Автор Тема: Клаудио Монтеверди / Monteverdi (ок.1567 - 1643), великий итальянский композитор  (Прочитано 3648 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 616
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова


http://www.belcanto.ru/monteverdi.html

Творчество итальянского оперного композитора К. Монтеверди — одно из уникальных явлений в музыкальной культуре XVII в. В своем интересе к человеку, к его страстям и страданиям, Монтеверди — истинный художник Ренессанса. Никому из композиторов того времени не удалось так выразить в музыке трагическое, ощущение жизни, приблизиться к постижению ее правды, так раскрыть первозданную природу человеческих характеров.

Монтеверди родился в семье врача. Его музыкальными занятиями руководил М. Индженьери — опытный музыкант, капельмейстер Кремонского собора. Он развил полифоническую технику будущего композитора, познакомил с лучшими хоровыми произведениями Дж. Палестрины и О. Лассо. Моитеверди сочинять начал рано. Уже в начале 1580-х гг. вышли в свет первые сборники вокальных многоголосных произведений (мадригалов, мотетов, кантат), а к концу этого десятилетия он становится известным в Италии композитором, членом академии Сайта Чечилия в Риме. С 1590 г. Монтеверди — на службе в придворной капелле герцога Мантуанского (сначала в качестве оркестранта и певца, а затем и капельмейстера). Пышный, богатый двор Винченцо Гонзага привлекал лучшие художественные силы того времени. По всей вероятности, Монтеверди мог встречаться с великим итальянским поэтом Т. Тассо, фламандским художником П. Рубенсом, членами прославленной флорентийской камераты, авторами первых опер — Я. Пери, О. Ринуччини. Сопровождая герцога в частых путешествиях, военных походах, композитор побывал в Праге, Вене, Инсбруке, Антверпене.

В феврале 1607 г. в Мантуе с огромным успехом была поставлена первая опера Монтеверди — «Орфей» (либретто А. Стриджо). Пасторальную пьесу, предназначенную для дворцовых празднеств, Монтеверди превратил в настоящую драму о страданиях и трагической судьбе Орфея, о бессмертной красоте его искусства. (Монтеверди и Стриджо сохранили трагический вариант развязки мифа — Орфей, покидая царство мертвых, нарушает запрет, оглядывается на Эвридику и теряет ее навсегда.) «Орфей» отличается удивительным для раннего произведения богатством средств. Экспрессивная декламация и широкая кантилена, хоры и ансамбли, балет, развитая оркестровая партия служат воплощению глубоко лирического замысла. До нашего времени сохранилась всего одна сцена из второй оперы Монтеверди — «Ариадна» (1608). Это знаменитый «Плач Ариадны» («Дайте мне умереть...»), послуживший прообразом множества арий lamento (арий жалобы) в итальянской опере. (Плач Ариадны известен в двух вариантах — для голоса solo и в виде пятиголосного мадригала.)

В 1613 г. Монтеверди переехал в Венецию и до конца жизни оставался на службе капельмейстером в соборе Св. Марка. Богатая музыкальная жизнь Венеции открыла перед композитором новые возможности. Монтеверди пишет оперы, балеты, интермедии, мадригалы, музыку к церковным и придворным празднествам. Одно из оригинальнейших произведений этих лет — драматическая сцена «Поединок Танкреда и Клоринды» на текст из поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим», соединившая чтение (партия Рассказчика), актерскую игру (речитативные партии Танкреда и Клоринды) и оркестр, который живописует ход поединка, раскрывает эмоциональный характер сцены. В связи с «Поединком» Монтеверди писал о новом стиле concitato (возбужденном, взволнованном), противопоставляя его господствовавшему в то время «мягкому, умеренному» стилю.

Остроэкспрессивным, драматическим характером отличаются и многие мадригалы Монтеверди (в Венеции был создан последний, восьмой сборник мадригалов, 1638). В этом жанре многоголосной вокальной музыки сформировался стиль композитора, произошел отбор выразительных средств. Особенно оригинален гармонический язык мадригалов (смелые тональные сопоставления, хроматические, диссонирующие аккорды и т. п.). В конце 1630-х — начале 40-х гг. наивысшего расцвета достигает оперное творчество Монтеверди («Возвращение Улисса на родину» — 1640, «Адонис» — 1639, «Свадьба Энея и Лавинии» — 1641; 2 последние оперы не сохранились).

В 1642 г. в Венеции была поставлена «Коронация Поппеи» Монтеверди (либретто Ф. Бузинелло по «Анналам» Тацита). Последняя опера 75-летнего композитора стала подлинной вершиной, итогом творческого пути. В ней действуют конкретные, реально существовавшие исторические лица — римский император Нерон, известный своим коварством и жестокостью, его учитель — философ Сенека. Многое в «Коронации» наводит на аналогии с трагедиями гениального современника композитора — В. Шекспира. Открытость и накал страстей, резкие, подлинно «шекспировские» контрасты сцен возвышенных и жанрово-бытовых, комедийных. Так, прощание Сенеки с учениками — трагическая кульминация оаеры — сменяется веселой интермедией пажа и служанки, а затем начинается настоящая оргия — Нерон с друзьями глумится над учителем, празднует его смерть.

«Единственный его закон — сама жизнь», — писал о Монтеверди Р. Роллан. Смелостью открытий творчество Монтеверди надолго опередило свое время. Композитор провидел очень отдаленное будущее музыкального театра: реализм оперной драматургии В. А. Моцарта, Дж. Верди, М. Мусоргского. Может быть, поэтому столь удивительной оказалась судьба его произведений. Долгие годы они оставались в забвении и вновь вернулись к жизни только в наше время.

И. Охалова
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 616
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 616
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
19:00 15 ноября 2014 г.

Светлановский зал http://www.mmdm.ru/afishaDescription/7548

Абонемент «МАГИЯ БАРОККО»
Ансамбль старинной музыки La Venexiana (Италия)
Монтеверди. Фрагменты из опер, мадригалы
 
La Venexiana – лучший ансамбль старинной музыки – впервые приезжает в Москву и представляет уникальную программу шедевров эпохи Возрождения!
 
Итальянские музыканты стремятся приблизить старинную музыку к восприятию современного человека, сделать ее актуальной, но находят решение этой проблемы на путях исторически достоверного исполнительства. В исполнительской манере знаменитого ансамбля характерная средиземноморская теплота и насыщенность тона сочетается с предельной четкостью декламации и риторической яркостью. Звучание инструментов и голосов образуют изысканное и совершенное по строю многоголосие. Ансамбль участвовал во многих фестивалях в европейских странах, в Северной и Южной Америке, имеет обширную дискографию.
 
В своем творчестве музыканты обыгрывают контраст стилей – аристократически-рафинированного и простонародного, церковного и светского. Ядро их репертуара составляют сочинения Клаудио Монтеверди, чье творчество было тесно связано с Венецией. Исполнение и запись его мадригалов принесли La Venexiana мировую известность. Из сочинений Монтеверди составлена программа ансамбля и в Доме музыки.
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 393
Один из лучших барочных коллективов в мире!
Они используют исторически-выверенные музыкальные тексты, без "додумывания" и фантазийности в плане голосов и инструментов  (как Якобс, например).
Их записи производят сильнейшее впечатление.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 346
А как же, например, Эмилио де Кавальери с "La Rappresentazione di anima е di corpo", предшествовавший Клаудио Монтеверди с его "Орфеем"?
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 393
Вы о чем???))))
Ответ: не знаю! Я не понял предмета.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 616
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Один из лучших барочных коллективов в мире!
Они используют исторически-выверенные музыкальные тексты, без "додумывания" и фантазийности в плане голосов и инструментов  (как Якобс, например).
Их записи производят сильнейшее впечатление.

Спасибо за рекомендацию! Значит, по возможности, надо идти.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 346
Вы о чем???))))
Ответ: не знаю! Я не понял предмета.

Это вопрос в связи с название данного потока, в котором значится, что Клаудио Монтеверди автор первой в мире оперы.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 616
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
А как же, например, Эмилио де Кавальери с "La Rappresentazione di anima е di corpo", предшествовавший Клаудио Монтеверди с его "Орфеем"?

Вы, оказывается, не только балетом интересуетесь? :))

В таком случае название темы - на усмотрение модератора.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 346
А как же, например, Эмилио де Кавальери с "La Rappresentazione di anima е di corpo", предшествовавший Клаудио Монтеверди с его "Орфеем"?

Вы, оказывается, не только балетом интересуетесь? :))

В таком случае название темы - на усмотрение модератора.

По мере сил, по мере сил  ;D

Понятно, что точки отсчета в истории оперы могут быть разными, но традиционно чаще всего именно "Орфея" Монтеверди называют первой оперой.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 393
Там еще Якопо Пери был со своей Эвридикой.
А оперу Кавальери про Душу- да, знаем)))). Она и правда из самых ранних.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Клаудио Монтеверди (ок. 1567-1643)
« Ответ #11 : Ноябрь 10, 2014, 21:19:19 »
А как же, например, Эмилио де Кавальери с "La Rappresentazione di anima е di corpo", предшествовавший Клаудио Монтеверди с его "Орфеем"?

У нас был такой вопрос, имеется даже отдельный поток на эту тему:

Самая первая в мире опера
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2391.0
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 393
Ура! Я не лоханулся)))))! Пери! Эври!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 616
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лекция Артема Варгафтика «Звучание эпохи Караваджо. Клаудио Монтеверди и "изобретение" оперы»

28.11.2015 Центр эстетического воспитания «Мусейон»

Клаудио Джованни Антонио Монтеверди (15 мая 1567 (крещен в этот день) — 29 ноября 1643) — итальянский композитор. Творчество Монтеверди, во многом новаторское, в истории музыки знаменует переход от эпохи Возрождения к эпохе барокко. Работал во многих жанрах светской и церковной музыки. Наиболее известны его поздние мадригалы, опера «Орфей» и Магнификат.

Артем Михайлович Варгафтик, музыковед, критик, телеведущий.

Лекция проходит в рамках образовательной программы к выставке «Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда  Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина».

Начало в 19:30

Место проведения: ЦЭВ «Мусейон» (Колымажный пер., д. 6/2,3)

Вход по билетам на лекцию. Цена полного билета 350 рублей. Цена льготного билета 100 рублей.

http://www.arts-museum.ru/events/archive/2015/caravaggio/28_11/
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 346
и премьерой театрального исследования/реконструкции утраченной оперы Клаудио Монтеверди «Арианна» (Arianna A La Recherche).

http://svpressa.ru/culture/news/180308/?rss=1
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 346
«Нужно очень потрудиться, чтобы этот пазл сложился»

Эндрю Лоуренс-Кинг о реконструкции пропавшей партитуры Монтеверди

28 сентября в рамках фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» на малой сцене Театра им. Н. И. Сац пройдет мировая премьера реконструированной оперы Клаудио Монтеверди «Ариадна» (1608). Утраченную партитуру первого великого композитора в истории мировой оперы воссоздал знаменитый британский арфист и дирижер Эндрю Лоуренс-Кинг, а исполнение подготовила Академия старинной оперы Opera omnia. Накануне премьеры Эндрю Лоуренс-Кинг ответил на вопросы Сергея Ходнева.

https://www.kommersant.ru/doc/3422895
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 346
В целом все собрано из подлинных материалов XVII века на уже существующем фундаменте либретто»

ЭНДРЮ ЛОУРЕНС-КИНГ — О СВЕЖЕСОЧИНЕННОЙ «АРИАДНЕ» МОНТЕВЕРДИ

текст: Григорий Кротенко

Сегодня и завтра в театре Сац — удивительное событие: мировая премьера оперы Клаудио Монтеверди, датируемой 1608 годом и считающейся утраченной. «Arianna a la recherché / “Ариадна” — в поисках утраченного» — так называется новая постановка. Григорий Кротенко попытался выяснить, как такое стало возможным, и снова поговорил со знаменитым барочным арфистом Эндрю Лоуренс-Кингом, на сей раз выступающим в качестве дирижера, композитора и постановщика.

— Сравните, пожалуйста, две оперы — «Ариадну» и «Калевалу» (в 2017 году Лоуренс-Кинг написал оперу по мотивам финского эпоса. — Г.К.). Наблюдаете ли вы прогресс в стиле композитора «Монтеверди» (будем называть его так)?

— (Задорно хохочет.) Конечно, есть очевидный географический прогресс: долгий путь на юг! Но я не думаю, что стиль этого композитора развивается в обратную сторону, в семнадцатый век. «Калевала» древнее «Ариадны» — несмотря на то что это новый проект. Что между ними схожего? Оба проекта оттолкнулись от уже существующего материала, который словно приглашает к творческому вкладу, продолжению. Известны текст и напевы традиционной «Калевалы». И моя работа состояла в их переработке в оперу.

Монтеверди ставил «Ариадну» выше всех своих работ на музыкальном театре. Партитура оперы потеряна, и это — трагедия. От всей музыки сохранилась лишь небольшая часть: знаменитое lamento Ариадны. Но до нас дошел целиком текст либретто. Вот тут пролегает еще одна параллель между двумя проектами: в обоих случаях мы имеем прекрасный поэтический текст.

Но музыка требуется и там, и там; это и был мой творческий вклад. Разбирая текст Ринуччини, либреттиста «Ариадны», можно определенно сказать — приложив знания об оперном стиле того времени, — где должен быть речитатив, где соло, ансамбль или ария. Даже больше того — где предписан мажор или минор. Можно угадать и размер — три или два удара в такте.

Я не стал брать уже существующие вещи Монтеверди и впихивать в них другие слова. Отличительной чертой искусства того времени была неразрывная связь текста и музыки. И если мы подставим «неправильные» слова, то музыка перестанет работать, произведение распадется. Что я сделал: я проследил, как Монтеверди озвучивает определенные слова, и из таких малюсеньких кусочков сконструировал музыку. Иногда это была идея, как начать речитатив; иногда из такой мозаики созданы большие музыкальные фрагменты.

— Все-таки это скорее подделка, чем реконструкция?

— По большей части да, подделка.
Но собранная из подлинных частей. Представьте: мы хотим воссоздать средневековый замок. У нас есть руины: фундамент и куча камней. Можно предположить, какой камешек подойдет более-менее в ту или иную часть постройки. Мы, конечно, доподлинно не знаем, куда именно Монтеверди поместил бы каждый камень. В целом все собрано из подлинных материалов XVII века по оригинальному чертежу на уже существующем фундаменте либретто. Но строитель — это я!

http://www.colta.ru/articles/music_classic/16139
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Flyette

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 37
"Историческое исследование и современный эксперимент: "Ариадна" в стиле Монтеверди", автор - Владимир Зисман.

http://www.rewizor.ru/music/special-projects/videt-muzyku/retsenzii/istoricheskoe-issledovanie-i-sovremennyy-eksperiment-ariadna-monteverdi/

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 346
Полистилистика эпохи Ренессанса

450 лет Монтеверди и гастроли Филиппа Херревеге

текст: Кира Немировская

http://m.colta.ru/articles/music_classic/16448
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау