Автор Тема: "Основы культурной политики" и их обсуждение  (Прочитано 12605 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 410
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Театральные деятели не поняли смысл «Основ культурной политики»

24 июня 2014, 19:31   |   Культура   |   Олег Кармунин   |   написать авторам

http://izvestia.ru/news/572914

Марк Захаров обнаружил в тексте документа «следы борьбы и запах трупов»

Одним из ключевых событий общественных слушаний проекта «Основ государственной культурной политики» стало мероприятие с участием ведущих театральных деятелей, состоявшееся в Центре имени Мейерхольда.

Дискуссия о документе ведется уже несколько месяцев. Деятели искусства ожесточенно спорят о понятиях «мультикультурализм» и «толератность», а также о том, является ли Россия частью Европы. Администрация президента намерена изучать мнение общественности вплоть до 30 сентября 2014 года, после чего документ будет доработан и представлен Владимиру Путину.

— То, что вы держите в руках, — это черновой вариант, «рыба» будущего документа, — отметил худрук Центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков, представляя проект «Основ государственной культурной политики». — После долгих обсуждений она должна обрасти «мясом».

Советник президента по культуре Владимир Толстой похвалил гастрономическое сравнение режиссера и подчеркнул, что проект «Основ» носит исключительно миротворческую функцию. По словам Толстого, из текста были вымараны все резкие формулировки — так, чтобы ни у «консерваторов», ни у «либералов» он не вызвал бы резкого отторжения.

— При внимательном изучении я обнаружил в тексте следы борьбы и запах трупов, — народный артист СССР Марк Захаров похвалил советника по культуре за тщательный подбор выражений. — К документу не придерешься.

Владимира Толстого трудно поймать на слове, поэтому деятели культуры предпочли задаваться общими вопросами о целесообразности какой бы то ни было государственной культурной политики.

Восклицание: «Оставьте нас в покое!» стало главным тезисом трехчасового обсуждения. Его пытались завуалировать долгими протокольными речами, но сквозь спокойный тон спикеров чувствовалось волнение по поводу грядущего масштабного регулирования культуры.

— Что будет делать государство? Самостоятельно строить культурную политику или постепенно передавать эти полномочия обществу? — спросил директор Большого театра Владимир Урин. — Меня это волнует больше всего.

— Я надеюсь, что этот документ охранит нас от вездесущего запретительства, — сказал директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак. — Только нужно заменить слово «свобода» на «автономия». Иначе нам будут говорить, что у нашей свободы есть границы.

— Возможно, когда на нас будут нападать хунвейбины от искусства, мы сможем  обороняться от них этим документом, как чесноком от вампиров, — выразил надежду Кирилл Серебренников.

Глава «Гоголь-центра» также сформулировал принцип художественной политики, которая позволила ему превратить Театр имени Гоголя в одно из самых модных мест Москвы.

— Революция страшна на улицах, а в искусстве иным способом изменения не делаются. Художник должен бунтовать, — уверен скандальный режиссер. — И чем больше бунта в театре, тем меньше недовольства на улице.

Культурные деятели в один голос заявили — настоящий художник не должен быть ограничен никакими чиновничьими регламентами. Праправнуку Льва Толстого напомнили о том, что классик русской литературы был в свое время отлучен от Церкви. Автор «Анны Карениной» явно не вписывается в четкое определение добродетели, данное документом.

— «Честность, правдивость, законопослушание, любовь к Родине, семейные ценности, целомудрие, почитание старших», — процитировала фрагмент проекта «Основ» директор Театра.doc Елена Гремина. — Даны очень хорошие определения, но скажите, кто из героев литературы им соответствует? Онегин? Печорин? Быть может, братья Карамазовы?

Елена Гремина попросила Владимира Толстого добавить в документ следующие добродетели: «любовь к свободе», «верность своим идеалам», «воля к творчеству» и «горячее сердце Данко». Советник президента что-то записал в блокноте.

— Сегодня наша страна не является образцом в качестве жизни, — добавил худрук «Ленкома» Марк Захаров. — Говорят, всё, что остается от цивилизации, — это ее культура. Что останется от наших новых демократических поползновений, для меня загадка, но нужно быть терпимым ко всему новому — к иным взглядам и позициям.

Владимир Толстой чуть было не подытожил дискуссию сенсацией. Чтобы успокоить творческих работников, которые вынуждены отбиваться от новых законов, он сказал, что «Основы государственной культурной политики» в перспективе могут иметь куда больший юридический вес, чем нынешние запреты ненормативной лексики.

— Если нам удастся на базе «Основ» выйти на крупный кодекс законов, то все частные законотворческие инициативы, принятые ранее, будут скорректированы, — сказал Владимир Толстой. — Я не знаю, удастся нам это сделать или нет, но мы не должны отказать себе в попытке.

Обсудить проект «Основ государственной культурной политики» можно на сайте obsudiproekt.ru.
Che mai sento!

Sergey

  • Гость
Цитировать
Восклицание: «Оставьте нас в покое!» стало главным тезисом трехчасового обсуждения.
Это как? Денежку мы будем проедать государственную, но отчет с нас требовать не смей?!
Цитировать
— Возможно, когда на нас будут нападать хунвейбины от искусства, мы сможем  обороняться от них этим документом, как чесноком от вампиров, — выразил надежду Кирилл Серебренников.
А вот некоторые считают, что г-н Серебренников - классический пример хунвейбина от искусства.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А я бы вынес обсуждение основ культурной политики в отдельный поток, там бы процитировал кое-что и обсудил. Это же нечто одиозное, чего в таком виде не было со времён революции.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
А я бы вынес обсуждение основ культурной политики в отдельный поток, там бы процитировал кое-что и обсудил. Это же нечто одиозное, чего в таком виде не было со времён революции.
А что ж там одиозного, интересно? Мне вот представляется, что стремление определиться со своей культурной политикой весьма похвально. Это то, к чему вы давно призывали: чтобы гос-во наконец определилось: что оно поддерживает и финансирует, а что - нет.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А уже есть список того, что оно собралось финансировать?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
А уже есть список того, что оно собралось финансировать?
Не могу знать. Но, думаю, пока нет. Как нет пока основ культурной политики - есть только проект. Вот я и спрашиваю вас, что же там одиозного?

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Дмитрий Сибирцев: «Через серьёзное можно прийти к лёгкому и наоборот…»
24.06.2014

Каждый вторник в программе «Культура закона» на радио «Орфей» мы обсуждаем, каким должен быть новый закон о культуре в России. Гость очередной передачи – директор Московского театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова Дмитрий Сибирцев, который считает, что баланс высокого и “лёгкого” жанра сегодня особенно необходим…

http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue5257/

Можно послушать запись программы.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А уже есть список того, что оно собралось финансировать?
Не могу знать. Но, думаю, пока нет. Как нет пока основ культурной политики - есть только проект. Вот я и спрашиваю вас, что же там одиозного?

Одиозно то, что этот проект вообще существует. Самое смешное, что им хотят всех повязать, заставляют согласовывать, подписывать - это чисто политическая возня, ничего практически ценного в этом нет. По крайней мере, я уверен, что на количество режоперы в нашей стране это никак не повлияет.
А действовать нужно другими методами - через кадры и гранты. Постепенно, терпеливо, последовательно, а для этого нужно представлять, куда вести культурную политику, каких людей назначать, кому и на что деньги выделять и что нужно получить в результате.
И чего же они хотят, интересно?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
А уже есть список того, что оно собралось финансировать?
Не могу знать. Но, думаю, пока нет. Как нет пока основ культурной политики - есть только проект. Вот я и спрашиваю вас, что же там одиозного?

Одиозно то, что этот проект вообще существует. Самое смешное, что им хотят всех повязать, заставляют согласовывать, подписывать - это чисто политическая возня, ничего практически ценного в этом нет. По крайней мере, я уверен, что на количество режоперы в нашей стране это никак не повлияет.
А действовать нужно другими методами - через кадры и гранты. Постепенно, терпеливо, последовательно, а для этого нужно представлять, куда вести культурную политику, каких людей назначать, кому и на что деньги выделять и что нужно получить в результате.
И чего же они хотят, интересно?
Как я понимаю, хотят определиться "куда вести культурную политику". Ведь для того, чтобы отбирать людей, в том числе и тех кому надо выделять гранты - не худо было бы сначала определиться "куда ж нам плыть". Вот в этом в обществе "согласья нет". А некоторые, подобно вам, вообще считают, что не нужно нам никакой культурной политики. А как отбирать? Да как моя левая нога захочет! Или, как и прежде, отбирать своих , что, как правило, означает - либеральнутых!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вот я и вижу, что обсуждать бесполезно. Пригласили всякую шваль и "советуются" с нею. От некоторых имён меня просто тошнит в дрожь бросает. Ведь ясно же, что это подобно лебедю, раку и щуке.
Но я знаю, что надо делать.
Никаких обсуждений.
Никаких "основ культурной политики"
Но должны быть представления о желательном направлении движения. А именно.
Государственная политика в культуре должна быть и у неё должен быть сугубо консервативный уклон, который не нужно даже афишировать, но нужно продавливать. Поддерживать грантами нужно лишь те театры и тех деятелей культуры, которые за основу своей деятельности берут классику в классической ея реализации. В области театра ориентироваться нужно на критический реализм.
Тем деятелям, кто будет вопить об однобокости и консерватизме, спокойно предложить заняться чем угодно НА СВОИ ДЕНЬГИ. Ведь речь идёт не о том, чтобы что-то запретить, а о том, чтобы что-то поддержать. Г..но не тонет, а культуру нужно держать на плаву.
Основой деятельности ГОСУДАРСТВЕННЫХ учреждений культуры должна быть классика - везде и во всём. Это база, без которой невозможно жить, это эталон, с которым нужно всё сравнивать. Классические пьесы в классической постановке с опорой на контекст эпохи и намерения автора.
Любые эксперименты - пожалуйта, но за пределами госучреждений и на деньги желающих и их спонсоров. Да! Пусть собирают средства и ставят что угодно, но на другой территории. И ни к коем случае не поддерживать никаких экспериментаторов, актуализаторов и прочих дебоширов, чтобы не пиарить их самих и их результат. Пусть сами идут средства, людей, помещения, сами ставят, сами рекламируют, сами подсчитывают убытки.
ПОЛНАЯ СВОБОДА.
Они чем-то недовольны? Скатертью дорожка.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
...Государственная политика в культуре должна быть и у неё должен быть сугубо консервативный уклон...
Ну это вы так считаете. Ну, положим, и я. Но многие с нами не согласятся. Даже на нашем классикал-форуме. И они скажут, а почему государство должно ориентироваться на консервативные взгляды этих людей? Чем они лучше нас?
« Последнее редактирование: Июнь 26, 2014, 15:17:47 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
...Государственная политика в культуре должна быть и у неё должен быть сугубо консервативный уклон...

Ну это вы так считаете. Ну, положим, и я. Но многие с нами не согласятся. Даже на нашем классикал-форуме. И они скажут, а почему государство должно ориентироваться на консервативные взгляды этих людей? Чем они лучше нас?

Уже тем лучше, что чем консервативнее общество, тем оно устойчивее. А что до вопроса, на кого ориентироваться в искусстве, то я вам по секрету скажу, что это не их собачье дело - т.е. не дело деятелей искусства! Их дело - делать то, что они умеют, а уж наше дело - выбирать. Культура по сути своей консервативна, и государство как институциональное выражение этого консерватизма ради своего выживания обязано проводить предельно консервативную культурную политику - настолько консервативную, насколько это вообще возможно. Понятно, что в разных обществах уровень консерватизма разный, соответственно, консерватизм правительства тоже может колебаться в довольно широких пределах, и вот тут консерватизм власти и большинства населения, если даже он вступает в противоречие с оголтелым прогрессизмом какой-то мелкой кучки интеллигентов, воображающих себя "продвинутыми", всё равно должен брать верх во имя существования социума. И если это будет не так, то социум рухнет, и уж нам ли не знать, как это выглядит.
И если наше государство - в лице Мединского ли, Пyтина ли, Медведева ли - этого не понимает и идёт "советоваться" с прогрессистами и даже учитывает какие-то их "поправки", то это означает одно из двух: либо государство некомпетентно и само не знает, чего оно хочет, либо оно на стороне прогрессистов, т.е. опять-таки глубоко больно и даже суицидально.
Не нужно ни у кого спрашивать, нужно предельно жёстко действовать через кадры и финансы.

Вот давайте конкретнее.
Подавляющая часть слушателей-зрителей буквально ВОЕТ по поводу режоперы и издевается над ней. И где реакция властей?
Хотите, я прекращу эту режоперную практику за один сезон? Это очень просто сделать: нужно выслать в театры проверочную художественную комиссию (или вызвать постановщиков на ковёр в министерство с целью финансовой оптимизации и поинтересоваться их планами), которая проанализирует все намеченные к постановке спектакли на этот предмет, и если обнаружит, что кто-то собрался слепить очередную режоперу, то моментально лишить театр грантов на сумму данной конкретной постановки, аргументировав это тем, что государству нужен классический культурный базис. Чтобы неповадно было.
Если не поможет - лишить грантов вообще.
Если и это не поможет, то уволить руководство театров.
И не бойтесь, что что-то рухнет! О нет! Свято место пусто не бывает - тут же набегут молодые профессионалы, желающие проводить в жизнь консервативную политику. И о чудо! Вернутся замечательные спектакли, прекратится глумление над авторами, само собой исчезнет всякое осовременивание и всё прочее - как по мановению волшебной палочки.
И вот у меня вопрос: ПОЧЕМУ ЭТОГО НИКТО НЕ ДЕЛАЕТ СЕГОДНЯ?? Что мешает? Ужли отсутствие "основ культурной политики"? А своей головы у наших правителей нету что ли?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 410
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ой, я только хотела написать, что нужно завести отдельный поток – про политику государства в области культуры, а он уже есть. Копирую сюда выдержки из интервью.

Нармин Ширалиева: В области культуры государство должно исповедовать системный подход http://xn--80adffaavxqag0a8f2c.xn--p1ai/interview/narmin-shiralieva-v-oblasti-kulturyi-gosudarstvo-d

2014 год объявлен указом президента России Владимиром Путиным Годом культуры. Сотни масштабных мероприятий, посвященных этому событию проходят по всей России. Тем не менее проблем, связанных с культурой, образованием, сохранением исторического наследия, проведением масштабных фестивалей, причем не только в столице, достаточно. О том, как справляется с ними Московская область, мы поговорили с советником губернатора Московской области по культуре, доверенным лицом президента России Нармин Ширалиевой.

— Наверное, «Культурная политика Московской области» — это многотомный труд, и тем не менее, можно ли выделить вектор развития этой политики в регионе?

— Сегодня для всех очевидна роль государства в сохранении культуры. Мы, к сожалению, уже многое потеряли. Культура в ее духовном смысле (а в России это было так всегда) несла в себе нравственный потенциал, формировала моральный и духовный стержень общества. Культура не может быть самостоятельной и быть чем-то самоокупаемым — это исключено!

Сегодня культура должна быть тесно связана с образованием. Мы должны максимально развивать центры внешкольного, творческого образования, а потом этих же детей приглашать на лучшие спектакли и концерты. Например, входной билет на фестиваль «Времена года в Подмосковье», который проводится в Московской области в рамках губернаторской программы «Наше Подмосковье» и на который приглашены звезды первой величины, можно приобрести за символическую цену — 100 рублей. Фестиваль успешен, собирает восторженные отклики. Люди всерьез соскучились по высоким образцам отечественной культуры, а финансовой возможности попасть в Москву на концерт у многих просто нет.

Нам нужно делать культурный продукт максимально доступным. Например, совсем недавно состоялась рабочая встреча губернатора Московской области с Арменом Джигарханяном, после которой была инициирована целая программа — «Подмосковная афиша театра Армена Джигарханяна». В дальнейшем в этой программе примут участие и другие театры, чтобы эти подмосковные гастроли представляли жителям все лучшее, а не были бы очередной коммерческой халтуркой.

— Какой Вы видите роль государства в популяризации культуры? И насколько государство должно вмешиваться, говоря высокопарным слогом, в работу мастеров сцены, художников, музыкантов? Какие акции или проекты оно должно поддерживать?

— Государство должно активно внедряться в сферу культуры. Это важнейшая задача, и ничего страшного в слове «пропаганда» я не вижу, если это пропаганда добра, а не зла. Я считаю, что настоящие, крупные культурно-просветительские проекты не могут возникать по рыночному принципу. Замечательно, когда звезды первой величины выступают фактически на благотворительной основе, однако их труд все равно стоит денег, и здесь не обойтись без государственных субсидий.
Если мы говорим о кино, то это должны быть проекты уровня «Бесов» Хотиненко. Если мы говорим о фестивале имени Чайковского, то это должно делаться не за счет зрителей, мы не сможем окупить стоимость концерта с исполнителями мировой величины стоимостью билетов.

Сейчас мы теряем наше подрастающее поколение, оно воспитано на американских образцах. Мы стоим на пороге страшной культурной катастрофы — еще чуть-чуть, и у нас останется одна чудовищная попса, коммерческие проекты в музеях, превращающие их в диснейленды, и всё!

В следующем году будет 175 лет со дня рождения Чайковского. У нас снимают хоть один крупнобюджетный художественный фильм о Чайковском? Нет. Наши ведущие деятели искусства (не только кинематографисты) должны были бы все вместе собраться и разработать стратегию празднования этого юбилея, инициировать большие музыкальные, театральные, кинопроекты. Самое смешное и трагическое, что на Западе масштабные проекты по произведениям русской классики выходят куда чаще, чем в России, тот же «Евгений Онегин» с Райльфом Файнсом или «Анна Каренина» с Кирой Найтли. Мы это смотрим, нам нравится или не нравится, но мы сами не продуцируем ничего в ответ.

— Помимо ММКФ в Москву сейчас проходит Международный юношеский фестиваль имени Чайковского. В следующем году должен пройти его «старший брат» — Международный фестиваль имени Чайковского. Играют ли музыкальные фестивали ту же роль, что и масштабные кинофорумы?

— Тот, большой, конкурс — это наше величайшее достояние, которое мы получили от прошлого. Нынешний так же важен, ведь премия на нем — это настоящая «путевка в жизнь» для юного начинающего музыканта, а если, например, скрипач из Италии, пианист из Германии получает такую путевку именно в России, это особенно прекрасно. Таким образом, конкурс имени Чайковского должен помочь нам сформировать на новом этапе имидж России как великой культурной державы.

К сожалению, именно фестиваля, где не было бы соревнования, а музыканты со всего мира просто приезжали бы к нам в Россию играть произведения Чайковского, у нас нет. В рамках губернаторской программы «Наше Подмосковье» у нас проходит фестиваль «Подмосковные вечера с Чайковским» в Клину. В городе, где наш великий композитор провел последние восемь лет своей жизни. Нам необходимо разработать концепцию такого же масштабного форума, как, например, в Зальцбурге, который прославляет имя Моцарта.

— Каковы шансы у Клина в будущем стать русским Зальцбургом?

— Я надеюсь, что проект в Клину будет только набирать силу. В прошлом году фестиваль «Подмосковные вечера с Чайковским» проходил в усадьбе Архангельское (в формате open air) и в Клину, где звучали романсы на музыку композитора. В 2013 году на «Подмосковных вечерах с Чайковским» состоялась премьера проекта Юрия Башмета — авторское концертное исполнение оперы Чайковского «Евгений Онегин» в естественных декорациях, с участием Константина Хабенского и солистов Большого театра. Зимой этот же проект был представлен на Олимпиаде в Сочи. А в Клину 17 июня Владимир Спиваков, Евгений Миронов и Ксения Раппопорт представили музыкальный спектакль «Роман в письмах» по переписке Петра Ильича Чайковского и Надежды Филаретовны фон Мекк, а 18 июня театр «Геликон-опера» выступил с программой «Чайковский-гала».

Кстати, нельзя забывать, что дом-музей Чайковского в Клину — это первый в истории России музыкальный мемориальный музей, в этом году ему исполняется 120 лет. В нем находится уникальная коллекция материалов, собранных братом композитора Модестом Чайковским. На самом деле все, что там хранится, это и есть весь Чайковский, тот, которого мы знаем. Слава богу, что во время Второй мировой войны хранители музея смогли спасти большую часть этих вещей. Сейчас подмосковные власти держат на особом контроле все знаковые в культурно-историческом отношении точки области.

— Существует еще одна важная проблема, связанная со старыми храмами и усадьбами (и не только в Подмосковье), многие из которых находятся в чудовищном состоянии.

— Это, к сожалению, наше печальное наследство. Действительно, у нас огромное число храмов в руинированном состоянии. Эту проблему невозможно решить одномоментно. Похожая ситуация и с усадьбами. Губернатором Московской области Андреем Воробьевым инициирована программа по сдаче в аренду фактически бесплатно — знаменитая система «рубль за метр», — но с условием, что новые хозяева восстановят облик усадьбы в ее историческом рисунке.

Государство должно поддерживать культуру и работников культуры, но оно просто не в силах изыскать колоссальные деньги на восстановление всего массива старых зданий и усадеб. С другой стороны, государство не может отдать, например, храм на частную реставрацию, поскольку тогда возникает риск того, что ремонтные работы будут проведены в нем ненадлежащим образом и мы можем потерять наше архитектурное наследие.

— Что конкретно планируется здесь делать?

— Нужен системный подход. Должен быть принят ряд мер по экспертной оценке ситуации, и уже затем можно искать форму для проведения работ по восстановлению памятников.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 410
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ужель та пьяная Татьяна в Большом театре на столе?

http://www.baltinfo.ru/2014/06/28/Uzhel-ta-pyanaya-Tatyana-v-Bolshom-teatre-na-stole-434121

Николай Цискаридзе, Валерий Фокин и другие деятели культуры обсудили в Петербурге проект Основ государственной культурной политики. Больше Татьяну Ларину никогда не пустят на приличную сцену в нетрезвом состоянии, а господдержку получит только то искусство, которое прививает нравственность. Вот только критериев, которые позволят отличить нравственное от безнравственного, никто из авторов основ так и не привел.

В мае «Российская газета» опубликовала проект Основ государственной культурной политики. С тех пор в профессиональном сообществе идет активное обсуждение документа. К нему может присоединиться любой желающий на специальном портале obsudiproekt.ru. Дискуссии будут продолжаться до 30 сентября. После этого в новой России впервые официально появятся принципы, в соответствии с которыми государство будет поддерживать финансово или организационно те или иные культурные проекты.

Согласно документу, культура - это «инструмент передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности», а государственная политика в области культуры состоит в «создании и развитии системы воспитания и просвещения граждан на основе традиционных для России нравственных ценностей, гражданской ответственности и патриотизма». И подобной бессодержательной «духовностью» «основы» буквально кишат. Многие деятели культуры справедливо опасаются, что фактически речь может идти о возвращении цензуры, так как очень редкий культурный проект может обойтись без той или иной помощи государства.

В медиастудии Александринского театра собрались члены Совета при президенте по культуре и искусству, принимавшие непосредственное участие в подготовке «основ» - праправнук Льва Толстого и советник президента России Владимир Толстой, и.о. ректора Академии русского балета им. Вагановой Николай Цискаридзе, ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры Семен Михайловский и худрук Александринки Валерий Фокин.

«Не хочу видеть в вестибюле своего театра пьяную Татьяну, стоящую на столе», - с ходу пожаловался Цискаридзе журналистам. Это был прозрачный намек на знаменитую постановку оперы «Евгений Онегин» Дмитрия Чернякова на сцене Большого театра. Режиссер вольно обошелся с классическим сюжетом и уже вскоре после премьеры в 2006 году услышал обвинения в «надругательстве над русской культурой». По словам Цискаридзе, его новые студенты в Вагановке теперь уверены, что Татьяна была алкоголичкой, так как классику они не читают, отдавая предпочтение театру и кино. Далее болеро уделил внимание ответственности художников за те проекты, которые они реализуют за государственный счет, и духовным скрепам Джульетты: «Она вышла замуж, а потом согрешила».

«А я готова видеть пьяную Джульетту, если это в рамках внятной художественной структуры», - парировала театровед Жанна Зарецкая.

«Татьяну Ларину», - исправил Фокин.

«И Татьяну, и Джульетту», - пошутил Михайловский.

«Главное не то, пьяная ли Джульетта или Татьяна, а насколько классно это сделано», - подчеркнула генеральный директор РОСКИНО Екатерина Мцитуридзе.

«Но лучше трезвая», - продолжил Михайловский.

Корреспондент «БалтИнфо» задал вопрос о критериях оценки конкретных художественных произведений с точки зрения «традиционных нравственных ценностей». Ведь раз об этих ценностях столько говорится в документе, который призван помочь чиновникам и экспертам отделить агнцев от козлищ, то предполагается, что есть и четкие критерии. Или по крайней мере их несложно сформулировать, или хотя бы логически возможно это сделать. А если таких критериев нет или они никак не формулируются, то и большая часть документа теряет всякий смысл.

Но как на практике отличить скульптуру, которая вызывает в человеке больше нравственных чувств, от той, которая меньше? И нет ли в «Ромео и Джульетте» признаков пропаганды педофилии, коль скоро главной героине на момент начала пьесы всего 13 лет? И что такое «традиционные ценности» России, если, к примеру, во времена Шекспира и Домостроя мужчина был обязан телесно наказывать жену, слуг и детей, если они совершают безнравственные поступки, а сегодня за это служба опеки может лишить отца родительских прав?

Способствует ли хореография одной балетной постановки патриотизму в большей степени, чем другой? К сожалению задать последний вопрос Цискаридзе не было возможности, так как он к тому моменту уже покинул зал. Поэтому пришлось попросить Михайловского и Фокина привести примеры выставок или спектаклей, которые больше или меньше способствовали распространению нравственности. Помимо «пьяной Татьяны», разумеется. Тем паче, что этот пример больше говорит о незажившей сердечной ране знаменитого болеро, вызванной шумным и скандальным разрывом с Большим театром, чем о неких строго сформулированных нравственных критериях.

Семен Михайловский от вопроса ушел, сославшись на то, что «уже бросил пить». Валерий Фокин согласился с тем, что любая трактовка имеет право жить, когда служит некой сверхзадаче, но, по его словам, «не надо только заигрывать с публикой» и путать ее. Однако позже он все-таки вывел критерий: «само искусство, есть оно или нет». И добавил, что «боится твердости кодекса строителей коммунизма», а потому общие и размытые формулировки его вполне устраивают.

И тогда стало понятно, почему многие деятели культуры двумя руками поддерживают и нахваливают новый документ, который, как минимум, обернется для них значительным ростом творческой самоцензуры. Ведь до него был обнародован другой вариант, в котором были сплошные скрепы, тезис «Россия - не Европа» и указание на то, как распространение весьма конкретных и «чуждых» западных либеральных ценностей приводит к росту алкоголизма и самоубийств. Так что новый вариант «основ» хорош уже хотя бы тем, что он мог бы быть гораздо хуже.

Олег Саломатин
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Многие деятели культуры справедливо опасаются, что фактически речь может идти о возвращении цензуры, так как очень редкий культурный проект может обойтись без той или иной помощи государства

:)) А эти мерзавцы желали бы пакостить в классике и при этом доить госбюджет! :))
ФИГУШКИ!
Если и будет хоть какая-то польза от этих "основ", то пусть она будет именно такой. И никакая это не "цензура" - это именно культурная политика, чтобы всякие негодяи не лапали классику своими грязными руками.

«А я готова видеть пьяную Джульетту, если это в рамках внятной художественной структуры», - парировала театровед Жанна Зарецкая

Зарецкая!
Пшла вон.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
http://calendar.fontanka.ru/articles/1670/

Культура спасет Россию. А кто спасет культуру?

29 июня 2014 г.

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин инициировал в Петербурге обсуждение проекта Основ государственной культурной политики с советником президента РФ по культуре Владимиром Толстым. В результате стало очевиден, как минимум, один тезис: хотели действительно как лучше. Деятели культуры Петербурга, Вологды, Новосибирска, Ярославля порассуждали о том, что получилось в итоге и что можно исправить.

Кому хоть раз в жизни приходилось читать законы Российской Федерации, знает, что без переводчика тут не обойтись: написаны вроде бы русские слова, вникнуть в их смысл и, тем более, повторить их в той же последовательности человеку без специального образования невероятно. В этом смысле, новый культурный документ, хотя и местами, приятно удивляет. И, как пояснил собравшимся на обсуждение людям – журналистам и работникам культуры – Владимир Толстой, именно доступность, уход от строгого юридического языка и были целью создателей Основ государственной культурной политики. «В тексте только одно заковыченное слово, мы старались избежать любых двусмысленностей и тенденциозности», – сказал Толстой.
И действительно, вроде бы всё ясно и недвусмысленно: «Целью Российского государства и общества на современном историческом этапе является сильная, единая, независимая во всех отношениях Россия, приверженная собственной модели общественного развития и при этом открытая для сотрудничества и взаимодействия со всеми народами, государствами, культурами. Для достижения этой цели необходима реализация четко сформулированной и настойчиво, последовательно реализуемой государственной культурной политики». Значение культуры таким образом поднимается чуть ли не до уровня значения державных вооруженных сил. В одном из вариантов «Основ» прямо и был такой пункт: «Классические учреждения культуры оказывают обществу услуги, сравнимые с услугами армии, защищающей жизнь граждан и безопасность страны». Его удалили как раз чтобы избежать возможность некорректной трактовки – и вывести культуру из «сферы услуг», подчеркнув ее особый независимый от государства статус, ее уникальность и неповторимость. И лично Валерий Фокин непрестанно подчеркивал на различных обсуждениях на самом высоком уровне, что культура – не услуга и услугой быть не может, иначе такой серьезной части культуры, как искусство, вовсе нечего делать.

Однако пункт-то убрали, но суть осталась на месте. И навязчивое повторение едва ли не в каждом абзаце словосочетания «традиционные культурные ценности», настораживает и отчасти обессмысливает те благие намерения, которые, по словам Толстого, двигали эту инициативу. И дело не в том, что кто-то против «традиционных нравственных ценностей» – против того, чтобы граждане, опять-таки цитирую документ, были «честными, законопослушными, бескорыстными, целомудренными, добросердечными, милосердными», etc. Но поскольку ни в одном пункте не сказано, как именно культура должна эти ценности продвигать, насаждать, воспроизводить, немедленно за прекраснодушными словами встает грозный призрак цензуры. Потому что хотя в «Основах» и говорится, что свобода творчества ограничивается только уголовным кодексом РФ и законодательной базой, и Владимир Толстой этот тезис на обсуждении не раз повторил, но вот министр культуры на обсуждении документа в Госдуме заявил, что для него «Основы государственной культурной политики» – руководство к действию, указание, «на что изначально должны тратиться государственные деньги в области культуры». А надеяться на то, что министерство культуры своей, уж простите, головой дойдет до того, что «воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую, ответственную личность» (это тоже цитата из документа) можно, только если показывать ей жизнь во всех ее проявлениях, в том числе, и самых нелицеприятных, что лишь неоднозначные картины реальности, отраженные искусством, пробуждают работу мысли – наивно и даже глупо. Зато есть все шансы, что те, кому доверено финансировать культуру, прочтут этот документ как призыв к возвращению эпохи соцреализма с положительным героем и иными шаблонами, не имеющими отношения ни к искусству, ни к культуре.

Да что тут говорить, минкульт уже сейчас, до утверждения «Основ» вовсю проявляет рвение, которое так свойственно русским чиновникам и так остроумно высмеяно и Гоголем, и Салтыковым-Щедриным. Притчей во языцех стала статья Елены Ямпольской в газете «Культура» от 10 апреля 2014 года под названием «Минкульт предупреждает: современное искусство может быть опасно для здоровья россиян». Ее автор, оправдывая роспуск разом всех советов главного культурного ведомства по современному искусству, пошел по пути, мягко говоря, дилетантскому, доказывающему полное непонимание самой сути искусства. Вся так называемая «статья» состоит из надерганных из контекста цитат из пьес и рецензий на спектакли, где есть столь пугающие чиновников «мат и секс», а также нелицеприятные высказывания о власти. Госпоже Ямпольской неведомы слова А.С.Пушкина о том, что «произведение искусства надо судить по законам, им самим надо собой признанным». Да и задачи у мадам были другие – сфабриковать донос в лучших традициях советского прошлого на неудобных художников. И донос сработал. Рвение на местах не заставило себя ждать, директора театров стали закрывать спектакли.

Есть еще один печальный    пример – теперь уже напрямую связанный с деятельностью минкульта (госпожа Ямпольская в министерстве пока не работает, ее лишь спешно ввели в экспертный совет по современной драматургии, который теперь, очевидно, будет продвигать пьесы, описывающие конфликт между хорошим и лучшим). Известный российский культурный интернет-портал Colta.ru инициировал показ в рамках Московского международного книжного форума показ пьес, заклейменных «Культурой», в кукольном формате, чтобы показать думающим гражданам, насколько невинно их содержание. Однако минкультуры оказалось на месте: за несколько дней до открытия, организаторы книжного форума получили депешу от министерства, подписанную первым заместителем министра Владимиром Аристарховым, где было сказано, что форум лишится http://calendar.fontanka.ru/articles/1632 министерской поддержки, если включит в свою программу этот неблагонадежный проект.

На встрече с петербургскими деятелями культуры, а также – по телемосту – с представителями театров из других городов Владимир Толстой прямо заявил, что цель документа – не разобщить, а «максимально консолидировать театральное сообщество». Что для него как для человека, который готов взять «личную ответственность за опубликованный документ», важно как раз «преодоление противоречий между традиционным классическим и современным актуальным в культуре». Но на данный момент, увы, приходится признать, что никаких конкретных возможностей такого преодоления в документе не прописано. А уж пункт о том, что новая культурная политика позволить, цитирую, «преодолеть недоверие граждан к власти», если он останется в «Основах», позволить яростно душить любые свободные проявления художников, этой самой власти неугодные. Впрочем, то, что на обсуждении в Петербурге Владимир Толстой признал этот пункт весьма уязвимым, оставляет некоторую надежду.

На данный момент именно подавление, а вовсе не процветание национальной культуры во всем ее разнообразии, представляется автору этих строк главной опасностью вступления в силу «Основ государственной культурной политики» в ее существующем варианте. У документа есть все шансы стать основанием для скрытой формы цензуры, стимулировать грандиозный откат российской культуры назад, изъятие ее из контекста европейской и мировой культуры, за которую документ и лично Владимир Толстой как раз ратуют.
В то же время, сам Владимир Толстой на Новой сцене Александринки продемонстрировал самые лучшие качества – проявив себя как раз той личностью, которая описана на страницах «Основ» в качестве крайне желаемой. Его личная толерантность, образованность, способность слушать и слышать и, что особенно замечательно, «сознание собственного несовершенства», которое, по словам Гёте, «приближает к совершенству», внушает некоторую надежду. В данном случае, имеется в виду, конечно, несовершенство как законотворца – Владимир Толстой даже напомнил собравшимся о том, что является профессиональным журналистом, и о том чувстве, которое всякий приличный журналист непременно испытывает: почти отчаяние от невозможности исправить, уточнить детали в уже вышедшей статье. Главный спикер обсуждения подчеркнул, что данная конкретная встреча – как раз и призвана реализовать возможность исправить те пункты, которые выглядят уязвимыми.

Однако нельзя сказать, чтобы предложения сыпались, как из рога изобилия. Как это было в Москве, в Центре имени Мейерхольда, где собрались, прежде всего, не журналисты, а деятели культуры, художники, творцы, в том числе, и из Петербурга. Там, в Москве, Марк Захаров, например, подчеркнул: «Общепризнанные традиции – это, вообще, такая наша беда. И не буду я цитировать Бердяева, он как раз считал, что самое важное в серьезном произведении искусства – это выход за общепризнанную норму, в том числе, и нравственные ценности. /…/ Тогда может появиться действительно подлинное новаторское произведение. Вот мне бы хотелось каким-то образом это отразить. И очень я не поощряю, игры со словами «патриотизм» и «свобода». Слишком многие люди пользуются этими словами, выдавая их за понятия за свою философию. Это очень опасно и подозрительно».

Глава экспериментальной площадки «Гоголь-центр» Кирилл Серебренников предложил вообще избавиться от слов «традиционный», «религиозные ценности», «любовь к Родине». «Не потому, что от этих понятий надо избавляться, потому что они могут быть, действительно, извращенно толкованы чиновниками. И совершенно справедливо: вот у вас нет тут любви к Родине, и у вас все тут не так традиционно, как нам кажется – вас надо, значит, расстрелять». Кроме того, Серебренников высказал весьма здравое предложение, позволяющее ограничить произвол «министров администраторов» в центре и на местах – скажем, в более чем 600 российских театрах: законодательно закрепить разные источники финансирования учреждений культуры и частных инициатив в области культуры.

В свою очередь, режиссер петербургского БДТ Борис Павлович предложил прописать в «Основах» механизм осуществления тех самых равных прав на доступ к культурным ценностям всех граждан страны – то, как именно культура должна досягать отдаленных географических точек нашей необъятной родины, многочисленных поселений, где нет ни театров, ни даже клубов. И предложил использовать в этой связи многолетний опыт Германии, где передвижные культурные проекты имеют серьезный удельный вес в процессе бытования национальной культуры, а кроме того, активно работают резиденты культуры из столиц и культурных центров, которые ведут реальную просветительскую работу.

В свою очередь, заведующий кафедрой экономики исполнительских искусств Школы-студии МХАТ Александр Рубинштейн подчеркнул тот важный момент, что любой закон – это цели, средства и правовая среда. А «Основы государственной культурной политики» – пока только цели: «Можно, конечно, думать, что вслед за этим документом последуют не основы культурной политики, а сама культурная политика, с конкретными целями, ресурсами, правовой средой. Можно подумать, что за ним последует еще что-то, что будет обязательным для выполнения соответствующими ведомствами. У меня вот здесь есть определенный пессимизм, потому что в таком виде все-таки «Основы» остаются документом без статуса».

Александра Рубинштейна имеет смысл цитировать и дальше: «Вот здесь, на третьем этаже, студенты Школы театрального лидера придумали такой слоган: «В Год культуры защитим культуру от Министерства культуры». Мне кажется, что дело не только в Министерстве культуры. На самом деле, ситуация такая, что последние 20 лет мы живем без культурной политики. И это не так хорошо, как думают очень многие, потому что это означает, что место для власти осталось другим ведомствам: Министерству финансов, Министерству экономики, -- которые одно за другим выпускают законы, мягко сказать, недружественные, просто вредные для культурной деятельности. Это и 83-й, и 94-й, 44-й закон, и многие другие, которые можно вспоминать».

В петербургской аудитории говорилось о подобных же вещах, но менее жестко и конкретно, более аморфно. Возможно потому что самих деятелей культуры, тех, кого «Основы» касаются непосредственно, остро, в зале почти не было, а журналисты они, в данном случае, всего лишь констататоры, их «Основы» не задевают за живое, им слово «традиционные ценности» слух не режет, потому как неизвестен контекст. Им нечего было возразить, скажем, и.о.ректора Вагановской Академии балета Николаю Цискаридзе, который объявил, что «не хотел бы видеть в своем Большом театре пьяную Татьяну на столе». А между тем, возражать необходимо. И Валерий Фокин вынужден был провести некоторый ликбез, объяснив собравшимся постулат, для художников уже век как очевидный: «Любая интерпретация – это сочинение другого мира. Любая трактовка имеет право быть – вопрос в том, соответствует ли она сверхзадаче произведения искусства? Если задача – эпатажные проявления – тогда это недопустимо». Но остается вопрос: кто объяснит подобные вещи сотрудникам министерства культуры?
В этом контексте весьма логично прозвучало требование директором новосибирского театра «Красный факел» независимой экспертизы. Однако, каким образом ее можно обеспечить, никто преложить не взялся.

Без ответа остался также вопрос художественного руководителя Вологодского драматического театра Зураба Нанобашвили, чем по отношению к культуре является государство? Заказчиком? Цензором? Партнером? Бухгалтером? «Мы не хотим, чтобы государство было ни цензором, ни заказчиком – мы с народом коммуницируем напрямую», – заявил темпераментный режиссер из Вологды.

Заведующая педагогическим колледжем назвала плачевную цифру – 33 часа на мировую художественную культуру в учебном плане. И эта тема – взаимодействие культуры и образования, – тоже прописанная в документе на уровне желаемого идеала, тоже требует раскрытия механизмов.

Итоги подвел Владимир Ильич Толстой, продемонстрировав понимание проблем и желание искать пути их решения.

«Работая над этим документом, мы пришли к выводу, что нужно менять законодательство. За этим документом должна последовать четко прописанная стратегия его реализации», – сказал Толстой.

Так же он подтвердил, что еще одной важной задачей новой культурной политики является возникновение новых, альтернативных министерским, источников финансирования. Как минимум, в ближайшее время должен появиться Фонд развития культуры.

«Мы признаем неравенство доступа к культурным ценностям в столицах, провинции и тем более – поселениях. Задача государства – искать преодоления неравенства. Каждый гражданин должен иметь возможность культурной реализации. Вот есть понятие реального сектора экономики, а нам надо развивать реальный сектор культуры. Я в ЦИМе сказал, что если экономику России скрепляет рубль, то культуру – русский язык, притом, что сохраняется самобытность национальных культур», – произнес Владимир Толстой. И тут же посетовал на печальный факт: «Притом что Россия – литературоцентристская страна, мы обеспокоены тем, что ЕГЭ вытеснило сочинение. Это ведь не просто форма экзамена, это методология, которая требует знания произведения, умения осмыслять и анализировать его плюс знание русского языка. Сейчас вроде бы сочинение возвращается в какой-то усеченной форме, но наши усилия в этом направлении, к моему глубочайшему разочарованию, не были встречены аплодисментами, потому что всем прибавилось работы, а педагоги уже успели потерять навыки обучения тому, как писать сочинение. Но что мы имеем в итоге? Результаты экзамена по русскому языку в этом году – чудовищны. Пришлось даже понизить зачетный результат с 36 до 24 баллов – фактически это означает, что «двойка» официально признана удовлетворительной оценкой. В противном случае, треть школьников России не получили бы аттестаты».

Встревоживший многих пункт о необходимости борьбы с засоренностью интернет-пространства Толстой также разъяснил: «Что касается интернета, то у нас нет задачи вычищать, а есть – наполнять содержательным контентом».

В финале обсуждения оратор развеял опасения, что документ не получит законодательного статуса, напомнив, что подписывать «Основы государственной политики» будет сам Президент страны. А также призвал всех к участию в обсуждении, которое продлится до 30 сентября – в частности, на портале «Обсуди проект» http://обсудипроект.рф/ , а наиболее активным «обсуждальзикам» даже оставил свои визитные карточки, призвав писать лично ему. Пожалуй, с таким демократизмом в вопросах законотворчества мы и в самом деле еще не сталкивались. На данный момент, он (подобный демократизм) единственное, но реальное доказательство, что тезис «Россия – не Европа» отправлен в корзину.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Коллеги, проект опубликован здесь:

http://обсудипроект.рф

Кто его осилил?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Ужель та пьяная Татьяна в Большом театре на столе?

http://www.baltinfo.ru/2014/06/28/Uzhel-ta-pyanaya-Tatyana-v-Bolshom-teatre-na-stole-434121
....По словам Цискаридзе, его новые студенты в Вагановке теперь уверены, что Татьяна была алкоголичкой, так как классику они не читают, отдавая предпочтение театру и кино. Далее болеро уделил внимание....
Олег Саломатин
Кто-нибудь сможет мне ответить: кто такой этот "болеро"? Почему этим словом, которое повторяется в тексте статьи несколько раз, как я понял, называют Цискаридзе?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Кто-нибудь сможет мне ответить: кто такой этот "болеро"? Почему этим словом, которое повторяется в тексте статьи несколько раз, как я понял, называют Цискаридзе?

:) Вы хотите сказать, что он не болеро, а балерун? Ну вот такой жаргончик.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А "Основы"-то читали? Я вчера начал, но меня чуть не стошнило.
Мне кажется, они пишут не о том. Там нужно какой-то механизм прописать, обозначить критерии, а они там лишь констатируют, что "Россия хибнет, надо что-то делать" (с).
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 410
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
А вот тут человек пишет про "Проект федерального закона "О культуре в Российской Федерации""...  http://cleofide.livejournal.com/842846.html

Из наиболее конкретного, приближенного к практике:

"Статья 23. Использование государственного языка Российской Федерации
Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию...

10) при показах фильмов в кинозалах;
11) при публичных исполнениях произведений литературы, искусства, народного творчества посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных, зрелищно-развлекательных мероприятий..."

cleofide пишет: "Это что же, теперь нельзя будет петь, скажем, баховские страсти по-немецки, Реквием Моцарта на латыни, оперы Генделя на итальянском?.."
Che mai sento!

Sergey

  • Гость
Кто-нибудь сможет мне ответить: кто такой этот "болеро"? Почему этим словом, которое повторяется в тексте статьи несколько раз, как я понял, называют Цискаридзе?

:) Вы хотите сказать, что он не болеро, а балерун? Ну вот такой жаргончик.
А разве есть такой жаргон. Я вот заинтересовался. Читаю в он-лайн словаре определение слова "болеро" здесь:
Цитировать
Что такое Болеро? Значение и толкование слова bolero, определение термина
Болеро -

Болеро - национальные испанские танцы, введенные в балет. Танцоров(мужчин и женщин) Б. называют boleros или boleras. Наиболее любимые иизвестные Б. суть: качуча, аррагонская хота, мадрилена, оле, халео дехерес и проч. Эти танцы исполняются двумя или несколькими танцующими;некоторые же, как напр., оле, исполняются одной балериной. Танцующие болеро одеваются обыкновенно в андалузские костюмы.

Sergey

  • Гость
А "Основы"-то читали? Я вчера начал, но меня чуть не стошнило.
Мне кажется, они пишут не о том. Там нужно какой-то механизм прописать, обозначить критерии, а они там лишь констатируют, что "Россия хибнет, надо что-то делать" (с).
А вы разве не видите, что даже в таком виде попытка введения хоть каких-то культурных правил вызывает скрежет зубовный у господ-"либералов" от искусства? Или вы на стороне этих гг.?

:)) А эти мерзавцы желали бы пакостить в классике и при этом доить госбюджет! :))

Именно так!
« Последнее редактирование: Июль 01, 2014, 12:45:08 от Sergey »

Sergey

  • Гость
А вот тут человек пишет про "Проект федерального закона "О культуре в Российской Федерации""...  http://cleofide.livejournal.com/842846.html

Из наиболее конкретного, приближенного к практике:

"Статья 23. Использование государственного языка Российской Федерации
Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию...

10) при показах фильмов в кинозалах;
11) при публичных исполнениях произведений литературы, искусства, народного творчества посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных, зрелищно-развлекательных мероприятий..."

cleofide пишет: "Это что же, теперь нельзя будет петь, скажем, баховские страсти по-немецки, Реквием Моцарта на латыни, оперы Генделя на итальянском?.."
А что это за проект? Откуда он взялся? На сайте Госдумы в разделе "Законопроекты" я его не нашел - см. здесь. В проекте Основ государственной культурной политики, ссылка на который здесь давалась выше: http://обсудипроект.рф нет ничего похожего. И вообще нет 23-й статьи.
Так что, получается, что этот ваш человек из породы либер-вралов? От слова врать!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 410
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
А что это за проект? Откуда он взялся? На сайте Госдумы в разделе "Законопроекты" я его не нашел - см. здесь. В проекте Основ государственной культурной политики, ссылка на который здесь давалась выше: http://обсудипроект.рф нет ничего похожего. И вообще нет 23-й статьи.
Так что, получается, что этот ваш человек из породы либер-вралов? От слова врать!

Спасибо, что посмотрели на других сайтах. Но хотелось бы обойтись без ярлыков. Я не знакома с автором этого журнала, но читаю его уже довольно давно и знаю, что она работает в Государственном институте искусствознания (ГИИ). Наверное, она не из воздуха взяла эти выдержки. А её замечания относительно исполнения вокальных произведений на иностранных языках верные. Я против режоперы, но мне не хотелось бы возвращения тупого, формального кондового подхода к регулированию всех вопросов.
Che mai sento!