ЖЖ Ларисы Кириллиной http://cleofide.livejournal.com/
Родилась в г. Москве. В 1976 г. окончила ДМШ № 1 им. С. С. Прокофьева, в 1980 г. – теоретико-композиторский факультет Академического музыкального училища при Московской консерватории, в 1985 г. – историко-теоретический факультет Московской консерватории.
Обучалась по специальности в классе Ю. Н. Холопова (дипломная работа «Бетховен и теория музыки XVIII – начала XIX в.»); изучала бетховенистику под руководством Н. Л. Фишмана; посещала факультатив по игре на органе (класс Б. А. Романова).
С 1987 г. работала в Государственном институте искусствознания (в настоящее время – ведущий научный сотрудник отдела классического искусства Запада). В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Бетховен и теория музыки XVIII – начала XIX в.».
Участник ряда международных конференций и конгрессов (Германия, Великобритания, Россия), член Российского общества по изучению XVIII века при Академии наук РФ.
Дисс.: «Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX в.: Самосознание эпохи и музыкальная практика» (1996).
Педагогическая деятельность:С 1992 г. начала преподавать историю музыки в Московской консерватории и в Российской академии музыки им. Гнесиных (до 1998 г.).
С 2000 г. – доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории, с 2003 г. – профессор. Периодически преподавала также в Российском государственном гуманитарном университете (спецкурс «Музыкальная культура Италии»), в Академии музыки «Ино Миркович» в Ловране (Хорватия); читала спецкурсы на других факультетах Московской консерватории (Факультет повышения квалификации, аспирантура).
Под руководством Л. В. Кириллиной были написаны и защищены кандидатские диссертации Е. Ю. Матвеевой (ныне – доцент Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова), А. П. Груцыновой (преподаватель Московской консерватории), Е. И. Максимова (старший преподаватель Московской консерватории), Н. В. Остроумовой (сотрудник Научно-музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева Московской консерватории), Ю. Д. Кажарской (преподаватель Центральной музыкальной школы).
Среди выпускников дипломного класса – Е. Ю. Матвеева, Н. В. Остроумова, Ю. Д. Кажарская, А. П. Груцынова, А. В. Русакова (совместное руководство с Ю. Н. Холоповым), Т. Ю. Колтакова, Е. В. Петрикова, Н. Н. Хохлова, М. А. Бирюкова, О. Ю. Пузько, А. В. Андрушкевич (совместное руководство с Ю. Н. Холоповым), М. В. Одинцова.
Основные области научных интересов: музыка XVII – XVIII веков; венская классическая школа; жизнь и творчество Бетховена; история музыкальной эстетики; музыкальный театр.Научные труды. Издания. Публикации:
МонографииКлассический стиль в музыке XVIII – начала XIX в.: Самосознание эпохи и музыкальная практика. М.: МГК, 1996
Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX в.: Часть 2. Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. М.: Композитор, 2007
Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX в.: Часть 3. Поэтика и стилистика. М.: Композитор, 2007
Итальянская опера первой половины XX века. М.: ГИИ, 1996
Реформаторские оперы Глюка. М.: Классика–XXI, 2006
Бетховен. Жизнь и творчество: В 2-х томах. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. Том I. Том II
Учебные пособияОратории Г. Ф. Генделя: учебное пособие по истории зарубежной музыки для преподавателей и студентов музыкальных вузов. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2008
Переводы, вступительные очерки и комментарииПисьма Бетховена: 1817–1822. Сост., коммент., вступ. статья (совместно с Н. Л. Фишманом). М.: Музыка, 1986
XX век. Зарубежная музыка: Очерки и документы. Вып. 2 [Очерки о творчестве Л. Ноно и Л. Берио; переводы текстов]. М.: Музыка, 1995
Вспоминая Бетховена: биографические заметки Франца Вегелера и Фердинанда Риса. Перевод, вступ. статья, коммент. М.: Классика–XXI, 2001; 2-е дополненное изд. – 2007
В. А. Моцарт. Сонаты для фортепиано. Т. 1, 2. М Русское музыкальное издательство, 2006 [переводы предисловий В. Плата и В. Рима с комментариями]
Главы и разделы в учебниках и коллективных трудахАнализы произведений Бетховена: Три сонаты ор. 2, Две сонаты ор. 49, Три квартета WoO 36 // Beethoven. Interpretationen seiner Werke. Hrsg. von A. Riethm;uuml;ller, C. Dahlhaus, A. L. Ringer. Bde I, II. Laaber, 1994
История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века. Книга 3: Искусство XIX века: Англия, Скандинавия, Восточная Европа. СПб: Дмитрий Буланин, 2004 (глава «Скандинавия. Музыка»)
История зарубежной музыки XX в. М.: Музыка, 2005 (глава «Италия»)
Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкально-теоретические системы. М.: Композитор, 2006 (раздел «Теория музыки классической эпохи»)
Из истории мировой органой культуры XVI – XX веков. М.: МГК, 2007 (Раздел «На рубеже XVIII – XIX веков. Эпоха венских классиков»)
Статьи в энциклопедиях, словарях и справочных изданияхБольшая российская энциклопедия («Бетховен»)
Католическая энциклопедия (ряд статей)
Православная энциклопедия («Австрия. Музыка»)
Исторический лексикон (ряд статей)
Статьи в периодических и продолжающихся изданиях, сборниках, альманахах, выходящих в России и за рубежом
около 100, в том числе в журналах «Музыкальная академия», «Старинная музыка», The Beethoven Journal (ранее – The Beethoven Newsletter), ежегоднике «Гётевские чтения», альманахе «Мир искусств», электронном музыкальном журнале «Израиль XXI»
Некоторые наиболее важные статьиСонатный цикл и сонатная форма в представлениях Бетховена // Музыкальный язык, жанр, стиль: Проблемы теории и истории: Сб. научных трудов. М.: МГК, 1987
Драматургический смысл гармонии в опере С. Прокофьева «Огненный ангел» // 70 лет советской музыки. Основные тенденции развития музыкальных жанров. Сб. научных трудов. М., 1988
Бог, царь, герой и оперная революция. К проблематике «Идоменея» // Советская музыка, 1991, № 12
Портрет Учителя // Laudamus. К шестидесятилетию Ю. Н. Холопова. М.: Композитор, 1992 i>Бетховен и «религия искусства» // Laudamus. М.: Композитор, 1992 (опубликовано также на болгарском языке: Бетховен и «религията на изкуството» // Българска музика, 1990, № 9/10)
[Современные российские бетховенисты] Recent Russian Beethoven Scholars // The Beethoven Newsletter, 1992, Vol. 7, № 1
Орфизм и опера // Музыкальная академия, 1992, № 4 i>Русалки и призраки в музыкальном театре XIX века // Музыкальная академия, 1995, № 1
Бетховен и Французская революция // Мир искусств. М., 1995
Драма – опера – роман // Музыкальная академия, 1997, № 3
Творческие искания Луиджи Ноно: политика и поэтика // Западное искусство. XX век. Современные искания и культурные традиции. М.: Наука, 1997
Бетховен ad libitum // Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция. М., Прест, 1999
Драгоценная находка [Об обнаружении авторизованной рукописи Увертюры Бетховена ор. 124 в Библиотеке Московской консерватории] // Старинная музыка, 1999, № 1 (3)
«Эгмонт» Бетховена // Гётевские чтения 1999. М.: Наука, 1999
[Иоганн Себастьян Бах и музыкальная культура позднего Просвещения] ohann Sebastian Bach und die Musikkultur der späten Aufklärung // Europa in der Frühen Neuzeit. Festschrift für Günter Müuhlpfordt. Bd. 5. Aufklärung in Europa. Hrsg. von E. Donnert. Köln, Weimar, Wien: Böhlau Verlag, 1999
[«Всеобщая теория изящных искусств» Иоганна Георга Зульцера и эстетические взгляды Людвига ван Бетховена] Johann Georg Sulzers «Ällgemeine Theorie der Schönen Künste» und Ludwig van Beethovens Ästhetische Anschauungen // Europa in der Frühen Neuzeit. Festschrift für Günter Mühlpfordt. Bd. 5. Aufklärung in Europa. Hrsg. von E. Donnert. Köln, Weimar, Wien: Böhlau Verlag, 1999
Бетховен и Петер фон Винтер (о загадке 32 вариаций) // Старинная музыка, 2000, № 1
Бетховен и Сальери // Старинная музыка, 2000, № 2
Загадки «Торжественной мессы» // Музыкальная академия. 2000, № 1
Пасынок истории [К 250-летию А. Сальери] // Музыкальная академия, 2000, № 3
Бетховен: неосуществленные замыслы 1820-х годов // Процессы музыкального творчества. Вып. 4. Ред.-сост. Е. В. Вязкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000
Русские переводы немецких трактатов XVIII в. // Русские и немцы в XVIII веке. Встреча культур. М.: Наука, 2000 (публикация на немецком языке: Russische Übersetzungen deutschen Musikschrifttums aus dem 18. Jahrhundert // Europa in der Frühen Nuezeit. Festschrift für Günter Müuhlpfordt. Bd. 3. Aufbruch zur Moderne. Hrsg. von E. Donnert. Köln, Weimar, Wien: Böhlau Verlag, 1997)
Пустыни и миражи Эдгара Вареза // Западное искусство. XX век. Мастера и проблемы. М.: Наука, 2000
Идея развития в музыке XX века // Западное искусство. XX век: Проблема развития западного искусство в XX веке. СПб: Дмитрий Буланин, 2001
К истории переписки Л. ван Бетховена и Н. Б. Голицына [статья]. Переписка Л. ван Бетховена и Н. Б. Голицына [первая полная комментированная публикация на русском языке] // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Материалы международных конференций. Сост. И. В. Брежнева и Г. М. Малинина. Вып. 2. М.: МГК, 2002
Бетховен и Гомер // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова. Материалы научной конференции. М.: МГК, 2002
Барочная опера и театр XX века // Театр XX века. Закономерности развития. Отв. ред. А. В. Бартошевич. М: Индрик, 2003
Рыцарский эпос и поэтика барочной оперы // М. Е. Тараканов. Человек и фоносфера. Воспоминания. Статьи. СПб: Алетейя, 2003
Музыка в поэзии М. В. Ломоносова // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского: Материалы международной научной конференции. М.: МГК, 2003
Галантность и чувствительность в музыке XVIII века // Гётевские чтения 2003. М.: Наука, 2003
Глюк и музыкальное воплощение античности // Sator tenet opera rotas. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (к 70-летию со дня рождения). М.: МГК, 2003
Завещание Учителя [рецензия на: Ю. Н. Холопов Гармония. Практический курс. Часть 1. М., 2003; Гармония. Теоретический курс. Часть 2. М., 2003] // Музыкальная академия, 2004, № 1
Жизнеописание Альфреда Шнитке [рецензия на: В. Н. Холопова Композитор Альфред Шнитке. Челябинск, 2003] // Музыкальная академия, 2004, № 2
От «Леоноры» к «Фиделио» // Музыкальная академия, 2005, № 4
К истории «Русских» квартетов Бетховена // Вестник истории, литературы и искусства. Том II. Гл. ред. Г. М. Бонгард-Левин. М.: Знание, 2006
Музыкально-поэтический театр Джан-Франческо Малипьеро // Музыкальная академия 2006, № 2
Образ великого музыканта в изобразительном искусстве XVIII века // Классическое искусство от Древности до XX века. М.: Комкнига, 2007
«Гейлигенштадтское завещание» Бетховена как литературный памятник эпохи // Гётевские чтения 2004–2006. М.: Наука, 2007
Людвиг ван Бетховен: рукописные и ранние печатные источники в хранилищах Москвы и Санкт-Петербурга // Людвиг ван Бетховен: рукописные и ранние печатные источники в хранилищах Москвы и Санкт-Петербурга: каталог. М., Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008
Инструментальное, вокальное и вербальное в музыке классической эпохи // Слово и музыка. Вып. 2. Ред.-сост.: Е. И. Чигарева, Е. М. Царева, Д. Р. Петров. М., Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008
Философские, эстетические и исторические аспекты учения Ю. Н. Холопова // Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. К 75-летию со дня рождения. М., 2008
Ю. Н. Холопов и музыка венских классиков // AD MUSICUM. К 75-летию Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания / Ред.-сост. В. Н. Холопова. М., 2008
О тембровой драматургии в «Героической симфонии» Бетховена // Оркестр без границ: Материалы научной конференции памяти Ю. А. Фортунатова / Ред.-сост. И. А. Барсова, И. В. Вискова. М., 2009
Л. Ноно Фрагменты интервью (пер. Л. Кириллиной, О. Игнашевой) // Композиторы о современной композиции. Хрестоматия / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М., 2009
Л. Ноно К «Прометею» (пер. Л. Кириллиной) // Композиторы о современной композиции. Хрестоматия / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М., 2009
Стихи, проза и поэтические переводы Л. В. Кириллиной опубликованы в интернете на литературных порталах:
Издательская система Литсовет
Журнал «Самиздат»
Стихи.ру
а также на личном сайте
Публикации о Л. В. Кириллиной (рецензии)Е. И. Чигарёва Рецензия на: Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX в.: Самосознание эпохи и музыкальная практика (М., 1996) // Старинная музыка, 1998, № 2, c. 27-28
Е. М. Царёва Рецензия на: Вспоминая Бетховена. Биографические заметки Ф. Вегелера и Ф. Риса (М., 2001) // Старинная музыка, 2002, № 2, с. 25
И. Сусидко, П. Луцкер Новое знакомство с кавалером Глюком. Рецензия на: Реформаторские оперы Глюка. М., 2006 // Музыкальная академия, 2007, № 3
http://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=9010