Автор Тема: «Дон Паскуале» Доницетти в Большом театре (апрель 2016 г.)  (Прочитано 42057 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 336
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
И чем же она хороша? Вот я честно признаюсь, что мне оперы Верди на русском языке кажутся чем-то противоестественным, хотя, люди возраста моих родителей, определённо, думают иначе. У меня случился эксперимент - я послушал "Силу судьбы" в русскоязычной версии с Колобовым и Целовальник. Было нелегко.
В данном случае речь идет не о Верди, а об опере-буффа Доницетти. Но можно взять и Россини, того «Цирюльника». Оперы, построенные на речитативах и шутках, вполне могут идти на русском языке. Понимают итальянский текст единицы, которые могут на эти представления не ходить. Поэтому я и говорю: хорошая идея, т.е. идея давать оперу и на языке оригинала, и на русском. В этом случае каждый может выбрать, что ему интереснее. Да для тех, кто по ненасытности ходит подряд на несколько одинаковых представлений серии, тоже будет внесено некое разнообразие.

...

Пение на языке оригинала я, естественно, только приветствую и в большинстве случаев его и предпочту. Но надо понимать, что полный эффект здесь достигается только тогда, когда это язык знаком не только исполнителю (что тоже бывает, прямо скажем, не всегда), но и слушателю.

Мой муж не изучал итальянский язык, но после нескольких лет систематического прослушивания опер на итальянском языке и нескольких посещений Италии смотрел этот "Дон Паскуале", не читая титры. Сказал, что многие выражения в операх повторяются, и всё понятно. Так что опера развивает человека. :)
Che mai sento!

Оффлайн garmash

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 58
21, 23 Сентября 2017 г.

Дирижер - Михал Клауза
Дон Паскуале - Джованни Фурланетто
Доктор Малатеста - Игорь Головатенко
Эрнесто - Алексей Татаринцев
Норина - Венера Гимадиева
Карлотто - Владимир Комович

22 Сентября 2017 г.

Дирижер - Михал Клауза
Дон Паскуале - Николай Казанский
Доктор Малатеста - Андрей Жилиховский
Эрнесто - Борис Степанов
Норина -
Карлотто - Александр Уткин

http://www.bolshoi.ru/performances/914/roles/#20170921190000

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 336
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
21 Сентября 2017 г.

Дирижер - Михал Клауза
Дон Паскуале - Джованни Фурланетто
Доктор Малатеста - Игорь Головатенко
Эрнесто - Алексей Татаринцев
Норина - Венера Гимадиева
Карлотто - Владимир Комович

http://www.bolshoi.ru/performances/914/roles/#20170921190000

Доп. материалы http://classicalforum.ru/index.php?topic=929.msg194653#msg194653
Che mai sento!

Оффлайн Irene

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 359
23 Сентября 2017 г.
Дирижер - Михал Клауза
Дон Паскуале - Джованни Фурланетто
Доктор Малатеста - Игорь Головатенко
Эрнесто - Алексей Татаринцев
Норина - Венера Гимадиева

Затрудняюсь подсчитать сколько раз я слушала этот спектакль. Наверное около шести. Доницетти написал изумительную красоту, слушать музыку Дона Паскуале, (как и Любовного напитка), это само по себе огромное удовольствие, даже если бы вообще никто не пел. Поистине, это просто неисчерпаемая мелодичность: Sogno soave e casto, Bella siccome un angelo, Povero Ernesto, Cerchero lontana terra… перечислять арии, дуэты, квартеты, хоры можно практически все.
И, к счастью, прекрасная музыка в этом спектакле Большого театра исполняется превосходными певцами.
Нежнейшее, искрящееся сопрано Венеры Гимадиевой: то яркий, моментально заполняющий весь зал, то мягкий, пастельный, чарующий звук. Она отличная Норина, (пусть некоторые считают, что ей недостает стервозности), но в музыке у Норины так много лирического, что ее нельзя играть одной краской – циничная стерва. Музыка создает другой образ, где есть и любовь, и женственность.
И Игорь Головатенко, чей замечательный баритон идеально звучит в операх Доницетти. (И не только Доницетти, разумеется). В его исполнении есть все: объемный, глубокий голос, великолепная кантилена, удивительной красоты тембр, как совершенно верно подметил Интернет журнал Artrepriza.ru «терпкий, насыщенный, слегка опьяняющий тембр певца».
Спасибо Большому театру за возможность слушать классных солистов в этом, по непонятным причинам редко ставящемся в Москве, но абсолютном шедевре Доницетти.
Спасибо!
« Последнее редактирование: Сентябрь 24, 2017, 01:34:05 от Irene »

Оффлайн mserg

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 31
     К сожалению я не могу согласиться с предыдущим мнением о качестве исполнения "Дон Паскуале" 23 сентября 2017 года.

    Я ожидал большего от Венеры Гимадиевой, которую вчера услышал первый раз не в записи. Конечно, она неплохая певица со своим интересным тембром. Даже по громкости звучания она иногда заметно превосходила партнеров по спектаклю. Но про ее колоратуры в этой ветке обсуждения уже немало сказано. Хотя в партии Норины нет ничего слишком технически трудного (я когда-то слушал "Дон Паскуале" в учебном театре Гнесинского института), исполнительнице не всегда удавалось четко пропевать то, что требуется. Кроме того порой как-то неопределенно звучали верхние ноты. Может это было связано с физическим состоянием певицы. Что касается актерской игры, то ясно, что это не ее сильная сторона. Гимадиева здесь старательно выполняет режиссерский замысел, но не более того. Понятно, что с Нориной - Анной Нетребко в постановке Метрополитен-опера здесь трудно сравниться, но все-таки хотелось бы большой живости героини.

     Мне также не показался убедительным  Алексей Татаринцев в партии Эрнесто. Тут уже писали, то его голос имеет слишком характерный тембр для Доницетти.  Я с этим полностью согласен. Кроме того певец был иногда не очень хорошо слышен.

     Вот Игорь Головатенко был действительно хорош, если не считать маленького недоразумения, когда в конце первой части арии он спел вместо "sorriso incantator" слова из конца арии "per far beato un cor", а потом естественно повторил их в конце.

    Что касается Джованни Фурланетто, то все было спето, хотя особого блеска в игре не было.

     В целом спектакль неплохой и даже осовременивание его не испортило, но в превосходной степени исполнение я бы не оценил.
« Последнее редактирование: Сентябрь 24, 2017, 11:17:51 от mserg »

Оффлайн Irene

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 359
     Мне также не показался убедительным  Алексей Татаринцев в партии Эрнесто. Тут уже писали, то его голос имеет слишком характерный тембр для Доницетти.  Я с этим полностью согласен. Кроме того певец был иногда не очень хорошо слышен.   
По поводу Алексея Татаринцева согласна, даже не стала ничего писать о нем, так как от спектакля к спектакля жду качественного изменения в уровне его исполнения Эрнесто, но пока не дождалась (вчера, к сожалению, были неудачные моменты). Партия Эрнесто, наверное, самая выигрышная в этой опере - столько красивейших мелодических фрагментов, очень хотелось бы их услышать "во всей красе". В Новой Опере Татаринцев, определенно, отличный Неморино, что мешает ему на Новой сцене БТ полностью покорить партию Эрнесто? Может размеры зала, который значительно больше НО? Но размеры зала не имеют отношения к технике исполнения, ну, может, просто партия еще не впета, надеюсь, что со временем Эрнесто зазвучит не хуже Неморино.

Оффлайн Irene

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 359
« Последнее редактирование: Сентябрь 24, 2017, 19:16:30 от Irene »

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 458
Цитировать
Но размеры зала не имеют отношения к технике исполнения,
А я думаю, что имеют. Просто сам зал даже имеет, его акустика. Почитайте, что говорила Нетребко про акустику Большого, что они с трудом приспособились как-то петь. Правда, речь шла об Исторической сцене

Оффлайн Irene

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 359
   
... Алексей Татаринцев в партии Эрнесто. Тут уже писали, что его голос имеет слишком характерный тембр для Доницетти... 
Насчет характерного тембра Ваше замечание я как-то упустила.                  Не согласна, я не слышу никакой характерности.
На мой слух, тембр как раз очень красивый (я часто и с удовольствием слушаю Алексея Татаринцева, в НО и БТ - все, что он поет).
Я имела в виду, другое: что так идеально, во всех нюансах, как отделана у него, например, партия Ленского или Неморино, или Ромео в НО, не звучит пока Эрнесто. И именно это жаль, т.к. сама партия, повторюсь, красивейшая в опере.
P.S. На Любовный напиток и Севильского цирюльника в НО я и мои знакомые ходим только, если Неморино и Альмавиву поет Татаринцев, и это всегда отличное исполнение.
Вот что я писала в теме о Любовном напитке в НО :
3 июня 2017
"Сегодня в Любовном напитке блистал всеми гранями своего тенора Алексей Татаринцев. Был на голову выше всех остальных, с моей точки зрения, я не раз слушала его Неморино, но сегодня Алексей был особенно в голосе! Партия у него отделана замечательно, каждая ария, дуэт, были спеты безупречно технически и очень красиво, после романса Неморино зрители стали так долго и горячо ему аплодировать, что я подумала, будет петь повторно на бис)"
« Последнее редактирование: Сентябрь 24, 2017, 19:32:16 от Irene »

Оффлайн mserg

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 31
На мой слух, тембр как раз очень красивый (я часто и с удовольствием слушаю Алексея Татаринцева, в НО и БТ - все, что он поет).
Я имела в виду, другое: что так идеально, во всех нюансах, как отделана у него, например, партия Ленского или Неморино, или Ромео в НО, не звучит пока Эрнесто. И именно это жаль...
      Если в приведённых выше дополнительных материалах послушать, как звучал Алексей Татаринцев 21 сентября, например, в Com'è gentil в третьем действии, то чувствуется, что ему просто трудно это петь.  В "Любовном напитке", в частности, в Una furtivа lagrima тесситура партии у Неморино явно ниже чем в "Дон Паскуале" у Эрнесто. Поэтому Неморино и звучит у певца лучше. В партии Эрнесто часто приходится достаточно долго петь в середине первой октавы, что по-видимому больше утомляет голос.

     Что касается тембра, то Эрнесто обычно поют более мягкие тенора, например, Паваротти, Флорес, Демуро. Не думаю, что партия Эрнесто - подходящий выбор для Алексея Татаринцева.

Оффлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 315
21 Сентября 2017 г.

Дирижер - Михал Клауза
Дон Паскуале - Джованни Фурланетто
Доктор Малатеста - Игорь Головатенко
Эрнесто - Алексей Татаринцев
Норина - Венера Гимадиева
Карлотто - Владимир Комович

http://www.bolshoi.ru/performances/914/roles/#20170921190000

Убеждаюсь, что чем дальше, тем всё более деградируешь. Даже не стыдно об этом заявить. Ведь, закрыв прошлый сезон одновременным приёмом "внутрь" и "Адрианы Лекуврёр" и ки "Набукко" в Мариинке, я ни в одном глазу... летом не удосужился настрочить... Позор мне!  :-[
Тем не менее, ввиду того, что данный спектакль произвёл на меня далеко не самое положительное впечатление, я раскрякался! Будь он рядовым, молчал бы я в тряпочку.

Отмечу, что коллеги, высказавшие свои соображения выше посетили спектакль в другой день и, вероятно, увидели то, что реально было, но в первый день... был почти криминал. Этот самый криминал касался, в первую очередь, не певцов, а оркестра и, в особенности, дирижёра. О них далее, но для начала выскажу "фи" в адрес режиссёра. Всё-таки это бездарная работа, лишённая здравого смысла, элементарного вкуса и логики. Увы, замысел о стерве и бедняге-дедушке "трещал по швам" с самого начала. Я лицезрел постановку ещё в премьерный блок (не помню, кажется, никакого отзыва я не нацарапал), тогда мало что понял, сплошная неразбериха. Сейчас же более отчётливо прослеживается несоответствие музыкального "духа" и постановочной концепции. Композитор, определённо, весьма профессионально подошёл к написанию музыки, в лучших традициях belcanto. Замечательные арии, интересные дуэты и превосходные ансамбли никак не вписываются в то "движение", которое происходит на сцене. Отдельные эпизоды вызывают улыбку и даже смех, но не потому что реально веселит или умиляет (хотя в мелодиях слышится ирония), а потому, что это ФОРМЕННЫЙ ИДИОТИЗМ. Как назвать нелепый наряд Дона Паскуале - рваные джинсы, бандана или поражающие своей нелепостью рожки (у дядек и тётек из хора при исполнении последней арии Эрнесто). Смешно, очень! Но смех тупорылый... Жаль, этого, скорее всего, нет в замысле композитора, но зато есть у нас, зрителей великого Кулябина! Разгоняться по этому постановочному поводу не хочется, потому что просмотр такой режиссуры не стимулирует к размышлениям или интересному "послевкусию".

Товарищи музыканты из ямы не радовали совсем. Основные претензии у меня, конечно, к дирижёру. По моему внутреннему убеждению Михал Клауза отнёсся к своей работе в высшей степени халтурно. Основная претензия - абсолютно не отрепетированный оркестр и проблемы с балансом звука - абсолютно не пропорциональны оркестр и солисты. Неотрепетированность заключалась в том, что группы инструментов звучали весьма не согласовано, слышались то кваканья, то кряканья, то полубульканья и ряд других трудноописываемых в литературе звуков. Как началось такое в увертюре, так и продолжалось незнама сколько. Я бы может этому обстоятельству значения не придал, если б не самый любимый фрагмент, когда во втором действии "Tre in tutto! Va benissimo, c'è poco da contar" Норина начинает командовать слугами. Я много раз слушал в записях, и вариант Клаузы на километр рядом не стоял!  ??? Всё те же крякания. И это при том, что оркестр был крохотулечным. Что его собирать-то?! Про расхождения с певцами говорить не хочу, они были повсюду, в том числе и в известном скороговорочном дуэте Паскуале и Малатесты. Ну и, наконец, глушить певцов... безобразие. Бодрее всего прорывался голос  Венеры Гимадиевой. Со всеми остальными не всегда получалось. Одним словом, слушать такое - дело отвратное.

С исполнителем заглавной партии уныло всё. Образ непростой, требуется изобретательность. Не могу сказать, что Джованни Фурланетто совсем не попал, но вся трудность в том, что трудно понять, где "тень на плетень"  навёл  режиссёр, а где сам исполнитель. Я так и не понял, его странная угловатая походка - это что? Может кто подскажет? :o В действительности, голос у него, прямо скажем, не большой и по нашим канонам на баса не похожий. Если бы в нём была выразительность и достаточная подвижность, то полегче бы оно было, а так, ерунда получается. Не хочется даже слушать.

Дохтур Малатеста персонаж, прямо скажем, неординарный. Искромётность и находчивость – неотъемлемая черта. Удалось ли передать всё это Игорю Головатенко? Скорее да, чем нет,  и то в силу молодого возраста, но на изобретательного итальянца не тянет (и пусть восстанет против моих лживых слов Irene, я готов признаться в ангажированности и крайней предвзятости). Не тот уровень, что ли. К вокальному сопровождению особо не привяжешься, хотя в первой картине первого действия все втроём (добры молодцы) звучали как-то безобразно. Я грешным делом подумал, что дружно забыли распеться, болтая обо всём на свете. Определённо, с ферматами у Игоря по-прежнему перебор, и вслушавшись в его тембр я и вправду услышал не самый приятный призвук, но в глаза он не бросается, а потому поднимать эту тему нет смысла, пока.

Что до тенора, то ситуация забавная. Очевидно, что Алексей Татаринцев – порядочный лирический тенор. Мне он нравится в спектаклях «Новой Оперы», но в данном спектакле не впечатлил. Я не берусь говорить «за всю Одессу» (привет Марии Агасовне  8)) и развивать тему акустических залов обоих театров, но первое действие практически провальное. Как говорят в народе, создавалось впечатление, что его кто-то держит за горло, а он безуспешно пытается петь. Увы и ах. Во втором действии дело пошло лучше, он, как говорится, распелся, верхние ноты зазвучали, переходы стали аккуратными, да и вообще был взят курс на belcanto. Поэтому и в третьем действии мне вредному почти всё нравилось. Жаль, что не с самого начала. Вероятно, если предпринимать попытки слушать Алексея в партии Эрнесто  и далее, то придёт время прекрасного исполнения, но стоит ли оно того?!

О Венере Гимадиевой только лестное. Она прекрасна везде и во всём. Звук замечательный, сфокусированный, чувствуется, что она его умело контролирует. Несколько не собранным он может и был в самом начале выходной арии, но я списал на волнение, потому что потом всё было «как по маслу». В общем, я благодарен ей за существенные смягчения образа Норины (в интетрепации Кулябина), мне удалось разглядеть намёк на то, что всё происходящее фарс, а она, как об этом поётся в той самой арии, хотя и странная, но добрая. Так и должно быть. И как бы она не лупила Паскуале, это показуха. Так что, Венера умница, и красавица, и большая молодец, что в этой "тонущей лодке" приложила усилия для того, чтобы удержаться «на плаву».

Мораль проста, не хочется советовать людям посещать мероприятия, где люди позволяют себе такой (как выразился глубоко уважаемый человек) шараж-монтаж, и это с вывеской «БТ»! Ох и ах… :-X