Автор Тема: "Николай Сергеевич Жиляев: Труды, дни и гибель"  (Прочитано 3960 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Николай Сергеевич Жиляев: Труды, дни и гибель

http://www.mosconsv.ru/publications/details.phtml?562



Область музыкознания:  история русской музыки
Аннотация:

В книгу вошли письма, документы, воспоминания современников, а также статьи, связанные с личностью и многогранной творческой деятельностью Николая Сергеевича Жиляева (1881 – 1938) – музыкального ученого, редактора-текстолога, педагога, композитора, пианиста, жизненный путь которого трагически прервался в годы сталинских репрессий.
Книга является результатом научно-исследовательского труда большого коллектива авторов под руководством проф. И. А. Барсовой. Значительная часть материалов публикуется впервые.
Для музыкантов-профессионалов и широкого круга читателей.

Содержание:  нажмите для просмотра

Вид издания:  монография

Редакторы:

Ответственный редактор и составитель И. А. Барсова. Редакционная коллегия: И. А. Барсова, Е. А. Доленко, И. А. Медведева, Г. А. Моисеев.

--------------------



Я прочитал эту книгу целиком, но оставлять себе не стал, т.к. ничего особо интересного, а тем более, НОВОГО, чего не муссировали на кухнях в конце 80-х о гибели Жиляева или что-то особо новое, чего не было бы известно из других мемуаров, я там не увидел. Наверное, эта книга интересна профессионалам-историкам.
Что касается жиляевских нотных редакций, то об этом есть интересные статьи в этой книге.
Что касается самого этого человека в плане его психологии и человеческих качеств, то, если честно, из этой книги я сделал ещё более плохие выводы :))) Очень неприятная личность и ещё, по-моему, весьма не в себе.
Неудивительно, что он переругался с таким количеством своих знакомых, в т.ч. и со Скрябиным, и с властями 30-х годов, что его, собственно, и сгубило.
Как профессионал он был, конечно, на высоте, но гнусный тон его работы об асафьевской книжке о Скрябине, честно, меня поразил. Такое хамство и такие передержки, что хоть стой, хоть падай.
Нашёл в ней только одну верную мысль (о схематичности скрябинского творчества), а всё остальное лишь мелкие придирки к гениальному тексту Асафьева, да ещё и новые ошибки.
Неприятный тип.
Это ещё раз к вопросу о соотношении профессионализма и человеческих качеств :))
Большой профессионал и выдающийся интеллектуал - и такая мелочная и занудная личность.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Я её видела в продаже, полистала. Мне она показалась пустой.
Целесообразно почитать или вообще не стоит?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я её видела в продаже, полистала. Мне она показалась пустой.
Целесообразно почитать или вообще не стоит?

Не знаю.
Если бы вы были специалистом или историком музыки, то я мог бы рекомендовать, но как человеку, интересующемуся музыкой, я бы не стал её рекомендовать: книга нудная и скучная. А отдельные пассажи самого Жиляева вряд ли заслуживают слишком серьёзного отношения :))
Ну и что, что Асафьев неправильно написал номер века, когда жил Данте ? Ну и что, что он написал "велик ещё Данте", вместо просто "велик" ? Ну и что, что Жиляев в своей статье пишет, что Асафьев считал ТОГДА творчество Скрябина по большей части интуитивным, тогда как оно было в значительной степени рассудочным ? Это хорошо нам сегодня, когда уже все материалы у нас в руках и когда мы имеем многочисленные публикации на эту тему, приходить к окончательным выводам, а в ТЕ времена Асафьев был очарован музыкой Скрябина и отнёсся к ней как к явлению природы.
Но это по поводу Асафьева - я об этом ещё вспомню в потоке, который ему посвящён.
Жиляев - фигура видная, знаток музыки он был блестящий, но хороших материалов осталось мало - и эта книга о нём в данном отношении мало что меняет: почти вся его работе проходила в общении с учениками и в редактировании нотных текстов, так что он как профессионал остался в своих работах.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица