Автор Тема: Николай Луганский (р.1972, Москва), пианист  (Прочитано 276281 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Николай Луганский
« Ответ #25 : Апрель 17, 2008, 18:21:17 »
А вдруг и Александр Александрович совершил прогресс? Вы не допускаете такого?...
Просто я доверяю Николаю Луганскому... Вряд ли он стал бы играть с бездарным дирижёром.

Прогресс всегда возможен, к тому же зачем говорить сходу о "бездарности" ? Мне кажется, что не следует использовать радикальные термины, а то у нас часто разбрасываются такими определениями как "гениальный", "бездарный", в результате чего складывается впечатление, что кроме гениев и бездарей больше никто не встречается нам на жизненном пути :) В то время как подавляющая часть людей, в т.ч. и людей творческих профессий, занимает промежуточное положение между этими двумя крайностями.
Также дело тут не в "доверии" - чаще всего всё зависит от стечения обстоятельств, но для меня довольно странно, что Луганский слишком часто играет с Ведерниковым, потому что, судя по многочисленным отзывам, ничего особо выдающегося в результате такого сотрудничества доселе не получалось.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 324
Re: Николай Луганский
« Ответ #26 : Апрель 17, 2008, 22:18:23 »
[
Возможно, хотя в их исполнении я слышал почти все эти пьесы ещё в 90-х годах.
Кстати, большинство произведений, которые они будут играть, выпущено на CD в их исполнении.

"Симфонические танцы" Рахманинова они никогда ещё не играли (и, стало быть, не записывали). То же самое и относительно сонаты Моцарта-Грига (только не знаю, какую они будут играть) - впервые будут играть.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Николай Луганский
« Ответ #27 : Апрель 21, 2008, 12:17:35 »
"Симфонические танцы" Рахманинова они никогда ещё не играли (и, стало быть, не записывали). То же самое и относительно сонаты Моцарта-Грига (только не знаю, какую они будут играть) - впервые будут играть.

Ну вот, а мне говорили, что они опять сыграют обе сюиты Рахманинова и "Вальс" Равеля, а там, оказывается, Моцарт-Григ ?
Информаторам концертных залов никогда нельзя полностью доверять :) Впрочем, программу могли поменять сами исполнители, ведь планы концертов верстаются на годы вперёд и всё может поменяться. У нас замену произведений осуществлять проще, чем за рубежом, где за это и штрафануть могут.
Но что касается "Симф. танцев" для 2-х ф-п, то я не поклонник этой версии, она мне кажется слишком бедной по звучанию в сравнении с оркестровым оригиналом.
« Последнее редактирование: Октябрь 22, 2008, 17:33:58 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 324
Re: Николай Луганский
« Ответ #28 : Ноябрь 07, 2008, 00:30:55 »
5 ноября 2008 г. в БЗК должен был быть концерт наших двух замечательных музыкантов Вадима Репина и Николая Луганского. Позволю себе поместить здесь моё сообщение об этом концерте, размещённое на форуме "Классика" Бориса Лифановского.

Этот концерт состоялся. К сожалению, просвещённая публика нашего форума никак не отозвалась на это замечательное событие в нашей музыкальной жизни.
Это меня удивляет и настораживает. Видимо, прав изгнанный с нашего форума незабвенный ПИОНЕР, когда писал, что форум Классика превратился в обычную интернетовскую говорильню обо всём и ни о чём.

В своём блистательном эссе о концерте Николая Луганского, состоявшемся в ноябре 2007 г,

ttp://www.classicalforum.ru/index.php?topic=310.0

он описал многое из того, что я понимал своим непросвещённым восприятием, но, вестимо, не будучи музыкантом, никак не мог сформулировать это таким замечательным образом.

Уж ежели профессионалы обходят молчанием такие замечательные события в нашей музыкальной жизни (как это было и с совершенно потрясающим концертом Луганского в ноябре прошлого года), то придётся мне, любителю, обратить внимание любителей музыки (я уже давно понял, что профессиональные музыканты, как правило, занимаются личными проблемами, но вовсе не музыкальными) на этот замечательный концерт.

Итак, 5 ноября 2008 г. в Большом зале Московской государственной консерватории состоялся концерт двух наших великих (я не побоюсь этого слова) музыкантов: Вадима Репина и Николая Луганского. Этот концерт планировался давно, где-то два года тому назад, но жестокая травма плеча Николая Луганского отложила этот концерт надолго. Трудно совместить концертные графики этих двух мировых звёзд, поэтому надо благодарить небо, что это событие, наконец-то, произошло.

Итак, программа:
К.Дебюсси. Соната для скрипки и ф-но g-moll
С.Франк. Соната для скрипки и ф-но A-dur
*****
Л.Бетховен. Соната для скрипки и ф-но A-dur op.47 ("Крейцерова")

Что могу сказать? Это было нечто! Я сперва удивился, увидев рояль с полностью открытой крышкой (обычно на камерных концертах такого рода рояль бывает полность закрыт или полуоткрыт на маленькую подставку). Не заглушит ли рояль скрипку, взволновался я.

Нет, не заглушил. Такого рояльного сопровождения мне не приходилось слышать почти никогда. В своём вышеупомянутом замечательном эссе г-н Предлогов (бывший Пионер с нашего форума) отмечал необыкновенный прогресс в звукоизвлечении Н.Луганского. (Я это слышал всегда).

В сонате Дебюсси эти изысканные импрессионистские звучания рояля просто поражали. Перламутрово-матовый звук рояля и нежно-обворожительное звучание скрипки просто завораживали слушателей.

Соната Франка потрясла меня своим настроением и беззащитной прелестью. Нежность и страстность, энергия и могучая устремлённость просто поражали.

Но, конечно, апофеозом была Крейцерова соната. Я слышал исполнение этой сонаты Репиным на компакт-диске Дойче Граммофон, где наш прославленный скрипач играл с замечательной пианисткой Мартой Аргерих. Скажу откровенно, при всей моей любви к обоим исполнителям, эта запись мне не понравилась. Сколь велика был разница вчерашнего исполнения по сравнению с вышеупомянутой записью! Не берусь описывать это выдающееся событие моей жизни, моих слов не хватит. Надо было присутствовать...

На бис были исполнены:
Д.Шостакович. Прелюдия (транскрипция для скр. и фп. одной из фп. прелюдий)
Б.Барток. 6 румынских танцев.
И.Брамс. Венгерский танец.
П.Чайковский. Вальс-скерцо.

Бисы были обычны для концертов скрипачей, и после незабываемой основной программы не произвели на меня особого впечатления, кроме, быть может, Румынских танцев Б.Бартока, впечатливших своей музыкальной необычностью и какой-то природной силой и свежестью.

Меня поразила публика. Обычно довольно равнодушная и избалованная, она воспринимала весь концерт с огромным энтузиазмом. Когда на очередной вызов артистов они выходили вновь, причём НЛ нёс в руках ноты очередного биса, то зал разражался рёвом и криками. Такого мне не приходилось слышать в своей жизни (только на певцах).

Только к концу сегодняшнего дня мне удалось прийти в себя от такого великолепного концерта. Такие случаются нечасто, я счастливец, что был там.

Какие замечательные люди мне там встретились:
Александр Князев, Александр Мельников (скрипач, не пианист), Сергей Накаряков (великий трубач) и многие другие...

Но особенно меня потрясла Светлана Захарова, наша замечательная балерина. Она присутствовала на концерте и преподнесла потрясающей красоты букеты обоим исполнителям. Светлана такая тоненькая и хрупкая. Никогда не видел балерин так близко и, увидев её наяву, я понял, почему Настю Волочкову исключили из театра...

После этого незабываемого для меня концерта оба музыканта в 5 часов утра поехали в аэропорт и улетели в Америку в совместное турне...



P.S. от Predlogoff:
Здесь, в потоке о В.Репине, помещены отклики прессы:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1375.0
« Последнее редактирование: Ноябрь 10, 2008, 11:19:15 от Predlogoff »

Оффлайн westa

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 128
Re: Николай Луганский
« Ответ #29 : Ноябрь 11, 2008, 22:48:16 »
Слышал ли кто-нибудь в исполнении Николая Луганского "Ночной Гаспар" Равеля?
Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 324
Re: Николай Луганский
« Ответ #30 : Ноябрь 12, 2008, 20:27:03 »
Слышал ли кто-нибудь в исполнении Николая Луганского "Ночной Гаспар" Равеля?
Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.

Мне посчастливилось дважды послушать "Ночного Гаспара" в исполнении Николая Луганского: 24 декабря 2006 г.  на "Декабрьских вечерах" в Музее изобразительных искусств и 5 апреля 2007 г. в БЗК.

Мои впечатления самые положительные, а от исполнения в Пушкинском музее - самые восторженные.  Эти оба концерта обсуждались на Форуме "Классика" (особенно второй - в БЗК,  которому там был посвящен отдельный поток) , на котором я, кстати, Вас когда-то встречал. Так что Вы там не заблудитесь и легко всё найдёте.  А я уже устал отстаивать НЛ на том Форуме от нападок, что он, дескать, играет безлико и бездушно.  К тому же я непрофессионал, и моё мнение не может иметь особо весомого значения.

Оффлайн westa

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 128
Re: Николай Луганский
« Ответ #31 : Ноябрь 14, 2008, 00:43:47 »
Kleon, спасибо Вам за ответ. Завидую, что Вы слушали это фантастически сложное и виртуознейшее произведение в исполнении Луганского. 

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 324
Re: Николай Луганский
« Ответ #32 : Декабрь 08, 2008, 23:15:56 »
Сообщаю для интересующихся ставшую мне сегодня известной программу концерта (11.12.08) Николая Луганского на "Декабрьских вечерах - 2008"

И.С.Бах-С.Рахманинов. Прелюдия, гавот и жига из Партиты №3 E-dur для скрипки соло (BWV1006)
Ф.Шопен. Соната №3 h-moll op.58
***
Ф.Лист. Их цикла "Годы странствий"
   Обручение (по картине Рафаэля)
   Фонтаны виллы д'Эсте
С.Рахманинов. 8 этюдов-картин ор.33
« Последнее редактирование: Декабрь 12, 2008, 01:17:15 от Kleon »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Николай Луганский
« Ответ #33 : Декабрь 11, 2008, 16:42:49 »
Уважаемый Kleon (обращаюсь и к другим участникам), если побываете на концертах
Н. Луганского 12 и 18 января, напишите, пожалуйста, о своих впечатлениях.
Я думала о том, чтобы приехать 18 числа в Москву, но, к сожалению, не получается.
Хорошо бы, конечно, послушать - хотя бы в записи.

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 324
Re: Николай Луганский
« Ответ #34 : Декабрь 12, 2008, 01:09:26 »
Уважаемый Kleon (обращаюсь и к другим участникам), если побываете на концертах
Н. Луганского 12 и 18 января, напишите, пожалуйста, о своих впечатлениях.
Я думала о том, чтобы приехать 18 числа в Москву, но, к сожалению, не получается.
Хорошо бы, конечно, послушать - хотя бы в записи.

Уважемая Кантилена,
эти концерты 11 и 18 ДЕКАБРЯ!!! Не января!!! Может, сможете 18 декабря приехать?
Я только что вернулся с концерта из Пушкинского музея, но сил нет, чтобы что-то рассказать. Может быть, позднее. На меня, как на непрофессионала, последействие влияния музыки очень долго длится.


Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 324
Re: Николай Луганский
« Ответ #35 : Декабрь 12, 2008, 01:54:58 »
Насколько я осведомлён, сегодня, 12 декабря 2008 г., где-то днём по радио "Орфей" должна состояться трансляция минут на тридцать, с этого концерта НЛ в ГМИИ. У меня нет точного расписания этой радиостанции, которая теперь вещает не только на УКВ, но и на FM на частоте 99.2 МГц.

Кто ищет, тот обрящет. Я не буду искать, поскольку слышал живьём на концерте.

Так что кое-что с этого концерта  можно услышать в профессиональной записи

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Николай Луганский
« Ответ #36 : Декабрь 12, 2008, 15:52:03 »
 :))) Да, конечно, я имела в виду декабрь. Это со мной случился заскок, т.к. изучала параллельно январскую афишу: думаю одно - пишу другое :)). Если бы были выходные или хотя бы пятница, то, может быть, я бы и собралась, но сейчас мне никак не вырваться.
Может быть, Н. Луганский как-нибудь сыграет в Петербурге. Почему-то это случается очень редко.
Радио "Орфей" на УКВ у меня не ловится - слабый сигнал, а в FM-диапазоне в Петербурге трансляции нет, на FM идет вещание только по Москве.
На "Классике" что-то, я смотрю, нет обсуждения вчерашнего концерта, как и вообще обсуждения крупных музыкальных событий.

Если будет возможность, расскажите о концерте  :)).

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 324
Re: Николай Луганский
« Ответ #37 : Декабрь 12, 2008, 23:47:40 »
На "Классике" что-то, я смотрю, нет обсуждения вчерашнего концерта, как и вообще обсуждения крупных музыкальных событий.

Если будет возможность, расскажите о концерте  :)).

С удовольствием исполняю Вашу просьбу, но не обессудьте за мою наивность и непрофессионализм, я всего лишь простой любитель...

Каждый фестиваль "Декабрьские вечера" всегда имеет своё художественное обрамление. Его посвящают какому-либо художнику, писателю или какому-то художественному явлению. Соответственно этому подбирается по возможности и музыкальная программа. В этом году это обрамление звучит так: "Посвящение Тёрнеру: образ и звук". Как всегда, организуется выставка, посвящённая этой теме. Публика может приобщиться к другому искусству перед концертом и в перерыве между отделениями. Огромное количество работ Тёрнера выставлено сейчас в Колонном зале по обе стороны от главной лестницы и в самом Белом зале, где происходят концерты. Я никогда не думал, что в Пушкинском музее хранится столько работ этого замечательного художника (может, их специально привезли для этого случая? не могу сказать). Художник очень интересный. На мой взгляд, он как-то задолго предвосхитил всех этих французских импрессионистов.

Программу концерта я уже сообщал выше. Она была составлена именно в соответствии с темой фестиваля этого года: "Образ и Звук". Концерт прошёл очень качественно, как всегда у Николая Луганского. В первом отделении какое-то время меня очень раздражал рояль (правда, м.б. это я сам не смог быстро включиться в слушание). Это была Ямаха, огроменная для такого небольшого зала, очень неравномерная по регистрам: ослабленные басы и очень громкий стеклянно-резковатый дискантовый регистр. А несколько нот где-то во второй октаве вообще тембрально выпадали из общего строя и звучали как звонок мобильного телефона.

НЛ, видимо, изрядно волновался, так как первая транскрипция Бах-Рахманинов прозвучала не так, как она могла бы у такого мастера. Боюсь, что это было его первое исполнение этой пьесы. Было много мелкого гороха, несовпадение правой и левой рук, борьба со звуковыми особенностями рояля. Но НЛ умеет укрощать любой инструмент. И уже к середине сонаты Шопена всё стало на свои места. Появилось свободное дыхание, рояль перестал звенеть и огрызаться. Пошла большая музыка.

А во втором отделение для меня наступил полный восторг. Фонтаны виллы д"Эсте мне понравились даже ещё больше, чем на превосходном ноябрьском концерте, который замечательно описал Предлогов в своём великолепном ревю в начале этого потока. А уж Этюды-картины были изумительны. Я их слушал множество раз, в том числе и в исполнении самого НЛ (живьём и на его компакт-диске с двумя циклами Этюдов-картин ор.33 и ор.39). К сожалению, не могу написать что-то более разумного с музыкантской точки зрения, так как лишён музыкального образования. Но лучшего исполнителя для Рахманинова я с трудом могу себе представить.

На бис были исполнены:
С.Рахманинов. Прелюдия G-dur op.32 n.5
Ф.Шопен. Этюд F-dur op.10 n.8
С.Рахманинов. Прелюдия (тональность не вспомню) op. 32 n.12

А 18 декабря в БЗК он с Ю.Симоновым исполнит 1-й концерт Брамса.

На концерте видел Ирину Александровну Антонову (директора ГМИИ), А.А.Золотова (профессор-музыковед, бывший когда-то зам.министра культуры) и проф. С.Л.Доренского. Сергей Леонидович как-то неважно выглядит. Антонова поздравила исполнителя и подарила ему роскошно изданный альбом Тёрнера. Мне было очень завидно, потому что перед концертом я справлялся в музейном книжном ларьке и получил ответ, что этот альбом распродали в первые же дни фестиваля.
« Последнее редактирование: Декабрь 15, 2008, 22:01:22 от Kleon »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Николай Луганский
« Ответ #38 : Декабрь 15, 2008, 18:58:17 »
Большое спасибо за рассказ!
Администрация пушкинского музея вызывает у меня огромное уважение. Они расширяют свою деятельность и всё время ведут какую-то работу - выставочные, издательские проекты. И сохраняют традиции, поддерживая, в том числе, декабрьский фестиваль и его статус. Немногие музейные учреждения столь активны в просветительском отношении и осуществлении различных культурных  мероприятий.

Запись этюдов-картин Рахманинова в исполнении Луганского мне тоже нравится. Они звучат очень современно. Интересно их слушать циклом. Запись сделана совсем молодым пианистом, но удивляет осмысленностью и зрелостью интерпретации. 

Кстати говоря, ноябрьский концерт прошлого года вроде бы, со слов г-на Predlogoff, записывался для телевидения. Но что-то я не помню, чтобы эту запись показывали. Интересно, запишут ли концерт Брамса?

Уважаемый Kleon, если Вас не затруднит, напишите несколько слов о том, как Луганский сыграет 18 числа. Кроме Вас, думаю, здесь сейчас больше некому рассказать :)).
« Последнее редактирование: Декабрь 15, 2008, 19:25:10 от Кантилена »

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 324
Re: Николай Луганский
« Ответ #39 : Декабрь 21, 2008, 00:00:34 »
Кстати говоря, ноябрьский концерт прошлого года вроде бы, со слов г-на Predlogoff, записывался для телевидения. Но что-то я не помню, чтобы эту запись показывали. Интересно, запишут ли концерт Брамса?

Уважаемый Kleon, если Вас не затруднит, напишите несколько слов о том, как Луганский сыграет 18 числа. Кроме Вас, думаю, здесь сейчас больше некому рассказать :)).

Концерт Брамса ТВ не записывало,  а зря!

Но по порядку...

Концерт 18.12.08 в БЗК. АСО МГФ под руководством Юрия Ивановича Симонова.

В 1-м отделении:
Г.Малер. Adagietto из симфонии №5. Прекрасная музыка, только мне показался несколько неприятным какой-то резковатый (м.б. даже визгливый тембр первых скрипок).
 
Затем поставили рояль, и Н.Луганский играл 1-й концерт Брамса.

Я перед этим прослушал по ТВ этот концерт в трансляции из С.Петербурга в исполнении Е.Кисина и оркестра Ю.Темирканова. Мне не очень-то понравилось. Кисин - прекрасный пианист, но в его исполнении мне почему-то мало что нравится. Или звукооператоры слишком усилили ф-но на фоне оркестра или что-то другое, но звук был агрессивным, градаций на Р или РР совсем не было. Кантилены (не Вас, а песнопения) тоже не было. Тычковый звук. Какая-то прямолинейность, если не сказать туповатость звука и смысла.

В БЗК было совсем по-другому.

Там перед этим случилась некая катастрофа. В Москву приезжал прославленный австрийский пианист А.Брендель, совершающий прощальное турне по всем странам мира перед своим уходом с концертной эстрады. Он приехал со своим настройщиком, и они так проинтонировали (накололи иголками молотки)  прекрасный Стейнвей БЗК, что на нём стало невозможно играть с оркестром (так выразился Д.Мацуев, который перед этим играл с БСО/В.И. Федосеев и с В.Репиным в одном концерте). Возможно, для сольного концерта всё это было хорошо, но рояль потерял громкость и полётность звука. Поэтому НЛ играл на другом рояле, который  исходно уступал первому, но теперь остался единственным для игры с оркестром. По звуку он попроще был, чем исходный, но НЛ на любом инструменте умеет достигать невозможного.

Концерт был исполнен замечательно. Я, разумеется, не могу быть объективным, так как всегда впадаю в транс при игре НЛ. И оркестр п/у Ю.И. был великолепен. Гениальная музыка в превосходном исполнении, что ещё нужно любителю? И 1-я часть с её маэстозными возгласами, и 2-я часть с проникновенными звучаниями этого чудесного адажио.  А уж рондо 3-й части, мне кажется, никого не могло оставить равнодушным. Публика была в восторге, чему я тоже очень рад.

Во 2-м отделении прозвучала 7-я симфония Л.Бетховена. Ю.И., как обычно, приплясывал на подиуме, и я радовался, что не видел его во время концерта Брамса (его закрывала крышка рояля),  а то бы он мне сильно мешал бы.

На бис были исполнены три Венгерских танца Брамса (номера не упомню, но самые популярные, м.б. 5-й, 7-й и ещё какой-то).

На концерте видел бывшего министра культуры А.С.Соколова с внучкой, а также А.А.Золотова. А вот С.Л.Доренского не видел. Он уехал в Тель-Авив на фестиваль "Кресчендо" (его ученик Д.Мацуев трогательно заботится о своём профессоре, повёз его с собой, и это вызывает у меня уважение).


       

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Николай Луганский
« Ответ #40 : Декабрь 21, 2008, 21:58:02 »
случилась некая катастрофа. В Москву приезжал прославленный австрийский пианист А.Брендель, совершающий прощальное турне по всем странам мира перед своим уходом с концертной эстрады. Он приехал со своим настройщиком, и они так проинтонировали (накололи иголками молотки)  прекрасный Стейнвей БЗК, что на нём стало невозможно играть с оркестром (так выразился Д.Мацуев, который перед этим играл с БСО/В.И. Федосеев и с В.Репиным в одном концерте). Возможно, для сольного концерта всё это было хорошо, но рояль потерял громкость и полётность звука. Поэтому НЛ играл на другом рояле, который  исходно уступал первому, но теперь остался единственным для игры с оркестром. По звуку он попроще был, чем исходный, но НЛ на любом инструменте умеет достигать невозможного.

Я не совсем понял, что произошло с роялем - быть может, вы расспросите специалистов и расскажете подробнее ?
Но если рояль угробили - а с ваших слов похоже на это, - то тогда вопрос, кому за это дадут по башке ?
Кто позволил так обращаться с дорогущими инструментами, специально отбираемыми и закупаемыми для БЗК ? Кто допустил громил к роялю ?
Да лучше бы Брендель вообще не приезжал, чем с таким "результатом" - а на мой вкус, лучше б он со своими "интерпретациями" вообще на свет не рождался.
Но каково, а ?? У нас прям перед любой иноземной "фафой" готовы пасть ниц - аж готовы лучшими роялями бросаться.
Хулиганство какое-то. Любопытно, чем закончится эта история и с кого вычтут деньги за порчу госимущества.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 324
Re: Николай Луганский
« Ответ #41 : Декабрь 22, 2008, 22:44:33 »
Я не совсем понял, что произошло с роялем - быть может, вы расспросите специалистов и расскажете подробнее ?

Звук фортепиано зависит от многих составляющих и, в частности, от состояния молотков. Молотки, как Вы, разумеется, знаете, покрыты специальным войлоком (фильцем), от качества которого сильно зависит извлекаемый ими из струн звук. Если фильц твёрдый, то звук получается звонче и громче, если фильц мягкий, то звук получается нежнее, но тише, а порой и тусклее.

Со временем, в результате длительной игры, этот фильц на молотках уплотняется, на нём появляются бороздки от многократного соударения со струнами. Звук становится резче и неприятнее. Молотки изнашиваются неравномерно по регистрам, поэтому появляется неуравновешенность звука по регистрам. Поэтому со временем настройщики выполняют интонирование фортепиано. Это сложная процедура выравнивания регистров и приведения механики и молотков в порядок. Бороздки на молотках устраняются их шлифовкой. Если молотки очень уплотнились, их накалывают специальным инструментом (интонировочные иглы он называется). Таким образом тело молотка разрыхляется, оно становится более мягким и пушистым. Однако при этом сила звука уменьшается и его полётность тоже.

Видимо, настройщик А.Бренделя злоупотребил этим накалыванием. Звук рояля стал нежнее, мягче, интимнее, что годится, естественно, для сольного концерта, когда, кроме фортепиано, нет никаких других инструментов. Но для концерта с оркестром, тем более в большом концертном зале, такая процедура чревата тем, что фортепиано оказывается не в состоянии пробить звуковую толщу оркестра, а усиление удара по клавишам приводит к искажению звучания и усталости исполнителя.

Восстановление звука фортепиано после такого нехорошего переинтонировния требует уплотнения молотков, что достигается их новой шлифовкой, а в особо ужасных случаях их приходится пропитывать специальными химикалиями (обычно это какие-то лаки и клеи). В общем, это довольно трудоёмкая работа, требующая от настройщика высокой квалификации и хорошего музыкального слуха.

Отвечать за это злодеяние никто, естественно, не будет. Я не знаю, кто сейчас в БЗК является главным настройщиком после ухода Евгения Георгиевича Артамонова на пенсию. Надеюсь, что это поправимо. На худой конец, придётся БЗК купить новый комплект молотков. Это недёшево, но и не смертельно для филармонии. Они сейчас заламывают такие цены на билеты, что приходится вспоминать "проклятую советскую власть", когда самый захудалый студент мог попасть на любой концерт (я имею в виду цену билетов). Ну да, ведь искусство принадлежало народу.

Сейчас за границей билеты на самых больших звёзд стоят в 2-3 раз меньше, чем у нас в Москве. Теперь у нас искусство принадлежит олигархам. Не знаешь, огорчаться или радоваться.

« Последнее редактирование: Декабрь 22, 2008, 23:18:17 от Kleon »

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 324
Re: Николай Луганский
« Ответ #42 : Февраль 20, 2009, 18:39:07 »
1-го марта с.г., в воскресенье, Николай Луганский будет играть в БЗК ля-минорный концерт Р.Шумана вместе с оркестром "Misica Viva" под управлением А.Рудина. Оркестр отмечает свой 35-летний юбилей.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Николай Луганский
« Ответ #43 : Февраль 20, 2009, 20:40:29 »
1-го марта с.г., в воскресенье, Николай Луганский будет играть в БЗК ля-минорный концерт Р.Шумана вместе с оркестром "Misica Viva" под управлением А.Рудина. Оркестр отмечает свой 35-летний юбилей.

А 22-го марта 2009 - его сольный вечер в БЗК :)

Сонатный вечер Николая Луганского (фортепиано)

В программе:
Л. Яначек. Соната «1.10.1905 г.»
С. Рахманинов. Соната № 1 ре минор, соч. 28
Ф. Шопен. Соната № 3 си минор, соч. 58

«Пианист огромного технического дарования и врожденной музыкальности» (Gramophone).

http://www.parter.ru/parter/ru/muzika/klasika/67/48674/

Сольный концерт пианиста Николая Луганского можно озаглавить «Сонатный вечер», ведь в программе заявлены три разноплановых сонаты – Леоша Яначека, Сергея Рахманинова и Фредерика Шопена. Если опус польского романтика давно стал репертуарной составляющей любого концертирующего пианиста, то подобного не скажешь о двух других сочинениях.
Редчайший гость на концертной сцене – соната чешского композитора Леоша Яначека, озаглавленная «1.10.1905 г.» (второе название «С улицы»). Это сочинение – реакция композитора на политические события в Брно (1 октября 1905 года австрийские солдаты разгоняли в городе молодежную демонстрацию). Завершив сонату за несколько месяцев, уже в январе 1906 года Яначек представил трехчастный цикл публике. Но после премьеры композитор уничтожил сочинение, выбросив клавир в воды реки Влтавы. Впоследствии две части сонаты – «Предчувствие» (I часть) и «Смерть» (II часть) – все же удалось восстановить по сохранившимся наброскам. Соната «1.10.1905 г.» недавно вошла в репертуар Николая Луганского, и он впервые представляет ее столичной публике.
«Рахманинов – это величайший гений русской музыки, любимый композитор пианистов. Мне доставляет огромное наслаждение играть и работать над его музыкой», – говорит Николай Луганский. Он продолжает своеобразную миссию «рахманиста» и снова знакомит слушателей с фортепианными сочинениями композитора. Если прошлый концертный сезон пианист завершил исполнением всех его сочинений для фортепиано с оркестром, то для сольного концерта Николай выбрал Первую сонату Рахманинова.
Первое сочинение композитора в этом жанре не удостоено столь большой популярности, как его знаменитая Вторая соната. И оттого ее концертная история, равно как и звукозаписывающая, ничтожно мала. Николай Луганский решил пополнить немногочисленный ряд пианистов, оценивших своеобразие фортепианного цикла композитора.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Re: Николай Луганский
« Ответ #44 : Февраль 21, 2009, 16:17:26 »
Впервые познакомился с игрой этого пианиста совсем недавно - по телеканалу "Культура" передали часть его концерта, я застал пьесы Прокофьева по "Ромео и Джульета". Впечатление довольно среднее. Хуже всего звук - какой-то немного размытый, бесформенный. Звук, не соответствующий характеру композитора. Я даже чуть-чуть расстроился... Как так, если это пианист с известным именем, и вот так "средне" играет, а публика дарит ему цветы, то каков же сейчас вообще уровень фортепианного исполнительства?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Николай Луганский
« Ответ #45 : Февраль 21, 2009, 17:12:01 »
Впервые познакомился с игрой этого пианиста совсем недавно - по телеканалу "Культура" передали часть его концерта, я застал пьесы Прокофьева по "Ромео и Джульета".

Любопытно, с какого концерта это записано.
Кстати, а что там ещё было в этой передаче ?
Если это запись с того концерта в БЗК (27.11.2007), на котором я побывал, то я категорически не согласен с вашей оценкой игры Луганского.
Хотя, разумеется, всегда надо сделать скидку на искажение живой игры фонограммой: я так и думал, что "волшебство" может и не отпечататься в записи :)))

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=310.msg3480#msg3480

Иной раз Луганский вдруг принимает строгий вид и играет весьма академично - иногда даже чересчур академично, - но у него же бывают концерты, в которых он поражает звуковым мастерством и вполне романтическим вИдением исполняемого, особенно если исполняет как раз романтику или то, что можно к таковой причислить, например, балетные транскрипции Прокофьева.
« Последнее редактирование: Февраль 21, 2009, 17:32:08 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Николай Луганский
« Ответ #46 : Февраль 22, 2009, 15:38:38 »
А самое главное, это, конечно, Ваши рекомендации по поводу концертов, г-н Predlogoff.
Очень хорошо Вы рассказали о программе концерта Луганского 22 марта, я собираюсь.

Я пока тоже собираюсь, уж не знаю, как получится ближе к делу в плане наличия времени.

Пожалуйста, порадуйте рассказом о концерте Луганского.
Увы, приходится довольствоваться только ТВ версиями.

Уж не знаю, порадую ли или огорчу, но если пойду туда, то расскажу :))
Не понимаю, кстати, почему бы БЗК тоже не организовать интернет-трансляции своих концертов параллельно я их записью.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Николай Луганский
« Ответ #47 : Март 02, 2009, 20:41:47 »
Я почти уверен, что Kleon побывал на вчерашнем (01.03.2009, БЗК) выступлении, где Луганский играл Концерт Шумана :)

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=929.msg21398#msg21398
 
А я вчера там не был, но зато вчера вечером на сон грядущий послушал "24 прелюдии" Шопена в исполнении Луганского - запись рубежа веков, то ли 1999-й, то ли 2000-й год.
На мой взгляд, он тогда зафиксировал в студии выдающееся исполнение, хотя сегодня, я уверен, он сыграл бы этот опус по-другому - менее абстрактно и ещё более мягким, светящимся звуком. Всё это потенциально уже было в этой записи, но в ней зафиксирован скорее его "путь к Шопену", нежели какое-то финальное достижение, которое можно было бы поставить рядом с трактовкой, скажем, Софроницкого, которую на данный момент я считаю (в стилевом плане) эталонной.
Вообще любопытно сопоставить нынешний шопенизм, например, Володина и Луганского - тем более, что Луганский скоро сыграет шопеновскую Сонату h-moll, которую недавно играл Володин. На мой взгляд, им обоим присуще нечто субъективно схожее, следовательно, объективно общее в подходе в Шопену - не столько, собственно, примат "рацио", свойственный им обоим, сколько чистота и "белизна", напоминающие о той "белизне", о которой говорил Гаккель применительно к Шопену Рихтера: отсутствие безоглядной "горячности" и изумительное пианистическое и тембровое мастерство. Наверное, применительно к их игре следовало бы говорить о том самом "строгом романтизме", о котором некогда обмолвился Софроницкий.
Что касается "24 прелюдий" у Луганского, то они, конечно, ещё не раз будут им переписаны с целью приближения к некоему намеченному им стилистическому "идеалу", но даже и в этом исполнении чувствуется незаурядность творческих и технических возможностей пианиста и его трепетное отношение и к музыке Шопена вообще, и к этому циклу Прелюдий в частности: невероятное качество и, я бы сказал, "чеканность" пианизма в стремительных пьесах; изумительное и разнообразное туше в пьесах с умеренным движением, естественность каждого поворота мелодии, отточенность каждой интонации; исключительно точная и тонкая педализация (виртуозное владение педалью и при поддержке "вокальности", и при создании "фона" в фигурациях); "белькантовый" звук в " вокальном" (1-2-3-я октавы) регистре, "челестовый" в самых верхах, "виолончельный" в малой и большой октавах; бархатистый, темброво-насыщенный и даже в FF отнюдь не резкий в самых низах; в полифонических моментах - прозрачность всей фактуры и т.п. Т.е. типичная "классика" ф-п звукоизвлечения, некий "эталон".
Если говорить о педальном и звуковом мастерстве, что, конечно, имеет смысл лишь при совокупном рассмотрении этих качеств, то даже и не знаешь, чего ж ещё пожелать-то, потому что в арсенале Луганского имеется буквально ВСЁ :)
Сегодня я мысленно сопоставляю масштаб Кисина и Луганского - ведь они оба в одно и то же время начинали как вундеркинды, - и прихожу к выводу, что искусство Луганского не только техничнее, не только разнообразнее по своим возможностям, не только шире по своему стилистическому охвату, но и серьёзнее, значительнее, философичнее, не побоюсь этого слова, "взрослее", чем искусство Кисина, который до сих пор словно не может выйти из своего "детства золотого" и ныне выглядит "старомодным" отнюдь не в лучшем смысле этого слова. Любопытно сопоставить Луганского также с Мацуевым - сколь ни странным это кому-то покажется, но в их подходах имеется много общего, прежде всего, масштабность трактовок, умение успешно справляться с самыми крупными формами, владение ф-п оркестральностью и т.п.. Но с другой стороны, их отличает мера импровизационности, мера ощущения "свободы как осознанной необходимости" и, в связи с этим, репертуарные предпочтения - к примеру, я не могу себе представить у Луганского многие безделушки, исполняемые Мацуевым и весьма импозантно у него звучащие ). Игра Луганского собраннее, классичнее, "интровертнее", его рубато намного строже - он скорее склонен недодать рубато, нежели переборщить с ним, а Мацуев - наоборот . Луганский никогда не впадёт в горячечные виртуозные преувеличения - а Мацуев вполне может :). И что самое любопытное, у обоих это всё выглядит естественно - и что в рамках исполнительства одного выглядело бы как "недостаток", в рамках исполнительства другого выглядит как "достоинство" - и наоборот .
Пожалуй, я повторю свою мысль, что из сегодняшних наших крупнейших пианистов с Луганским с т.з. "максимального сходства" может быть напрямую сопоставлен Володин, а все вместе они (Володин, Мацуев, Луганский, Руденко и др.) представляют собой любопытный феномен нашего времени - они вступили в российскую музыкальную жизнь словно бы как на "выжженное солнцем поле" , ибо почти все пианисты предшествующей формации разъехались по всему миру . Вновь появившихся особо не с кем было сравнить НЕПОСРЕДСТВЕННО ВООЧИЮ, когда Гилельс и Рихтер  давно уже стали "легендами" - Гаврилов, уехав из России, запутался в своих взаимоотношениях со всей Вселенной, на всех обиделся и забросил свои выступления; Крайнев выступал крайне редко; Башкиров тоже где-то разъезжал, появляясь лишь эпизодически; Алексеев  поселился в Великобритании, где его очень любят и ценят; Л.Берман уехал в мечту своей жизни - в Италию, где и умер в 2005 году, задолго до этого прекратив выступать; Плетнёв заигрался в эстетское экспериментаторство, впав в типичное для эпох социальных сломов "декадентство", демонстрируя исполнительский анархизм и "пафос заката искусства", тем самым  отказавшись от логично ассоциировавшейся с ним "миссии" и перестав быть "маяком" в  отечественном пианизме, на который имело бы смысл и хотелось бы ориентироваться следующим поколениям, а главное, он в существенной степени отошёл даже и от пианизма как такового; Н.Петров и В.Кулешов хотя и выступали в России, но назвать их деятельность "определяющей" я никак не могу; и т.д. и т.п.
Из всего этого выводится картина не слишком радостная - те молодые пианисты следующей формации, о которых я говорю и которые  на фоне фактического отсутствия, бездействия и упадочничества предыдущего поколения чуть ли не "с белого листа" вынуждены были воссоздавать более менее приличную картину пианистической жизни России, хоть чем-то напоминающую ту, что была в 70-80-х годах, не говоря уже о 50-60-х (которой нам никогда уже не видать), ОБЯЗАНЫ были отбросить как разложенческий пафос, так и деловитый академизм, от которого больше попахивает бизнесом, нежели искусством, и ЧЕРЕЗ ГОЛОВУ предыдущей пианистической формации ("отцов") обратились к ЕЩЁ БОЛЕЕ РАННИМ образцам своего искусства (к "дедам"), пользуясь советами своих пожилых наставников и изучая старинные грамзаписи. Я полагаю, что именно сокровища грамзаписи, т.е. опора на опробованные временем исполнительские образцы, вывезла наших музыкантов из той "чёрной дыры", в которую мы все попали в 90-х годах - им удалось перескочить через эту пропасть, подхватив эстафету поколений отечественного пианизма и обеспечив необходимую преемственность. Как говорится, "дети рано повзрослели" , словно во время войны оказавшись без старшего поколения.
И Николай Луганский, который на рубеже 1990-2000-х гг явился одним из лидеров этого "молодёжного движения", безусловно, является сегодня одним из лидеров ныне уже ЗРЕЛОГО, вполне вставшего на ноги и вполне самостоятельного пианистического поколения, за что не только ему, а всем нынешним ведущим нашим пианистам при жизни надо бы памятник поставить :).
Не знаю, радоваться ли этому или огорчаться, но они выросли "на последнем дыхании" прежней системы музыкального образования, которая вплоть до конца 80-х начала 90-х гг функционировала в нашей стране и была той государственной "фабрикой звёзд", в рамках которой по всей стране разыскивались (!) и воспитывались такие музыканты, как Луганский, Мацуев и Володин, но, как говорят о том все, а громче всех Мацуев и Плетнёв, эта система ныне уже не работает и даже более того, она погибает, так что вполне возможно, что мы видим последних её "выпускников" и должны ценить каждый извлекаемый ими звук.
Как говорится в анекдоте, "на мой-то век хватит - мне детей жалко" (с) :))))

Материальчики есть вот тут:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=877.msg21482#msg21482
« Последнее редактирование: Март 03, 2009, 19:19:59 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 324
Re: Николай Луганский
« Ответ #48 : Март 04, 2009, 00:09:13 »
Я почти уверен, что Kleon побывал на вчерашнем (01.03.2009, БЗК) выступлении, где Луганский играл Концерт Шумана :)

Ну конечно же, я был на этом концерте, и он мне очень понравился. НЛ играл концерт Шумана в Москве всего два раза: 7.03.1996 г. и вот 1.03.2009 г.   Первый раз он играл его с оркестром "Молодая Россия "  п/у Марка Горенштейна. А в последний, как уже всем известно, п/у Александра Рудина с оркестром "Musica viva" , отмечающим своё 30-летие.

Я прекрасно помню первое исполнение, оно не произвело на меня выдающегося впечатления из-за, я бы сказал, нечуткости оркестра (правильнее будет сказать - дирижера) по отношению к солисту. Огромная масса оркестра, наваливающаяся на тонкую, нежно-нервную фортепианную партию - это было для меня        несколько мучительно...

А вот с камерным оркестром, в котором было всего 3 пульта первых скрипок, 3 пульта вторых скрипок, два контрабаса и т.д. в той же пропорции - это было чудесно. Пинисту не надо было напрягаться и колотить по клавишам, чтобы пробиться через толстую гущу оркестра. Музыка от этого бесконечно выиграла. Я, вообще-то, всегда несколько осторожно отношусь к Шуману,       его музыка и настроения не очень близки моему характеру. А вот на концерте НЛ мне открылось прелестное звучание, и я даже был поражен той глубине эмоций и страстей при относительно малом числе нот в этом прекрасном концерте.

Концерт открылся Ф.Мендельсоном - "Сказка о прекрасной Мелузине", концертная увертюра ор.32 (я слышал эту музыку впервые). Затем был концерт Шумана. Публика тепло привествовала НЛ, так что ему пришлось сыграть на бис Интермеццо (ор.26/2) из "Венского карнавала" того же атора.
После перерыва была 5-я симфония того же Мендельсона (в этом году все человечество отмечает 200-летие со дня его рождения), исполненная оркестром в немного расширенном составе за счет духовых.

Оркестр мне очень понравился, очень собранный и чуткий, подвижный и отзывчивый на дирижера. В общем, для меня это было прекрасное начало весны.

 
А я вчера там не был, но зато вчера вечером на сон грядущий послушал "24 прелюдии" Шопена в исполнении Луганского - запись рубежа веков, то ли 1999-й, то ли 2000-й год. На мой взгляд, он тогда зафиксировал в студии выдающееся исполнение, хотя сегодня, я уверен, он сыграл бы этот опус по-другому - менее абстрактно и ещё более мягким, светящимся звуком.

Эта запись был сделана в 2001 г. и вышла в свет в 2002 г.
Целиком и полностью рзделяю Ваше мнение относительно этой записи.

 
Любопытно сопоставить Луганского также с Мацуевым - сколь ни странным это кому-то покажется, но в их подходах имеется много общего, прежде всего, масштабность трактовок, умение успешно справляться с самыми крупными формами, владение ф-п оркестральностью и т.п..

Ничего странного нет. Луганский, будучи ассистентом проф. С.Л.Доренского, довольно много занимался и общался с Денисом Мацуевым. Так что они друг на друга вполне могли повлиять.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Николай Луганский
« Ответ #49 : Март 04, 2009, 14:51:57 »
Я тоже порадовалась, что концерт Шумана Луганским  исполнялся в сопровождении  камерного оркестра Александра Рудина, благодаря чему сохранялся очень хороший баланс звучания оркестра и инструмента. Я, конечно, пришла на этот концерт ради Луганского, которого очень люблю за все - за звук, за внешне сдержанную манеру исполнения при глубине интерпретаций, за харизму. В начальных тактах шумановского концерта игра Луганского мне показалась несколько напряженной и резковатой и даже екнуло сердце -что-то будет, но затем появились и мягкость и краски и очень тонкое интонирование звука. Концерт исполнен в  изысканно-благородной манере в утонченно-романтическом ключе, порывистость шумановской музыки укрощалась четким ведением ритма и на волю была отпущена только в финальной кульминации концерта.
  Вообще весь этот  вечер меня очень порадовал после двух подряд стрессовых исполнений - Генделя в КЗЧ 22 февраля http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1235.msg21182#msg21182 и  Скрябина (а также Шопена) в БЗК 26 февраля с.г.
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=715.msg21303#msg21303
 Отлично была исполнена оркестром  блистательно прекрасная музыка Мендельсона, всегда поражающая богатством мелодизма  и гармонии.  Красиво выглядел женский состав оркестра в очень элегантных черных платьях (это тоже имеет значение для общего восприятия концерта). Оркестр А.Рудина "Musica viva" очень достойно отмечает свое тридцатилетие.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.