Автор Тема: «Билли Бадд» Бриттена в Большом театре (премьера — ноябрь 2016)  (Прочитано 9985 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Любава-забава

"Билли Бадд" Бриттена в Большом

http://lyubava-zabava.livejournal.com/475839.html
_______________

Вопреки предположениям автора поста, нынешний московский блок "Билли Бадда" - не последний. Будет ещё один через год.
Che mai sento!

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 585
"Билли Бадд" 2 марта 2017

Цельный крепкий спектакль, довольно тяжелый, держит внимание, хотя слушать непросто, отличная команда, потрясающие хор и оркестр, прекрасный ровный состав солистов (претензии, разве что, к Новичку - излишне аффектированная мимика на грани гротеска на фоне остальных артистов и слабоватый вокал, жаль, что Б.Волков не пел в этой серии). Роберт Ллойд потрясающ в образе старого Датчанина. Работа Гидона Сакса хороша злодейской экспрессией, образ Джона Дашака сложнее, в т.ч. вокально, мне понравилось, что он окрашивает голос харАктерным тоном, что придаёт персонажу лёгкую юродивость, оправданную в данном случае.

Не могу пока понять, хорошо это или плохо, но постановка носит настолько обобщенный характер, что допускает, по-моему, безграничную вариативность толкования сюжета - от библейской притчи через частную историю с гомосексуальным подтекстом к сексистскому изображению мужского социума до политического памфлета об ужасе тоталитарного общественного устройства. Сцена, когда Вир обходит вокруг стол, на котором лежит тело только что убитого Клэггарта, вызвала невольные (и ненужные  ;D) ассоциации с Тоской, обходящей тело Скарпиа. Интересный момент, когда Старик Датчанин выносит петлю каната для повешения Билли, при этом узел каната несёт как младенца.

Музыку Бриттена не люблю и вряд ли уже полюблю, понравились только хоровые сцены, в некоторых из которых угадываются мотивы грядущих мюзиклов Э.Л.Уэббера, и последняя ария Билли Бадда. В остальном, эту музыку мне интересно было наблюдать, но не слушать.
« Последнее редактирование: Март 03, 2017, 04:42:23 от Надя »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
"Билли Бадд" 2 марта 2017

Сцена, когда Вир обходит вокруг стол, на котором лежит тело только что убитого Клэггарта, вызвала невольные (и ненужные  ;D) ассоциации с Тоской, обходящей тело Скарпиа.

Не знаю, нужные или не нужные, но они возникают. У меня после 24.02 в БТ тоже были ассоциации с "Тоской", и такие же ассоциации были у автора поста про "Билли Бадд", хотя в этом очень интересном посте речь идёт о другой постановке: http://arashi-opera.livejournal.com/938254.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 103
А что, есть какой-то канонический обход Тоской трупа Скарпиа, присутствующий во всех постановках?
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 585
А что, есть какой-то канонический обход Тоской трупа Скарпиа, присутствующий во всех постановках?

Там музыка предполагает, что она не стоит над ним столбом.  :)

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 103
Столбом стоять некогда: порешила - смывайся. Так же как и вокруг стола бродить.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Украинский баритон в Большом: чем уникальна опера «Билли Бадд» на главной сцене страны

Интервью с главным солистом постановки Юрием Самойловым

https://tvrain.ru/lite/teleshow/artificial_selection/otbor-429110/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Я тоже была на спектакле 24 февраля и вскоре обязательно опишу свои впечатления.

Умеете вы анонсировать свои публичные выступления! ;) Публика уже в предвкушении и ждёт с нетерпением! :D

Обещанный отчёт о «Билли Бадде» 24 февраля. :)

24 февраля 2017

Дирижер   Уильям Лейси
Эдвард Фэйрфакс Вир, капитан линейного корабля «Неустрашимый»   Джон Дашак
Билли Бадд, фор-марсовый матрос   Юрий Самойлов
Джон Клэггарт, каптенармус   Гидон Сакс
Мистер Редбёрн, первый лейтенант   Джонатан Саммерс
Мистер Флинт, мастер   Даррен Джефри
Лейтенант Рэтклифф   Грэм Бродбент
Рыжая борода, принудительно завербованный матрос   Марат Гали
Дональд, матрос   Александр Миминошвили
Датчанин, старый моряк   Роберт Ллойд
Новичок   Питер Гийсбертсен
Друг Новичка   Илья Кутюхин
Крыса, корабельный капрал   Станислав Мостовой
Боцман   Николай Казанский
Первый помощник   Александр Киреев
Второй помощник   Константин Сучков
Грот-марсовый матрос   Вадим Бабичук
Артур Джонс, принудительно завербованный матрос   Александр Уткин

Я с очень большим трудом воспринимаю музыку XX века, даже Пуччини (да-да, я из тех примитивных людей, которым в музыке нужны мелодии, или, как написали добрые люди на параллельном форуме, «мотивчики»), поэтому поход на Бриттена для меня подвиг, который я совершала ради того, чтобы послушать в живом спектакле моего самого любимого баса Роберта Ллойда, пусть и в маленькой партии, «поставить галочку».

Предварительно ознакомиться с записью оперы не удалось, не хватило терпения более чем на полчаса. Подготовка заключалась лишь в прочтении синопсиса. Обычно, если речь идёт об опере близкого мне по духу композитора, я слушаю записи и иду оценивать исполнение. Здесь мне сравнивать было не с чем, и я собиралась терпеть и скучать, глядя на тёмную сцену (судя по фото) в течение трёх часов. (Кстати, оказывается, возможна и вполне классическая постановка этой оперы - например, в Михайловском театре шла венская постановка с костюмами XVIII века).

На деле, к моему удивлению, получилось иначе. Я с большим интересом посмотрела спектакль. Пусть музыка Бриттена и не услаждает мои уши, но в этом спектакле сработал другой важный для меня критерий — совпадение артистов и персонажей. Хороший каст и хорошая режиссёрская работа с артистами. В результате я поверила всем участникам спектакля — и по отдельности, и в совокупности, поэтому мне было интересно следить за перипетиями сюжета, меня зацепило, и несколько дней после спектакля я думала о произошедшем с Билли Баддом. Достоверности прибавлял и тот факт, что британский сюжет на музыку британского композитора исполняли преимущественно британцы. Получилось аутентично.

Джону Дашаку удался образ капитана, который демонстрировал внешнюю уверенность в себе и умело скрывал свои внутренние метания. В этом спектакле очень чётко показано, что капитан был не прав, отправив Бадда на казнь. Вир рассуждает о книжной морали, оторванной от жизни, а когда ему пришлось принимать решение, он, звёздный капитан, весь в белом, поступил не по справедливости. Внешне он волевой, а внутренне – нет. О правильности исполнения партии я судить не могу, но голос в этом зале звучал хорошо.

Юрий Самойлов очень подходит на роль/партию, мечтательный, симпатичный, витает в облаках. Опять же, по Бриттену сложно судить, но мне показалось, что Самойлов – хороший певец. (Ещё я вспомнила, что слышала Самойлова в Пезаро в «Путешествии в Реймс», он пел Дона Альваро.)

Джон Клэггарт, злодей в «Билли Бадде» – это смесь между Скарпией, Мефистофелем и Великим Инквизитором. Гидон Сакс был очень убедителен.

Понравился Марат Гали в роли абсолютно штатского человека, которого затащили на корабль и приспособили к тяжелому труду, и по типажу это стопроцентное попадание. Крысу спел и сыграл Станислав Мостовой, понравилась его пластика. Понравился и Новичок Питер Гийсбертсен — и мне не показалось, что его игра была слишком «жирной».

Роберт Ллойд был очень убедителен в роли положительного героя – Датчанина, который старается предупредить Билли о грозящей опасности, а позже утешает его перед смертью. Несмотря на то, что Ллойду 2 марта исполнилось 77 лет, его голос по-прежнему очень красив и звучен. И надо отдать певцу должное, что он поёт небольшие партии, которые ему в этом возрасте точно под силу.

Вроде бы в советское время в СССР Бриттена уважали за критику в адрес капиталистического строя? И правильно. Ведь тут показано, как дворяне берут простолюдинов в рабство (насильно затаскивают на корабль) и устанавливают для них бесчеловечные условия труда и несправедливый сословный суд. Симпатии зрителя полностью на стороне Билли Бадда, бедного, но добросовестного и честного сироты, выходца из народа.

Ещё мне подумалось, что зрители, которые случайно пришли в Большой, не представляя, что это за опера, ощущали солидарность с насильно завербованными матросами. Но у зрителей, в отличие от матросов, была возможность сбежать – в антракте, что многие и делали. :)

Уже после спектакля, получив собственное и вполне твёрдое впечатление, что этот спектакль — о законе и справедливости, я прочитала на параллельном форуме мысль, что в спектакле проводится мысль о неразделённой любви, а так как на корабле одни мужчины, то любовь, соответственно, однополая, и именно любовь была двигателем всего конфликта. Мол, Клэггарт отомстил Бадду за игнорирование. Конечно, не секрет, что Бриттен был геем и что он писал партию Вира для своего возлюбленного (первый факт был мне известен ранее, а про второй факт я прочитала уже после спектакля). Так вот, со всей ответственностью заявляю, что в московской редакции «Билли Бадда» все намёки на любовный конфликт убраны (так что никакие духовные скрепы не пострадали :)) ). Говорят, что в британской версии была какая-то откровенная сцена между. К слову, я не гомофоб, а гомофобы, возможно, Бриттена не могут воспринимать иначе. В любом случае, тема любви в этой опере и в этом спектакле — далеко не на первом месте.

Здесь самый главный вопрос — мог ли капитан Вир спасти Билли Бадда? И почему он не спас его, при том, что очевидно, понимал, что Билли Бадд – хороший юноша, а Клэггарт – подлец? И при том, что имел возможности скрыть преступление? В рамках литературной основы и эпохи — нет, он должен был поступить по чести и по закону, и не мог скрыть убийство и не мог спасти Билли, ибо это создало бы опасный прецедент на корабле, набитом разными людьми, которых нужно держать в подчинении.

Но будь я автором либретто (а опера создавалась в XX веке, когда нравы всё-таки поменялись по сравнению с XVIII веком), то Билли Бадд был бы осужден за непредумышленное убийство в состоянии аффекта, и не более того. Или, особенно в XVIII веке, капитан мог сказать, что злодей Клэггарт умер сам, ударившись о пол, например. Да как угодно мог выгородить Билли. А ещё лучше — не доводить до прямого столкновения. Ведь капитан прекрасно понимал, что Клэггарт клевещет на Билли. Зачем было сводить их в одном тесном помещении?? Нужно было тихонько избавиться от Клэггарта, а Билли дать повышение, о котором он мечтал и которого заслуживал. В общем, в моей версии этого сюжета был бы хэппи-энд, и восторжествовала бы справедливость. С другой стороны, счастливый финал не заставил бы так сильно задуматься и так сильно сопереживать…

В итоге, скажу честно, второй раз не пойду (а следующий блок запланирован на весну 2018 г.), ибо музыкальный материал для меня не привлекателен, но первое и единственное посещение впечатлило. Это качественный спектакль.
« Последнее редактирование: Апрель 06, 2017, 00:08:12 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Battle scene from 'Billy Budd' B. Britten (выложено на канале Юрия Самойлова)

https://www.youtube.com/watch?v=vbtxbrpfwiA
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 103
"Билли Бадд" в Большом

Радиопрограмма: И музыка, и слово
Алексей Парин
Дата выпуска: 11.03.2017


Алексей Парин побывал на показе оперы Бенджамина Бриттена "Билли Бадд", которую Большой театр представил на зрительский суд в ноябре этого сезона, и делится с радиослушателями своими впечатлениями. Ведущий также поговорил с солистом, Джоном Дашаком, исполняющим в спектакле главную партию - Эдварда Фэйрфакса Вира, капитана линейного корабля "Неустрашимый".

Слушать: http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/musicword/21861-billi-badd-v-bolshom
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 103
Я тоже была на спектакле 24 февраля и вскоре обязательно опишу свои впечатления.

Умеете вы анонсировать свои публичные выступления! ;) Публика уже в предвкушении и ждёт с нетерпением! :D

Обещанный отчёт о «Билли Бадде» 24 февраля. :)

Ждать анонсированного рассказа в предвкушении и с нетерпением пришлось "не очень долго", всего-то месяц с небольшим. ;) Я со своим ответным комментарием тоже почти "не задержался". ;D

(Кстати, оказывается, возможна и вполне классическая постановка этой оперы - например, в Михайловском театре шла венская постановка с костюмами XVIII века).

В МихТе и спектакль, и исполнение оперы были, по-моему, совершенно замечательными.

Уже после спектакля, получив собственное и вполне твёрдое впечатление, что этот спектакль — о законе и справедливости, я прочитала на параллельном форуме мысль, что в спектакле проводится мысль о неразделённой любви, а так как на корабле одни мужчины, то любовь, соответственно, однополая, и именно любовь была двигателем всего конфликта. Мол, Клэггарт отомстил Бадду за игнорирование. Конечно, не секрет, что Бриттен был геем и что он писал партию Вира для своего возлюбленного (первый факт был мне известен ранее, а про второй факт я прочитала уже после спектакля). Так вот, со всей ответственностью заявляю, что в московской редакции «Билли Бадда» все намёки на любовный конфликт убраны (так что никакие духовные скрепы не пострадали :)) ). Говорят, что в британской версии была какая-то откровенная сцена между. К слову, я не гомофоб, а гомофобы, возможно, Бриттена не могут воспринимать иначе. В любом случае, тема любви в этой опере и в этом спектакле — далеко не на первом месте.

Я тоже "со всей ответственностью заявляю" о том, что намёки на любовный конфликт не убраны. Так, например, в московской, как Вы выражаетесь, редакции "Билли Бадда" есть сцена, в которой Клэггарт нюхает шейный платок (или косынку? я не знаю, как точно это называется), отнятый им до этого у Билли Бадда.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Irene

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 321
... Так вот, со всей ответственностью заявляю, что в московской редакции «Билли Бадда» все намёки на любовный конфликт убраны (так что никакие духовные скрепы не пострадали :)) ). Говорят, что в британской версии была какая-то откровенная сцена между. К слову, я не гомофоб, а гомофобы, возможно, Бриттена не могут воспринимать иначе. В любом случае, тема любви в этой опере и в этом спектакле — далеко не на первом месте.

Я тоже "со всей ответственностью заявляю" о том, что намёки на любовный конфликт не убраны. Так, например, в московской, как Вы выражаетесь, редакции "Билли Бадда" есть сцена, в которой Клэггарт нюхает шейный платок (или косынку? я не знаю, как точно это называется), отнятый им до этого у Билли Бадда.
Уважаемый Tantris, хотя тема любви в этом спектакле, действительно, не на первом плане, я тоже увидела в постановке вполне внятный намек на любовный поддтекст. И я бы даже сказала, что сцена, в которой Клэггарт  нюхает шейный платок Билли Бада (только не отнятый, а осторожно, медленно снятый им с шеи Билли) не так показательна в этом плане, как ария Клэггарта, где он впрямую говорит о своей любви - ненависти к Билли, а платок при этом всю арию прижимает к своей груди.

« Последнее редактирование: Апрель 11, 2017, 15:39:22 от Irene »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Я тоже "со всей ответственностью заявляю" о том, что намёки на любовный конфликт не убраны. Так, например, в московской, как Вы выражаетесь, редакции "Билли Бадда" есть сцена, в которой Клэггарт нюхает шейный платок (или косынку? я не знаю, как точно это называется), отнятый им до этого у Билли Бадда.

Про платок я помню, но я не увидела в этом намёков на плотскую любовь. Клэггарт забрал у Билли Бадда платок в самом начале его пребывания на корабле, ведь корабль военный, шейный платок - не по форме. Этот платок - символ внутренней свободы Билли Бадда, которая раздражала Клэггарта. Билли "слишком выпендривался", никого и ничего не боялся.

В переводе текста арии Клэггарта в Большом театре всяческие намёки именно на плотскую любовь завуалированы. Можно и так трактовать, что Клэггарт завидовал Билли, которого на корабле уважали, тогда как Клэггарта все ненавидели.

А убрана откровенная сцена между Клэггартом и другим персонажем.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 103
Про платок я помню, но я не увидела в этом намёков на плотскую любовь.

Наверное, примерно так же рассуждала и Екатерина Алексеевна Фурцева, когда в Москве с распростёртыми объятиями принимала Бриттена вместе с его любовником Пирсом. ;D

А убрана откровенная сцена между Клэггартом и другим персонажем.

Так это потому, что все урины на Театральной площади спужались, что иначе сбегутся все милоновы с Охотного ряда в обнимку со всеми мизулиными с Большой Дмитровки и учинят шкандаль, который Фурцевой и не снился. ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 103
Но Москва не исключение. В Лондоне этой сцены тоже не было. Её присочинили для Берлина. Оно и понятно: без "не порно, а задорно" немцам и опера не опера.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 103
(Кстати, оказывается, возможна и вполне классическая постановка этой оперы - например, в Михайловском театре шла венская постановка с костюмами XVIII века).

В МихТе и спектакль, и исполнение оперы были, по-моему, совершенно замечательными.

Тема о спектакле МихТа: http://classicalforum.ru/index.php?topic=7666.0
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Но Москва не исключение. В Лондоне этой сцены тоже не было. Её присочинили для Берлина. Оно и понятно: без "не порно, а задорно" немцам и опера не опера.

Да уж. Об этом рассказывает Гидон Сакс (исполнитель партии Джона Клэггарта)

https://parniplus.com/lgbt-movement/art/gidon-saks-perevoploshhenie-v-geteroseksualnyh-personazhej-menya-zavorazhivaet/
Che mai sento!

Оффлайн Irene

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 321
Обещанный отчёт о «Билли Бадде» 24 февраля. :)
...Уже после спектакля, получив собственное и вполне твёрдое впечатление, что этот спектакль — о законе и справедливости, я прочитала на параллельном форуме мысль, что в спектакле проводится мысль о неразделённой любви, а так как на корабле одни мужчины, то любовь, соответственно, однополая, и именно любовь была двигателем всего конфликта. Мол, Клэггарт отомстил Бадду за игнорирование. Конечно, не секрет, что Бриттен был геем и что он писал партию Вира для своего возлюбленного (первый факт был мне известен ранее, а про второй факт я прочитала уже после спектакля). Так вот, со всей ответственностью заявляю, что в московской редакции «Билли Бадда» все намёки на любовный конфликт убраны...
Из статьи о Гидоне Саксе
https://parniplus.com/lgbt-movement/art/gidon-saks-perevoploshhenie-v-geteroseksualnyh-personazhej-menya-zavorazhivaet/

"...В эпоху забивания скреп в консервативном московском театре может появиться опера, конфликт которой строится вокруг гомосексуального любовного треугольника....Режиссер московской постановки Дэвид Олден говорит: «Это история о любви, которая должна быть подавлена и уничтожена».

Собственное и вполне твердое впечатление подчас может оказаться ошибочным, увы.
Возможно, иногда не стоит быть излишне безапелляционным, в том числе в резких и критических замечаниях в чей-либо адрес. 


« Последнее редактирование: Май 11, 2017, 01:03:38 от Irene »

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 103
рассказывает Гидон Сакс (исполнитель партии Джона Клэггарта)

https://parniplus.com/lgbt-movement/art/gidon-saks-perevoploshhenie-v-geteroseksualnyh-personazhej-menya-zavorazhivaet/

Он такой сказочник! ;D Чуть ли не все герои опер у него геи: Каспар, Дон Альфонсо, Линдорф, Коппелиус, Дапертутто, Миракл, далее по списку. ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 388
Он  их такими видит.
В принципе, как одна из теорий мотивации персонажа, вполне))).
Особенно, про Альфонсо.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 103
Гидон Сакс: в России я получил поразительный опыт

Бас-баритон Гидон Сакс исполняет роль Джона Клэггарта в опере Бенджамина Бриттена «Билли Бадд», премьера которой состоялась в Большом театре в ноябре 2016 года. Клэггарт – начальник полиции на военном корабле «Неустрашимый». Его цели саморазрушительны, а средства нещепетильны; он гибнет из-за собственных интриг, но губит и Билли. На сцене Сакс завораживает неспешной пластикой сытой змеи и стремительными бросками змеи голодной – рисунок роли полностью соответствует музыке партии, в которой мрачная тягучесть взрывается вихрями беспросветного отчаяния под утробный гул контрафагота.

http://musicseasons.org/gidon-saks-v-rossii-ya-poluchil-porazitelnyj-opyt/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау