Автор Тема: «Медея» Л. Керубини в МАМТ (май 2015)  (Прочитано 55658 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Я почему то очень рассчитываю, что 15-го будет Мурадымова :)
Тогда у меня будет майский забег в ее честь. 15 - Медея, 21 - Тангейзер, 28 - Тоска.

Все рассчитывают именно на это :)
Пожалуйста, пишите на форуме о своём "забеге", о каждом его "этапе" :)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Текст либретто на русском языке: http://libretto-oper.ru/kerubini/medeya

Обращаю внимание читателей форума на эту ссылку. Полный текст оперы на русском языке. Уважаемый Тантрис ещё в феврале выложил, чтобы к маю выучить наизусть :)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко начинаются премьерные показы оперы «Медея». Мы узнали, что увидят и услышат столичные меломаны и театралы.

http://cult.mos.ru/reviews/i-zhizn-i-slezy-i-lyubov/

«Партитура очень сложная, очень насыщенная, особенно для исполнительницы партии Медеи — она практически всю оперу на сцене, нет ни секунды расслабления и отдыха, — говорит Феликс Коробов. — Это опера, в которой певцам нужно очень сильно помогать. Моя задача как дирижера — найти баланс между особенностями музыки конца XVIII века и современным оркестром. Ведь как сказал Петр Вайль в книге «Гений места», «Бах тот же, мы — другие». Наш оркестр не играет на старинных инструментах. Но, на мой взгляд, даже барокко — это не только «набор приемов», а скорее особое ощущение жизни, биения сердца, скорости крови. Кстати, музыка «Медеи» по экспрессии, напору и грандиозным эмоциональным перепадам очень близка музыке XX–XXI веков. Вот это мы и попытаемся отыскать».
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Генеральные репетиции "Медеи"

11 и 12 мая состоялись генеральные репетиции оперы Л. Керубини "Медея". В главных партиях: Хибла Герзмава, Наталья Мурадымова (Медея); Николай Ерохин, Нажмиддин Мавлянов (Ясон): Дарья Терехова, Лилия Гайсина (Главка);  Феликс Кудрявцев, Роман Улыбин (Креонт); Наталья Владимирская, Ксения Дудникова (Нерис). Дирижер - Феликс Коробов, режиссер-постановщик - Александр Титель, художник - Владимир Арефьев.

http://www.stanmus.ru/event/14246
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
14 Мая 2015, Четверг, 19:00
Премьера

Дирижер - Феликс Коробов
Медея - Хибла Герзмава
Главка - Дарья Терехова
Нерис - Ксения Дудникова
Ясон - Нажмиддин Мавлянов
Креонт - Феликс Кудрявцев
Капитан стражи - Максим Осокин

15 Мая 2015, Пятница, 19:00
Премьера

Дирижер - Феликс Коробов
Медея - Наталья Мурадымова
Главка - Евгения Афанасьева
Нерис - Наталья Владимирская
Ясон - Николай Ерохин
Креонт - Роман Улыбин
Капитан стражи - Максим Осокин
« Последнее редактирование: Май 13, 2015, 08:08:55 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 945
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Сегодня гостем ночного выпуска программы «Новости культуры» будет художественный руководитель и главный режиссер оперной труппы Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, народный артист России Александр Титель.

Сегодня в Музыкальном театре им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко – премьера оперы Луиджи Керубини «Медея».

С гостем рубрики «Худсовет» будет беседовать Нара Ширалиева.

Смотрите рубрику «Худсовет» 14 мая в ночном выпуске программы «Новости культуры», в 23.00.

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/133602
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В столице оживают мифы. Премьера оперы "Медея" по мотивам древнегреческой трагедии Еврипида композитора Луиджи Керубини пройдет в московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко 14 мая. Автор либретто - Франсуа-Бенуа Оффман. Легендарная история о буйстве низменных страстей, о клятвопреступлении и слабости любви - очередная совместная постановка худрука оперной труппы театра Александра Тителя и его главного дирижера Феликса Коробова. На генеральной репетиции спектакля побывала корреспондент "Вестей ФМ" Анна Владимирова.

http://radiovesti.ru/article/show/article_id/167519
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
ТВ-репортаж. В Театре Станиславского — премьера оперы «Медея»

http://www.newstube.ru/media/v-teatre-stanislavskogo-premera-opery-medeya
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Премьера состоялась! Я знаю, что на этом спектакле были многие участники форума, так что наверняка будет много отчётов, мнений и споров :)
Che mai sento!

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Больше всех понравился Мавлянов. Хибла тоже достаточно хороша в основном. И, конечно же, прекрасна Ксения Дудникова!

Музыку в наибольшей степени оценил уже в третьем акте, хочу ещё сходить, на Мурадымову теперь, но не в этот раз - 15-го уже собрался в Геликон. Очень рад,что получилось побывать на премьерной серии.

Слабо понимаю, зачем такие длинные антракты, по полчаса, и ещё спектакль на 15 минут задерживать. Видимо, либо чтобы весь приглашённый на премьеру бомонд отметил событие в буфете, либо чтобы Хибла отдохнула в антрактах.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Слабо понимаю, зачем такие длинные антракты, по полчаса, и ещё спектакль на 15 минут задерживать. Видимо, либо чтобы весь приглашённый на премьеру бомонд отметил событие в буфете, либо чтобы Хибла отдохнула в антрактах.

Ну вот, а говорите, что слабо понимаете :)) Спектакль закончился в 22.30 + поклоны.
Che mai sento!

Оффлайн lgb

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 203
Буду первой. Коротенько (длинно-подробно поздновато, а завтра пыл может и пропасть).

МЕДЕЯ
Премьера 14 мая 2015 г.
Дирижер – Феликс Коробов
Режиссер – Александр Титель
Медея – Хибла Герзмава
Ясон – Нажмиддин Мавлянов
Креонт – Феликс Кудрявцев
Главка – Дарья Терехова
Нерис – Ксения Дудникова
Капитан стражи – Максим Осокин
Девушки – Евгения Афанасьева, Анастасия Хорошилова

Сюрприз начался с увертюры: музыку порой было не узнать. Оркестр то несся вскачь, то играл по слогам. И какие-то странные паузы... В общем, вспомнилось пушкинское: "музЫку я разъял как труп..." Дирижера на мыло: порою звучал не Керубини, а Коробов!!!!!
Ну чтоб Титель барышень не раздел до неглиже - такого я не упомню. Вот и тут действие начинается на пляже: девушки загорают, в купальниках и темных очках. Все бы ничего, и не такое видали, но когда Главка запела арию под сопровождение джаз-банды (именно так!): пианино, барабан и кларнет? гобой? - я чуть с кресла не упала. Джазовый ритм с ухающим барабаном в опере 18 века - это что-то с чем-то... Слава богу, продолжалось это недолго: далее запели под оркестр... Больше о режиссуре сказать нечего по причине полного ее отсутствия. Что в случае Тителя несомненный плюс. Художник тоже постарался: вся сцена в каких-то надолбах, которые в финале не то чтобы падают - но так, припадают. А задник озаряется красным цветом. Просто верх сценографической мысли!!!
Мавлянов-Ясон - просто роскошный тенор: голос огромный, богатый оттенками, с отличной дикцией (что тоже немаловажно), красииииивый... Герзмава была бы ему под стать, если б не визжала на фортиссимо. Т.е. когда не форсировала звук, все звучало изумительно, и пиано роскошное, и тембр, но... «Pieta! …Torna sposo per me! Pieta!» ... с визгливыми нотами было почти криминально. Во 2 акте, как ни странно, такого откровенного визжания не было: чуть прохрипела (может, от волнения?!) в начале - ну с кем не бывает. В 3 акте голос подустал, конечно, но все равно Медея – однозначно ее партия. Слышала, что актриса она никакая - ну это не надо смотреть в бинокль... разочарует. А вот создать образ голосом - это ее. Боль, страсть и страх, ревность, гнев, печаль... - все было пропето.
Дарья Терехова разочаровала: дыхания не хватает, и все окончания фраз шепотом...
Бас продудел свою партию: голос вроде большой, низ прекрасно озвучен, но ни яркого тембра, ни нюансов...
Прекрасная Нерис - Дудникова. Ах как спела!!!.. Жаль, что всего одна ария, а потом только речитативы. В общем, если в ближайшие 5 лет эту девушку не ждет блестящая международная карьера, я готова съесть свою шляпу...
Очень порадовала Вторая девушка – Анастасия Хорошилова: просто роскошное меццо.
Хор зачОтный. Правда, иногда хотелось не столь агрессивно громко…
Завтра иду на второй состав. И вообще с удовольствием буду ходить на этот спектакль – из-за музыки и исполнителей. Достаточно Медеи и Ясона, остальные не так важны… Все-таки не заёмный репертуар – большое дело!


Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 027
Стараниями Papataci (за что ей объявляется сугубая благодарность ;) ) посетил 14-го премьеру «Медеи».
Я не готов пока высказать обстоятельное экспертное мнение по поводу этой оперы и данной конкретной постановки, поскольку впервые познакомился с творением Керубини (а также с содержанием мифа о Медее) не прямо на спектакле, а всего за два дня до. :)

Первое, что хочется отметить: несмотря на отсутствие ярких мелодий и «хитовых» номеров (ну, может быть, кроме дуэта в финале первого действия, опера слушается очень хорошо — благодаря очень гармоничной и драматичной музыке, условно говоря, в стиле Бетховена (который, как известно, сам выдающимся мелодистом не было, но, тем не менее, величайшим и популярнейшим композитором от этого быть не перестал; высокая  оценка Бетховеным творчества Керубини также известна).

Свое симфоническое мастерство Керубини демонстрирует в интродукциях к действиям и, конечно же, в великолепной увертюре, по драматизму напоминающей мне симфонии Sturm und Drang Гайдна (ну и вообще минорные симфонии венских классиков). Хотя у Керубини, по-моему, больший состав оркестра.

Увертюра меня очень впечатлила, когда я первый раз слушал запись оперы. И не сказать, что очень впечатлила вживую на премьере. Некоторый недобор по драйву и слаженности звучания у оркестра МАМТа завсегда присутствует, что, в принципе, ожидаемо. Более опытные слушатели оперы «Медея» вообще не признали этой увертюры «в гриме» от Феликса Коробова. Как-то он ее слишком переинтерпретировал своими резкими контрастами, при которых медленные фрагменты на piano больше походили на провалы в звучании. Впрочем, не скажу, что увертюра была провалена, но цельности и энергетики в ней, на мой взгляд, недоставало. А вот практически не уступающая увертюре по красоте интродукция к третьему акту, была, как Штирлиц, близка к провалу. Я не специалист по оркестровому звучанию, но у меня упорное ощущение, что до финального Sturm und Drang'a раскосец там шел довольно заметный: ака-то всё небережно звучало.

После увертюры вместо оркестра в яме вступило джазовое трио на сцене: ф-но, кларнет и барабан с тарелкой). В принципе, мне эта «фишка» с включением в действие какого-нибудь ансамбля народных инструментов (вспомним «Хованщину») нравится: она вносит своего рода «оживляж» (а в «Хованщине» заодно и будит утомившихся к середине оперы зрителей :) ). Другое дело, что если в «Хованщине» ансамбль был сценически оправдан, то здесь это было, такое ощущение, больше для прикола, ну или чтобы дать дополнительное указание на возможное время действия: 20-30-е годы ХХ века.  Ну в любом случае кларнет прозвучал отлично, как музыкальная шутка это было довольно остроумно.

Саму же  постановку остроумной я назвать не могу: хотя бы потому, что я ее не понял. Ну это не страшно: многомудрые критики всё объяснят. На мой же тривиальный взгляд, действие просто перенесли в современность, чтобы современный зритель совсем уж не заскучал на античной трагедии. Понятно, что античные трагедии — фактически вне времени, как основа всей последующей мировой литературы. Но античный антураж в современном театре, не изобилующем артистами-трагиками масштаба Каллас, особого успеха не сулит.

В общем, в данном случае перенос действия в современность считаю более или менее уместным. Нес ли он какую-то особую смысловую нагрузку, как я уже сказал, непонятно, но отторжения по крайней мере не вызывал.

Кратко (и очень субъективно) по солистам.

Кудрявцев-Креонт впечатлил наименее. В начале пел нарочито без легато «по складам», на неизвестном науке языке. Далее распелся и звучал лучше. Но по большому счету, партию скорее «доложил» нежели музыкально исполнил. Впрочем, придираться не буду: партия небольшая, блеснуть в ней трудно. Криминала нет — и хорошо. Кто такой Креонт с т.з. действия я совсем не понял. Местный губернатор?

Мавлянов-Ясон пел очень качественно и надежно. Правда, не без фирменной особенности, когда голос не особенно красиво звучит в проходных фразах, но зато впечатляюще раскрывается в кульминационных моментах. Природные актерские данные Мавлянова, мне кажется, более или менее скромны, но он, по-видимому, очень добросовестно выполняет указания режиссера, так что образ получается довольно цельный. Я не могу сказать, что я в неописуемом восторге от выступления певца (не всегда мне нравилось звучание его голоса), но в любом случае это было очень добротное выступление, соответствующего марке качества, которую старается держать певец. И в этом смысле его вполне можно поздравить с успехом: исполнитель достойный.

Главная героиня, Хибла Герзмава, произвела неоднозначное впечатление. Если не считать верхушек, пела она хорошо и
вполне сообразно этой сложной партии. Но с другой стороны, я не ощущаю у нее сценической харизмы, необходимой как для Медеи, так и вообще для примы. Она не столько харизматична, сколько опытна, поэтому, как и добросовестный Мавлянов, спела качественно (с небольшими оговорками) и, можно сказать, успешно по нашим местным меркам, но по энергетике и силе воздействия на зрителя высший балл я ей не поставлю. Твердая четверка.  В третьем действии — четверка с плюсом.

Но поскольку Герзмава все-таки считается в МАМТе примой, думаю, неправильным решением (с т.з. театра, не зрителей конечно) было ставить ее в один состав с Ксенией Дудниковой, исполняющей партию Нерис. Ибо в этом случае не очень понятно, кто из них прима. :) Дудникова, по-моему, более харизматичная певица, и наиболее ярко блеснула в спектакле именно она, заслужив очень даже недежурные аплодисменты после арии.

Короче говоря, все молодцы, а Дудниковой — браво (и пожалуй, надо будет сходить, переслушать ее Марфу).

На этом всё по спектаклю. По антрактам — согласен с Вольфрамом. Общее время спектакля (3,5 часа) слишком велико для оперы продолжительностью 2 часа 40 минут. Второй антракт (сам по себе длинноватый), кроме как необходимостью отдыха для главной героини, ничем не объяснишь.

Ну а далее, ждем отзывов о многообещающем втором составе.

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 027
Мавлянов-Ясон - просто роскошный тенор: голос огромный, богатый оттенками, с отличной дикцией (что тоже немаловажно), красииииивый...
Голос у него впечатляюще вырастает и расцветает в кульминационных моментах, а между ними — звучит заурядно. И дикция, да, я тоже заметил — довольно четкая, в отличие, например, от Кудрвцева, у которого я не смог разобрать ни одного слова.

Посмотрим, что нам продемонстрирует Ерохин-Левко-Ясон. :)
У него задатки для этой партии еще бОльшие. Но он не настолько надежен в плане качества звучания.

Оффлайн lgb

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 203
И все-таки постскриптум. Несколько слов о режиссуре (ну, что знаю, то и пою...)
Сначала было подумалось: ну какая тут может быть режиссура - при практически полном отсутствии того, что называется action. Опера очень статична. Но кто мешал насытить эту вневременную историю смыслами-образами-знаками-аллюзиями?! Недавний пример такого умного и при этом вовсе не радикального режиссерского решения - венская "Электра" Uwe Eric Laufenberg с Ниной Стемме. Тот же древнегреческий миф (я не об истории - о времени и жанре), а результат совершенно иной (если кому интересно - в злачном месте есть запись)...

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 027
порою звучал не Керубини, а Коробов!!!!!
Обратите, кстати, внимание на созвучие этих фамилий. :)

Цитировать
Художник тоже постарался: вся сцена в каких-то надолбах, которые в финале не то чтобы падают - но так, припадают.
А я всё волновался, как бы эти надолбы на Медею не припали. :)
Хотя, возможно, это именно то впечатление, которого хотел добиться художник — впечатление давящей (хотя по началу и незаметной— джаз, пляж, всё такое) и итоге всё раздавливающей реальности, под которой, по возможному замыслу режиссера, наверняка надо понимать что-нибудь типа реальность истории 20 века со всеми его мировыми войнами и прочими катаклизмами. Не зря же действие перенесено именно в этот век — в условную Грецию (судя по морю и православному священнику) и в условные предвоенные годы, судя по джазу.
« Последнее редактирование: Май 15, 2015, 11:59:47 от Александр П. »

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 476
Кажется, прогноз снова подтвердился - не жалею, что не пошел.

Коробов в своем репертуаре. А вернее, совсем не в своем - говорил же в интервью недавно, что симфонист, но нет, продолжает корежить оперу.

И вот эта серая невнятица в костюмах и сценографии в исполнении тителевской команды - уже не то что достала, а реально осточертела.

После "Сказок Гофмана" - у Тителя вообще ничего приличного и сколько-нибудь удачного. Да, терпимо, да, сообразно музыке - но ведь уныло и неинтересно до скрежета зубовного. 

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Кажется, прогноз снова подтвердился - не жалею, что не пошел.

Коробов в своем репертуаре. А вернее, совсем не в своем - говорил же в интервью недавно, что симфонист, но нет, продолжает корежить оперу.

И вот эта серая невнятица в костюмах и сценографии в исполнении тителевской команды - уже не то что достала, а реально осточертела.

После "Сказок Гофмана" - у Тителя вообще ничего приличного и сколько-нибудь удачного. Да, терпимо, да, сообразно музыке - но ведь уныло и неинтересно до скрежета зубовного.

Я ни разу не адвокат Тителя, Арефьева и уж тем более Коробова, но Вы не были на "Хованщине" (применительно к первым двум) и на "Медее" (применительно ко всем троим), а делаете выводы :)

Своё мнение пока не спешу публиковать, хочу послушать другой состав.
Che mai sento!

Оффлайн lgb

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 203
"Медею" спасают певцы. Мне думается, здесь достаточно героини и тенора, чтобы спектакль состоялся. Про постановку: ну можно представить это как расширенный концертный вариант. ;)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Мне "картинка" отчасти напомнила "Кармен" Тителя и Арефьева. Сходство костюмов Хозе и Ясона плюс то, что обоих персонажей поёт Мавлянов - полное дежавю. А ещё Ясон, как и Альфред, получает порцию воды в лицо из стакана. А в финале задник освещается красным (все умерли), совсем как при проходе Наполеона в "Войне и мире" тех же соавторов. Также на сцене, по уже сложившейся традиции, тазы, бочка и прочие сосуды :))
Che mai sento!

Оффлайн lgb

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 203
Самоцитирование - прием известный, но чтоб в спектакле ни одной свежей мысли... да что там, вообще никакой мысли кроме как пересказ сюжета..... :(

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ну почему ни одной свежей мысли? Тетраподов http://www.gbi-stroi.ru/catalog/ingener/tetrapody/, кажется, ещё нигде не было ;D
Che mai sento!

Оффлайн lgb

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 203
Ну почему ни одной свежей мысли? Тетраподов http://www.gbi-stroi.ru/catalog/ingener/tetrapody/, кажется, ещё нигде не было ;D
Глянула. Это ж волнорезы. Уверена, что были!!! ;D