Автор Тема: Николай Карлович Метнер (1880-1951), выдающийся русский композитор  (Прочитано 12764 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Уважаемая Тифарет, громное спасибо за очень любопытное интервью! Мне очень близки слова Березовского о Метнере - услышав раз, невозможно уже выйти из этих чар. Очень-очень жаль, что исполняются его произведения достаточно редко, я, например, стараюсь не пропустить ни одного концерта, где звучит музыка Метнера, но за этот сезон таких концертов мне удалось найти только 2 - в начале сентября в Рахманиновском зале с метнеровской програмой выступала Екатерина Державина, а в октябре на одном из дневных концертов в Пушкинском музее несколько вещей включил в свою программу Вадим Холоденко. Поэтому Метнер-фестиваль стал настоящим подарком и хочется пожелать этому проекту долгой и счастливой жизни! К стати, на нашем форуме раздела о Николае Метнере тоже нет.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Ренне
Цитировать
К стати, на нашем форуме раздела о Николае Метнере тоже нет.

 зато я рассказывала о большом событии -исполнении всех 14-ти сонат Метнера  в МГК силами студентов кафедры спец. фортепиано, руководимой Михаилом Воскресенским http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1964.msg22471#msg22471.
Между прочим, Юрий Фаворин великолепно исполняет грандиозную метнеровскую  сонату e-moll, op. 25 № 2.
 Помню, что на том концерте говорилось о планах консерватории выпустить диски со всеми сонатами Метнера. Не знаю, удалось ли это осуществить.
Между прочим, никто из тех, кто побывал на Метнер-фестивале, не рассказал нам, что же  исполнялось на этих концертах, я нашла  информацию  только об исполнителях  ???
P.S. Сергей Кузнецов время от времени на своих концертах тоже исполняет Метнера (правда, в осовном на бис)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 770
Цитировать
Между прочим, никто из тех, кто побывал на Метнер-фестивале, не рассказал нам, что же  исполнялось на этих концертах, я нашла  информацию  только об исполнителях  ???
Я была все три дня, и программка имеется, но все не хватает времени ее выложить... Если никто меня не опередит (чему я была бы очень рада  ;)), я постараюсь через несколько дней выложить.
А также поделиться своими - довольно разными - впечатлениями...

Между прочим, Юрий Фаворин великолепно исполняет грандиозную метнеровскую  сонату e-moll, op. 25 № 2.
Я как раз об этом думала, когда слушала ББ, игравшего эту сонату во второй день фестиваля... по нотам!.. При всем обаянии пианиста и виртуозности его исполнения :) хотелось чего-то большего - особенно в этой сонате!!.. Почему было бы не пригласить Юру или кого-то еще из молодых (хотя, по моему мнению, никто лучше Фаворина эту сонату не играет!.. :))?..  ??? Складывается впечатление, что даже в пределах МК музыканты разных поколений не особенно хорошо знают, кто чем занимается и кто на что способен!..  :-\ Может, и свой формат Метнер-фестиваль без особых затруднений бы существенно увеличил, выйдя за пределы довольно узкой группы его постоянных организаторов и исполнителей... 

Цитировать
Помню, что на том концерте говорилось о планах консерватории выпустить диски со всеми сонатами Метнера. Не знаю, удалось ли это осуществить.
Насколько мне известно, не удалось  :(
« Последнее редактирование: Январь 12, 2011, 22:34:22 от Sonik »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Кстати, на нашем форуме раздела о Николае Метнере тоже нет.

Уже появился, как видите ! :)

Мне очень близки слова Березовского о Метнере - услышав раз, невозможно уже выйти из этих чар. Очень-очень жаль, что исполняются его произведения достаточно редко, я, например, стараюсь не пропустить ни одного концерта, где звучит музыка Метнера, но за этот сезон таких концертов мне удалось найти только 2
...
Метнер-фестиваль стал настоящим подарком и хочется пожелать этому проекту долгой и счастливой жизни!

Понимаете, какая вещь: на всех метнеровских фестивалях – и фестиваль Березовского в ЭТОМ плане тоже не исключение - исполняются одни и те же отобранные и отфильтрованные самой концертной жизнью произведения Метнера, которые можно послушать. Я был на предыдущем фестивале с участием Березовского и убедился в этом на все 100% : там прозвучали лишь те вещи, которые так или иначе давно уже исполняются и даже, можно сказать, "на слуху". Ни одной незнакомой вещи тогда не было, всё было давно известно. Это несколько ф-п сонат, Квинтет, камерные ансамбли, избранные романсы, Соната-вокализ, Сюита-вокализ, кое-какие ф-п Новеллы, Сказки, разные пьесы  – всё это давно уже освоено. Я даже больше скажу: за пределы этого круга лучше не выходить, ибо у Метнера имеется громадное количество "серых" сочинений, которые и слушать-то не захочется: множество безликих романсов и песен с вымученным тематизмом и надуманными гармоническими ходами, невыразительные ф-п произведения. Зато, конечно, ф-п Концерты Метнера очень хороши и общепризнанны, его ф-п Квинтет великолепен, среди его ф-п сонат имеются выдающиеся (например, g-moll, e-moll, "Соната-воспоминание", Сонатная триада и др.), среди его пушкинских романсов есть гениальные (например, "Зимний вечер", "Мечтателю"), но дело всё в том, что всё это давно всем известно и под расхожую категорию "неизвестный Метнер" никак не подпадает ! И все мысли исполнителей, которые прикасаются к творчеству Метнера, вращаются как раз вокруг да около этих сочинений, никогда не минуя их (иначе в концерте будет одна только серость).
Конечно, можно все удачи Метнера перечислить, но надо ли это делать, если удач не так уж много и все они давным-давно известны ? Это композитор явно второплановый, его не сравнить даже с Глазуновым и Лядовым. По крайней мере сравнения со Скрябиным и Рахманиновым он уж точно не выдерживает. Так что играют и поют одно и то же, а когда выходят за пределы этого наезженного круга – так сразу интерес уходит. Я думаю, это следствие объективных качеств творчества Метнера, среди которого подлинных и общепризнанных удач не так уж много. И это тоже вполне объективно, поэтому все "фестивали" его имени обречены на повторение одних и тех же произведений ! :)) Я думаю, фестивали эти не имеют большой перспективы и скоро выдохнутся из-за недостатка яркого музыкального материала.
А вот что действительно важно было бы сделать, так это записать ВСЁ творчество Метнера ПОЛНОСТЬЮ: не только ф-п пьесы, сонаты и концерты, но и тотально все вокальные сочинения (более 100 !) и все камерные ансамбли. Я думаю, тогда и фестиваль не понадобился бы, ибо все и так бы увидели, что дополнительно послушать у него особо нечего, а то, что действительно ярко и слушать хочется, давно уже сыграно, спето и записано.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вот тут биография и неплохой список сочинений Метнера, хотя и не в порядке номеров опусов, но всё же:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%80

Сочинения Н.К.Метнера:
 
Концерты для фортепиано с оркестром
----------------
Концерт № 1 c-moll, op. 33 (1914―1918)
Концерт № 2 c-moll, op. 50 (1920―1927)
Концерт № 3 e-moll, op. 60 (1940―1943)

Фортепиано соло
----------------
Восемь картин, ор. 1 (1895―1902): Пролог ― Andante cantabile, Allegro con impeto, Maestoso freddo, Andantino con moto, Andante, Allegro con humore, Allegro con ira, Allegro con grazia
Три импровизации, op. 2 (1896―1900): Nixe, Воспоминание о бале («Eine Ball-Reminiscenz»), Адское скерцо («Scherzo infernale»)
Четыре пьесы, ор. 4 (1897―1902): Этюд, Каприс, Музыкальный момент «Жалоба гнома», Прелюдия
Соната f-moll, op. 5 (1895―1903)
Три арабески, ор. 7 (1901―1904): Идиллия, «Трагический фрагмент» a-moll, «Трагический фрагмент» g-moll
Две сказки, ор. 8 (1904―1905): c-moll, c-moll
Три сказки, ор. 9 (1904―1905): f-moll, C-dur, G-dur
Три дифирамба, ор. 10 (1898―1906): D-dur, Es-dur, E-dur
Сонатная Триада, ор. 11 (1904―1907): As-dur, d-moll, C-dur
Две сказки, ор. 14 (1905―1907): «Песнь Офелии» f-moll, «Марш паладина» e-moll
Три новеллы, ор. 17 (1908―1909): G-dur, c-moll, E-dur
Две сказки, ор. 20 (1909): b-moll, № 1, «Кампанелла» h-moll, № 2.
Соната g-moll, ор. 22 (1901―1910)
Четыре лирических фрагмента, ор. 23 (1896―1911): c-moll, a-moll, f-moll, c-moll
Соната-сказка c-moll, ор. 25 № 1 (1910―1911)
Соната «Ночной ветер» e-moll, op. 25 № 2 (1910―1911)
Четыре сказки, ор. 26 (1910―1912): Es-dur, Es-dur, f-moll, fis-moll
Соната-баллада Fis-dur, op. 27 (1912―1914)
Соната a-moll, op. 30 (1914)
Три пьесы, ор. 31 (1914): Импровизация, Траурный марш, Сказка
Четыре сказки, ор. 34 (1916―1917): «Волшебная скрипка» h-moll, e-moll, «Леший» a-moll, d-moll
Четыре сказки, ор. 35 (1916―1917): C-dur, G-dur, a-moll, cis-moll
«Забытые мотивы», ор. 38 (1919―1922): «Соната-воспоминание» (Sonata-Reminiscenza), Грациозный танец (Danza graziosa), Праздничный танец (Danza festiva), Речная песня (Canzona fluviala), Сельский танец (Danza rustica), Вечерняя песня (Canzona serenata), Рождественский танец (Danza silvestra), В духе воспоминаний (alla Reminiscenza)
«Забытые мотивы», ор. 39 (1919―1920): Размышление (Meditazione), Романс (Romanza), Весна (Primavera), Утренняя песнь (Canzona matinata), соната «Трагическая» (Sonata Tragica, op. 39 № 5)
«Забытые мотивы», ор. 40 (1919―1920): Danza col canto, Danza sinfonica, Danza fiorata, Danza jubilosa, Danza ondulata, Danza ditirambica
Три сказки, ор. 42 (1921―1924): f-moll («Русская сказка»), c-moll, gis-moll
Вторая импровизация, ор. 47 (1925―1926)
Две сказки, ор. 48 (1925): C-dur, g-moll
Три гимна труду, ор. 49 (1926―1928)
Шесть сказок, ор. 51 (1928): d-moll, a-moll, A-dur, fis-moll, fis-moll, G-dur
Соната «Романтическая» b-moll, op. 53 № 1 (1929―1930)
Соната «Грозовая» f-moll, op. 53 № 2 (1929―1931)
Романтические эскизы для юношества, ор. 54 (1931―1932): Прелюдия (Пастораль), Птичья сказка, Прелюдия (Tempo di sarabanda), Сказка (Скерцо), Прелюдия, Сказка (Шарманщик), Прелюдия (Гимн), Сказка
Тема с вариациями, ор. 55 (1932―1933)
Соната-идиллия G-dur, ор. 56 (1935―1937)
Две элегии, ор. 59 (1940―1944): a-moll, e-moll

Сочинения без номера опуса и неопубликованные
----------------
Траурное адажио e-moll (1894―1895), не опубликовано
Три пьесы (1895―1896): Пастораль C-dur, Музыкальный момент c-moll, Юмореска fis-moll, не опубликованы
Прелюдия b-moll (1895―1896), не опубликована
Шесть прелюдий (1896―1897): C-dur, G-dur, e-moll, E-dur, gis-moll, es-moll
Прелюдия Es-dur (1897), не опубликована
Соната h-moll (1897), не опубликована
Экспромт в духе мазурки b-moll (1897), не опубликован
Экспромт f-moll (1898), не опубликован
Сонатина g-moll (1898), не опубликована
Две каденции к Четвёртому фортепианному концерту Бетховена (1910)
Этюд c-moll (1912)
Сказка d-moll (1915), не опубликована
Andante con moto B-dur (1916), не опубликована
Две лёгких фортепианных пьесы (1931): B-dur, a-moll, не опубликованы

Для двух фортепиано
----------------
«Русский хоровод», ор. 58 № 1 (1940)
«Странствующий рыцарь», ор. 58 № 2 (1940―1945)

Камерные сочинения
----------------
Три ноктюрна для скрипки и фортепиано, ор. 16 (1904―1908): d-moll, g-moll, c-moll
Соната для скрипки и фортепиано № 1 h-moll, op. 21 (1904―1910)
Две канцоны с танцами для скрипки и фортепиано, op. 43 (1922―1924): C-dur, h-moll
Соната для скрипки и фортепиано № 2 G-dur, op. 44 (1922―1925)
Соната для скрипки и фортепиано № 3 e-moll «Эпическая», op. 57 (1935―1938)
Фортепианный квинтет C-dur, op. posth (1904―1948)

Вокальные сочинения
----------------
«Молитва» на стихи Лермонтова (1896), не опубликована
«Эпитафия» на стихи Андрея Белого (1907), не опубликована
«Wie kommt es?» на стихи Гессе (1946―1949), не опубликована
«Ангел» на стихи Лермонтова, ор. 1bis (1901―1908)
Три романса, ор. 3 (1903) на стихи Лермонтова, Пушкина и Фета из Гёте
Девять песен Гёте, ор. 9 (1901―1905)
Три стихотворения Гейне, ор. 12 (1907)
Две песни, ор. 13: «Зимний вечер» (стихи А. С. Пушкина; 1901―1904), «Эпитафия» (стихи А. Белого; 1907)
Двенадцать песен Гёте, ор. 15 (1905―1907)
Шесть стихотворений Гёте, ор. 18 (1905―1909)
Три стихотворения Ницше, ор. 19 (1907―1909)
Два стихотворения Ницше, ор. 19а (1910―1911)
Восемь стихотворений Тютчева и Фета, ор. 24 (1911)
Семь стихотворений Фета, Брюсова, Тютчева, ор. 28 (1913)
Семь стихотворений Пушкина, ор. 29 (1913)
Шесть стихотворений Пушкина, ор. 32 (1915)
Шесть стихотворений Пушкина, ор. 36 (1918―1919)
Пять стихотворений Тютчева и Фета, ор. 37 (1918―1920)
Соната-вокализ, ор. 41 № 1 (1922), без слов
Сюита-вокализ, ор. 41 № 2 (1927), без слов
Четыре песни, ор. 45 (1922―1924)
Семь песен, ор. 46 (1922―1924)
Семь песен на стихотворения А. С. Пушкина, op. 52 (1928―1929), в том числе «Ворон» (№ 2).
«Полдень» (стихи Тютчева), op. 59 № 1 (1936)
Семь песен на стихи русских и немецких поэтов, ор. 61 (1927―1951)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Николай Карлович - потрясающий русский композитор. Я бы даже сказал: "Наше все наряду с Чайковский, Рахманиновым и другими". И у него нет не единого сочинения, где не было бы фортепиано. Все таки он этим инструментом жил и любил его.
Буквально не давно музыка Николая Карловича стало созвучна тому, что происходит у меня в душе. И не проходит дня, чтобы я не послушал хотя бы что то из его сочинений. И что интересно, я больше всего люблю его романсы. Особенно в исполнении К.И. Плужникова. Его вокальные сочинения достаточно сложны, но потрясающе искренне.
А вот романс "Зимний вечер" в исполнении Писаренко и Рихтера
http://www.youtube.com/watch?v=oWHnfz-M_Cg

Потрясающий романс!

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 440
А вот Хворостовский исполняет тот же романс со своим замечательным аккомпаниатором Ивари Илья:

http://www.youtube.com/watch?v=wZptQweV0hs

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
О, сколько приятных сюрпризов и подарков сразу!!!! Огромнейшее спасибо Лорине, г-ну Предлогову и всем-всем-всем!

Я могу рассказать о том, какая программа была в заключительный день фестиваля (5 января), поскольку смогла побывать только на этом концерте. Так как по ходу дела программа несколько менялась и не во всем совпадает с буклетом, то о других днях пусть лучше поведают "очевидцы". Итак,

1 отделение

Три гимна труду  соч.49
Идиллия  соч.7 №1
Дифирамб  соч. 10 №2
     Хэмиш Ммлн

Соната-баллада  coч. 27
     Северин фон Эккардштейн

2 отделение

Три сказки
      Борис Березовский

Романсы (к сожалению, не все названия знаю, с программкой не все они совпадают)
     Федор Тарасов, Яна Иванилова, Борис Березовский


Очень понравился Северин, интересно было увидеть Хэмиша Милна, которого так хорошо знаю по записям Метнера, чудесно и как-то по-старинному звучала Яна Иванилова (даже лучше, чем в записи на диске "Сказок" с Борисом Березовским). Сам зал, конечно, очень странный, но акустика там совершенно изумительная, так что все неудобства того стоят.

Очень надеюсь, что мой скромный отчет дополнят другие участники фестиваля из числа наших коллег по форуму.




Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 770
Романсы (к сожалению, не все названия знаю, с программкой не все они совпадают)
     Федор Тарасов, Яна Иванилова, Борис Березовский
Пошли, Господь, свою отраду...
Весеннее успокоение
О вещая душа моя...
(Фёдор Тарасов, бас)

Что ты клонишь над водами...
Цветок
Ворон
Шёпот, робкое дыханье...
Зимний вечер
(Яна Иванилова, сопрано)

3 января

Романс "Эпитафия" на стихи Андрея Белого (премьера. Восстановлен по архивной рукописи)
Исп. Яна Иванилова, Екатерина Державина

Соната ля-минор соч. 30
Исп. Екатерина Державина

Романсы:
Нежданный дождь
Что в имени тебе моем...
Молитва
Ангел
Испанский романс
Когда что звали мы своим... (последний романс Метнера)
Вальс
Исп. Яна Иванилова, Екатерина Державина

Музыкальный момент (Жалоба гнома)
Прелюдия ми-бемоль мажор
Новелла (Дафнис и хлоя)
Три сказки (оп. 51 № 1, оп. 9 № 3, оп. 8 № 2)
Исп. Хэмиш Милн

Я Вас любил...
Elfenliedchen
Четыре песни: Элегия, Телега жизни, Песнь ночи, Наш век
Исп. Яна Иванилова, Хэмиш Милн

4 января
Из цикла "Природа": Sonata reminiscenza
Исп. Эвелина Березовская

Danza graziosa
Danza silvestra
Canzona
Alla Coda
Исп. Екатерина Державина

Романсы:
Wanderers Nachlied I
"An die Türen will ich schleichen..."
Bergstimme
Полдень
О, вещая душа моя
Исп. Ф. Тарасов, Е. Державина

Соната ми минор "Ночной ветер"
Исп. Борис Березовский

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 770
Ренне
Цитировать
интересно было увидеть Хэмиша Милна, которого так хорошо знаю по записям Метнера

А вот об этом диске, кажется, мало кто знает!.. - Я его пока что "живьем" даже не видела!  :-\ Если кто знает, где его можно купить, дайте, пожалуйста, знать!
http://www.mosconsv.ru/disks.aspx?p_PageAlias=Disk&pub_id=126238#

Николай Метнер. Все сонаты для фортепиано





    * Год выпуска: 2010
    * SMC:
    * SMC: CD 0119-0122

«Едва ли кто-нибудь из композиторов после Бетховена владел в таком coвершенстве сонатной формой, как Метнер. Метнеру также присуще какое-то врожденное, совершенно исключительное мастерство контрапункта, причем его полифоническая ткань мало похожа по стилю на баховский контрапункт, а скорее перекликается с приемами позднего периода творчества Бетховена. При предельной насыщенности музыкальной ткани также сложными гармоническими оборотами, сочинения Метнера всегда ясны, логичны и отличаются исключительной законченностью формы. Творчеству Метнера при его глубокой серьезности и даже суровости свойственна в то же время непосредственная наивность, песенная напевность и живой юмор танца»
А. Б. Гольденвейзер «Воспоминания о Н. К. Метнере»

Идея исполнить все 14 сонат Метнера была у меня очень давно, еще с той поры в начале 80-х гг., когда я познакомился и подружился с племянницей Метнера, Верой Карловной Тарасовой, и ее замечательным мужем Николаем Петровичем, профессором математики, который, несмотря на свою профессию, досконально знал творчество Метнера. Мы с женой часто бывали в семье Тарасовых, я познакомился со многими сочинениями Метнера, которые я еще не знал, и влюбился в его сонаты. Я выучил сонату — элегию ор. 11 № 2, несколько других опусов, но другие проекты заслонили эту идею и не позволили мне ее выполнить. И только сейчас, когда я возглавил кафедру фортепианного факультета Московской консерватории, я понял, что этот грандиозный проект можно осуществить силами талантливых студентов нашей кафедры. Клич был брошен, и вот, 21 и 29 марта 2009 года состоялись 2 концерта в Рахманиновском зале Московской консерватории, которые были записаны нашей лабораторией звукозаписи. Перед вами 4 диска со всеми 14 сонатами Николая Карловича Метнера, гениального русского композитора, которые как цикл, никогда не исполнялись и не записывались в России. Исполнители студенты и аспиранты, разных возрастов и судеб, но все они влюблены в музыку Метнера и играют ее с огромным увлечением, страстью и талантом.
Проф. М С. Воскресенский

Об исполнителях:

Первый диск

Соната фа минор, ор. 5 — исполняет Сергей Неллер, аспирант класса профессора М. Воскресенского. Учился у профессора С. И. Осипенко в Ростове на Дону. Лауреат международных конкурсов пианистов, С. Неллер является также одаренным композитором, написавшим в числе многих сочинений 2 оперы, одна из них была поставлена в Геликон-опере в Москве в 2007 году.

Соната ля бемоль мажор, ор. 11 № 1 — исполняет Екатерина Шишкина, студентка 2 курса класса доцента А. С. Струкова. Окончила ЦМШ (класс преп. Богдановой Н. В.). Участница и лауреат фестиваля романтической музыки имени Шопена в Москве (2005), фестивалей «Новые имена» в Нижнем Новгороде (2003) и Санкт-Петербурге (2007), лауреат 3-х международных конкурсов в Италии в 2000 и 2006 годах (все 3 раза 1 премии), конкурса в Андорре (2002, 3 премия), конкурса Блютнера в Калининграде (2008, 1 премия) и конкурса имени Скрябина в Париже (2009, 1 премия).

Соната-элегия ор. 11 № 2 — исполняет Дмитрий Крутоголовый, студент 4 курса класса проф. М. С. Воскресенского. Окончил ЦМШ (преп. Ф. И. Нуризаде). Лауреат международных конкурсов пианистов в Греции (2001 г., 1 премия), в Риме (2005 г. 3 премия) и Париже (конкурс Н. Г. Рубинштейна 1999 г., 1 премия и конкурс имени А. Н. Скрябина 2010 г., 1 премия).

Соната до мажор ор. 11 № 3 — исполняет Александра Соломина, студентка 2 курса класса и.о. проф. С. Г. Иголинского. Окончила МССМШ имени Гнесиных (Кл. преп. Григорьевой Л. А.). Лауреат всероссийского конкурса в Рузе (2005, 3 премия) и международных конкурсов в Лондоне (2003, 5 премия) и на Кипре (2004, 1 премия). Обладатель премии «Триумф» (2003).

Второй диск

Соната соль минор, ор. 22 —исполняет Антон Микицкий. Антон начал занятия музыкой в Вологде (преп. Е. 3. Шерцовская), в 2002 г. окончил ДМШ имени С. И. Танеева (преп. Юдович И. И.), с 2006 года в классе проф. Кузнецовой Е. И.

Соната-сказка до минор ор. 25 №1 — исполняет Анастасия Журавлева, студентка 2 курса класса доцента А. В. Фоменко. Окончила музыкальный лицей при Новосибирской консерватории имени М. И, Глинки (преп. О. В. Крупина) и колледж при Московской консерватории (преп. Тришкина Н. А.) Лауреат международных конкурсов пианистов «Виртуозы 21 века» в Москве (2000) и конкурса молодых пианистов «Европа-Азия» в Орске (2005).

Соната-воспоминание ля минор ор. 38 № 1 — исполняет Сергей Иоров. Начал занятия музыкой в школе искусств в Великом Новгороде, с 2000 г. в ЦМШ у проф. А. А. Мндоянца, а с 2007 г. в консерватории у него же. В данное время студент 3 курса.

Третий диск

Соната-баллада фа диез мажор ор. 27 — исполняет Григорий Рымко — прекрасный пианист и выдающийся музыковед. Окончил Московскую ДМШ №2 (преп. Нудельман Д. Э.) и колледж при Московской консерватории (преп. Хорошина В. М.) 2 года учился на фортепианном факультете в классе проф. М. С. Воскресенского, затем выбрал своей профессией музыковедение и в данное время заканчивает дипломную работу в классе проф. Т. С. Кюрегян. Много выступает как пианист.

Соната ля минор ор. 30 — исполняет Илья Кайгородов. Начал заниматься музыкой с преп. В. П. Дятловой,окончил ДМШ и музыкальное училище в Брянске (преп. Л. И. Игошина и Л. И. Урусова). В данное время студент 2 курса в классе проф. А. А. Мндоянца.

Трагическая соната до минор ор. 39 № 5— исполняет Александр Шайкин студент 4 курса класса проф. Э. К. Вирсаладзе. Лауреат международных конкурсов.

Соната-романтика ор. 53 №1 — исполняет Михаил Турпанов, студент 2 курса в классе проф. Н. А. Петрова. Окончил ЦМШ (преп Н. Н. Макарова). Участник фестивалей «Новые имена», «Primavera classica» и «Возрождение», лауреат международных конкурсов Алексея Наседкина (Ярославль, 2005), 5-го конкурса молодых пианистов имени П. А. Серебрякова (Волгоград, 2006), 1-го конкурса памяти Веры Лотар-Шевченко (Новосибирск, 2006).

Четвертый диск

Грозовая соната — Sonata Minacciosa ор. 53 № 2 — исполняет Ирина Чистякова, студентка 2 курса в классе проф. М. С. Воскресенского. Окончила ЦМШ (класс доц. А. Я. Рябова). Участница фестивалей в Германии. «музыка, юность, надежда» в Петрозаводске и «Сервантино» в Мексике (2009). Лауреат телевизионного конкурса «Щелкунчик» (2001 г., 2 премия), международных конкурсов в Хорватии (2006 г., 2 премия), имени Артура Рубинштейна в Польше (2007 г., 4 премия) и в Гориции (Италия, 2007 г., 2 премия).

Соната-идиллия ор. 56 — исполняет Варвара Тарасова, студентка 1 курса в классе проф. Е. И. Кузнецовой. Училась в ДМШ в Санкт-Петербурге (преп А. Л. Хазанов) затем в Московских ДМШ (преп И. М. Саравайская и И. И. Юдович) в колледже при МГК у проф. Е. И. Кузнецовой. Участница фестивалей имени С. И. Танеева и имени М. В. Юдиной (Москва), лауреат международных конкурсов имени Блютнера (Калининград, 2007 г.) и конкурса «CamilloTogni» (Италия, 2007 г.).

Соната ми минор «Nightwind» ми минор, ор. 25 № 2— исполняет Юрий Фаворин, аспирант класса проф. М. С. Воскресенского. Окончил МССМШ имени Гнесиных (преп. Л. А. Григорьева). Неоднократный участник фестивалей современной музыки «Московский форум» и «Московская осень» а также фестиваля «Портреты молодых» в Москве. Лауреат международного конкурса пианистов имени О. Мессиана (Париж, 4 премия). За активную концертную деятельность награжден дипломом Центра духовно-нравственного единения «Будущее» — «За служение добру, красоте, справедливости». Обладатель премии имени Дьердя Циффры (Австрия).

Исполнители:

 
Сергей Неллер, фортепиано (CD1: 1 – 4)
Екатерина Шишкина, фортепиано (CD1: 5)
Дмитрнй Крутоголовый, фортепиано (CD1: 6)
Александра Соломина, фортепиано (CD1: 7)
Антон Микицкий, фортепиано (CD2: 1)
Анастасия Журавлева, фортепиано (CD2: 2 – 4)
Сергей Иоров, фортепиано (CD2: 5)
Григорий Рымко, фортепиано (CD3: 1 – 3)
Илья Кайгородов, фортепиано (CD3: 4)
Александр Шайкин, фортепиано (CD3: 5)
Михаил Турпанов, фортепиано (CD3: 6 – 9)
Ирина Чистякова, фортепиано (CD4: 1)
Варвара Тарасова, фортепиано (CD4: 2, 3)
Юрий Фаворин, фортепиано (CD4: 4, 5)

CD 1: 56.12

Соната фа минор, ор. 5
1    1. Allegro    11.53
2    2. Intermezzo. Allegro    3.19
3    3. Largo divoto    8.23
4    4. Finale: Allegro risoluto    7.39
5    Соната ля-бемоль мажор, op. 11 № 1    9.45
6    Соната ре минор (Элегия), op. 11 № 2    5.47
5    Соната до мажор, op. 11 № 3    9.30

 CD 2: 45.05

1    Соната соль минор, ор. 22    16.25
 Соната-сказка до минор, op. 25 № 1
2    1. Allegro abbondonamente    5.31
3    2. Andantino con moto    3.47
4    3. Allegro con spirito    3.25
5    Соната-воспоминание ля минор, op. 38 № 1    13.01

 CD 3: 71.48

Соната-баллада фа-диез мажор, op. 27
1    1. Allegretto    10.25
2    2. Introduzione. Mesto    4.19
3    3. Finale. Allegro    9.13
4    Соната ля минор, op. 30    14.10
5    Трагическая соната до минор, op. 39 № 5    10.01
Романтическая соната си-бемоль минор, op. 53 № 1
6    1. Romanza. Andantino con moto, ma sempre espressivo    7.50
7    2. Scherzo. Allegro    4.31
8    3. Meditazione. Andante con moto    3.29
9    4. Finale. Allegro non troppo    7.59

CD 4: 61.07

1    Грозовая соната фа минор, op. 53 № 2
   16.56
Соната-идиллия соль мажор, op. 56
2    1. Pastorale: Allegretto cantabile    3.35
3   2. Allegro moderato e cantabile    8.01
Соната ми минор «Ночной ветер», op. 25 № 2
4    1. Introduzione: Andante-Allegro    18.22
5    2. Allegro molto sfrenatamente, presto    14.16

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
live / studio:    live
формат:    DDD
копирайт и права (C) (P):    2010 Московская государственная консерватория
год издания:    2010
место записи:    Рахманиновский зал Московской консерватории
дата записи:    21 и 29 марта 2009 г.
цена:    99 руб.
мастеринг:    Светлана Спасская
звукорежиссер:    Светлана Спасская
исполнительный продюссер:    Евгений Платонов

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 770
Вот здесь http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1964.msg22471#msg22471 - в потоке, посвященном Юрию Фаворину, - есть интересные подробности и впечатления, связанные с историей рождения этого проекта.

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Да, очень бы хотелось этот диск послушать, вроде все интернет- магазины уже перебрала сегодня, никде его нет. Наверное, надо идти на поклон к консерваторской администрации, чтоб сию тайну раскрыли!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Третий Метнеровский фестиваль прошёл в Москве

http://www.classica.fm/2011/01/22/medtner-festival-in-moscow/
 
Ян Коваленский
22 January 2011  

Придумал и организовал фестиваль Николая Метнера пианист Борис Березовский. Фактически это уже четвёртый фестиваль – начался он с того, что в 1995 году Березовский, Михаил Лидский и английский профессор Лондонской академии музыки, большой любитель творчества Метнера Хэмиш Милн выступили в Малом зале Консерватории.

В последующие годы к ним присоединялись другие музыканты: пианисты Екатерина Державина и Владимир Тропп, вокалисты Яна Иванилова, В. Савенко и др. Тогда это было смелое начинание, ситуация с концертами была трудная.

В 2006 и 2007 годах последующие метнеровские фестивале проходили уже в Большом зале Московской Консерватории и Гнесинской академии. Исполнялась не только камерная фортепианная и вокальная музыка Метнера, но и все три фортепианных концерта композитора – впервые в России. Сопровождал исполнение оркестр «Новая Россия», которым дирижировал Александр Сладковский. Фестиваль имел огромный успех и в 2007 вышел за пределы Москвы – он проходил в Екатеринбурге и Владимире. Для большинства любителей музыки творчество Метнера стало тогда открытием.

Музыки Николая Карловича Метнера не везло в России. Он родился в Москве в 1880 году в обрусевшей немецкой семье. Первым учителем был его дядя – Фёдор Гедике, отец органиста и композитора Александра Гедике (1877-1957). В 1892-1900г.г. Метнер учился в Московской консерватории как пианист у Павла Пабста и Василия Сафонова, по композиции у Антона Аренского и Сергея Танеева, закончил консерваторию с золотой медалью Метнер отказался от карьеры концертирующего пианиста, хотя немногочисленные записи говорят о его незаурядном даровании.

Композитор посвятил себя сочинительству. произведения носили консервативный характер и по своему характеру и гармонии были музыкой девятнадцатого века. Его фортепианные миниатюры и сонаты, а также романсы (их более 100) пронизаны национальным русским духом и колоритом, но не без влияния Бетховена, перед которым композитор преклонялся, отчасти – Шумана и Брамса. Модернизм в музыке Метнер не любил, даже написал об этом книгу «Муза и мода». В 1921г. композитор эмигрировал, жил в Париже, последние 16 лет прожил в Лондоне и скончался там в 1951 году.

Первые годы после революции творчество Метнера было востребовано в России, композитор даже приезжал в СССР на гастроли в 1927-м. Личная деталь – мой педагог в музыкальной школе училась у Метнера в этот период, много рассказывала о нём, с детства я играл сочинения этого композитора. Вскоре, однако, железный занавес опустился на долгие годы, и творчество Метнера как эмигранта было запрещено. Сочинения не исполнялись, о нём ничего не писали.

Первый прорыв произошёл, когда пианист Эмиль Гилельс написал статью «О Метнере» в журнале «Советская музыка» №12, 1953 г, и призывал вернуть творчество композитора российскому слушателю. Он сам первым стал играть метнеровские сочинения – сонату соль минор, соч.22 и сонату-воспоминание, соч.38№1. Гилельс играл их на гастролях в Европе и США и записал выступления на пластинки. Это был серьёзный, но одинокий голос. Ситуация стала меняться постепенно – выступать и записывать сочинения Метнера стал один из его лучших учеников – профессор Московской консерватории Абрам Шацкес и его коллеги – пианистка Татьяна Николаева и дирижёр Евгений Светланов, который просто преклонялся перед Метнером. Сочинения композитора стали изучаться в школах и консерваториях, музыкальное издательство выпустило в 1959-63г.г. 12-томное собрание сочинений Метнера.

И всё же исполнение произведений композитора не приняло массовый характер. Инициатива Березовского о проведении метнеровских фестивалей своевременная и ценная – она открывает для следующих поколений музыкантов и слушателей целый пласт прекрасной музыки. Пророческие слова Сергея Рахманинова, который высоко ценил творчество Метнера, сбываются:: «Ваше время придёт. Уверен в этом!»

Фестиваль 2011 года был приурочен ко дню рождения композитора 5-го января и проходил в зале театра «Школа драматического искусства». Исполнялась фортепианные и вокальные сочинения Метнера. Бессменный руководитель фестиваля Березовский играл труднейшую сонату ми минор («Ночной ветер) соч. 25 №2 и три «Сказки». Березовский играет музыку композитора насыщенным звуком, часто импровизационно – это стихия образов. Вокруг Березовского объединилась группа талантливых музыкантов, постоянных участников фестивалей: московская пианистка Екатерина Державина, лауреат международных конкурсов, преподаватель Московской консерватории и Академии искусств имени Маймонида; профессор Лондонской академии музыки Хэмиш Милн и российская певица, выпускница Академии имени Гнесиных сопрано Яна Иванилова.

Появилось новое поколение музыкантов, любящее музыку Метнера – Эвелина Березовская, студентка Лондонской академии, дочь руководителя фестиваля; недавний выпускник Московской консерватории бас Фёдор Тарасов и немецкий пианист Северин фон Эккардштейн, победитель конкурса Королевы Елизаветы 2003г. Все участники внесли свой вклад в трактовку сочинений композитора. Фестиваль продолжался три дня. Пианисты играли сонаты, сказки и танцы Метнера, а певцы исполняли романсы на слова Гёте (на немецком языке) и на слова Фёдора Тютчева, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и Афанасия Фета. У композитора свыше 100 романсов, из них более 30 на слова Пушкина. Вокальная лирика Метнера чрезвычайно интересна, изыскана, и в лице Яны Иваниловой нашла тонкого истолкователя. Фёдор Тарасов нашел другие, более мужественные краски для воплощения прихотливых текстов Гёте и Тютчева. Аккомпанировали певцам Березовский, Державина и Милн.

Судьба в конце жизни подарила Метнеру почитание и преклонение индийского магараджи, который финансово помог композитору сделать многочисленные записи своих сочинений. Несколько романсов записала великая Элизабет Шварцкопф. Композитор был счастлив, если б узнал, что его музыка так победно шествует на его Родине. Фестиваль был хорошо подготовлен, программы составлены были на высоком уровне, издан отличный буклет – всё это благодаря продюсеру Г. Каретникову, который неизменно на своём посту, на каждом фестивале. По гамбургскому счёту таких монографических фестивалей в России нет. Надо сказать спасибо главному зачинщику и вдохновителю, организатору многолетних встреч с музыкой Метнера – пианисту и благородному человеку Борису Вадимовичу Березовскому. Честь ему и слава!
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 770
28–30 октября 2013 г. в Москве состоится Международная научная конференция
«Семья Метнер в российской и мировой культуре»

Программа:

28 октября
Центральный музей музыкальной культуры. Фадеева, 4.

10.00–10.30
Регистрация участников
10.30
Открытие конференции. Приветствия:
— Михаил Аркадьевич Брызгалов, генеральный директор ВМОМК им. М.И. Глинки
— Константин Владимирович Зенкин, проректор по научной работе МГК им. П.И. Чайковского
— Татьяна Юрьевна Масловская, проректор по научной работе РАМ им. Гнесиных

10.30–12.30 Утреннее заседание
Председатель: Евгения Скурко

Наталья Тартаковская (Москва, ВМОМК имени М.И. Глинки).
Фонд Н.К. Метнера во ВМОМК имени М.И. Глинки. К истории формирования

Владимир Тропп (Москва, РАМ им. Гнесиных).
Метнер и Рахманинов: аспекты дружбы

Елена Долинская (Москва, МГК им. П.И. Чайковского).
Академист Н. Метнер и авангардист Э. Денисов

Ирина Скворцова (Москва, МГК им. П.И. Чайковского)
Н. Метнер и модерн: противоречия и точки пересечения

12.30–13.00
Кофе-брейк.
Посещение выставки «Н.К. Метнер в музейных фондах ВМОМК им. М.И. Глинки» (Москва)

13.00–14.30
Дневное заседание
Председатель:
Ирина Скворцова

Руслан Разгуляев (Н. Новгород, Нижегородская государственная консерватория имени М.И. Глинки).
«Музыкальный космос» Н. Метнера и историософия Ф. Тютчева

Христоф Фламм (Австрия, Клагенфуртский открытый университет).
О значении эмиграции в творчестве Н.К. Метнера

Евгения Скурко (Уфа, Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмаилова).
Н. Метнер в воспоминаниях и оценках современников (по материалам периодической печати 1900-1920-е годов)

Александр Рычков (Москва, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино).
«Муза и мода» Н. Метнера в комментариях
Обсуждение издания книги Н.К. Метнера «Муза и мода»

14.30–15.15
Перерыв на обед
Экскурсия по выставке «Два великана. Ф.И. Шаляпин и С.В. Рахманинов»

15.30–17.00
Вечернее заседание
Председатель: Христоф Фламм

Александр Карпеев (Великобритания, Лондонский государственный университет).
Новый взгляд на фортепианное творчество Н.К. Метнера

Илья Путятин (Москва, МАРХИ).
«Муза и мода» Н.К. Метнера в контексте художественных идей неоклассицизма

Евгения Тарасова (Москва, РАМ им. Гнесиных).
Н. Метнер: забытые мотивы, наблюдения над творческим процессом

Татьяна Масловская (Москва, РАМ им. Гнесиных).
«Дорожу твоим мнением больше, чем чьим бы то ни было»: Н. Метнер и А. Гедике

17.00
Презентация документального фильма «Загадка Метнера» (Автор сценария и режиссер Аида Соболева)

19.00
Концерт из произведений Н. Метнера в Концертном Зале РАМ им. Гнесиных
Исп.: В. Тропп, Н. Медведев, Д. Аблогин, Е. Тарасова,
Я. Иванилова, М. Никешичев

29 октября
Мемориальная квартира Андрея Белого. Арбат, 55

10.30–12.30
Утреннее заседание
Председатель: Георгий Нефедьев

Приветственное слово:Моника Спивак, заведующая Мемориальной квартирой Андрея Белого
(филиал Государственного музея А.С. Пушкина)

Алексей Литвинов (Москва). К истории родословного древа семьи Метнер. Воспоминания из семейного архива

Георгий Нефедьев (Москва, Дом-музей С.Н. Дурылина). Жизненная драма Эмилия Метнера

Магнус Юнггрен (Швеция, Гетеборгский университет). Женщины в жизни Эмилия Метнера

Лидия Кугляковская (Москва, РГБ). Обзор новых поступлений фонда Э.К. Метнера в НИОР РГБ

Елена Глуховская (С.-Петербург, РПГУ им. А.И. Герцена). Эллис и Э. К. Метнер: к истории издания
книги «Арго» (1914 г.)

12.30–13.00
Кофе-брейк

13.00–15.00.
Дневное заседание
Председатель: Магнус Юнггрен

Ирина Сироткина (Москва, Институт истории науки и техники РАН).
Двигательные практики (ритмика Далькроза, эвритмия Штейнера) и новый танец (Дункан, Р. Лабан) во взглядах Эмилия Метнера

Леонид Кацис (Москва, РГГУ).
«Эстрада» Метнера и пианисты Мандельштама.

Елена Глухова (Москва, ИМЛИ РАН).
Эмилий Метнер и Маргарита Сабашникова

Анна Резниченко (Москва, РГГУ, Дом-музей С.Н. Дурылина).
Документы семьи Метнер в собрании музея С. Дурылина

Моника Спивак (Москва, ГМП, Мемориальная квартира Андрея Белого).
Э. Метнер и Андрей Белый (заметки к теме)

15.00–16.00
Перерыв. Кофе-брейк
Экскурсия по музею «Мемориальная квартира Андрея Белого»

16.00–16.45.
Вечернее заседание
Председатель: Елена Глухова

Магнус Юнггрен (Швеция, Гетеборгский университет).
Как я писал книгу об Эмилии Метнере «Русский Мефистофель»

16.45–17.00 Перерыв

17.00
Концерт

Вступительное слово: Алексей Бугаян (Москва, МГК им. П.И. Чайковского).
Музыка в кружке аргонавтов. Вокруг Первой сонаты Н.К. Метнера

В программе:
1. Н.К. Метнер. Соната No1. Исп. Екатерина Воробьева (Москва)
2. Н.К. Метнер. Сказки (Ор. 51 No. 1, Ор. 20 No. 1, Ор. 26 No. 3). Исп. Александр Карпеев (Великобритания)

30 октября
10.30–12.00
Экскурсия по метнеровскому некрополю Введенского кладбища
(Ведущий Сергей Мержанов)

13.15
Отъезд в Болшево (Сбор в 12.50 у кассы экспресса «Спутник» Ярославского вокзала)
Мемориальный Дом-музей С.Н. Дурылина (Болшево)

14.00
Экскурсия по Мемориальному Дому-музею С.Н. Дурылина

15.00–16.00
Дневное заседание
Председатель: Анна Резниченко

Амината Аленская (Франция, Париж). Николай Метнер - рыцарь духа и проповедник музыки

Татьяна Гордеева (Малаховка, Музей истории и культуры пос. Малаховка).
Дыша единым воздухом эпохи (Н. Метнер, Рахманинов, братья Соколовы)

Михаил Гоголин (Россия, Москва). Музыкально-эксцентрический клоунский дуэт «Бим-Бом»
(по материалам из частного архива)

16.00
Круглый стол: подведение итогов конференции

17.50
Отъезд в Москву.

19.00
Концерт Руслана Разгуляева в Музее-квартире А.Б. Гольденвейзера


Адреса музеев

Музей «Мемориальная квартира Андрея Белого» (филиал Государственного музея А.С. Пушкина):
Ул. Арбат, 55. Метро Смоленская Арбатско-Покровской линии. Тел. 8-(499)-2418528, 8-(499)-2417702

Центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки:
Ул. Фадеева, 4. Метро Маяковская. Тел. 8-(495)-7396226

Мемориальный Дом-музей С.Н. Дурылина:
Московская обл., г. Королев. Ул. Свободная, 12. Тел. 8-(495)-5190080

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 507
Николай Метнер: “Для творческой работы необходимо уметь останавливать жизнь…”
http://www.classicalmusicnews.ru/signdates/nikolay-metner-dlya-tvorcheskoy-rabotyi-neobhodimo-umet-ostanavlivat-zhizn/

Оффлайн msdubov

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 14
Друзья, давайте материально поддержим замечательное начинание - первый в России Конкурс имени Н.К. Метнера!

Конкурс должен пройти в Санкт-Петербурге уже совсем скоро. Однако центр современного искусства, который поддерживал этот конкурс, внезапно остался без спонсора. Ситуация критическая, а времени осталось очень мало, поэтому организаторы решили организовать в срочном порядке краудфандинговую кампанию.

Конкурс сам по себе уникальный, это действительно первый полноценный метнеровский конкурс, его делают настоящие энтузиасты и, как это часто бывает с такими по-настоящему важными и по-музыкантски ценными мероприятиями, поддержки у них сейчас нет никакой. И сейчас вся надежда на то, что найдутся добрые и отзывчивые люди, которым эта замечательная идея будет близка или, как минимум, не безразлична и которые поймут ее важность для музыкальной жизни нашей страны. Не раздумывайте, просто поддержите. Времени очень мало!

Ссылка на краудфандинговую кампанию:
https://planeta.ru/campaigns/metner

Оффлайн gram

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 7
Наткнулся на новые, весьма любопытные, исполнения некоторых сказок Метнера: