Автор Тема: Святослав Рихтер (1915-1997), великий русский пианист  (Прочитано 1449690 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 654
Ночью посмотрел передачу по 1-му каналу, называвшуюся «Загадка Рихтера». Наверное, они решили как бы продолжить тему, развитую Монсенжоном, тем более, самого Бруно они тоже пригласили. Какой контраст в сравнении с «Земляничной поляной Святослава Рихтера», сделанной «Культурой»! Не единожды испытал чуть ли не рвотный рефлекс, слушая некоторых из представленных в передаче всезнаек, замахивающихся на особое понимание тайн личности и непостижимого явления «Святослав Рихтер». Чего стоил ложный пафос и претензии на эксклюзивное видение г-на Казиника, перевранная история, которую поведал «главный специалист по Рихтеру на Украине» (так мне охарактеризовали его буквально на днях, в связи с подготовкой вечера в КПИ), г-н Дикий, а уж после юмористической вставки некоего Маликова (раньше о таком не слышал) вовсе подумал, что попал куда-то не туда, «ошибся дверью». Что вы себе позволили господа с центрального канала? Не сомневаюсь, что Ирина Александровна Антонова или Бруно Монсенжон не представляли себе, в какую компанию попадут, и какие речи там будут произноситься.
У Валентины Николаевны Чемберджи читаем:
- А потом я играл на вступительном экзамене. В сорок четвертом классе. Фейнберг чуть не упал со стула от неожиданности, когда я начал финал Четвертой баллады.
Зачем придумывать в передаче (Ю.Дикий), что падать захотелось Игумнову?
Я понимаю, что могут быть провалы в памяти, просто глупые или случайные ошибки. Не раз писал, что особенно к концу второго семестра сам начинаю делать ошибки на ровном месте – «от мозговой усталости» (с), копирую не те даты, когда пишу о каких-то концертах и проч. Но здесь же передача на всю страну и даже более. Можно ведь семь раз отмерить, а отрезать один раз? Вспоминаю, как мы сотрудничали с автором «Земляничной поляны», Валентином Григорьевичем Тернявским. Иногда буквально по несколько раз в день он звонил мне, а я ему – уточняли малейшие детали, даты концертов, сыгранные в них произведения, какие-то биографические факты – пусть даже всё это потом и не вошло в фильм. Из огромного отснятого материала (например, я рассказал кучу историй) автор выбрал наиболее существенное с его точки зрения, соответствующее выбранной им концепции, и он не погрешил против истины в каких-либо деталях, по крайней мере, я ничего подобного не услышал. Посмотрю фильм еще раз, попытаюсь найти шероховатости, если они есть – у меня теперь есть копия, благо моим студентам удалось его скачать. Помню, как я знакомил режиссера с программой концерта, о котором вспоминал Артур Рубинштейн – «две-три пьесы Равеля»… Рубинштейн не сказал, какие, но мы должны их знать, и должна прозвучать запись одной из пьес, сыгранных в том далеком концерте. Пусть не было в фильме сухого отчета о концерте 30/10/60 в зале «Карнеги-Холл» Нью-Йорка
RAVEL
Pavane pour une infante defunte
Jeux d'eau
Miroirs - No.2 - Oiseaux tristes,

но автор хотел быть в теме – так легче, надежнее себя чувствуешь. Мы всё время помнили свидетельство Наталии Дмитриевны Журавлевой о том, что самым ругательным у Рихтера было слово «халтура». Можно ли ее допускать, делая фильм о нем?!
Возвращаясь к «Загадке», скажу, что наиболее возмутительной для меня была выдумка о том, что Рихтер играл траурный марш Шопена на похоронах Сталина. Режиссер в пол уха что-то услышал в фильме Монсенжона и не удосужился вникнуть. Неужели так трудно было разобраться, кто играл этот марш? Ведь Рихтер очень понятно рассказывает.
Весной прошлого года сотрудник с другого факультета нашего вуза рассказал мне о просветительской деятельности Казиника. Я тут же предложил свое содействие в возможной передаче, посвященной грядущему 100-летию. Потом, посмотрев интервью, данное им Познеру, написал этому своему коллеге, что ни о каком творческом сотрудничестве не может быть речи – очень уж у нас разные взгляды, манеры и т.п. Посмотрев вчерашнюю передачу, еще раз понял, что не ошибся. Когда-то мне написали в «личку», что благодарят за выкладываемые записи, но считают мои сообщения чуть ли не глупыми, примитивными – уж точно не помню. Спорить не буду, может быть, особо понимающие и знающие смотрят с только им доступных высот «орлиного полета» (с), и им мои потуги видятся именно такими. Спорить не буду. Но здесь, в передаче, слушишь эти разглагольствования да еще таким «юбилейным» голосом, да с такими претензиями… Нет уж, увольте.
Некоторые рассказы были информативными, но, как по мне, не они определили «лицо» передачи. Жаль. К памяти Рихтера нужно относиться хотя бы с уважением а еще лучше - с любовью.
Пишу и понимаю, что мною сейчас овладели эмоции. Но и формальный беспристрастный анализ вызвал бы подобную реакцию.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Чего стоил ложный пафос и претензии на эксклюзивное видение г-на Казиника...
   Не смотрел эту передачу, а вот про Казинника уже высказывался ранее:
Казиник у Познера:

http://pozneronline.ru/2014/06/8045/
   В самом начале передачи "толкователь искусства" Казиник показал себя как человек вульгарный. Начальные строчки из "Егения Онегина": "Мой дядя самых честных правил..." Казиник истолковывает так, будто речь идёт об уже умершем дяде!

Оффлайн aquarelle

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 20
Вспоминаю, как мы сотрудничали с автором «Земляничной поляны», Валентином Григорьевичем Тернявским. Иногда буквально по несколько раз в день он звонил мне, а я ему – уточняли малейшие детали, даты концертов, сыгранные в них произведения, какие-то биографические факты – пусть даже всё это потом и не вошло в фильм. Из огромного отснятого материала (например, я рассказал кучу историй) автор выбрал наиболее существенное с его точки зрения, соответствующее выбранной им концепции, и он не погрешил против истины в каких-либо деталях, по крайней мере, я ничего подобного не услышал. Посмотрю фильм еще раз, попытаюсь найти шероховатости, если они есть – у меня теперь есть копия, благо моим студентам удалось его скачать.
Вы так ярко сказали, что слушать Рихтера - Ваш образ жизни. Мне очень врезались в память эти слова.
И приятно было Вас увидеть - нечасто встречаются люди с таким образом жизни!

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
И может Вы познакомите нас с неиспорченной реставраторами любительской записью от 2 мая?
   Увы, не имею технической возможности сделать это. Я бы попросил Юрия выложить запись, если у него будет такая возможность. А запись в этом случае интереснее была бы, как мне кажется, с диска "Мелодии", первая часть. Остальное уже ведь выложено на Классик-Онлайн (ну, как бы от 3-го мая). Я вновь прослушал ту запись, и вновь понял её как гибрид исполнений 3-го мая (1-я часть) и 2-го мая (части2, 3 и 4).
   В исполнении 2-го мая 1-я часть сонаты, "Фантазия", произвела тогда более сильное впечатление. Она ведь начинается простыми и тихими звуками, в которых как бы "ничего нет". Но исполнение приковало внимание слушателя, заставило затаить дыхание, и при этом немножко щекотало нервы: что-то будет дальше? И всё это тянется, тянется, тянется, и не даёт вздохнуть, не отпускает. Потом вдруг - кульминация, да какая! Казалось, она уже прошла, но вдруг она вспыхивает с новой силой. Потом всё как-бы возвращается к началу этой части, и понимаешь, что автор искренний человек, и не защищён от невзгод жизни, и при этом, никогда не изменяет себе. Уже одна первая часть произвела тогда ошеломляющее впечатление, а затем, после изрядной паузы, ещё три части продолжили и закончили сонату. Кто знает, может быть тут сказалось для меня то, что слушал эту вещь впервые в жизни, но забыть то впечатление невозможно.

Вспоминаю, как мы сотрудничали с автором «Земляничной поляны», Валентином Григорьевичем Тернявским. Иногда буквально по несколько раз в день он звонил мне, а я ему – уточняли малейшие детали, даты концертов, сыгранные в них произведения, какие-то биографические факты – пусть даже всё это потом и не вошло в фильм. Из огромного отснятого материала (например, я рассказал кучу историй) автор выбрал наиболее существенное с его точки зрения, соответствующее выбранной им концепции, и он не погрешил против истины в каких-либо деталях, по крайней мере, я ничего подобного не услышал. Посмотрю фильм еще раз, попытаюсь найти шероховатости, если они есть – у меня теперь есть копия, благо моим студентам удалось его скачать.
Вы так ярко сказали, что слушать Рихтера - Ваш образ жизни. Мне очень врезались в память эти слова.
И приятно было Вас увидеть - нечасто встречаются люди с таким образом жизни!
   О себе я так не сказал бы. Но для меня концерты Рихтера, вплелись в мою жизнь, стали фактами моей собственной биографии.
« Последнее редактирование: Март 22, 2015, 22:09:41 от M.I. »

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 654
Помню себя, скажем, в 19 лет. Именно тогда я впервые услышал Рихтера в концерте. Появились знакомые, заметно отличавшиеся возрастом, слушавшие Рихтера, начиная буквально с послевоенных лет. Я жадно ловил каждое их свидетельство – ведь они очевидцы! Позже начал понимать, что и очевидцы могут забывать, а иногда и привирать для эффектности. Вот и сейчас слушаю, принимаю к сведению, но стараюсь перепроверять. Кстати, людей, знавших Рихтера, иногда мягко поправляю. Иначе появляются легенды, полуправда и даже неправда, а это недопустимо. Читал на сайте 1-го канала благодарность за фильм «Загадка Рихтера». Человек думает, что узнал чуть ли не из первых рук. А ведь что узнал? Узнал нечто о придуманном персонаже. Записи демонстрируются подлинные, а рассказы и рассуждения – о ком-то вымышленном. Такое нельзя допускать, это неуважение к памяти великого человека и Музыканта! Это халтура! Возможно, хотя бы люди, заходящие на наш форум, те, кто помоложе, не имевшие счастья видеть и слышать Рихтера, обратят внимание на то, что я пишу. У меня нет ни малейшего желания кого-то «размазать». Но они рассказывают о Рихтере, и тут я не могу спокойно смотреть, слушать и молчать. Ошибки бывают у всех, у меня, в том числе, и не единожды – от переутомления. Я вот умудрился сказать на вечере в политехническом, что Рихтер считал, что коду из 4-й баллады Шопена нужно сыграть не более, чем за 57 секунд, прекрасно зная, что за 47 секунд! Как это вырвалось – не пойму. До сих пор чувствую себя гадко из-за этого. Но тут ведь фильм снимали, могли подумать и подправить. Но у них ошибки системные, далеко не случайные.
Итак, начнем. Голос за кадром:

Пауза перед началом концерта, не больше и не меньше, была, своего рода, талисманом Рихтера. Тогда дальше шло, как по маслу. Но однажды в Италии он сосчитал не до тридцати, а до двадцати семи, и концерт получился неудачным.

Но ведь это же о сонате Листа сказано! Зачем такие обобщения? Тут недавно выкладывалась передача по радио о сонате Листа, 2-м концерте Рахманинова и проч. Там Рихтер говорит, что выходит по-разному, и это зависит от исполняемого произведения. Разве 5-ю сонату Скрябина он начинает, посчитав до тридцати?

Казиник:
Вся игра Рихтера, кажущаяся совершенной исполнительской машиной, есть ни что иное, как внушенный гипнотический транс.

Как фигура речи, куда ни шло, допустима. Я категорически против гипноза, но многим нравится так говорить – это производит впечатление. Но создается впечатление, что было только внушение, а как же всё-таки с исполнительскими достоинствами? Одно внушение? Но каким тоном всё это говорится! Ни дать, ни взять – знающий некие тайны человек изрекает.

Голос за кадром:

Вообще неудачных концертов в жизни Рихтера было по пальцам пересчитать, и первый такой случился в Вене в 1963-м году. Тогда выступление легендарного советского пианиста обернулось полным фиаско. Зрители, которые разобрали билеты за полгода до концерта, были явно разочарованы: знаменитый музыкант сбивался, играл, как ученик. В его технике не было и следа от той «фирменной» рихтеровской страсти. Только потом выяснится, что в тот день, всего за несколько минут до начала концерта, Святослав Рихтер узнал о смерти своей матери, причем, узнал из уст человека, которого ненавидел всей душой.

Откуда они знают о неудачных концертах, об их количестве? Послушайте Рихтера, рассказывающего о первых концертах в США. Создастся впечатление, что были чуть ли сплошные провалы. Всё это очень относительно. Неудачная, с точки зрения Рихтера, запись в Лайнсдорфом 2-го концерта Брамса – моя самая любимая. Тут есть, о чем поговорить и анализировать. Заявление же автора фильма отнюдь не опирается на особые познания.
Далее. В фильме говорится о первом выступлении в Вене. Явно имеется в виду
01/06/62 - Вена. Музыкальное объединение (Musickverein). Большой зал.
Некоторые записи с этого концерта сохранились, и мы обсуждали их на нашем форуме. Замечу, что тогда было 5 (!) бисов. Вряд ли кому-то хотелось продолжать слушать ученическую игру, и они бисировали. Шероховатости незначительные были, но насчет «сбивался» - это выдумка создателей фильма – так, наверное, эффектнее. Кондратьев тогда сказал: «Моя жена умирает.» Не говорил он (по крайней мере, в фильме Монсенжона), что она умерла.
(Окончание следует)

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 654
(Окончание)
Голос за кадром:

Своего первенца Рихтер старший учил музыке едва ли не с самого рождения.

Вдумались бы, что говорят. Такой педагог заменил бы любую школу, разве что не выдал бы аттестат. А как же свидетельства, что у отца не получались занятия с сыном? А как же «самоучка»? Как это всё сочетается? Арфистка, давшая несколько уроков не в счет.

Голос за кадром:

Уже, будучи признанным пианистом, в 37 лет Рихтер попытался сменить профессию – это был настоящий бунт. Поначалу он решил дирижировать, но на первой же репетиции стало понятно: будет трудно. У Рихтера мало, что получалось. Он опаздывал, оркестр не звучал, все разваливалось. Как вспоминал потом сам Рихтер, на концерте 18-го февраля зал был набит битком. Он страшно волновался, а когда вышел на сцену, похолодел: нет рояля, куда идти?
…….
То выступление имело большой успех. Но уже через несколько дней после концерта Рихтер сказал своим друзьям, что больше в руки не возьмет дирижерскую палочку. А всё из-за разговоров о том, что известный пианист взялся не за своё дело.


Нельзя было поинтересоваться, узнать, что Рихтер сломал палец?
Из книги, изданной Монсенжоном:

Сделали рентгеновский снимок и обнаружили перелом. Я тотчас же решил воспользоваться случаем, чтобы разучить концерт для левой руки Равеля. И в самом деле, немного времени спустя я сыграл его. В связи с тем, что я был обречен на вынужденное частичное бездействие, мне пришла также в голову мысль о пресловутой Концертной симфонии, от которой все открещивались. Мне очень хотелось дирижировать. «Может, рискнуть? — думалось мне. — Все равно никто не хочет за нее браться». Я прибегнул к небольшому шантажу властей, напирая на то, что, может быть, уже никогда не смогу играть на рояле. Чистый шантаж. Ничего страшного с пальцем не случилось. Подумаешь, пустячный перелом! Но мой ход удался. Концерт состоял-ся 18 февраля 1952 года.
……..
Все же я кое-как управился, потому что Прокофьев объявил мне после всего, что «он нашел наконец дирижера для своих сочинений».

Оказывается, Рихтер очень зависел от пересудов. Полюбуйтесь:

… разговоры о том, что Рихтер занимается не своим делом, всё-таки возникали. Публика недоумевала, зачем он это делает – то дирижирует оркестром, то в кино снимается. Ранимому и эмоциональному Рихтеру этого оказалось достаточно, чтобы больше ничем, кроме музыки он не занимался. И это стало для него еще одной трагедией: он знал, что мог оставить после себя гораздо больше. Он мечтал, чтобы его произведения ставили в театрах, играли на сцене, он думал, что именно так останется в памяти людей. Но не случилось. Видно, ему на роду было написано играть на сцене, но молча, без слов, одной, большой, израненной душой.

Это оставляю без комментариев. Без комментариев оставляю реплику Маликова. Вообще ни на что не похоже!

Казиник:

Он говорил: «Я величайший из всех вторых композиторов» - из композиторов второго ряда. Таким образом, Рихтер мог быть величайшим композитором второго ряда, величайшим художником второго ряда.

Ссылочку извольте! Можно допустить, что Рихтер мог сказать такое в кругу ближайших друзей, но не, так сказать, для прессы.
Голос за кадром.

Следить перестали только после того, как Рихтер сыграл на похоронах Сталина.

А как же его гастроли в США? Послушайте его рассказ в фильме Монсенжона.

На похоронах вождя Рихтер играл известный траурный марш Шопена. Шопен был любимым композитором Рихтера. Но после того исполнения у него осталось удручающее ощущение.

Полная ерунда! Хотя бы вслушались и вдумались, что говорит Рихтер о траурном марше Шопена – его заиграл духовой оркестр. Просто безобразие - вещать такое на всю страну!
На самом деле он играл:
8/3/53 – 2-ю часть 1-го концерта Баха (дирижер - Гаук)
9/3/53 – 2-ю часть «Патетической» сонаты Бетховена и 2-ю часть 1-го концерта Баха (дирижер - Гаук)

Голос за кадром:

После смерти Сталина Рихтера, которому было 46 лет, впервые выпустили в большое заграничное турне.

Сталин, как известно, умер 5/3/53, а вот первое «большое заграничное турне» Рихтера:

15/05/50 - Теплице. Зал областного театра. (2-е отделение.)
17/05/50 - Тржебич. Боровина. Клуб завода им. Густава Климента.
18/05/50 - Боровина. Клуб завода им. Густава Климента. (Утренний концерт.)
19/05/50 - Плзень. Концертный зал “Беседа”.
23/05/50 - Прага. Концертный зал им. Сметаны. (Есть записи : ANDANTE AN2150 (4CD)*, MULTISONIC 31 0335-2)
25/05/50 - Брно. Зал радиокомитета. (РТ*)
TCHAIKOVSKY
Concerto No.1 for Piano and Orchestra in b-flat,Op.23
[Дирижер Константин Иванов]

26/05/50 - Готвальдов. Зал кино.
29/05/50 - Прага. Зал дома артистов (Рудольфинум).
30/05/50 - Прага. Зал дома артистов (Рудольфинум). Дневной концерт для работников министерства информации.
31/05/50 - Братислава. Концертный зал “Редута”.
01/06/50 - Тренчианские Теплице. Курорт. Зал (Купелиа Дворана) “Музыкальное лето” в Тренчианских Теплицах.
02/06/50 - Лученец. Зал “Редута” (рабочий клуб).

За кадром:

Но в финале его голос прозвучал трагически: «Я себе не нравлюсь» - сказал Рихтер». Возможно, это недовольство собой было связано с его сомнениями: что он оставит после себя? Таков удел всех исполнителей, их помнят, пока есть современники. Что потом? – Ни произведений, ни учеников. Да, есть записи концертов, но это явно не то, о чем мечтал Рихтер. Тогда ради чего были такие жертвы? Отречение от всех и всего. Кто знает. Может быть, это была его расплата за гениальность?

Совершенно ненужный пафос, когда говоришь о великом человеке, не думавшем о славе. Автор знает: «Да, есть записи концертов, явно не то, о чем мечтал Рихтер»! Он, что ли, близко был с ним знаком? Его посетило откровение свыше? Даже близкие люди чувствовали, что, разговаривая с ними, Рихтер параллельно пребывал где-то в своем собственном мире, и туда не было доступа. Это не моя выдумка. Один из рассказавших мне об этом, был незабвенный Олег Каган. А тут человек со стороны берется судить о тайных помыслах гения. Не много ли?
Уже говорилось, что «я себе не нравлюсь» - цитата из Дневника, относящаяся к исполнению 29-й сонаты Бетховена (мне это сказал сам Монсенжон), но она естественно вписалась в скорбное настроение концовки фильма.

Есть приятные моменты в фильме, но они не являются заслугой автора фильма. Приятно увидеть и услышать Ирину Александровну Антонову, Бруно Монсенжона. Вызывает симпатию рассказ Дениса Королева (о посещении места возле Тарусы, где находилась дача святослава Теофиловича):

… я сделал очень хитро, я с собой привез палатку туристическую и невдалеке, чтобы не ходить в деревню, поставил палаточку и там ночевал.

Королеву посчастливилось слушать, как Рихтер играл на даче. Его рассказ как бы продолжает описанное Паустовским. Вызывает белую зависть.
К сожалению, они не могут нейтрализовать прочей отсебятины и халтуры, которыми богат фильм. Разговаривал с представителями московской интеллигенции, людьми, для которых Рихтер – живой человек, а не отвлеченная личность. Пока отзывы негативные. Даже попросили высказать точку зрения на фильм, и за них тоже. Сделал это за себя, а их при случае познакомлю с этим своим анализом.
Очень жаль, что так отметили великий юбилей.

Оффлайн aquarelle

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 20

Казиник:
Вся игра Рихтера, кажущаяся совершенной исполнительской машиной, есть ни что иное, как внушенный гипнотический транс.
Как фигура речи, куда ни шло, допустима. Я категорически против гипноза, но многим нравится так говорить – это производит впечатление. Но создается впечатление, что было только внушение, а как же всё-таки с исполнительскими достоинствами? Одно внушение? Но каким тоном всё это говорится! Ни дать, ни взять – знающий некие тайны человек изрекает.
И в той передаче по "Культуре" молодой человек нечто подобное говорил. Типа, Рихтер делал что хотел, но это был какой-то гипноз и слушатель вынужден был подчиниться. Это весьма распространённое мнение среди молодых.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Казиник:
Вся игра Рихтера, кажущаяся совершенной исполнительской машиной, есть ни что иное, как внушенный гипнотический транс.
   Вероятно, Казинник был под впечатлением от слов Г.Гульда: "Я сидел, как в гипнотическом трансе..." - об исполнении 21-й сонаты Шуберта в БЗК 9 мая 1957 года. Сам же Казинник, вероятно, Рихтера и не слушал. А слова его: "...игра Рихтера, кажущаяся совершенной исполнительской машиной,..." выдаёт неспособность говорящего даже заметить, что такое игра Рихтера. Машина, пусть даже исполнительская, не имеет души, т.е. того главного, чем пропитана насквозь игра Рихтера. Похоже сам Казинник - говорящая машина, да только не отлаженная. Всё время даёт постыдные сбои.

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 190
Да, заметил, что молодые пианисты (которые вживую не слышали Рихтера, или слышали в "несознательном возрасте) часто говорят про "гипноз". По этому поводу мой знакомый профессор МГК заметил, что в 90% случаев это - банальная зависть и только в 10%, возможно, действительно эстетические расхождения, несогласие с трактовкой.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 654
И может Вы познакомите нас с неиспорченной реставраторами любительской записью от 2 мая?

2/5/78 - Москва. БЗК. Вечер памяти Генриха Густавовича Нейгауза (к 90 летию со дня рождения).

https://yadi.sk/d/ZrSm91dgfVDra

https://yadi.sk/d/vj4Ox4Z7fVFNe

Оффлайн aquarelle

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 20
И может Вы познакомите нас с неиспорченной реставраторами любительской записью от 2 мая?

2/5/78 - Москва. БЗК. Вечер памяти Генриха Густавовича Нейгауза (к 90 летию со дня рождения).

https://yadi.sk/d/ZrSm91dgfVDra

https://yadi.sk/d/vj4Ox4Z7fVFNe
Большое спасибо Вам!
Меня поразило, насколько сильно отличается эта запись от записи, изданной Мелодией, по звуку. Перестарались они там со своей реставрацией. Рихтеровского мощного резонирующего звучания практически не слышно. Качество любительской записи тоже не наилучшее, но там так хорошо слышно этот мягкий, но всепроникающий звук. А вот содержательность звука видимо вычистить  не удалось - в изданной записи её тоже хорошо слышно и сразу захватывает.
Вообще чувствуется такая живость этого исполнения, и необычайное напряжение. Нельзя ни на секунду расслабиться и отвлечься. Это с самого начала и до последней ноты. Невозможно не вспомнить те драматические места в первой части - какая воля нечеловеческая, какая мощь! Кажется, записи не передают того мощного звучания в полной мере, а так жаль!..
Ощущение реального времени куда-то пропадает - слушаешь почти 50 минут, а кажется, что прошло не более десяти (и хочется ещё). При том событий на целую жизнь. Как это сочетается?

(Вообще у меня часто такое ощущение - ощущение каких-то непонятных происшествий со временем - возникает по прослушивании больших произведений в исполнении Маэстро. Вот, недавно послушала Ludus Tonalis Хиндемита (впервые, недели две собиралась, ожидала чего-то весьма агрессивного, а, как оказалось, это очень даже милая музыка). Не знала, сколько длится произведение и после ознакомления с ним узнать хронометраж было неожиданно - мне казалось прошло минут 10-15, а на самом деле!... Произведение не распадается на кусочки, очень цельное, интересное, всё очень взаимосвязано и логично. Это наверное и есть ощущение формы? (пытаюсь с этим понятием разобраться)

Мне так нравится и так впечатляет, как там в 1-й части Сонаты, в самом конце, в последнем проведении главной темы (не полностью), в басу добавляется ещё одна нота соль. Как она звучит в Маэстро! Я всегда так жду этой одной ноты. Ощущается, что это уже завершение, всё, конец, какое-то особенное чувство появляется. Всё главное уже сказано, здесь, в первой части. А остальные три как бы смягчают это серьезное, даже суровое настроение. Светлые, легкие, ненавязчивые.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 654
Похоже сам Казинник - говорящая машина, да только не отлаженная. Всё время даёт постыдные сбои.

Не хочу сказать обо всех участниках фильма «Загадка Рихтера», но некоторые здесь демонстрируют, прежде всего, себя, используя предложенную тему. Слышал краем уха, что есть такая передача «Танцы со звездами». Могу себе представить это ток шоу в современном духе, да еще и с танцами: «звезды» танцуют с публикой. По аналогии с этим действом воспринимается заявление Казиника: «Рихтер не играл с публикой». Т.е., надо полагать, что некоторые серьезные исполнители всё-таки с публикой «играют». Это как? Устраивают шоу? Это надо вдуматься, что говорит человек. Сразу перевожу на язык современного молодого соотечественника, благо, общаюсь с таковым каждый день, и не с одним - особенно много вопросов они задают после нашего вечера в политехническом и после просмотра некоторыми «Земляничной поляны Святослава Рихтера». Послушали бы вы их интервью перед нашим мероприятием, выложенное в интернете. Увы, гуманитарное образование, точнее, его отсутствие видно невооруженным глазом. И не надо их обвинять, надо обвинять тех, кто не заботится о таком образовании и тех, кто такое образование сводит к ток-шоу, и только. Возможно, с этих шоу можно начинать, но идти нужно дальше, а не останавливаться, считая, что задачу выполнили и приобщили. Вот и получается, что серьезное искусство низводится до уровня попсы, только со своей спецификой. Еще раз повторю: «Рихтер не играл с публикой», он играл для нее, точнее, возможно, считая, что играет для себя, щедро одарял публику огромным богатством, которое сравнить просто не с чем. Далее оказывается, что «он не играл с композитором». Лично у меня возникает при этом образ музыканта, по-свойски общающегося с автором исполняемой музыки, чуть ли не похлопывающего оного по плечу. Что это за обороты речи такие? Что при этом внушается, скажем, моему не сильно подкованному студенту технической специальности? Ведь традиционно получается, что сказанное по телевизору есть некая истина, принимаемая без сомнений и проверки. Очень немногие способны критически относиться к подобным заявлениям. Основная масса принимает, не задумываясь, не «заморачиваясь», а потом где-то в подсознании это остается и работает. С помощью подобных «истин» у заурядного слушателя и формируется соответствующий кругозор, элементы общего образования и воспитания. А если вспомнить, с какой уверенностью, каким голосом все это говорится, да еще и известным музыкальным просветителем, то цель достигнута. Далее следует ненавистная мне интеллигентщина: «Рихтер играл с богом». Всегда пишу «Бог» с большой буквы, но в данном случае не могу. Категорически против поминания Бога всуе. Никто из смертных не может вот так запросто с Ним общаться, тем более, «играть». Рихтер имел колоссальный талант, исключительное видение ценностей, которые могут быть выражены разными средствами. Он избрал музыку и ее универсальным языком говорил об истинах, к которым человек разумный стремится. Он владел сокровенными тайнами и умел с ясно, с необыкновенным мастерством их раскрыть. О Паганини говорили, что он продал душу дьяволу - кому-то именно так хотелось объяснить его дарование и вменить в вину. Рихтер – светлый гений. Я верю, что это дар Божий. Как это происходит, почему, за что и кого выбирают, не нам судить, принимаем и не стараемся своим греховным умом вникать в суды Божии.
А голос  этого "посвященного" и манера говорить способны вызвать не иначе, как рвотный рефлекс.
Посмотрев «Загадку Рихтера» сделал для себя заключение, что некоторые участники воспользовались случаем показать себя, свою ученость. Сейчас это сделать нетрудно – с сожалением вижу, как современный человек часто не способен почувствовать фальшь. Внешний блеск некоторых ТВ-передач, уверенный тон участников заставляет заурядного человека поверить. Коллега с другого факультета, рассказывая год назад о готовящейся передаче с Казиником, говорил, что это будет пир ума. Если это пир, то лично я предпочту постные блюда и в другом обществе.

Оффлайн aquarelle

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 20
Я не собиралась смотреть этот фильм, но, увы, не сдержалась. Любопытство победило.
Начало интригующее... мучения! О! Нашли что обсуждать! Музыка какая интригующая - как в блокбастере каком-то...  Этот Казиник -  он ведет себя как дешёвый телеведущий, который постоянно врёт и потешается над этим.
Антонова, Монсенжон, Башмет как-то неестественно смотрятся там... ну, да как и Рихтер :) Проблески другого мира..
Почти целый фильм ощущается сильнейший психологический пресс. Ужас. Мне полегчало уже аж когда появился домик на Оке.
« Последнее редактирование: Март 27, 2015, 10:21:47 от aquarelle »

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
   Сейчас по "Культуре" показывают, как Ростропович ведёт урок фортепианной музыки (8-я соната Прокофьева) в МЗК. Ведёт интересно. Упоминает Рихтера.
   ГТРК Культура 2003 г.

Оффлайн aquarelle

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 20
Слышал краем уха, что есть такая передача «Танцы со звездами». Могу себе представить это ток шоу в современном духе, да еще и с танцами: «звезды» танцуют с публикой. По аналогии с этим действом воспринимается заявление Казиника: «Рихтер не играл с публикой».
...Далее оказывается, что «он не играл с композитором».
...Далее следует ненавистная мне интеллигентщина: «Рихтер играл с богом».
Может он хотел сказать, что Рихтер был вдохновлён не публикой, не композитором, а богом?...
Никак не могу понять, что он сам хотел сказать этим, как он сам это понимает. Хотя если посмотреть на него во время произношения этих слов, то думается, что это пустые слова, за которыми вообще ничего нет, набор слов в определённом порядке.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
   Сейчас по "Культуре" показывают, как Ростропович ведёт урок фортепианной музыки (8-я соната Прокофьева) в МЗК. Ведёт интересно. Упоминает Рихтера.
   ГТРК Культура 2003 г.
   Я видел эту передачу не с начала, а лишь со второй части Сонаты. Но вот, что я узнал интересного (передаю своими словами). Ростропович разбирал перед публикой вторую часть Восьмой сонаты Прокофьева, как её играть? Он сказал, что ему как-то показали рукопись этой сонаты, и там он обнаружил выдержки из "Пиковой дамы" Прокофьева. Ростроповичу стало ясно, что вот это место - это "три карты". И ему стало абсолютно ясно как место надо играть. Дальше он сказал, что Рихтер не мог видеть эту рукопись, но он мистически постиг это место, и сыграл именно так, как представлял себе Прокофьев.

   P.S. Кстати, о способности Рихтера понимать нотный текст.
   Один эпизод.
   На рубеже 80 - 90-х годов в Артистической комнате Рихтера в ДШИ №3 на Каширском шоссе слушали запись отделения концерта Рихтера 2 марта 1956 года в БЗК, Лист - пьесы из цикла "Годы странствий". Закончилось прослушивание "Гондольерой, Канцоной и Тарантелой". Один из слушателей, побывавший к этому времени в Италии, изумлённо воскликнул о Рихтере: "Как? Он ещё не был в Италии, а так всё точно передал, как будто сам бы был там!" (Рихтер впервые выехал на Запад - с гастролями - в 1960 году). По-моему, тут объяснение простое. Благодаря своему таланту, Рихтер, глядя в ноты, всё видел в них. Он смотрел в них как бы глазами автора, и через музыку видел Италию глазами Листа. И передавал виденное звуками рояля.
   Есть известное выражение, понятное любителям географии: "По карте можно путешествовать так же интересно, как по Земле" (от себя добавлю - надо лишь иметь воображение). Благодаря своей одарённости, Рихтер мог "путешествовать" через музыку, записанную нотами, по странам и эпохам, "заходить в гости" к авторам произведений, в их внутренний мир. А затем щедро делился "увиденным" со слушателем.
« Последнее редактирование: Март 28, 2015, 17:07:58 от M.I. »

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Может он хотел сказать, что Рихтер был вдохновлён не публикой, не композитором, а богом?...
Никак не могу понять, что он сам хотел сказать этим, как он сам это понимает...
   Вообще, ничего удивительно. Ведь о Рихтере разные умники могли говорить всякую ерунду ещё при его жизни. Вспомнить хотя бы фрагмент из фильма Мансонжёна, где Рихтер касается этой темы, темы всякой чуши о его игре, и где он саркастически вопрошает: "Ну кто мог свистеть на похоронах Сталина?"

Оффлайн Капитан Немо

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 357
http://gazeta.zn.ua/CULTURE/rihter-vosprinimalsya-sovremennikami-kak-sverhchelovek-i-nebozhitel-_.html

Борис Блох:

Цитировать
Башкиров говорил, что самые сильные годы рихтеровского творчества пришлись на 1950–60-е. Рихтер покорял, прежде всего, масштабом своих интерпретаций — настолько это было сильнее, крупнее того, что делали остальные, царившие тогда на эстраде. Его интерпретации были как бы сверхличными. Он открывал вам партитуру произведения в первозданном виде, такой, какой она была задумана автором — настолько это было совершенно с точки зрения формы и стилистического, интеллектуального охвата.  Я попал в Москву в 1968-м и этот расцвет еще застал. Помню рихтеровские "Пестрые листки" Шумана. Со всеми повторениями сочинение шло более 50 минут. Мы, студенты, стояли на втором ярусе Большого зала консерватории так, что продохнуть было невозможно. И, тем не менее, я до сих пор ощущаю ту магию, магнетическое поле, в котором мы тогда оказались…  Позже этого уже не было: такая вот штука — человеческая жизнь. Все элементы сходятся лишь в точке цветения. Потом какой-то компонент отходит, и полнота перестает быть абсолютной. Но мы все-таки продолжаем судить художника по его сильным сторонам.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Зубин Мета в интервью "Известиям":

— Почему вы никогда не выступали со Святославом Рихтером?

— Он не хотел путешествовать, не мог приехать в Лос-Анджелес. Зато мы с ним ходили в горы и как-то ужинали вместе в Зальцбурге.

— Обсуждали пианистов?

— Мы, музыканты, многое иногда обсуждаем…

Полностью:

Известия. 29 марта 2015 г., 15:02
http://izvestia.ru/news/584694
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
http://gazeta.zn.ua/CULTURE/rihter-vosprinimalsya-sovremennikami-kak-sverhchelovek-i-nebozhitel-_.html
Борис Блох:.................
   Приблизительность - свойство этого интервью. Смотрите, что говорит Б.Блох о Гарилове и Рихтере:
   "Автор (А.Гаврилов) много и тесно общался с Рихтером — это факт. Рихтер хотел с ним выступать, они играли в четыре руки, сменяли друг друга за роялем, исполняя сюиты Генделя".
   Это же надо так сказануть! На самом деле А.Гаврилов и Рихтер никогда не играли в четыре руки. А ведь кто-то прочтёт это и поверит. Хотя... вполне вероятно, что Б.Блох и сам где-то прочитал эту небылицу - и поверил.

   Или вот ещё фрагмент этого интервью:
   "Я попал в Москву в 1968-м и этот расцвет еще застал. Помню рихтеровские "Пестрые листки" Шумана. Со всеми повторениями сочинение шло более 50 минут. Мы, студенты, стояли на втором ярусе Большого зала консерватории так, что продохнуть было невозможно. И, тем не менее, я до сих пор ощущаю ту магию, магнетическое поле, в котором мы тогда оказались.
   Позже этого уже не было: такая вот штука — человеческая жизнь. Все элементы сходятся лишь в точке цветения. Потом какой-то компонент отходит, и полнота перестает быть абсолютной. Но мы все-таки продолжаем судить художника по его сильным сторонам".
   Я и сам начал слушать Рихтера в 1968 году. "Магнетическое поле" у Рихтера было и в последующие годы. Полагаю, у Б.Блоха после 1968 года стало угасать живое восприятие, постепенно сдувалось как резиновый надувной шарик. А может быть, просто заучился человек в консерватории. Образование иногда может портить человека.
« Последнее редактирование: Март 29, 2015, 21:07:53 от M.I. »

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Бруно МОНСЕНЖОН:
100-летие – это условность

 
Как отметить юбилей Святослава Рихтера? Чтобы не утонуть в дежурных славословиях, которых так страшился этот артист, чтобы попытаться разобраться: в чем же феномен его личности, столь очаровывающей одних и отталкивающей других? С такими мыслями я спускалась по запутанным лестничным пролетам в подвальную часть Большого зала, где «квартирует» Архив Московской консерватории. Но, увы, личное дело студента Рихтера содержало лишь три листочка, формально фиксирующих дату поступления – 1937 год (на экзамене играл Прелюдию и фугу ми-бемоль мажор Баха, Сонату № 28 Бетховена и Четвертую Балладу Шопена); потом отчисление «из состава студентов, как не выполнившего учебный план» 18 августа 1943 года. И восстановление на пятый курс в октябре 1945 года. В характеристике он рекомендован бесспорным кандидатом в аспирантуру, как «исключительно одаренный пианист и музыкант, получивший, будучи еще студентом, широкую известность и признание советской музыкальной общественности».

В общем, никаких сенсаций и раритетов. Подумалось: на этом юбилейного материала не построишь… И в этот момент распахнулась дверь, и через порог в комнату шагнул человек в темном пальто. «Где я могу купить диски Рихтера?», – и мне показалось, что я ослышалась, что такого невероятного совпадения не бывает. «Меня зовут Бруно Монсенжон», – представился незнакомец. Спустя несколько часов мы беседовали с известным французским режиссером, автором выдающихся документальных фильмов о Гульде, Ойстрахе, Рождественском, Менухине и, конечно же, о Рихтере.


Евгения КРИВИЦКАЯ
 
– Имя Рихтера до сих пор помнят на Западе?

– Безусловно, и это не зависит от вкусов – есть несколько пианистов, чьи имена актуальны, которых считают самыми крупными фигурами второй половины XX века: Рихтер, Гульд, Горовиц. В магазинах, торгующих компакт-дисками (во Франции есть сеть «Fnac»), в секциях классической музыки есть специальные полки, посвященные Рихтеру, Гульду – это из пианистов, Менухину, Ойстраху – среди скрипачей. Их имена уже прошли сквозь фильтр времени.

Полностью:

Музыкальная жизнь. - 2015. - № 3
http://mus-mag.ru/mz-txt/2015-03/i-rihter.htm
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Елизавета Леонская о Святославе Рихтере
https://www.youtube.com/watch?v=YQ6voa1DCT0

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Елизавета Леонская о Святославе Рихтере
https://www.youtube.com/watch?v=YQ6voa1DCT0
   Маловато то Рихтере. Ничего о совместных с ним выступлениях. Но то, что сказано, всё равно ценно, некие новые крупицы р Рихтере.

   P.S. Об игре Леонской здесь - 3-я часть 17-й сонаты Бетховена. Немного как-то по мужицки. А в самом конце эмоциональный градус вдруг несколько понизился.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 654
Бруно МОНСЕНЖОН:
100-летие – это условность


Полностью:

Музыкальная жизнь. - 2015. - № 3
http://mus-mag.ru/mz-txt/2015-03/i-rihter.htm

Из рассказа Монсенжона:
Случился драматичный момент во время тех концертов в Мантуе, когда он остановился во время исполнения Вариаций на тему Паганини Брамса. Он мне сам потом объяснял: «Было так жарко, 35 градусов». И видеосъемка это зафиксировала, как ему стало нехорошо. Он остановился, потом встал и ушел за сцену. Видимо, посмотрел в ноты, вернулся и доиграл до конца.

Странно, ведь Монсенжон знает эту запись. Рихтер тогда играл по нотам, поэтому уходить за сцену, чтобы посмотреть ноты, нужды не было. Да и не уходил он вовсе. Он вдруг остановился, поправил очки, перевернул страницу назад, обмахнулся рукой, как веером, и продолжил играть. В Дневниках он всё время сетует, что невозможно хорошо сыграть эти Вариации. И всё же, пусть допускал он огрехи, исполнение его отличалось огромной энергетикой и потрясало.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 654
Интервью Монсенжона  http://mus-mag.ru/mz-txt/2015-03/i-rihter.htm  подвигло еще раз послушать концерт Равеля ре мажор, запись с Мути с концерта 14/06/69 в Генуе (Коммунальный театр оперы).

Монсенжон:
Или он почувствовал, что играл леворучный Концерт Равеля «как сапожник», и сразу же повторил его. И его исполнение «на бис» было хорошим.

У Танина в каталоге это выглядит так:
14/06/69 - Genoa - Live - O.Com.Genoa/Muti - STRADIVARIUS STR 10024-26 (3CD)**
14/06/69 - Genoa - Live - O.Com.Genoa/Muti - encored - (PT)*

Раньше как-то не сравнивал официальную и РТ-записи. Что же оказалось? На STRADIVARIUS STR 10024-26 – бис, а не «основное», первое исполнение. Ошибиться невозможно – слышен один и тот же голос во время аплодисментов. Честно говоря, ничего плохого в первом исполнении не заметил. Бис - и РТ, и официальный у меня намного лучшего качества, чем первое концертное исполнение, хотя есть также бис более низкого качества, такого же, как и первое исполнение. Возможно, по этой причине бис с лучшим аппаратным качеством слушать интереснее. Во всяком случае, слушателям того концерта можно позавидовать – они подряд послушали два прекрасных исполнения прекрасного Концерта Равеля для левой руки.