Автор Тема: Лучшие пианисты отечественной школы 10-х годов XXI века  (Прочитано 30974 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
КУЛЬТУРА С “ВЕДОМОСТЯМИ”

Русский дух борется с акустикой

http://friday.vedomosti.ru/arts.shtml?2011/08/12/265500

В крошечном французском городке Ла-Рок-д'Антерон в 31-й раз проходит крупнейший фестиваль фортепианной музыки — и, как обычно, с участием русских пианистов

Представители русской школы участвуют в фестивале с самого его основания в 1981 г.: тогда здесь выступали Святослав Рихтер и Юрий Егоров (этого умершего от СПИДа пианиста-перебежчика на родине совершенно забыли, а на политкорректном Западе помнят: в Ла-Рок-д'Антероне его именем названа улица).

В этом году на фестивале представлены все поколения пианистов русской школы: от 26-летней лауреатки конкурса имени Шопена Юлианны Авдеевой до патриархов — Элисо Вирсаладзе и Дмитрия Башкирова, 80-летию которого будет посвящен один из ближайших концертов. В центре внимания, конечно, звезды мирового масштаба — Аркадий Володось, Борис Березовский и Николай Луганский.

Володось должен был играть на открытии фестиваля, но заболел отитом, поэтому его заменил Березовский. Через день Березовский снова вышел на сцену — теперь уже по плану — с Варшавским симфоническим оркестром под руководством Антони Вита. Хотя сейчас празднуется 200-летие со дня рождения Листа, признанный листовед выбрал редко исполняемый концерт Хачатуряна — и не прогадал. Это яркое произведение с эффектными этническими мелодиями Березовский сыграл со свойственным ему драйвом и тем самым если не победил главную беду фестиваля — акустику, то по крайней мере прекрасно вписал Хачатуряна в окружающую среду.

Конечно, акустика в той или иной степени проблема всех открытых концертных площадок. Но только в Ла-Рок-д'Антерон фортепиано — деликатный, богатый оттенками инструмент — сочетается с огромной аудиторией, более 2000 зрителей.

Нависшая над сценой акустическая раковина, перестроенная в 2007 г., возможно, улучшает ситуацию, но и она не способна заглушить уханье сов, завывание ветра и яростное стрекотание цикад. В этих звуках утонули все отличные от forte детали Второго концерта Рахманинова в исполнении Николая Луганского (с тем же польским оркестром и дирижером): от нежного дуэта фортепиано и флейты в Adagio осталось только мерцание. Остается надеяться, что на записи концерта, сделанной французским телевидением, тонкий лиризм Луганского проявится в полной мере.

Кроме главной площадки в парке Шато-де-Флоранс, фестивальные концерты проходят еще в девяти местах, включая музей Гране в Экс-ан-Провансе (цикл концертов «Воображаемый музыкальный музей») и заброшенный каменный карьер, где звучит фортепианный джаз. Ожидается, что в этом году на концертах фестиваля побывают 85 000 зрителей. Это много, учитывая, какой огромный выбор классики предлагает отдыхающим юг Франции: есть фестиваль Радио Франции в Монпелье, оперный фестиваль в Экс-ан-Провансе, старейший музыкальный фестиваль в Ментоне (его открывает вездесущий Березовский). Есть и новички: в этом году свои собственные фестивали решили провести еще два известных лазурнобережных курорта — Сен-Тропе и Сен-Поль-де-Ванс. Но фестиваль в Ла-Рок-д'Антероне на их фоне выгодно выделяется не только четкой концепцией, автором которой является директор знаменитых «Безумных дней Нанта» Рене Мартен, но и безупречной организацией. Чего стоит, например, традиция после каждого отделения вывешивать список произведений, исполненных на бис!.

Надя де Анджелис
Для Ведомостей
№ 149 (2915) 12 августа 2011
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Меня тут спросили, неужели все лучшие пианисты страны сосредоточены в Москве ? :)) А вдруг в других городах есть ещё более хорошие пианисты, которых мы не знаем ??
Я на это ответил, что не может этого быть: если Москва кого-то не знает, значит его не существует, а если он существует и Москва его знает, то он оказывается в Москве.
Ну или в Санкт-Петербурге !
Кстати, по поводу преимуществ Москвы в плане музыкального обучения интересно рассуждали знающие люди из СПб вот в этом потоке:

"Петербургская консерватория как учебное заведение - рухнула ?"
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5635.0

Так что давайте просто проверим, кто где родился из тех, кого я выделил с самого начала:

Юлианна Авдеева - Москва
Борис Березовский - Москва
Алексей Володин - Ленинград
Аркадий Володось – Ленинград
Лукас Генюшас - Москва
Александр Гиндин – Москва
Евгений Кисин – Москва
Андрей Коробейников - Долгопрудный Моск.области
Сергей Кузнецов - Москва
Пётр Лаул - Ленинград
Николай Луганский - Москва
Денис Мацуев - Иркутск
Даниил Трифонов - Нижний Новгород
Юрий Фаворин - Москва

Да, получается, что половина родилась в Москве, ну и что ? Тут больше 10 миллионов человек живёт, так что нет ничего удивительного !
Да и СПб неплохо представлен - ещё под именем Ленинграда. Хотелось бы, конечно, побольше талантов со всех городов России, но это уж, извините, не моя вина, что у нас по всей стране такой развал музыкального образования после падения советской власти !
Порадуемся лучше тому, что у нас есть ! Бога надо благодарить, что у нас есть такие музыканты !
Они все вместе сделали то, во что я уже почти не верил: они возродили из пепла высокоуровневое фортепианное исполнительство, которое не уступает позднесоветскому - а это, доложу я вам, дорогого стоит ! Не факт, что это счастье должно было на нас обвалиться ! И мы должны им дорожить, мы должны деятельность наших лучших музыкантов обсуждать !
Ведь это же настоящее чудо, что у нас сегодня играют молодые музыканты, способные заменить прежнюю когорту и не уступающие Г.Соколову, Л.Берману, Д.Алексееву, Д.Башкирову, Е.Малинину, Н.Петрову, В.Крайневу, В.Ашкенази, Э.Вирсаладзе, А.Любимову и многим другим выдающимся музыкантам предыдущего поколения !
Я уже говорил, кажется, и не постесняюсь повторить, что Алексей Володин и Юрий Фаворин в моих личных "рейтингах" опережают даже широко известного ныне Г.Соколова, которому фимиам воскуряют, не замечая даже, что его в 2000-х годах обошли молодые музыканты, которые играют живее, адекватнее и просто интереснее.
Что касается Москвы, то, как говорили мне преподаватели из СПб, Москва, конечно, обладает бОльшими возможностями для обеспечения музыкального становления - тут и преподавательский состав разнообразнее, и инструменты лучше, и музыкальная жизнь более насыщенная. Конечно, в СПб есть гениальный музыкант и организатор Гергиев, поднявший Мариинку выше Большого, а свой оркестр - выше дореформенного светлановского, но даже Гергиев с его кипучей энергией не может быть отцом родным - или хотя бы крёстным ! - всем молодым музыкантам !
В общем, факт остаётся фактом: В Москве сконцентрированы основные музыкальные силы и самые комфортные условия для получения музыкального образования.
Что поделать .....
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Эти мои речи вызвали некоторое неудовольствие, в частности, было выдвинуто возражение, что  Г.Соколов - это выдающаяся сегодня личность и музыкант, а Володину с Фавориным нужно это ещё доказать.
На что я отвечал, что Григорий Соколов - это отличный позднесоветский уровень, не хуже других тогдашних пианистов, и если бы, во-первых, всех тех пианистов знать, как я их знаю, а во-вторых, все последние годы наблюдать за Володиным и Фавориным столь же пристально и придирчиво, как и я, и если ходить хотя бы иногда на их концерты, то можно было бы заметить, что они "догнали и обогнали" многих, давно уже сравнявшись с Соколовым.
Нужно следить за ситуацией, которая в последние годы очень быстро поменялась, а кто-то и не заметил этого: пришла новая генерация, следующее поколение, которое встало вровень с предыдущим. И я надеюсь, что оно "не постесняется" пойти ещё дальше, оставив старичков далеко позади.
Соколов вообще не играет Листа, а Фаворин сыграл и записал "Поэтические и религиозные гармонии" так, как никому и не снилось сегодня, включая Соколова ! А Володин сыграл 3 Интермеццо соч.117 так, как никому и не снилось сегодня, включая Соколова.
А "Щелкунчик" у Володина ? А 24 прелюдии Шопена, в которых он оставил Соколова так далеко позади, что тому никогда не догнать ? А Равель ?? А концерты Сен-Санса и Гершвина ? А произведения Капустина ??
А Бетховен у Фаворина, многие его сонаты и даже "Хаммерклавир", в котором он обошёл Соколова "только так", подав эту страшно сложную вещь и смелее, и свежее, и адекватнее ?
Соколов - это "уходящая натура" со всеми своими удачами и неудачами, прорывами и странностями, а на смену всем этим рефлексиям, упадочническим настроениям и апологетизации роялей и рояльной механики идут свежие интерпретаторские идеи, свежее мироощущение, новый, если хотите, свежий философский подход: то, что Соколов осваивает и над чем он рефлексирует, уходя от советской традиции (не всегда удачно), новое поколение впитало с молоком матери ! Они отталкиваются от того, на чём Соколов застрял и идут дальше уже сегодня, сейчас.
Но не всем это видно, судя по всему.
Забавно, что многие молодые музыканты указывают на Соколова как на один из важных ориентиров сегодняшней музыкальной жизни - да, это правда ! Но ориентироваться по нему - это не значит повторять за ним и не значит становиться за ним в очередь ! )
Нужно смелее воспринимать реальность.
Вот Гаккель тоже рефлексирует (никак не ожидал от него - наверное, для него тоже старость не радость): недавно у него спросили (в программе Иннокентия Иванова - http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=6146.0), о ком бы он хотел написать, как писал о Рихтере, Гилельсе, других музыкантах .... А он назвал только 2 фигуры: Гергиев и Соколов. А среди остальных, дескать, он никого не видит, о ком хотел бы сделать эссе. Но, правда, он честно признался, что не следит за современной музыкальной жизнью ! :)
Я думаю, у него та же проблема, что и у многих в музыке и вообще в окружающей жизни: закоснели в своих обустроенных индивидуальных мирках, спрятались в прошлое, как улитки в раковину, довольствуются только давно знакомым, привычным и сидят - фыркают оттуда на весь свет - дескать, никого-то оне (улитки) не видят.
Нехорошо.
Я не хочу сказать, что то, чему поклоняются эти "улитки" - это , мол, "плохо". Вовсе нет ! Если бы это было "плохо", то вообще речи не было бы ! А разговор именно о зашоренности, о нежелании изучать контекст современности.
Вот тут имеется хорошая прививка против религиозного поклонения Соколову:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1979.180

Соколов - это очень хороший пианист, но не он один хорошо играет на рояле, есть и другие, что иной раз и получше играют, и интереснее, и адекватнее.
« Последнее редактирование: Апрель 17, 2012, 19:17:52 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
На эти мои речи тоже была реакция - несколько нервный смех ! :))
Было сказано, что никто не спорит, что А.Володин замечательный пианист, и он очень здорово играл 2-ое отделение концерта 7-го числа в Малом зале.
Вот так !
Пришлось и на это ответить, что никто не спорит, что Г.Соколов замечательный пианист, и он очень здорово играл 1-ое отделение концерта 11-го числа в Большом зале Филармонии.
Особенно хорошо у него получаются трели.
Да и вообще, он неплохо для своего пенсионного возраста играет - вон гляньте на Лилла, ужас какой. И Донохоу очень сильно померк, а Соколов ещё держится.
Одного отделения, прослушанного у Володина, явно недостаточно, чтобы рассуждать о том и о тех, кто его гораздо лучше знает и слушает. Я вообще не понимаю, как можно говорить о музыканте такого ранга и размаха, ознакомились всего лишь с одним отделением в его исполнении, а о Фаворине, я так понял, вообще не имея никакого представления ?
Что касается "новой генерации", то я имею все основания говорить об этом: сегодня, сейчас, в наши дни - достигнут высокий позднесоветский уровень фортепианного исполнительства, который был самым высоким за всю историю русской фортепианной школы, если судить по архивным записям и по записям 2-й половины ХХ века. Именно в позднесоветские годы, с постепенным отходом от интенсивной концертной деятельности Юдиной, Оборина, Флиера, Гилельса и Рихтера,  всё больше выходило на первый план следующее поколение пианистов, выраставшее как бы "в тени" этих гигантов, составивших ядро "золотого века" русского пианизма. Да уже не было с нами Игумнова, Гольденвейзера, Г.Г.Нейгауза, Г.Гинзбурга, Софроницкого, но интенсивно концертировали их ученики, сами уже сделавшиеся "классиками" той эпохи, её ядром.
И вот сегодня, когда среднее советское поколение пианистов волею судеб и неумолимо бегущего времени сделалось старшим, выходят на авансцену их "дети" - совсем молодые пианисты, родившиеся ещё при совке и выросшие, по существу, всё при той же системе обучения.
Трагедия "лихих 90-х" заключалась в том, что среднее поколение концертирующих пианистов почти полностью уехало из страны - редко, а то и почти не появлялись в России Башкиров, Алексеев, Слободяник, уехали Крайнев, Малинин, Л.Берман, ещё при совке уехали Ашкенази и Ю.Егоров. Можно дальше перечислять. Даже те, то остался и был по-прежнему тесно связан с концертной жизнью нашей страны и с её консерваториями, концертировали так много за рубежом, что о них почти забыли на родине ! Это нонсенс, но это реальность "лихих 90-х" !
И вот теперь происходит "великое обновление" и, отчасти, "возвращение": молодые пианисты, в т.ч. и самые молодые - Фаворин, Авдеева, Коробейников, Генюшас, Трифонов, а также уже вполне оперившиеся и сделавшиеся самостоятельными мастерами - Луганский, Березовский, Мацуев, Володин, Володось, Кисин, Гиндин, Кузнецов, Лаул - все они составили НОВОЕ ЯДРО нынешнего фортепианного ландшафта России. Как сказала о Юрии Фаворине М.Дроздова, ученица легендарной М.Юдиной, когда Юрий экспромтом заменил заболевшего пианиста, слёту подхватил его репертуар и спас труднейший концерт: "Не оскудела земля русская талантами".
Эту фразу, сказанную по случаю о Фаворине, я могу повторить ОБО ВСЕХ, кого я перечислил, не выделяя кого-то особо из этого ряда по той причине, что они представляют для нас ценность ВСЕ ВМЕСТЕ, ибо если чего-то нет в творчестве у одного мастера, то оно найдётся у другого ! Именно все вместе они охватывают некий спектр - репертуарный и стилистический, - который вполне характеризует их как "новых русских пианистов", представителей и продолжателей всё той же легко узнаваемой русской школы, основы которой заложили ещё братья Рубинштейны, и учеников всё тех же консерваторий, которые основали великие братья.
И я теперь чрезвычайно рад, что это ныне случилось, ибо ещё лет 10-15 назад ситуация была совершенно катастрофическая.
Кстати, что любопытно, я почувствовал, что из состояния катастрофы ситуацию начал выводить Денис Мацуев, который буквально "распинал" себя на концертной эстраде, чтобы произвести как можно более яркое впечатление, чтобы заставить слушатетей прийти на концерт ещё раз, чтобы заставить их вообще ходить на концерты классической музыки.
Да, я знаю, что Дениса многие ругают ныне именно за творческие перехлёсты, недоработки и недостатки, которые у него, конечно, имеются, как и всех остальных, впрочем, даже у восхваляемых мною Володина, Фаворина, Володося, Луганского и т.д. - я это прекрасно вижу и понимаю ! Но значение Дениса на рубеже 90-х и 2000-х гг. состоит в том, что он "не дал больному заснуть и умереть" ! :)) Он постоянно что-то выдумывал, встряхивал, эпатировал, постоянно что-то предпринимал - и как-то потихоньку, потихоньку под этот шум стали возвращаться уже, казалось бы, уехавшие наши пианисты, затем начали больше играть в России те, кто здесь оставался, затем к ним подключились те, кто только-только начал свою профессиональную карьеру. И вот сегодня уже всё раскручено более чем хорошо !
Вы посмотрите на афиши: они заполнены интересными программами, известными именами; они составлены так, что за ними угадывается профессиональный взгляд на исполнительство, хороший вкус, чувство собственного достоинства музыкантов. И они могут это сыграть, они достойны того, чтобы это играть, они достойные преемники предыдущего и даже более старшего поколения русских пианистов, с которыми их вполне можно сравнивать в плане их значения для истории русского фортепианного искусства.
Я не могу припомнить, чтобы Бетховена раньше исполняли так стильно и с таким пониманием его специфики; я не могу припомнить, чтобы в поздние советские годы так хорошо и стильно играли Дебюсси; ныне вполне освоены Прокофьев и Шостакович, ибо восприняты творческие уроки Рихтера, Гилельса, Гринберг, Николаевой и других замечательных пианистов; никто из молодых не боится современного репертуара и самого радикального репертуара прошлого, и они могут сыграть ЧТО УГОДНО, если это вообще можно передать на клавиатуре рояля.
Всё это, так скажем, "продвигает" нынешнюю когорту гораздо дальше, чем была способна нам дать позднесоветская "пианистическая рать" - и это хорошо ! Репертуарно-стилистические рамки раздвинулись невероятно, молодым музыкантам всё внятно и всё доступно - советские пианисты не были столь универсальны ! Я это говорю при всём уважении - ведь я вырос на советской фортепианной игре и лучших образцах советской оперы !
Я сегодня не вижу причин отдавать предпочтение представителям позднесоветской пианистической когорты, ибо новое поколение их догнало и уже, наверное, обошло.
И это тоже хорошо и вполне естественно: неужели кто-то желал бы, чтобы было наоборот ??
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Поступило предложение списочек дополнить молодыми пианистами и обсудить ! :) Я и сам несколько раз порывался это сделать, добавив Чернова, Хозяинова, быть может, кого-то ещё. Допускаю, что после некоторых концертов список этот ещё дополнится, нужно будет проверить кое-что.
Хотя до конца десятилетия пока что далеко, уже сегодня ясно, что к концу его Авдеева, Генюшас, Андрей Коробейников, Трифонов, Фаворин, Чернов, Хозяинов (из упоминаемых на форуме) всё ещё будут оставаться "молодыми пианистами", остальные же, оставшись, разумеется, с нами, плавно перейдут в состав среднего поколения. Я так прикидываю, это те, кому слегка за 40, хотя возрастные рамки "молодости" весьма субъективны: Рихтера до 50 лет можно было считать молодым ! Чего и всем нынешним молодым пианистам желаю :).
И всё же: данный поток я рассматриваю не просто как перечисление, но как некую попытку предвидения и как желание рекомендовать то или иное художественное явление, а также как возможность сориентировать слушателя в потоке музыкантских имён. Последнее немаловажно, т.к. не секрет, что пианисты - племя весьма многочисленное ! :)) И разобраться, следует или не следует ходить на тот или иной концерт, стоит ли тратить на него время - бывает весьма непросто.
Хочу подчеркнуть, что, говоря о "рекомендациях", я имею в виду отнюдь не только чисто пианистическое качество игры, но и, прежде всего, силу её художественного воздействия. О "поэтах исполнительского мастерства" разговор особый, и речь тут не об этом.
Так что будем слушать игру разных музыкантов и расширять перечень, а в конце десятилетия, если доживём :), подведём какие-нибудь итоги: в ком ошиблись, в ком не ошиблись, кого чрезмерно расхвалили, кого недооценили и т.п. В последние годы выдвинулся и укрепился целый ряд талантов - возмужали юные музыканты, выдвинулись новые юные дарования: Фаворин, Авдеева, Генюшас, Трифонов, только что триумфально выступивший на нескольких сложных конкурсах Хозяинов. Я стараюсь указывать лишь лучших, но кто знает, какие имена находятся в тени и на что эти теневые музыканты способны ?
Будем наблюдать, выделять, рекомендовать. И в процессе можно и нужно обсуждать, спорить: на мой взгляд, не столь критично назвать чуть больше средних имён, нежели кого-то из хороших музыкантов потерять ! :)) Текущая концертная конъюнктура тоже будет влиять на наш выбор, конечно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 147
Поскольку наш раздел называется "Лучшие отечественные пианисты 10-х годов
XXI века", а  хотелось поговорить о действительно молодых пианистах,
давайте  попытаемся  разделить  молодых  и уже состоявшихся МЭТРОВ
среди относительно молодого поколения. Нельзя все-таки равнять великолепных
Александра Штаркмана, которому уже 45 лет, или 43-летнего Бориса Березовского
с 20-летним Николаем Хозяиновым! Поэтому предлагаю ввести магическую цифру 
33 года и убрав из списка, предложенного г-ном Predlogoff, безусловных ГИГАНТСКИХ
ПИАНИСТОВ старше 33 лет, а имено: Березовского, Володося, Гиндина, Кисина, Лаула,
Луганского, Мацуева - оставить оставить тех, кому меньше 33.
Я предпочитаю слушать "живое" исполнение и не хочу сравнивать его с записями,
ведь харизму и воздействие на зал тоже нельзя отделять от мастерства исполнителя,
поэтому буду говорить только о пианистах, которых неоднокрасно слушала на концертах.
И главным критерием при этом ставлю предложенное г-ном Predlogoff
умение воплотить в звучании свои музыкальные замыслы.
Вот мой список  по алфавиту (Господи!!! Как в нем плохо без Березовского,
Гиндина, Кисина, Лаула, Луганского и А.Штаркмана!!!!)

Юлианна Авдеева
Алексей Володин
Лукас Генюшас
Филипп Копачевский
Александр Кобрин
Эдуард Кунц
Никита Мндоянц
Даниил Трифонов
Юрий Фаворин
Алексей Чернов
Николай Хозяинов

Я уже заранее слышу нарекания в адрес Копачевского, но хотя он и жутчайшие
провалил конкурс Чайковского - на концертах  играет СТАБИЛЬНО ВЕЛИКОЛЕПНО!!!
Можно добавить еще несколько имен, но опять повторюсь - говорю ТОЛЬКО О
пианистах, которых несколько раз слушала вживую.

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Добавлю Андрея Гугнина и Вадима Холоденко.

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 147
Все-таки совесть замучила - НЕ МОГУ не написать о наших достаточно
молодых постоянно концертирующих МЭТРАХ.
И вот что интересно -  Гиндин и Лаул почти на 10 лет моложе Штаркмана,
Березовского и одного возраста с  Володиным, а кажется - они играли всегда…

Лучшие российские исполнители (на мой взгляд) от 35лет  и выше:


Александр Штаркман
Борис Березовский
Евгений Кисин
Николай Луганский
Аркадий Володось
Денис Мацуев
Александр Гиндин
Пётр Лаул
Алексей Володин

Каждый исполнитель в этом списке - неповторим и ВЕЛИК. Спасибо им всем!!

nnygra

  • Гость
Вадим Холоденко!!!!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Алексей Володин

Но Володин, родившийся в 1977 году, тоже не должен попадать в "молодые" ! :) Как и Сергей Кузнецов (1978) и другие, но разве их пора уже убирать из списка "молодых" ? Я бы не торопился !
Мне кажется, 33 года - это слишком низкая граница "молодости", я мысленно провожу её выше, т.е. около 40 лет.
Кунц, кстати, родился в 1980, так что же - в следующем году его из "молодёжи" уже можно выпихивать ? :))
Да, конечно, Березовский, которому уже за 40, отнесён мною к "молодым" условно, т.е. не только по возрасту, но по характеру его исполнительства, и когда-нибудь в следующий раз он уже должен числиться по "среднему поколению", но пока что он и среди "молодёжи" неплохо смотрится :))
Можно также проводить границу по "конкурсному" возрасту, но ведь и конкурсы разные бывают.

Хотя знаете, в целом это неважно, потому что наши манипуляции с цифрами весьма условны, т.к. ощущение молодости и свежести искусства в случае каждого музыканта весьма индивидуально. Кто-то и в номинально "молодые" годы весьма солиден и не по годам серьёзен.

И ещё одно важно: за рубежом живут музыканты отечественной школы, о которых мы мало знаем, а они могут преподнести большие сюрпризы, приехав в Россию с концертами, потому что играют они вне России, а записываются мало.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 685
Мне тоже кажется, что точный возраст здесь не причем. Но при этом всегда как-то коробили "вечно юные" комсомольские лидеры, которым было уже под полтинник. И к тому  же, в таком делении есть какая-то доля скидки, что ли: молодые, еще научатся. По моему ощущению, мы видим два разных пласта или волны, в первом или первой (можно условно назвать ее Большой волной) - Луганский, Березовский и т.д., во второй - пусть она будет Новай волной - Чернов, Холоденко и пр.

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 147
Понимаю, что пишу сейчас немного не по теме, но вот что меня поражает - в этой рубрике достаточно мало откликов, а вот в треде Александра Лубянцева на форуме Forum Klassica - абсолютный рекорд по количеству участников дискуссии! 101 страница - высказывания по поводу пианиста, которого я просто не хочу причислить ни к какой волне. Даже говорить не хочется на эту тему - но участники форума просто фанатеют!!! В тредах по теме о Березовском, Луганском, Афанасьеве несравненно меньше откликов. Или Лубянцев - слишком раскрученная фигура? за счет чего??? Только Даниил Трифонов примерно по объему откликов сопоставим с Александром Лубянцевым... не понятно...
В чьем-то отзыве (простите, не помню) прочитала о Михаиле Лифитце, Борисе Гилтбурге и Игоре Четуеве - очень восторженные отклики. К сожалению, совсем не слышала о них - есть ли какая-то информация и ссылки? Хотелось бы послушать.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Понимаю, что пишу сейчас немного не по теме, но вот что меня поражает - в этой рубрике достаточно мало откликов, а вот в треде Александра Лубянцева на форуме Forum Klassica - абсолютный рекорд по количеству участников дискуссии! 101 страница - высказывания по поводу пианиста, которого я просто не хочу причислить ни к какой волне. Даже говорить не хочется на эту тему - но участники форума просто фанатеют!!! В тредах по теме о Березовском, Луганском, Афанасьеве несравненно меньше откликов. Или Лубянцев - слишком раскрученная фигура? за счет чего??? Только Даниил Трифонов примерно по объему откликов сопоставим с Александром Лубянцевым... не понятно...

Ох, это долгая история ... Я к ней тоже приложил руку ! :))
Всё началось с с "голосования журналистов", а затем и "премии журналистов" аутсайдерам последнего конкурса Чайковского. Речь шла о Кунце и Лубянцеве, затем все сосредоточились на Лубянцеве, поскольку он прошёл на конкурсе чуть дальше.
Журналисты решили сделать из Лубянцева флаг борьбы с конкурсом, читай, с Гергиевым и Родзинским. Но Лубянцев не очень годился на роль знамени борьбы за справедливость, потому что ОБЪЕКТИВНО, несмотря на свою двигательную одарённость, он не является художественно значимым явлением в пианизме, и вряд ли ему это светит в будущем.
Вокруг этого и разгорелся сыр-бор: нашлись у него сторонники (вернее, сторонницы), они кричали в зале на конкурсах, протестовали против жюри, скандалили в интернете, в бумажной прессе и т.п. Но если бы дело было только в этом, то всё это заглохло бы, но не тут-то было ! На форуме "Классика" имеется группа скучающих графоманов, которым нечем больше заняться, как потрепать языком, вот и они и принялись "за дело": одни подводили "философский базис", другие ваяли "идеологическую надстройку". Но кое-кто пробовал высказываться по существу - в частности, я указывал на вполне объективно фиксируемые пианистические и стилистические огрехи в игре Лубянцева, но это никого особо не интересовало ! :)) Хотя автор потока - тоже пианист - завёл его как раз для того, чтобы обсудить запись 3-го концерта Рахманинова: я попытался говорить об этой конкретике, но это тоже никого не интересовало, хотя неспособность Лубянцева играть легато сразу бросается в глаза и уши.
Затем подключился ещё всем известный националист, который топтал Лубянцева просто за то, что этот пианист - гражданин России ! :)) Я не сразу понял, почему он его так остервенело рвёт на части, но затем сообразил, в какое болото я попал, поэтому тоже там немножко потусовался, но быстро всё высказал, что хотел, и покинул тот поток. А там словоблудие продолжалось ещё очень долго, а закончилось оно только тогда, когда наши "друг из ближнего зарубежья" вытер о Лубянцева ноги как о гражданина России, как только высказались те, кто имел сказать что-то против Лубянцева, а тем, кто "за" него, сказать, как выяснилось, нечего. Вот так этот поток и закончился.
Ах да, под завязку туда прибежал ещё один профан, который начал Лубянцевым запоздало восторгаться и нести всякую чушь, хотя всех остальных за такие же огрехи он же нещадно ругал ! :)) Ну там сделали вывод, что ему слон на ухо наступил и что он не может отличить настящее золото от самоварного, и на этом дело застопорилось окончательно. Защитники Лубянцева реагируют только на критику, а сам ничего высказать не могут.
Это я всё к тому, что поток о Лубянцеве получил там столь гипертрофированное развитие не потому, что Лубянцев вызывает такие околомузыкальные споры и так много значит для русского пианизма, а потому, что это была удобная площадка реализовать комплексы и заняться словоблудием. Так что не обращаёте внимания ни на объём этого потока, ни на количество его посетителей: это всё праздная болтовня, не имеющая отношения ни к игре Лубянцева, ни вообще к искусству. Хотя в каком-то смысле такой пустопорожний поток весьма типичен для форума "Классика".
Знаете, трудно сказать, нужно ли поддерживать на форуме видимость общения и наличия трафика, если абсолютно нечего сообщить по теме потока ? В былые времена я много раз и в разной форме задавал подобный вопрос Лифановскому, силясь понять, как и что он модерирует. Но потом до меня дошло, что он почти никогда не вникает в суть спора, ибо, как правило, не разбирается в теме. О нет, я не в укор ему, а просто для объяснения, как такое возможно, что там в любой теме образуется до 95 % флуда ! :))
Вот так и в теме о Лубянцеве: у меня бы фантазии просто не хватило на такой объём словоблудия, но там есть люди, которые только графоманией и живут, только ею и дышат ! Такое ощущение, что в реале им нечем заняться.
Зато вот наш поток о Лубянцеве довольно скромен, ибо говорить в нём особо не о чем :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 147
Как же не вписала в "Большую волну" одного из самых значимых пианистов - Константина Лифшица!! Он ведь достаточно молодой - 1976 г.р. - а в представлении думаю абсолютно не нуждается!! Более интересного музыканта трудно найти...

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
Алька:
Цитировать
Как же не вписала в "Большую волну" одного из самых значимых пианистов - Константина Лифшица!! Он ведь достаточно молодой - 1976 г.р. - а в представлении думаю абсолютно не нуждается!! Более интересного музыканта трудно найти...

     Скажите ради Бога, чем Вас так впечатлил Лившиц? Надеюсь не тем, что произвольно замедляет некоторые пассажи и столь же произвольно ускоряет до невнятной скороговорки целые музыкальные фразы (до сих пор с содроганием вспоминаю исполнение им Бетховенской сонаты “Tempest”).
     Вот кого бы надо включить в Ваш список, так это Александра Гаврилюка. Вчера в СЗММДМ он просто фантастически исполнил 2-й концерт Прокофьева.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вот кого бы надо включить в Ваш список, так это Александра Гаврилюка. Вчера в СЗММДМ он просто фантастически исполнил 2-й концерт Прокофьева

Расскажите, расскажите поподробнее !!
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
Цитата Predlogoff:
Цитировать
Расскажите, расскажите поподробнее !!

     Знаете, это было действительно фантастическое исполнение 2-го фортепианного концерта Прокофьева (который вообще не часто услышишь «живьем» в последнее время). С моей точки зрения тут было все, чего можно  пожелать. :)  Во-первых, у Гаврилюка прекрасная техника, большое стилевое разнообразие в игре при полном отсутствии внешней аффектации и какая-то завораживающая экономность движений. Сразу после первых аккордов стало понятно, что можно не нервничать по поводу возможных «ляпов», а сосредоточиться на музыке.  :)  Во второй части меня особенно впечатлили «змеившиеся» руки, низко поставленные, как бы имитирующие ту нарастающую опасность, которая достигает пика к концу третьей части концерта.
     Во-вторых, исполнение было, с моей точки зрения, очень грамотно выстроено эмоционально: в первой части прокофьевские парадоксальные гармонии и неподражаемые диссонансы вызывали удивление, которое в конце переросло в легкую тревогу. Вторая и третья части … мне кажется, ему удалось показать задуманное автором: эволюцию зла от легкого «змеения» до практически полного торжества. Четвертая часть принесла слушателям некоторое эмоциональное облегчение, но не радость, а осознание несовершенства мира. Немаловажным было то, что паузы между частями концерта были минимальными, поэтому весь концерт слушался на одном дыхании. Видимо, это было согласовано с Симкиным, дирижировавшим НФОР.
    Получилось у меня очень «пафосно», но овации были долгими, дружными и абсолютно заслуженными.
     Да, Александр очень хорошо взаимодействует с оркестром. Это наблюдение я сделала  еще на прошлом его выступлении, когда он играл 3-й концерт Рахманинова.  Правда, тогда мне показалось, что он был излишне аккуратен и мягок в ущерб эмоциональности. Кстати, Рахманинова он будет играть в январе в КЗЧ.
« Последнее редактирование: Ноябрь 16, 2012, 15:54:57 от Passer-by »

Оффлайн RexTremende

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 148
Как же не вписала в "Большую волну" одного из самых значимых пианистов - Константина Лифшица!! Он ведь достаточно молодой - 1976 г.р. - а в представлении думаю абсолютно не нуждается!! Более интересного музыканта трудно найти...
полностью согласен. Один из лучших исполнителей Баха сегодня. И не только Баха.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
23-04-2013
Добавил-таки А.Гаврилюка и Н.Хозяинова. Полагаю, против этих кандидатур никто не возразит :)) Блестящие пианисты, лауреаты, которых мы слушали и на конкурсах по интернету, и вживую в Москве и могли убедиться в мастерстве и художественности их игры.
Поскольку профессиональные занятия Александра Гаврилюка направлял Виктор Макаров – ученик  Виктории Кричевской, Регины Горовиц в Харькове и Татьяны Кравченко в Ленинграде, можно считать, что Александр Гаврилюк по прямой линии унаследовал русскую фортепианную школу. Да это и по его игре слышно.
Хотя Гаврилюка и Макарова связывали сложные драматические отношения.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Темы о Хозяинове, Гаврилюке и Лифшице отпочковались:

Николай Хозяинов (р.1992, Благовещенск), пианист
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=6030.0

Александр Гаврилюк (р.1984), пианист русской школы 
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=8047.0

Константин Лифшиц (р.1976, Харьков, СССР), пианист
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=8076.0
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Решил добавить в свой список Никиту Мндоянца в связи с его удачными выступлениями на конкурсе Клайберна в США. Создал также поток, ему посвящённый:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=8282.0

Судейство на этом конкурсе было совершенно одиозным, тем не менее, Никита прошёл весь конкурс дальше всех остальных российских участников 2013 года и выступил в финале, но премии не получил, потому что там присуждается лишь 3 премии, а остальные финалисты их не получают.
Я надеюсь, что мы в России сможем наблюдать дальнейший творческий рост замечательного пианиста, у которого все конкурсы и вся жизнь ещё впереди.
Я пока воздержусь от поверхностных характеристик, потому что стиль пианиста находится в движении и ещё не стабилизировался, но, на мой взгляд, по природе своего таланта он тяготеет к т.н. "поэзии пианистического мастерства", что, однако, не является окончательным диагнозом.
Поживём - увидим.
Никита профессионально и виртуозно владеет инструментом, извлекая из него те тембры, которые пожелает. Вопрос в том, чего он желает. Сегодня у него замечательно звучат авторы, требующие аккуратного внешнего подхода, изысканной тембровой палитры, например, Дебюсси. Интересно звучит у него Прокофьев, но романтики мне кажутся поданными чересчур абстрактно, как "искусство для искусства", а это вряд ли приемлемо в данных композиторских стилях, требующих индивидуализации подачи материала и проявления субъективного к нему отношения.
Тем не менее, несколько "наступая на горло собственной песне", потому что Никита лично для меня остаётся фигурой спорной, я считаю, что мы не можем не причислить его к нашим лучшим молодым пианистическим силам, потому что этого требует сама жизнь.
Если кто-то возражает, прошу высказываться.
И кстати, вдруг кто-то захочет кого-то исключить ? :)) Давайте поспорим, если надо. В списке, действительно, имеются фигуры спорные и даже скандальные, но я не могу ориентироваться лишь на своё личное мнение, потому что мне интересно, что думают о них другие слушатели.
Я могу аргументировать своё мнение по каждому участнику.
Меня давно просят убрать Коробейникова, и я, если бы заново составлял этот список, сегодня уже не включил бы его на основании изучения его последующих трактовок: 3-го концерта Рахманинова (занудного и скучного у него), 24 Прелюдий Дебюсси (однотонно-серых и невзрачных по тембру), "Хаммерклавира" и "Лунной" Бетховена (с дико растянутыми медленными частями), а из последних выступлений - этюдов Скрябина (ужасающе грубых и топорных). Однообразную и серую тембровую палитру Коробейникова кто только не ругал, да и я сам тоже причислил бы его к "безголосым" (в тембровом отношении), но я не думаю, что это единственный критерий и что даже скандалистами следовало бы бросаться: пусть люди знают, что и такое бывает. Ведь всегда можно прокомментировать и представить какие-то аргументы. Повременим пока что: вдруг он ещё переродится ? :))
« Последнее редактирование: Июнь 10, 2013, 11:51:02 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 147
Господин Predlogoff, что-то я не вижу в вашем списке Алексей Чернова....
Может быть все-таки еще разок Вы "огласите весь список, пожалуйста", а то как-то все лучшие пианисты по разным страницам разбросаны, что-то вписан, кто-то (особенно Чернов) пропущен....
Ведь предлагали кроме первоначальных пианистов еще достаточно интересные имена....
Я даже "согласна скрипя сердце" не вписывать Филиппа КОПАЧЕВСКОГО ::) ::) ::) ::) ::), но Чернова-то добавьте!!!!! :)
Это ведь Ваш тред, поэтому я не могу себе позволить всех сгруппировать и записать... :D
« Последнее редактирование: Июнь 10, 2013, 12:45:16 от Алька »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Наоборот, мне очень интересны сторонние резоны.
По поводу Чернова я могу легко объяснить свои соображения. Я считаю его по преимуществу композитором и не думаю, что в отдалённом будущем он будет строить свою карьеру как пианист: хотя пианист он прекрасный, вряд ли в грядущем он останется чистым пианистом. И я ему этого от всей души желаю: как музыкант он гораздо шире этой специальности, и я не думаю, что мы должны делать на него ставку именно как на пианиста. Это не тот типаж, который способен увлекать большие массы народа своей игрой, потому что она слишком интровертна. Для меня это стало особенно очевидно, когда он на Клайберне играл камерный опус - он его играл по-композиторски.
И главное, вы слишком серьёзно относитесь к этому списку - нужно проще :)) Это всего лишь ориентир, а пианистов очень много, и всех невозможно назначить "маяками" в сфере пианизма.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Еще бы Холоденко добавить... А то Генюшас есть, а Холоденко нет...

Пришло время поговорить и об этом.

Очень интересно было бы узнать подробнее о Денисе Кожухине, победившем на последнем Брюссельском конкурсе. Может, у кого-нибудь есть записи его выступлений?

Насчёт Кожухина - после объявления Бориса Гильтбурга победителем последнего конкурса в Брюсселе я уже ничему не удивляюсь, тем не менее, чтобы не быть голословным, я недавно из интереса посетил в Москве сольный концерт Кожухина уже после его победы на конкурсе в Брюсселе, но мнение моё не изменилось - серая звуковая палитра, отсутствие ярких красок даже на форте, довольно техничная, но ритмически разболтанная и бесстильная игра, в целом ощущение какой-то однородности всего и вся.
Его победа в Брюсселе ошарашила - особенно на фоне остальных лауреатов, но тут уж ничего не попишешь. История свершилась, и её уже не отменить. Так что жить нам дальше с Кожухиным и Гильтбургом.

Мечетину в живом концерте никогда не слышала (только в записи и то мало), так что я настаивать на включение ее в список не буду.

В отношении Мечетиной я тоже не созрел. Знаете, как-то не хочется, чтобы на неё равнялись все остальные, особенно же дамы-пианистки :)) Груба, как ни странно, в игре не женственна, но и не мужественна, ибо это в любом случае подразумевало бы нечто технически пробивное, а она не является пробивной и неуязвимой. И опять же - невзрачная звуковая палитра, отсутствие собственного тембра "голоса", собственной интонации, не побоюсь этого слова - индивидуальности, чего не скроешь ни за какой пианистической маскулинностью и даже монструозностью игры. Впрочем, в этом году я постараюсь ещё раз посетить какой-нибудь её концерт, желательно сольный, и тогда уж поведём какие-то итоги её эволюции последних лет. Пока же я морально не готов считать её образцом в каком-либо отношении.
А ведь она очень одарена в моторно-двигательном отношении, у неё отличная память, она быстро учит новые программы. интересуется новыми, никем не игранными сочинениями, но ........
Теперь, как выше обещано, о Холоденко.
Как выяснилось на конкурсе Клайберна, за последние годы он вырос в настоящего монстра. Какой-то просто Франкенштейн от фортепиано: когда я его слушал, меня не покидало ощущение какой-то загробной жути - словно какая-то нежить имитирует движение живого существа и подкрашивает щёки, дабы изобразить естественный румянец на трупе. Собственно, подобных исполнителей уже нельзя причислить ни к какой "школе", ибо их игра уже не отличается каким-то особыми индивидуальными чертами, а является порождением интернационализированных преподавательских технологий, выкованных в XX веке. Я снимаю шляпу: наши преподаватели вполне овладели искусством гальванизации псевдомузыкальных трупов.
При всём при этом Вадим весьма одарён: у него отлично работает моторно-двигательный центр, он может отлично играть с листа, т.е. у него выработан отличный зрительно-слухо-двигательный рефлекс, он быстро учит, у него бронебойная техника, несгибаемая психика и железобетонный темперамент, его ничем не пробьёшь. Играет соответственно - чугунное туше, лобовые исполнительские решения, которые язык не поворачивается назвать "художественными"; говорить в его случае об "интерпретациях", на мой взгляд, нелепо - настолько это понятие не вяжется с его манерой игры. В этом он весьма схож с Абросимовым, который тоже равнял всё, по чему проезжал, как бульдозер. Но Абросимов что-то недоучил, а Холоденко не из этих! О нет! Он ехал побеждать, и он это сделал - у него громадный конкурсный опыт, он давно всё выучил и на конкурсе Клайберна всех обставил, как заправский спортсмен.
Ну представьте себе: сидят в зале шахматисты, обдумывают тончайшие позиционные решения. И тут входит Холоденко - и тяп с размаху ломом по шахматной доске: "Всем мат!" Как говорится, против лома нет приёма.
В этом же духе побеждал и Мацуев, который, быть может, как показывали многие случаи из его исполнительской практики, ещё щедрее одарён от природы, но Денис, как мне кажется, пошёл по другому пути - он избрал путь рекламирования классики через подачу себя. Да, это тоже вариант, но поэтому я и считал его спорной фигурой, на которую вряд ли многие могли бы ориентироваться, ибо невозможно представить себе батальон Мацуевых или Ланг Лангов, но зато можно представить себе целую армию разнообразных пианистов, отличающихся не только мастерством, но ещё и тонким вкусом, пианистической тактичностью, если можно так выразиться.
А Холоденко - это такой же лом. Какая уж там "школа Нейгауза"! Формально его через Горностаеву можно к ней причислить, но фактически? К примеру, когда играл Гаврилюк, из его исполнения сразу было ясно, что это пианист НАШЕЙ школы, что у него любая мелодия светится, что он понимает, что такое "рубато", что такое "романтика". А что вытворяет Холоденко? Пришло бы кому-нибудь в голову, что это "школа Нейгауза" ? Ужас просто, кого выращивают в наших консерваториях: над ними там опыты какие-то что ли ставят? Или это "общечеловеческими ценностями" навеяло?
Если мне скажут, что все будут такими, как Холоденко, или что Холоденко объявят "счастливчиком" и "образцом для подражания", то лучше застрелиться уже сегодня.
И главное вот эта непроходимая какая-то серая однообразность туше - то же и у Мечетиной, то же и у Лубянцева, то же и у Кожухина, то же самое и у Холоденко. Можно подумать, что их клонируют и выращивают в одном инкубаторе в клетке без солнечного света с синтетической едой.
Короче, у меня просто мороз по коже при мысли, что это может быть воспринято как стандарт - хотя в КОНКУРСНОМ смысле это стандарт, да! Таких участников мы видели достаточно, их ничем не собьёшь, а они в свою очередь всех повалят и истребят всё то, что ещё шевелится. С ними конкурс превращается в спорт - как острил ещё Шнабель, в таких случаях хочется взять секундомер и засекать время, как на скачках.
Впрочем, это уже другая история.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Кое у кого возникли подозрения, что список "лучших" нужно расширить!
Давайте сделаем это, называйте кандидатуры - и будем рассматривать. Жизнь идёт вперёд, вырастают и выходят в свет новые музыканты.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица