Автор Тема: Евстигней Фомин (1761 - 1800) - русский Моцарт  (Прочитано 9464 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809


РУССКИЙ МОЦАРТ
Весной 1800 года в Петербурге скончался выдающийся российский композитор Евстигней Ипатьевич Фомин. Фомин был крупнейшей фигурой в русской музыкальной культуре 18 века, и его с полным основанием можно назвать "русским Моцартом". Вместе с тем, имя этого композитора мало что говорит рядовому человеку, и его сочинения исполняются крайне редко. К сожалению, такова судьба многих отечественных талантов - в эпоху великих императриц все преклонялись перед иностранными музыкантами, композиторами, певцами - это было время торжества "итальянщины". Ну а свои, российские самородки, были вынуждены прилагать максимум усилий лишь для того, чтобы выжить, почти не было меценатов, которые бы поддержали их при жизни, и уж тем более никто не заботился о сохранении их творческого наследия после смерти…
В этом плане жизненный путь Евстигнея Фомина был достаточно типичен: блестящие успехи в детстве и в юношеские годы, обучение в Италии, триумф за рубежом, но затем - возвращение на Родину, где композитор много лет оставался без постоянной работы, отсутствие свободы творчества и смерть в 38 лет. А затем - полное забвение…
Лишь с шестидесятых годов двадцатого века силами отдельных энтузиастов музыка Фомина стала возвращаться к слушателям. Многие его сочинения не сохранились, но те несколько опер, которые дошли до нас, позволяют говорить о Фомине как о крупнейшем российском композиторе 18 века. Его "Ямщики на подставе" - единственная в истории музыки опера, полностью основанная на русских народных мелодиях, при этом выстроенная и аранжированная в соответствии с канонами оперы моцартовской эпохи. Комическую оперу "Американцы", написанную в содружестве с И.А.Крыловым, отличают яркость характеристик, изящество вокального стиля, мастерство построения ансамблевых сцен, тонкая оркестровка. Но вершинным произведением Фомина, безусловно, явилась "драма на музыке" "Орфей и Эвридика". Что характерно, эта незабываемая трагическая музыка писалась Фоминым тогда же, когда Моцарт работал над своим "Реквиемом".
* * *
Евстигней Ипатьевич Фомин родился 16 августа 1761 г. в Санкт-Петербурге, в семье солдата - канонира Тобольского пехотного полка. Евстигней проявил несомненный музыкальный дар, ещё будучи маленьким мальчиком, и в шесть лет был направлен на учёбу в музыкальный класс Академии художеств. Там он учился у известного композитора Германа Раупаха (который, кстати, был другом семьи Моцартов и оказал определённое влияние на юного Вольфганга Амадея). Говорят, перед Фоминым открывалась блестящая карьера архитектора, у него были талант живописца, но музыка всегда оставалась его главной страстью. Закончив Академию с отличием, Фомин "за превосходные успехи в музыке" даже был награждён денежной премией: "другим не в образец, вместо золотой медали пятьдесят рублев", - хотя по уставу Академии таковых премий не полагалось.
В 1782 г. Фомина для продолжения музыкального образования отправили в Италию, в Болонью. Более престижной командировки было невозможно придумать: в те времена Италия почиталась как центр музыкальной культуры, как "родина" музыки. В Болонье тогда жил и работал падре Джамбаттиста Мартини - пожалуй, наиболее прославленный теоретик музыки и педагог 18 века. Когда с ним познакомился Фомин, падре был уже совсем болен и стар, он почти не ходил. Тем не менее, Мартини дал молодому композитору из России несколько ценных уроков, подобных тем, которые он преподал ранее юному Моцарту. А главным учителем Фомина в Италии стал ученик падре Мартини Станислао Маттеи.
К сожалению, подробности пребывания Фомина в Италии нам неизвестны, равно как и его сочинения, созданные в то время. Однако неоспорим тот факт, что в Италии Фомин пережил свой звёздный час - его талант получил очень высокую оценку не только у простой публики, но и у коллег - профессиональных музыкантов. Свидетельством этого явилось избрание Фомина в члены престижнейшей Болонской филармонической Академии. Многие известные композиторы могли только мечтать о подобной чести. А Евстигней Фомин стал академиком 22 ноября 1785 г., причём это решение было вынесено "всеми господами академиками" путём тайного голосования. Все шары оказались белыми - ни одного голоса не было подано против. И опять мы находим аналогию с биографией Моцарта, который тоже был принят в члены Болонской Академии несколькими годами ранее. А из российских композиторов такой чести после Фомина не удостаивался никто - кроме П.И.Чайковского более столетия спустя.
В 1786 г. Фомин вернулся в Россию и был поначалу благосклонно принят при дворе. Ему поручили сочинить музыку оперы-балета "Новгородский богатырь Боеславич" - на либретто самой императрицы! Но тут колесо Фортуны резко повернулось в другую сторону. Что именно произошло после того, как музыка Фомина была представлена Екатерине II, мы не знаем. То ли императрицу возмутило, как вольно композитор обошёлся с её текстом, вырезав из либретто целый ряд сцен и заменив их балетными вставками и массовыми народными сценами, то ли Екатерине не понравилось использование Фоминым "грубых", "мужицких" мелодий, что звучало непривычно для уха после помпезных сочинений придворных композиторов из Италии… Как бы то ни было, Фомин оказался в опале. Премьера оперы состоялась, но прошла крайне незаметно - в периодической печати не появилось ровно никаких откликов. Даже ноты "Боеславича" исчезли и ныне лишь частично восстановлены.
Таким образом, по возвращении на Родину композитора не ждал триумф. Вместо этого ему пришлось добывать себе на пропитание работой аккомпаниатора и педагога. Вплоть до самой смерти Екатерины Фомин не смог получить никакой постоянной должности. Лишь в 1797 г. он был принят в Петербургскую театральную дирекцию "к должности российской труппы, с тем, чтобы выучивать ему актёров и актрис из новых опер партии и проходить старые; також что потребно будет переменять в музыке; сверх сего должен он учить пению учеников и учениц в школах, и ходить на дом к оперистам кто имеет клавикорты, а которые не имеют оных, то для тех быть в пробном зале в назначенные к тому дни от режиссёра и на всех пробах оперных; також в случае надобности аккомпанировать в оркестре французские и итальянские оперы…".
Однако именно годы монаршей неблагосклонности явились для Фомина периодом максимального творческого расцвета. С 1787 по 1800 г. (год смерти композитора) им был написан по крайней мере десяток опер, поражающих разнообразием тем и сюжетов. Среди его сочинений этой поры - и народно-бытовые оперы песенного склада (такие, как "Ямщики на подставе", "Вечеринки, или Гадай, гадай, девица", "Колдун, ворожея и сваха"), и опера-пастораль "Клоринда и Милон", и изящная комическая опера "Американцы", и трагическая мелодрама "Орфей", и торжественные хоры к трагедии Озерова "Ярополк и Олег", и игривая опера на античный сюжт "Золотое яблоко"… В эти годы Евстигней Фомин не только находит применение своему дарованию в творчестве, но и завязывает целый ряд интереснейших и плодотворных знакомств: с Николаем Львовым, многогранным мастером в разных видах искусств и общественным деятелем, который написал текст к "Ямщикам на подставе", с Гаврилой Державиным, активно поддерживавшим композитора и хлопотавшим о постановке его опер, с Иваном Крыловым, который был не только баснописцем, но и автором либретто к нескольким операм, с Яковым Княжниным, выдающимся драматургом, в содружестве с которым была создана мелодрама "Орфей".
Как это часто бывает, чем талантливее мастер, тем больше непонимания он встречает у сильных мира сего. Так было и с Фоминым. Из-за инцидента с "Новгородским богатырём" или по другой причине, ни одно из произведений этого композитора не имело счастливой судьбы. Большинство его сочинений либо не сохранилось вовсе, либо дошло в разрозненных фрагментах и оркестровых голосах. Лишь три оригинальных сочинения Фомина известны нам полностью: это "Ямщики на подставе" (1787), "Американцы" (1788) и "Орфей" (1792). Но ни одна из этих работ не была поставлена так, как задумывал автор.
"Ямщики", очевидно, задумывались как подношение императрице, призванное вернуть её благосклонность к композитору. Сюжет этой небольшой оперы довольно незамысловат: на подставе ямщики ожидают уникального события - скоро здесь должна проехать сама императрица, и к её приезду должны быть подготовлены лучшие лошади, и вообще все тщательно готовятся. Попутно между ямщиками проходит выяснение отношений. И вот наконец появляется процессия императрицы - и опера заканчивается торжественным хором, славящим её величество. Однако опера так и не была представлена Екатерине II. Возможно, кому-то это сочинение показалось весьма "сомнительным": хотя опера и посвящена августейшей особе, но действующими лицами в ней почему-то являются обыкновенные мужики. Более того, "Ямщики на подставе" целиком основаны на народных песнях (в этом, кстати, и заключена уникальность оперы - никогда больше русские композиторы не ставили подобных опытов). Это смелое начинание тоже могло прийтись не по вкусу утончённым царедворцам…
Комической опере "Американцы" на либретто Ивана Крылова, казалось бы, не могли грозить никакие препоны со стороны цензуры: в ней рассказывается о далёком Новом Свете в период покорения индейских земель испанскими конкистадорами. Хотя между испанцами и индейцами идёт война, это не помешало испанскому гранду и его слуге влюбиться в сестёр "начальника индейцев", а самому вождю - в сестру испанского гранда. Опера полна всяких смешных перипетий и заканчивается всеобщим примирением, три счастливых пары отправляются вместе в Европу. Однако Крылов не был бы Крыловым, если бы написал сугубо юмористическое, "беззубое" сочинение, лишённое каких-либо сатирических мотивов. Противопоставление жестоким и алчным завоевателям простосердечных туземцев, борющихся за свою свободу, не могло понравиться цензуре. Ведь шёл период реакции, когда после восстания Пугачёва слова "свобода", "вольность" и им подобные строго запрещались. А образ слуги гранда, плутоватого Фолета, речь которого полна критическими суждениями и недвусмысленными намёками на российскую действительность, не мог понравиться тем более. В итоге, поскольку Крылов не согласился ни на какие изменения в тексте, опера оказалась под запретом. Лишь 12 лет спустя, в год смерти Фомина, опера увидела свет - и то с либретто, "исправленным" рукой второстепенного литератора А.Клушина. Кстати, музыковеды отмечают, что образы Фолета и влюблённой в него простодушной дикарки Сореты вызывают непосредственные ассоциации с Лепорелло и Церлиной, персонажами из моцартовского "Дон Жуана", а в больших ариях Фолета даже заметно прямое интонационное сходство с приёмами, которые применял в своих комических ариях Моцарт. Опять же, "Американцы" Фомина писались практически одновременно с "Дон Жуаном" Моцарта…
Своё лучшее произведение, трагедию "Орфей", Фомин написал в жанре мелодрамы - в 18 веке так называли драматическое представление, в котором литературный текст произносился актёрами в сопровождении оркестровой музыки. Классический миф об Орфее, спускающемся в подземное царство был чрезвычайно популярен - он послужил основой многих десятков опер и балетов. Но драматург Яков Княжнин по-новому осмыслил этот сюжет. Если в подавляющем большинстве либретто Орфей благополучно выводит свою возлюбленную из царства мёртвых, то Княжнин вернулся к первоначальному, трагическому исходу: Орфей, не выполнив условия Аида, оборачивается, чтобы увидеть Эвридику, ещё не выйдя на дневной свет. В итоге он теряет её навеки. Более того, Орфей Княжнина бросает вызов неумолимой судьбе и решает навсегда остаться у врат Аида - "богов жестокость проклинать, и жизнию себя карать"! Этот текст дал возможность Фомину проявить все свои лучшие качества как композитора-трагика. Увертюра к "Орфею", в которой на контрастах представлены все основные образы произведения - первый замечательный пример драматического симфонизма в русской музыке. Среди других музыкальных номеров в мелодраме - мрачные, леденящие душу "хоры фурий"; лирическая, светлая пьеса с солирующим кларнетом, изображающая божественно-прекрасное искусство Орфея, которое трогает сердце подземного бога; и венчающая всю трагедию "Пляска фурий" - стремительная, мятежная, неистовая музыка, символизирующая роковые, тёмные, стихийные силы. По словам автора предисловия к собранию сочинений Княжнина (1817 г.), мелодрама "Орфей" "несколько раз была представлена на театре и заслужила большую похвалу. Г-н Дмитревский в роли Орфея короновал её своею чрезвычайною игрою. В мелодраме сей сперва была музыка Торелли, а после нашего русского г. Фомина, бывшего долго в чужих краях, который превосходным талантом своим помрачил прежнюю музыку совершенно и хотя, ко всеобщему нашему сожалению, окончил течение дней своих, но в "Орфее" оставил незабвенную по себе память". Однако и у "Орфея" судьба была не очень простой. При постановке мелодрамы на сцене Шереметевского театра в Останкино было решено, что пьесе необходим счастливый конец, и кто-то дописал благополучный финал, в котором Эвридика возвращается к Орфею. Этим был нарушен весь замысел драматурга, и тем более странно выглядел "хэппи-энд" на фоне тревожной, мрачной музыки Фомина. Неудивительно, что в таком виде пьеса прошла всего несколько раз, а потом была вовсе изъята из репертуара…
Итак, Евстигней Фомин ушёл из жизни в 1800 году, в возрасте 38 лет. Его безвременная кончина в обществе оказалась практически незамеченной. Лишь многие годы спустя его имя всплывёт вновь, обрастая легендами, и лишь в наше время его музыка снова находит своего слушателя.

Информация взята          http://www.intoclassics.net/news/2008-12-27-2461

Так же по этой сылки можно скачать следующие произведения:
«Ямщики на подставе, или Игрище невзначай» (1786).
Опера в одном действии. Либретто Николая Львова.
Солисты и Ленинградская государственная академическая капелла имени М. И. Глинки.
Оркестр театра оперы и балета Ленинградской гос. консерватории.
Дирижёр Владислав Чернушенко.

Мелодрама «Орфей»
Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.
Дирижёр Александр Дмитриев.

Комическая опера «Американцы»
Л.Ковалева, Л.Сергиенко, Л.Нам, Л.Кузнецов, В.Верестников, Г.Селезнев; оркестр ГАБТ, дир. В.Андропов. Запись 1988 г.
http://intoclassics.net/news/2009-11-05-10604

Кстати, к опере "Американцы" либретто написал известный баснописец Иван Крылов.


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Евстигней Фомин (1761 - 1800) - русский Моцарт
« Ответ #1 : Октябрь 23, 2010, 02:28:20 »
:)) Насчёт "русского Моцарта" - это, пожалуй, слишком сильно сказано !
У нас не было "своего Моцарта" ! Эволюция мировых муз. стилей уже ушла вперёд, к сожалению, на том этапе практически не зацепив Россию. Как и "русского Россини" у нас не было, и "русского Доницетти" - тоже.
Зато у нас есть "русский Беллини" - это Глинка ! У нас есть "русский Пуччини" - это Римский-Корсаков.
Именовать Чайковского "русским Верди" как-то язык не поворачивается, потому что он был значительно более многогранен, чем Верди, и намного более симфоничен во всех жанрах, но всё же кроме него на этот титул никто из наших авторов претендовать не может.
Вагнер тоже почти не зацепил русскую почву в том плане, чтобы его с кем-то сравнивать на предмет поиска "русского Вагнера", хотя вагнеровские влияния можно отметить у всех, включая Чайковского.
Мусоргский был чрезвычайно оригинален: пожалуй, за рубежом у него современных ему аналогий не было, как и он сам не породил за рубежом аналогов.
Шостаковича в "Носе " можно считать "русским Бергом", а Прокофьева ....
Впрочем, я увлёкся и всё это, в общем-то, ерунда ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Евстигней Фомин (1761 - 1800) - русский Моцарт
« Ответ #2 : Октябрь 23, 2010, 07:26:59 »
Ну про русского Моцарта - это не я придумал. Так что...
Вы вообще правы, в каждом сказанном слове. А у Римского - Корсакова чувствуется влияние Вагнера и в выборе сюжетов для своих опер.
А Вагнер нас зацепил. Почти каждый композитор взял на вооружение что то от Вагнера.
А Вы не слушали музыку Фомина?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Евстигней Фомин (1761 - 1800) - русский Моцарт
« Ответ #3 : Октябрь 23, 2010, 13:55:24 »
Ну про русского Моцарта - это не я придумал. Так что...

Так я же не в ваш адрес шпильку пустил ! :) Конечно, нашим исследователям приятно было бы указать среди отечественных авторов фигуру, равную Моцарту, но на национальном материале, но согласитесь, таковой всё же не было в нашей муз. истории.

А Вы не слушали музыку Фомина?

Конечно, слушал.
Я очень рад, что вы напомнили об этом полузабытом авторе. В самый раз переслушать хотя бы "Американцев", а заодно и обсудить немножко стиль этой вещи, в т.ч. и на предмет сравнения с Моцартом.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Евстигней Фомин (1761 - 1800) - русский Моцарт
« Ответ #4 : Октябрь 23, 2010, 18:25:17 »
Да, фигуры равной Моцарту у нас не было. Но у нас есть другие гении, которых ни с кем не сравнишь. Фомин к таким не относится. Но Евстигней Ипатьевич создал хорошую базу для создания русской национальной музыки. Это композитор до глинковской эпохи, что представляет особый интерес. Многие произведения того периода практически не исполняются. А ведь по этим произведениям можно сделать огромный вывод о культурной жизни России, и какая культурная база была до Глинки.
Я не давно послушал Орфея. Очень красивая музыка. Получил большое наслаждение. Действительно можно сравнить с Реквиемом Моцарта, как это сделали не которые люди.
"Ямщики на подставе" я слушал совсем не давно. С русским народным материалом он конечно обошелся не аккуратно... переработал его в итальянском стиле. Могу обо всем это рассказать более подробно.
"Американцев" я послушаю на днях.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Евстигней Фомин (1761 - 1800) - русский Моцарт
« Ответ #5 : Октябрь 23, 2010, 20:06:49 »
А вот клавир оперы Американцы

http://imslp.org/wiki/The_Americans_%28Fomin,_Yevstigney_Ipat%27yevich%29

Мне показалось интересным, что на 2 странице клавира имеется печать библиотеки университета Гарварда.  :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Евстигней Фомин (1761 - 1800) - русский Моцарт
« Ответ #6 : Октябрь 23, 2010, 22:31:01 »
Мне показалось интересным, что на 2 странице клавира имеется печать библиотеки университета Гарварда.  :)

:)) Это вполне логично, если учесть название оперы.
Предположим, если бы была написана опера "Русские", то она тоже, наверное, была бы приобретена нашей центральной библиотекой и имела бы соответствующий штамп ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Евстигней Фомин (1761 - 1800) - русский Моцарт
« Ответ #7 : Октябрь 23, 2010, 22:47:20 »
Я только что дослушал оперу Е.И.Фомина "Американцы". Сейчас попробую вкратце высказать свое мнение.
Эта опера с самого начала настроила меня на положительные эмоции. Все таки либретто писал не кто - нибудь, а сам Иван Крылов! Да и музыку сочинил человек музыкально - одаренный, чей талант высоко оценивали в Италии. На Родине к сожалению Евстигней Фомин должного признания не получил, как при жизни, так и после.
Итак, либретто оперы действительно очень хорошо. В не которых местах я улыбался и даже пару раз из моих уст вылетели смешки. Все таки опера комическая. Вот только что не понравилось, так это постоянное повторение, слов, фраз и даже целых предложений. Но в то время это было нормальной практикой, так что простим это авторам. Кстати, крыловская сатира здесь так же хорошо чувствуется.
Насчет музыки. Она прекрасна и очаровательна. И действительно не которое сходство с Моцартом есть. Не зря все таки Фомина назвали русским Моцартом. Музыка очень жизнеутверждающая и легкая по фактуре. Эта музыка заставляет забыть о жизненных проблемах, заставляет попасть в мир, царящий в этом произведении. Хоть ничего испанского, не говоря уже о американском здесь не пахнет. По стилю, музыка абсолютна итальянская.
Исполнение оперы на высоте. Не каждая запись известной оперы похвастается таким исполнением. Кстати, прекрасен Джигарханян, исполнявший разговорные диалоги.
Я считаю, что эта опера обязательна должна присутствовать в репертуаре русских оперных театров. Она достойна этого. или я не прав?   
« Последнее редактирование: Октябрь 24, 2010, 23:34:32 от Cesar »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Евстигней Фомин (1761 - 1800) - русский Моцарт
« Ответ #8 : Октябрь 23, 2010, 23:04:16 »
музыку сочинил человек музыкально - одаренный, чей талант высоко оценивали в Италии. На Родине к сожалению Естигней Фомин должного признания не получил, как при жизни, так и после

Я почему-то устыдился ! :)))))
И тем не менее любопытно, поинтересовался ли кто-нибудь ещё из наших посетителей, что за оперу написал Фомин ? Я имею в виду "Американцев", хотя исследователи гораздо больше восхваляют "Орфея".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Евстигней Фомин (1761 - 1800) - русский Моцарт
« Ответ #9 : Октябрь 23, 2010, 23:06:44 »
музыку сочинил человек музыкально - одаренный, чей талант высоко оценивали в Италии. На Родине к сожалению Естигней Фомин должного признания не получил, как при жизни, так и после

Я почему-то устыдился ! :)))))
И тем не менее любопытно, поинтересовался ли кто-нибудь ещё из наших посетителей, что за оперу написал Фомин ? Я имею в виду "Американцев", хотя исследователи гораздо больше восхваляют "Орфея".
А почему Вы устыдились?

 

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Евстигней Фомин (1761 - 1800) - русский Моцарт
« Ответ #10 : Октябрь 23, 2010, 23:08:09 »
А почему Вы устыдились?

Прикинул на себя непризнание его ! :)
Шучу. От меня мало что зависит.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Евстигней Фомин (1761 - 1800) - русский Моцарт
« Ответ #11 : Октябрь 23, 2010, 23:10:43 »
А почему Вы устыдились?

Прикинул на себя непризнание его ! :)
Шучу. От меня мало что зависит.
И от меня тоже :) К сожалению

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 361
Re: Евстигней Фомин (1761 - 1800) - русский Моцарт
« Ответ #12 : Декабрь 07, 2017, 13:27:49 »
"Орфей" в Камерном зале Московской филармонии: http://meloman.ru/concert/fomin/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау