похоже, явились с провинциальной ткацкой фабрики, показали уровень типично оперного переигрывания на уровне 1950-х годов.


Гергиев должен нести всю ответственность за это, хотя он дирижирует на должном уровне, часто провоцируя на форсаж свой прекрасный оркестр".


Весьма известный лондонский критик Майкл Чёрч пишет в газете "Индепендент" следующее:
"Несмотря на блеск русского пения, причем хороши Евгений Уланов в роли Доннера и Злата Булычева в партии Эрды, эта продукция просто ужасна. Там нет ни воображения, ни малейшего намёка на театральность. Я никогда не думал, что в наше помешанное на "концептуальности" время придёт день, когда я буду жаловаться на оперу без "концепции", но клянусь Богом, эта постановка в ней нуждается. И как иронично, что это происходит на той же самой сцене, на которой – когда Королевская Опера у себя дома – идёт блестящая постановка этой же самой оперы Кейтом Уорнером.


Гергиев славится своим пристрастием к тотальному контролю и давлению на всё, чего он касается, но он категорически не Дягилев, и ему надо впредь ограничить себя дирижированием – в противном случае он покатится под гору. Между тем, если другие части тетралогии поставлены по таким же чудовищным стандартам, как и открывшая "Кольцо" постановка, то он должен ее выкинуть на свалку. Концертное исполнение стало бы бесконечно предпочтительнее."


Артисты театра рассказали "Фонтанке", что постановочную команду после каждого спектакля встречали таким мощным криком "Бу!" (эквивалент нашему понятию "освистать"), которому могли бы позавидовать футбольные фанаты. Справедливости ради надо сказать, что далеко не в первый раз гастроли Мариинки вызывают в Лондоне более чем сдержанный приём. Так, в 2001 году статья знаменитого критика Руперта Кристиансена так и называлась: "Компании необходим отдых". С тех пор оперы Верди Валерий Гергиев никогда больше в Англию не привозил. Станет ли нынешний приём критики уроком для труппы, сказать трудно – в уже цитировавшемся выше интервью для Русской службы "Би-Би-Си" дирижёр сказал: "У нас дома еще не закончился сезон, который, в целом, был очень успешным по продажам билетов, несмотря на жуткий кризис, который поразил весь мир". Так что до тех пор, пока отечественная публика безмятежно аплодирует, Мариинке беспокоиться не о чем.

Подпись: Кирилл Веселаго
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
:)))))))
Собственно, в адрес "избранной лондонской прессы" можно было бы в данном случае с полным правом сказать: "Неча на зеркало пенять, коли рожа крива".
Зараза оперной постановочной "концептуальности" занесена к нам именно с Запада, так что чего уж к нам-то в жилетку плакаться по этому поводу ! Нет, ну конечно, у нас были и собственные "аванградисты", один Мейерхольд чего стоил, но в целом русские постановочные традиции, особенно в советское время, отличались реализмом со скидкой на неизбежную театральную условность его преподнесения, конечно.
В принципе Гергиева с его последним "Кольцом" на западной сцене можно понять так: вы хотите выпендрёжа, вы хотите "концептуальности" - так жрите, что дают. Судя по откликам на последнюю постановку "Кольца" на сцене Мариинки во время "Звёзд белых ночей-2009", можно сделать вывод о том, что нынешняя модификация была доведена до той стадии, когда она начинает будоражить и возмущать "общественное мнение" :)) Я это вижу так: Гергиеву явно наплевать, что о нём скажет западная пресса, которая, как видим, уже договорилась до того, что предпочла бы концертное исполнение. Вот уж действительно, "золотые слова" ! Я всё жду того момента, когда западная публика и критика, наконец, обожрутся всеми этими "экспериментами" и ПОТРЕБУЮТ чего-нибудь вменяемого :)) И мне кажется, что Гергиев провоцирует именно ТАКУЮ реакцию, после чего можно будет привозить какие-то более адекватные постановки.
В этой истеричной реакции на нынешнее гергиевское "Кольцо", которой с такой готовностью подпевают давнишние наши тутошние гергиевские недоброжелатели, я также ощущаю политическую компоненту: западный мир НИКОГДА не простит Гергиеву выступления в Цхинвале на фоне разрушенного грузинами здания (как раз подоспела годовщина той грузинской агрессии против Южной Осетии). Запад ещё с советских времён привык видеть в большинстве наших артистов политических проституток, которые вечно диссидентствовали и вечно предавали свою страну, зарабатывая на этом политические дивиденды с целью обустройства своей западной жизни и карьеры и т.п., но Гергиев показал ДРУГОЙ пример - и это ему Запад будет припоминать, используя нашу внутрироссийскую "пятую колонну", в т.ч. и традиционно антигергиевскую.
Кстати, в этих выдержках основное внимание было уделено именно постановке - т.е. тому, в чём Запад давно уже провалился со своей "концептуальностью". По всей видимости, сказать что-либо более вразумительное о ВОКАЛЬНОЙ стороне у критиков не хватило фантазии.
С другой стороны, в этом тоже можно усмотреть хитрый гергиевский ход: если бы постановка оказалась приемлемо-приглаженной, дефекты начали бы придирчиво изыскивать в вокале - а в даннмо случае всё неудовольствие было устремлено на ВИЗУАЛЬНУЮ часть спектакля :))
Что касается того, сошёл ли Гергиев с ума или не сошёл, давая представление "Кольца" 4 вечера ПОДРЯД, то я могу судить об этом по собственному ощущению: я лично в целях "глубокого погружения" в Вагнера предпочёл бы слушал тетралогию ПОДРЯД 4 вечера, чем растягивать это на неделю с 2-суточными перерывами. Простите, что там ещё надо "осмысливать" в перерывах между операми, если вся эта музыка давно известна ?! Чай, не в 19-м веке живём ! Чай, не первый раз слушаем, чай, не новость уже.
Если англ.критикам трудно выкроить время между своей беготнёй по разным мероприятиям и они не могут погрузиться в "Кольцо" вместе с мариинцами и публикой, не отвлекаясь на другие мероприятия, то это ИХ трудности ! Если они не могут обойтись без "партбюро по делу Гергиева" и по координации своих "личных мнений"  за ужином в перерыве между операми, то это ИХ трудности !
Я считаю, что если оперы "Кольца" многократно прогнаны в живых спектаклях и доведены до состояния сценической готовности, то их надо давать именно так, как их даёт Гергиев - т.е. ЗАЛПОМ ! В этом смысле я целиком и полностью на стороне идеи преподнесения "Кольца" 4 дня подряд - полагаю, что СЕГОДНЯ по-другому его давать будет уже несколько старомодным.
Я понимаю, что западный профсоюз может быть против, но опять же - это не наши трудности :)) Значит оркестрантам платить надо больше !
Гергиев в этом плане молодец, если он действительно сказал, что ему всё равно. что о нём напишут, т.к. билеты и без того уже все проданы :))))) Да ПЛЕВАЛ он на всякую "западную критику" ! Да и на нашу доморощенную - тоже.
Я даже больше скажу: пока он у руля Мариинки, на него ВСЕГДА буду распроданы билеты :)))) Когда дают "Кольцо" в столь компактном варианте, публики всегда будет в театре битком, а если изнеженные критики не привыкли напрягать свои обрюзгшие мозги, давно уже отвыкшие от напряжённой работы мысли, то это опять же не наши трудности.
Что касается неровности гергиевских трактовок, то об этом никто не говорил больше нас на нашем форуме :)))))
Но если повторить знаменитые слова одного гения в защиту другого - вулканическая лава не может двигаться ровно и спокойно, подобно речной воде в запруде.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мне прислали прикольную ссылку на западный ресурс, где размещены фото гергиевской постановки "Кольца", которую увидели британцы:

http://intermezzo.typepad.com/intermezzo/2009/08/-g%C3%B6tterd%C3%A4mmerung-mariinsky.html









Там гораздо больше фотографий :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я знаю, что постановочная часть "Кольца" особо не блещет, я видел её частично в прошлом году. Но в данном случае мне гораздо более любопытно было другое: как именно британцы через свою околомузыкальную критику отомстят Гергиеву за его прошлогодний приезд в Цхинвал со своим оркестром после нападения Грузии ?
Они ж в прошлом году все объявили себя "немножко грузинами" и целиком и полностью информационно поддержали саакашвилиевскую паранойю, не остановившись перед подлогом и прямым бесстыдным враньём. Я думаю, все видели этот западный "разгул демократии" в тамошних СМИ.
Нынешняя британская реакция на приезд мариинцев является целиком и полностью политизированной - отсюда и крайняя оголтелость британской прессы, а также тех наших околомузыкальных писак, кто всегда радуется всему, что идёт против Гергиева. В данном же случае демарш британских критиканов был предпринят не только и не столько против Гергиева персонально, сколько против нашей страны по вполне очевидным причинам (годовщина грузинской агрессии), и не понимать это может только полный идиот. По мнению британских борзописцев, Гергиев не той империи прислуживает. Вот если бы он прислуживал ПРАВИЛЬНОЙ империи - "империи добра", - то в этом случае похвалам не было бы удержу, потому что нынешняя постановка "Кольца" сделана во вполне прозападном духе и напрямую и непосредственно рассчитана на западный менталитет. Это правильный коммерческий ход Мариинки с той точки зрения, что Запад всё проглотит, что не является постановочной классикой, а для наших певцов главное, чтобы всё это петь не мешало :))))
Ну а тот факт, что у нас в стране тоже нашлись шавки, готовые вослед за Западом облаять Гергиева, меня не удивляет - в семье не без урода.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
На Гергиева напали валькирии пера

http://www.dp.ru/a/2009/08/21/Na_Gergieva_napali_valki

 Ядовитые лондонские критики решили наказать руководителя Мариинского театра за строптивость и ошибки прошлого, а российская пресса охотно перепечатала негативные отзывы. Оперные рецензии не впервые используют как политическое оружие.

Оперный цикл "Кольцо нибелунгов", который Мариинка показывала в лондонском Ковент–Гардене с 29 июля по 1 августа, приковал к себе внимание ведущих британских изданий — от респектабельных до таблоидов. Любой отечественный деятель культуры отдал бы душу за тридцатую долю прессы, которую получил в Лондоне Гергиев со своим "Кольцом", вне зависимости от того, хвалят или ругают. А лондонские газеты действительно в основном ругали.

Были, конечно, и положительные рецензии, прежде всего отдававшие должное музыке в исполнении оркестра Мариинского театра, но мало кто из критиков удержался от того, чтобы едко высмеять постановочные ляпы. Баланс в целом был не в пользу Мариинки.

Отзвуки грома прозвучали и в российской прессе. При этом издания, написавшие о гастролях (от массового "Метро" до респектабельных "Ведомостей"), не направляли в Лондон собственных корреспондентов, а ограничились переводом вырезок из британских газет.

Возможно, эти негативные публикации о Мариинке  по чистому совпадению появились именно тогда, когда правительство вот–вот должно утвердить объем дополнительного финансирования долгостроя второй сцены театра.



Самая яростная подборка переводов появилась на одном из популярных городских сайтов за подписью журналиста Кирилла Шевченко, пишущего под псевдонимом Веселаго. Муж сопрано, когда–то выступавшей в Мариинке, Шевченко известен как автор скандальной книжки "Призрак оперы N–ска", в которой, как говорят злые языки, он вывел всю труппу театра, не исключая ее руководителя. Выборка Веселаго не отличалась полутонами: здесь царил дух ниспровержения.

Журналист добивается нужного эффекта, жертвуя смыслом перевода: самая большая цитата (из газеты "Гардиан") была озаглавлена "Это дурдом!", хотя в оригинале стоит всего лишь It's crazy ("С ума сойти!" — речь идет о длительности марафона, который действительно может выдержать лишь повернутый на опере человек).

Шевченко обвиняет Гергиева в "шокирующей спеси", хотя в оригинале речь идет о shocking display of hubris ("шокирующем выставлении обломков" — автор статьи, вышедшей за 5 дней до премьеры, заранее ждал от Гергиева неудачи).

За что же лондонские критики, еще недавно превозносившие Валерия Гергиева, решили его наказать? Может быть, за его амбиции?

Эпический шедевр Рихарда Вагнера (около 20 часов не самой простой музыки за четыре вечера!) считается вершиной мирового оперного искусства. Четыре длинных спектакля — а любители музыки знают, что Гергиев умеет сделать длинный спектакль бесконечным, — требуют от зрителей полного погружения, не говоря уже о больших затратах душевной и физической энергии. Опера идет на немецком, а все исполнители в этот раз были русскими — повод для журналистов поиздеваться над акцентами.

Кроме того, ядовитые лондонские критики хорошо помнят, как в 2006 году Гергиев привез программу, целиком состоявшую из Шостаковича, что закончилось финансовым провалом. Коммерчески неудачно прошло и исполнение "Кольца" в Кардиффе.

Королевская опера, иначе известная как Ковент–Гарден, одна из самых престижных площадок мира. На лето она снимается знаменитыми импресарио Виктором и Лилиан Хоххаузер, которые организуют на ее подмостках гастроли ведущих трупп. Именно туда Виктор Хоххаузер в 1961 году привез Кировский театр. Тогда русский балет выехал на Запад впервые после революции, что стало сенсацией. В 2006 году Хоххаузеры не одобрили выбор Гергиевым гастрольной программы, не пустили маэстро в Ковент–Гарден и, возможно, в отместку вместо Мариинки решили пригласить туда Большой. Гастроли Большого прошли успешно.

Критики привыкли к осовремененным интерпретациям тетралогии либо к изрядной доле режиссерской иронии. Валгалла может превратиться в офис, а боги — в клерков, но Гергиев попытался "взять" Вагнера лобовой атакой, поставив миф именно как миф. Возможно, критики такое уже разучились понимать. Впрочем, сарказм — дело обычное для лондонских журналистов, пишущих об искусстве. Но почему эхо лондонских гастролей так громко прозвучало в Петербурге?

Ушли в прошлое времена, когда опера вызывала общественный резонанс. В 1830–е исполнение "Риголетто" во Франции чуть не закончилось революцией.

В 1905 году в России общество аплодировало Федору Шаляпину, который спел революционную песню "Дубинушка" со сцены Мариинского театра. Превознося Шаляпина за этот поступок, завсегдатаи театра (врачи, учителя и другие представители среднего класса) с не меньшим пылом осудили великого певца, когда 4 года спустя на той же сцене он встал перед Николаем II на колени. Шаляпин знал, как стать центром скандала.

В революцию во время исполнения партии Гремина в "Евгении Онегине" он эффектно сорвал с себя погоны царского офицера, о чем написал популярный публицист Аркадий Аверченко. В нынешней России скандалы вокруг оперных постановок если и случаются, то носят скорее характер фарса или сознательного пиара.

Так, несколько лет назад пиарщики раскрутили бузу вокруг оперы Леонида Десятникова "Дети Розенталя" на либретто Владимира Сорокина. Книги Сорокина жгли напротив Большого театра, "Идущие вместе" с депутатами–единороссами пикетировали театр. Тему с ходу подхватило телевидение, и в итоге на "Детей" пошла вся Москва и ближние дачи. Потом зрители, которых удалось заманить на оперу, не могли понять, что в ней такого.

В Петербурге сегодня в фокусе внимания строительные проекты, поэтому культурные войны ведутся, как правило, вокруг архитектуры, а никак не оперы. Впрочем, строительство Мариинки–2 — постоянный раздражитель общественного сознания, и внимание публики приковано к Гергиеву как к главному действующему лицу затянувшейся драмы.

Отношения Гергиева с петербургскими журналистами не назовешь простыми.  В июне 2008 года петербургский еженедельник "Дело" опубликовал две статьи критика Михаила Золотоносова о предполагаемых злоупотреблениях вокруг строительства Мариинки–2. В декабре газета была закрыта, и ходили слухи, что это случилось после того, как Валерий Абисалович пожаловался на эти публикации очень высокопоставленному спонсору издания.

Главный редактор "Дела" Сергей Чесноков, впрочем, отрицает эту версию. "Я знаю, что Гергиев был недоволен, но многие были недовольны теми или иными нашими материалами, — говорит он. — Это обычное дело. Он никакого отношения к приостановке газеты "Дело" не имеет. Его причастности практически нет, говорить тут не о чем". Чесноков говорит, что никто не давал ему отмашки на публикацию скандальных материалов: "Мы никогда не делали заказных материалов. Золотоносов считал, что эта тема очень важная, и препон ему не создавалось".

Сюжет "Кольца нибелунгов" крутится вокруг разрушительного влияния на мир жажды власти и страсти к наживе. В эпосе, героем которого выступает Валерий Гергиев, участвуют схожие силы. Кстати, у Вагнера в конце старый мир рушится, и на его место приходит новый — лучший, как надеялся композитор.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица