Автор Тема: Не хочется хлопать в ладоши. Что делать?  (Прочитано 3443 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
Имеет место следующая "патология". Мне никогда не хочется аплодировать после концерта/спектакля. Более того, чем больше мне понравилось, тем больше мне хочется не хлопать в ладоши. Сам по себе я от этого не страдаю и не рассматриваю как нечто, хотя понимаю, что для артистов это, мягко скажем, неприятно. Но МОЯ ВНУТРЕННЯЯ РЕАКЦИЯ на (тем более хорошую) музыку ЗАПРЕЩАЕТ мне (сразу) махать и хлопать, а разрешает только молчать.

(Дай бог, наверно, чтоб таких было поменьше?). Однако...

Ладно, если солист сыграл концерт так хреново, что его и выпускать нельзя было на сцену (не в Москве такое бывает), а вокруг тысячная публика стоит и несут цветы. Или если насмотришься как Скалозуб с Фамусовым поют  "Малиновый звон на заре", а над ними экран-видео с вертолетами, громящими бородатых кавказцев; + караоке-субтитры и телевизионная эмблема RenTV! Тут нет проблем, это не страшно. Просто терплю стоящих "браво-тупиц с цветами". Легче, когда сидишь где-нибудь вдали от сцены. Но когда в первых рядах партера, то тут возникает
"напряженка".

Отыграл португалец 4-й Бетховена. Так себе, на крепкую 3+. Но провинциальная публика на ура и браво. А мне приходится сидеть в 3-м ряду партера у центрального прохода в нескольких метрах от раскланивающегося солиста. А вокруг все стоят... не уютно. И это при том, что я к нему совершенно ничего плохого не располагаю; молодой парень, учится в МГК, нет еще опыта, концерт - не в магазин сходить и т.д., я всё понимаю. Сижу с нейтрально-доброжелательной физиономией, поддерживаю его мысленно и жду когда закончится. Но это еще пол беды. Хуже, когда потом во 2-м отделении сыграли 5-ю Чайковского и причем очень здорово! И опять овации, встали, а я сижу. Дирижер (другой
португалец) принимает поздравления - я опять как белая ворона - и посматривает на меня ("что это за отморозок", думает небось). Но я ведь не то что не против. Мне даже хотелось пройти к нему после в
артистическую, поблагодарить, сказать, что я наконец-то впервые услышал замечательные две ноты (па-па) у тубы в 4-й части, что очень хорошее соотношение темпов и т.д. В общем, сделать комплимент (быть может и мелкое замечание), а приходилось сидеть с удовлетворенно доброжелательной миной и "терпеть" standing ovation.

PS... Кстати, эта "замечательная" публика после первой же овации ломанула в гардероб перед тем как дирижер собрался было выйти 2-й раз. А я в голове еще долго "переваривал оркестровые детали": хорошее начало альтов, дерево молодцы, темпы у дирижера Ok, tutti/piano/акустика отлично и т.д. Вот и решайте теперь, кто прав и что лучше?

regards

  • Гость
Re: Не хочется хлопать в ладоши. Что делать?
« Ответ #1 : Июль 22, 2013, 11:47:33 »
Очень понимаю, сам давно обнаружил в себе эту реакцию. Я практически никогда не хлопал Рихтеру, например: просто странно было этим заниматься в том состоянии, в которое меня вводила его игра, - мысли были, каким маршрутом короче добрести до речки и утопиться, какие там размахивания руками. Или наоборот - полное отключение от реальности. Как-то довелось сидеть в БЗК в директорской ложе, и, видимо, это бросилось ему в глаза, поскольку он, уходя со сцены, как-то пристально на меня посмотрел. Или мне показалось ))

Для меня естественно хлопать, когда пианист сыграл что-то эффектно в смысле мастерства, как когда Володось, скажем, оторвал свою Кармен, когда хороший пианист долго не выходит на бис (тот же Рихтер), тогда поддерживаю овацию, и когда зал недостаточно бурно реагирует на прекрасную игру, как это было как-то на Афанасьеве. На такие случаи в те же незапамятные времена я открыл и стал использовать специальный приём: хлопать не плоскими ладонями, а слегка согнутыми, так что под каждой остаётся воздушная подушка, и хлопки получаются очень гулкими и даже могут локально пробить овацию всего зала :) или инициировать ритмичную овацию.

Рефлекторные аплодисменты публики, действительно, вызывают отторжение. Это не снобизм и не высокомерие, а естественная реакция, мне кажется, просто о ней редко задумываются. Насчёт сегодняшней публики и девальвации аплодисментов убедительно поскорбеть у меня не получится, поскольку в концертах был за последние лет 15 раза три.

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
Re: Не хочется хлопать в ладоши. Что делать?
« Ответ #2 : Август 01, 2013, 03:25:28 »
Спасибо за поддержку, а то я время от времени подумываю, может я и в сам деле «конченный отморозок», что даже и камнями здесь не закидывают. Писали где-то, что, кажется в японии, после концерта Башмета, зал молчал и он ушел. Хлопать стали, когда вышел 2й раз. Японцы может быть, но наших так не представляю. Публика деградирует не медленнее, чем исполнители в массе. Я не имел возможности быть на концертах Рихтера, но гарантированно, не издал бы ни звука ни хлопка, если бы был... Пожирал бы молча все глазам и ушами, а мой мозг еще долго все это переваривал бы.

PS. Может будущая история и столкнется с воспоминаниями СТР, как он видел «белую нехлопающую ворону», которую он то, вне сомнения, понял. Если бы весь зал состоял из таких ... Идеал... Для Рихтера уж точно.... Но не для Горовицей-Мацуевых

regards

  • Гость
Re: Не хочется хлопать в ладоши. Что делать?
« Ответ #3 : Август 29, 2013, 22:56:48 »
К сожалению, что-то новое из написанного Рихтером мы увидим нескоро: НЛ запретила публиковать сданные в Пушкинский музей материалы в течение 50 лет. Имела ли право - отдельный вопрос, но пока так.

А белой вороной в сочетании с упоминанием Горовица Вы меня насмешили.
В 1986 г. я безнадёжно пытался попасть на единственный концерт Горовица в Москве, и вот в субботу вечером, накануне, мне позвонил бывший однокурсник Володя Вьюрков, да ниспошлёт ему Аллах свою милость, и предложил билет. Ему он достался сложным путём от предсовмина РСФСР, и Володя решил, что мне это нужнее. Уникальный человек и поступок!

Так вот я и оказался в пятом ряду партера, но рассмеялся сейчас потому, что сидел я там в белой рубашке (дело было летом) среди чиновников в костюмах, и попал в кадр: в фильме можно меня видеть, когда камера направлена со стороны сцены в зал. Нерезко, но вполне различимо :)
Так что одной белой вороной я уже побывал.


Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 642
Re: Не хочется хлопать в ладоши. Что делать?
« Ответ #4 : Октябрь 04, 2015, 11:45:48 »
А что, в драматических театрах теперь тоже, как и в опере, стало правилом "хорошего тона" хлопать выключающемуся перед началом действия (каждого!) освещению? :o
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Михаил Ястребов

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 209
Re: Не хочется хлопать в ладоши. Что делать?
« Ответ #5 : Октябрь 08, 2015, 19:00:28 »
Если не хочется хлопать в ладоши, то, полагаю, и не надо. И без разницы, отчего именно не хочется, - от потрясения или от возмущения. Достаточно однажды решить, чему Вы хотите соответствовать поведенчески: своему внутреннему состоянию или поведению остальной публики.

Вспоминаю два любопытных случая, каждому из которых больше тридцати лет. Первый - с гала-концерта одного из провинциальных оперных театров. Бас пел "Клевету" и в конце пустил петуха. А добрая публика начала неистово хлопать и кричать, поддерживая бедолагу, которому от всего произошедшего было дико нехорошо. Как и мне, не хлопающему. Но аплодировать рука не поднялась.

Второй случай психологически иной. К нам в Ярославль приехал с камерным концертом Мати Пальм. Был он самом соку, но местных меломанов имя сие как-то не привлекло. В зале филармонии оказалось нас человек с полсотни - два с половиной ряда. Вышел Пальм с аккомпаниатором, и оба остолбенели, увидев зал. Справились с собой, исполнили ровно пять вещей и удалились. После каждого номера публика орала, как резаная, стараясь искупить этим неловкость ситуации. Всё бы ничего, если бы не лицо певца. Он смотрел на нас, как на опарышей. И это на тех, кто пришёл!!! Забыть не могу тот день. Никого не виню. И часто вспоминаю по данному поводу из Бродского: "Трагедия - это столкновение правоты с правотой".

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 816
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Как в театрах устраиваются заразительные аплодисменты и жуткие овации

http://www.online812.ru/2016/05/11/006/

...В конце концов, я сориентировалась, что попала не куда-нибудь, а в центр городской оперно-балетной клаки.

У всех этих людей была дневная профессия. Они были бухгалтерами или библиотекарями. Некоторые из них были артистами кордебалета Театра музкомедии. И вроде бы эти последние действительно должны были всю жизнь ходить в один и тот же театр – и то на работу, но они как-то пристраивались и каждый вечер ходили не в свой, а в другой театр.

Эти люди были очень серьезно организованы. Обычно они встречались в Кировском театре, если, конечно, никто им не говорил, что надо хлопать в ладоши где-нибудь на тридцатом километре Московского шоссе.
И вот как-то они взяли в Кировский театр и меня.

В те годы было широко распространено мнение, что в хороший театр попасть абсолютно невозможно. Однако в тот вечер выяснилось, что попасть в самый престижный театр очень даже легко. Надо только подойти к дверям, где идут все, и ты тут же услышишь: «Девочки, Валечка просила похлопать в белом акте».
У клакеров было что-то написано на лицах, и никому никаких документов они не показывали. Они просто ходили в театр не переставая. Семь дней в неделю. После работы они немедленно шли в театр. Могу вам сказать по собственному опыту, что этот образ жизни очень подкашивает.

Итак, мы спокойно проходили контролеров, раздевались в гардеробе и затем шли не в зал, а в буфет. И вот вся эта компания сидела в буфете Кировского театра и обсуждала свои простые житейские дела. Одни говорили: «Ой, не знаю, с кем Машку оставить, она все болеет и болеет...», а другие говорили про какие-то бухгалтерские проверки.

Потом кто-то вскакивал и кричал: «Валька же просила похлопать в белом акте!», и все начинали бежать, как пожарные, на номера. Они никогда глупо не суетились. Они прекрасно разбирались в сложной географии Кировского театра, и что меня всегда поражало, они умудрялись найти те места в зале, с которых прима лучше всего могла слышать аплодисменты в белом акте. А один из них очень хорошо и громко кричал «Браво!». Он забирался выше всех. Он иногда так высоко забирался, что казалось, что он оттуда может рухнуть. Но он не падал, а красиво изгибался и кричал «Браво!».

(Кстати, про белый акт, если кто не знает. Есть такой балет – «Жизель». В первой части этого балета Жизель танцует еще живая. Потом она умирает. Во втором акте она тоже танцует, но уже будучи абсолютно мертвой. И ее молодой человек пританцовывает рядом с ней, видимо, пораженный тем обстоятельством, что она вернулась с того света. Так вот, белый акт – это та часть балета, когда Жизель уже мертвая.)
Люди из клаки хорошо знали, с какого места аплодисменты и крики «Браво!» слышны лучше всего. Они всегда были центром аплодисментов и жутких оваций. Они очень заразительно хлопали. И казалось, что их в зале очень много.

Клака, в которую я попала, была, как я уже говорила, смешанной – оперно-балетной. Она была одной чрезвычайно известной оперной примы и одновременно другой не менее известной балетной примы, которая умела талантливо поднимать ноги выше головы хоть кого.

Конечно, этой балетной приме в «Жизели» и так бы похлопали. Но народ в то время был не то чтобы ленивый – простой советский человек, сидящий на недорогих советских местах, видел мало чего из происходящего на сцене, и если рядом с ним кто-то с видом знатока громко и с восторгом не похлопает, то советский человек может запросто и пропустить этот замечательный момент. А иностранцы, сидевшие в партере (которых, впрочем, тогда, вопреки расхожему мнению, в зале Кировского театра было не очень много), так они себя вообще вести не умели и не знали, когда и как кричать «Браво!». И им для того, чтобы привести в состояние восторга, надо, наверное, часа три в белом акте танцевать. Но белый акт все-таки короткий, и наша прима не будет три часа фуэте крутить, она свое отпляшет и уплывет – и не успеет от этих иностранцев дождаться, чтобы похлопали.

Когда я узнала клакеров получше, я поняла, что все это они делали абсолютно искренне – и хлопали, и кричали «Браво!».

В общем, мне очень нравилось, как эти люди отрабатывали свою возможность бесплатного хождения в театр.
Они брали меня с собой, и потом я сама научилась правильно и в нужный момент хлопать.

Помню, мы хлопали в Малеготе – ныне Михайловский театр. Хлопали дирижеру Гаудасинскому. Попробовали бы вы хлопать дирижеру, когда его в темноте не видно. Одно дело хлопать человеку, который спел арию, – тут все понятно: он спел, ты начинаешь аплодировать, публика заражается, и аплодисменты переходят в бурные овации. А вот хлопать дирижеру Гаудасинскому было невероятно тяжело. Кстати, хлопали мы дирижеру Гаудасинскому из любви к нашей приме.

Я не знаю – и врать не буду, – содержалась ли каким-нибудь образом эта клака и как решались (и решались ли вообще) финансовые вопросы. Я этого не знаю, потому что не была полноценным членом клаки: я с ними просто ходила, и они меня не гнали. Я, например, никогда не ездила в Москву или на гастроли. Вообще, это была очень демократичная компания. По-моему, они все просто очень любили нашу приму. И я удивляюсь, как она все это выносила. Они могли запросто прийти к ней в гости или отправиться гулять с ее дочкой – тоже очень демократичной и музыкальной девушкой. Но это были не те люди, которые караулят какого-нибудь артиста у дверей и потом пытаются разорвать объект страсти на куски.

В то время в Кировском театре была не одна наша клака. Клак было много: у каждого достойного певца или танцовщика – своя. Мы иногда их встречали – людей, которые в противовес нам не хотели кричать «Браво!» в белом акте. При этом никакой борьбы между клаками не было. Каждый занимался своим делом.
Вообще, клакеры в театре были чем-то вроде театральной кошки. Их никто не замечал. Они были – и их не было.

В нашей клаке было немало недоучившихся в хореографическом, чуть ли не все парни были кордебалетными по профессии. Недоучившиеся балетные люди знали все партии всех балетов наизусть. Они как пару пустых могли представить тебе на кухне, как нужно дойти до третьей кулисы и как там повернуть.

Среди них был даже парикмахер, который, впрочем, никаким парикмахером по профессии не был, но в качестве самовыражения он мог тебя подстричь. Или станцевать тебе что-нибудь. И, надо вам сказать, танцы на кухне при полном отсутствии оркестра производят очень сильное впечатление. Тем не менее, человек он был хороший.

В той компании вообще люди были хорошие. Это были люди, которые совершенно не чувствовали, или по крайней мере не показывали, никаких обид. Я никогда не видела среди них людей, которые уклоняются в большой компании от того, чтобы заплатить. В разных компаниях, не в клаке, я неоднократно наблюдала, как люди замирают, ожидая, как какой-нибудь дурак начнет платить за всех. В этой, недоучившейся балету, такого не было никогда. Все, как по мановению дирижерской палочки, лезли в свои карманы и сразу вытаскивали все имевшиеся там деньги.

Я обреталась в Кировском театре два сезона и знала весь репертуар не хуже помрежа. Не знаю, есть ли клаки сейчас. Но мне трудно представить, что сейчас можно прийти к дверям Мариинского театра, когда там дают оперу «Рождественская сказка» композитора Щедрина, и бесплатно пробраться в зал на предмет похлопать. На мировой премьере. 
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 642
Фамилия (псевдоним?) у этой тёти-моти вполне подходящая. Никаких фуэте в "Жизели" нет и в помине. Гаудасинский далеко не дирижёр. Ну и т.д. >:(
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 642
Re: Не хочется хлопать в ладоши. Что делать?
« Ответ #8 : Сентябрь 15, 2017, 12:21:06 »
текст: Екатерина Бирюкова

И напоследок — две важные новости из мира музыкального этикета. Первая — теперь можно хлопать, когда душа желает, то есть между частями! Говорят, об этом даже пишут в немецких газетах. Не надо ограничивать свои эмоции, не надо скрывать удовольствие! Высоколобая публика Бетховенского фестиваля дружно аплодировала после первых частей и в концерте Гершвина, и в концерте Бетховена.

http://www.colta.ru/articles/music_classic/15987
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн diletantka

  • ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 297
Re: Не хочется хлопать в ладоши. Что делать?
« Ответ #9 : Сентябрь 20, 2017, 11:48:25 »
Свистеть.Александринский театр.Апрель 2016-го."Карамазовы".Режиссер Богомолов.Мобилами и прочей мелочевкой не швыряли вроде,хотя ходят слухи,что в прошлом веке в Большом доходило дело и до битья зонтиками. :)
АЭЛИТА-«видимый всем свет звезды»

Оффлайн diletantka

  • ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 297
Re: Не хочется хлопать в ладоши. Что делать?
« Ответ #10 : Ноябрь 16, 2017, 17:23:00 »
"Юбилей ювелира".Александринский театр.Ложа бельэтажа.Некая дама,как бы это выразиться,просто завыла.Такая вот реакция.К сожалению,не смогла лично удостовериться,что с ней все в порядке,но вроде врача вызвали.Даже когда участвовала в фанатских распрях такого ужаса и сочувствия одновременно не испытывала. :-\
АЭЛИТА-«видимый всем свет звезды»

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 816
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Не хочется хлопать в ладоши. Что делать?
« Ответ #11 : Декабрь 09, 2017, 14:19:20 »
О премьере «Андре Шенье» в Ла Скала:

"Время диктует новые правила. Риккардо Шайи предупредил, что если в прошлые годы едва ли не шлягерные «Un di all azzuro spazio» или «Come un bel di maggio», не говоря о трагической «La mama е morta», было принято сопровождать аплодисментами, то на этот раз хлопать следует лишь при опускающемся занавесе, чтобы не разрушать музыкальный рисунок оперы. Но недоверчивые миланские меломаны объясняли это нововведение по-своему. Настоящий и весьма пристрастный экзамен в премьерный вечер пришлось выдержать Юсифу Эйвазову, исполнившему партию революционного поэта, который, в отличие от своей жены, хорошо известной миланской публике Анны Нетребко, выступившей в роли Маддалены, впервые выходил на сцену «Ла Скала». Так что в запрете дирижера на аплодисменты многие усмотрели попытку уберечься их оборотной стороны — фирменного «бууу» галерки, которого опасается любой выходящий на сцену «Ла Скала» певец.

...

После завершающего оперу дуэта восходящих на эшафот влюбленных публика разразилась наконец дозволенными аплодисментами. И хотя их 11-минутная продолжительность скорее средний показатель для инаугурационного спектакля «Ла Скала», знававшего и двадцатиминутные овации, не было никого, кто не признал бы премьеру «Андре Шенье» триумфом."

https://www.kommersant.ru/doc/3492620
Che mai sento!