Автор Тема: «Дон Паскуале» Доницетти в Большом театре (апрель 2016 г.)  (Прочитано 34918 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн lgb

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 203
Ну вот после неумеренных (на мой взгляд) зрительских восторгов появились полемически-острые (как у В.Журавлева) или хотя бы недоуменные (как у Е. Бирюковой) критические отзывы...
Воздержусь высказываться до сегодняшнего спектакля, но постановка, сценография и актерские (не вокальные!) работы вызвали у меня недоумение...
Вы спектакль-то видели?
Что именно Вы называете "неумеренными восторгами"?
Да, я была вчера на премьере. И иду сегодня... Отчет- по итогам двух спектаклей - будет сегодня.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 404
Ну как же так? Такие разноречивые отзывы. Одним скучно, другим весело.
И это нормально. Надо смотреть, чтобы составить собственное мнение!
Ну я иду в субботу. Составлю, да. Но всё-таки странно, обычно, если одним весело, а другим скучно, то мне тоже скучно. Это огорчает

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Цитата: Состав
20 апреля 2016
Дирижер   Михал Клауза
Дон Паскуале, президент Римского университета Св. Иеронима, лауреат премии Общества Истории и Археологии - Николай Диденко
Доктор Малатеста, специалист по фандрайзингу, доверенное лицо Дона Паскуале   - Константин Шушаков
Эрнесто, племянник Дона Паскуале    - Алексей Татаринцев
Норина, молодая вдова, возлюбленная Эрнесто    - Кристина Мхитарян
Карлотто, кузен Малатесты, играющий роль нотариуса    - Даниил Чесноков

Состав хороший, и пели, и играли, особенно, конечно, Николай Диденко! Режиссура состоит из простой разводки артистов. Ничего страшного или выдающегося - средне (типа "Манон" Жагарса в МАМТе - перенос во времени, что-то откуда-то передрано, пара приколов, а остальное отдано на откуп артистам. Порнографии действительно нет). Дона Паскуале в итоге очень жалко. Оркестр прилично, но не вдохновляюще. Завтра иду на другой состав (не хочу его называть первым, ибо, возможно, второй по совокупности и в целом - сильнее, проверю эту гипотезу).
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Старость лишили достоинства

http://www.ng.ru/culture/2016-04-21/8_old.html

Премьера оперы "Дон Паскуале" в Большом театре

Марина Гайкович   
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

На последнюю оперную премьеру Большого – спектакль «Дон Паскуале» в постановке режиссера Тимофея Кулябина – билеты до сих пор есть в кассе. Очевидно, администрация театра сосредоточена на борьбе со спекулянтами (но их интересует только историческая сцена). Времена, когда публика без разбора скупала билеты и на Новую сцену Большого, очевидно, минули. Театру, похоже, придется расстаться с мыслью, что зритель идет на бренд, и начать продвигать собственно спектакли. Спектакль между тем вышел любопытный, так что заинтересованные еще могут попасть на премьерную серию.

Зрители, знакомые с творчеством Кулябина (последняя его премьера – «Три сестры» Чехова в ошеломляющей технике глухонемого театра), были заинтригованы – как решит режиссер-интраверт, лирик, каноническую оперу-буфф? Кулябин поставил довольно сложную, даже рискованную задачу: оставаясь в рамках смешного, поставить психологический спектакль, сделать более выразительными характеры героев, подарить им биографии и проследить мотивацию их поступков. Последнее – конечно, удалось. Первое – пока не очень. Быть может, когда исполнители вживутся в свои роли, они смогут быть чуточку смешнее.

Пока же – все довольно серьезно. Почетный профессор Римского университета Дон Паскуале, наш современник, на пороге 70-летия решил жениться и тем самым проучить своего никчемного племянника Эрнесто, лишить его дома и содержания (отметим, что нынешние европейцы ни к каким ухищрениям не прибегают, в день 18-летия отпрысков они открывают перед ними дверь и отправляют в свободное плавание). Друг Эрнесто Малатеста придумывает план, в котором будет участвовать их подруга Норина, незнакомая дядюшке. Дон Паскуале влюбляется в «невинную монашку» и женится, та же, подстрекаемая друзьями, устраивает светопреставление – так что несчастный Паскуале на все готов, лишь бы избавиться от фурии. Канву либретто, таким образом, режиссер сохранил. Но акценты расставил совсем иным образом: недалекий старикашка-скряга, проученный троицей весельчаков (по либретто), в этом спектакле вызывает глубокую жалость. Авторы спектакля подарили Дону Паскуале весомую биографию (в фильме, который показывают во время звучания увертюры, рисуется его всемирная слава), но – вместе с правом на ошибку напрочь лишили достоинства. Малатеста, Эрнесто и Норина же выглядят дикарями и варварами, бессовестно унизившими старика.

Кто-то из коллег-критиков предположил, что так команда Тимофея Кулябина ответила на ситуацию с «Тангейзером». То, как Норина (читай: Владимир Кехман) «украсила» классический зал университета (воздушные шарики, обивка цвета вырвиглаз и дискотечный зеркальный шар – интерьеры придумал художник Олег Головко), действительно может напомнить переделки в Новосибирском оперном, чьи интерьеры, по словам очевидцев, напоминают пятизвездочные турецкие отели.

Все это, безусловно, может быть, тем более что иные страницы партитуры, прочитанные без иронии, могут действительно диктовать лирическое прочтение. Но любой эксперимент все же стоило бы осуществлять в рамках жанра, а этот спектакль заставляет улыбнуться, быть может, пару раз – например, когда вдруг надуваются огромные цветы по периметру сцены. В остальном же режиссер переходит черту между насмешкой и издевательством (впрочем, в этом и была его задача): хор академиков в ободках с «рожками», между шуткой и цинизмом. В результате «спецоперации» дружки обогатились, профессор же, похоже, остался на грани самоубийства – его презрело даже профессиональное сообщество, ибо академики, презревшие самодурство Норины, уволились. Тех же – в либретто – оправдывала любовь (Норина и Эрнесто получают благословение Дона Паскуале на брак), но и этот момент в нынешнем спектакле снят. Норина заигрывает с Малатестой – тот брезгливо эти приставания отвергает, Эрнесто же получает от ворот поворот (впрочем, композитор и либреттист виноваты сами – любовный дуэт, обозначивший отношения между героями, в начале оперы не помешал бы).

Ансамбль солистов в первом составе сложился удачно: компанию очаровательной Венере Гимадиевой и Игорю Головатенко (Малатеста) из Большого театра составили итальянец Джованни Фурланетто (Дон Паскуале) и Селсо Альбело (Эрнесто). Все – виртуозы с фактурными голосами – в предлагаемых обстоятельствах сработали отлично. Другое дело, что самой высокой планки, которую требует белькантовая опера, дирижер Михал Клаус все же не достиг. Очень усредненно играл оркестр – ни изящности, ни легкости, ни деликатности с нюансами, ни игривости, ни пикантности, которые как раз и помогли бы эту драму превратить в моцартовскую dramma giocoso, маэстро из Польши не предложил. В списке его предыдущих постановок (по информации в буклете) нет ни одной оперы Доницетти, Беллини или Россини. Зато был одноклассником Тугана Сохиева (оба учились у Ильи Мусина в Санкт-Петербургской консерватории). Почему не пригласить итальянца? Первым на ум приходит Энрике Маццола (дважды ставил «Дона Паскуале» – Ла Скала и в Баварской опере) и его постановка «Сомнамбулы» три года назад – совсем иного результата добился дирижер с русскими артистами! Вот если бы пригласили его, результат мог бы быть иным.

В итоге же вышло, словами Лермонтова, «и скучно, и грустно».
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Статья опубликована в № 4060 от 21.04.2016 под заголовком:

Дискотека святого Иеронима

Команда опального «Тангейзера» поставила в Большом театре оперу Доницетти «Дон Паскуале»

Получился поучительный спектакль о взаимоотношениях интеллигенции и народа

20.04.1622:27 Ведомости Петр Поспелов

http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/04/21/638502-komanda-opalnogo-tangeizera-postavila-bolshom-teatre-operu

...Холостяк Дон Паскуале, в почтенном возрасте вздумавший жениться, в спектакле превращен в знаменитого интеллектуала – президента Римского университета св. Иеронима, лауреата премии Общества истории и археологии. Под звуки искрометной доницеттиевской увертюры демонстрируется специально снятый байопик, в котором путь главного героя прослежен от школьной скамьи до вступления в почетную должность. В самой иронической части ролика Дон Паскуале в образе исполнителя главной роли Джованни Фурланетто показан в компании великих соотечественников, среди которых Федерико Феллини, Умберто Эко, Рената Тебальди, Сильвио Берлускони и заодно Диего Марадона (ну как же, «Наполи»). Действие всех трех дальнейших актов разворачивается в строгих и величественных интерьерах alma mater, а дворецкий героя и его слуги скорее напоминают неполный состав деканата.

...Дону Паскуале, на пороге 70-летия открывшему, что в жизни есть еще нечто кроме диссертаций, в жены определена молодая вдова, скорее всего не читавшая в жизни ничего, кроме дамских романов. Комическая интрига заставляет их вступить в псевдосупружеские отношения, кульминациями которых становятся дуэт с пощечиной, жертвой которой становится не только физиономия пожилого ученого, но и вывихнутая рука его строптивой жены, – а также хоровой праздник, который милая супруга устраивает по случаю юбилея мужа в соответствии со своими вкусами – с диджеем, стробоскопами, саксофонистками в алых комбинезонах и цветами, внезапно вырастающими по всему периметру сцены. Ближе к концу оперы зритель проникается искренним сочувствием к профессору, сполна испытавшему прелесть народного характера, и прощает ему даже очевидную завиральность самой идеи женитьбы. Это соответствует настроению, вложенному в шутливую драму самим Доницетти, на склоне лет отдавшим герою черты с автопортрета. Вместе с тем очарование музыки придает неотразимую привлекательность его стервозной половине: народное начало оказывается наделено богатым музыкальным содержанием и полноценной художественной эмоцией.

Вопреки систематическим заявлениям Большого театра о том, что приглашенных солистов должно становиться меньше, в первом составе «Дона Паскуале» вновь оказалось два иностранца – мастерски владеющий буффонной скороговоркой итальянец Джованни Фурланетто в титульной партии и обладатель пластичного, нежного тенора испанец Селсо Альбело в мешковатой роли его влюбленного олуха-племянника. Но и с нашей стороны было двое превосходных артистов. Вдовушку Норину с уморительной прелестью сыграла Венера Гимадиева, чье мягкое, летучее сопрано соединяется с умением быть разной в разных ролях. А интриганом Малатестой стал баритон Игорь Головатенко, не уступивший гостям ни в элегантности звука, ни в скоростной технике.

За дирижерским пультом появилась новая для нас фигура – польский дирижер Михал Клауза, объединивший солистов и оркестр (не всегда – хор) в точном ансамбле и не растерявший ни грана красот, которыми наделен удивительный, полный лирики, юмора, смеха и печали поздний шедевр Гаэтано Доницетти.

Читайте полностью http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/04/21/638502-komanda-opalnogo-tangeizera-postavila-bolshom-teatre-operu
Che mai sento!

Оффлайн lgb

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 203
Собиралась написать общий отчет по 2 спектаклям. Однако хочу быть честной. Два виденных мною спектакля разнятся (в моем восприятии) так сильно, что вчера я как-то умудрилась "за деревьями не разглядеть леса". Потому - честно 2 отчета с противоположными выводами...

Дон Паскуале. День первый
Дирижер Михал Клауза
Дон Паскуале  Джованни Фурланетто
Доктор Малатеста Игорь Головатенко
Эрнесто  Селсо Альбело
Норина  Венера Гимадиева
Карлотто  Даниил Чесноков

Должна сказать, такого вокального пиршества, похоже, никто не ждал, ибо при объявлении планов самые большие вопросы вызывал будущий каст:  ну некому у нас петь белькантУ. Однако набралось на 2 состава. Правда, сегодня половина певцов были итальянскими гостями, но вот завтра целиком наши поют, и что-то мне сдается, что будет не хуже... Конечно, опера камерная: всего 4 героя+1 компримарий. Однако этим героям досталось от Доницетти по полной: сопрано должна отменно колоратурить, а баритон с басом петь скороговоркой дуэт. Плюс ко всему большое количество самых разнообразных дуэтов и ансамблей. Так вот, справились все - по самому высшему разряду. И даже компримарий - нотариус со своим глубоким басом картинку не испортил.

Джованни Фурланетто продемонстрировал отменный характерный бас. Порой его было неслышно за оркестром, но, полагаю, у него просто небольшой голос, а оркестр громыхал, словно играет Пуччини. Селсо Альбело Эрнесто поразил если не тембром, то отличной вокальной школой, отменной фразировкой, роскошной дикцией, разнообразием интонаций и умением наполнить пение смыслом. Подлинным украшением спектакля стала Венера Гимадиева с ее роскошным большим голосом, уверенным звуковедением (все-таки вот что значит опыт и уверенность!), разве что я бы пожелала услышать колоратуры не столь "грубого помола". Подлинным же мотором спектакля стал Малатеста Игоря Головатенко: он единственный сегодня оказался в своей стихии - оперы-буффа (спетый ранее Фигаро ли тому причиной, или что другое), но после Верди поразить такими виртуозными скороговорками - дорогого стОит.

А теперь не о самом приятном. Об актерской выразительности. Про Малатесту я уже сказала. Что до остальных, то никто не поразил: похоже, выполняли задание режиссера. На что у того хватило фантазии, то и прозвучало, остальное - как придется. Норина - в рамках "хорошего вкуса", но не более, Эрнесто - нелепый толстячок, иногда пытавшийся комиковать. Но самое странное впечатление производил герой - уважаемый профессор университета, попавший в этакую нелепую историю. Кому как, а мне эта идея совершенно не показалась ни плодотворной, ни убедительной.

А главное – почти не было смешно. Не хочу сказать, что режиссер обошелся без гэгов (чего стОит хотя бы хор работников университета с пОртфелями или дискотека со светомузыкой в 3 акте – именно туда направлялась Норина. Хуже идея с попивающим коньячок Паскуалем), но для оперы буффа неплохо было бы припасти какую-либо идею, кроме как сделать героя профессором университета. Но, похоже, любой радикал, переступающий порог Большого театра, в мгновение ока превращается в пай-мальчика, склоняющего голову перед ВЕЛИКИМИ ТРАДИЦИЯМИ.

Да, оркестр (дирижер – Михал Клауза). Весело, празднично. И очень громко. Других претензий нет. Как, впрочем, и особых восторгов…

Дон Паскуале. День второй
Дирижер Михал Клауза
Дон Паскуале  Николай Диденко
Доктор Малатеста Константин Шушаков
Эрнесто  Алексей Татаринцев
Норина  Кристина Мхитарян
Карлотто  Даниил Чесноков

Сегодня я увидела то, что укрылось от меня во вчерашнем спектакле. Поэтому почти весь пост – о режиссуре.
Признаться, режиссерскую идею Кулябина мне подсказали (каюсь, я бы ни за что не догадалась): явление ХАМА в академическую среду. Причем под хамом подразумевалась Норина (я было подумала на Малатесту).
Идея эта читается в финале 2 акта: когда Норина преображается из монашки в хамоватую дамочку. И соль даже не в том, что она одурачивает старого профессора, а в том, что в финале она получает в мужья его племянника, недотепу-студента-очкарика, все богатство которого - рюкзачок и пара связок книг, но в перспективе........ (при таком-то дядюшке!) и он станет ученым мужем, что-нибудь там откроет или нароет - и слава, почет, уважение, богатство - все будет!!!
И вот этот вот режиссерский момент - абсолютное новаторство Кулябина. Не разрушающее оперу, но придающее ей очень современное звучание. Куда бОльшее, нежели простой перенос действия в наше время и даже новый статус героя.
3 действие открывает мир Норины, мир плебса. Дискотека с диджеем, неоновый свет, анилиновые краски, странные персонажи (по мне,  так чересчур грубовато и безвкусно). Красавица Норина в роскошном платье, отдающая бессмысленные приказы и откровенно разоряющая старика. Ужас Профессора. Свидание в саду с целью вызвать ревность Паскуале. И закономерный счастливый финал. Все как у автора...
Вообще-то Кулябин нарушил чистоту жанра. Я бы, конечно, могла сказать, что социальный подтекст плохо укладывается в схему оперы-буффа, но на самом деле это ерунда: в конечном итоге все решает художественный результат. А он получился. Правда, подозреваю, что большинство публики этого просто не заметит (я вот тоже не заметила поначалу). Хотя то, что завуалировал режиссер, практически "в лоб"  демонстрирует художник, сталкивая на сцене итальянскую архитектуру с откровенно попсовым образом дискотеки, неона, каких-то немыслимых цветов, "расцветающих" из протянутых вдоль планшета сцены шлангов (так, кстати, изображается сад)...

А еще меня абсолютно сразило начало. Когда под звуки увертюры на сцене демонстрируется фильм о жизни Профессора с рождения до сегодняшнего дня (кстати, было снято 2 таких фильма: в первый день Доном  Паскуале там был Джованни Фурланетто, во второй – Николай Диденко. Все по-честному), нетрудно было заметить, насколько монтаж кадров был эквиритмичен музыке. Потрясающая музыкальность тех, кто это делал! Маленькая деталь, а задала тон всему спектаклю.

Далеко не все в спектакле мне показалось смешным. Режиссер очень аккуратно дозировал гэги и хохмы, чтобы они не заслонили главной его мысли. И все же 2 спектакля прозвучали по-разному. В основном, благодаря певцам-актерам. Должна сказать, что второй спектакль оказался точнее, взаимоотношения между персонажами были выстроены почти идеально, то, что в первый день раздражало, во второй обрело смысл…

Два самых больших открытия сегодняшнего спектакля: Николай Диденко - Дон Паскуале и Кристина Мхитарян - Норина. Герой Диденко абсолютно не жалок: это человек с достоинством. Некогда мощный, сейчас уже стареющий, с подагрой, но... Бес вот попутал, влюбился в молоденькую, да с первого взгляда. Густой насыщенный бас, великолепное владение голосом, потрясающая характерность - абсолютно бенефисная роль и абсолютно точное следование режиссерской логике. Человек уходящей эпохи. И рядом с ним - Норина, себе на уме, хищная и расчетливая, обаятельная, но с червоточинкой... У Мхитарян прекрасный голос, и даже если пока она не совсем в совершенстве им владеет, все впереди. А вот создать образ, сыграть характер, уловить и передать ключевой посыл режиссера - дорогого стОит... И в последнем, кстати, она для меня превзошла вчерашнюю Норину - Венеру Гимадиеву.

В первый день бал правил Малатеста Игоря Головатенко, это был его бенефис. Этакий Фигаро, юркий, верткий, претендующий на право быть первым, придумать интригу и с блеском ее реализовать. Сегодня роль Константина Шушакова была куда скромнее. Ибо скромнее оказались его актерские возможности. Что касается голоса, то его красивейший бархатный баритон станет украшением еще не одного спектакля. Но пока - роль на вырост.
Алексей Татаринцев обладает красивого тембра голосом, но я пальму первенства отдаю толстенькому смешному недотепе - вчерашнему Эрнесто Селсо Альбело. С его чистым пронзительным голосом, легким, полетным, но без «слезы» …

Оффлайн Petropol

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 251
Спасибо за впечатления!

Хм, надо подумать. Ни разу не близка идея режиссера, но если и поют хорошо, и играют...

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 673
Смешное спелось с невеселым

"Дон Паскуале" Доницетти в постановке Тимофея Кулябина в Большом театре

В Большом театре прошла одна из самых долгожданных оперных премьер сезона — комический шедевр эпохи бельканто "Дон Паскуале". Гаэтано Доницетти в режиссерской интерпретации Тимофея Кулябина (дирижер-постановщик Михал Клауза, сценограф Олег Головко, художник по костюмам Галя Солодовникова), вопреки возможным ожиданиям, оказался полностью лишенным радикализма. К умному и невеселому размышлению о трудностях комизма на современной оперной сцене прислушивалась ЮЛИЯ БЕДЕРОВА.

http://kommersant.ru/doc/2968515
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
АННА ГУРСКАЯ·21 АПРЕЛЯ 2016 Г.
Дон Паскуале, Большой театр 19 04 16
https://www.facebook.com/notes/%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0-%D0%B3%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F/%D0%B4%D0%BE%D0%BD-%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B5-%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9-%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80-19-04-16/859458384200550

Творение "возмутителя спокойствия" прошлого театрального сезона, автора Тангейзера Тимофея Кулябина для Большого театра оказалось безупречным в любом идейном ракурсе, никакой крамолы в нем с лупой не найти. Хотя случился гораздо больше драматический спектакль, чем опера. Если бы не третий акт, я бы ушла с ощущением, что посмотрела комедию под музыку, а не послушала оперу Доницетти.

Произведение очень камерное, на четверых солистов, с небольшими добавками скромного хора. Никаких симфонических картин в нем не предусмотрено, исключительно монологи и диалоги, что легко может сделать действие статичным (поймала себя на том, что даже в голову не пришло написать «арии», «дуэты» и «ансамбли»).

Комедия про то, как подшутили над почтенным господином, решившим жениться накануне своего 70-летия на молоденькой, перенесена в наше время, ну это уже как водится. Дон Паскуале стал итальянским профессором, не от мира сего, существующем в стенах строгого академического института в окружении таких же «синих чулков» обоего пола. В актовом зале этого заведения, похожего на старинную пыльную библиотеку, проходит все действие. В одной картине на переднем плане возникает интерьер спальни Норины, но остальное время на сцене расставляют стулья для университетского банкета, переходящего в дискотеку.

Поначалу я вспомнила Роделинду – кстати, эти две постановки одного масштаба и порядка – и про себя сыто отметила, что в этой осовремененной версии барочной оперы все же удалось уйти от туалетного кафеля и оформить пространство консервативно. Увы, детали интерьера оказываются рассмотрены минут через пятнадцать, а, учитывая, что все действие на сцене просто происходят вводные разговоры, заглядывать туда необходимости больше не возникает. К счастью, во втором акте начинается феерия по одурачиванию главного героя – в этом же интерьере - и там уже захватывает энергия комедии. А в третьем строгие барельефы начинают светиться неоном, сцена наполняется дымом и воздушными шариками, а в самом комичном моменте – превращается в сад, в котором посреди библиотеки вдруг распускаются красные надувные кусты. Кустам мы зааплодировали – настолько забавно и празднично они «вылупились» из бурых шлангов, похожих на пожарные рукава, проложенных по всей сцене. Вообще режиссеру и художнику в третьем акте удалась атмосфера детского праздника, и эмоции это вызвало соответствующие.

К сожалению, музыке тут оказалась отведена вторая роль – она не летит, не искрится, как заложено партитурой, не задает рамки действия, она это действие обслуживает. И если бы не вокал наших Игоря Головатенко и Венеры Гимадиевой, то можно было бы спокойно забыть о том, что пришел на оперу в Большой театр. Удивительно, но двое других солистов – итальянцы Джованни Фурланетто и Селсо Альбело, приглашенные на главные роли – не звучали вообще. Дон Паскуале Фурланетто скорее декламировал и речитативил, чем пел, зато прекрасно играл – то выглядел истинным отталкивающим молодящимся «старым козлом» в моменты ухаживания, а то его до спазма было жалко, когда молодые издевались над стариком. Теноровый герой-любовник Эрнесто в исполнении Альбело был скорее комичным недотепой, чем покорителем сердца Норины, и звучал так же. Игорь Головатенко и Венера Гимадиева были прекрасны во всем, и прежде всего в том, что они спели свои партии и дали шанс все-таки составить представление о музыке Доницетти. А финальную арию Норины про мораль сей истории я даже напевала всю дорогу домой.

Несмотря на такое не сильно мощное и изысканное воплощение классического наследия, спектакль получился милым и поднимающим настроение. Музыкальных откровений в нем нет, но есть незатейливый юмор, смешные положения и переодевания, шарики, рожки и прочая цирковая атрибутика праздника для детей 6+. Жаль, музыки мало, но по нынешним временам – без голых *** - уже счастье.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Смех сквозь слезы
Тимофей Кулябин дебютировал в Большом театре с постановкой итальянской оперы
Майя Крылова

Премьера оперы Доницетти «Дон Паскуале» прошла на Новой сцене Большого театра. Режиссером комической оперы, которая более ста лет отсутствовала в афише, стал Тимофей Кулябин.

http://www.newizv.ru/culture/2016-04-20/238306-smeh-skvoz-slezy.html

Известный всей стране режиссер уже на стенку лезет (и это можно понять), когда с ним говорят о «Тангейзере». Поэтому отставим в сторону воспоминания и сосредоточимся на премьере. Зная довольно мрачную музу Кулябина, трудно представить его автором чисто комического спектакля, с условной театральной коллизией из недр традиционной комедии.

...

В общем сюжет и партитура, из которых не выжмешь экзистенциальной трагедии. Разве что ставить «перпендикуляр» к музыке, как это регулярно делает, например, Дмитрий Черняков. Но Кулябин и драматург спектакля Илья Кухаренко изначально не намеревались идти по такому пути. С другой стороны, простой развлекательный смех их тоже не устраивал. Итог работы подобен платью Норины, в котором она щеголяет после «свадьбы»: вроде бы оно длинное, но из прозрачной ткани, под которой проглядывает вполне откровенная мини-юбка.

Кулябин говорит, что не хочет ставить спектакли о прошлом: он тогда не жил, отчего и не сможет «объяснить, как ходят люди в XIX веке, как они разговаривают, как они носят костюм». А «задача быть достоверным» – одна из важнейших режиссерских установок режиссера. Он в сущности завзятый реалист. Вот и «Дон Паскуале» тщательно, с детальной проработкой мизансцен, скроен по конкретным психологическим лекалам. Главный герой стал заслуженным археологом, президентом современного римского университета. Энергичный приятель Малатеста, устроитель свадьбы и доверенное лицо, обозначен в программке как «специалист по фандрайзингу» (действительно, чем не фандрайзинг этот липовый брак с далеко идущими финансовыми целями?). Норина, с кошмарными розово-плюшевыми собачками в спальне и косметической маской на лице, вполне себе нынешняя проныра. Даже Эрнесто, здесь – нелепый студент-ботаник в очках и с кубиком Рубика, и тот не лишен современной жизненной цепкости.

Но архетипы итальянской комической оперы властно берут свое: комический старик против пары влюбленных и помогающего им хитреца. Да и в конце концов жизненная цепкость – понятие вне времени, она изначально присуща героям Доницетти. Как и акцентируемые постановщиком саркастический брачный мезальянс, исследование одиночества, атмосфера «смеха сквозь слезы». И общая амбивалентность ситуации, этакий «бумеранг» зла: кто палач, а кто жертва – самодурствующий дон Паскуале (он лишает племянника денег за непослушание) или устроители розыгрыша, теряющие меру в жестокости?

Смычка старого и нового обозначена в бессменной декорации Олега Головко, это ренессансная университетская стена, на фоне которой (во время увертюры) сотрудники учебного заведения вместе с ректором смотрят документальный фильм к 70-летию ректора: «Я с Феллини, Берлускони, Марадоной и Умберто Эко». Неудивительно, что голова закружилась, несмотря на седину в бороде, уже недалеко до беса в ребро. Потерявший чувство меры ученый, омолаживаясь, меняет профессорский костюм на рваные джинсы с бейсболкой.

А «жена» Норина дрессирует негодующих сотрудников супруга, нарядив их в нелепые ободки с помпончиками на головах. И приводит в академические стены развязный шоу-бизнес. Тем самым делая юбилей интеллигентного «мужа» не только расходным, но эстетически невыносимым.

В спектакле собран отменный вокальный ансамбль. Правда, дирижер Михал Клауза за пультом, с его громковатой и скучноватой манерой, заставил пожалеть об отсутствии в спектакле яркого итальянского маэстро, специалиста по опере бельканто. Но Венера Гимадиева (Норина) с подвижным медовым голосом и тысячей актерских лиц! Роскошный по вальяжному вокалу (и комическим жестам) Игорь Головатенко – Малатеста! Дон Паскуале – Джованни Фурланетто, с итальянскими скороговорками и уморительным показом стариковской немощи! И даже Эрнесто – Селсо Альбело, который иногда злоупотреблял пронзительностью голоса в ущерб его, голоса, красотам.

После «Дона Паскуале» Кулябин не намерен расставаться с оперой. Он, в частности, подписал контракт на постановку «Риголетто» в Вуппертале в 2017 году. Самая главная надежда, что навязчивый эпитет «скандальный» от Тимофея наконец отвяжется. Кулябин, как выяснилось в Большом театре, совсем не скандальный. Он вдумчивый. А о вдумчивом режиссере пусть пишут так, как он заслуживает.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Большому театру не удалось разрешить геронтологическую проблему

20 апреля 2016, 20:40   |   Культура   |   Светлана Наборщикова

Создатели спектакля «Дон Паскуале» уверены, что старикам в любви не место

http://izvestia.ru/news/610865
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
СЕРГЕЙ БЕЛКИН·
20 АПРЕЛЯ 2016 Г.

Дон Паскуале” в Большом.

https://www.facebook.com/notes/%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B8%D0%BD/%D0%B4%D0%BE%D0%BD-%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B5-%D0%B2-%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%BC/1008991669148901

Венера Гимадиева! 19 марта в "Большом"!!! Шедеврально!

Она пела Норину в "Доне Паскуале" Доницетти. 19 марта была премьера. Спектакль потрясающий во всех отношениях. Этим можно гордиться и это надо смотреть и слушать. Все солисты пели (и играли!) великолепно. Венера Гимадиева блистала, сверкала, обольщала, очаровывала - и все с безупречной точностью и артистизмом.

Но и Селсо Альбело (испанский тенор) спел потрясающе. И Игорь Головатенко был великолепен, и Фурланетто ( только не Феруччо, а Джованни) был неотразим в роли Дона Паскуале. Кроме названных в опере есть еще только одна роль “со словами” - нотариус. Ее исполнил Даниил Чесновков - и тоже на “отлично”.
Дирижировал оркестром маэстро из Польши - Михал Клауза.

Спето и сыграно незабываемо! Во всех отношениях выдающийся спектакль!

А теперь о режиссуре. Сразу скажу: по-тря-са-ю-ще!!! остроумно, точно, вдумчиво. аккуратно, с отменным вкусом и знаием дела. Кто этот мастер? Этот мастер - “тот самый”  Тимофей Кулябин. Это именно он “оскорбил чувства верующих зрителей” Новосибирска своей постановкой “Тангейзера”. Я, как и абсолютное большинство, этой постановки не видел. Может, и неудачная. А, может, - и удачная. Придавать излишнее значение мнениям и суждениям, высказанным в адрес той постановки не буду.  В том числе и потому, что правовая защита чьих-либо чувств у меня вызывает активный протест. О чем я говорил (на радио “Радонеж”, например) и писал (в разных местах) еще до принятия этого идиотского закона.

В постановке “Дона Паскуале” в “Большом театре” Тимофей Кулябин продемонстрировал несомненный талант, это его очевидная удача и, надеюсь, за этим последуют и другие постановки.

В общем, - ура! В репертуаре “Большого театра” появилась очень хорошая постановка “Дона Паскуале “ Доницетти. Еще не поздно сходить: с 21-го по 24-е премьерные спектакли.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Сергей Рощин
https://www.facebook.com/sergey.roshchin.9/posts/842098552585929

Театральное. Записки Созерцателя.

Из жизни ректоров.

«Дон Паскуале». Доницетти Гаэтано композитор. Большой театр. Реж. Кулябин Тимофей, дирижер Клауза Михал. 21.04.2016. (Премьера 19.04.2016)

Легко, весело и толково. Толковая режиссура, легко сыграно и отлично исполнено. Кулябин все действие перенес в настоящее. Дон Паскуале – президент итальянского университета. Вся остальная интрига сохранена. Президент празднует семидесятилетие. Под вступительную увертюру показывают фильм «И это все о нем». Паскуале с Калаудиа Кардинале, Умерто Эко, Феллини, Берлускони. В дальнейшем хорошо продуманное, с чувством вкуса осовременивание костюмов. Веселые сцены, яркая сценография. Беззаботно, не натужно. Отличное исполнение. Первый премьерный состав во главе с Венерой Гимадиевой (Норина), которая великолепна в этой роли. Блистает как настоящая оперная звезда. Игорь Головатенко (Малатеста) - приятно новое открытие. Хорошее звучание и живое исполнение. И два настоящих итальянца – Фурланетто (Паскуале) и Альбело (Эрнесто). Опера-буф, комедия, отличный вечер. Второй опыт Кулябина в опере, и второй удачный.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лапшин Олег
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1060220210703284&set=a.170283786363602.42176.100001459445287&type=3&theater

О если бы ты был холоден или горяч

«Дон Паскуале» Г.Доницетти Большой театр

Режиссер Тимофей Кулябин – человек умный и вдумчивый. На поводу вообще ни у кого не идет. Но в данном случае лучше бы он надругался над классикой с особым цинизмом. Потому что получилось ни рыба, ни мясо. История то в опере простая: 70-летний персонаж решил жениться на молодой. Достаточно посмотреть на парочки в первых рядах партера, чтобы понять насколько простая.

Кулябин решил укрупнить персонажей (так дон стал заслуженным профессором) и усилить психологические мотивировки. В результате все смешное ушло. Зал сегодня хихикал два раза: когда дедуля бейсболку с неснятым ярлыком одел, чтобы выглядеть помоложе и на фразе «Мужу стоит помолчать, никого его мнение не интересует». И это надо сильно постараться, чтобы из оперы-буфф вымыть все комическое. Но и драматизм не появился. Какие-то возможные темы – трагедия старости, особенно пытающейся прикинуться молодостью, жесткость юности, да хоть и наступление новых варваров на культуру – как возникают намеком, так и исчезают без следа. Па факту ни то, ни се.

Дирижер Михал Клауза всю красоту бельканто сводил к «ровному звучанию». Да еще и умудрялся баса периодически заглушать.

Зато вокально 3 из 4 солистов были прекрасны. Если идти, то ради этого. Причем, к радости патриотов, наши их перепели и переиграли. Венера Гимадиева (Норина) с удивительной легкостью переходит от разбитной девицы к нимфетке, затем показной скромнице, затем к хозяйке ситуации. Богатый и сочный тембр, бархатные низы, большинство колоратур (хотя не все) –легкие, филигранные. Игорь Головатенко (Малатеста), как Фигаро, успевал и здесь там. Мощная внутренняя экспрессия при внешней сдержанности. В знаменитом дуэте прямо эталонная скороговорка была. И баритон очень гибкий.

Джованни Фурланетто (Дон) – бас, конечно, не из великих. Но и он обедни не портит. Выбивается только еще один приглашённый - испанец Селсо Альбело (Эрнесто) – старался как мог. Но голос не позволяет.
« Последнее редактирование: Апрель 22, 2016, 08:13:14 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3334559.html

"Дон Паскуале" Г.Доницетти в Большом, реж. Тимофей Кулябин, дир. Михал Клауза

Декорациям Олега Головко и костюмам Гали Солодовниковой присущи "шик" и "блеск", любимые зрителями-туристами, но в сочетании с хорошим вкусом: так и выглядят, ну разве что чуть более запущенными (здесь-то явный новодел) университетские здания в Италии - с галереями, пилястрами и барельефами. Президент одного из них Дон Паскуале готовится отпраздновать 70-летие и заодно жениться на молодухе - ну а далее, в целом, по сюжету. Обычно я смотрю спектакли на прогонах, то есть в числе первых, и на мое впечатление чужие мнения повлиять не успевают. Но с "Доном Паскуале" попал даже не на первый и не на второй премьерный показ, когда все (ну или по крайней мере те, кого я называю "все", а остальные "все" меня и не волнуют) уже увидели, услышали и написали. Общий тон - "ну ничего...". И с непременной оговоркой - "стоило ли ради этого приглашать Кулябина?"

Ради "этого", может, и не стоило, хотя провальным спектакль вряд ли назовут даже самые предубежденные. Но все (вышеупомянутые "все" уж наверняка) помнят, в какой ситуации Кулябин получил предложение от Большого. Никто же не ждал от него, что он в благодарность за моральную поддержку (а приглашение явилось в первую очередь таковой поддержкой) придумает для Большого оперный спектакль, где певцы будут изъясняться на языке глухонемых, дирижер стучать палкой в пол, отбивая ритм, а музыка Доницетти пойдет на экранах в виде скана партитуры? Было бы здорово, конечно, ну да уж как-нибудь в следующий раз. Да Кулябин и сам уже взрослый мальчик, себе не враг. Другое дело, что сознательное самоограничение в проявлении творческой свободы естественным порядком ведет к результату в лучшем случае компромиссному - тем более радоваться надо, что данный "случай" оказался "лучшим".

Поначалу, пока звучит увертюра, увлекает просмотр на киноэкране фильма "И это все о нем", где после того, как технику удается найти пульт от видеопроектора (деталь необязательная и не слишком забавная, но тоже добавляет живости происходящему) по главкам (типа "Легко ли быть молодым" и т.д.) воспроизводится черно-белая хроника жизни и научной карьеры Дона Паскуале, всемирно известного ученого, историка и археолога, о ком писали все газеты (по-русски и по-немецки, также и по-испански), с кем общались Федерико Феллини и Сильвио Берлускони. Хотя "действие" первой картины первого акта и значительная часть второго сводится к тому, что артисты миманса, изображающие организаторов торжества и их помощников, натягивают чехлы на стулья, развешивают поздравительные транспаранты, в ход как декоративные элементы идут флаги и шпаги... Вторая картина - комната Норины - по крайней мере дает представление о главной героине: девица при некоторой инфантильности (в ее спальне полно оставшихся с детских лет мягких игрушек) весьма продвинутая, вовсю курит, с утра похмеляется игристым вином (и это правильно), а для верности прикладывает охлажденную бутылку из ведра со льдом ко лбу.

Кстати, по моде лучших домов у спектакля помимо режиссера имеется (в выходных данных значится, во всяком случае) еще и драматург - Илья Кухаренко - ответственный, стало быть, за сценарную проработку постановки. Чертовски жалко только, что как Норина ни настаивает, ни раздает "авансы" Малатесте, а тот - "ни-ни", типа "я ж лучший друг, мне нельзя", и не может быть романа или хотя бы интрижки между ними; уж такая хорошая - идеальная! - вышла бы пара из персонажей Венеры Гимадиевой и Игоря Головатенко! Да и вокально свои исполнители явно превосходят и вокалом, и драматическими способностями приглашенных солистов, Джованни Фурланетто в партии Дона Паскуале и тенора Селсо Альбело в роли его племянника Эрнесто. У Фурланетто (я так и не понял - он сын, родственник или однофамилец знаменитого баса? что-то все разное говорят...) неплохой голос, но какие-то проблемы при взаимодействии с оркестром, вокал Альбело и вовсе ничем не выдающийся артист, разве что животом, в Москве, в Большом хватает таких и даже поприличнее. Но кроме того, то ли в силу фактуры певцов, то ли отчасти и по замыслу режиссера преимущества племянника перед дядюшкой, молодости перед старостью отнюдь не бросаются в глаза, если не напротив: президент университета, помимо того, что уважаемый ученый, еще и импозантный, довольно приятный для своих семидесяти лет (и семьдесят по теперешним понятиям - самый для мужчины возраст, чтоб жениться) мужчина, тогда как парень - неряшливый шалопай и непоседа (вероятно, склонный к путешествиям, не сказать к бродяжничеству) в мешковатых штанах и свитере с оленями. Вот когда профессор меняет заслуженную горностаевую мантию и элегантный пиджак на узкие джинсы, кроссовки, куртку и бейсболку, забыв срезать с обновок бирки (полагая, однако, что бандана - это уже чересчур и отказываясь от нее) - тогда Паскуале становится смешон, превращается в жалкого обиженного дедушку. Но тут и режиссерское решение окончательно растворяется в исходном материале.

В третьем акте, впрочем, интерьер университетского палаццо преображается в оформленный к праздничной вечеринке ночной клуб, где на стене из зеленых шариков выложены имя и возраст юбиляра, а развлекать гостей впридачу к DJ приглашены ряженые аниматоры, опутанные гирляндами-светодиодами, три фигуристые "сексофонистки" в красном, "человек-гусеница" и "восточный маг" с гигантскими мыльными пузырями. Но и здесь Доницетти никто на электронный ди-джейский микс не перелагает, вообще это опять-таки не торжество, а все еще подготовка, репетиция, саунд-чек. Да и не состоится праздник, похоже - без энтузиазма цепляющие к головам антеннки на пружинках и через силу поющие хором научные сотрудники, педколлектив храма науки, в сердцах бросают карнавальные аксессуары на пол и разбегаются, оставляя вконец замученного президента на милость интриганов - Малатесты, Норины и Эрнесто. Малатеста еще и подпаивает старика - что, по счастью, не сказывается на качестве виртуозных белькантовых скороговорок, язык незадачливого жениха не заплетается.

Оркестр у Михала Клаузы что в лирических дуэтах, что в "клубных" хорах работает ровненько, без провалов, но и без искры. Самым выигрышным в результате эпизодом спектакля, по-моему, становится вторая картина первого акта - у Норины, где исполнительские удачи как-то соединяются с постановочными находками (пускай и не сенсационными, мягко говоря). В остальном новый "Дон Паскуале" (а "старого в Москве и не бывало незапамятных времен, не считая гастрольного из Италии, которым дирижировал Риккардо Мути, решенного в стилистике комедии дель арте и сильно смахивающего на Стреллерова "Арлекина, Слугу двух господ" - но и с тех пор уж поболее десяти лет минуло) неплохо смотрится и достойно звучит. Чего, разумеется, недостаточно для полноценного успеха, для значительного художественного события. Но события происходят там, где рискуют. Кулябин в Большом - заведомо не рисковый проект, в риске здесь ни одна из сторон не была заинтересована, несомненно, из благих побуждений опасаясь подставить другую.

Насколько я понимаю, должность "президента" для университета, в отличие от ректорской, чисто или в основном номинальная, представительская; почетная, высокая, но не предполагающая доступа к принятию ключевых решений - вроде свадебного генерала. Примерно в таком качестве Тимофей Кулябин и дебютировал в Большом, только ему далеко не семьдесят, на пенсию рано и мало ли как дальше сложится.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Шутка мрачного человека

Текст: Алена Карась

Большой театр представил "Дон Паскуале" Доницетти

http://rg.ru/2016/04/21/bolshoj-teatr-predstavil-don-paskuale-donicetti.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Присмирел после «Тангейзера»

http://www.trud.ru/article/22-04-2016/1336771_prismirel_posle_tangejzera.html

Сергей Бирюков
 
«Дон Паскуале» в Большом театре пока напоминает «феррари» российской сборки

В Большом театре поставили «Дона Паскуале» Доницетти. Премьера — одна из самых ожидаемых в сезоне: итальянская опера, да еще комическая, да еще в постановке крепкой международной команды, да еще в режиссуре знаменитого с недавних времен (после скандального новосибирского «Тангейзера») Тимофея Кулябина — то что надо для привлечения публики. Публика привлеклась, временами кричала браво, но желанного супер-события, пожалуй, все же не случилось.

«Дона Паскуале» принято считать оперой с не самой легкой судьбой. Сам Доницетти признавался, что писал ее уже на изрядном исходе сил (она числится где-то в середине седьмого десятка его оперных партитур, которых всего 74). «Я смеюсь,— говорится в одном его письме,— но... на душе у меня печаль, которую я скрываю под мишурой веселья». По исполняемости «Паскуале» заметно уступает «Любовному напитку» того же автора. Да, пожалуй, и по насыщенности мелодическими хитами тоже: например, такого шедевра на все времена, как романс Неморино Una furtiva lagrima, здесь нет.

Зато есть хитро закрученный нравоучительный сюжет про старого холостяка, вдруг задумавшего жениться на молодой вдовушке и в итоге понесшего жестокое наказание: не садись не в свои сани. Есть легкая для восприятия, заразительно веселая, типично итальянская музыка. Есть даже романтические гармонические изыски, на которые Доницетти отчего-то не решался в своих серьезных операх. Словом, все, чтобы выдать зрителям «конфетку».

Поначалу ожидания вроде бы оправдываются. Звучит большая, богатая контрастными темами увертюра, которую не стыдно поставить рядом с самыми репертуарными увертюрами Россини, и удивительно, отчего ее не играют в симфонических программах наравне с той же «Семирамидой» или «Вильгельмом Теллем».

Открывается занавес, и мы видим не какой-то конструктивистский огрызок (как в недавнем «Каменном госте»), а пышную декорацию в духе романтического театра XIX века: зал старинного римского университета, в котором, согласно версии Большого театра, Дон Паскуале — один из самых уважаемых профессоров. А медальоны-барельефы, которыми украшена стена задника, выполнены столь мастерски, что невольно думаешь: наверное, это не придумано сценографом Олегом Головко, а взято из подлинной истории итальянского искусства. Так и есть: это реплика работ флорентийского скульптора XV века Луки делла Роббиа на тему прославления наук.

Правда, в столь импозантном интерьере, вполне годящемся для костюмного исторического фильма, мы наблюдаем, как сотрудники университета смотрят... биографический фильм о главном герое: босоногое детство, прилежная юность, встречи вась-вась с самыми крутыми знаменитостями от Умберто Эко до Сильвио Берлускони... Ага, думает искушенный зритель: вот он, фирменный прием Тимофея Кулябина, известный еще по новосибирскому «Тангейзеру», где в прологе демонстрировался эпатажный ролик о юности Христа. И публика ждет: вот-вот начнется.

Но «вот-вот» не начинается. Образы оперы не обновлены с такой радикальностью, как в «Тангейзере». Ну да, у Доницетти Паскуале никакой не профессор, а просто старый индюк, которому каким-то чудом (условности старой комедии?) удалось при общей жизненной искушенности сохранить наивность в вопросах межполовых отношений. В варианте Большого театра сделана попытка мотивировать эту нестыковку: он успешный ученый, а среди таковых подобные чудики встречаются. Есть и другие ретуши сюжета: например, интриган Малатеста — не приятель Дона Паскуале, а некий юридический агент, по возрасту гораздо ближе к молодым влюбленным Эрнесто и Норине. Что тоже по-своему логично: иначе с чего бы он так легко перешел на их сторону в кознях вокруг незадачливого Дона.

Вот так — с микро-инъекциями нововведений, не сильно нарушающими колорит оперы, и катится дальнейшее действие. Ну вешает у себя Норина в уютной спаленке фотографию Курта Кобейна — видимо, чтоб мы с самого начала знали, что эта кошечка, нежно воркующая арию Com’e gentil, способна на самые безбашенные авантюры. Переодевается Паскуале из солидной профессорской тройки в рокерски-байкерский прикид, желая понравиться молодой подружке, — кивок в ту же сторону.

Иногда картинка балансирует на грани китча — например, когда мрачноватый академический интерьер вдруг расцвечивается ядовито-зелеными надувными шарами и фаллически-монструозными надувными же цветами, а по сцене скачут ряженые чудища вроде девочек-лошадок со светящимися гривами или танцующего гигантского червяка (костюмы Гали Солодовниковой). Это, видимо, чтобы во всем блеске иронии показать шикарное дурновкусие новоявленной женушки Паскуале Софронии (на самом деле все той же Норины), которая таким образом хочет напугать престарелого супруга своей расточительностью и вырвать согласие «сбагрить» ее (с приличной суммой отступного) племяннику Эрнесто, которого не любит дядя, но любит она, Норина.

Мило. Но, кстати, без многих этих постановочных придумок, мне кажется, вполне можно было бы обойтись. Чего это, например, Малатеста во время своего первого разговора с Паскуале переодевается? Опять-таки чтобы мы повелись на ложный след, ожидая стриптиза, которого не будет? А зачем Малатесте делают дарсонваль (или как эта физиопроцедура с наголовником называется)? И зачем тот передает его потом Паскуале — чтобы мы уж никак не сомневались, что юрист всеми мыслимыми способами обрабатывает мозги старика?

А зачем постоянная возня Норины и Эрнесто с громадными пуфами-сиденьями, которые они возят за собой по сцене? Не намек ли это на «интриги» супостата Кулябина Владимира Кехмана, пришедшего директором в Новосибирскую оперу, изгнавшего оттуда опальный «Тангейзер» и затеявшего в академическом театре концерты-посиделки на таких вот пуфах?

Вполне возможно. Хотя не исключаю, что смысл в чем-то совсем другом. Или совсем ни в чем — просто на сцене должно что-то все время шевелиться.

Что касается музыкального исполнения, то оно прошло на неплохом уровне. Справилась с той самой «постельной» арией и прочими номерами Норины сопрано Венера Гимадиева. А как эффектна и правдоподобна она в сценах стервозного преображения! Был в меру сладок, хотя иногда резко «выстреливал» верхними нотами кубинский тенор Сельсо Альбело (Эрнесто). Младшим братом неотразимого россиниевского Фигаро смотрелся и слушался отличный баритон Игорь Головатенко (Малатеста). Но истинным героем постановки стал, на мой взгляд, Джованни Фурланетто. Он справился и со сценической игрой, требующей в образе Паскуале почти мгновенных переходов от молодецкой удали к полной подавленности, и с соответствующим эмоциональным разнообразием партии. А венцом его исполнения стали стретты с виртуозной скороговоркой в финалах второго действия и первой картины третьего действия. Тут прочим участникам с ним, природным итальянским буффонным басом, было трудно тягаться.

Создалось впечатление, что и польскому дирижеру Михалу Клаузе не мешало бы чуть поднабраться у своего итальянского подопечного темперамента. Лишь к финалу первого действия в большом дуэте Малатесты и Норины, задумывающих интригу, музыкантам впервые удалось, и то ненадолго, разогнаться до нужной в итальянской комедии скорости. Вообще темпы оперы хотелось бы сдвинуть в сторону оживления. Ведь даже финал третьего действия, который по всем понятиям должен явить образец стремительности и блеска, прозвучал как-то вяло и в проброс. Сюжет закончился — а думалось: ведь точки-то, не говоря о восклицательном знаке, нет. Кстати, в других исполнениях здесь к солистам присоединяется хор. В Большом театре почему-то честь оканчивать оперу оставили одной Норине, но это, при всей бойкости героини, задача не по плечу хрупкой девушке, оставленной без поддержки мужчин. Отчего выбрали именно такую редакцию?

Впрочем, спектакль только начинает жить. Может быть, музыкальный руководитель и до обидного посмирневший режиссер-скандалист все же встрепенутся и подтянут гаечки у их пока еще недокрученной театральной машины? Так сказать, доведут свою «феррари» до кондиции. И тогда она будет достойна называться настоящей итальянской музыкальной комедией.
Che mai sento!

Оффлайн муся_соло

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 146
Cложилось впечатление, что критики шли за скандалом, предположив, что Кулябин - это всегда провокация. А им его  не дали и они заскучали и почувствовали себя обманутыми. Простой зритель, к каким я себя отношу, к опере отнесся благожелательнее. Он рад поводу насладиться смешной , ироничной постановкой и порадоваться  ровному отличному вокалу. Очень искренние аплодисменты достались режиссеру и дирижеру, всей постановочной группе и  конечно певцам. Поздравляю Тимофея Кулябина и Большой театр с удачей!

Оффлайн mandarinka

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 7
я тоже думала про скандал, првовокацию и режоперу ;D А был совершенно очаровательный Доницетти. Красивые декорации. Но главное - очень достойный тенор.

Оффлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 249
я тоже думала про скандал, првовокацию и режоперу ;D А был совершенно очаровательный Доницетти. Красивые декорации. Но главное - очень достойный тенор.

Скандала, провокации и режоперы, разумеется, не было... Но в каком смысле очаровательный Доницетти?  :o
На мой вкус, действие с достаточно непримечательными находками целиком и полностью заслонило музыку. Наверное, вина в этом больше дирижёра... Но как знать?!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
я тоже думала про скандал, првовокацию и режоперу ;D А был совершенно очаровательный Доницетти. Красивые декорации. Но главное - очень достойный тенор.

Кого именно имеете в виду? Какой состав слушали?
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Aleksandrs Dolchev
19 ч ·
Ну, был я, как теперь принято говорить, на Доне Паскуале Кулябина …

https://www.facebook.com/aleksandrs.dolchev/posts/1071524449553013?pnref=story
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Большому театру не удалось разрешить геронтологическую проблему

20 апреля 2016, 20:40   |   Культура   |   Светлана Наборщикова

Создатели спектакля «Дон Паскуале» уверены, что старикам в любви не место

http://izvestia.ru/news/610865

Федянина Ольга

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1067281929985684&set=a.170372359676650.33599.100001116602010&type=3&theater
 
Светлана Наборщикова, которая, кажется, вернулась от Кехмана в газету «Извести меня», рецензирует спектакль «Дон Паскуале», поставленный любимым режиссером Кехмана и газеты «Извести меня» Кулябиным. И кагбэ от спектакля ее вроде даже не тошнит. Но центральная мысль у критика все же должна быть критическая. Она и есть – прямо в заголовке. «Большому театру не удалось разрешить геронтологическую проблему». Осовременивание, считает музыкальная критик Наборщикова, режиссеру «удалось — за единственной оплошностью. Но вписался в нее ни много ни мало главный герой. Дон Паскуале в оригинальном либретто был старым холостяком (во времена Доницетти таковым мог считаться сорокалетний бонвиван), а у Кулябина стал почтенным профессором, вступающим в восьмой десяток. Очевидно, цифра 70, украшающая декорацию, имеет особое значение для молодых создателей спектакля...» И так далее.

Дорогая музыкальный критик! Да, «для молодых создателей спектакля» (среди них, правда, есть те, которым лет больше, чем было Доницетти, когда он писал «Дона Паскуале») цифра 70 имеет особое значение. Потому что ваш «сорокалетний бонвиван» Дон Паскуале в оригинальном либретто, к которому писал музыку Доницетти, говорит о себе «un uomo sui settanto», что в переводе на известинский означает «мужчина под семьдесят». Дорогая критик, не надо навязывать «молодым создателям спектакля» свои геронтологические проблемы.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
"Дон Паскуале": из прошлого в настоящее

"Спектакль Тимофея Кулябина скорее про конфликт не старого и молодого, но двух разных миров и культур. Режиссер находит героям Доницетти прототипы из современной жизни. Тусовщица Норина пьет шампанское по утрам и мечтает о том, как бы разбогатеть, а ее «избранник» (именно так она говорит про любовь к Эрнесто — в кавычках) ходит в затертом пиджачке — книг у него больше, чем вещей. Самое страшное, что он может сделать в гневе, — вырвать странички из книги и кинуть дядюшке в лицо. Если Норина обманет и его, Эрнесто претендует на то, чтобы стать копией своего дяди — вторым Паскуале.

У Кулябина мир дона Паскуале — это мир старомодных иерархий, подобострастия, лизоблюдства и поклонения кумирам. Он сталкивает агрессивную культуру нуворишей — Норина, как Лопахин из «Вишневого сада», «рубит» все старомодное — с «высокой» культурой университетской науки, где все как один одеты в скучный бежевый цвет. И девочке с улицы ничего не стоит обвести вокруг пальца зазнавшегося кабинетного ученого, потому что иерархий в мире больше не существует, остался только закон джунглей."

https://www.buro247.ru/culture/theatre/don-paskuale-iz-proshlogo-v-nastoyashcee.html
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 385
Aleksandrs Dolchev
19 ч ·
Ну, был я, как теперь принято говорить, на Доне Паскуале Кулябина …

https://www.facebook.com/aleksandrs.dolchev/posts/1071524449553013?pnref=story
Ну, это же не мнение! Это - жанр. И жанр, который называется "враньё". Далее по Булгакову: "От первого и до последнего..."
Они сравнялись - В. Журавлёв и Дольчев.