Автор Тема: Б.Асафьев, "СИМФОНИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ" (2008 г.)  (Прочитано 6208 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Б.Асафьев, "СИМФОНИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ" (2008 г.)
« : Сентябрь 24, 2008, 11:19:07 »
Б.Асафьев.
СИМФОНИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ.
изд. "Композитор", 2008 г., 308 стр.

Содержание:
Славянская литургия Эросу. Intermezzo I. Н.А.Римский-Корсаков: "Псковитянка", "Майская ночь", "Снегурочка", Заклятия, "Ночь перед Рождеством", Проблема града видимого, Сказка, "Сказание о невидимом граде", Скоморошье царство. Intermezzo II. Оперы Чайковского: "Пиковая дама". Мусоргский. Опыт переоценки значения его творчества. Intermezzo III. Игорь Стравинский и его балеты.

    "Симфонические этюды" - одно из самых ярких и своеобразных явлений в литературном наследии выдающегося музыковеда Бориса Асафьева. Они были впервые изданы под псевдонимом Игорь Глебов в 1922 г. Этот цикл очерков, напоминающих современному читателю о жанре эссе, посвящен развитию и самобытности русского оперного и балетного искусства. Асафьев дает своеобразный анализ художественного замысла опер Глинки, Даргомыжского, Бородина, Римского-Корсакова (этюды 3-12), Серова, Чайковского, Мусоргского, а также балетов Чайковского, Глазунова и Стравинского.
    В значительной мере этюды возникали как статьи к программам конкретных оперных спектаклей петроградских театров. 8 из 19 этюдов имеют такое "жанровое" происхождение. Но это отнюдь не мешает цельности цикла. Как справедливо отмечает Д. Кабалевский, Асафьев в "Симфонических этюдах" выступил "с развернутой и обоснованной концепцией о самобытности и мировом значении русской музыкальной классики, решительно противопоставив эту концепцию распространенному тогда в историческом музыкознании взгляду на русскую музыку как на некий "русский вариант" западноевропейского романтизма".
    Книга найдет свое место в сознании отнюдь не только музыковедов, но всех любителей классической музыки, способствуя воспитанию подлинно глубокого вкуса в этой сфере искусства. В немалой степени достоинством книги является высоко художественный, поэтичный, свободно ассоциативный стиль изложения.

(по материалам с сайта http://www.chtenie.sp.ru)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица