Автор Тема: Сопоставим схожие сочинения разных авторов?  (Прочитано 29499 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Сопоставим произведения?
« Ответ #50 : Декабрь 25, 2013, 11:29:28 »

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Сопоставим схожие сочинения разных авторов?
« Ответ #51 : Апрель 21, 2014, 16:49:33 »
Случайно наткнулся на эту тему...
Мне часто в жизни доводилось наблюдать, когда сопоставляется одно сочинение с другим. Никогда не понимал смысл подобных сравнений. В чем смысл ? В интересе сравнить ? 

Не всякое заимствование является плагиатом в юридическом смысле.
Суд защитил бы Чайковского от финансовых претензий со стороны Листа.

Дискуссия о заимствованиях наводит на одну практическую мысль.
Заимствование может быть непреднамеренным, сам автор может не догадываться о наличии заимствования.
Может быть и случайное совпадение.

А м.б. т.н. заимствование по-сути, является мнимым.  Я полагаю, что если вести речь о плагиате, то здесь надо учитывать не схожесть нот - их, как известно всего 7 и, соответственно, определенные их комбинации могут большое, если не огромное количество раз дублироваться. Другой вопрос, идея. Заимствование не только материала, но и идеи его реализации и позволяет, наверное, говорить о плагиате. Почему этот вопрос меня заинтересовал. Все очень просто. Я, как автор, когда-то попал в довольно скользкую ситуацию. Словом, мне сообщили, что я написал вариации на тему...  и предложили указать на титульном листе автора, на тему которого я якобы и написал вариации :))) Все бы ничего, но дело в том, что ни имени автора, ни, тем более, его сочинения, я никогда ранее не слышал. И уж конечно, я не писал вариаций, а создал самостоятельное сочинение в барочной форме типа развертывания. Разумеется мне пришлось прослушать сочинение этого автора. Зовут этого композитора Николай Дмитриевич Леонтович http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 В России его имя мало о чем скажет, но на Украине, как мне представляется, фигура довольно известная. Он прославился обработкой народных песен среди которых есть "Щедрик", на тему которого я якобы и написал свою фортепианную пьесу :) Как можно создать пьесу на тему, которую никогда ранее не слышал ? Прослушав "Щедрик" Леонтовича я действительно услышал 4 похожие ноты  :), которые, кстати, повторяются как и в моей пьесе, хотя и несколько по другому принципу. Но дело в том, что идеи сочинений у Леонтовича и у меня абсолютно разные, не только структурные, но и художественные идеи разные (я писал под впечатлением от событий на "Болотной") я уже не говорю о различной форме, разной гармонизации и разных жанрах. Позднее я узнал. что известный кинокомпозитор Дж. Вильямс писал на эту же тему.

Отдельно взятые интонации часто могут пересекаться, но оформлены они м.б. по разному. При желании, можно взять любое сочинение любого автора и найти интонационные схожести относительно музыки другого автора, но какой в этом смысл ? В свое время Свиридова обвиняли в плагиате. Его "Романс" из Метели постоянно сравнивали с романсом малоизвестного Н.Зубова "Не уходи, побудь со мною". Там тоже у Свиридова начальная интонация романса похожа, но тема Свиридова имеет совершенно иную форму, чем тема романса Н.Зубова, а также иную гармонию и говорить о плагиате здесь не имеет никакого смысла - нет смысла говорить о том, чего нет ! Так и у меня тема имеет иную форму строения, чем в народной украинской песне, иной гармонический план и выражает совершенно другое - я выражаю движение народных масс на митинге, а в хоре Леонтовича лишь статически повторяется всего 4-ре ноты выражая особый характер и смысл песни. Более того, если задаться целью, то в истории музыки можно еще найти примеры, где используется данный интонационный оборот из 4-х нот. К тому же, как можно сравнивать мою пьесу с обработкой Леонтовича, если эта тема народная, а Леонтович ее всего лишь обработал :) Тогда встает другой интересный вопрос: можно ли обвинить в плагиате сочинение созданное с использованием интонаций близких народной песне или где полностью используется мелодия песни ? Да и можно ли вообще говорить о плагиате в моем случае, если интонационно схожа последовательность состоящая всего из 4-х нот ? И как быть с такой категорией, как "интонационный дневник эпохи", где разные композиторы в относительно близкой исторической перспективе фиксируют в творчестве близость конкретных интонаций ?
« Последнее редактирование: Апрель 21, 2014, 17:11:49 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 229
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Несколько лет назад в рунете обнаружили следующее совпадение:

А. Пахмутова "Нежность" (поет Майя Кристалинская)
https://www.youtube.com/watch?v=75WDHVXUgWc

Britten: Simple Symphony - Third Movement (Sentimental Sarabande)
https://www.youtube.com/watch?v=23s6SaMOlcg
Che mai sento!

Оффлайн gene

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 98
  • Святая Русь!
    • ЛУГАНСК | НОВОСТИ ЛНР | НОВОРОССИЯ | ДОНЕЦК
Re: Сопоставим схожие сочинения разных авторов?
« Ответ #53 : Февраль 10, 2018, 19:18:59 »
Самая страшная штука - это La Follia.  Я впервые понял, что что-то не так, услышав вот это:

Vivaldi : La Follia
https://www.youtube.com/watch?v=7v8zxoEoA_Q

Corelli : La Follia
https://www.youtube.com/watch?v=VHRdFILo_Yw

Меня это заинтриговало. Сразу нашёл еще:

Antonio Salieri : Variazioni sull'aria La Follia di Spagna (extrait)
https://www.youtube.com/watch?v=s0M2enfWaY8

Sergei Rachmaninov : (Folia) Variations sur un thème de Corelli (extrait)
https://www.youtube.com/watch?v=sX0Gg3lmh5E

Haendel - Sarabande
https://www.youtube.com/watch?v=klPZIGQcrHA

Что я не схожу с ума убедился прочитав вот это:

Цитировать
Les Folies d'Espagne

La Folia est, à l'origine, une danse dont il est fait pour la première fois mention dans un texte portugais du XVe siècle. Il s'agissait d'un rite chorégraphique lié à la fertilité lors duquel les danseurs portaient des hommes habillés en femmes sur leurs épaules. Le rythme rapide de la danse ainsi que son aspect insensé furent certainement à l'origine de son nom.

Parmi un certain nombre de thèmes, émergea une mélodie de base. Jusqu'au milieu du XVIIe, elle se répandit en Italie (Follia) et en France (Folies d'Espagne) puis le thème évolua rapidement pour prendre sa forme définitive dans cette suite d'accords (ré mineur) :

/DM___ /A7___ /DM___ /C___ /F___ /C___ /DM___ /A7___ /
/DM___ /A7___ /DM___ /C___ /F___ /C___ /dm A7__/DM___ /

Apparue aux alentours de 1650 puis publiée en 1672 par Lully, cette mélodie se stabilisera en se ralentissant et devint le thème d'innombrables variations dont les plus célèbres furent celles de Corelli parues en 1700.
A partir de ce moment, Les Folies habitèrent consciemment et parfois inconsciemment la musique occidentale et ne la quittèrent plus. La plupart du temps, elles prirent la forme «thème et variations», parfois elles ne furent qu'une citation sans grand développement (J.S.Bach, Keiser), quelquefois, elles ne furent qu'une inspiration pour une autre mélodie (sarabande de Händel, chaconne de Purcell), elles sont même dissimulées dans certaines œuvres comme dans l'andante de la 5ème symphonie de Beethoven.
Même si les XIXème & XXème siècles furent moins riches en Folias, elles inspirèrent de nombreux compositeurs tels que Liszt, Paganini, Rodrigo ou Rachmaninov qui intitula ses variations « sur un thème de Corelli » car il ignorait l'origine exacte de la mélodie.
De nos jours, les Folies (entre 150 et 200 versions) hantent encore notre imaginaire musical et l'on peut les retrouver dans des musiques de film (La B.O. de Barry Lyndon de Kubrick inspirée de la sarabande de Händel ou bien celle de 1492 de Ridley Scott composée par Vangelis.) et, plus surprenant, dans l'univers des jeux vidéo (bande sonore de Final Fantasy IX composée par Nobuo Uematsu ou (2014) reprise au violon solo de la Follia de Corelli dans le jeu Assassin's Creed Unity).