Автор Тема: «Волшебная лампа Аладдина» Н. Рота в МАМТ (октябрь 2015)  (Прочитано 7956 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 278
Волшебная лампа Аладдина

Оперу «Волшебная лампа Аладдина» написал выдающийся итальянский композитор XX века Нино Рота. Его имя особенно хорошо известно любителям кино – композитор много лет сотрудничал с Федерико Феллини, писал музыку к фильмам Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли, Фрэнсиса Форда Копполы.


Перу Нино Роты принадлежат несколько опер. Одной из его самых популярных работ стала детская опера «Волшебная лампа Аладдина» на сюжет сказки из сборника «Тысяча и одна ночь». Увлекательный сюжет, живая и яркая музыка делают оперу «Волшебная лампа Аладдина» прекрасным вариантом для первого знакомства юных слушателей с оперным искусством.


Над спектаклем работают режиссер Людмила Налетова (лауреат премии «Золотая маска»), художник Семен Пастух (лауреат премий «Золотая маска» и «Золотой софит»), художник по костюмам Галина Соловьева (лауреат премии «Золотой софит»). Музыкальный руководитель постановки – Вячеслав Волич.

Мировая премьера: 14 января 1968 года.
Театр Сан-Карло, Неаполь.

Российская премьера: 2 октября 2015 года.
Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.


Композитор           Нино Рота

Автор либретто     Винчи Вергинелли (русский текст - Дмитрий Абаулин)

Музыкальный руководитель и
дирижер-постановщик           Вячеслав Волич

Режиссер-постановщик          Людмила Налётова

Художник-постановщик          Семен Пастух

Художник по костюмам           Галина Соловьева

Художник по свету                  Дамир Исмагилов

Количество актов                   3

Язык исполнения                     русский

Продолжительность               2 часа 20 минут

Возрастное ограничение       6+
« Последнее редактирование: Октябрь 07, 2016, 17:27:06 от Александр П. »

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 103
Детскую оперу Нино Роты представят в Москве осенью

Смотреть: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/137765
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Список участников постановки:

http://stanmus.ru/performance/54

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик
Вячеслав Волич

Аладдин
Чингис Аюшеев
Сергей Николаев
Артем Сафронов

Маг Магреббин
Денис Макаров
Дмитрий Степанович
Роман Улыбин

Принцесса Бадр-аль-Будур
Евгения Афанасьева
Лилия Гайсина
Мария Макеева
Дарья Терехова

Мать Аладдина
Наталья Владимирская
Наталья Зимина
Ирина Чистякова

Султан
Леонид Зимненко
Феликс Кудрявцев
Максим Осокин
Алексей Шишляев
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Репетиции "Волшебной лампы Аладдина"

На основной сцене театра полным ходом идут репетиции первой премьеры сезона - сказочной оперы Нино Рота "Волшебная лампа Аладдина". Артисты осваивают сказочное пространство, созданное Семёном Пастухом и Дамиром Исмагиловым и, кажется, чувствуют себя в нем вполне комфортно.

http://www.stanmus.ru/event/51577
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Существуют ли записи этой оперы и доступны ли они?
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Генеральная репетиция спектакля "Волшебная лампа Аладдина"

30 сентября в 18.00 на Основной сцене Музыкального театра началась первая генеральная репетиция оперы Н. Рота "Волшебная лампа Аладдина". В репетиции принимают участие Сергей Николаев (Аладдин), Денис Макаров (Маг Магреббин), Мария Макеева (Принцесса Бадр-аль-Будур), Наталья Владимирская (Мать Аладдина), Максим Осокин (Султан). Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик - Вячеслав Волич, режиссер-постановщик - Людмила Налётова, художник-постановщик - Семён Пастух. художник по костюмам - Галина Соловьева.

http://www.stanmus.ru/event/56945
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лена Петрова добавила 3 новых фото — здесь: Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

https://www.facebook.com/permalink.php?id=100000947959095&story_fbid=984850504889872

Опера "Волшебная лампа Алладина" в театре Станиславского - феерическое мультимедийное шоу с видео декорациями, красивейшими костюмами и отличным (а главное внятным) исполнением. Голубой (это цвет) джин, делающий па в стиле Майкла Джексона сорвал все овации и заслуженные восторги. Если вы хотите показать ребенку что такое опера - обязательно идите. Лет от 8 уже вполне.
Che mai sento!

Оффлайн notabene

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
2 октября 2015 года, пятница, 19:00


Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик — Вячеслав Волич
Аладдин — Артем Сафронов
Маг Магреббин — Денис Макаров
Принцесса Бадр-аль-Будур — Дарья Терехова
Мать Аладдина — Наталья Зимина
Султан — Максим Осокин


3 октября 2015 года, суббота, 19:00

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик — Вячеслав Волич
Аладдин — Сергей Николаев
Маг Магреббин — Дмитрий Степанович
Принцесса Бадр-аль-Будур — Мария Макеева
Мать Аладдина — Наталья Владимирская
Султан — Леонид Зимненко

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Вторая генеральная репетиция спектакля "Волшебная лампа Аладдина"

1 октября в 18.00 на Основной сцене Музыкального театра началась вторая генеральная репетиция оперы Н. Рота "Волшебная лампа Аладдина". В репетиции принимают участие Чингис Аюшеев (Аладдин), Роман Улыбин (Маг Магреббин), Евгения Афанасьева (Принцесса Бадр-аль-Будур), Ирина Чистякова (Мать Аладдина), Леонид Зимненко (Султан). Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик - Вячеслав Волич, режиссер-постановщик - Людмила Налётова, художник-постановщик - Семён Пастух. художник по костюмам - Галина Соловьева.
http://www.stanmus.ru/event/57618
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Сегодня премьера "Волшебной лампы Аладдина"!

Сегодня вечером - российская премьера оперы "Волшебная лампа Аладдина" итальянского композитора Нино Роты. На генеральных репетициях спектакля побывала съемочная группа Новостей ТК "Россия-Культура".

http://www.stanmus.ru/event/58234
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 103
Как показала сегодняшняя премьера, МАМТ в очередной раз обошёл театр на другой стороне улицы. Там - тривиальность и тоска зелёная (это я про "Историю Кая и Герды"), тут - и новое для российского оперного театра название, и оригинальная постановка, которая, как мне кажется, не даст скучать и взрослым, приобщающим к прекрасному своих чад. :D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
4 октября 2015 года, воскресенье, 14:00

Премьера

Основная сцена

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик — Вячеслав Волич
Аладдин — Чингис Аюшеев
Маг Магреббин — Роман Улыбин
Принцесса Бадр-аль-Будур — Лилия Гайсина
Мать Аладдина — Ирина Чистякова
Султан — Феликс Кудрявцев
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Если кому-нибудь это важно и нужно знать, то сообщаю, что спектакль длится 2:15 - 2:20. Как говорят дети, это "короткое" :)
Che mai sento!

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 690
Что поделаешь - с детства люблю сказки, так что увидев в афише премьеру "Волшебной лампы Аладдина", страстно захотела попасть на этот спектакль. И вот сегодня мне такая счастливая возможность представилась. Это было третье по счету исполнение, однако состав солистов по праву можно назвать первым, так что мне очень и очень повезло. Однако начну немного с другого - как основательно театр подготовился к этой премьере! В атриуме прекрасная выставка, посвященная теме арабских сказок в литературе и театре, много любопытных и редких иллюстраций. А для самой "целевой" аудитории приготовлены всякие развлечения: например, можно вообразить себя Аладдином или Магом, разъезжающим на осле или верблюде - вот, пожалуйста, вьючный транспорт (хоть и картонный!) к вашим услугам. Или сфотографироваться в облике прекрасной Принцессы. И программка довольно подробная и красочная (хотя здесь Станиславский все же, как обычно, уступает Большому, если взять, к примеру, для сравнения, их программку к "Мойдодыру" или "Путеводителю по оркестру"). И еще - в субботу вечером в том же атриуме был устроен бесплатный показ немого мультфильма "Приключения принца Ахмета" с живым музыкальным сопровождением.  В общем, все вместе взятое - настоящий образец для подражания.

Несколько слов о постановке: совершенно потрясающие, изобретательные костюмы (художник Галина Соловьева), запоминающиеся характеры персонажей (чего стоит один Джинн кольца!), впечатляющие мультимедийные эффекты. Однако лично мне показалось не самым удачным принципиальное решение декораций: одни и те же узкие острые пирамиды на протяжении всего спектакля, хоть и по-разному подсвечиваемые, изрядно утомили (кроме того, мне лично они слишком напоминали новогодние "дизайнерские" елки). В том числе и из-за этого первое действие выглядело несколько монотонным, особенно в первых трех картинах. Даже по определению "волшебный" эпизод в пещере с драгоценностями, несмотря на очень удачный прием с видеопроекцией Мага и Джинна лампы (столь впечатляющий, что некоторые совсем юные зрители пустились в отчаянный рев от страха) выглядело несколько тускло. Тем больше контраст со вторым отделением - искрящимся фантазией, ярким, красочным и динамичным! Вот тут, собственно, и началось погружение в настоящую сказку! Способствовала этому и музыка - если в первом отделении запомнились лишь несколько арий Мага (Роман Улыбин) и дуэт принцессы Бадр-аль-Будур (чудесная Лилия Гайсина) и Аладдина (Чингис Аюшеев), то здесь одна музыкальная "драгоценность" сменяла другую, чаруя и завораживая. В общем, счет 1:10 в пользу второй части.

И оркестр, и хор были, безусловно, на высоте. То же касается и всех солистов. Гайсина и Аюшеев настолько органично вписываются в контекст этой прекрасной восточной сказки, что кажется, будто они, словно ожившие иллюстрации, сошли прямо со страниц "Тысячи и одной ночи"! Я еще больше подпала под обаяние Лилии Гайсиной - до чего же изумительный, редкий по красоте и тембру у нее голос! До этого я слышала ее исключительно в барочном репертуаре, который ей очень подходит, и, надо сказать, что отголоски этой манеры пения можно было уловить и в данном спектакле, в частности, в сцене усыпления злого Мага. И как она пластична и выразительна! Еще хотелось бы отметить Ирину Чистякову (мать Аладдина) с ее очень полнозвучным, сильным голосом. Зал очень дружно и долго аплодировал в конце, при этом самые громкие и бурные аплодисменты сорвал - Дмитрий Кондратков, вложивший невероятный артистизм и выдумку в совсем, в общем-то, небольшую роль Джинна кольца.

Спасибо огромное всем, кто создавал этот пленительный спектакль! Очень хочется, чтобы он почаще появлялся на афише театра.
« Последнее редактирование: Октябрь 05, 2015, 18:04:29 от Ренне »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава (_arlekin_ )

"Волшебная лампа Аладдина" Н.Рота в МАМТе, реж. Людмила Налетова

Когда в зале находится одновременно такое невозможное количество детей (а я почему-то решил сначала, что спектакль поставлен на малой сцене и оказался не готов к "большому" формату), с одной стороны, уже не принципиально, Нино Рота это, Тарнопольский или Журбин, а с другой, раритетную оперу классика киномузыки (но для театра он тоже много насочинял) где еще услышишь? Но если честно, я не расслышал (хорошо еще расслышал хоть что-то за топотом и шепотом) в музыке оперы знаменитого итальянского композитора ничего такого, что на соответствующий сюжет по заказу театра Сац не сумели бы сочинить доморощенный компанейцы-подгайцы - она, попросту говоря, скучна своими предсказуемыми условно-ориенталистскими мотивчиками, стилизационными красками, примитивной композиционной структурой и самой ординарной оркестровкой, при том что партитуру для спектакля еще и сократили, урезав три акта до двух. Наиболее выигрышные в музыкальном плане эпизоды, на мой взгляд, связаны, как ни странно, не с колдуном, джиннами или прочими чудесами, но с лирическим образом принцессы Бадр-аль-Будур, чудесно спетой Лилией Гайсиной. Достойный вокал в партии Аладдина показывает и Чингис Аюшев, который, разумеется, еще и идеально подходит на роль свой природной восточной фактурой, более чем живой для оперного солиста пластикой, ненаигранным темпераментом.

Однако режиссер делает ставку не на музыку, а, вместе с художником (Семен Пастух) на визуальный ряд, предлагая по максимуму яркое, пышное и массовое (вплоть до того, что рубины и изумруды, приносимые Аладдином в дар султану за его дочь, изображают наряженные "драгоценностями" дети) зрелище в духе театра юного зрителя, каким его понимали задолго до создания данной оперы в 1968 году. Горы с зеркальной изнанкой, вращающиеся на сцене и свисающие сталагмитами с колосников способны произвести, вероятно, некоторое впечатление. Очень смешной получился джин кольца - персонаж Дмитрия Кондраткова будто выпрыгнул из шоу Цирка дю Солей. Но в целом в спектакле, несмотря на использование современных театральных технологий, не говоря уже про избыток видеопроекций (джинн лампы, стоящий у входа в пещере колдун - анимационное видео, способное забить сколь угодно массивные декорации вместе с кордебалетом, получается, что из всех искусств важнейшим для сегодняшней оперы является кино...), нет и попытки хоть сколько-нибудь концептуально осмыслить старую сказку с позиций 21-го века, с точки зрения человека, живущего в третьем тысячелетии.

Кстати, я не знал, что арабского подлинника истории про Аладдина не существует и оснований считать этот сюжет фейком нового времени, собственным сочинением французского переводчика и издателя "Тысячи и одной ночи" Антуана Галлана, имеется даже больше, чем "Слово о полку Игореве" Мусина-Пушкина. Никакой рефлексии над самой фабулой, тем более над ее местом и формами бытования в человеческой культуре на протяжении, так или иначе, нескольких веков, Людмила Налетова не предпринимает, ее постановка, вполне "продвинутая" в технологическом аспекте, никуда не ушла от пресловутой "тюзятины" середины прошлого столетия, а в этом качестве едва ли может конкурировать по увлекательности для целевой аудитории, скажем, с мюзиклами "Русалочка" или "Красавица и чудовище", да там и собственно музыкальный материал, строго говоря, в своем роде качественнее.

Оперные певцы - а во всех составах задействованы самые первостатейные кадры труппы, театр невозможно упрекнуть в безответственности, в халтуре, тут все по-честному, от души - старательно и небезуспешно вписываются в предложенную им театральную форму, способны отнестись к ней и к себе с иронией, включаются в игру - разве что Ирина Чистякова в роли матери Аладдина работает на таком градусе серьезности пафоса, словно ее героиня приблудилась из "Хованщины". Но в любом случае при подобном режиссерском подходе вокал и оркестр в "оперном" спектакле оказываются элементами, мягко говоря, необязательными.

И самый неуместный, самый лицемерный контраргумент, который можно здесь привести - это заметить, что, дескать, такие спектакли пускай и лишены художественных открытий, зато "просвещают", "приучают" детей к опере. Да, приучают детей - к тому, что в опере можно входить в зал и выходить когда захочется, прыгать через ряды, знакомиться с новыми друзьями и ссориться со старыми. Но если целевую аудиторию еще до некоторой степени может на минуту отвлечь от более интересных занятий не музыка, так декорации или костюмы, то родители сосредоточены исключительно на своих чадах, на редкость возможности и поводе с ними пообщаться.

А в отдаленной перспективе плоды просвещения можно наблюдать на солидных академических музыкальных событиях, куда приползает публика, "просвещенная" и "приобщенная" еще в 1950-е, а то и в 1930-е, чтоб побалакать с товарками, очистить в перерыве мандарин, вслед за тем, когда на сцене снова заиграют-запоют, зажевать мандаринку конфеткой, развернув шелестящий фантик, методично его скомкав и, захлопывая сумку, смачно прокашляться.
Che mai sento!

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 690
Вот: каждый видит то, что видит. В данном случае -  о публике. На "моем" спектакле, состоявшемся в том же месте и в тот же час, дети вели себя просто идеально, даже, я сказала бы, слишком тихо. И если какие-то претензии и были, то к паре-тройке родителей, что с трудом отрывались от своих смартфонов.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 103
Это было третье по счету исполнение, однако состав солистов по праву можно назвать первым, так что мне очень и очень повезло.

Уважаемая Ренне! А Вы послушали все составы?
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 690
К сожалению нет, но зная по другим операм других  исполнитнлей, могу сказать (все, естесственно,субъекттвно), что,, на мой взгляд, ни в одном из других составов нет столь удачного сочетания талантов.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 103
Не послушали, по другим операм - достаточно ли этого для вывода о первенстве в этой опере? Всё не только субъективно, но ещё и очень конкретно. ;)
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Про музыку, кажется, только Арлекин написал. Так пока и не решил: идти ли с детьми?
Принцип для решения прост: если это можно и без детей слушать, то можно сходить.  :)
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 477
Про музыку, кажется, только Арлекин написал. Так пока и не решил: идти ли с детьми?
Принцип для решения прост: если это можно и без детей слушать, то можно сходить.  :)

Прошу примеров - а что нельзя?  :)

Мне сложно представить себе оперу, которую можно слушать только с детьми :) "Щелкунчик-оперу" не берем, поскольку это форменное безобразие.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 103
Полет на ковре-самолете: в Москве прошла премьера оперы Нино Рота

«Волшебную лампу Аладдина» поставили в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко
 

http://www.mk.ru/culture/2015/10/06/polet-na-kovresamolete-v-moskve-proshla-premera-opery-nino-rota.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 103
Про музыку, кажется, только Арлекин написал.

И Е. Кретова (ссылка постом выше):

Цитировать
А вот музыка Нино Рота, как бы это сказать, не бросив камень (даже драгоценный) в огород величайшего кинокомпозитора прошлого века… Она – забавная. Написанная в 1965 году, партитура вполне могла бы быть создана лет за 80 до того. Так и представляешь, как сидит синьор Рота в компании с нашими Мусоргским и Римским-Корсаковым и запоминает: вокальная строчка должна быть речитативно-мелодичной, колдовство изображается увеличенным трезвучием, восток – увеличенными секундами и хроматизмом, а чудеса – красочными мажоро-минорными гармониями. Иногда сходство с русскими классиками столь разительно, что прямо гордишься тем, как отечественная музыкальная культура обогатила европейскую. Порой композитор сворачивает с русской темы и вдруг выдает что-то из пуччиниевских поздних опер – вроде «Турандот». Но это и правильно: в конце концов, как итальянский композитор он просто обязан был продолжить национальную оперную традицию. Тем более в жестких условиях наступления авангарда, который  в 60-е годы буйствовал по всей Европе. Так что в известном смысле Нино Рота со своей тональной музыкой был истинным борцом за незамутненность традиции. Оркестр под управлением Вячслава Волича эту традиционность подчеркивает: динамические контрасты, тембровые переклички, певучесть струнных – все очень красиво.  И все же досадно, что композитор совершенно не использует в этой опере приемов, языковых, стилистических и жанровых находок, которые сделали его киномузыку истинными шедеврами. Увы, как многие, он попался в сети двойных стандартов, заставлявших гениев стесняться своего киноимиджа и писать академическую музыку иначе, чем саундтреки. Но – как есть, так есть.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Прошу примеров - а что нельзя?  :)
Нельзя "Маугли" в теате Сац.  >:(  ;D
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 477
Прошу примеров - а что нельзя?  :)
Нельзя "Маугли" в теате Сац.  >:(  ;D

Не слышал, даже про композитора узнал впервые.

Рискну предположить, что уж если без детей нельзя - то и с детьми необязательно.  ;D