Автор Тема: «Осуждение Фауста» Берлиоза в Большом театре (июль 2016)  (Прочитано 26496 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 438
Марафон с Фаустом

Текст: Мария Бабалова

На сцене Большого театра представили драматическую легенду Гектора Берлиоза

https://rg.ru/2016/07/25/v-bolshom-teatre-predstavili-dramaticheskuiu-legendu-gektora-berlioza.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 438
Эстетика безотказного

Дмитрий Ренанский увидел в «Осуждении Фауста» прощание Большого театра с эпохой модернизации

22 июля в Большом театре состоялась последняя в этом сезоне премьера — оратория Берлиоза "Осуждение Фауста", превращенная в оперу. Обозреватель "Огонька" видит в этом не столько эстетический жест, сколько политический: это демонстрация завершившейся модернизации театра

http://kommersant.ru/doc/3041938
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Да у Гуно Фауст - лирический тенор,а у Берлиоза близкий к драматическому. Как же будет петь лирический тенор последний номер своей партии "Воззвание к природе"? А ведь это квинтэссенция   всей оперы. Как может лирический тенор петь Отелло? А накал страстей у Берлиоза не уступает ни Вагнеру ни Верди, особенно в финале. Чего стоит номер "Адская скачка"? Лирический тенор, конечно, может это петь, но зачем....?   
У Штайна Фауст - лирический тенор, а у Берлиоза - крепкий. Вот и вся разница. Интересно будет ли запись спектакля.

Я выше приводила цитату из Сохиева, и он подбирал теноров исходя из
описываемых критериев.

В соотв. разделе есть доп. материалы (спасибо Reznikers'у).

Ну певцов-то выбирал Штайн. В одном из интервью он так и сказал: "Фауст у нас, это - молодой человек, влюблённый, пылкий и т.д...." Только у Берлиоза музыка для другого типа голоса написана.
Послушал записи .....
Про "верха" обеих Фаустов говорить не буду. Хотя не могу не отметить, что Мавлянов, увы, откровенно "сдох" уже в начале дуэта (простите за грубый театральный сленг). Интересно, как же он собирается петь Германа?).

Тембр голоса у Фауста для такой оркестровой фактуры хотелось бы иметь более насыщенный, плотный.
А нам предлагают "ситчик" соединить с глубокой, философской музыкой.
« Последнее редактирование: Июль 25, 2016, 14:32:08 от Алексей »

Онлайн Arsinoya

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 267
[
Про "верха" обеих Фаустов говорить не буду.
[/quote]
Извините, Алексей, но ОБОИХ Фаустов. Они - джентльмены.

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Хорошо, ОБОИХ Фаустов! ::)

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Читаем у Бабаловой (https://rg.ru/2016/07/25/v-bolshom-teatre-predstavili-dramaticheskuiu-legendu-gektora-berlioza.html.)

"....Жаль только, что на самом первом спектакле все высокие ноты выходили у певца с помарками: там недотянул, здесь недодержал или даже сорвался на крик. У солистки Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Ксении Дудниковой в партии Маргариты возникали схожие трудности, к тому же впечатление портили заметная тремоляция и плохой французский язык. Мефистофель Дмитрия Белосельского был внушителен и демоничен. Но ощущалось, что эта партия высоковата для мощного баса, и по вокальной стилистике у него скорее получалась итальянская ореrа seria, нежели образец французского романтизма.

 Во втором составе Фауст (мексиканский тенор Артуро Чакон-Крус) и Маргарита (меццо-сопрано из Литвы Юстина Грингите) были очень трогательной и нежной парой. Но выпавшие им партии чужды природе их голосов, поэтому и вокально-технического брака в исполнении было много. И знаменитую сцену D amour l ardente flamme ("Любви горячей пламя") бедная Маргарита откровенно завалила. Единственный, кто мог бы дать фору первому составу, это Александр Виноградов (Мефистофель). Его вокал был практически безупречен: красивый, точно сфокусированный звук, прекрасная фразировка плюс ярко-характерная актерская игра рождали на сцене обольстительного, хитрого и саркастичного дьявола. Похоже, что неожиданная "Золотая маска", полученная молодым певцом в этом году за исполнение заглавной партии в опере Моцарта "Свадьба Фигаро", не была случайностью.

А вот хор и оркестр, к сожалению, ничем не впечатлили. Разве только тем, что никак не могли найти друг друга, постоянно расходясь. Хор звучал грубо и нестройно, оркестр - громко, тяжеловесно и однообразно, будто нарочно игнорируя всю изысканную прихотливость французской партитуры. И с финальным аккордом словно хлопнула тяжелая дверь...

Александр, Вы не находите, что так называемый пресловутый столичный уровень, о котором Вы так часто говорите, в теперешнем своём виде, мягко говоря, несколько сомнителен. Может к подбору  исполнителей главных партий в таких серьёзных произведений как "Пиковая Дама" и "Осуждение Фауста" нужно подходить более ответственно?

P.S. Мадам Бабалова, правда, забыла упомянуть, что после Лондона и Парижа драматическая легенда Гектора Берлиоза "Осуждение Фауста" в сценическом воплощении переместилась сначала на сцену Астраханского Театра Оперы и Балета и впервые была исполнена именно в Астрахани в 2015 году, а уж потом в посетила первопрестольную. Но это, так сказать, к слову.   
« Последнее редактирование: Июль 25, 2016, 17:26:39 от Алексей »

Оффлайн Roul

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 23
29 сентября и 1 октября
Дирижер           Туган Сохиев
Маргарита   Агунда Кулаева
Фауст           Марк Лао
Мефистофель   Дмитрий Белосельский
Брандер           Николай Казанский

30 сент и 2 окт
Дирижер           Туган Сохиев
Маргарита   Юстина Грингите
Фауст           Иван Максимейко
Мефистофель   Александр Виноградов
Брандер           Николай Казанский


Решили ввести новых Маргариту и Фауста......

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Про первого тенора ничего сказать не могу, а вот Иван Максимейко пел у нас в Астрахани.
Любопытно, как он споёт Фауста? 
Лыков - Иван Максимеко https://www.youtube.com/watch?v=RTHF37_BJ_g
« Последнее редактирование: Июль 25, 2016, 20:37:48 от Алексей »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 783
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Вот вам ваше пекло

ПЕТЕР ШТАЙН ЧЕСТНО ПОСТАВИЛ НА СЦЕНЕ БОЛЬШОГО ВСЕ, ЧТО НАПИСАНО В ПАРТИТУРЕ «ОСУЖДЕНИЯ ФАУСТА» БЕРЛИОЗА
текст: Екатерина Бирюкова

http://www.colta.ru/articles/music_classic/11854
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 783
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
БОЛЬШОЙ ТЕАТР ОСУЖДАЕТ ФАУСТА
ОСТАНОВИ МГНОВЕНЬЕ

Майя Крылова

http://www.teatral-online.ru/news/16250/
 
« Последнее редактирование: Июль 25, 2016, 23:48:50 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 783
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Петер Штайн пересказал Гете для детсадовцев

Премьера «Осуждения Фауста» Берлиоза в Большом театре
Марина Гайкович   
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

http://www.ng.ru/culture/2016-07-26/7_stein.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 783
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Осуждение оперы

Большой театр закрыл сезон драматической легендой о Фаусте и Мефистофеле

26 июля 2016, 00:01   |   Культура   |   Светлана Наборщикова

http://izvestia.ru/news/623804
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 438
Вот я почему-то так и подумал, что сейчас эту очень красивую и интересную постановку

"Красота - это страшная сила!" - пророчески сказала "Лев Маргаритыч - Маргарита Львовна", глядя на себя в зеркало. ;D

обругают профессиональные критики.

Профессиональные критики? Не подскажете ли в таком случае, куда за зарплатой обратиться? :D

Да, я - старовер, меня не смущают летающие над сценой на веревочках персонажи, я к этому с детства привык.

Что ж, суровое детство: искусственное вместо искусного, фальшивое вместо подлинного, летающие на верёвочках вместо Deus ex machina. ;D
 
Триста лет они летают, и ничего!

А ничего, что триста лет они НЕ летают? Поэтому вы к ним с детства и привыкли. Триста же лет назад и даже раньше, а потом и позже - Deus ex machina, а вас бы с вашими верёвочками подняли на смех. Папатачи в другой теме посоветовала почитать про ПИЧ, о чудесах театральной машинерии прошлого тоже можно почитать и узнать много любопытного.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 438
Мне также понравилась постановка, декорации были разнообразны, развлекательны и уместны. И никакая это не люлька, а лошади. Ад представлен в детском восприятии, в целом нормально.

Так что - Штайну БРАВО!

Декорации были разнообразны, развлекательны и уместны? А были ли они вообще? И что такое развлекательные декорации? Может, это задействованная в постановке примитивная видеографика на том уровне, с которого она лет двадцать назад только начиналась?

Тому, кто ценит музыку, оперу, не может нравиться постановка со "звуковыми эффектами", хоть в малейшей степени, хоть в какие-то моменты перекрывающими музыку, оркестр, пение, мешающими слушать. Постановщики, создающие эти звуковые помехи, дирижёры-постановщики (в данном случае Сохиев), закрывающие на это глаза, то есть, конечно, уши, демонстрируют вопиющее неуважение к наследию композитора и совершено наплевательское отношение к слушателям. Чем это отличается от шумливости публики? Только тем, что на шумливость мы жалуемся на форуме в соответствующей теме, а тут говорим, что "в целом нормально". Интересно, чтобы kineskop'у, такому страстному вагнерианцу, сказал Вагнер, который даже оркестр прятал от публики, чтобы он своим видом не отвлекал слушателей от оперы, если бы узнал о "слонопотамстве". Правда, Вагнер вне пределов счастливого детства kineskop'а.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 381
Давайте подумаем...
Я под впечатлением одного отзыва о спектакле, в котором "продвинутый пользователь" и некий театральный инсайдер, причём не из Большого, сетуют на то, что им, дескать, недодали Берлиоза!
Да ёшкин кот!!!
Вот прям с места отвечаю: мы б , друзья, с Вами ждали того "берлиоза" на сцене любимого Большого-пребольшого ещё вечность, если бы задались целью заполучить дирижёра, который на 100 процентов правильно и точно передаёт нам ауру музыки французского гения ( весьма, кстати, неподтверждённого по жизни в силу очень заковыристой специфичности своих произведений) и певцов, на 100 процентов удовлетворяющих тонкому и взыскательному вкусу!
Есть в мире дирижёры и исполнители, прекрасно в музыке Берлиоза существующие! Но их МАЛО! Покойный Колин Дэвис, Левайн, отчасти Баренбойм, Дютуа, Гардинер... Отнюдь не все талантливые и амбициозные диригенты бросаются в этот материал, " как в омут головой". Многие, очень многие, избегаю Гектора нашего, Берлиоза!
Тот же коленкор с исполнителями. В частности, с певцами.  Их тоже немного. "Берлиозовских" теноров вообще раз-два!
Ну, и режиссёры! Я про тех, ктот способен просто и красочно расказать нам вот эту, всем давно известную, "драматическую легенду". В ней и действия-то особо не наблюдается! Сложно. Очень сложно. Сложно не попасть в глупое положение.
И вот, наш родной Большой берётся за этот, заведомо стрёмный и крайне амбициозный проект! И делает его! И, вы понимаете, делает без скандалов и форс-мажорных уходов главных дирижёров! Делает под закрытие сезона!
Вчерашнее посещение "Осуждения Фауста" показало: ))))
Спектакль достойный и интересный. Есть вопросы к исполнителям и дирижёру, но отнюдь не фронтального характера.
Если кому-то не хватает эпичности (или громкости),  кого-то смутил "иллюстрированный" Ракоци-марш, то здесь проблемного ровно столько, сколько в интерпретациях музыки Баха, скажем, Гленом Гульдом!
Я не услышал слабого оркестра. Я увидел (и понял) работу дирижёра. Я оценил солистов. Мне понравилась режиссёрская концепция и язык. Мне очень понравилась сценография (от прямых цитат и наивности до интереснейших решений). Мне понравился цвет.
А хор...Хор - это гениально! И хора в "Осуждении" много.
Артуро Чакон-Крус. Это вокально слабое исполнение. Старался, но , как говорится, нечем!
Ксения Дудникова. Она - умница. Она справилась и актёрски, и вокально. Партия странная, трудная. Для меццо высоко, для сопрано низко. Два достаточно срьёзных сольных номера, но по музыке - ухо сломаешь.
Виноградов. Мне он понравился. Был объективно мелковат по своей физике, но голос помогал, а рисунок роли - мы к нему привыкли).
Туган Сохиев. Могут быть вопросы, да. Осторожность и некая лирическая доминанта не дали нужной объёмности для восприятия этого полотна, правда. Но это не было чем-то нестильным, невнятным и вялым! Ни разу не монотонно и ни разу не монохромно.
Режиссёр - молодец. Все герои похожи сами на себя. Мефистофель только - не сатана, но бес. А так - всё хорошо! И роли играют, и песни поют, и историю рассказывают.
Тут даже есть романтичность! А как же без неё?
Короче, всё достойно! И спасибо Большому, что у нас есть очень симпатичный Берлиоз. Кстати! Зрителям понравилось).   

Оффлайн gorchiha

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 72
Tantris, я не слышала топота. Большой театр вложился в декорации, не ограничился одним деревянным столом, я с удовольствием наблюдала за различными трансформациями сцены и передвижениями объектов.
Думаю, к 3D мы еще не готовы, так что продержимся на видеопроекциях)

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 381
И это правда!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 783
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
29 сентября и 1 октября
Дирижер           Туган Сохиев
Маргарита   Агунда Кулаева
Фауст           Марк Лао
Мефистофель   Дмитрий Белосельский
Брандер           Николай Казанский

Marc Laho "E lucevan le stelle" (фрагмент спектакля "Тоска" сезона 2014/15 Opéra Royale de Wallonie, Liège).
https://www.youtube.com/watch?v=PGQTz9UBJuk

Видео 2008 года - Гофман
https://www.youtube.com/watch?v=LNtGv_ii4WI
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 783
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Давайте подумаем...
Я под впечатлением одного отзыва о спектакле, в котором "продвинутый пользователь" и некий театральный инсайдер, причём не из Большого, сетуют на то, что им, дескать, недодали Берлиоза!

Вот этот отзыв http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=108887
И обсуждение на параллельном форуме примерно отсюда: http://operawebclub.com/papageno/index.php?showtopic=3954&p=380048
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 783
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лапшин Олег
23 июля в 13:55 · Москва ·
https://www.facebook.com/olapshin/posts/1116527808405857?pnref=story


Маэстро, урежьте марш
"Осуждение Фауста" Г.Берлиоз Большой театр, Историческая сцена. режиссер Петер Штайн

Обычно ОФ дают в концертном исполнении и большой вопрос, нужно ли сценическое воплощение. Штайн поставил "по написанному" и доказал, что не нужно. В первом-втором действии он берет количеством. Взад-вперед все время перемещаются крестьяне, солдаты, студенты - выпивохи. Поскольку он привлек хор, а не миманс, то геометрия движений постоянно рушится, все похоже на хаотичное броуновское движение картонных фигур. Порой возникает непредвиденный комический эффект. Так крестьяне числом примерно 200 во время танца буквально висят на плечах у Фауста, а он в это время поет: "Что там за шум".

В третьем режиссер берет передышку, Если не считать того, что Менуэт блуждающих огней решен с помощью китайских фонариков в темноте в стиле небогатого тюза.

Зато в четвертом. О, в четвертом! Маргарита спела, Фауст подписал договор и тут, видимо, Штайн осознал,что финишная ленточка близко, да и Большой не для рафинированных эстетов и пора врубать педаль газа в пол. "Скачка в бездну" превращается в адский (ну да, каламбур не оригинален, сорри) трэшак. Сверху спускаются два крупа лошадей, затем они уже с Фаустом и Мефистофелем чуть поднимаются вверх. Нынче не 19 век, флугверк выглядит как детская каруселька. На экране последовательно возникают змей, черепа, скелеты. Открывается огненная яма, откуда черти начинают тащить блондинок. Хоррор класса B обретает черты sexploitation. Зал уже не дышит, но тут все и заканчивается. Про ангелов в финале лучше даже не писать.

Вокально и актерски лучшим был Дмитрий Белосельский. Харизматичный Мефистофель нового поколения, деловито предлагающий кабальный договор на ипотеку.

Ксения Дудникова в начале "Любви волшебный пламень" драматически разошлась с оркестром, потом все выправилось, но "Готическая песня" ей удалась лучше. Меццо-то великолепное, и надо просто подождать несколько представлений, пока впоется в партию.

Слабое звено - Саймир Пиргу в роли Фауста. И образ абсолютно стертый, ничего про него сказать нельзя. И вокально он, такое впечатление, все берег силы непонятно для чего.Уверен, что Мавлянов будут лучше.

Сохиев глушит контрасты. В результате, звучание красивое, плавное, но монотонное.
В общем, при концертном исполнении включается фантазия, на что романтизм и рассчитывает, а недостатки фабулы и условность многих эпизодов затушевываются. Пусть так и остается.
Che mai sento!

Оффлайн Tatulek

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 165
Цитировать
25 июля 2016
Дирижер   Туган Сохиев
Маргарита Ксения Дудникова
Фауст Артуро Чакон-Крус
Мефистофель   Александр Виноградов
Брандер Николай Казанский

Подолью пару капель масла в огонь.

Разочарование вчерашнего вечера - Чакон-Крус. Вот от слова вообще не пошел он у меня, испортил впечатление с первых минут. (своих чакон-крусов в запасниках большого нет?)
Декорации. Они как бы были, а вроде как и нет. Комната Маргариты прошла у меня под кодовым названием "домик Наф-Нафа", жаль его не сдуло к концу вечера.
Топот был, но не только от бравых солдат (эти хоть по тексту), но и во время смен декораций, осуществляемых в онлайн-режиме, так сказать. Это отвлекало. Маргарита поет о своей грешной любви, а на задниках колесиками бум-бум-бум.
Публика сильно оживилась при появлении двух черных дьявольских коней Мефистофеля (бугага), что сюжет чуть было не перескочил с драмы на комедию.

А с другой стороны, шла  я исключительно на  зарекомендовавших себя ранее Виноградова, Дудникову и Казанского. И эти люди не обманули моих ожиданий, за что им большое спасибо :)

Оффлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 208
Что же получается,  Фауста так и не было... Все три состава "провалили" заглавную партию?
И это г-н Урин называет "поднятием" уровня оперы? Видимо, в его "песочнице" тенора ещё не выросли.

А кто сказал, что Н. Мавлянов провалил заглавную партию? :o
Не припомню такого!

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Послушайте дуэт. 3-часть
Фауст - Нажмиддин Мавлянов
https://cloud.mail.ru/public/Benc/p7xvzQB2Y

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Что же, получается, Фауста так и не было в этой поставке? Все три состава провалили главную партию. 
И это г-н Урин называет "поднятием" уровня оперы? Видимо, в его "песочнице" тенора ещё не выросли.
И хоть я сегодня целый день бегал по магазинам, но же не удержался и не отдышавшись, "напел" как примерно должен звучать верхний "до-диез" у Фауста в дуэте.
https://www.youtube.com/watch?v=4TxnB27e6gY

Покажите своей молодёжи, видимо им просто не у кого учиться.
« Последнее редактирование: Июль 26, 2016, 23:32:08 от Алексей »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 783
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Что же, получается, что Фауста так и не было в этой поставке? Все три состава провалили главную партию. 
И это г-н Урин называет "поднятием" уровня оперы? Видимо, в его "песочнице" тенора ещё не выросли.

Вы всех троих послушали, причём живьём, прилетали из Астрахани? Мне кажется, нет, не слышали.

Я, правда, тоже не всех слышала, была в итоге только на одном спектакле, 22 июля, пел С. Пиргу. Нормально он пел, и голос у него без противного вибрато, с приятным звонким тембром. Очень профессиональный и добросовестный вокалист. Может, он не полностью подходит для этой партии (Фауст вообще партия для двух разных голосов, там есть и сверхвысокие ноты, и драматизм), но это не провал и не отсутствие заглавного персонажа.

А судить по газетным рецензиям, а тем более по текстам госпожи Бабаловой - просто глупо! http://mike67.livejournal.com/330104.html
Che mai sento!