Автор Тема: феномен Лубянцева: примитивизм как ключевая особенность стиля  (Прочитано 35253 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Suffixoff

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 115
Прямо  как по заказу :)  -  в предверии вручения Александру Лубянцеву приза критики, появилась вот такая любопытная статеечка в Петербургских Ведомостях от Павла Егорова, профессора Санкт-Петербургской консерватории:
http://www.spbvedomosti.ru/print.htm?id=10278262@SV_Articles

 Само по себе желание поддержать "своего" - любимого и родного для Санкт-Петербургской консерватории Сашу Лубянцева, только приветствуется, но не такими же методами...

Не могу не отметить некоторые, мягко говоря, странные вещи, о которых пишет автор:

Цитировать
"сложилась довольно любопытная ситуация – Даниил Трифонов, лауреат всего лишь третьей премии XVI Варшавского конкурса им. Шопена, менее чем через год становится главным победителем и гран-призером нашего XIV конкурса Чайковского. А лауреат второй премии предыдущего конкурса Чайковского Мирослав Култышев на том же шопеновском конкурсе в Варшаве вообще не занял лауреатского места, что, надеюсь, нисколько не помешает его успешной творческой карьере. Значит ли все это, что варшавский конкурс «круче» московского? Или справедливее?"

Что значит " всего лишь третьей премии "? Конкурс Шопена в Варшаве один из самых старейших и престижнейших в мире и не надо никому напоминать сколько выдающихся музыкантов он явил миру. На нем ЛЮБАЯ премия на вес золота. Напомню. что  талантливейший Евгений Божанов занял на этом конкурсе 4-ое место, которое видимо для Егорова совсем уж ничего не значит.

Цитировать
"Явные фавориты публики – не прошедшие в третий тур Александр Лубянцев и Эдуард Кунц могли бы составить Даниилу Трифонову в финале нешуточную конкуренцию."

Позвольте, но почему же Лубянцев не смог составить "нешуточную конкуренцию" Трифонову на конкурсе Шопена , на котором он не прошел даже отборочный тур, а у Трифонова, хоть и всего лишь, но 3-я премия, или  Кунц на конкурсе Рубинштейна в Израиле, где он так же слетел со 2-ого тура, а Трифонов стал победителем.
Лубянцев, кстати, тоже участвовал на одном из конкурсов Рубинштейна и, как видим,  безуспешно.

В итоге - на трех абсолютно не пересекающихся конкурсах - Шопен, Рубинштейн и Чайковский - с разным составом жюри, состоящим из высококлассных музыкантов, Трифонов получает самые высокие оценки

Марта Аргерих в недавнем интервью Financial Times  говорит о нем:
Цитировать
“Last night I listened to him again on YouTube – he has everything and more. What he does with his hands is technically incredible. It’s also his touch – he has tenderness and also the demonic element. I never heard anything like that.”
http://www.ft.com/intl/cms/s/2/9370c7e4-a31f-11e0-a9a4-00144feabdc0.html#axzz1S9qAmYDt

Дмитрий Башкиров в своем интервью на Радио "Орфей" говорит, что Трифонов,
Цитировать
"несмотря на свой юный возраст, уже имеет свою точку зрения, причем эта точка зрения не спекулятивная, а музыкантская. Это человек, который прекрасно играет на рояле, я имею в виду не количественно, а качественно. Это то, что у нас подразумевается под термином «пианизм», который включает в себя звуковую культуру, пластику, благородство исполнения."
http://www.moskva.fm/share/2101/20110701/fromtime:16:02:10

Большое впечатление произвел Трифонов на  Майю Плисецкую. Вот что она  сказала  в интервью телеканалу Культура   -  «
Цитировать
Понравился кореец, понравилась вчера американка, а сегодня Трифонов всех забил, – говорит Майя Плисецкая. – Он масштабнее, громадный пианист. Ему всего 21 год и это очень приятно».
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=710768&cid=2

Однако Павел Егоров пытается нам намекнуть, что Трифонов похож на
Цитировать
" заведенную опытной рукой механическую куклу."
А вот Лубянцев и есть та
Цитировать
"ЛИЧНОСТЬ со всеми ее откровениями и противоречиями"

Как же мы любим возвышать СВОЕГО за счет унижения ДРУГОГО !

В его статье масса противоречий - то он пишет, что у Трифонова всего лишь третья премия на конкурсе Шопена и достоин ли он быть победителем конкурса Чайковского? И  тут же  сетует. что
Цитировать
"лауреат второй премии предыдущего конкурса Чайковского Мирослав Култышев на том же шопеновском конкурсе в Варшаве вообще не занял лауреатского места..."

Егоров  отмечает,   что фаворитами публики на конкурсе были Лубянцев и Кунц. Но ведь это смотря какой части публики  -  если  брать во внимание группу людей,  кричащих "Позор жюри" и журналистов. то правда на его стороне. Если взять данный форум, то здесь явное предпочтение отдавали  Чо, на ФорумКлассика- Чернову, Трифонову и Чо, на  Facebook и ParaClassics лидировал Трифонов, который к тому же получил Приз зрительских симпатий по результатам голосования не только российской публики, но и из других стран. Да и что то я не припомню. чтобы даже в зале российская публика  обделяла вниманием  Трифонова, вызывая его на поклон по 5-7 раз.
А то, что часть нашей публики орала "Позор жюри", когда не проходил их любимец так это совсем не ново. Уже проходили - хрестоматийными стали примеры с Плетневым и Соколовым.

Егоров так же пишет   (и опять без указания фамилий, что уже вызывает недоверие)  - 
Цитировать
"отдельные члены фортепианного жюри в своих интервью откровенно сетовали, что для них достойного первой премии в конкурсе не было. "
Однако судя по интервью Дениса Мацуева, который был секретарем жюри на третьем туре.
никаких особых разногласий у жюри  как раз по поводу первой премии  и не было.
Цитировать
"... когда мы все собрались в комнате для голосования, я предложил: давайте, до начала компьютерного подсчета подискутируем друг с другом. Я понимал, что, если машина даст результат по первой премии, который не будет устраивать многих членов жюри, это будет неправильно. Я задал первый вопрос: у нас есть победитель? Да, есть, однозначно ответили все. Тогда, чтобы понять, есть ли у нас единодушие по этой позиции, я спросил: кто победитель? И все показали - Трифонов, Трифонов, Трифонов, Трифонов... Только один воздержался: сказал, не будет комментировать, а будет ставить баллы. Через секунду компьютер подтвердил, что Трифонов идет с огромным отрывом по баллам. "
http://www.rg.ru/2011/07/11/akademia.html

И напоследок вот эту цитату из статейки Егорова мне хочется адресовать ему самому - что стало с вашими ушами, профессор...:
Цитировать
И у меня складывается горькое ощущение, что РАНЬШЕ люди это понимали. А сейчас в музыкальном мире творится что-то невообразимое. Именно в среде профессиональных музыкантов. Очень горькое ощущение, и конкурс является тому подтверждением, что среда профессиональных музыкантов разлагается изнутри.


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://www.spbvedomosti.ru/print.htm?id=10278262@SV_Articles

Павел Егоров пытается нам намекнуть, что Трифонов похож на
Цитировать
"заведенную опытной рукой механическую куклу."
А вот Лубянцев и есть та
Цитировать
"ЛИЧНОСТЬ со всеми ее откровениями и противоречиями"
.  

Да уж: если кто и напоминал "заведенную опытной рукой механическую куклу", то это как раз Лубянцев. Забавно, что Егоров готов упрекнуть в этом кого-то другого ! :)) Это называется "в своём глазу бревна не видеть".

Кстати, вот она, эта статья Егорова:

http://www.spbvedomosti.ru/print.htm?id=10278262@SV_Articles

Выпуск  № 130  от  18.07.2011

Как сохранить классическую музыку

Уроки конкурса Чайковского

Павел ЕГОРОВ, народный артист РФ, профессор Санкт-Петербургской консерватории


Результаты XIV Международного конкурса Чайковского объявлены, аплодисменты в обеих столицах отзвучали, страсти, кажется, улеглись, но многое не дает покоя и требует осмысления.


Поначалу казалось, что нынешний конкурс сделал качественный рывок в своей истории и сумеет преодолеть подмоченную репутацию предыдущих. На это указывало многое.

Так, на мой взгляд, удачной оказалась идея перенести состязания скрипачей и вокалистов в Петербург, с которым, как известно, многое связывало Петра Ильича Чайковского. Председатель оргкомитета конкурса Валерий Гергиев предоставил конкурсантам замечательный концертный зал Мариинки и привлек лучшие залы Филармонии и Консерватории. Более того, благодаря неслыханному прежде финансированию (гендиректор конкурса – американский менеджер Ричард Радзинский) впервые была организована его двуязычная онлайн-трансляция в Интернете с замечательными ведущими у пианистов – Джоном Рубинштейном и Ириной Тушинцевой. Таким образом, за ходом конкурса смогли следить во всем мире.

По той же причине щедрого финансирования для работы в жюри были приглашены авторитетные мировые музыканты. И, наконец, что самое отрадное, яркие выступления многих пианистов на первых двух турах произвели сильное впечатление. Было ясно, что исполнительский уровень конкурса значительно вырос, и настоящие таланты еще не перевелись. Казалось бы, дайте дорогу самым достойным, и миссия конкурса будет выполнена...

Но результаты сольной части второго тура у пианистов не могли не насторожить. Хваленая новая система подсчета голосов не приносила удовлетворения ни самим членам жюри, ни участникам, ни тем более публике! Известно, что и результаты закрытых компьютерных подсчетов голосов второго тура вокалистов вызвали неоднозначную реакцию даже у самих членов жюри.

Убежден, что открытое голосование на всех турах с публикацией его результатов, как это было на Шопеновском конкурсе в Варшаве, привело бы к более взвешенному, справедливому решению каждого члена жюри и соответствовало открытости нашего времени. А так сложилась довольно любопытная ситуация – Даниил Трифонов, лауреат всего лишь третьей премии XVI Варшавского конкурса им. Шопена, менее чем через год становится главным победителем и гран-призером нашего XIV конкурса Чайковского. А лауреат второй премии предыдущего конкурса Чайковского Мирослав Култышев на том же шопеновском конкурсе в Варшаве вообще не занял лауреатского места, что, надеюсь, нисколько не помешает его успешной творческой карьере. Значит ли все это, что варшавский конкурс «круче» московского? Или справедливее?

Всего лишь второй раз за историю конкурса на нем вручили «Гран-при». Российский пианист Даниил Трифонов с 2009 года учится в Кливлендском институте музыки у Сергея Бабаяна, одного из тех, кто с западной стороны производил отбор участников конкурса по видеозаписям. Этот предварительный отбор вызывает вопросы. Ведь на многих международных конкурсах претенденты проходят «живой» отбор, представая перед жюри до начала основного состязания. Понятно, что DVD далеко не полностью характеризует исполнителя. И ситуация, когда «черное» жюри осуществляет предварительный отбор участников, да еще и по видеозаписям, а «белое» жюри вынуждено слушать уже тех, кто остался, порождает, мягко говоря, недоразумения. Ведь взгляды разных жюри на природу таланта могут сильно различаться.

Один из главных принципов, провозглашенных Валерием Гергиевым, – «лучше меньше, да лучше». На мой взгляд, этот принцип оказался неудачным при отборе участников первого тура. Например, из 163 пианистов отобрали 30. Возможно, среди оставшихся «за скобками» были яркие индивидуальности.

Среди пианистов оказался всего один настоящий представитель Запада – швейцарец Франсуа-Ксавье Пуаза, получивший утешительный спецприз. Хотя и он учится у российского члена жюри Евгения Королева, долгие годы работающего в Гамбурге. Практически все наши пианисты, кроме Александра Лубянцева, представлявшего Петрозаводскую консерваторию, совершенствуют мастерство за пределами Отечества, что тоже наводит на печальные размышления.

Явные фавориты публики – не прошедшие в третий тур Александр Лубянцев и Эдуард Кунц могли бы составить Даниилу Трифонову в финале нешуточную конкуренцию. Благодаря трансляциям в Интернете публика оказалась вполне в курсе дела, и ничего кроме «позор жюри» услышать в зале после объявления результатов второго тура не удалось. Хотели, как лучше, а получилось, как всегда.

Потому остро встает вопрос о ЛИЧНОСТИ ПОБЕДИТЕЛЯ КОНКУРСА. Того, кто сегодня, вопреки насаждаемому вокруг примитивному интересу, стремится стать интерпретатором настоящей академической музыки. И вот это, на мой взгляд, главное, чего не удалось достичь на нынешнем этапе.

Конкурс – сознательно или бессознательно – отсек подлинные личности, отдав предпочтение образцово-показательной безупречности исполнения. Но сегодняшняя публика, как выяснилось благодаря интернет-трансляции, ищет другое – ей интересен живой человек, исполняющий высокую музыку. Вспоминается далекий Первый конкурс Чайковского, когда Ван Клиберн на бис вдруг заиграл «Подмосковные вечера». В могучем СССР куда в большей степени, чем сейчас, была установка, чтобы первая премия досталась именно советским артистам. Но подлинный талант и несравненное обаяние американца сразили все политические и прочие установки.

Как справедливо написала в своем блоге неизвестная мне слушательница: «В 1958 году в Клиберна влюбились все. И публика, и жюри (...) Это была массовая эйфория, экстаз. Его потому и встречают до сих пор как героя – не за чистые пассажи, трактовки и т. д. – а за ту эйфорию, которую он тогда вызвал. Все члены жюри поставили высшие баллы (...) Время показало, что он пианист сам по себе весьма средний. Он не Горовиц, не Рубинштейн, даже не Плетнев – пик его карьеры и был ТОГДА, в 1958 году, на конкурсе. Все остальное в его жизни – спад после самого большого успеха в жизни. Но разве это опровергает то счастье, которое он подарил людям ТОГДА?! Разве это значит, что первая премия незаслуженна?

Тысячи трогательных писем, хранящиеся в музее Чайковского, тысячи сердец, открывших для себя музыку именно тогда, на том конкурсе, благодаря Клиберну – все они свидетельствуют о том, что премия была справедливой. Иначе и быть не могло. Потому что есть вещи ВАЖНЕЕ тех критериев, которые могут быть подсчитаны с помощью баллов. И у меня складывается горькое ощущение, что РАНЬШЕ люди это понимали. А сейчас в музыкальном мире творится что-то невообразимое. Именно в среде профессиональных музыкантов. Очень горькое ощущение, и конкурс является тому подтверждением, что среда профессиональных музыкантов разлагается изнутри. И если это так, то действительно прав тот самый Норман Лебрехт, утверждающий, что классическая музыка потихоньку загибается, интерес к ней снижается с каждым годом и скоро она будет интересовать только кучку интеллектуалов, занятых игрой в никому не нужный, кроме их самих, бисер».

Пишу исключительно о пианистах не только потому, что это моя профессия, но и в связи с тем, что Даниил Трифонов – единственный российский музыкант (правда, уже три года живущий в американском Кливленде), удостоенный высшей награды. Ни вокалисты, ни виолончелисты, ни скрипачи из России первых премий не получили. Создается впечатление, что если бы не было «задания» кому-то эту первую вручить, то Трифонов ее и не получил бы. Отдельные члены фортепианного жюри в своих интервью откровенно сетовали, что для них достойного первой премии в конкурсе не было. А наш соотечественник Владимир Ашкенази, который должен был судить конкурсантов в финале, просто не приехал...

Так что же мы ждем от конкурса? Некоего безупречного исполнения (кстати, Трифонову и этого никак не припишешь) или непредсказуемости и страсти Эдуарда Кунца? Или абсолютной искренности, естественности и сарказма Саши Лубянцева, которого хорошо знаю еще по нашей Консерватории? Понравился его рекламный ролик, предваряющий участие в конкурсе, который сразу показал, сколь разительно он отличается от своих соперников. Александр не стал разглагольствовать, как многие другие, о том, на каких роялях и сколько занимается, как слушает и реагирует на великих. Нет, пианист поведал нам о том, что у него четыре сестренки – две старшие и две младшие – и девять кошек, а затем просто по-человечески приоткрыл свою радость семейного праздника.

Алексей Султанов в 1998 году, Андрей Коробейников в 2007-м стали любимцами публики именно благодаря тому, что конкурс Чайковского их «зарезал». А теперь и Эдуард Кунц, и Александр Лубянцев уже сделались в своем поколении настоящими звездами, в этом я не сомневаюсь.

Классическая музыка, если она стремится выжить, должна прежде всего ориентироваться на личность, искать созвучие своему поколению. А безупречные или «эталонные» трактовки, запечатленные на дисках, всегда можно купить и услышать. Но в концертном зале мы хотим услышать живой творческий процесс – и обязательно истинную Личность со всеми ее откровениями и противоречиями, а не заведенную опытной рукой механическую куклу. И пусть тогда рушатся рамки стереотипов, ведь настоящий артист всегда открывает классику по-своему, а усвоенные в школе традиции преподносит по-новому. Просто он такой, какой есть, каким сотворила его природа и каким талантом наделил Господь.

Впервые на конкурсе музыкальные журналисты – представители ведущих средств массовой информации, регулярно освещавших события в области классической музыки, решили провести собственное голосование. Его участники, уважая авторитетное жюри и не оппонируя его решениям, тем не менее сочли необходимым поощрить одного из конкурсантов от имени профессиональной критики. Свой приз «За яркую артистическую индивидуальность и новый взгляд на исполнительское искусство» они присудили Александру Лубянцеву, набравшему 58,33% голосов.
(конец статьи)
« Последнее редактирование: Август 04, 2011, 22:07:39 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Александр Лубянцев: «Получил бы я первое место на конкурсе Чайковского, и все бы остальное мне уже было закрыто». Разговор с альтернативным героем конкурса Чайковского

 http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/23755/?expand=yes#expand

25 июля в «Мастерской» состоится концерт пианиста Александра Лубянцева и вручение ему независимого Приза критики, учрежденного во время прошедшего конкурса Чайковского. ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА выпила чаю в питерской квартире, где живет большая семья (у Саши четверо братьев и сестер, все занимаются музыкой) и десять кошек, и поговорила с не прошедшим в финал фаворитом.


— Вы сами-то поняли, что конкретно не понравилось жюри в вашем Моцарте?
— Не могу себе объяснить. Для меня это было удачное выступление. Но это уже было достаточно давно, я и думать об этом забыл. Сейчас больше занимаюсь своими делами. Очень много приглашений разнообразных, не успеваю покупать билеты. У меня нет личного менеджера, поэтому самому приходится все делать. Куда приглашают, туда и еду. По-моему, в основном это частные лица, которым понравилось, как я выступил на конкурсе.

Я очень много думал перед конкурсом, есть ли мне смысл туда ехать. Потому что уже на прошлом у меня там место было (на прошлом конкурсе Чайковского Лубянцев занял третье место. - OS). И страшно — все потерять. И в итоге вроде получилось, что я все потерял. Но, с другой стороны, приглашений сейчас у меня раз в триста больше, чем после того конкурса. А то, что я никакого места не получил, это возможность еще много поиграть в разных других конкурсах. Вот я уже сейчас собираюсь — в Италию хочу, в Африку, в Австралию, на конкурс Лонг и Тибо, на Шопена. А получил бы я первое место на конкурсе Чайковского, и все бы остальное для меня уже было закрыто.

<....>
— С самим Гергиевым вы не общалась?
— Вы знаете, мы так и не познакомились. Хотя заочно мы знакомы, потому что мы общаемся с его сестрой. Она меня уже два раза приглашала на свой фестиваль во Владикавказ.

— Одна из претензий по отношению к вам, которую я слышала, — это то, что вы слишком самовольно ведете себя с композиторами, подменяете смысл, который заложен у них, своим.
— Насколько я себя знаю, я обычно играю с какой-то своей волей. И мне кажется, что могло не понравиться именно это — что у меня есть своя воля что-то выражать. Это могло смутить людей, которые привыкли к тому, что музыка играется в чистом виде, что ли. Как будто исполнитель отсутствует.

Мне один педагог как-то говорил на мастер-классе, что я не должен выражать себя через музыку, а должен смотреть в ноты и выражать то, что там написано. Но это скользкий вопрос. Непонятно, о чем речь. Что такое «себя»? Все равно ведь играешь на рояле ноты, которые написаны. Человек от себя может что-то сделать, какую-то динамику, например. Но это не значит, что он только себя выражает. Он так услышал эту музыку. В нотах ведь все написано, что надо делать. Но если человек не задумывается, а просто делает, что написано, то получается, что он немножко безвольно играет — что бы он при этом ни делал лицом.

<....>
— Фортепианные кумиры есть?
— Есть. Дину Липатти. Еще очень нравится Иво Погорелич. А остальные — признаю их, конечно. Но слушать классику мало удается, потому что сам занимаюсь много, и потом хочется отдохнуть, посмотреть телевизор.

— А кроме классики вы слушаете музыку?
— Да. У меня есть любимая группа Jamiroquai, британская. Они делают обработки какого-то фольклора индейского. Можно сказать, я настоящий фанат. Хотя у меня в последнее время не получается их слушать. Они приезжали и в Питер, и в Москву, и я даже был в это время в этих городах, но не удалось пойти.
<....>
— У вас ведь так и произошло на концерте в Мариинском зале после конкурса…
— Да, первый раз в жизни. В «Наваждении» Прокофьева. Я даже не особо переживал. Просто решил — сыграю что-нибудь другое. А что такого страшного? Никто ж не пострадал. Мне важнее на сцене что-то выразить, а не с чем-то справиться.

— Вы не считаете профессию пианиста вымирающей?
— Это не идеальная профессия, это посредничество какое-то между композитором и публикой. Но посредники бывают, знаете, разные. Они могут передать так, чтобы было понятно. А могут так, что становится непонятно. Так что вымирающая или невымирающая — это, мне кажется, зависит от самого посредника. Если он передает непонятно, то вымирающая.
<....>
— Вы важную вещь сказали — остановить можно, когда хочешь. Теряется привычка к долгому слушанию.
— А у меня у самого нет такой привычки. Наверное, стыдно мне должно быть — недавно ходил в Мариинку на балет «Спартак». Мне понравилось. Но если бы я посмотрел три минуты, а не три часа, мне понравилось бы гораздо больше.
— То есть в театры вы не ходите?
— Хожу, но с трудом.

— А в кино?
— Кинотеатры вообще не очень люблю. Потому что для меня там громко. Получается, я плачу за билет и затыкаю уши. Специальные такие штучки делаю, чтобы не полностью, но заткнуть.

— А как же группу свою любимую слушаете?
— А я ж в записи, тихонечко.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
:)) Интервью производит впечатление чего-то абсолютно шизофренического !!

ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА выпила чаю в питерской квартире, где живет большая семья (у Саши четверо братьев и сестер, все занимаются музыкой) и десять кошек, и поговорила с не прошедшим в финал фаворитом.

Слышь, Бирюкова ! Нам "сваво" т.н. "фаворита" под нос не надо подсовывать !
Если вы сами выдумали его "фаворитство", то и пользуйтесь им сами в своей тупой журналистской тусовке, которая за него голосовала, и в среде любителей режопер, а уж мы найдём нормальных пианистов, которых можно послушать.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Именно  сейчас  по  "Культуре"  Ван Клиберн   дает  мастер-класс  молодым  пианистам.  Сейчас играет  Ф. Копачевский и не "уступает"  А.Лубянцеву. Разумеется, это запись 2009 года.

А  может в этой трагической ситуации  с  А.Лубянцевым  отчасти   виновны  педагоги СПб консерватории?

Интересно  - как они оценивают  уровень  подготовки своих студентов?
Неужели они ничего не слышат и не понимают?
http://www.conservatory.ru/node/95
« Последнее редактирование: Июль 26, 2011, 18:56:25 от Сергей_Quark »

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Вот что сказал Ван Клиберн в своем заключительном слове, обращенном к участникам мастер класса.
(Я не стенографировал, поэтому прошу прощения за  некоторую неточность изложения).
====================
 Это не критика. Я делал в жизни множество ошибок и я старался на них учиться. Я уверен, что каждого из вас ждет карьера. Очень многое познается через   постижение себя  и через силу своего желания понять - что же хотел донести до нас композитор?  И это - ваш долг, ваша  "ужасная"  обязанность -  взять вот эти листки, которые создал композитор,  и передать нам  его талант. Сегодня большая ответственность для нас - всегда помнить, что вы никогда не играете для себя, а всегда играете для нас.
=======================

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 440
Цитата: интервью с Лубянцевым
— А тогда что вы думаете по поводу Приза критики?

— Знаете, просто неземное счастье. Это мне очень, очень надо. Понимаете, вот так сыграть, и как будто меня там не было — очень неприятное ощущение. Если честно, я просто ждал от кого-то какой-то поддержки. Думал, неужели никто меня не поддержит? Чего я там парился?


:)) За фразу "чего я там парился" Лубянцеву надо дать премию имени президента Медведева, как единомышленнику :))

Цитата: интервью с Лубянцевым
А когда поступило приглашение участвовать в концерте в Мариинском зале, который прошел через день после конкурса?

— Прямо сразу, как вылетел (со второго тура. — OS). Конечно, спасибо большое. Было очень приятно.

это значит, что журналисты со своей премией и наездом на Гергиева вообще ни при чём.

Цитата: интервью с Лубянцевым
Мне один педагог как-то говорил на мастер-классе, что я не должен выражать себя через музыку, а должен смотреть в ноты и выражать то, что там написано. Но это скользкий вопрос. Непонятно, о чем речь. Что такое «себя»? Все равно ведь играешь на рояле ноты, которые написаны. Человек от себя может что-то сделать, какую-то динамику, например. Но это не значит, что он только себя выражает. Он так услышал эту музыку. В нотах ведь все написано, что надо делать. Но если человек не задумывается, а просто делает, что написано, то получается, что он немножко безвольно играет — что бы он при этом ни делал лицом.

"Что такое "себя"?, - удивлённо спросил киборг-пианист
Ну а после этого вопроса вообще идёт шедевральное мыслеизложение, одно предложение лучше другого.

Цитата: интервью с Лубянцевым
— То есть вы не для себя играете?

Дело в том, что когда скажешь что-то человеку, а он ответил, то уже сам и рад. То есть получается, что для себя.

Цитата: интервью с Лубянцевым
Еще в интернете сижу, ищу всякие веселые видео. Я только веселое ищу. Это на настроение влияет хорошо.

— А про себя в сети читаете? Шуму-то там много поднялось…

— Мне присылают ссылки, и я смотрю. Там в основном приятное пишут. Поэтому я с удовольствием читаю. Я на ютьюбе когда-то начал выставлять свое видео — просто чтобы посмотреть, что люди напишут. Мне очень интересно, когда люди пишут всякие комментарии.

шикарное интервью :))))


p.s. Ладно Лубянцев - с ним всё ясно. Но педагоги? Один педагог ему сказал, что нельзя выражать себя через музыку. Где они увидели, что он выражает себя через музыку?????

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А  может в этой трагической ситуации  с  А.Лубянцевым  отчасти   виновны  педагоги СПб консерватории?

Интересно  - как они оценивают  уровень  подготовки своих студентов?
Неужели они ничего не слышат и не понимают?
http://www.conservatory.ru/node/95

Вы затронули ключевой вопрос ! Я ещё вернусь к нему чуть ниже.
У Лубянцева есть только руки, ноги и центр моторной памяти.
ВСЁ !
Т.н. "образование" счастливым образом миновало его, обойдя стороной и оставив его с добродушной улыбкой на сияющем лице. У него тоже есть свой путь – путь механического совершенствования своей игры, тренировки моторной памяти, т.е. путь в никуда, к "зияющим" высотам. Но вы не беспокойтесь: в наше время, когда публика не имеет даже такого убогого интеллектуального уровня, который приобрёл он, его игра будет восприниматься ею как нечто недосягаемое. Как острили в прежние времена: чтобы все были довольны и чтобы возможности соответствовали потребностям, давайте снизим потребности – и дело в шляпе.
Возможности ныне невелики, но и потребности тоже, прямо скажем, мизерны: недаром же "критика" пишет о "лубянцевской правде", которая её, убогую, вполне удовлетворяет. Так что с этим всё "в порядке": одни будут делать вид, что они производят интеллектуальный продукт; другие будут делать вид, что потребляют интеллектуальный продукт; третьи будут делать вид, что что-то в этом понимают и вручать за это премии, дабы создавать внешнее впечатление продолжения "бурной жизни искусства".
Исполнительство Лубянцева просто, как пробка. Чего в нём можно "не понять" ? Как раз именно оно очень хорошо уложилось бы в примитивное сознание и вполне удовлетворило бы его – что мы и наблюдаем на примере нашей "критики" (которой нет). Но понимаете, какая вещь – страшен своим интеллектуальным убожеством не Лубянцев сам со себе: если бы он был один такой, и если бы всё было так просто, его исполнительство можно было бы объявить ущербным, забыть, как кошмарный сон, и на этом успокоиться. Но не в этом ужас !
Ужас в том, что Лубянцев – ЭТО ТИПИЧНЫЙ ПРОДУКТ НЫНЕШНЕЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ! Это продукт той самой "ранней специализации", когда получают некую профессию в отрыве от всего остального комплекса знаний, считающегося "необязательным! Вот они – ПЛОДЫ этой методики: предельно узкий профессионал-ремесленник с полным отрывом от всей остальной культуры, о которой он вообще ни сном, ни духом ! Это то самое "сияющее будущее", которое проповедуют нынешние устроители народного образования во главе с Фурсенко, которого уже совершенно откровенно освистывают выпускники наших школ, как это было на Дворцовой площади в Петербурге и в Москве в КДС только что этим летом на объединённом выпускном вечере. Это курс на всеобщее отупление и обыдление, который целенаправленно спускается в массы сверху.
В связи с этим я вспоминаю эти вечные совковые ещё интеллигентские стоны по поводу того, что в консерваториях от музыкантов требовали знания политической истории, истории искусств, философии, литературы, основ естественных наук, марксизма, извините, ленинизма и т.д. и т.д. ! Все музыканты брыкались, кричали, мол, зачем им этот вздор, диссидентствовали, жаловались на "удушение личности", на "идеологический диктат" …….. Ну вот, зато ТЕПЕРЬ мы видим, какие убожества будут вырастать и воспитываться в консерваториях, если от студентов не требовать элементарного личностного развития – если не требовать знания истории искусств и истории музыки в т.ч., если не требования знания политической истории, философии, общих принципов существования и развития различных видов искусств, если не требовать знания богатств мировой художественной литературы, в т.ч. и великой русской литературы XIX века ! Вот что будет !
Лубянцев будет, вот что !
Типовой продукт конвейерного способа производства с помощью ЕГЭ и прочих прелестей специализации с отказом от познания всей остальной интеллектуальной составляющей базы знаний нашей цивилизации. И всё это зародилось ещё в "лихих 90-х" ! Вырастили ремесленника, биоробота, который изъясняется штампами и не может связать двух фраз ни в жизни, ни в музыке, а только жвачку какую-то преподносит.
Вот что ужасает.
А ведь консерватории наши ВСЕ отказались от всего, как им казалось, "лишнего" в процессе обучения музыкальной специальности, только, как выяснилось и как я давно уже говорил, в музыке есть не только музыка: музыка является средоточием и пересечением множества художественно-интеллектуальных дисциплин. В ней проявляются свойства и тенденции, привносимые из других искусств и наук, и если этих – других – наук и искусств не знать, то опять получится – что ? – правильно: опять получится Лубянцев.
Лубянцев – это "герой нашего времени": времени узких специалистов-схоластов, которые за пределами своих цеховых проблем ничего не знают и не ведают. Но если, к примеру, дантисту не обязательно владеть знаниями в области живописи, литературы, архитектуры и истории искусств, то музыканту это, как минимум, не помешало бы ! :)))))
Но куда уж там …….
Так что опять придётся произнести сакраментальную фразу: может, в Консерватории что поправить ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ладно Лубянцев - с ним всё ясно. Но педагоги? Один педагог ему сказал, что нельзя выражать себя через музыку. Где они увидели, что он выражает себя через музыку?????

Да, для меня это тоже загадка: мне кажется, мышление Лубянцева настолько примитивно, что ему попросту нечего выражать. "Себя". А где здесь "он" ? Где его "особенности" ? Я вообще НЕ ВИЖУ НИЧЕГО, КРОМЕ ПУСТОГО МЕСТА.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 440
С другой стороны, Скрябин тоже не очень любил читать книжки :)) И в России не всё так плохо с образованием, особенно музыкальным. В Европе (за редким исключением) обучение и преподаватели гораздо скучнее! Помимо Лубянцева, в России выросли такие умные, содержательные пианисты, как С. Кузнецов, Ю. Авдеева, Володин и др. Виноват даже не столько Лубянцев, сколько некоторые педагоги, говорящие ему постоянно, что он "личность" (вот это преступление!) и его фанаты/фанатки, устроившие ажиотаж вокруг его непрохождения в финал. Он теперь, небось, сам поверил в то, что он - реинкарнированный Липатти.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 440
Да, кстати, как там Нерсесьян отозвался о Фаворине? "у него прекрасный фортепианный профессионализм, но он не умеет играть миниатюры"? Вот про Лубянцева надо было так сказать: "у него прекрасный фортепианный профессионализм, но в голове пусто".

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
А ведь в живописи есть вполне законное направление "примитивизм" как "стилизованная живопись профессионалов" (причем  примитивизм надо отличать от "наивного искусства" как искусства непрофессионалов) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%BC
М.б.  мы имеем дело с возникновением такого же направления в музыке, задержавшегося по сравнению с живописью на 100 лет, а Лубянцев  - это просто наиболее яркий представитель "примитивизма" в музыке (можно подумать, что никого другого,отражающего это направление, кроме Лубянцева, мы не знаем).
Тогда нужно обсуждать не Лубянцева как такового, а допустимость этого направления в музыке.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 440
Интересная мысль насчёт примитивизма :)) Но только "примитивистам" лучше бы тогда сочинять свою музыку и только её исполнять ))

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 673
Осталось договориться о том, как различать примитивизм и "наивное искусство" в музыкальном исполнительстве. :)))

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 440
Осталось договориться о том, как различать примитивизм и "наивное искусство" в музыкальном исполнительстве. :)))

наверное, по наличию или отсутствию "фортепианного профессионализма" )) или диплома о высшем образовании? ))

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
да.да -я имела в виду музыкальное исполнительство, а не музыку вообще :)
(новой простоте и даже старой новой простоте   в композиции мы уже  давно не удивляемся).

Сергей
Цитировать
Осталось договориться о том, как различать примитивизм и "наивное искусство" в музыкальном исполнительстве
По методе, разработанной в живописи - человек не закончил консерваторию - наив, закончил или учится  - примитив  :)




"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 673
Бедные композиторы... Художники-то сами себе творцы.  ::)

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 770
Цитата: интервью с Лубянцевым
— Мне присылают ссылки, и я смотрю. Там в основном приятное пишут. Поэтому я с удовольствием читаю. Я на ютьюбе когда-то начал выставлять свое видео — просто чтобы посмотреть, что люди напишут. Мне очень интересно, когда люди пишут всякие комментарии.

Слушайте, а нет ли у кого-нибудь его мыла? Надо бы ему ссылку на это обсуждение - прежде всего, конечно, на предлогоффские посты - послать!  ;D Может, хоть как-то после них протрезвеет? ;) Мальчика ну никак умным не назовешь... треп какой-то... то ли под шафэ, то ли по жизни такой...  :o

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 440
то ли под шафэ, то ли по жизни такой...  :o

по жизни такой весельчак, святая простота :) А вот и его фирменная улыбочка:

http://www.youtube.com/watch?v=vKCC5MA9xBA&feature=player_embedded


:)))) трогательно-напринуждённая ухмылка (c) Д. Ренанский

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Может, хоть как-то после них протрезвеет? ;) Мальчика ну никак умным не назовешь... треп какой-то... то ли под шафэ, то ли по жизни такой...  :o

Я думаю, по жизни. Он не протрезвеет ни от чего, потому что, судя по его сокрушённой реакции на решение жюри, он и сам себя считает "гением", и в семье ему напевают то же самое его родители, многочисленные сёстры и кошки, и теперь наша многоумная критика взялась восхвалять "лубянцевскую правду", о коей мы с вами отзываемся как о примитиве.
У критики нашей теперь одна задача: чтобы не сесть в лужу собственной глупости, она теперь будет постоянно поддерживать некоторый градус истерии вокруг Лубянцева - его уже уподобили Моцарту, я думаю, теперь его начнут сравнивать с самыми великими пианистами за всю историю музыки. Язык-то без костей, да и бумага, не говоря уже об электронных страницах, всё стерпит. Та же Варя Турова, влипшая в эту историю и втянувшая в неё других столь же многоумных подруг-критикесс, теперь будет из юбки выскакивать, чтобы везде и всюду пихать Лубянцева, вопить о его концертах, тыкать им нам под нос, трезвонить о нём в прессе и т.д. Назад пути нет, иначе придётся признать, что в своём стремлении насолить Гергиеву критикессы докатились до полного идиотизма - и теперь, чтобы не ослаблять прессинг, можно идти только по нарастающей ! Штурмовать небо !
А сам Лубянцев - и я в это охотно верю ! - не будет читать никакой негатив и ни в какой негатив не будет верить, потому что он ведь объявлен гением, Моцартом, новым Листом&Рубинштейном в одном флаконе. Приятно же читать о себе такие вещи ! :))))))))
Как он играет на самом деле - теперь не имеет значения, потому что в дело включилась чистая пропаганда. А там, где политика, ни доводы разума, ни объективный анализ не смогут изменить ситуацию.
Остаётся лишь ожидать, пока не закончатся спонсорские деньги, а с ними и этот пузырь не сдуется ! :))))))) А если деньги будут продолжать швырять, то мы имеем шанс наблюдать Лубянцева не реже, чем Аллу Борисовну.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://www.youtube.com/watch?v=vKCC5MA9xBA&feature=player_embedded

:)))) трогательно-напринуждённая ухмылка (c) Д. Ренанский

:)) Но исполнение чудовищно. Я даже не предполагал, что из этой возбуждённо-демонической пьесы можно сделать столь бесстрастно барабанящую асфальтодробилку.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Александру Лубянцеву досталось от критиков
Вручен приз, учрежденный в финале конкурса Чайковского


http://www.kommersant.ru/doc/1685949

<...>
Положительных итогов тут видится два. Во-первых, вместе с квазицеремонией публика получила и еще один концерт Александра Лубянцева, и теперь, когда тема XIV конкурса Чайковского, видимо, окончательно закрыта, его исключительные Лист и Скрябин уже точно воспринимались не как попытка что-то доказать, а как дистиллированное музыкальное событие. И второе: если премию действительно получится сделать неким постоянно действующим учреждением, нацеленным в своих оценках не на итоги конкурса Чайковского, а скорее на музыкальный процесс в целом, это, безусловно, будет к лучшему
 <....>
=======================
Комментарий
Уважаемые коллеги!
В каком смысле здесь употреблен термин "дистиллированное музыкальное событие"?
Ведь дистиллированную воду - пить вредно  ;)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В каком смысле здесь употреблен термин "дистиллированное музыкальное событие"?

Можно догадаться, что имелось в виду самостоятельное, не зависящее от конкурса им.Чайковского событие. Но словечко и впрямь неудачное в данном контексте.
Интересно, кстати, чем прельстили критика лубянцевские Лист и Скрябин ? Ужли лобовыми исполнительскими решениями и незатейливой прямолинейностью подхода ? Всё той же добродушной ухмылкой, по-видимому ....
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tiferet

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 414
Магистр,

жаль тут нет кнопки Like как на Facebook. Я бы ставила Like почти под каждым Вашим постом.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
А вот, наконец,  Ю.Бедерова дает пояснения  по поводу игры Лубянцева

http://www.svobodanews.ru/content/transcript/24273335.html
Марина Тимашева: Вы, как музыковед и музыкант, можете более или менее внятно (хотя я понимаю, что это сложно) объяснить, в чем прелесть исполнительской манеры Александра Лубянцева?

Юлия Бедерова: На мой взгляд, это удивительный и уникальный музыкант, обладающий поразительным даром, звуком удивительным, необычайным. Впрочем, звуком неоднозначным, этот звук многих смущает, а многих совершенно завораживает, но это не тот звук, которому можно предъявить претензию в бессмысленности или ''не сделанности'' - это специально выношенный идеологически, телесно, через свое отношение, очень специфический, особенный звук. Лубянцев уникален, на мой взгляд, и тем, что он невероятно честен по отношению к искусству, которым он занимается, он необычен, это слышно, но он не экстравагантен, он не подкупает публику специальной манерностью или каким-то специальным интеллектуализмом. Его уникальный, особенный взгляд на музыку совершенно честен и в каком-то смысле простодушен, при том, что он разумом во многом играет. Он не вырос из отрицания традиции, он с ней находится в очень глубоких, очень горячих диалогических отношениях, и это очень слышно. И он обладает поразительным даром забирать зал себе в сообщники. Он его не подкупает, не побеждает, он его как бы берет, ведет за собой, и вдруг выясняется, что весь зал это его сообщники в его истории взаимоотношений с Шопеном, со Скрябиным. Для меня Лубянцев и Трифонов, победитель Конкурса Чайковского, были главными конкурентами. При том, что они - антиподы, они принципиально разные люди, но оба великолепны в этом ощущении какой-то посвященности в музыку и посвященности ей. Это громкое слово - ''служение'' - оно прямо слышно в зале. Поразительно, но ты начинаешь как бы участвовать в этом, ты становишься соучастником в обоих случаях. Для меня ужасно интересно было во втором туре, когда оба играли Шопена и Скрябина - если в исполнении Трифонова Скрябин был как бы репликой в шопеновской истории, то у Лубянцева мне показалось наоборот, там Шопен что-то говорил о Скрябине. Было ужасно интересно слушать их обоих, и не только их - у меня был еще один фаворит, совершенно удивительный молодой человек по имени Павел Колесников. Он не прошел во второй с половиной тур, но получил специальный диплом за второй тур. Это вообще другой человек, такая светлейшая натура, со светлейшим звуком и каким-то невероятно органичным отношением к инструменту - у него просто инструмент сам играет, а он как будто рядом позволяет себе находиться - вот такое невероятное ощущение. А у других людей были другие фавориты. Вообще этот конкурс произвел невероятное впечатление на всех тем, что был настолько богат. Он так был задуман и, благодаря Оргкомитету и Гергиеву, так был проведен, что стал очень большим событием. А сколько, например, невероятно одаренных музыкантов в специальности фортепьяно там сыграло! Это уму непостижимо, это какое-то богатство! Именно поэтому очень жалко было терять это драгоценное впечатление, поэтому захотелось присудить еще один дополнительный приз от экспертного сообщества.

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.