Автор Тема: «Хованщина» Мусоргского в МАМТ (февраль 2015 г.)  (Прочитано 57082 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
По одной ссылке сразу две статьи в "Российской газете"
http://www.rg.ru/2015/02/19/hovanschina-site.html

Симфония смуты

"Хованщина" вернулась на московскую сцену
Текст: Валерий Кичин (блог автора)

"Хованщина" - больше чем опера. Мусоргского интересовали трагические закономерности русской истории, вечный раскол, источник страданий и крови, вечное предвестие гражданской войны, вечное вставание с колен и столь же инстинктивное стремление вернуться в привычную позу.

Русь во мраке
Александр Титель поставил "Хованщину" Модеста Мусоргского

Ирина Муравьева

Монументальную драму Модеста Мусоргского "Хованщину", отражающую переломную эпоху Руси конца XVII века, Александр Титель поставил на сцене Музыкального театра К.С. Станиславского  и Вл. И. Немировича-Данченко. Музыкальный руководитель постановки - Александр Лазарев. Художник-постановщик - Владимир Арефьев.
« Последнее редактирование: Февраль 20, 2015, 12:26:08 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Nikita Morozov

https://www.facebook.com/nikita.morozov.948/posts/884138458323051

18 февраля 2015. МАМТ.
Мусоргский - Хованщина
Дирижер - Александр Лазарев
Режиссер - Александр Титель
Художник - Владимир Арефьев
Иван Хованский - Дмитрий Ульянов
Андрей Хованский - Николай Ерохин
Голицын - Нажмиддин Мавлянов
Шакловитый - Антон Зараев
Досифей - Денис Макаров
Марфа - Ксения Дудникова
Эмма - Елена Гусева
Сусанна - Ирина Ващенко
Подьячий - Валерий Микицкий

Первая постановка "Хованщины" в МАМТе - большое разочарование. Очень скучный спектакль поставил Александр Титель. Кстати, последний раз я был в МАМТе на его же "Борисе Годунову". Это были гастроли Екатеринбургского театра оперы в рамках "Золотой маски". Все акты "Хованщины" проходят в одной декорации. Титель сразу помещает всех героев и народ в финальный скит.

Художник Владимир Арефьев реализует в "Хованщине" свою же идею из "Бориса Годунова". Только в "Борисе" мы имеем дело с цилиндрической башней, а в "Хованщине" с квадратным скитом. Изменилась только геометрия. Опять лестницы и даже похожая цветовая гамма.

Основное действие от начала и до 4-го действия крутится вокруг длинного стола. Это основная идейная составляющая режиссера. Всеобщий пир. Других смыслов он нам не предлагает. Титель намеренно приглушает все живые краски. Пустая сцена. Все одеты в тряпичные одежды с небольшой стилизацией. Стерльцы без оружия и дополнительных атрибутов. Первый два действия очень вялые. Идет скучное повествование. Стрельцы в красном садятся за стол. Начинают есть и пить. Шакловитый просит Подьячего написать донос на Хованских и т.д. Титель просто показывает нам все сцены по либретто.

Режиссеру нравится работать с водой. В самом начале женщины моют пол и стены. Марфа гадает с ведром воды, расплескивает из него воду. В начале 3-го действия женщины моют ребенка в цинковом тазу. Потом Досифей расплескивает воду из этого таза.

После антракта, начиная с 3-го действия, смотреть становится чуть-чуть интереснее, но не более.
Режиссер не изменяет сцену с танцующими персидками. На стол кладут красный ковер и персидки начинают на нем танцевать под аккомпанемент из восточных инструментов (дудук, канон, каманча и уд). Далее Хованского убивают. Он падает, хватается за этот ковер и полностью им укрывается. Его перекладывают на телегу и увозят. Режиссер делает арку с телегой, на которой в самом начале лежали трупы. По зову Андрея появляются стрельцы, снимают с себя красные камзолы, кладут их на стол, стулья и сами припадают к ним. Тут режиссер делает арку со смертью Ивана. А рядом совсем смешная сцена идет. Петровцы вывозят на сцену карету и увозят в ней Голицына. В конце 4-го действия стрельцы покидают сцену и уносят с собой стол и стулья. Сцена остается совсем пустой. В финальном действии раскольники ставят свечки на столб, на котором Подьячий в самом начале читал имена убитых. В глубине сцены приоткрываются ворота скита и раскольников озаряет лунный свет.

Музыкальную редакцию выбрали Шостаковича с завершение оперы Кобекина. Из значительного вырезана только сцена с Пастором. Дирижеру Александру Лазареву не удалось выплести цельное музыкальное полотно. Сильный разлад между группами инструментов и неаккуратная игра самих оркестрантов.

Периодически гремит оркестром. Если оркестр вместе с хором идет на форте, то получается каша. Невозможно разобрать, что там поют, а что оркестр играет. Вообще, любит он пошуметь. Хор был очень неравномерный. С хорошими момента был и откровенный крик.

Вокально из всех выделяются Дмитрий Ульянов и Ксения Дудникова. У Ульянова очень крепкий, сильный и приятный голос. Сразу захватывает на себе всё внимание. Дудникова очень хорошо спела Марфу.

Фото декораций https://www.facebook.com/photo.php?fbid=884137738323123&set=pcb.884138458323051&type=1&theater
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Оптимистическая трагедия
19.02.2015

Светлана НАБОРЩИКОВА

http://portal-kultura.ru/articles/opera/86695-optimisticheskaya-tragediya/?print=Y&CODE=86695-optimisticheskaya-tragediya

...Всех героев принимает огромный дом. Дом — страна. Очень удобный, очень красивый: светлая древесина, высокий потолок, струганые лавки. Хорошо и чай пить (огромный самовар ослепительно блестит), и детей мыть (купающийся младенец, как положено, вызывает умиление). Одна беда — нет у хозяев согласия, как этот чудо-дом обустраивать. Сидят по разные стороны длинного стола три князя, три властителя дум — Досифей, Хованский, Голицын, — и каждый тянет в свою сторону. А за стеной — призыв петровских труб. Еще один хозяин, еще одна мысль, куда и как вести страну.
« Последнее редактирование: Март 08, 2017, 14:25:05 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Армянский дудук зазвучал в опере «Хованщина»

Премьера в Театре Станиславского и Немировича-Данченко

Екатерина Кретова

Премьера оперы «Хованщина» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко была одним из самых ожидаемых событий сезона. Прежде всего потому, что музыкальным руководителем постановки стал дирижер Александр Лазарев. Ожидания оправдались в полной мере: шедевр Мусоргского получил не просто адекватное, но великолепное прочтение, а исполнитель роли русского народа (главного героя оперы) — хор театра и его руководитель Станислав Лыков заслужили за эту работу высших музыкальных и театральных наград.

http://www.mk.ru/culture/2015/02/19/armyanskiy-duduk-zazvuchal-v-opere-khovanshhina.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Такое ощущение, что у вас просто нету личной жизни, как не банально бы это звучало=)))

Вы правы, никакой личной жизни :)) Позавчера "Хованщина", вчера "Ромео и Джульетта", сегодня "Богема" Леонкавалло :))
Che mai sento!

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 478
В этом месте на арену должны были бы выйти виртуальные "адвокаты" МАМТа и сказать, что так лучше, театру виднее и т.д. :)) На самом деле я не стану ни защищать постановку, ни иронизировать. Сошлюсь на практику - критерий истины. На данном этапе могу сказать, что несмотря на всю иронию по отношению к этой опере, которую я высказывала и в этом потоке, мне в итоге опера "Хованщина" понравилась, причём очень. Значит, спектакль не так уж плох (хотя я тоже могу сравнить эту постановку если не с "Хованщиной" в Мариинке, то с "Борисом Годуновым" в Большом театре). И ещё один практичный комментарий: очень хорошо, что деньги потрачены на классного дирижёра, а не на декорации и пышные костюмы. Дирижёр важнее и ценнее, а здесь на нём всё держится.

Театру и правда виднее, вот только ходить на такое не хочется. Опера, на самом деле, просто потрясающая - она совершенно уникальная, по-моему. Абсолютно всерьез рассуждать о развилках исторической судьбы народа, да еще на материале не самого популярного исторического сюжета - кроме Мусоргского, никто не смог. А какие характеры? Это же такой "веризм в квадрате", без какой-либо стилистической "прически", и его надо ставить по-настоящему - то есть в духе Федоровского-Баратова. Если у Вас получится добраться до Питера и посмотреть-послушать "Хованщину" там - Вы уж точно не пожалеете ни о времени, ни о деньгах, потраченных на поездку. А дирижер там тоже неплохой  :)

Да, сравнивать с "Борисом" не стал бы - "Борис" по ряду параметров нынче плоховат, на второстепенных ролях порой вообще черт знает что творится. И Сорокин, который сейчас его ведет... Вот что-то не то с оркестром, не хватает чего-то.


Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
На самом деле первый эротический намек там был в самом начале, во время увертюры, когда в комнату, где пировали стрельцы, высыпала с ведрами и тряпками группа уборщиц из фильма «Как украсть миллион». Смысл их появления был не очень понятен, но в задачу явно входило пониже наклоняться и повыше попу выпячивать. :)

"Эта "Хованщина" начинается еще до увертюры, до хрестоматийного "Рассвета на Москве-реке", который менее всего напомнит благостную картинку природы и растворенную в ней надежду. В полной тишине сцену неторопливо заполняют люди в красных кафтанах, вытирая хорошо потрудившиеся клинки; бабы, подоткнув подолы, смывают боярскую кровь со стен и пола, и стрельцы, довольные после удачной работы, садятся за пиршественный стол - тогда и пойдет кровавый "рассвет", и покажется, что эти красные пятна уносятся рекой времени далеко в будущее, в "багрец и золото" одевая всю историю многострадальной страны".

http://www.rg.ru/2015/02/19/hovanschina-site.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Прочитала у Кичина: "Партия Марфы для совсем молодой Ксении Дудниковой стала новым отважным шагом в освоении оперного репертуара; ее суховатое, слегка надтреснутое меццо подчеркивает аскетизм оркестровки и с ним гармонирует, но принимаешь эту неожиданность далеко не сразу. Сказывается и общая беда этого театра: вокал, особенно женский, уподоблен звучанию инструментов в оркестре (что само по себе прекрасно), но внятно доносить текст здесь совсем не умеют, и, чтобы вспомнить происходящее, читаешь английские титры".
http://www.rg.ru/2015/02/19/hovanschina-site.html

Не согласна с такой оценкой свойств голоса Дудниковой - у неё совсем не суховатый голос, а хорошее сочное меццо. Дикция конкретно у Дудниковой тоже не так плоха (но и не так идеальна, как пишут в иных отзывах). В принципе дикция у певицы Дудниковой хорошая, но над партией Марфы в этом плане ещё нужно поработать, часть слов всё же пропадает.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 115
«Хованщина»: прошедшее в настоящем?


Радиопрограмма: Overtime
Дата выпуска: 20.02.2015


18 февраля Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет премьеру оперы Мусоргского «Хованщина». Новую постановку в прямом эфире программы «Overtime» обсуждают Ольга Сирота и ее гости – известные музыкальные критики Екатерина Кретова и Юлия Бедерова.

Впервые за всю историю театра эта сложнейшая и масштабная опера появится на его сцене. По какому пути пошли постановщики спектакля – режиссер Александр Титель, дирижер Александр Лазарев и художник Владимир Арефьев? Удалось ли им увидеть в настоящем прошедшее, как этого хотел композитор? Своим мнением в прямом эфире программы «Оvertime» с Ольгой Сиротой делятся ведущие критики Москвы.

Слушать:


Радио "Орфей"
http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/overtime/16171-khovanshchina-proshedshee-v-nastoyashchem
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 115
А. Титель в программе "Главная роль".

Смотреть:

Россия Культура. 18.02.2015, 19:15
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20902/episode_id/1173804/video_id/1137438
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
19 февраля, четверг, 19:00
Премьера
Основная сцена
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик: Александр Лазарев
Князь Иван Хованский: Дмитрий Ульянов
Князь Андрей Хованский: Николай Ерохин
Князь Василий Голицын: Нажмиддин Мавлянов
Боярин Шакловитый: Антон Зараев
Досифей: Дмитрий Степанович
Марфа: Ксения Дудникова
Эмма, девушка из Немецкой слободы: Мария Макеева
Сусанна: Наталья Мурадымова
Подьячий: Валерий Микицкий
Кузька: Дмитрий Полкопин
Боярин Стрешнев: Дмитрий Кондратков

Наталья Зимянина

https://www.facebook.com/permalink.php?id=100003811732722&story_fbid=563839313753121

Посмотрела новую «Хованщину» в Стасике. Дивный «Рассвет на Москва-реке» очень взбодрил, обычно тянут кот за хвост. Да и дальше дирижер Александр Лазарев удивлял, блистал, при этом нигде не выпендривался, всем все дал спеть и придал спектаклю редкую сейчас цельность. Он – номер один вчерашнего вечера. Но суров – не выходил за пульт под аплодисменты, в яме не кланялся.

До антракта еле высидела, буквально на преодолении себя. Вся сцена – гигантский (вширь и ввысь) деревянный ангар, все декорации – стол да лестница. Бертман назвал бы это semi-концертное исполнение))) – это вспоминая кстати «Демона». Ну чуть не заснула (чай, не бездельничаю весь день-то). Кто там кому дядя? А ведь пришла с томиком либретто, в метро освежала в памяти))). Да и театр напечатал предельно четкое и краткое либретто, за что большое спасибо! Но что поют – ни черта не понять, если только титры читать английские почти на потолке. Один раз вместо «Слава лебедю» услышала «Слава Ленину» и очень испугалась)))) Взбодрилась, когда в квазиэротической сцене насилия Андрея над Эммой на сцену вышла Марфа с табуреткой. Ну, думаю, сейчас развернется действие… Но нет, счастье прошло мимо. Задав себе вопрос: «Наташа, а ты что тут вообще делаешь?», хотела свалить. Отговорил Мугинштейн, мудрый как Соломон. Хотя я поняла, что в совсем уж классичной постановке смотреть это уже нельзя.

Ну, пошла с горя в антракте в буфет. Ха! Никаких очередей, буфетчики смеются. Пирожное «картошка» с мизинец – 150 рэ., бутер с рыбой – 350.

Жуя драгоценную картошку, посмотрела выставку в атриуме: что откопали на месте Стасика, когда делали реконструкцию, уходя на 3-5 метров вниз. Топор, фрагменты оружия, остатки сгоревшего деревянного сруба, монетки, кубышки, муравленые (глазированные) изразцы в основном с мужиком на коне, рваный кольчужно-пластинчатый доспех. Ну, немножко как-то меня приблизило к «Хованщине».

Вторая часть была изумительная. Какие хоры! Вот Титель, скажу я, самые сильные хоры ставит! Надо же, как это эффектно можно делать. Солисты распелись прекрасно, и в смысле игры разошлись, и кое-какие слова даже стали долетать. Тут спектакль и кончился. И даже Лазарев вышел поклониться на сцену. Тителю за вторую половину – пять, Лазареву пять с плюсом за всё.

Пять с двумя плюсами – Диме Абаулину за гениальный буклет, с росписью всех исторических действ. лиц, с ист. документами, ну, культура, что тут скажешь! Буду погружаться. Глядишь, дойду до самой сути.

После театра зашла в книжный на Тверской. Рамка кА-ак засвистит! «Что в сумке?»- рыкнул на меня местный стрелец. «111 оперных либретто»,_ дрожащим голосом ответила я. Вынула, отдала ему в руки, пусть подержит атрибут приличного человека один раз в жизни. Но это, оказывается, не либретто свистели – а роскошный абаулинский буклет. Стрелец сказал, первый раз такое вижу.

Да-да, Дудникова пела Марфу. Я потеряла программку маленькую, узкую, выпала. видно в магазине, так меня шуганул там охранник. Ну в. сцене гадания многовато она воду месит в кастрюле как тесто, и брызгает тоже не очень. Да и вообще я, честно сказать, после Архиповой стараюсь эту сцену не слушать. А "Исходила" - отлично же поет, зачем ребенка маленького купают? Там сковзняки такие на сцене (наверное. как везде), вот зачем это? Стараешься не смотреть на бедного ребенка - а так и тянет. А при чем здесь???? К концу Дудникова очень убедительна. Только Андрей этот с кульком своим совсем засранец - как. думаешь, она такого полюбила? ну, тоже какая-то несостыковка.
14 ч. • Нравится • 4

ирина шведова Без дураков сильный спект - лучшее в сезоне
14 ч. · Нравится · 1

Наталья Зимянина есть много неоправданных минусов
13 ч. • Нравится

Наталья Зимянина так Лазарев же, сбствнно, я не ждала ни больше. ни меньше. Хотя все-таки получилось больше. чем ждала
13 ч. • Нравится • 3

Наталья Зимянина ну, у Степановича к концу-то крышка поехала слегка. Я даже думала: ща как пойдет босиком в зал агитировать...
13 ч. • Отредактировано • Нравится

ирина шведова Ну как всегда
13 ч. • Нравится • 1

Наталья Зимянина это недопустимо. Хотя артист яркий.
13 ч. • Нравится • 1

Марина Гайкович Наталья Михайловна, как всегда, лучшая рецензия!! А финал каков. Как у вас сил хватило еще в книжный тащиться, я еле до дома доползла после Х.
13 ч. • Нравится • 4

Наталья Зимянина мне понравился финал, очень. Я ваще цинично считаю, в оперной режиссуре есть только две интриги: как Дон Жуан проваливается во ад и как сгорают раскольники в ските. Две эти оперы приходится досиживать кровь из носу. Тут финал удался, гибли со вкусом))) Как-то было тревожно 1) за Степановича, с концами вошедшего в роль, 2) за театр в целом - ведь он два раза горел во время реконструкции
13 ч. • Нравится • 6
« Последнее редактирование: Февраль 21, 2015, 13:59:23 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
И ещё один отклик на спектакль 19 февраля:

Пишет Слава (_arlekin_)

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3033097.html

"Хованщина" М.Мусоргского в МАМТе, реж. Александр Титель, дир. Александр Лазарев

По моему убеждению, которое едва ли разделят многие, в истории музыки есть три великие оперы. То есть великой оперной музыки, конечно, гораздо больше - но это если говорить собственно о музыке. А если об опере как о явлении музыкально-драматургическом - то я бы назвал "Севильского цирюльника", "Кармен" и "Хованщину". "Кармен" Тителя на сцене МАМТа идет давно, "Севильский цирюльник" в репертуаре театра с некоторых пор тоже присутствует, а теперь добавилась и "Хованщина". Поскольку самой важной режиссерской удачей Тителя последних лет для меня стала "Война и мир" Прокофьева, решенная не столько в социально-психологическом, сколько в историософско-метафизическом ключе, я и ожидал, и опасался в связи с "Хованщиной", что Титель либо станет повторяться, либо поиски оригинальных находок заведут его слишком далеко. И в 1-м акте, признаться, многое меня коробило - не только по мелочам (хотя тоже: гадание Марфы в жестяном ведре просто убивает: ну что она там плещет-месит?!), а в первую очередь мелочностью взгляда, подхода - все как-то мелко: на криминально-бытовом уровне, что еще могло бы сработать в антураже условно-современном или в обстановке футуристической антиутопии (как было в екатеринбургском "Борисе Годунове"), а в аккуратном, лишенном видимых примет исторического времени пространстве нынешнего спектакля выходит не в тему.

Но когда во втором акте суету отдельных персонажей теснит статика монументальных мизансцен и на субстрате частных человеческих страстей возникает историософская мистерия - понимаешь, что первый акт лишь подготавливает и оттеняет ее. То есть "Хованщина" неожиданно обнаруживает в себе ту же структуру, что "Война и мир" с ее достаточно внятным разделением на "мирные" и "военные" серии эпизодов. В спектакле есть и явно лишние, до нелепости, моменты (помимо упомянутого гадального ведра это "уборщицы" в прологе на музыку увертюры "Рассвет на Москве-реке" - вообще полотеры, метельщики, дворники для Тителя почему-то неизменно являются чуть ли не "талисманом" практически любого спектакля, его своеобразным режиссерским "автографом"; до какого-то времени меня это раздражало, сейчас скорее забавляет), а есть совершенно замечательные, превосходно выстроенные сами по себе и вместе с тем безусловно точные, содержательные, концептуальные ходы - например, когда в финале предпоследней сцены прорезавший диагональю пространство обеденный стол превращается в эшафот - стрельцы снимают с себя красные шинели и ложатся на них в белых рубахах. Такое же двойственное поначалу ощущение возникало от неожиданно, непривычно аскетичной сценография Арефьева: основная конструкция - огромный, во все сценическое пространство ангар-сарай из некрашеных досок, в финале задняя стена раздвигается, и как стол становится эшафотом, так сарай превращается в скит: то есть за пожаром мы наблюдаем не со стороны, а как бы изнутри, вместе паствой Досифея превращаясь в пока еще не радиоактивный пепел.

Да и концепцией Лазарева я проникся не сразу. Поначалу казалось, что оркестр звучит чересчур гладко для Мусоргского, и темпы слишком быстрые, некоторым солистам трудно за ними успевать.

Я попал на второй состав, и меня отговаривали идти на него - но в результате я не жалею, уж по крайней мере ради одного только Досифея-Дмитрия Степановича сходить стоило! К его вокалу, наверное, могут быть претензии, но и музыкально, и актерски мощь, заразительность образа такова, что за этим Досифеем действительно толпы могли пойти на самосожжение. Ксения Дудникова в партии Марфы продемонстрировала ровный вокал, но драматизма образу очевидно недоставало - хотя не исключаю, что режиссер сознательно уходил от расхожих представлений об этой героине Мусоргского.

Но в любом случае после антракта те же темпы - надо было, значит, просто включиться в ритм? - уже ложились на слух иначе, как не то что убедительные, а единственно возможные. Ну и, само собой, музыка "Хованщины" - к ней нельзя привыкнуть, она не способна надоедать. Остается только изумляться, как она могла возникнуть в 19-м веке, когда такого музыкального языка просто не было, его не было нигде - Вагнер смотрел далеко вперед, но и он так не продвинулся, а что говорить о римских и корсаковых, которые еще и калечили наследие Мусоргского после смерти автора, низводя его гениальность до собственных убогих стандартов. Школьникам внушают (и превратившись в пенсионеров, они эти благоглупости продолжают транслировать), будто оперы Мусоргского - "народные драмы". Допустим, жанровое определение - авторское, но к "народности" и вообще к "историзму", к общественно-политической или нравственно-психологической проблематике ни "Бориса Годунова", ни тем более "Хованщину" сводить недопустимо. У Мусоргского на оперной сцене сталкиваются силы внеличные, надмирные - что, кстати, наглядно проявляется во втором акте "Хованщины" Лазарева-Тителя-Арефьева. Борьба добра и зла - ложная, надуманная проблема для искусства, это лишь одно из воплощений конфликта более фундаментального - столкновение рационального с иррациональным, разума со стихией, плана со случайностью. В "Хованщине" такой конфликт постоянно обострен, на нем построены все линии сюжета. И главное - Мусоргский, как мало кто из его современников (ну кроме разве что Вагнера опять-таки) сознает, сколько мало шансов у разумного начала пробиться сквозь тьму. Композиция "Хованщины", если не учитывать данных обстоятельств, ставит в тупик. Предпоследняя сцена вроде бы разрешает все противоречия наилучшим образом - да, кое-кого уже убили, но большинство основных действующих лиц еще живы и ничего для них не потеряно: Досифей увел своих людей, Марфа уберегла Андрея, от имени юных монархов Петра и Ивана дано прощение стрельцам - казалось бы, триумф воли, торжество разума, Россия молодая встает с колен.

Но Мусоргский не заканчивает оперу всеобщим ликованием, а венчает ее беспросветно мрачным пророчеством, апокалипсисом вместо апофеоза, в наши дни звучащим прям-таки "бухенвальдским набатом" (который, правда, "срывается" на коде в истаивающий вокализ, дописанный Кобекиным - но довольно органичный). И в свете пламени горящего скита вынесенный в увертюру симфонический "Рассвет на Москве-реке", про который ученикам музшкол внушают, что "народный" композитор, дескать, в нем выразил свою надежду на "лучшее будущее", при такой структурной организации материала оказывается не благим предчувствием, но последним отголоском надежд, которым сбыться не суждено, и не по вине чьей-то личной злой воли, но в силу фундаментальных, неодолимых законов истории и природы.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Появились составы на два следующих спектакля

21 февраля, суббота, 19:00
Премьера
Основная сцена
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик: Александр Лазарев
Князь Иван Хованский: Андрей Валентий
Князь Андрей Хованский: Нажмиддин Мавлянов
Князь Василий Голицын: Валерий Микицкий
Боярин Шакловитый: Алексей Шишляев
Досифей: Дмитрий Степанович
Марфа: Наталья Зимина
Эмма, девушка из Немецкой слободы: Мария Макеева
Сусанна: Наталья Мурадымова
Подьячий: Чингис Аюшеев
Кузька: Артем Сафронов
Боярин Стрешнев: Александр Нестеренко


22 февраля, воскресенье, 19:00
Премьера
Основная сцена
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик: Александр Лазарев
Князь Иван Хованский: Дмитрий Ульянов
Князь Андрей Хованский: Николай Ерохин
Князь Василий Голицын: Нажмиддин Мавлянов
Боярин Шакловитый: Антон Зараев
Досифей: Денис Макаров
Марфа: Ксения Дудникова
Эмма, девушка из Немецкой слободы: Елена Гусева
Сусанна: Ирина Ващенко
Подьячий: Валерий Микицкий
Кузька: Дмитрий Полкопин
Боярин Стрешнев: Александр Нестеренко
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Короткий отчёт с фото http://cleofide.livejournal.com/888482.html

По случаю премьеры "Хованщины" в МАМТ в атриуме театра открыта замечательная выставка.
Её теперь могут рассмотреть и оценить не только счастливчики, попавшие на премьерную серию представлений "Хованщины", но и посетители других спектаклей этого театра.
http://cleofide.livejournal.com/888950.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 115
В. Кобекин написал финал "Хованщины" для МАМТа...  ???
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
А кому сейчас легко?

«ХОВАНЩИНА» В СТАСИКЕ ПРЕДПОЧИТАЕТ НЕ ПОКАЗЫВАТЬ, КТО ВИНОВАТ, И НЕ ГОВОРИТ, ЧТО ДЕЛАТЬ
текст: Екатерина Бирюкова

http://www.colta.ru/articles/music_classic/6399
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Вот тут http://tvkultura.ru/article/show/article_id/128723 написано:

"Теперь очередь за зрителями….овации продлевают спектакль еще на двадцать минут. «Хованщину», ворвавшуюся на сцену Стаснилваского и Немировича-Данченко, Москва, кажется, приняла".

Это очень большое преувеличение. Зрители аплодировали и спектакль не "забукали", но двадцатиминутных оваций не было.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Антон Долин

https://www.facebook.com/permalink.php?id=1119919729&story_fbid=10205184780275323

Вернулся с «Хованщины» из театра Станиславского и Немировича-Данченко. Под сильным впечатлением – сильнее, чем предполагал. Не в исполнении дело (оно было хорошим, хор – просто отличным), не в постановке (как минимум качественной), а в самом тексте, как словесном, так и музыкальном. Впрочем, они здесь, как в любой выдающейся опере, неразделимы.

Для меня давно очевидно, что это – лучшая русская опера. Оказалось, еще «Хованщина» – исчерпывающее высказывание о России сейчас и России в истории (именно так, а не «об истории России»). В день «Антимайдана», который проходил в нескольких шагах от театра, это ощущалось особенно остро.

О власти и ее вертикали, на которую мы все нанизаны, как перепела на шампур (или как казненный надет на кол). Мы о ней мечтаем и ее желаем. Не представляем себе власти вне прямого насилия, которое одно ее и легитимизирует. А к власти рвутся или карьеристы-мерзавцы, или опасные фанатики: заговор трех князей в опере – предтеча чеховского диалога, когда собеседники не слышат друг друга, а каждый говорит сам с собой, каждый по-своему слеп и глух. Тут «все хуже», нет и не может быть в России хорошего царя. Одна надежда – за того, кто за кадром, как Петр I здесь, но трубы его воинства непременно прозвучат для кого-то трубами Апокалипсиса.

И как же убийственно точно, что самая красивая, завораживающая ария о сильной руке, так нужной бедной-несчастной России («Спит стрелецкое гнездо…»), исполняется именно боярином Шакловитым, который в начале оперы строчит донос, а в финале совершает подлое убийство.

Поразительна покорность. Никто не бежит от смерти, заведомо считая ее судьбой. Каждый всегда готов к поражению, к жертве, красота которой – превыше осмысленности. Потрясающая сцена «слива протеста» в четвертом акте: идут «петровцы», и стрельцы молят Батю, чтобы возглавил их. Но у того нет настроения, и он приказывает бунтарям идти по домам. И те смирно идут, чтобы через полчаса сценического действа положить головы на плахи. Закономерно это ведет и к финальному костру.

В смысле лирической линии – вообще, конечно, Мусоргский гениально анти-романтичен, при всей дьявольской красоте музыки, - тоже в яблочко. Немка Эмма тоскует по своему пропавшему жениху, князь Андрей вожделеет Эмму, Марфа любит Андрея, а Досифей (в этой постановке, по меньшей мере) явно неравнодушен к Марфе. Никому не дано и не будет дано осуществления желаемого, даже властному Андрею не удастся изнасиловать «лютерку». И жестокий последний удар Марфе в самое сердце – она, вроде, затащила возлюбленного в жертвенный костер, но и на нем (последние слова оперы!) он, в ее объятиях, тоскует по другой, по Эмме.

Я тут подумал, что об этом можно было бы написать нехилую диссертацию: вся русская литература и вообще традиция – именно о неутоленности в любви (которая трагичнее и глубже, чем просто неразделенность). Русский человек – на рандеву со своей любовью, которая не получилась. Чацкий, Софья, Молчалин; Онегин и Татьяна, Ленский и Ольга; Печорин и все его женщины; Обломов, Штольц и Ольга; Ставрогин и все его женщины; Митя Карамазов с Грушенькой; князь Андрей и Наташа Ростова; даже Анна Каренина с Вронским, хотя, казалось бы. Ну, это к слову. В любом случае, у Мусоргского это еще и лаконично, без лишних сантиментов.

Наконец, главное: хор. Вот оно, слово. Не презираемая толпа, «стадо», «быдло» – но и не идеализируемый «народ». Именно хор, для которого написана самая прекрасная музыка, хор, как в античной трагедии. Он как бы наблюдатель, но и заложник тех действий, которые совершают «герои» (в случае «Хованщины» поголовно антигерои, на самом деле). Эти люди – подлинный главный герой. Они терпят, они ждут, они благодатно проваливаются в фольклорную хтонь (поэтому столько народных хоровых песен, сюжетно как бы не мотивированных), чтобы отказаться от своих индивидуальных «я», забыть их. Вместе погибать, вроде, не так и страшно. Их идут миловать, а им милость ни к чему: они сами в хоровой молитве уже подносят горящую лучину к собственному погребальному костру.

Это с нами в последнее время, кажется, и происходит.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 115
Тихий катарсис финала

Премьера «Хованщины» в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко

Татьяна Елагина
Оперный обозреватель

23 февраля 2015

В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко 18 февраля состоялась долгожданная премьера – «Хованщина» Модеста Мусоргского. Своими впечатлениями от спектакля делится наш автор Татьяна Елагина.

http://www.operanews.ru/15022307.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Увидела в ЖЖ валерия Кичина вот такой комментарий.

mina_moiseev
Feb. 19th, 2015 03:24 pm (UTC)
впечатления от премьеры Хованщины в Станиславского

Уважаемый Валерий, добрый день!

Прочитал Ваш отзыв о постановке Хованщины на сайте Российской газеты. Не согласен с Вашим восторженным отзывом. Лично я отправил в театр следующий отзыв:

То, как изображены в опере старообрядцы и их духовный лидер Досифей – это откровенное кощунство и пародия, но не на древнюю, а на современную православную церковь. Что этим хотел сказать режиссер-постановщик? Была ли цель высмеять православие и православных, как сумасшедших, размахивающих иконами перед носом своих оппонентов, и неспособных даже спеть свою скорбную песнь без дирижера (священника, кстати, в современном, а не в старообрядческом облачении)? А безбородый Досифей с современной короткой стрижкой с непокрытой головой и с четырехконечным крестом на груди – ничего общего не имеет с представителями духовенства 17 века, это просто прямая пародия на худших представителей современной православной церкви. Искажение образа Досифея, лишенного аутентичной исторической атрибутики, исказило смысл и содержание всей оперы и суть ее драмы. Великий Станиславский бы воскликнул: «Не верю!». Особенно очевидно это было в кульминационной сцене разговора Голицына, Досифея и Хованского – представителей трех различных групп русского общества, выступающих за отличный друг от друга путь дальнейшего развития государства и его спасения (в духовном смысле). Чем отличались друг от друга безбородный и гладко выбритый Голицын, безбородный и короткостриженный Досифей и безбородый Хованский, чьи костюмы отличались только цветом? А ведь в этой сцене как раз и можно было бы прекрасно противопоставить друг другу тяготеющего к европейскому пути развития Голицына (холеный, сытый, без бороды, парик, европейская одежда), Досифея (строгое монашеское облачение, длинная борода, бледное худое от поста и молитв лицо, но сверкающие проницательные очи) и Хованского (эдакий атаман Махно, потенциальный диктатор и т.п.). А что получилось на сцене? Собрались трое современных молодцов-депутатов поговорить (телевизионное ток-шоу – а почему нет?), поговорили и разошлись. Драмы, трагедии – не получилось…

И ещё. Зачем нужно было вычеркнуть из оперы замечательное вступление - симфоническую картину Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»? Сама музыка была, но она была практически уничтожена происходившим на сцене пиршеством вернувшихся после кровавой расправы стрельцов. Происходившее на сцене мешало восприятию великой музыки, не позволило ни насладиться ею, ни настроиться на восприятие великой драмы.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Хованщину» лишили слова

В сцене расправы над стрельцами их алые кафтаны, придуманные художницей Марией Даниловой, сливаются в единый кровавый фон.

Сергей Бирюков
 
Зато оркестр в великой опере звучал так, как и Мусоргскому не мечталось

...Что до старообрядца Досифея, то он, в противоречии с традицией, вышел у Дмитрия Степановича не благообразным старцем, а этаким провокатором-Гапоном – что, возможно, исторически вернее. Впрочем, вряд ли режиссеру Тителю стоило доводить этот смысловой мотив до степени пошлости: его Досифей-Гапон даже не делает вид, что духовно окормляет мятущуюся Марфу, а впрямую лапает ее, раздевает и тащит за сцену...

http://www.trud.ru/article/23-02-2015/1322497__xovanschinu_lishili_slova.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лилия Дубовая

Впечатление https://www.facebook.com/permalink.php?id=100005481732058&story_fbid=369434629915925

Вчера побывала на премьере «Хованщины» Мусоргского в музыкальном Станиславского. Сказать, что мне понравилось, это не сказать ничего. Сильное ощущение; мощное, масштабное эпическое действо; удивительной красоты музыка и голоса. Фантастическая постановка. Александр Титель превзошел самого себя. Интереснейшая режиссура, масса находок. Прекрасные декорации. Сцена представляет собой огромный деревянный амбар, который закрывает от людей небо, от людей, которые творят свои земные страшные и кровавые дела.

Великолепен художник, который тонко чувствует цвет и работает с ним. Белые костюмы народа говорят о святости, красные кафтаны стрельцов предвещают смерть и кровь. И действительно, на эти самые кафтаны, которые они бросают на стоящие во всю длину сцены скамьи, превращая их тем самым в огромную плаху, усмиренные стрельцы кладут свои повинные головы. Потрясают масштабом массовые сцены и многоголосые хоры.

Блестяще сделана концовка спектакля. Огромная толпа старообрядцев в одних нательных рубахах медленно выходит на сцену. Каждый из них несет и ставит впереди себя в одну линию сапоги. Возникает такой частокол из черных сапог. На висящее на железных цепях бревно, которое делит сцену пополам, старообрядцы ставят сотни свеч. Они поворачиваются к залу спиной и тогда возникает проем в деревянной стене — впервые открывается горизонт. Но и там не небо, а тьма. Бревно со свечами медленно поднимается вверх. Люди, идущие на костер во имя веры, обращаются с просьбой о помощи к Богоматери. Свет медленно гаснет. Силуэты раскольников растворяются в темноте. Замирает музыка. Затихает молитва. Звучит одинокий голос ангела, облегчающего людям последние минуты жизни. Но и он замолкает. Наступают тьма и безмолвие. Дальше — только тишина.

Подумала, что в такие минуты прикасаешься к чему-то высокому, что ускользает от тебя в повседневности. И, конечно,о гении Мусоргского.

Да, многие в зале не скрывали слез.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 115
Время мрака

В Музыкальном театре услышали гул истории

Майя Крылова

Премьера оперы Мусоргского «Хованщина» прошла в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Спектакль поставили режиссер Александр Титель и сценограф Владимир Арефьев.

Нет, эта опера не обязательно должна быть похожа на картину Сурикова «Утро стрелецкой казни»: Титель выбрал минимализм, на что имеет полное художественное право. Но эпическое переплетение мест действия и характеров, борьба самолюбий и воль, неистовая психологическая разноголосица, присущие музыке и сюжету «Хованщины», тут не концентрируются, а, наоборот, понемногу разряжаются в условном пространстве, где действие становится набором холодноватых приемов. Слишком элегантно для кровавой истории.

Полностью:

Новые Известия. 24 февраля 2015 г.
http://www.newizv.ru/culture/2015-02-24/215386-vremja-mraka.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 115
Увидела в ЖЖ валерия Кичина вот такой комментарий.

mina_moiseev
Feb. 19th, 2015 03:24 pm (UTC)
впечатления от премьеры Хованщины в Станиславского

Уважаемый Валерий, добрый день!

Прочитал Ваш отзыв о постановке Хованщины на сайте Российской газеты. Не согласен с Вашим восторженным отзывом. Лично я отправил в театр следующий отзыв:

То, как изображены в опере старообрядцы и их духовный лидер Досифей – это откровенное кощунство и пародия, но не на древнюю, а на современную православную церковь. Что этим хотел сказать режиссер-постановщик? Была ли цель высмеять православие и православных, как сумасшедших, размахивающих иконами перед носом своих оппонентов, и неспособных даже спеть свою скорбную песнь без дирижера (священника, кстати, в современном, а не в старообрядческом облачении)? А безбородый Досифей с современной короткой стрижкой с непокрытой головой и с четырехконечным крестом на груди – ничего общего не имеет с представителями духовенства 17 века, это просто прямая пародия на худших представителей современной православной церкви. Искажение образа Досифея, лишенного аутентичной исторической атрибутики, исказило смысл и содержание всей оперы и суть ее драмы.

Вот и скрепы с устоями в ход пошли!
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В. Кобекин написал финал "Хованщины" для МАМТа...  ???

"После мощного раскольничьего хора, после страстно-трагичных фраз Марфы и вторящего ей Андрея медленно раскрылась задняя стена, открыв черноту, и поплыл вверх всё тот же лежачий столб-балка со множеством горящих свечей, принесённых обречёнными староверами: «словно свечи Божии мы с тобою затеплимся». И не второе проведение «Рассвета на Москва-реке» зазвучало, как обозначено в партитуре у Шостаковича, и не бодрый марш Петровцев, как в редакции Римского-Корсакова, а специально написанный Владимиром Кобекиным напев, стилизованный под одну из тем Марфы. Только пел его в полной тишине и лишь при свете свечей издалека одинокий Голос, родниковым «белым» звуком, как мастерски умеют в ансамбле древнерусской музыки «Сирин». Узнать в этом Голосе кокетливую Дарью Терехову было мудрено. Свечи под потолком синхронно погасли, Голос смолк. И вспомнилось из Гамлета: «Дальше – тишина»."

http://www.operanews.ru/15022307.html

"А в конце присочинено тишайшее женское соло-плач из хора. Автор этой «дополнительной минуты» – известный екатеринбургский оперный композитор Владимир Кобекин. Штрих, не диссонирующий со стилем Мусоргского, хотя, честно скажем, совершенно необязательный. Возможно, это дань Александра Тителя городу, где он делал свои первые яркие режиссерские шаги и откуда совершил четверть века назад бросок в Москву. Что-то вроде подписи художника в углу картины".

http://www.trud.ru/article/23-02-2015/1322497__xovanschinu_lishili_slova.html
« Последнее редактирование: Февраль 24, 2015, 14:16:33 от Papataci »
Che mai sento!