Автор Тема: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист  (Прочитано 209877 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 025
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #750 : Октябрь 28, 2017, 22:45:49 »
Ну что же, мои предположения насчет программы концерта 19 ноября в Мемориальной квартире Рихтера оказались верными. Вот что пишет Ю. Де-Клерк по этому поводу:

...В этом году (цикл "Годы странствий. Франция и Италия") в программе "Галантные празднества" прозвучат ранние фортепианные сюиты К. Дебюсси и "Остров радости", а во втором отделении Петр исполнит "менуэты" М. Равеля и его же музыкальное приношение французской культуре и музыке XVIII века -- "Гробницу Куперена". Билетами на этот концерт надо запасаться заранее, цены разные в зависимости от ряда. Онлайн продажа уже началась, кроме того, билеты можно купить во всех кассах ГМИИ. Более полную информацию смотрите на сайте музея. Концерт Петра Лаула состоится уже в интерьере выставки "Годы странствий", которая откроется 8 ноября. Не проспите замечательный концерт, количество билетов ограничено. Каждая встреча с ПЕТРОМ ЛАУЛОМ - праздник и новое открытие казалось бы хорошо знакомой музыки.
Полностью см.: https://www.facebook.com/profile.php?id=100006081612299&hc_ref=ARTit6fzP0ulSN5fpk3krtuZLSyc3ItTvBTYubnLbl6Kf24xs9f3U0U08HyUBewwBeI


Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 025
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #751 : Октябрь 31, 2017, 15:09:08 »
Ю. Де-Клерк, "хозяйка салона" в Мемориальной квартире С. Рихтера, подробно анонсирует программу концерта П. Лаула 19 ноября:

Программу концерта откроют два шедевра раннего Дебюсси (1862—1918): «Бергамасская сюита» (1899—1905), навеянная стихотворением «Лунный свет» из цикла Поля Верлена «Галантные празднества», и Сюита «Pour le piano» (1901), в которой композитор достигает зыбкого равновесия между импрессионистической звукописью и классической формой. Завершат первое отделение полярные по настроению «Маски» и «Остров радости», написанные в 1904 году. Таинственные и драматичные «Маски» не столько связаны с итальянской комедией dell’arte, сколько с реальным «театром жизни» и трагическими обстоятельствами развода композитора с Лили Тескье. Напротив, ликующий «Остров радости» навеян картиной Ватто «Отплытие на Цитеру» и знаменует счастливое и долгожданное событие: бракосочетание Дебюсси с Эммой Бардак. Если замысел пьесы и был подсказан картиной, то не следует преувеличивать, усматривая в ней иллюстрацию живописи. Сюжет Ватто Дебюсси трактует свободно. Его сочинение — это гимн любви, упоение красотой, она излучает свет и наполнена радостным движением.

Второе отделение посвящено Морису Равелю (1875—1937), в чьем творчестве изначально присутствовали черты неоклассицизма. Композитор самым тщательным образом, подобно ювелиру, отделывал каждую деталь своих произведений, добиваясь совершенства формы.(...)
Морис Равель питал особую слабость к старинным танцевальным жанрам и танцевальности как таковой. «Старинный менуэт» (1895) – первое сочинение, которое Равель счел достойным публикации, впервые он был исполнен Риккардо Виньесом (1898). Маргерит Лонг писала: «Само название “Старинный менуэт” — говорило о его [Равеля] намерении посмеяться над крайне академической аудиторией Национального Общества. <…> Это первое воплощение столь дорогого Равелю союза традиции и новизны, составившего впоследствии великолепную прочную основу его произведений». Включенные в программу концерта опусы: «Павана на смерть инфанты» (1899), «Менуэт на имя “Гайдн”» (1909) и «Прелюдия» (1913) в разной степени демонстрируют сочетание смелых диссонирующих гармоний XX века, полиритмии и ладовой игры с традицией прошлого. Завершит программу «галантных празднеств» сюита «Гробница Куперена» (1914—1917), ставшая последним опусом Равеля для солирующего фортепиано. В работу над этим циклом вмешалась война и в корне изменила его концепцию. Композитор закончил сочинение только в 1917 году и признался в Автобиографии, что «Гробница Куперена» «посвящена в действительности не столько самому Куперену, сколько французской музыке XVIII века».
(...)
Начало в 18:00.

Цена билета: от 600 до 2000 рублей.

Справки по телефонам: (495) 695-83-46, (495) 697-47-05, (495) 697-72-05.

Полностью см.: https://www.facebook.com/events/349241472168741/?acontext=%7B%22ref%22%3A%223%22%2C%22ref_newsfeed_story_type%22%3A%22regular%22%2C%22feed_story_type%22%3A%22361%22%2C%22action_history%22%3A%22null%22%7D

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 025
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #752 : Ноябрь 02, 2017, 23:13:42 »
Теперь уже сам П. Лаул пишет о своей новой программе:

Петр Лаул
6 ч · Санкт-Петербург ·
Красивая программа. Иногда хочется отвлечься от Бетховена и сыграть что-то совсем другое. Хотя и у Равеля с Дебюсси меня больше привлекают "неоклассические" вещи, чем "чисто импрессионистические". А Форлану из "Гробницы Куперена" вообще считаю едва ли не самым замечательным сочинением Равеля. Вот трогает она меня до глубины души.
В СПб играю всё это 14 ноября в МЗФ, потом в Москве в Музее Рихтера 19 ноября. А если кто-то 11 ноября окажется во Владивостоке :), милости прошу в Малый зал филиала Мариинского театра (там же 10-го 1-й концерт Брамса в основном зале).

https://www.facebook.com/peter.laul?hc_ref=ARScTaKFySaH1RNGNqxVhz0PG6xx8kN9t0l1SKhjTzLTTJyFM6X3VqRKo6z_q_hwaRc&fref=nf&pnref=story
Не могу не вставить свои пять копеек.
Форлана - да! Может, не самое замечательное, но самое обворожительное, самое пластичное его сочинение точно!
Мечтаю услышать Концерт Брамса  в Вашем исполнении, Петр. Желаю Вам удачи с ним в Приморском филиале, а потом, по возможности, продвижения на основную сцену КЗ Мариинки!
« Последнее редактирование: Ноябрь 02, 2017, 23:58:17 от lina »

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 148
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #753 : Ноябрь 03, 2017, 09:18:46 »
Форлана - о, да! В юности был без ума от этих терпких гармоний. Сейчас Бетховен намного ближе...Как и Петру, наверное... :)

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 025
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #754 : Ноябрь 06, 2017, 14:00:24 »
Петр Лаул выложил "предварительную" запись той самой Форланы - так она звучит на его домашнем Бехштейне:
https://www.youtube.com/watch?v=1yRiGLKO_2I&feature=share
И прибавил в ФБ про будущие концерты: "Будет примерно так, только доучу немножко, поэтому, наверное, будет лучше. :)"
Да, не зря Петр считает этот инструмент одним из "важнейших своих учителей", звучит завораживающе. См. его пост полностью:
https://www.facebook.com/peter.laul?fref=ts

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 025
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #755 : Ноябрь 11, 2017, 15:29:39 »
Завершились выступления П. Лаула на Приморской сцене Мариинского театра во Владивостоке, где он играл и с оркестром (1-й концерт Брамса), и соло. О том, как это было, дают представление небольшие видео с репетиции:
https://www.facebook.com/peter.laul/videos/pcb.10156024110959551/10156024108014551/?type=3&theater

https://www.facebook.com/peter.laul?fref=ts
Чтобы активировать вторую ссылку, нужно немного пролистать вниз. А у кого не открывается ФБ, поверьте мне на слово, что это такой Брамс, от которого и правда вздрогнешь...
Фото с концерта:
https://www.facebook.com/PrimMariinsky/photos/a.588592291224661.1073741854.371993972884495/1446516548765560/?type=3

Поздравляем Петра с успешным окончанием гастролей и ждем 19-го в Москве!



 

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 025
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #756 : Ноябрь 15, 2017, 14:30:52 »
14 ноября состоялся сольный концерт П. Лаула в МЗФ Петербурга. И один из шедевров Дебюсси прозвучал на бис:
https://www.youtube.com/watch?v=lpKXt2jn5EY&feature=share

Надеюсь, москвичи тоже услышат его в воскресенье в Мемориальной увартире С. Рихтера.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 025
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #757 : Ноябрь 19, 2017, 23:25:06 »
Те москвичи, которые, несмотря на дождь и снег, добрались сегодня до 16 этажа башни на Бронной, были вознаграждены вполне: их ждали тепло и уют рихтеровской гостиной, радушие хозяек и столь же приятная музыка в исполнении Петра Лаула. Мягкость, изящество, непогрешимость вкуса и отточенность каждой фразы – в общем, красота по-французски. Элементарное сравнение, которое приходит в голову, – дегустация изысканных музыкальных блюд и напитков…  Нет, были, конечно, и яркие проявления живого чувства,  и взрывы темперамента, но и они прежде всего были красивы.
Помимо программы, подробно описанной Ю.Де-Клерк (см. посты выше), Петр угостил нас тремя бисами. Первую пьесу, судя по гармонии и фактуре принадлежащую Равелю, я не знаю; затем были исполнены «Кукольный кэк-уок» и «Девушка с волосами цвета льна» Дебюсси.
Спасибо, Петр, за приятный вечер (так ведь называется, вроде бы, один из романсов  Дебюсси)!

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #758 : Ноябрь 19, 2017, 23:55:04 »
Спасибо! Первый бис - тоже Дебюсси, Серенада кукле из Детского уголка.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 025
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #759 : Ноябрь 20, 2017, 00:19:48 »
Первый бис - тоже Дебюсси, Серенада кукле из Детского уголка.
Вот-те раз! А мне показалось, что там типично равелевские гармонии! Да, хотя в 21 веке мы уже понимаем, как сказала Юлия Исааковна, что Дебюсси и Расель - это все же разные композиторы, но различать их... по-прежнему трудно (мне, во всяком случае :().

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 025
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #760 : Ноябрь 21, 2017, 11:59:02 »
Петр Лаул выложил запись трех миниатюр Равеля со своего концерта 19 ноября:

https://www.youtube.com/watch?v=zx1VsV5HpV4&feature=share
 

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 025
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #761 : Декабрь 03, 2017, 15:33:10 »
"Гробница Куперена" Равеля, исполненная П. Лаулом на концерте 19 ноября:

https://www.youtube.com/watch?v=DmfD7Zg021o&feature=share

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 025
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #762 : Декабрь 06, 2017, 22:22:44 »
П. Лаул анонсирует свой концерт 10 декабря в МЗК и дает комментарии к каждой из четырех сонат, играемых в этот вечер:


В это воскресенье в Москве, в МЗК, пройдет последний концерт цикла бетховенских сонат. Странно представить себе, что дальше как-то придется обходиться без них. Как в прошлый раз, публикую здесь текстик, написанный для программы. (Писано в самолете Владивосток - Москва).

Программа сегодняшнего концерта, завершающего наш цикл, состоит из четырех сонат. Две из них, составляющие первое отделение, объединены тональностью ля мажор, однако во всем остальном они относятся к самым разным сферам бетховенского творчества, а во времени их разделяют более 20 лет.
Соната №2 ля мажор, ор.2 №2, написана в 1794-1795 годах и, как все сонаты опуса, посвящена старшему коллеге, другу и учителю, Йозефу Гайдну. В ней и в самом деле слышится гайдновское – более, чем в соседних сонатах. Прежде всего это заметно в энергии, юморе, живости, непредсказуемости событий первой части, изяществе и галантности третьей и четвертой. С другой стороны, в сонате проявляется и мятежный истинно бетховенский дух, что особенно заметно в «хулиганских» акцентах и виртуозности первой части, возвышенной торжественности второй, драматизме центрального эпизода финала. Первая часть открывается яркой, ритмически упругой и разнообразной главной темой. Двухдольный размер создает ощущение стремительности и сжатости развития, повороты мысли увлекательны и полны радостного оживления. После ряда взлетающих виртуозных пассажей, по меткому выражению Антона Рубинштейна, «как бы преследующих друг друга», возникает побочная тема в неожиданном миноре, проникновенная и полная скрытой тревоги, словно звучащая у гобоя на фоне беспокойного тремоло струнных. Доходя до патетической кульминации, она обрывается своего рода вопросом, который после томительной паузы счастливо разрешается ликующим мажором. В дальнейшем часть столь же увлекательно развивается, подобно остросюжетному фильму, и в ней еще много ярких событий и далеко не очевидных продолжений. Вторая часть – одно из самых величественных, узнаваемых и даже эмблематичных высказываний Бетховена в медленной музыке. Само ее название Largo appassionato состоит из двух, казалось бы, противоречащих друг другу слов, и намекает на сложность и парадоксальность ее содержания. Appassionato означает здесь, скорее всего, глубокое, но сдержанное волнение от красоты и величия мыслей, выражаемых музыкой. Очень необычно и напряженно звучит главная тема: на фоне лаконичного и довольно простого хорала выпукло выделяются отрывисто шагающие басы. Возникает впечатление, словно эти басы наэлектризованы и отталкиваются друг от друга. Возможно, здесь есть сходство с квартетной фактурой, а басы могли бы быть гулким и вибрирующим пиццикато виолончели. Сложность в том, чтобы всю эту выразительность перенести в по своей природе гораздо более нейтральное звучание рояля. Кульминацией части является проведение темы на внезапном фортиссимо в миноре – музыка достигает здесь подлинного величия и пафоса, после чего уже совершенно успокаивается, и даже отрывистые басы в конце части уступают место мягкой легатной линии, теряя свою «колкость». Третья часть – первое в бетховенских сонатах скерцо, и почти самое краткое. Построено оно на «завитке» из 5 нот, который с мягким юмором словно выглядывает из самых разных углов в неожиданный момент. Минорное лирическое трио вносит своим простым и безыскусным ритмом контраст с прихотливостью скерцо. Финал – длинное, спокойное рондо, полное изящества, очарования, по-гайдновски богатого орнамента. Эксцентрично лишь самое начало темы: взлетающее через всю клавиатуру арпеджио, падение через две октавы, и невозмутимое продолжение после столь резких «телодвижений» как ни в чем ни бывало. В отличие от второй части, фактура здесь подчеркнуто фортепианная, гладкая, текучая. Резкий контраст вносит бурный центральный эпизод в миноре с чеканным, жестким триольным ритмом, хроматизмами. После него возвращается главная тема, еще более спокойная и богато украшенная пассажами и фиоритурами. И даже краткое возвращение материала эпизода незадолго до конца кажется уже лишь воспоминанием о прошлых тревогах. Завершается часть своего рода галантным поклоном, снова напоминающим о некоторых гайдновских завершениях.

Продолжает программу Соната №28 ля мажор, ор. 101, сочиненная в 1816 году. По общему мнению, она открывает поздний период бетховенского творчества со всеми ему присущими особенностями: многозначностью и философичностью содержания, смелыми экспериментами с формой и звучностями, импровизационностью, интересом к абстрактности, а именно к фуге. Сонате предпослан подзаголовок «соната для молоточкового фортепиано», как и 29-й, поэтому иногда ее называют «малым Хаммерклавиром». По своему содержанию и строению это одна из самых необычных и оригинальных сонат, и ей тоже подошло бы название «Quasi una fantasia”. Первая часть – формально сонатное аллегро, но полностью лишенное контрастов, певучее, созерцательное, представляющее собой, в сущности, бесконечную мелодию. Пожалуй, это одно из самых интимных, личных лирических откровений композитора. Генрих Нейгауз считал, что «ее можно было бы назвать даже поэмой» и называл ее «цветущей музыкой». После затишья первой части вторая врывается резким контрастом – это по-шумановски порывистый, колючий марш, с большим количеством неожиданных и жестко звучащих модуляций, гармонических блужданий, полный живости, энергии, энтузиазма. Он выполняет роль скерцо, но крайне необычного, и как марш он не столько воинствен, сколько фантастичен в гофмановском духе. Можно усмотреть в нем иронию, бурлескность и даже пародийность. На его фоне подчеркнуто мирно, но несколько по-ученому звучит средний раздел, изложенный большей частью каноном (вот тут она и проявляется, тяга Бетховена к полифонии!). Финал начинается медленным минорным вступлением, которое иногда считается отдельной частью. Это глубокое раздумье, полное мрачной таинственности и органных звучностей, приводит к каденции и неожиданному воспоминанию о ласковой и светлой теме первой части. Следует своего рода взрыв радости, и начинается финальное Allegro, по своему характеру и двухдольному движению, как ни странно, сходное с первой частью 2-й сонаты, но с большой примесью «учености». Главные события происходят в разработке. Экспозиция вся наполнена имитациями, канонами, и уже чувствуется, что соната словно «беременна фугой». И в разработке она наступает. Неожиданно главная тема финала возникает в басу в мефистофельски-язвительном минорном характере, и на ней вырастает грандиозное, бурное, дьявольски виртуозное фугато. Здесь мы встречаем первое обращение Бетховена к фуге: он не решается еще выделить для нее целую часть, это произойдет на один опус позже в 5-й виолончельной сонате. Однако по плотности событий фугато едва ли уступает знаменитой фуге из 29-й сонаты, будучи лишь значительно менее протяженным по времени, а по бравурности, мощи развития и зловещему характеру оно предвещает фугато си-минорной сонаты Листа. В момент достижения наивысшего накала в грандиозной кульминации вступает самый низкий бас, который Бетховен употребил до сего момента в фортепианной музыке – ми контроктавы (рояли такого диапазона были еще в новинку, и Бетховен даже специально помечает его в нотах “Contra E”), от него через всю клавиатуру вздымаются пассажи, и главная тема возвращается в ослепительном блеске. В дальнейшем, несмотря на авангардно звучащие квартовые пассажи, напряжение спадает, и в коде фугато словно бы пытается вернуться, но энтузиазма уже нет, и часть заканчивается угасанием, а затем несколькими громовыми аккордами.

В начале второго отделения прозвучит Соната №22 фа мажор ор. 54, написанная в 1803-1804 годах. Как и в паре 23-й и 24-й сонат, за «этапной» 21-й следует загадочная и странная соната в двух частях с неоднозначной репутацией. В данном случае это первая «взрослая» двухчастная соната Бетховена (19-я и 20-я все же относятся к малым сонатам). Лучшие образцы таких диптихов Бетховен даст затем в 27-й и 32-й сонатах. В 22-й много необычного, даже аррогантного, ее своеобразное очарование действует на слушателя не сразу, она скорее воспринимается как умозрительная конструкция. Александр Гольденвейзер писал: «в некоторых эпизодах… преднамеренной жесткостью злого юмора она предваряет стиль некоторых композиторов нашего времени, например Прокофьева, Шостаковича». Первая часть – менуэт (уже очень необычно), несколько старомодный и как будто добродушный поначалу, но с жесткими гармониями и хроматизмами впоследствии. Вместо трио два раза возникает нечто, что исследователь творчества Бетховена Вильгельм Ленц описал так: «лес октав, нагроможденных одни на другие и исключающих всякую мелодическую идею». В сущности, единственным определенным свойством этого фрагмента можно назвать активность, мускульную подвижность; возникает ассоциация с бегом на ходулях. После него дважды возвращается основная тема, все более щедро украшаемая орнаментами и фиоритурами. За счет контраста со средним разделом возвращения темы воспринимаются как некоторое облегчение. Однако в конце части возникает еще одна тема, довольно воинственная, и часть заканчивается далеко не мирно. Вторая часть не приносит большей ясности. Это чрезвычайно странное perpetuum mobile, похожее по характеру на финал 12-й сонаты, но гораздо более угловатое, развернутое и полное всякого рода «дерзостей». Форму его практически не определить. Первый, повторяющийся раздел несуразно мал, второй, также повторяющийся, относительно него почти бесконечно длинен. Создается впечатление скольжения по разным тональностям и регистрам, двигательной активности, как в эпизодах первой части. Сравнительно неторопливый по большей части, финал в конце внезапно «включает другую передачу» и заканчивается довольно лихорадочно. Слушая эту сонату, в очередной раз впечатляешься оригинальностью и неисчерпаемостью бетховенской фантазии – и такое выдумал!

С величайшей робостью приближаюсь я к тому, чтобы написать несколько слов о завершающей концерт и цикл Сонате №32 до минор ор.111, написанной в 1821-1822 годах. Эта во всех смыслах уникальная соната занимает одно из центральных мест во всей мировой музыке, да что говорить, и в истории мирового искусства в целом, а ее толкованиям посвящены многие и многие тома. Одно ее присутствие в конце цикла 32 сонат Бетховена придаёт ему совершенно иной масштаб, вес и смысл. В ней Бетховен заглянул куда-то очень далеко за пределы собственно музыкального искусства. Я не берусь здесь описывать все возможные программы и смыслы этого произведения, скажу лишь немного слов о том, что мне самому слышится в ней, не претендуя на объективность. Должен сказать, что в исполнительском отношении она сложнее всех остальных сонат: если другие, даже 29-ю, выучив и составив некий план, можно играть на сцене, то в 32-й с выучиванием и вынесением на сцену все только начинается, и невозможно предугадать, как она себя поведет, с какой стороны откроется в этот раз. Две части сонаты представляют собой противоположность во всех отношениях, начиная от тонального (до-минор – до мажор, «от мрака к свету», «смерть и просветление»). Первая часть открывается прологом в характере траурного марша. Мне представляется довольно очевидным, что здесь речь идет о смерти героя сонаты. В отличие от вступления к 8-й сонате, тут все гораздо страшнее с самого начала, соната начинается не с до-минорного трезвучия, а с вздыбленных уменьшенных септаккордов. Трагедия уже свершилась. Пролог выполняет роль эпилога, поставленного в начало произведения. Аллегро же символизирует земную жизнь героя, полную героических свершений, яростной борьбы, страданий. Тема его построена на древнем мотиве креста, как многие темы Баха, а также тема Kyrie eleison из Реквиема Моцарта, которой она наследует наиболее заметно. Тема выглядит идеальным материалом для фуги, но в этой сонате Бетховен почти не пользуется полифоническими приемами. Поступательное и грозное развитие темы сменяется коротким просветлением побочной, которая выделяется и свободным темпом, своего рода выписанным рубато. Кроме того, проводится она в высочайшем регистре, предвещая взлеты второй части. В разработке Бетховен отдает дань контрапункту, впрочем, в этой сонате сравнительно мимолетно. В коде тема скандируется чеканными аккордами, символизируя гибель героя, а затем наступает просветленное затишье. Через 10 лет Шопен в своем 12-м этюде почти повторит это завершение, но снабдит его победным пассажем, а первая часть 32-й словно растворяется в воздухе. Вторая часть, Ариетта, написанная на подчеркнуто статичную, аскетичную тему, явно символизирует взгляд в вечность, иной мир. Хотя в своей первой половине часть развивается как вполне обычные вариации. Конечно, Бетховен виртуозно ускоряет ритм каждой вариации, доходя до эйфорической, стремительной третьей – это вполне земная эмоция ликования. В четвертой вариации тема размывается, распадается на отдельные звуки на фоне неясного гула басов, сменяясь «звездной пылью» в верхнем регистре. После этой вариации кажется, что дело идет к завершению, и если бы Бетховен поставил здесь точку, то можно было бы писать третью часть, а Ариетта осталась бы хоть и замечательным, но в целом обычным примером бетховенских вариаций. Однако тут и начинаются самые главные события, происходит прорыв в неизведанное: музыка расцветает бесконечными трелями, а голоса расходятся в крайние регистры, и впервые мы покидаем тональность до мажор, чтобы отправиться в какое-то другое измерение. Об этом удивительном моменте музыки сказано немало, многие видят здесь «встречу с божеством». Генрих Нейгауз пишет: «как будто я поднялся на такую высоту, выше стратосферы, что видна вся земля подо мною, видно, что она круглая; так, как ее видят космонавты». После трагических блужданий по минорным тональностям тема возвращается в до мажор и проводится полностью в последний раз с поистине религиозным экстазом, словно обретая бессмертие. Последняя страница – своего рода вознесение темы на небеса, тема еще раз звучит на мерцающем трельном фоне и истаивает в верхнем регистре. Бетховен раздвинул здесь рамки традиционной медленной части и написал первый настоящий малеровский «финал-прощание». В «Докторе Фаустусе» Томаса Манна на этот счет сказано: «Случилось так, что соната в этой непомерно разросшейся части пришла к концу, к расставанию навеки. Говоря «соната», он (персонаж романа Вендель Кречмар) имеет в виду не только эту сонату в до-минор, но сонату вообще, сонату как традиционную музыкальную форму. Сама соната как жанр здесь кончается, подводится к концу: она исполнила своё предназначение, достигла своей цели, дальше пути нет, и она растворяется, преодолевает себя как форму, прощается с миром! Прощальный кивок мотива ре-соль-соль мелодически умиротворён проникновенным до-диезом — это прощанье, и в таком, особом смысле прощанье с сонатой, не уступающее по величию ей самой».

После 32-й Бетховен прожил еще 5 лет, написал порядка 30 опусов, но больше никогда не писал сонат. Видимо, он слишком хорошо понимал, что продолжить этот цикл было невозможно: он и так выразил в этом жанре все, и даже несколько более того, что под силу смертному человеку.

https://www.facebook.com/peter.laul?fref=ts


Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #763 : Декабрь 11, 2017, 19:36:20 »
Бетховен. Соната №32, МЗК Москва 10.12.2017

https://www.youtube.com/watch?v=O9b86XtSrTY

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 025
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #764 : Декабрь 11, 2017, 21:16:35 »
Большое спасибо за эту запись, Пётр! К сожалению, не смогла побывать на вчерашнем Вашем концерте, поэтому запись 32-й сонаты особенно ценна для меня. Пока что из бетховенского цикла 2015 года видео было только тартуское. Любопытно будет сравнить.
Хотелось бы, конечно, и 28-ю послушать... Но это уж как Вы распорядитесь.

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #765 : Декабрь 11, 2017, 21:50:09 »
Будет и 28-я, как загрузится. Медленный это процесс...
Пока 22-я:
https://youtu.be/t4WeFOhcm5I

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 025
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #766 : Декабрь 11, 2017, 22:18:15 »
Отлично, спасибо, Пётр!
Но тут возник вопрос на другую тему: в ФБ я прочла, что Вы собираетесь исполнить все 5 концертов Бетховена в один день. Это не ошибка? Столько даже Березовский не играл: за один вечер он исполнил 2-4 концерты.

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #767 : Декабрь 11, 2017, 22:28:17 »
Березовский так все-таки делал, насколько мне известно.
Да, это будет в МАМТе на малой сцене 7 июня. Придумал такое не я, а маэстро Феликс Коробов. :)

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 025
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #768 : Декабрь 11, 2017, 23:00:42 »
Да, я тут погуглила и нашла не только Березовского (вроде 2009 г.), но и Володина (2014 г.). так что  третьим будете... :D
И все же это что-то запредельное - ведь даже для слушателей не так-то просто столько музыки "освоить", а как же для солиста?? Даже у фортепианного "тяжеловеса" усталость не может не сказаться к 4-5 концерту, а они ведь самые лучшие... Нет, мне этого не понять...

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #769 : Декабрь 11, 2017, 23:08:11 »
Знаете, концерты все-таки физически гораздо легче играть, чем сонаты. Там и тутти есть, и вообще ответственность делится. А вот выслушать - тут и я пока что не уверен... Постараюсь играть нескучно! :)

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 025
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #770 : Декабрь 11, 2017, 23:20:35 »
Ну, насчет публики можете не беспокоиться: выкуш выслушаем, и с большим удовольствием :D (Это я уж больше для красного словца, в "теоретическом" скорее плане засомневалась.) Уж  Бетховена-то обязательно воспримем - это же до сих пор, имхо, хлеб наш (духовный) насущный...

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426