Автор Тема: Опера Жоржа Бизе «Кармен»  (Прочитано 34927 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн pulenk

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 822
Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« : Январь 07, 2009, 20:11:11 »
Эта оперу по праву считается одной из лучших. Ее музыка гениальна. А что думаете о ней Вы?


Оффлайн Spinto

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 46
Re: Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« Ответ #1 : Январь 10, 2009, 13:13:12 »
Одна из самых популярных опер в мире, но как ни странно ее премьера провалилась. Еще Чайковский говорил, что опера со временем обретет известность. И как мы видим, не ошибся.
Особенно интересно Бизе использовал народные испанские мелодии для придания национального колорита. Мне особенно нравится ария Хосе с цветком.  


Оффлайн pulenk

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 822
Re: Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« Ответ #2 : Январь 10, 2009, 17:05:21 »
Да ее освистали и вот что написали музыкальные критики:
1) Кармен - невежественное создание, дикая тварь, омерзительный персонаж - это критическая статья журнала Ревю двух миров.
2) Лишь кое - где посреди этого звукового хауса  мы обноружили пару тактов приятной на слух мелодии, все остальное время оркестр производил на свет невнятные звуки - Это статья журнала Иллюстрированный мир.
   

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 397
    • Андрей Ковалев
Re: Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« Ответ #3 : Январь 10, 2009, 23:13:40 »
Для меня идеал женщины - Микаэла. Истинная христианска, добропорядочная девушка. но отнюдь не хрупкая, как иногда пытаются ее представить. Чтобы вырвать любимого из рук злой цыганки, он идет на пролом сквозь стадо быков Эскамильо. поднимается высоко в горы. Замечательно выписанный образ в музыке.

Оффлайн pulenk

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 822
Re: Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« Ответ #4 : Январь 10, 2009, 23:27:08 »
Заметьте, что ее в книги не было. Сам Бизе попросил либреттистов создать этот образ. И мне то же образ Микаэлы нравится больше Кармен. А какой музыкальный фрагмент Вам нравится больше всего и кто лучший исполнитель этой оперы

Оффлайн gem

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 84
Re: Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« Ответ #5 : Январь 11, 2009, 00:04:24 »
о-бо-жа-ю. :)

самое любимое исполнение - Мария Каллас и Николай Гедда п/у Претра. в этом варианте все к месту - и оркестр хорош, и мальчишки мальчишеские, а не церковный хор, и Моралес галантен (довольно часто бывает солдафоном, или каким-то интеллигентным, что ли), Кармен - страстная женщина, немного значительно испорченная своей популярностью, но хороша, чертовка :). Жозе - "хороший мальчик", совращенный с верного пути  :D Эскамильо - молод, силен и храбр. Микаэла тоже самая что ни на есть в точку. Не соплячка романтичная, но сильная любящая девушка. и хоры-трио всякие тоже на высоте. ни разу не возникает ощущение присутствия в одном помещении с записывающимися артистами  :D (это я недавно послушала запись с Георгиу-Аланьей-Мулой. Инва Мула на высоте, остальное - потеря времени... а, нет, вступление к четвертому акту хорошо).

любимый фрагмент... сложно. могу только осказать, что мне нравится чуть менее, чем остальное.
Вступление я пропускаю - уж очень оно отличается от следующей темы, и начинается с удара (бедные мои уши :)). и эта же тема потом будет. я, кстати, во многих операх пропускаю вступление.
довольно часто пропускаю мальчишеское выступление. просто иногда нет настроения
parle-moi de ma mere
melons! coupons!
a deux cuartos! a deux cuartos!

и все. остальное - люблю трепетно и нежно.  :-*

Оффлайн NN

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 33
Re: Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« Ответ #6 : Март 29, 2009, 22:15:52 »
Дорогие друзья!
А нет ли у кого студийной записи "Кармен" с Ф. Корелли и Л. Прайс? Поделитесь, если не можете.

Оффлайн Басов

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 142

Оффлайн Nadejda

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 363
Re: Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« Ответ #8 : Апрель 07, 2009, 23:44:55 »
Заметьте, что ее в книги не было. Сам Бизе попросил либреттистов создать этот образ. И мне то же образ Микаэлы нравится больше Кармен. А какой музыкальный фрагмент Вам нравится больше всего и кто лучший исполнитель этой оперы

Самый лучший фрагмент, на мой взгляд, это ария Микаэлы из 3-го акта. Видимо, этот образ был действительно очень любим Бизе, чтобы написать такую музыку. Это абсолютный катарсис. Лучший Хозе сегодня, на мой взгляд - это Хофманн

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« Ответ #9 : Апрель 08, 2009, 22:18:09 »
Интересная тема ! - это я о том, как соотносятся литературный прототип и оперное либретто.
Отличный пример с Микаэлой.
Её партия, кстати, выглядит более "французской" музыкой, чем всё остальное. От неё можно провести нити к французскому романсу, к Форе и даже к Дебюсси.
Конечно, говоря о том, что партия Микаэлы "более французская", я имею в виду не только стилизацию всего остального "под испанское", у Бизе весьма условную - даже Хабанера и Сегидилья воспринимаются всё же не как "национальная испанская" музыка, а как стилизация. Да и вся опера в целом считается отнюдь не "испанской". :) Я имею в виду, что в партии Микаэлы проявилась более мягкая линия, лишённая той "героики", которая свойственна в т.ч. и партии Кармен, и другим ключевым партиям. Кстати, любопытно отметить, что партия Хозе меняет свой облик в связи с его метаниями между Микаэлой и Кармен - при том, что в целом характер партии Хозе более лирический, чем партия Кармен, и этим Хозе отчасти сближается с Микаэлой.
Я думаю, что это не случайность и что так было задумано композитором.
А партия Микаэлы в таком, какой мы её знаем, как я считаю, понадобилась автору оперы именно для того, чтобы оттенить жёсткость характера Кармен, не находящую противовеса в повести Мериме. Т.е. именно в партии Микаэлы очень хорошо выражена "женственность", тогда как Кармен, если объективно следовать партитуре, выглядит как мужик в юбке. Полагаю, таков был план: подать эту фигуру как "роковУю" и даже инфернальную.
Вообще, меня всегда поражала разница в подаче образа Кармен нашими отечественными певицами и зарубежными. Наши исполнительницы интуитивно сглаживали характер Кармен: это выражалось и в более женственном сценическом поведении, и в смягчении "героических интонаций" в её вокальной партии. По-видимому, перевод на русский, прочно утвердившийся в России, и сам наш язык тоже подталкивал их к этому.
Если послушать, например, знаменитую М.Максакову, то после зарубежных певиц можно поразиться, насколько женственным, светлым, радостным и даже неозабоченно-беззаботным выглядит в её подаче этот образ :). Фактически на наших советских сценах образ Кармен был лишён той фрейдистской подоплёки, какой его, несомненно, нужно наделять. В этом плане, пожалуй, только Е.В.Образцова приблизилась к исходному замыслу, хотя и пела в России эту партию на русском (впрочем, за рубежом она её в дальнейшем пела по-французски).
Но сглаживая характер Кармен, наши певицы тем самым лишали оперу той антитезы, которая была задумана автором и явлена в противопоставлении главных женских партий, потому что Кармен,поданная как слишком женственная, страдающая, да ещё и любящая (!) - это немного "не из той оперы" :)))
Я не хочу сказать, что из Кармен СЦЕНИЧЕСКИ надо делать откровенную стерву, но разве можно сомневаться в том, что она и есть стерва ? :))
Как я сегодня думаю, Кармен надо трактовать с явными чертами мужественности, но не вульгаризировать эти черты, чтобы не выходить из пределов художественности. А то у иных западных актрис Кармен выглядит как дешёвая потаскуха,а у других как воинствующая амазонка, что тоже неверно.
В общем, я так думаю, Микаэлу надо трактовать как женственный антипод Кармен, т.е. как нечто более "нормальное" и земное, нежели вздорная контрабандистка :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« Ответ #10 : Апрель 11, 2009, 15:42:09 »
Года три назад я смотрела Кармен в мюнхенском оперном театре, это не тот гл. баварский театр оперы,  в котором дают спектакли приглашенные звезды и труппы, а еще один театр оперы, имеющим свою постоянную мюнхенскую труппу, т.е. опера "Кармен"  была обычным репертуапным спектаклем этого театра.  Постановка меня удивила - там не было народных сцен,а была она поставлена как острейшая психологическая драма, разворачивающаяся между четырьмя главными героями. Образ Кармен не походил на привычный прямолинейный образ импульсивной стервозной девушки-вамп, эта Кармен была подана как раз как СТРАДАЮЩАЯ  женщина, попавшая в водоворот гибельных человеческих страстей.  Оказывается, в музыке оперы есть все, чтобы последовательно и тонко передать все настроения и душевные состояния главной героини - волнение, сомнение,смятение, терзания,  угрызения, и пр., что и было великолепно продемонстрировано певицей, исполняющей роль Кармен. Нельзя сказать, что такая трактовка Кармен как то исказила, умалила или снизила привычный образ Кармен - характер  получился очень яркий, сильный, страстный и  стихийность Кармен  еще резче контрастировала с нежной и тонкой  Микаэлой.  Я впервые видела такую Кармен и эта трактовка мне очень понравилась. В этой постановке был сделан акцент не на "стервозность" Кармен, а на иррациональность поведения людей, охваченных необыкновенно сильными страстями, примеры которой реальная жизнь являет нам чуть ли не ежедневно :(
« Последнее редактирование: Апрель 11, 2009, 16:58:27 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Nadejda

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 363
Re: Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« Ответ #11 : Май 01, 2009, 15:18:35 »
Образ Кармен не походил на привычный прямолинейный образ импульсивной стервозной девушки-вамп, эта Кармен была подана как раз как СТРАДАЮЩАЯ  женщина, попавшая в водоворот гибельных человеческих страстей. 

 Я впервые видела такую Кармен и эта трактовка мне очень понравилась. В этой постановке был сделан акцент не на "стервозность" Кармен, а на иррациональность поведения людей, охваченных необыкновенно сильными страстями, примеры которой реальная жизнь являет нам чуть ли не ежедневно

Несколько лет тому назад, еще в рамках форума "Бельканто" проходила тема "Кармен". Мы пришли дружно к выводу, что Кармен - фигура трагическая. Она несет по жизни крест, "подаренный" ей природой. В силу своего психотипа и природного магнетизма, она, как ядовитая орхидея, сама того не желая, притягивает к себе всяких насекомых и мошек противоположного психотропного знака. К ней липнут все, кому не лень. Ее психотип настолько неадекватен окружению, что ей приходится постоянно отбиваться от него. Она смертельно устала и подсознательно ищет смерти, как избавления. В конце концов, сама нарывается на кинжал Хозе. В последней версии в КГ это тоже было подчеркнуто: смертельно раненная, она обнимает Хозе, улыбаясь ему. Тянется, чтобы поцеловать, но тут же мертвая повисает на его руках.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« Ответ #12 : Май 02, 2009, 13:59:51 »
В последней версии в КГ это тоже было подчеркнуто: смертельно раненная, она обнимает Хозе, улыбаясь ему. Тянется, чтобы поцеловать, но тут же мертвая повисает на его руках.

Я прочитал и сразу увидел, что это некоторым образом коррелирует с линией подачи этой роли Образцовой: великая наша меццо тоже подчёркивала в своих рассказах о работе над Кармен, что "её Кармен" до самого конца любит Хозе. Честно говоря, когда я читал и слушал об этом, идея Елены Васильевны казалась мне немного надуманной, но сейчас, по прошествии времени, когда эта её идея получила распространение на оперной сцене если не как реальное поведение Кармен, то хотя бы как психологический "манок" для певицы, поющей эту роль, я вижу, что в этом что-то есть !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Romy The Cat

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 188
Re: Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« Ответ #13 : Май 17, 2009, 07:55:48 »
о-бо-жа-ю. :)

самое любимое исполнение - Мария Каллас и Николай Гедда п/у Претра.....

K сожалению среди десятка записей Каллас, ей никогда не удалось оставить в наследство “definitive” Carmen. Умничка Kанчита Cупервия обсолютная владелец этой роли…

The Cat

Оффлайн westa

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 138
Re: Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« Ответ #14 : Май 17, 2009, 20:19:16 »
"...а у других как воинствующая амазонка, что тоже неверно."
Сегодня по Культуре "Кармен" Дзеффирелли с Мариной Домашенко. Вот у Домашенко все-таки "воинствующая амазонка", такая мощная, непокоряемая стихия, хотя сама в беседе с Бэлзой сказала, что Кармен девчонка лет 16-ти, но в ее исполнении это стойкая и мужественная, не такая юная девушка.
Слушала ее в Берлинской постановке с Виллазоном, но видимо постановка Дзеффирелли особенно способствует такой мощной, необузданной интепритации.
   


Оффлайн Trubadur

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 481
  • Fortune favours the bold...
Re: Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« Ответ #15 : Март 29, 2010, 22:54:21 »
"...а у других как воинствующая амазонка, что тоже неверно."
Сегодня по Культуре "Кармен" Дзеффирелли с Мариной Домашенко. Вот у Домашенко все-таки "воинствующая амазонка", такая мощная, непокоряемая стихия, хотя сама в беседе с Бэлзой сказала, что Кармен девчонка лет 16-ти, но в ее исполнении это стойкая и мужественная, не такая юная девушка.
Слушала ее в Берлинской постановке с Виллазоном, но видимо постановка Дзеффирелли особенно способствует такой мощной, необузданной интепритации.
   

Вопрос с опозданием на год :)))
Westa, это была новая постановка Дзеффирелли,или та самая 78 года поставленная с Образцовой?
«Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной»Герман Кречмар

Оффлайн Trubadur

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 481
  • Fortune favours the bold...
Re: Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« Ответ #16 : Май 16, 2010, 01:34:38 »
Только что закончилась трансляция из Вены.
Кармен- Надя Крастева(Krasteva)
Хозе- Массимо Джиордано
Эскамильо -
Микаела-Анна Нетребко.
дир.-Андрис Нельсон.

Общие впечатления очень хорошие!Я даже рад что Гаранча не пела, пела Крастева. Я смотрел клипы на ютубе с Гаранчой-Кармен из МЕТ:а,поэтому какое-то представление имел,а вот Крастеву не слышал никогда.Она кажется пела Кармен в Большом?
Сначала она меня не особо впечатлила, хотя сразу заметил что голос густой,тёмный,но в Хабанере мне чего-то не хватало,затем, по ходу действия я привык к её голосу,и получал удовольствие. Наверное я не мог сконцентрироваться на ней пока не увидел "голос",т.е не увидел фотографию певицы))))Странно,но когда в паузе,я в google набрал её имя и увидел фото,всё встало на место. Тут я вспомнил отрывок из книги Дзеффирелли (его диалог с Тулио Серафином):
"— Что случилось, маэстро?
— Где тенор? — спрашивает он, не переставая дирижировать.
— Вон стоит, в первом ряду хора, — удивленно отвечаю я.
— Не вижу. Как ты его одел?
— Так же, как его друзей. Он такой же крестьянин.
Тут Серафин не выдерживает и возмущенно стучит палочкой по пюпитру:
— Нет, не такой же! Он тенор!
Потом немного успокаивается:
— Одень его иначе, его должно быть видно. Когда я не вижу певца, я его и не слышу. "
Я сидел слушал голос ,меццо-сопрано,но не как не мог себе представить какая эта Кармен, голос низкий,тёмный...а Кармен молодая девушка.И когда нашёл фотографию Нади Крастевой в роли Карменситы, такая красивая...стало легче слушаться.
Зато Хозе вызывал разные чувства..иногда его голос,или то как он пел Хозе,вызвало у меня не самые приятные ощущения ))))))))))))))) (Даже странно что Кармен на него потратила столько времени))) )
Но голос красивый, и пел, особенно в самом конце отлично.
Баритон, так себе...голос немного напряжённый был, хотя публика кричала "браво" после куплетов Эскамильо...
Зато в финальном дуэте и Крастева и Джиордано пела великолепно. Голос у Крастевой был ещё темнее (она случайно не поклонница Образцовой?),и тенор пел страстно! Скорее всего этот дуэт был лучшим номером в сегодняшнем спектакле.
« Последнее редактирование: Май 16, 2010, 01:57:27 от Trubadur »
«Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной»Герман Кречмар

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 292
Re: Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« Ответ #17 : Май 17, 2010, 18:44:15 »
А мне вот,увы,совсем не понравилась эта Кармен-Крастева.И сама дзефиреллевская постановка уже нафталиновая,увы.Но Нетребко порадовала,и то хорошо.Может,если только слушать,не глядя,то подругому воспринимается ???Кстати,Домашенко несколько лет назад в Берлине с Виллазоном-очень понравились,и сама постановка -тоже.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« Ответ #18 : Май 17, 2010, 18:51:14 »
А мне вот,увы,совсем не понравилась эта Кармен-Крастева.И сама дзефиреллевская постановка уже нафталиновая,увы

А в чём это, простите, проявляется ? А сама эта опера вам ещё не кажется "нафталиновой", а то, может, пора перестать её вообще петь, потому что она уже "устарела" и всем "надоела" ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 292
Re: Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« Ответ #19 : Май 17, 2010, 20:45:39 »
Чтобы понять о чем я ,наверное надо посмотреть именно эту,нынче идущую в Вене постановку.Рано или поздно вывесят где-нибудь в сети.При всем моем приятии Дзефирелли,с этой постановкой явно что то не так.То есть пышные декорации и прочие атрибуты -на месте,а многочисленная толпа на сцене топчется хаотично,солисты выглядят картонно,ощущение какой то непробиваемой вторичности и провинциальности.Это удивительно,учитывая ,что мы говорим о Вене.Тот же  старинный "Любовный напиток" совершенно не запылился на мой взгляд.Возможно,это огрехи  нынешнего режиссера или мое личное предвзятое мнение :)
А опера  ни в коем случае не устарела,но то,что новый век требует новых сценических решений,вроде всем ясно.Я не имею в виду приснопамятную "режоперу",коей  впору пугать маленьких детей. :)

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« Ответ #20 : Июнь 12, 2010, 23:50:55 »
Помоему мнению самая гениальная опера. Лучше ее даже назвать и не могу. А вот Щедрин поступил нагло. Не одной нотки в своей сюите - Кармен не написал, а авторство свое указал. Сделал хотя бы Музыка Бизе, обработка Родион Щедрин. А не Кармен - сюита Бизе - Щедрина.

Оффлайн хелена

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 110
Re: Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« Ответ #21 : Июль 29, 2010, 09:17:36 »
Кстати,что касается Берлинской постановки "Кармен"-ну хоть убейте,мне она не нравится.Какие-то странные декорации,такие же костюмы.И вообще в этой постановке со смертями уж явный перебор.Выходит,что четыре главных персонажа(не считая Цуниги,которого тоже убили) оказались убитыми.Интересно,на что режиссёр намекал?На то,как жестоко общество,в котором оказались главные герои?Или на его криминал?Так или иначе,у меня после просмотра осталось нелучшее впечатление.

Оффлайн хелена

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 110
Re: Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« Ответ #22 : Октябрь 09, 2010, 16:51:04 »
Помоему мнению самая гениальная опера. Лучше ее даже назвать и не могу. А вот Щедрин поступил нагло. Не одной нотки в своей сюите - Кармен не написал, а авторство свое указал. Сделал хотя бы Музыка Бизе, обработка Родион Щедрин. А не Кармен - сюита Бизе - Щедрина.

Оффлайн хелена

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 110
Re: Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« Ответ #23 : Октябрь 09, 2010, 16:55:09 »
Да,согласна с Вами, Cesar, Родион Щедрин ничего не написал сам-использовал немного обработанную музыку Бизе. Вы совершенно точно,по-моему,заметили,что нужно было написать :"Музыка Бизе в обработке Щедрина".

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 445
Re: Опера Жоржа Бизе «Кармен»
« Ответ #24 : Октябрь 27, 2010, 00:29:10 »
Фактически на наших советских сценах образ Кармен был лишён той фрейдистской подоплёки

Недавно была на Кармен в театре Станиславского, она была блондинкой в короткой юбке. :)