Автор Тема: Лучшие пианисты отечественной школы 10-х годов XXI века  (Прочитано 34749 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Коллеги !
Произвол на конкурсах, творимый на наших глазах, заставляет прибегнуть к каким-то иным средствам популяризации достойных музыкантов. Я не берусь судить обо всём музыкальном цехе, но могу аргументировать своё мнение по поводу певцов и пианистов, ибо интересовался этими профессиями более глубоко. Чтобы обсуждать другие специальности, этому нужно посвятить достаточное количество времени, потребное на изучение ситуации, поэтому сразу за всё я взяться не могу, но в данном разделе, посвящённом пианистам, логично было бы дать какие-то рекомендации для любителей классической музыки нашей страны в сфере фортепианного искусства.
Проще говоря, имеется необходимость перечислить наиболее значительных пианистов – хотя бы нашей страны, выпущенных нашими музыкальными учреждениями и более-менее регулярно концертирующих в наших городах.
Я не хотел бы устраивать ещё один поток по поводу "иерархии", но какой-то порядок в мозгах пришла пора навести, потому что нет больше сил терпеть издевательства, творимые на музыкальных конкурсах, на которых кого угодно могут отсеять, а кого угодно объявить гигантами и гениями.
Собственно говоря, я уже в неявном виде и в разных потоках перечислял самые достойные, на мой взгляд, фамилии, но готов изложить свои взгляды ещё раз и привести обоснование моей позиции по каждой конкретной кандидатуре. Пусть этот наш "виртуальный конкурс" будет хоть какой-то "народной альтернативой" реальному конкурсному произволу.
Но сначала я должен уточнить некоторые мои базовые посылки, в т.ч. касающиеся отношения к конкурсам. Я всё-таки убеждён, что конкурсы способны сыграть какую-то положительную мобилизующую роль в судьбе музыканта: дело в том, что если человек действительно талантлив, то рано или поздно на том или ином конкурсе (нашем или зарубежном) он свою премию всё равно возьмёт. Нет причин сомневаться в обратном, вопрос тут может состоять лишь в том, сколько времени придётся убить на то, чтобы найти конкурс, на котором будет получена адекватная достойная оценка. Всё-таки это хорошо, что конкурсов достаточно много !  На каком-нибудь из них талантливому человеку премия обломится: я вовсе не против конкурсов и конкурсной системы, я лишь против её фетишизации.
Давайте посмотрим на наших выдающихся МОЛОДЫХ (!) пианистов через призму их конкурсных побед и реальных достижений в искусстве. К "молодым" причисляю тех, кому на данный момент не более 35-40 лет или около того – логично ? Преподношу в свободном порядке в ходе письменного изложения "потока сознания" только то, что держу в памяти. Если я в чём-то ошибся – прошу указать, я внесу исправления в текст.

 

Юлианна Авдеева - лауреат наших и зарубежных конкурсов;
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3777.0

Борис Березовский - лауреат наших конкурсов;
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1806.0

Алексей Володин - лауреат зарубежных конкурсов;
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1339.0

Аркадий Володось – не нуждается в конкурсах и в представлении!
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3165.0

Александр Гаврилюк - лауреат зарубежных конкурсов;
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=8047.0

Лукас Генюшас - лауреат зарубежных конкурсов;
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5753.0

Александр Гиндин – лауреат наших и зарубежных конкурсов;
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=4015.0

Евгений Кисин – не лауреат, но тоже не нуждается в представлении;
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1914.0

Андрей Коробейников - лауреат наших и зарубежных конкурсов;
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1985.0

Сергей Кузнецов - лауреат зарубежных конкурсов;
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2976.0

Пётр Лаул - лауреат наших и зарубежных конкурсов;
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1885.0

Николай Луганский - лауреат наших конкурсов;
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=310.0

Денис Мацуев - лауреат наших конкурсов;
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=612.0

Никита Мндоянц - лауреат наших и международных конкурсов;
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=8282.0

Даниил Трифонов - лауреат наших и зарубежных конкурсов;
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3993.0

Юрий Фаворин - лауреат наших и зарубежных конкурсов;
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1964.0

Николай Хозяинов - лауреат зарубежных конкурсов.
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=6030.0

 
Я перечислил (нарочно в алфавитном порядке ! :)) тех музыкантов, о которых больше всего говорили и за искусством которых я достаточно пристально следил, чтобы рекомендовать всем обратить на них внимание – не потому, что КАЖДЫЙ из них мне близок (некоторые мне вовсе не близки), но потому, что каждый из них является достаточно крупной величиной, и я не могу не осознавать масштаб явления (хотя масштабы тоже различны). Подчёркиваю – обратить внимание именно как на ПИАНИСТОВ, а не как на общественных деятелей, преподавателей и т.п.
В мой список входят и те молодые музыканты, которых я слушаю давно, как, например, Луганский (я слушал его с начала 80-х годов), и те совсем молодые, которых я сумел разглядеть и выделить совсем недавно (лишь в прошлом году - Авдеева, Генюшас, Трифонов).
Допускаю, что этот список можно расширить (уточняю это с той целью, чтобы меня не упрекали во вкусовщине и не требовали насиловать моё собственное музыкальное восприятие), но убеждён, что из него никого нельзя выкинуть !
Как видите, независимо от того, побеждали эти пианисты на конкурсах Чайковского или нет, вряд ли это обстоятельство радикальным образом повлияло на их успехи в искусстве и на их популярность в нашей стране ! Такая "бригада" достойна выступления в ЛЮБОЙ стране мира ! И нам, слушателям, грех жаловаться на судьбу: искусственное и естественное выбытие из концертной жизни России старшего поколения наших пианистов с лихвой восполнено подросшим и подрастающим поколением ! Кто-то из перечисленных пианистов выступает в нашей стране чаще, кто-то реже; кто-то из них живёт в России, а кто-то за рубежом; независимо от этого, их нельзя отделить от российской музыкальной жизни.
И я надеюсь, что все они неоднократно порадуют нас своим мастерством и вдохновением.

P.S.
23-04-2013 добавил А.Гаврилюка и Н.Хозяинова.
10-06-2013 добавил Н.Мндоянца
« Последнее редактирование: Июнь 10, 2013, 15:23:56 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн ioojik

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 16
Еще бы Холоденко добавить... А то Генюшас есть, а Холоденко нет...

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Если продожать список действительно МОЛОДЫМИ, интересными мне представляются Ася Корепанова (уже серьезная творческая личность несмотря на свой юный возраст).
« Последнее редактирование: Март 29, 2012, 19:40:11 от Админ »

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
Очень интересно было бы узнать подробнее о Денисе Кожухине, победившем на последнем Брюссельском конкурсе. Может, у кого-нибудь есть записи его выступлений?

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Очень интересно было бы узнать подробнее о Денисе Кожухине, победившем на последнем Брюссельском конкурсе. Может, у кого-нибудь есть записи его выступлений?

Нашла в своих записях только его 20-минутное выступление на первом туре: Танеев, Бах, Дебюсси, Шопен  http://files.mail.ru/FGFGG3
« Последнее редактирование: Март 29, 2012, 19:39:22 от Админ »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Туда ещё многих можно было бы добавить, например, Мечетину, но .....
Кто бы мне объяснил, почему Мечетина - отлично подготовленная технически и имеющая солидный репертуар - вызывает во мне своей игрой такой мощный внутренний протест, что я не хочу и не могу её слушать, а если приходится, ибо она иногда выучивает ранее никем не игранные произведения, то я ужасно мучаюсь ??
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Мечетину в живом концерте никогда не слышала (только в записи и то мало), так что я настаивать на включение ее в список не буду.
« Последнее редактирование: Март 29, 2012, 19:40:31 от Админ »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
   Господа! При обсуждении столь важной темы хорошо бы иметь не только "горячее сердце, чистые руки" но и "холодный ум" (С), а то ведь получается:
если человек действительно талантлив, то рано или поздно на том или ином конкурсе (нашем или зарубежном) он свою премию всё равно возьмёт. Нет причин сомневаться в обратном...
   Что означает: "...нет причин сомневаться в ложности сказанного мною...".
   Простите за прямоту.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
   Господа! При обсуждении столь важной темы хорошо бы иметь не только "горячее сердце, чистые руки" но и "холодный ум" (С)

А ноги в тепле.
Я помню !
:))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мне подкинули интересные идеи, поэтому хочу ответить и здесь тоже.

Цитата: Michelin;1087281
Думаю, что равных Мацуеву в этом списке просто нет... Человек, который умеет всё на рояле, за роялем и под роялем. Мне кажется, такого разностороннего таланта нужно ещё поискать в мире- думаю не сыщешь...

Понимаете, какая вещь .....
Мацуев, безусловно, фигура дискуссионная, и всё же это выдающийся пианист, большой талант. Но вы же помните притчу о таланте - с талантом можно обойтись по-разному. Я не исключаю, что Мацуев зароет свой талант в течение ближайших 10 лет как раз к концу 10-х годов. Вернее, конвертирует в административные должности и в связанные с ними бонусы. Всё возможно. По крайней мере, сейчас он именно в этом направлении очень активно продвигается, однако, игнорировать его как крупное явление в современном отечественном пианизме было бы, как минимум, странно. Вот и проследим, что с ним станет к концу 10-х годов ! Возможно, что в конце этого срока "рекомендовать" его к дальнейшему прослушиванию уже не придётся ! )

Что касается других неоднозначных фигур, то я не намерен ограничиваться отрицательным отзывом на Култышева и назову ещё несколько спорных кандидатур - Лубянцев, Мечетина.
Если с Лубянцевым, в общем, мне лично всё ясно - это ходячий компьютер, устройство для бодрячески-бесстрастного проигрывания миди-файлов, то по поводу Мечетиной я всякий раз впадаю в глубокую задумчивость: вот кто бы мне объяснил, почему я не могу её слушать ? Казалось бы всё при ней: техника, солидный репертуар, не игранные никем другим новые вещи, от неё в восторге Родион Щедрин (сам тоже в прошлом великолепный пианист) и т.д., но ......
Быть может, кто-то другой мне расскажет о её пианистических прелестях и доблестях, и неких "глубинах", в которые она, играя, погружается, я проникнусь и что-то увижу и услышу, чего не вижу и не слышу сейчас ?
« Последнее редактирование: Март 12, 2011, 18:45:04 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Цитата: rar;1086582
... просто показалось - всеобщее внимание заточено на Ч, после него, вроде, и цыплят считать... А в предконкурсной позиции нельзя не помянуть и Култышева, хотя б и в терминах консилиума буратиновского
зы А эксцессы - это как? Вы ж его и раньше крыли...

Мне кажется, на фоне всего сказанного ранее – молчание способно быть более красноречивым. Что касается Ч, это мероприятие себя полностью дискредитировало и его пора хоронить.
Тем более, что недавний конкурс им.Шопена в Варшаве вытер ноги о лауреатов последнего конкурса Чайковского: одного "победителя" вообще не допустили к варшавским соревнованиям (и это при полной открытости и демократизме варшавского конкурса), а другому "победителю" не дали премии, хотя и дотянули – чуть ли не за уши - до финала. Я считаю, что на конкурсе Шопена лауреаты конкурса Чайковского получили АДЕКВАТНУЮ оценку, о которой я говорил все эти годы и с которой я совершенно согласен, но к которой я не имею ни малейшего отношения по определению, следовательно, не могу быть обвинён в "несправедливости" или "предвзятости": как будто МНЕ не хотелось бы, чтобы наши музыканты своим блеском затмевали весь мир !! Но я всё-таки имею глаза и уши, чтобы понимать, что именно эти двое отнюдь не затмевают никого.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Чтобы не быть голословным и не оставаться в критическом одиночестве, сошлюсь на других писателей, которые по определению должны быть куда более лояльны к Култышеву, а вот поди ж ты ....

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1148237

Царствует, но не правит

// Мирослав Култышев в Филармонии

Газета "Коммерсантъ С-Петербург" № 58 (4113) от 02.04.2009

В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии с сольным концертом выступил 23-летний пианист Мирослав Култышев. Ожидаемое от действительного весь вечер пытался отделить ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ.

 
Мирослав Култышев и впрямь даровитый пианист, однако для музыкального Петербурга он значит нечто гораздо большее. Это фактически первый конкурентоспособный артист, которым за многие годы разрешилась петербургская фортепианная школа. За последние десятилетия она не породила ни одного сколь-нибудь значимого музыканта — кроме, разумеется, Григория Соколова, но это тот случай, который подтверждает правило. Годящихся в наследники Соколову на невском горизонте долго не наблюдалось. В начале нулевых мощно было выдвинулся Петр Лаул, но по причине эстонского происхождения на роль нового героя петербургского пианизма он претендовать не мог. Герметичному сообществу питерских клавишников настойчиво требовался кумир "из своих", которым в итоге и стал Мирослав Култышев. Со стороны кажется, что к этому статусу его готовили с детства. Полтора года назад на Международный конкурс имени Чайковского его отправляли за победой, уж слишком много сил было вложено в операцию "преемник". В Москве он оказался вторым, но для первой премии у жюри не нашлось кандидатов — на конкурсе, как и в жизни, Мирослав Култышев оказался в победителях за неимением лучшего.

Между тем сольный концерт музыканта показал, что ажиотаж вокруг фигуры господина Култышева в значительной степени искусственныйкроме блестящей природной одаренности, похвастаться ему пока нечем. Игра Мирослава Култышева принципиально бесконфликтна, в ней отсутствует динамика развития материала: время идет, нотные страницы переворачиваются, а музыка топчется на одном и том же месте. Миниатюры выходят у него гораздо лучше крупных форм, поскольку первые статичны и одноаффектны, а вторые процессуальны и многоплановы. Поэтому лучше других прозвучали "Отражения" Мориса Равеля — в них без вреда для содержания можно методично инкрустировать музыкальную картинку тембровыми стразами (что, следует признать, у господина Култышева получается отменно). Но тот же аккуратный стилизаторский глянец на корню убил по-ренессансному чувственную и телесную "Альбораду". Атрофию стилевого чутья диагностировал равелевский же "Вальс": апокалиптический гимн Австро-Венгерской империи, стоящей накануне гибели и забывающейся на балах, пианист превратил в сомнительную цепь жеманно-кокетливых танцев. Мирослав Култышев оказался не способен удержать на своих хрупких плечах колоннаду "Прелюдии, хорала и фуги" Сезара Франка. Ну а кульминацией эстетической неадекватности музыканта прозвучала Восьмая соната Сергея Прокофьева. В качестве подзаголовка ей подошло бы название прокофьевского балета "Стальной скок", но у господина Култышева эта урбанистическая махина прозвучала с экспрессией музыкальной шкатулки — как заведенная, как по маслу, без сучка и задоринки. Сконцентрировавшись на чистоплюйском выклевывании нот, пианист прошел мимо трагических озарений первой части, мимо наркотического тумана второй, мимо апокалиптического финала. Вполне по-консерваторски.
-----------------------


http://www.ng.ru/culture/2008-02-18/11_desant.html

Петербургский десант

Мирослав Култышев и Василий Петренко в абонементе Госоркестра

2008-02-18 / Марина Гайкович

С момента завершения 13-го Международного конкурса им. Чайковского прошло более полугода, а его победитель – студент Санкт-Петербургской консерватории Мирослав Култышев появился на столичной сцене в первый раз.

Соперник Мирослава Култышева Александр Лубянцев (лауреат третьей премии) уже минимум дважды выступил в Москве с сольными программами. Поговаривали, что Култышев слишком чувствительно отнесся к тому, что не стал абсолютным победителем – первую премию жюри решило не присуждать, и замкнулся в себе. Так или иначе, пианист предстал пред очами своих московских поклонников и выступил с Третьим концертом Рахманинова в абонементном концерте Государственного академического симфонического оркестра им. Светланова.

По приглашению ГАСО в этом концерте выступил еще один музыкант из Санкт-Петербурга – молодой дирижер Василий Петренко, достаточно хорошо известный и в родном городе, и за его пределами, но московской публике незнакомый. Карьера Петренко складывается весьма успешно – несмотря на юные (для дирижера) годы, сегодня он занимает пост главного дирижера Ливерпульского королевского филармонического оркестра, с ним заключило контракт крупное западное продюсерское агентство, его записи регулярно обсуждаются в британском журнале Gramophone, как следствие – приглашения на фестивали и в ведущие оперные театры Европы.

Сказать при этом, что Петренко поразил какой-то выдающейся интерпретацией концерта Рахманинова или Четвертой симфонии Чайковского, затруднительно. Особенно если учесть, что в его руках был не заштатный оркестр, где приходится устраивать групповые репетиции с разучиванием партий, а один из ведущих российских оркестров, в репертуаре которого значатся оба заявленных опуса, – бери и лепи что хочешь. Петренко слепил качественную постройку (к финалу, заметим, все более и более привлекательную), но не наполненную ни индивидуальностью трактовки целого, ни заманчивостью частных деталей.

Еще менее интересным в его интерпретации выглядел концерт Рахманинова – дирижер не вышел за рамки аккомпанемента. Впрочем, ничем особенным не поразил и Мирослав Култышев. Похвально, конечно, что в свои двадцать с небольшим он одолел такую глыбу, как Третий концерт, но Рахманинов, как это ни странно, оказался совсем не его композитором – слишком мягко и романтично звучала эта музыка в его исполнении, в то время как от этого концерта всегда ожидаешь напряженности, мятущегося ожидания катастрофических перемен, на пороге которых и писался этот опус. Следующая заявка лауреата не менее, если не более, громкая – 1 марта в Доме музыки он без перерыва исполнит двенадцать трансцендентных этюдов Листа. А Василия Петренко уже ангажировал Национальный филармонический оркестр России – в мае он выступит в абонементе «Дирижерская элита» с Фортепианным концертом Шумана (солирует Александр Кобрин) и Второй симфонией Брамса
------------


P.S. от Predlogoff: жирным шрифтом я выделил то, с чем согласен - если не полностью, то по бОльшей части. От характеристик музыкальных произведений, данных критиками, я отмежёвываюсь.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
Цитировать
Predlogoff: по поводу Мечетиной я всякий раз впадаю в глубокую задумчивость: вот кто бы мне объяснил, почему я не могу её слушать ? Казалось бы всё при ней: техника, солидный репертуар, не игранные никем другим новые вещи, от неё в восторге Родион Щедрин (сам тоже в прошлом великолепный пианист) и т.д., но ...

Представьте Клару Хаскиль или Марию Юдину за роялем. Или Татьяну Николаеву. Что для них характерно? Это, с моей точки зрения, полное погружение в исполняемую музыку, в чем-то сознательный отказ от своей женственности. Вспомните еще: «когда не знала я, что я – поэт» (не поэтесса!). Что мы наблюдаем, когда на сцене появляется Екатерина? Выходит симпатичная молодая женщина в декольтированном платье, с красивыми руками… которая, к тому же, хорошая пианистка (!). Да, она технично играет, но при этом, по-моему, краем сознания отслеживает, насколько был красив этот взмах руки или тот поворот головы. И мы вместе с ней. По-моему, это случай, когда женственность наносит ущерб исполнению.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да, она технично играет, но при этом, по-моему, краем сознания отслеживает, насколько был красив этот взмах руки или тот поворот головы. И мы вместе с ней.

О, как точно вы выразились !
Да, пожалуй, это правильно. Но тогда получается, что к ней тоже можно применить знаменитое высказывание Г.Г.Нейгауза в адрес другой пианистки-красотки про Венеру Милосскую и её руки. Вернее, про их отсутствие :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
Цитировать
Predlogoff: Но тогда получается, что к ней тоже можно применить знаменитое высказывание Г.Г.Нейгауза в адрес другой пианистки-красотки про Венеру Милосскую и её руки. Вернее, про их отсутствие )

Вы говорите о Розе Тамаркиной? Очень хочется узнать подробнее... :D

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вы говорите о Розе Тамаркиной? Очень хочется узнать подробнее... :D

О нет ! Тамаркина была выдающейся пианисткой, и если бы не её ранняя смерть, она сделалась бы фигурой того же порядка, что и Гилельс, Юдина, Флиер и т.д.
Как мне рассказывали, Нейгауз имел в виду Горностаеву, но поскольку я не видел её в те годы, я не могу проверить, могли ли эти слова иметь к ней отношение. А что Нейгауз был остёр на язык, это общеизвестно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 673
Мне эту легенду рассказывали применительно к Нине Петровне Емельяновой.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мне эту легенду рассказывали применительно к Нине Петровне Емельяновой.

Я так понял, это одна из многочисленных нейгаузовских легенд, под которую всякий пытается подставить подходящие имена !
Вывод можно сделать только один: не всякая Венера Милосская плохо играет на фортепиано ! :)) Бывают и исключения :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Цитата: WheresOleg
В Нью-Йорк Таймс вышла статья Энтони Томмасини - одного из самых придирчивых музыкальных критиков.
Статья называется Virtuosos Becoming a Dime a Dozen:
http://www.nytimes.com/2011/08/14/arts/music/yuja-wang-and-kirill-gerstein-lead-a-new-piano-generation.html?_r=3&pagewanted=1&hp
Отмечая тенденцию к спортивной виртуозности в современном пианизме, Томмасини выделяет некоторых пианистов, в игре которых, помимо технической оснащенности, есть нечто большее. Среди российских пианистов он выделяет Николая Луганского, Евгения Кисина, Кирилла Герштейна и Даниила Трифонова


Любопытная ссылочка !
Вот ещё одна:

Цитата: WheresOleg
исключительно адекватные рецензии на выступления молодых пианистов на только что закончившемся 66-м фестивале в Duszniki Zdroj (блог http://www.michael-moran.com/) из россиян там дали концерты Николай Луганский, Денис Кожухин, Юлианна Авдеева, Лукас Генюшас, Эдуард Кунц, Даниил Трифонов.


Блестящий состав !

Смело можно сказать - это цвет нашей сегодняшней фортепианной школы ! Что симптоматично, по разным ссылкам мелькают те имена, которые я тоже считаю основополагающими для понимания сегодняшнего состояния пианизма, представленного молодыми пианистами, так или иначе связанными с Россией и с отечественной системой музыкального образования.
Большинство упомянутых по этим ссылкам имён я перечислил в лидирующем посте этой темы; насчёт остальных можно поспорить, если иметь в виду "гамбургский счёт", т.е. не только музыкальность как таковую, но и умение совершенно воплотить в звучании свои музыкальные замыслы. Но я спорить не буду, потому что второстепенных имён здесь не было.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Predlogoff
Цитировать
Большинство упомянутых по этим ссылкам имён я перечислил в лидирующем посте этой темы; насчёт остальных можно поспорить
Дениса Кожухина мы упустили на брюссельском конкурсе (в смысле не обратили внимания), а Кирилла Герштейна вообще не слышали, поскольку он с 14 лет живет в США.
Насколько я помню, Башкиров в своем интервью по поводу конкурса Чайковского упоминал, что осенью привезет своих подопечных  Кожухина и Герштейна в Москву, т.е. они  должны будут выступить в концерте, тогда нам  и представится возможность оценить их  по достоинству.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Дениса Кожухина мы упустили на брюссельском конкурсе (в смысле не обратили внимания)

По ходу дела мы не следили, это правда. Но кто ж мог подумать ? Его игра не обещала никаких откровений !
Но в дальнейшем я всё переслушал, хотя мнения своего не изменил: победа досталась ему по недоразумению. Я не хочу сказать, что он не должен был оказаться среди лауреатов - наверное, должен был и оказался ! Но какой же он "победитель" ? Это странно звучит.
Помню, у некоторых профессионалов вырвался возглас изумления, когда Кожухину вручили 1-ю премию ! :))
Мне кажется, чисто технически довольно надёжно, но по стилю и даже внешне - очень манерно. Решение брюссельского жюри могу объяснить лишь сохраняющимся влиянием Башкирова, известного своими связями.
Большой беды во вручении Кожухину 1-й премии не вижу, но, по-моему, это такая же нелепость, как вручение её на предыдущем брюссельском конкурсе Винницкой. Да, они оба приличные пианисты, но не более того.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Прислали интересное замечание, на которое я счёл нужным отреагировать ! :)

Цитата: ALEXY
По большому счёту я оч. неудовлетворён временем, в котором все это муз действо происходит. Пианисты - лишь производное от этого сероватого и меркантильневатого времени.
Как вольно дышалось композитору и исполнителю до Р.Х.! Почти любой набор приличных звуков - открытие,тут же интерпретации, тут же импровизы..эх !

:)) Времена почти всегда были меркантильными, однако ж творцы находили ниши для своей деятельности. Пожалуй, самым поразительным примером этого был и остаётся великий И.С.Бах, если иметь в виду соотношение материально и морально весьма стеснённых условий его жизни и деятельности и колоссальности достигнутых результатов, на века определивших вектор музыкального прогресса. Но никакой прогресс не вечен ! Когда исчерпываются предпосылки прогресса, то творцы оказываются в довольно сложной ситуации.
Те времена, когда "любой приличный набор звуков становился открытием", давно миновали; даже во времена Баха – да что там Баха ! – во времена Бетховена, Шуберта, а позднее – Шумана, Шопена и Листа ещё казалось, что перспективы развития музыкального искусства необозримы. Причём, не только композиторские, но и исполнительские средства стремительно развивались в тесном взаимоотношении друг с другом. Но, как выяснилось к середине ХХ века (в чём, собственно, и состоит уникальность и беспрецедентность этого рубежа в музыке – и не только в музыке), прогресс инструментальных средств – композиторских и исполнительских – упирается в ограниченность возможностей человеческого тела и человеческой физиологии и психики. Этот предел существует вполне объективно: к нему был устремлён музыкальный прогресс, но в него же он и упёрся.
Мне часто приходилось читать и слышать, что, дескать, тупик, в который сегодня попала музыка (в плане невозможности прогресса), образовался по той причине, что исполнительское творчество оторвалось от композиторского, превратившись в самостоятельную специальность. Вследствие чего, мол, публика, вполне удовлетворённая композиторскими достижениями прежних эпох, махнула рукой на современных композиторов и принялась поклоняться исполнителям. Кстати, мы в этом потоке занимаемся именно этим ! :))
Шучу.
Но это разделение специальностей вовсе не было случайным, оно тоже вполне очевидным образом определялось замедлением прогресса в области композиции. Если исполнители – в т.ч. и пианисты – могут веками "ехать" на колоссальном наследии прошлого, то у композиторов такой возможности нет, ибо они вроде как должны изобретать что-то новое, а изобрести уже нечего – всё уже открыто: никакого нового "приличного набора звуков" открыть уже не удаётся, поэтому вполне логично, что композиторы занялись открытием "неприличных" наборов, а на этом пути, сами понимаете, они благополучно за пределы музыки как искусства ВЫШЛИ.
Это я всё к чему …
Музыка должна уметь жить и приспосабливаться к любым временам независимо от того, меркантильные они или нет: советские времена не были меркантильными, но в эту эпоху были свои специфические сложности. Да, сегодня композиторское творчество по объективным причинам находится в тупике, но накопленных за последние века музыкальных богатств никто не отменял ! Их нужно изучать, актуализировать, расширяя стилистические рамки и обогащая концертные программы – а это задача для исполнителей ! Мне кажется, для исполнителей наступили золотые времена: можно поднимать любой музыкальный пласт, и он будет пользоваться спросом. Не говоря уже о проверенном временем репертуаре – прежде всего романтическом. Романтизм ценен прежде всего искренностью выражения и широтой исполнительского дыхания, богатством симптоматики, обилием внемузыкальных ассоциаций – публика это полюбила сразу и не разлюбит никогда, как невозможно разлюбить собственное тело, полное жизни ! :)) Романтики открыли публике мир свободной вдохновенной личности, терзаемой страстями и воспаряющей в высших экстазах; как бы того ни желали современные авторы, а забыть романтическую эпоху невозможно, как и повторить её невозможно, ибо дважды в одну и те же реку не входят.
А что касается "открытий", то разве для каждого нового родившегося человека, впервые приобщающегося к миру музыки, он весь не является открытием ? :) Да, сегодня в музыке невозможны "открытия" вневременные, т.к. все они уже сделаны, но возможны открытия личные, связанные с познанием громадного музыкального массива последних веков, и вот тут исполнители перед нами в большом долгу ! :) Мы ждём от них адекватного уровня понимания и высокого качества воплощения, что, собственно, и подразумевается понятием "профессионализм".
А поскольку адекватность и качество не всегда на высоте, я предлагаю проводить своего рода "отбор достижений" и определять ключевые имена, чем, собственно, мы в этом потоке и занимаемся.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн omniuser

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 157
ну, сделайте уже и двадцатку лучших.
:)

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
И даже не двадцатку лучших, а просто "Список лучших"  - их ведь может оказаться 21 или 19.
Мы же не на XIV КЧ.  :)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн omniuser

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 157
Вот именно. А то у меня возникает ощущение, что кое-кто и тут стоит под номером 11 или 12 и ждёт, пока один из списка "визу не получит" :)

Есть куча талантливых пианистов, которые выигрывают престижные конкурсы за рубежом. О них тут почти никто и не слышит.

Например,

Евгений Стародубцев

Лауреат международных конкурсов:
George Enescu (Бухарест, Румыния, 2003 г.) — III премия и специальный приз за лучшее исполнение сочинения Дж. Энеску
Compositores de Espana (Мадрид, Испания, 2004 г.) — I премия и специальный приз за лучшее исполнение испанской музыки
Международный конкурс пианистов Cidade do Porto (Португалия, 2005 г.) — I премия
Francis Poulenc (Лимож, Франция, 2006 г.) — II премия и специальный приз за лучшее исполнение сочинений Ф. Пуленка
Международный конкурс пианистов Ciudad de Ferrol (Ферроль, Испания, 2007 г.) — I премия и специальный приз за лучшее исполнение испанской музыки
I международный Балтийский конкурс пианистов (Гданьск, Польша, 2007 г.) — I премия и два специальных приза: за лучшее исполнение сочинений Ф. Шопена и К. Шимановского
Joaquin Rodrigo (Мадрид, Испания, 2008 г.) — II премия
Международный конкурс пианистов Parnassos-2008 (Монтеррей, Мексика, 2008 г.) — I премия «Gran Premio Marcatel»

Даниил Цветков

Лауреат Международных конкурсов пианистов: в Тбилиси (Grand Prix, 2005), Алма-Ате (Казахстан, I премия, 2006), Порто (Португалия, I премия, 2007), Мадриде (Испания, I премия, 2007), “Animato Prix” в Париже (Франция, II премия, 2008), Луизиане (США, I премия, 2009), “Ferrol piano competition” (Испания, II премия, 2009 и I премия, 2010), “Lleida piano competition” (Испания, I премия, 2010).

слышали о них что-нибудь?

Давайте сравним, что выиграл наш Народный Артист и эти двое, например...