Автор Тема: Святослав Рихтер (1915-1997), великий русский пианист  (Прочитано 1425821 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Re: Святослав Рихтер (1915-1997), великий русский пианист
« Ответ #4450 : Сентябрь 29, 2017, 16:14:17 »
Как всегда бывает с крупными явлениями, а грандиозная работа Монсенжона таковым и является, у него есть сторонники и противниками. От одной пианистки я слышал, что видеозаписи подобраны не самым лучшим образом. Я же подружился с Бруно на почве полного принятия его фильма.
В буклете к диску приведен список использованных произведений, но он может быть дополнен. Все помнят эпизод: мальчик в пионерской форме что-то играет на рояле. Понятно, что это не Светик Рихтер, но Монсенжон использовал детское произведение девятилетнего Рихтера. Запись была сделана Валентиной Николаевной Чемберджи во время домашнего вечера 17/11/87, посвященного памяти мамы Святослава Теофиловича. Рихтер тогда сыграл несколько своих пьес. Никто толком не знал названия произведения, звучавшего в фильме. После некоторого анализа я пришел к выводу, что это, скорее всего, «Плетение венков». О своей догадке я сообщил Валентине Николаевне и Бруно. Возражений не было. Возможно, моя догадка правильная.

Рихтер вспоминает, что играл на похоронах Юдиной:
24/11/70 – Москва. Нижнее фойе Большого зала консерватории. Скончалась Мария Вениаминовна Юдина.
RACHMANINOFF
Prelude in b, Op.32/10

Рихтер в фильме вспоминает о концерте из произведений Римского-Корсакова и Прокофьева во времена гонений на некоторых советских композиторов, в том числе, Прокофьева. Вот программа того концерта:
28/01/48 – Москва. МЗК.
Нина Дорлиак, Святослав Рихтер
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
На холмах Грузии, ор. 3;
То было раннею весной, op. 43;
Октава, op.45;
Посмотри в свой вертоград, op.41
Заклинание, op.26;
Я верю: я любим, op. 8;
Еврейская песня, op. 7;
Редеет облаков летучая гряда, ор. 42
-------––––––
ПРОКОФЬЕВ
На слова Бальмонта:
Заклинание воды и огня, ор. 36
Голос птиц, ор. 36
Помни меня, ор. 36

Русские народные песни:
Зеленая рощица;
На горе–то калина;

Романсы на слова Пушкина
В твою светлицу, op. 73
Румяной зарею покрылся восток, op. 73

«Гадкий утенок” (сказка Андерсена), ор. 18 (The ugly duckling)

[MUSSORGSKY
Жук (из цикла “Детская”)

RACHMANINOFF
Ветер перелетный, ор. 34]

В фильме вспоминается концерт в посольстве, который Рихтер чуть было не отменил из-за плохого рояля. И тут же звучит фрагмент из 2-й сонаты Брамса. Вот программа того концерта
10/05/84 - Париж. Посольство СССР. Концерт и прием.
BRAHMS
Piano Sonata No.2 in f–sharp, Op.2
–––––––––––––––
RACHMANINOFF
Etude Tableau in c–sharp, Op.33/9(8)
Etude Tableau in d, Op.33/5(4)
Etude Tableau in e–flat, Op.33/6(5)
Etude Tableau in c, Op.39/1
Etude Tableau in a, Op.39/2
Etude Tableau in f–sharp, Op.39/3
Etude Tableau in b, Op.39/4
Etude Tableau in D, Op.39/9

При этом в фильме были использованы записи с другого концерта:
04/03/84 – Токио.  Хитоми кинен кодо (зал Сёва). Дневной концерт.
Программы этих двух концертов были похожими, только в Токио еще исполнялись
BRAHMS
Variations on a Hungarian Song, Op.21/2
RACHMANINOFF
[Barcarolle in g, Op.10/3
Piano Piece – Melodie, Op.3/3 [1940]

Существует бесценное видео – полная запись 2-й сонаты Брамса с токийского концерта, но я чувствую, что вряд ли суждено с ним познакомиться.

Еще раз ссылка на фильм:
https://www.youtube.com/watch?v=BEtbMEPUJsQ&feature=share

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Возможно, не все знают о существовании сайта, на котором выложено большое количество записей, в том числе и Рихтера: http://classic-online.ru/
Сегодня выложил там Экспромты Шуберта оп.90 №№ 2, 3 (G-dur), 4. Будапешт, театр им.Эркеля, 22/03/1973 (неофициальная запись).
http://classic-online.ru/ru/production/1281
 
С двумя экспромтами из этого опуса связаны личные воспоминания.
Начало октября 1978-го. Всеволод Михайлович Воробьев, о котором я здесь не раз уже упоминал, приехал ко мне, что трудно себе представить из-за удаленности моего дома (по меркам того времени – тогда еще о метро в нашем районе никто и не мечтал), и поведал, что 7-го октября концерт Рихтера! Это всегда было радостным известием, но и начинались мучения – как достать билеты? Они в киевских кассах практически никогда не продавались. У меня была знакомая, официальная распространительница билетов, сотрудница филармонии Нетта Марковна Лифшиц – светлая ей память. Благодаря подобным концертам она избавлялась он «неликвида» - билетов на балалаечников и проч. (не хочу обидеть музыкантов, играющих на таких инструментах, но так было, и на них публика не очень-то ходила). Я немедленно рванулся к ней, и билеты на 7-е октября получил, пусть и с нагрузкой. Но какова была моя радость и снова-таки проблема – Рихтер собирался дать два концерта, еще и 8-го октября, а на этот концерт билетов ей почему-то не дали. Объехав разные билетные кассы, наткнулся на Крещатике на человека, сидящего в подземном переходе просто за столом, заваленном разными афишами, но афиш с концертами Рихтера там не было. Я все же поинтересовался и услышал уклончивый ответ, что, мол, есть тут два билетика, но они кому-то обещаны, а тот пока их не выкупает... Я без обиняков просто и грубо спросил: «Сколько?» Он неохотно ответил: «Десять», т.е., пять рублей за билет без какой бы то ни было нагрузки. Замечу для людей помоложе, что высшая цена за самые «престижные» концерты была в те годы два пятьдесят. О ценах в те минуты не думалось, и сделка к моей радости была осуществлена. Более того, я договорился еще об одном билете, но в день концерта – для нашей кумы.
(Продолжение следует.)

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Продолжение.
Вечер 7-го октября, Большой зал Киевской консерватории, по акустике не самый лучший для концертов фортепианной музыки, а наш замечательный Колонный зал филармонии был тогда на ремонте. В программе только Шуберт: сонаты №6, ми минор, №11, фа минор, №13. Высота недосягаемая! Жаль, концерт не записывался. И бисы: Лендлеры, Музыкальный момент фа минор и Экспромт ля-бемоль мажор, оп.90. Лично мне в Музыкальном моменте не нравится, когда в левой руке у исполнителя подчеркнутое нон легато, хотя в нотах именно так написано, насколько я знаю, – сам когда-то играл. Но и легато играть нельзя – все-таки надо следовать авторским указаниям. И Рихтер нашел удивительное решение: не было резкости в левой руке, но и легато не было. Совершенно замечательное решение! Никакие записи этого не передают, к сожалению. Но я на самом деле начал всё это писать из-за Экспромта. Вот здесь и произошло чудо. Надо сказать, что при всей увлеченности я как слушатель всегда сохраняю контроль над собой, никакого гипноза и прочего в таком роде не ощущаю, что не мешает растворяться в музыке и «вибрировать» вместе с исполнителем. И вот удивительные переливы в правой руке, небесная чистота музыки породили как бы волну - я её почувствовал физически! Она медленно накатила, обволокла голову на какие-то мгновения и медленно ушла дальше. Не знаю, почувствовали ли мои соседи, сидящие сзади что-либо подобное, но явственно помню то состояние и сегодня. Ничего подобного я больше никогда не ощущал, даже на его концертах. Бывало разное, но по-иному. Знал ли о подобном воздействии сам исполнитель? Думаю, вряд ли, но сейчас мы уже об этом не узнаем, да и вряд ли это нужно. Искусство воспринимают по-разному – это уж как и сколько может человек вместить. Мне кажется, я тогда прочувствовал этот Экспромт в полной мере.
(Окончание следует.)

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Окончание.
Июль 2005-го, разгар Тарусского фестиваля Фонда Рихтера. Самый насыщенный и торжественный из всех, на которых довелось присутствовать. Год 90-летия Рихтера, и поэтому, то ли по причине хорошей организации фестиваля было ощущение праздника. В центре города большой транспарант, возвещающий о большом культурном событии. Скоро 1-е августа, концерт, после которого по традиции должна звучать запись великого Маэстро. Выбирал запись Виктор Зеленин. Поскольку меня пригласил в Тарусу именно он, я был посвящен в планы, и мы устроили предварительное прослушивание и обсуждение. Уж точно не помню, но, кажется, Экспромт Шуберта G-dur я тогда услышал в записи Рихтера впервые. Исполнение потрясло пронзительностью. В нем была правда и абсолютная естественность, не просто музыка, а ее душа – совсем по Метерлинку. В концерте 1-го августа молодые исполнители играли скрипичные сонаты Бетховена, но это было весьма заурядно. Позже они жаловались на жару, на пот, катившийся градом, от которого пальцы непослушно скользили по мокрому грифу. Можно было охотно поверить, но всё же это день памяти Рихтера, и хотелось чего-то особенного. Наконец концерт закончился, затихли аплодисменты, погас свет, портрет великого Музыканта на сцене засиял, освещаемый прожектором, и полились звуки – Экспромт G-dur. Это было непередаваемо хорошо. Исполнения не было, было нечто нерукотворное. Музыка посетила зал. Даже записи Рихтера подчас могли творить чудеса.
P.S. Мы слушали запись с концерта, посвященного 150-летию Шуберта, – Москва, БЗК, 18/10/78. Тогда это был последний бис. Думаю, Рихтер неслучайно закончил именно этим Экспромтом.

Оффлайн MV

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 141
        У Шуберта нет экспромта в тональности G-dur.

   Экспромт ор.90 no 3 (если имеется в виду он) написан в тональности Ges-dur.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Да, почти все играют в тональности Ges-dur, и я знаю об этом. В тетрадях Рихтера указана тональность G-dur. Кажется, три года тому назад во время Тарусского фестиваля я спросил Луганского, в какой тональности играет он. Оказалось, что в Ges, но он знал, что есть вариант в G-dur. Если не ошибаюсь, Софроницкий записал этот Экспромт в обеих тональностях.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Когда-то здесь активно обсуждали исполнение Рихтером 2-го концерта Рахманинова. Не могу себе представить более глубокого и естественного исполнения, а я слышал их немало. Сегодня, выкладывая на своем сайте недостающую статью о Рихтере Давида Рабиновича из книги «Портреты пианистов», наткнулся на такое суждение: «Интеллектуальная сторона постижения музыки порой приводит Рихтера к упрямому догматизму. Не этим ли объясняется безоговорочное выключение им из своего репертуара каких-либо транскрипций или, например, противоречащая характеру данной музыки, явно нарочитая (во что бы то ни стало!) замедленность темпов в ряде эпизодов Moderato и Adagio sostenuto Второго концерта Рахманинова?»
И далее: «Настоящих художников надлежит судить не по их частным (неизбежным, ибо они живые люди) ошибкам и заблужениям, но по тому, что оказывается основным законом их творчества.»
Только вот кто заблуждается – Рихтер или Рабинович? Вопрос риторический, т.к. с автором статьи уже не поспоришь.
А в общем-то статья большая, есть что почитать. Желающие найдут ее здесь:
https://www.svrichter.com/documents/books/

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Наконец решился выложить ДНЕВНИК (4/07/1997 – 1/08/1997) Виктора Зеленина, верного друга и соучастника многих событий в жизни Рихтера.
Не стал переводить его в doc-формат, т.к. отдельные слова иногда прочитать не удавалось. Желающие смогут сделать это сами, а иногда что-то додумать.
Перед вами рассказ о последних днях жизни великого Музыканта. Не хочу высказывать какие-либо суждения, замечу лишь, что последний приезд Святослава Теофиловича в Москву состоялся как раз перед днем поминовения Православной Церковью святого благоверного князя Святослава, его небесного покровителя (вечер 5/07 – первая половина 6/07).
ДНЕВНИК выложен здесь:

https://www.svrichter.com/documents/v-zelenin-s-diaries/

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Выложил еще один ДНЕВНИК Виктора Зеленина - концерты Рихтера в июле 1986 г. и несколько фотографий.

https://www.svrichter.com/documents/v-zelenin-s-diaries/

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Помнится, на каких-то форумах задавали вопрос – приезжал ли Рихтер в Одессу, будучи известным музыкантом. Писали, что это был тайный приезд и что-то в таком духе. Точно всего не помню. И вот, сейчас у меня есть изданная в Будапеште книга с письмами Рихтера Палу (Павлу) Фейеру, известному в Венгрии музыкальному деятелю. Обложка книги здесь (справа на странице, спуститься немного вниз):
https://www.svrichter.com/

Кстати, упоминания о Фейере можно найти в изданных Дневниках.
Читаем письмо от 27/X [1975, Москва]:

В Одессе меня встречала Нина Львовна и т. к. осталось еще час до отхода парохода, мы быстро пробежались по городу – по всем мне знакомым местам: дом, где я жил, когда мне было 3 года, консерватория и кирха, где работал мой папа, оперный (очень красивый) театр) и другие достопримечательности. Это было как могила, но настроение не испортило.
-------------------------

Тексты на русском языке (а там есть еще их переводы на венгерский) у меня есть, более того, я получил разрешение издателей выложить их на своем сайте. Надеюсь привести их в порядок, насколько удастся, а потом выложить. В книге и в текстах, которыми я располагаю, встречаются ошибки и даже непонятные выражения. К сожалению, у меня нет копий всех писем и открыток, и я не всё могу сверить с оригиналом. Постараюсь получить недостающее.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
В 2015-м году в Будапеште были изданы письма Святослава Рихтера и Нины Дорлиак к их венгерскому другу, директору Будапештского оперного театра Павлу Фейеру (Fejér Pálhoz). Письма сохранились у Sztankó Magda, набирала тексты на венгерском и русском Nagy Margit. Они любезно разрешили выложить тексты писем на моем сайте:
https://www.svrichter.com/documents/richter-quotes/

(в нижней части страницы).
Сохранены стиль, пунктуация и орфография Рихтера.

Это собрание воспринимается как своеобразный дневник великого Музыканта. Как всегда, строгая, критическая оценка своих концертов. Последние письма трагичны. Невозможно спокойно читать, пусть о далеких, но как бы прямо сейчас развивающихся тяжелых событиях в жизни этого удивительного человека, следить за его угасанием.

Спасибо всем, кто принимал участие в издании этой очень нужной книги, дополняющей известные свидетельства.
-----------------------------------------------------------------
Вот последнее, 170-е письмо из этого собрания:
10/10/97 [Москва]
Письмо Нины Дорлиак.

Дорогой Павел Юльевич
   Вы сказали мне по телефону: «Теперь мир будет другой».
   Да, Павел Юльевич. Всё теперь другое и мне жить невыносимо без него, ходить на кладбище невыносимо. Я не могу понять, что он лежит, а я стою, и все кругом стоят.
  Смысла для меня нет в этой жизни; но я все делаю, чтоб сохранить о нем в памяти людей всё как было. Только у меня совсем мало сил.
Обнимаю Вас
Нина Дорлиак
---------------------------------------------------------------------

Любящим Святослава Рихтера, «Музыканта века» и просто человека, надо пытаться сделать всё возможное, чтобы память о нем сохранялась в род и род.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Меня всегда интересовала 29-я соната Бетховена в исполнении Рихтера. В те далекие годы, когда интернета не было и в помине, с информацией было туго, я пытался расспрашивать разных музыкантов. В 1975-м году я познакомился с преподавателем Киевской консерватории, пианистом Всеволодом Михайловичем Воробьевым, другом Рихтера. Вот его-то я и донимал разными вопросами. Понятно, он знал далеко не весь репертуар Рихтера, но что-то полезное мне сообщил. О 29-й он рассказал, что Рихтер никак не мог за нее взяться, и для того, чтобы наконец её выучить, он принял приглашение на фестиваль в Женеву, а там было обязательное требование – сыграть эту сонату. Я тогда понял так, что раз приглашение принял, то и выучил, и сыграл. И что же получается? Оскар Кокошка в 65-м сделал несколько рисунков, запечатлевших трудный процесс работы над фугой, но ведь тогда Рихтер всё же «Hammerklavier» не сыграл! Первое исполнение состоялось лишь 13/04/1974 в музыкальной десятилетке им.Гнесиных (ул. Фрунзе). Кстати, в Женеве 28/02/65 Рихтер сыграл, но Сонату Листа и четыре скерцо Шопена. Это не был фестиваль, а ведь Рихтер четко отмечал в тетрадях, когда и в каких фестивалях он участвовал. Жаль, сейчас практически не у кого спросить о разных таких вещах. Могу добавить, что  «Hammerklavier» Рихтер сыграл всего 24 раза, причем, в течение двух лет – в 1974-75-х годах.
Рихтер планировал сыграть «Hammerklavier» еще в 1949-м году. Вы можете прочитать его статью в газете «Советское искусство» за 1-е января 1949-го года. Там Святослав Теофилович анонсирует эту сонату и вариации Брамса на тему Паганини! Эти два великих опуса по его мнению входят в число «трех китов» пианизма (третий «кит» - 2-й концерт Прокофьева). Опус 35 Брамса он сыграл только в 86-м году (07/03 - Нитра)! Как все же жаль – такую вещь лучше играть пораньше, хотя я очень люблю записи Рихтера Вариаций, особенно запись 30/05/88 – Kassel. Но это другая тема. Приглашаю прочитать статью Рихтера 49-го года на сайте https://www.svrichter.com/documents/richter-quotes/ . Кстати, там выложены все статьи Рихтера, опубликованные в советских газетах и журналах (кажется, ничего не пропустил).

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Вечная память великому певцу Дмитрию Хворостовскому.

P.S.
http://krasopera.ru/…/dmitriy-khvorostovskiy-svyatoslav-rik…
Дмитрий Хворостовский: "Святослав Рихтер предлагал мне переворачивать ноты"

Помню, когда в наше время в Красноярск дважды приезжал Святослав Рихтер, в абсолютно заполненном зале он разрешал рассаживаться даже на сцене. Святослав Теофилович предложил мне перелистывать ноты на пюпитре, но я отказался, о чём сейчас жалею. Никогда не забуду этих концертов.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
На своем сайте загрузил фотографии (всего 152) из архива друга Святослава Теофиловича Рихтера, Виктора Зеленина, ставшего в начале 2000-х и моим другом.
К сожалению, делал копии в спешке, поэтому получилось не очень хорошо. Но посмотреть стоит, тем более, некоторые фотографии в интернете еще не появлялись. К сожалению, никаких комментариев, подписей, Витя не оставил. Можно только гадать, где и когда фотографировали Рихтера.
Чтобы посмотреть архив, нужно пройти в конец страницы на сайте

https://www.svrichter.com/photos/

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Выложил на Yutube запись личной премьеры Рихтера – Концертино Яначека для ф-но и ансамбля духовых инструментов - 02/08/80 – Москва, МЗК (полное описание и ссылка на моем сайте):
https://www.svrichter.com/recordings/audio-recordings-1980-90-th/

02/08/80 – Москва. МЗК. Культурная программа Олимпиады–80.
Leoš Janáček
Concertino for Piano and Chamber Orchestra

Святослав Рихтер
и ансамбль солистов Московской консерватории:
 
Евгений Камышев – кларнет–пикколо,
Олег Казаковский – валторна,
Евгений Жук – скрипка,
Анатолий Камышев – кларнет,
Сергей Гиршенко – скрипка,
Рашид Кабиров – альт,
Андрис Арницанс – фагот.

Дирижер Юрий Николаевский
(Личная премьера Святослава Рихтера.)

Иногда мне удавалось делать полезные вещи, но пользуясь заслугами других энтузиастов – просто я оказывался активнее. Так случилось и с Концертино Яначека. Я получил запись от одного московского друга и послал ее в разные страны почитателям Маэстро. Тогда это была сенсация. Как же - еще один композитор в музыкальном наследии Рихтера! Кто-то с чувством писал мне, что уже и не чаял услышать Яначека, но мечтал об этом уже давно. Сейчас я выложил личную премьеру Рихтера (замечу, что в том же концерте 2/8/80 Рихтер впервые для себя сыграл альтовую сонату Шостаковича, партнер – Юрий Башмет). Как раз этот концерт передавали по радио. В Дневниках можно найти также упоминания о том, что Рихтер с компанией слушают запись, сделанную в Варшаве 20/9/80. Эту запись некоторые деятели считают крайне секретной, и она пока нигде не появлялась, и зря. Надо руководствоваться евангельской истиной: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.» (Лк. 8:16)

Интересно, что на одном форуме вдруг выяснилось, что среди копий Тетрадей Рихтера, находящихся в мемориальной квартире, нет двух страниц – с программами концертов 21 и 22-го мая 1978-го года. Рихтер играл тогда с участниками ансамбля духовиков, а также со всем ансамблем, но не Яначека, а Камерную музыку №2 Хиндемита. Ведь были такие концерты, и есть свидетель, всё помнящий!
Очередной раз приехав в Москву на зимние каникулы, я попросил Людмилу Эрнстовну Кренкель, возглавлявшую тогда музыкальный отдел при ГМИИ им.Пушкина, помочь в нахождении бесценных страниц в архивах музея, где хранятся оригиналы Тетрадей. Перед этим нас принимала Ирина Александровна Антонова, позволившая сделать копии, если таковые страницы существуют. Зав. архивом, весьма строгая дама, помогла страницы найти, но отказалась разрешить их копировать без письменного разрешения Ирины Александровны. При это речь каким-то образом зашла о Декабрьских вечерах-1985. Я рассказал об общении с Маэстро (мои воспоминания на моем сайте). Видимо, её это тронуло, и она милостиво согласилась сделать копии. Таким образом, в мемориальной квартире и у меня появились недостающие страницы Тетрадей Рихтера. Более того, уже к тому времени у меня были любительские записи с этих концертов! Так по крупицам собирается грандиозное наследие Музыканта века! 

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Огромная благодарность Маше Шаховой, создательнице проекта «Коктебель», состоящего из трех частей.
У меня на сайте можно найти ссылки на все части, но я позволил себе вырезать и выложить на Youtube фрагмент из 2-й части с рассказом о Рихтере в Коктебеле. Там же новое (!) видео. Из-за плывущего звука не смог понять, что же он играет. Жду подсказок заходящих сюда музыкантов и музыковедов.
А вообще это рассказ о доме Габричевских, о выдающихся деятелях, посещавших этот гостеприимный дом. В начале 3-й части крохотное видео с Г.Г.Нейгаузом. Там же и Рихтера вспоминают.

Напомню, что на выставке Рихтера «Музыкант и его встречи в искусстве» был также и портрет Александра Георгиевича Габричевского работы Фалька с замечательным комментарием Святослава Теофиловича (все портреты с этой выставки можно найти на моем сайте: EXHIBITIONS/Musicians and his meetengs in arts).
https://www.svrichter.com/recordings/films-about-richter/

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 628
Прочитала  книгу " Четыре автора на фоне столетия" Веры Прохоровой. Вернее, это запись бесед с ней. Она дружила с Рихтером чуть ли не всю жизнь. Для неё он был Светик.
Ну, может быть, все читали. Но для меня это стало открытием. Потому что там так много деталей, которые создают образ не надмирный, а очень человечный. И как скупо и без сантиментов рассказана история его матери. И вот это недоумение, как так могло случиться и  безуспешная попытка попытка найти объяснения

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Прочитала  книгу " Четыре автора на фоне столетия" Веры Прохоровой.
Мы эту книгу здесь обсуждали еще с участием Предлогова. Сюда же заходил и участвовал в дискуссии Оболенский, помогавший Прохоровой. Попробуйте поискать, если Вам это интересно. Думаю, это нелегко, т.к. страниц в теме много - когда-то она была самой богатой, активно развивавшейся и посещаемой.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 628
попробую, не помните хотя бы приблизительно год?

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
попробую, не помните хотя бы приблизительно год?
Увы, нет. Ориентиры - год издания книги и смерть Предлогова (конец 2014-го).

Оффлайн elka999

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 278
Прочитала  книгу " Четыре автора на фоне столетия" Веры Прохоровой.
Мы эту книгу здесь обсуждали еще с участием Предлогова. Сюда же заходил и участвовал в дискуссии Оболенский, помогавший Прохоровой. Попробуйте поискать, если Вам это интересно. Думаю, это нелегко, т.к. страниц в теме много - когда-то она была самой богатой, активно развивавшейся и посещаемой.
Возможности форума позволяют найти нужную информацию по ключевому слову. Если в этой теме выбрать в качестве ключевого слова "Прохорова", то появится интереснейшая дискуссия.
А если ссылки на фильмы уже не работают, то можно поискать на ютубе.
« Последнее редактирование: Январь 12, 2018, 04:31:59 от elka999 »

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Презентація: непорядність без цензури, або З якою метою паплюжать пам'ять Святослава Ріхтера на його батьківщині?

«Что ему делать в Житомире(!!!), где так чтут Рихтера? С ним многие музыканты перестали общаться после этой книги. Грязно и непорядочно» − саме так відреагували уродженці Житомира (Ірина і Фаїна), а тепер громадяни інших країн, коли довідалися про видання скандальної книжки ще й українською мовою в рідному місті. До речі, всі вони мають консерваторську освіту і все життя присвятили музиці.

«Як таке може бути? Це не кошмарний сон?» − такою була реакція притомних житомирян на цю звістку.

А тепер докладніше, але без імен (окрім Ріхтера). Чому? Щоб не робити додаткову рекламу автору і його дітищу, а організаторам заходу ще раз подумати про його доцільність.

Один із закладів, який представляє себе осередком культури, надав свої площі для проведення 12 січня ц. р. презентації книжки піаніста, який не любить, щоб його так називали, бо претендує на щось значно більше. Текст автора опубліковано в Росії, Франції, англомовних і німецькомовних країнах. Напевно, спокусившись таким довгим переліком і ароматом жовтої преси, проігнорував морально-етичні орієнтири, ініціатори видання книжки, в назві якої вже читається самозакоханість творця цього писання і бажання принизити інших, довели справу до презентації.

У відео-звернені до читачів українського видання автор наголошує на практично повній тотожності з російським виданням. Це для англо-, франко-, німецькомовних читачів писались щось особливе кожного разу. Що ж. У всьому є позитив. Отже, саме з дослідницькою метою автор цих рядків і прочитала один із розділів російською. Читати всю книжку, а ще й українською, бажання нема, а витрачати час на аналіз цього опусу шкода. Тому пропоную читачу уривки з рецензій на російське видання. Порядні і непорядні люди є всюди:

С 1978 г. на протяжении 5 лет их связывала тесная дружба. Вот ей-то, а точнее личности Рихтера, и посвящена добрая половина книги. Почему так много? Совсем не потому, что ******в решил поделиться счастьем от знакомства со столь значимой фигурой в мире фортепиано, а потому, что благодаря этой книге ****ов хотел доказать, в первую очередь самому себе, что он не менее талантливый музыкант, чем Рихтер. Такого количества гадких слов в сторону Святослава Теофиловича вряд ли кто-либо себе позволял говорить».
Подробнее на livelib.ru

«Всех вокруг вывалять в грязи, самому остаться чистым ангелом, великодушно прощающим себе собственные гадости...
До сих пор при воспоминании об этом непроизведении литературы хочется вымыть руки».

«В одном из своих интервью ****й ******ов мудро сказал: многие беды современного мира связаны с тем, что деятели культуры утратили представление о добре и зле, и кроме собственного творчества их больше ничего не интересует.
Мысль мудрая, однако же - подвергает ли и сам автор сих мемуаров столь же беспристрастному суду и свои поступки?
Увы, нет. Практически во всех его жизненных бедах виноват "Совок" - и государство, и коллективный "Совок", олицетворяемый творческой интеллигенцией эпохи застоя. Описывая свои злоключения в компании великого Рихтера *****й ******ов практически ни на секунду не задумывается: а что я там делал? Почему я не мог повернуться и уйти?
Однако же у читателя эти вопросы неизбежно возникают.
Постоянно сваливая вину на "Совок" и на тех, в компании с кем ему довелось состояться как творческой личности, автор по сути показывает свои неизбывный страх и боязнь принять ответственность за происходящее на себя.
Ну как же он мог отказаться от работы с самим Рихтером? Кому бы он был тогда нужен?
В своих мемуарах ******ов допускает и ещё одну принципиальную ошибку. Получается, что сам по себе он мало интересен читателю как творческая личность. Да, мемуары сдобрены рассуждениями о музыке, но не стоит обманываться. Диск с музыкой Шопена - здесь лишь приложение к книге, к воспоминаниям *****я ******а о других, более значительных людях, и только в сопоставлении с ними и как приложение к ним сам автор мемуаров обретает в тексте человеческие качества и становится хоть как-то любопытен читателю. И можно смело сказать, что даже когда автор описывает самые интимные стороны жизни Святослава Рихтера, Рихтер как творческая личность, как музыкант - остаётся для него тайной за семью печатями, и читателю книги вслед за автором не суждено её постигнуть.
*****й *****ов совершает ещё одну некорректность по отношению к читателю. Трудно сказать зачем (но ответ в любом случае будет нелестным для автора) свою неприязнь к людям автор распространяет и на их творчество и стремится поставить клеймо "Совок" даже на классическую музыку в трактовке Рихтера.
P.S. Ну и дорогие мои читатели - это каким же человеком нужно быть, чтобы в 2014 году издавать воспоминания, где среди прочих приключений рассказывается и о том, как Святослав Теофилович в 1978 или 1979 году посылал автора мемуаров опекать пьющего племянника Нины Львовны Дорлиак?
Вот это масштаб, вот это страдания юного Вертера, кои автор пронёс через всю свою жизнь и решил донести до российского читателя в XXI веке.
Поэтому книга по большому счёту бьёт мимо цели. Как самостоятельная личность автор мало интересен. Шок от открытия интимных подробностей жизни знаменитостей прошёл у нас ещё в 90-е годы, здесь автор опоздал лет на 10-15. Какие-то тёплые человеческие чёрточки к портретам великих и известных людей *****й ******ов прибавить не в состоянии - он слишком желчно воспринимает всё вокруг, не замечая при этом самого главного - почему эти люди стали интересны, и почему рядом с ними не интересен он сам.
В общем, чтиво на большого любителя».

Те, як відреагує громадськість міста на цю презентацію, покаже наскільки Житомир культурний. Чи варто шанувальникам творчості Святослава Ріхтера відвідувати такі заходи? Сумнівно, що любителів скандальних сенсацій можна в чомусь переконати. До речі, цікаво, а хто все це (видання, презентацію) фінансує?

P.S. А максимально коротко описати ситуацію з автором і його книжкою можна і так:

Служил Гаврила пианистом. Себя как гуру представлял. И псевдомудрыми строками простую зависть прикрывал.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 628
ёлка999, да,  я нашла уже давно и прочитала дискуссию

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Выложил редкие фотографии
https://www.svrichter.com/photos/new-photos/

и записи, напр., здесь:
https://www.svrichter.com/recordings/audio-1980-90/

P.S. Увы, на предлоговском форуме самая посещаемая тема угасает. Сейчас она активно развивается в fb, в группе SVIATOSLAV RICHTER. Хотя интересных дискуссий там нет, просто даются ссылки на записи и документы.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Детство и отрочество Святослава Рихтера

c 20 марта по 20 мая   Москва

Накануне дня рождения великого пианиста в Мемориальной квартире Святослава Рихтера откроется камерная по масштабам, но бесценная и для большинства посетителей неожиданная по составу экспонатов выставка, посвященная самому счастливому и важнейшему периоду жизни Рихтера – его детству и отрочеству. Годы, проведенные в Житомире и Одессе до 1937, в кругу обожавших «Светика» родных и друзей, остались в воспоминаниях Маэстро сказочным «островом радости», который был недосягаем во взрослой жизни, но можно было пытаться воскресить удивительную атмосферу творческой фантазии, сохранить традиции веселых домашних спектаклей, балов и маскарадов, концертов и литературных вечеров, рождественских елок и других праздников с обязательным «сюрпризом» для гостей. В зрелые годы Рихтер признавался: «Я бы хотел кататься по земле, быть вечным ребенком… В душе я такой».

http://www.museum.ru/N69173
Che mai sento!