Автор Тема: Теодор Курентзис и споры вокруг него  (Прочитано 82329 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 808
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #500 : Ноябрь 20, 2017, 22:37:29 »
13 ноября в Итальянском дворике прошла встреча дирижера Теодора Курентзиса со зрителями. Беседу вел композитор Леонид Десятников. Запись встречи можно посмотреть здесь

https://www.youtube.com/watch?v=vVo7LDGr7_I
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 637
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #501 : Ноябрь 23, 2017, 07:48:21 »
Теодор Курентзис рассказал москвичам о "Титане"

Московские гастроли Теодора Курентзиса предварил цикл лекций о творчестве Малера и Берга
    
Анастасия Попова

http://www.ng.ru/culture/2017-11-22/100_titan.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 637
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #502 : Ноябрь 24, 2017, 22:04:02 »
«Голый король»: как худрук Пермского театра уехал на вечные гастроли

Артисты Пермского театра оперы и балета с недоумением воспринимают политику худрука: они хотят работать на Пермь, но не на Курентзиса, который в своей погоне за славой не чурается заниматься и тем, что не относится к сфере его компетенции

Антон Исаков, 16 ноября 2017, 15:47 — REGNUM 

Первая половина ноября выдалась насыщенной для Пермского театра оперы и балета, несмотря на то, что в Перми этого никто не заметил. Труппа, гастролирующая по западным странам, как кажется пермякам, прославляет город в глазах «просвещенных» европейцев, поэтому отсутствие культурной жизни в Перми искупляется бурной деятельностью на благо города в Германии и других странах ЕС.

Художественный руководитель Пермского театра оперы и балета пребывает в вечных гастролях, ненадолго заскакивая в город, где ему платят зарплату. После чего вновь исчезает, оставляя театр наедине с собой. Что происходит с домом, когда он не нужен хозяину? Об этом я хочу поговорить в данной статье.

Подробности: https://regnum.ru/news/polit/2345809.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 637
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #503 : Ноябрь 24, 2017, 22:09:42 »
Общественники Перми признали неудовлетворительной деятельность Курентзиса

В четверг 23 ноября состоялось очередное заседание аналитического клуба, организуемого движением «Суть времени»

Подробности: https://regnum.ru/news/2349324.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 690
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #504 : Ноябрь 24, 2017, 23:39:54 »
Честно говоря, писанина этого Антона Исакова изрядно надоела. Из раза в раз одно и то же. Приобретает характер травли.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 560
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #505 : Ноябрь 25, 2017, 01:32:26 »
"Суть времени" -- это Кургинян, известный политический провокатор, на дотации у нынешней власти.

Это национал-большевики.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 637
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #506 : Ноябрь 25, 2017, 06:18:38 »
Ценный слом

Теодор Курентзис и Патриция Копачинская открыли фестиваль «Дягилев P.S.»

В Большом зале петербургской филармонии концертом пермского оркестра MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса открылся фестиваль «Дягилев P.S.». Солировала скрипачка Патриция Копачинская. Сегодня с той же программой музыканты выступят в Большом зале московской консерватории. Рассказывает Кира Немировская.

https://www.kommersant.ru/doc/3479108?from=four_culture
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 125
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #507 : Ноябрь 25, 2017, 13:43:05 »
Очень любопытный отзыв на тот же концерт в СПБ (Курентзис + Копачинская) от питерского интеллектуала, широко известного в узких кругах,  Карла Буратиновича:
https://www.facebook.com/buratinovich/posts/1598022143619076

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 560
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #508 : Ноябрь 25, 2017, 14:20:26 »
Отзыв прекрасный.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 637
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #509 : Ноябрь 27, 2017, 14:23:08 »
Курентзис удивляющий

Владимир Дудин

Концерт дирижера Теодора Курентзиса и его пермского оркестра MusicAeterna в Большом зале Филармонии открыл музыкальную часть международного фестиваля «Дягилев. P. S.»

Выступления Теодора Курентзиса со своими музыкантами стали на протяжении последних нескольких лет обязательным ритуалом для петербургских меломанов и прочих культурных модников. Но в отличие, например, от Григория Соколова, собирающего аншлаги в Большом зале Филармонии раз в году, Теодор Курентзис дает концерты и в Москве, и в Перми несколько раз в сезоне. И если до сих пор его главной площадкой был Большой зал Филармонии, то в декабре к нему прибавится и Концертный зал Мариинского театра, где пермский оркестр Курентзиса исполнит Седьмую симфонию Шостаковича. Правда, в этом «пермском» оркестре на важных позициях бывают столько музыкантов из Москвы и Петербурга, что впору называть его как-нибудь «пермско-российским».

https://spbvedomosti.ru/news/culture/kurentzis_udivlyayushchiy/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 560
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #510 : Ноябрь 28, 2017, 17:57:48 »
Отзыв Славы Шадронова aka Arlekin:
https://users.livejournal.com/-arlekin-/3706481.html

Берг и Малер, оркестр "MusicAeterna" в БЗК, дир. Теодор Курентзис, сол. Патриция Копачинская

"Но вот что это было в начале скрипичного концерта Берга? Пока солистка, Патриция Копачинская, ожидала своего вступления, присев в белом платье на дирижерский подиум (не иначе, Курентзис ее подучил, что это оч круто, сам то же делал раньше; но она-то потом на второе отделение в зал вышла "черная" - подобно "рабе любви": "я оденусь скромно-скромно, и меня никто-никто не узнает"), скрипки оркестра изображали до поры "нечто" в виде предварительного вступления - его Курентзис сам досочинил за Берга!? Там же солирующая скрипка вроде почти сразу вступает - нет? Или я просто не помню, что должно быть у Берга на самом деле? Но сравнительно недавно Елена Ревич в том же БЗК с РНО, и без особого, что характерно, ажиотажа, исполняла тот же самый концерт Берга, что не меньше, вот ей-богу, заслуживало внимания, чем нынешнее ЧП районного масштаба - и последнюю ноту Ревич тянула не хуже Копачинской, но у Ревич вместе с тем было понятно, в какое время жил Берг, кто были его современники, каким событиям он стал свидетелем, а главное, что предшествовало возникновению его музыки и кто ему наследовал. Дома еще включил запись Аббадо, затем В.Юровского - буквально другая музыка! (про вступление невесть откуда взявшееся я не говорю...), и у всех тоже слышно первую половину прошлого века, межвоенный период. У Курентзиса с Копачинской, когда она в своем платьице все-таки привстала и вступила, Берг прозвучал как композитор абсолютно современный, в буквальном смысле сегодняшний, написанной уже в 21-м веке музыкой. Пожалуй что и здорово, ну всяко неожиданно - хотя "телячьи нежности", сантименты и сводящие с ума до окончательного помрачения сонористические кружева, в которых структурная основа едва прощупывалась на слух (а она же у Берга внятная...) пришлись бы кстати, думается, на каком-нибудь более для того подходящем материале. Но вообще - уникальное в своем роде исполнение. И то же запросто скажу про Малера с Первой симфонией, если отбросить полностью организационный и прочий контекст.

Но на то и Курентзис, что отбросить контекст невозможно. Пока я сидел в МЗК у Рудина, в БЗК Курентзис устроил открытую репетицию, и я с нее получал донесения - как прошли кусками Малера, а с Берга всех погнали, и не десяток страждущих, а битком амфитеатры набились уже на репетицию. Про сам концерт нечего и говорить - разумеется, истинных, наиболее утОнченных ценителей изящного препоны лишь стимулировали. Дал зарок не описывать собравшееся на Курентзиса общества, но одна характерная деталь не отпускает: за моей спиной сидел поп, не "священник", даже не "батюшка", а настоящий "поп" словно из "12" Блока ("помнишь, как бывало, брюхом шел вперед, и крестом сияло брюхо на народ?"), так вот эта высокодуховная особа всего Малера (но не Берга, что тоже характерно, стало быть, Малер "духовнее", а Берг, видимо, "бездуховнее") снимала на видеокамеру! А тоже ведь часть шоу, как и Чулпан Хаматова в зале, как девицы в вуалетках, пренебрегающие законным оплаченным местом и предпочитающие стоять по стенкам, "чтоб тебя лучше видеть, дитя мое", без чего и Курентзис - не Курентзис, не маг, не алхимик, просто обыкновенный, хотя бы и солидного уровня музыкант вроде какого-нибудь Плетнева или Юровского. Но ведь невозможно представить Плетнева, да МВ и в страшном сне такое не приснилось бы, "священнодействующим" за пультом, выступающим в роли "медиума" между градом и миром, с одной стороны, и не оркестром даже, не композитором, не музыкой, но какими-то нематериальными субстанцииям, с другой. Курентзиса же, напротив, трудно вообразить в ином свете, без магического ореола тайны - сейчас, при том что сравнительно недавно все с ним было нормально и я помню, как он, ну не подобно Плетневу, допустим, не обреченно и через силу выходил на концертную эстраду работу работать, но спокойно, без ажитации позволял музыке осуществляться, и не хуже (как минимум), чем в последние годы - взять незабываемую Третью симфонию Прокофьева на концерте финала конкурса современных композиторов (при мизерном количестве людей в КЗЧ, между прочим), или первые его оперные опыты. Теперь все иначе, Курентзис повелевает стихиями природными и массами людскими, словно удав бандерлогами - надо признать, умеет он подчинить своей воле не только оркестр с солистами, но и все кругом, будто и воздух, и стены входят с ним в резонанс.

Между тем вопрос "как же он это делает, наш великий маг?", по-моему, неактуален - эзотерика тут ни при чем, "алхимические" рецепты Курентзиса незамысловаты, и очень наглядно технологию своих "чудес" он продемонстрировал в Первой симфонии Малера: ни одна следующая музыкальная фраза не должна звучать в том же темпе и с той же громкостью, что и предыдущая, особенно фраза похожая, тем более повторяющаяся в точности или с минимальными модуляциями - зачем ускорение-замедление, почему громче-тише, не имеет значения, важен сам по себе постоянный, физически переживаемый на телесном уровне восприятия "перепад" температуры, давления, напряжения. И вот в первой части симфонии снова невероятное, "неземное" вступление, голоса труб, доносящиеся "с той стороны", последовательное разрушение драматургического "нарратива", но не ради любования отдельными кусками - если кем Курентзис в подобные моменты и любуется, то самим собой, своей властью над материалом и над теми, кто под его управлением с этим материалом взаимодействует. Про вторую часть еще легче сказать, что, мол, "дирижер ее развалил", начав и закончил решительно, а то и грубо, бодро, "брутально", на подъеме, затем почти растворяясь в тишине и снова выстраивая ритм как чеканный шаг (а с чего бы вдруг придавать второй части Первой симфонии Малера такой жесткий ритм, такой бодрый темп, такой приподнятый настрой?) - но тут совершенно особого рода "развал", даже не "осмысленный", но "концептуальный", и не деструкция ради высвобождения скрытой энергии, а опять-таки стремление запутать следы, сбить столку. По сути - "кроссовер", только не эстетический, стилистический, а метафизический: демонстративно подменить высокое низким и наоборот, вместо горячего подсунуть холодное, спустить небо на землю, а земное поднять до небесного. В чем есть, конечно, резон и вообще, и в частности: Первая симфония Малера - довольно популярное произведение, накопилась некая инерция восприятия, с ней-то Курентзис и вступает в конфликт, но его цель - не сломать инерцию, а предъявить свои "полномочия" на какой угодно произвол. В третьей части, музыку которой, полагаю, знают в основном даже почитатели Курентзиса - а они, строго говоря, знают мало... (что их не портит, народ к Курентзису ходит всяко приличнее, чем, увы, на скромных и честных тружеников музыки) - к запредельным, невозможным и в ином случае неприемлемым, всяко необъяснимым и непостижимым рационально, контрастам темпов, силы звука, интонаций и т.д. добавились крайности жанровые, в связи с чем мне вспомнился анекдот про Л.И Брежнева, который единственный, когда на кладбище заиграла музыка, догадался пригласить даму на танец - врывающиеся у Малера в нарочито (тоже чересчур) заторможенный, трагически "сдавленный" траурный марш псевдо-фолькорные танцульки в версии Курентзиса звучали прям-таки вызывающе, провокативно. Все это, конечно, технически безупречно сделано, оркестр идеальной чистоты звучания".

Далее повествование сдобрено крепкими словами. Желающие могут ознакомиться, пройдя по ссылке.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 637
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #511 : Ноябрь 29, 2017, 14:10:54 »
Заслуженная артистка России подвергла критике политику Курентзиса

Репертуарного театра в Перми уже нет, констатирует артистка, проработавшая в Пермской опере 35 лет

Подробности: https://regnum.ru/news/2350981.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 637
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #512 : Декабрь 13, 2017, 08:01:07 »
Теодор Курентзис: «Я завоевываю столицы мира из своей деревни»

28 декабря в Мариинском театре в Санкт-Петербурге и на другой день в Большом зале Московской консерватории прозвучит Ленинградская симфония Шостаковича. Легендарное сочинение исполнит оркестр MusicAeterna под управлением суперзвезды греческого происхождения, российского местожительства и мирового масштаба. Эти предновогодние концерты завершают концертное турне Курентзиса, которое начнется 20 декабря в Перми, где знаменитый музыкант возглавляет Театр оперы и балета имени Чайковского, и охватит Тюмень, Новосибирск и Красноярск.

О Курентзисе пишут, что он один из самых неординарных и харизматичных дирижеров. Московским зрителям хорошо знакомы его ночные концерты в Большом зале консерватории, на которых они сидят на приставных стульях, стоят по всему периметру зала и с боем прорываются за последним билетом за месяц до назначенной даты. Сравнительно недавно с оглушительным успехом прошел его концерт в московском неоготическом соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, где прозвучали произведения Стравинского, Шнитке, Перселла и других не часто исполняемых знаменитостей.

https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/12/13/74895-teodor-kurentzis-ya-zavoevyvayu-stolitsy-mira-iz-svoey-derevni
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 637
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #513 : Декабрь 27, 2017, 20:16:14 »
Теодор Курентзис и оркестр MusicAeterna отправятся в первый гастрольный тур по России

Музыканты исполнят Седьмую симфонию Шостаковича

https://www.newsko.ru/news/nk-4481807.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 637
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #514 : Декабрь 27, 2017, 21:11:04 »
«Музыка — резонанс слова»

Теодор Курентзис о Седьмой симфонии Шостаковича, о том, почему он не хочет уезжать из Перми, и о том, что считать русским искусством

Теодор Курентзис и оркестр MusicAeterna в конце декабря впервые исполнят Седьмую симфонию Шостаковича в Большом зале консерватории. Софико Шевардназде поговорила со знаменитым дирижером о предстоящей премьере.

29 декабря Теодор Курентзис и оркестр MusicAeterna впервые исполняют Седьмую симфонию Шостаковича в Большом зале консерватории. Москва завершает большой тур, все билеты распроданы еще в начале осени. До этого были аншлаги в Петербурге, Красноярске, Новосибирске, Тюмени. А премьера состоялась в Перми, где Курентзис руководит Академическим театром оперы и балета имени Чайковского. На премьеру в Пермь специально прилетел Максим Шостакович с семьей. Я была на концерте в Перми, видела, как ждал этого исполнения и как был взволнован Максим Дмитриевич. И потом его «Браво!» слилось с овациями зала.

Седьмую симфонию Шостаковича, впервые исполненную в блокадном Ленинграде, Курентзис трактует совсем по-новому: для него это произведение не только о войне, но и о природной тоске, об одиночестве, о ранимости и о боли, которые несет в себе музыка Шостаковича.

— Для своего тура по России ты выбрал «Ленинградскую симфонию» Шостаковича. В восприятии многих исполнение этой музыки каждый раз своего рода священный акт — настолько она нагружена разными историческими и символическими значениями. Как ты думаешь, можно ли ее сыграть, очистив от этого контекста, и надо ли?

— Мне кажется, что любое произведение, исторически связанное с каким-то важнейшим событием, неизбежно будет служить напоминанием о нем. И, конечно, мы должны помнить про этот героический акт — исполнение Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде. Это очень правильно. Но в этой музыке, может быть, и еще более глубокое содержание, которое обычно остается незамеченным, в тени колоссального исторического контекста. Уже в 1957 году Шостаковича не так сильно трогали первая часть и финал, как вторая и третья части.

— Что ты имеешь в виду?

https://www.kommersant.ru/doc/3509389
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 637
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #515 : Декабрь 27, 2017, 21:32:18 »
Встреча с Теодором Курентзисом и Александром Сокуровым

Perm Opera Ballet Theatre
Опубликовано: 4 дек. 2017 г.

Лаборатория современного зрителя и Фестиваля «Дягилев P.S.» | 22 ноября 2017

«Художник в меняющемся мире»: встреча Теодора Курентзиса с Александром Сокуровым.

Речь идет о нетерпимости и принятии другого, о жизни и искусстве, о роли художника в меняющемся мире.

https://www.youtube.com/watch?v=QwqRajzi3qk
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 637
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #516 : Декабрь 27, 2017, 21:37:52 »
8 ФЕВРАЛЯ, ЧЕТВЕРГ, БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ, 21:00

Оркестр «musicAeterna»

Дирижёр — Теодор Курентзис

В программе:

С. Невский
«Cloud Ground», концерт для скрипки с оркестром

Л. Берио
«Coro» для 40 голосов и 44 инструментов

А. Ретинский
«Salve Regina», марианские антифоны для смешанного хора и ударных (2017)

http://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=153822

=====================================

Билеты на сайте консы от 7000 руб.: http://www.mosconsv.ru/ru/bilet.aspx?id=153822
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 637
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #517 : Декабрь 28, 2017, 15:30:37 »
        Оказывается,  помимо концерта 23-го ноября в БЗФ,  Курентзис даст еще один концерт в Петербурге: 28-го декабря в Мариинском Зале, где он продирижирует Седьмую Шостаковича.
   
     Любопытно, что, несмотря на уже продающиеся в интернете билеты, на сайте Мариинского об означенном концерте нет ни малейшей информации...
   Понятно, что концерт арендный, но тем не менее...

28 декабря, четверг, Концертный зал МТ, 21:00

On-line трансляция

Теодор Курентзис. «Ленинградская симфония» Шостаковича

https://mariinsky.tv/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 637
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #518 : Декабрь 29, 2017, 14:52:22 »
Видео концерта на сайте https://mariinsky.tv/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 808
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #519 : Декабрь 29, 2017, 21:57:18 »
Утверждение жизни

Оркестр MusicAeterna и Теодор Курентзис исполнили Седьмую симфонию Шостаковича

Юлия Баталина, редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

https://www.newsko.ru/articles/nk-4503995.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 637
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #520 : Декабрь 30, 2017, 12:45:56 »
Теодор Курентзис: пермская аномалия

Случай Курентзиса много говорит о роли личности не в истории даже, а в географии. «Очень весело, когда летишь дирижировать Венской оперой из Перми, а не из Парижа», — не без рисовки замечает он в интервью. Бешеная активность маэстро нивелирует географические расстояния и привычные культурные иерархии.

«Я завоевываю столицы мира из своей деревни, — констатирует Теодор. — А вы мне скажите, кто из московских оркестров выступает на Зальцбургском фестивале? Никто не предложит российскому оркестру играть Моцарта в Зальцбурге и Малера в Вене или в Провансе. А мы именно этим и занимаемся».

http://www.ybupijo.freecity.lv/persona/46554/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 125
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #521 : Январь 03, 2018, 15:32:31 »
По версии журнала Spiegel online, первое место ("золото") среди лучших дисков классической музыки 2017 года  получил  Т. Курентзис, записавшbq со своим оркестром 6-ю симфонию Чайковского:

http://www.spiegel.de/kultur/musik/currentzis-debarque-fialkowska-klassik-cds-des-jahres-a-1185289.html

[Второе место присуждено Л. Дебаргу (см. в его ветке), третье - польской пианистке Я. Фиалковской за шопеновский диск.]

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 125
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #522 : Январь 05, 2018, 21:05:50 »
Б. Филановский пишет о Седьмой симфонии Шостаковича в трактовке Т. Курентзиса:

Давно хотел написать про Седьмую Шостаковича в исполнении Fiodor Liubimov, но все как-то новый год был.

Теодор ее сыграл как text only, но с полной отдачей самому тексту. С первой фразы начинается речь, которая заметно четче, резче, чувственнее, чем у кого бы то ни было до того. Точность артикуляции, чистота "узкого" интонирования, прозрачный оркестровый баланс даже в форте, оркестр играет почти без запаздывания, скорее как очень большой ансамбль, агогика разнообразна и нетривиальна, динамические контрасты максимальные. Короче, это такой аутентизм, но в широком смысле – как чистый метод, которым можно вскрыть любую партитуру.

Отсюда огромное впечатление от целого и местами даже треск самого текста, который – наконец! – испытали на разрыв без музлитературных придыханий. И оказалось, что симфония-то неровная, и есть провалы, и пафос кое-где слабо обеспечен композиционной валютой. Речь автора сбивчива, не затушевана тяжелым широким звуком, крупными чувствами и военно-промышленным комплексом победителей. И как раз поэтому Седьмая действует как документ, raw data, свидетельство типа "Последнего адреса" или чтения у Соловецкого камня.

Теодор ее играет как бы из другого времени. Из будущего, в котором исторические обстоятельства ее возникновения не то чтобы забылись, а стали просто обстоятельствами. Перестали быть аурой, травмой, "нашим всем", болью, трагедией. Это будущее обязательно когда-нибудь наступит, причем довольно скоро – например, когда уйдет мое поколение, родители которого родились в 1930-40-е.

И тогда ее станут играть примерно так, как сегодня играют "Героическую" Бетховена. То есть издалека, лучше или хуже, но без надрыва, без эпической обиды и ресантимента. Не как символ эпохи (хотя исторически информированно), а как чистую музыку. "Чистая" не значит, что мы больше не помним, откуда она. Это значит, что наша (поколенческая, советская, военная) фрагментированная память (о вторжении, нашествии, победе) переплавилась в общемузыкальные абстракции, подключилась к истории музыки, к ее саунд-эгрегору. Взошла до универсалий.

Когда музыка переживает обстоятельства своего возникновения, она оказывается более всехней, чем "музыка про войну" – при всем уважении к музыке про войну. А чтобы она их пережила, обязательно надо, чтобы ее играли как чистую музыку, освобождаясь от локального культурного кода. Это не значит отстраненно или холодно. Это значит как раз максимально горячо, но про сами ноты, испытывая их на прочность. Как это делает Курентзис.


https://www.facebook.com/boris.filanovsky?hc_ref=ARQngG68s1uVmZOLIAN-ZtkLpCnS4gwI0RMtjqwHFL3F6h7gnrUHSONPPDdGRnaZZP4&fref=nf&pnref=story

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 125
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #523 : Январь 08, 2018, 21:15:36 »
Н. Шкуратова

“Пьета” Шостаковича: оркестр musicAeterna исполнил в Москве Седьмую “Ленинградскую”симфонию

 http://www.classicalmusicnews.ru/reports/shostakovich-7-currentzis-2017/

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 637
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #524 : Январь 09, 2018, 08:16:24 »
«Ленинградка» без прописки

Теодор Курентзис продирижировал Седьмой симфонией Шостаковича

Теодор Курентзис и оркестр musicAeterna Пермской оперы совершили масштабный тур по России, исполнив в пяти городах страны Седьмую («Ленинградскую») симфонию Дмитрия Шостаковича. Комментирует Дмитрий Ренанский.

https://www.kommersant.ru/doc/3514682
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау