Автор Тема: "Кавалер розы" Р.Штрауса на сцене Большого театра (март 2012 г.)  (Прочитано 18280 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Телебилет в Большой
16.03.2012

Репетиция — любовь моя
Главный дирижер-музыкальный руководитель театра Василий Синайский и режиссер Стивен Лоулесс начали работу над первой в истории Большого постановкой оперы Р. Штрауса «Кавалер розы». Премьера спектакля состоится 3 апреля на Основной сцене театра. О том, как проходят репетиции, рассказывает первый сюжет программы.

http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/2012/2139/

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ну вот, "революция, о которой всё время говорили большевики, свершилась" (с) !
Ура, товарищи !
Что ж, шаг серьёзный, посмотрим, что сделают из "Кавалера розы" после того, что там же сотворили с "Летучей мышью" и "Воццеком". Даже интересно, что они откаблучат на этот раз. Надеюсь, присутствие Синайского и отсутствие Чернякова спасёт оперу от некомпетентной режиссуры и дурацких "осовремениваний" ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Надеюсь, присутствие Синайского и отсутствие Чернякова спасёт оперу от некомпетентной режиссуры и дурацких "осовремениваний" ?
Но Лоулесс только что сделал из Франчески Рахманинова и Иоланты концлагерь.
http://dolchev.livejournal.com/111638.html
Цитировать
Но в данном случае у Stephen Lawless была другая задача - он как бы оставил мысль о постановке французской сказки и сделал перенос угадайте куда... Туда, итиху мать, в Россию конечно. Самая идея кокона, в котором происходит действие Иоланты и все там белые и чистые, очень даже неплохая. Но кокон этот находится в концлагере... Туда никого не пущают под страхом смерти, о чем прописано по-русски. А рыцарь(граф) Водемон с герцогом Робертом заблудились, пройдя чрез горы и леса на лыжах, и добрели до кокона, каким-то образом преодолев охрану концентрационного лагеря. Нахлебались заранее припасенной водки и Роберт в стиле ты меня уважаешь прогавкал знаменитую Матильду в сопровождении Матильды, как живой - на пуантах и в черной шопенке. Матильда отшкандыбала парочку перекидных, при этом чуть не завалилась(скользко, зима все же) и в конце арии удалилась; через некоторое время снова появилась уже в ложе в мехуях и бриллиянтах, к финалу к ней примкнул Роберт и свои куски в ансамбле допевал там, нежно обнимая свою возлюбленую.:-)

Так что ваш оптимизм явно необоснованный.

« Последнее редактирование: Март 10, 2012, 20:59:05 от Cuniza »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Прочитал, что режиссёр Стивен Лоулесс считается "традиционалистом" ! :)) Ставлю "ха-ха", потому что в современной режиссуре (любой) не существует "традиционалистов" и "новаторов", а существуют лишь хорошие/плохие и профессиональные/непрофессиональные режиссёры. Поставить плохо может любой, а вот поставить хорошо умеет далеко не каждый.

Так что ваш оптимизм явно необоснованный.

Вот-вот. Но я надеюсь, что с его стороны это всего лишь дань моде, а Синайский ему не позволит уродовать произведение - тут уже не спишешь на то, что дирижёр, дескать, "русское произведение", защищает ! Синайский на этом примере должен доказать, что он защищает оперное искусство как таковое.
Докажет - молодец; а не докажет - нечего ему делать в Большом и изображать из себя "хранителя традиций".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
С удивлением обнаружил, что все билеты на все ближайшие представления "Кавалера розы" уже распроданы ! Это что означает ? Ужли такой большой "интерес" ? Чтой-то не верится .....
Судя по всему, опять перекупщики поработали, никакой на них нет управы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 381
Телебилет в Большой
16.03.2012

Репетиция — любовь моя
Главный дирижер-музыкальный руководитель театра Василий Синайский и режиссер Стивен Лоулесс начали работу над первой в истории Большого постановкой оперы Р. Штрауса «Кавалер розы». Премьера спектакля состоится 3 апреля на Основной сцене театра. О том, как проходят репетиции, рассказывает первый сюжет программы.

http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/2012/2139/
"Поздновато начинаете!" ("Москва слезам не верит")

Helene

  • Гость

Судя по всему, опять перекупщики поработали, никакой на них нет управы.
Мафия бессмертна! Но мне она пригодилась - не видать бы мне иначе "Бориса Годунова".)))

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/2012/2140/
Василий Синайский, музыкальный руководитель Большого театра и дирижер-постановщик спектакля
Стивен Лоулесс, режиссер-постановщик
Мелани Динер, исполнительница партии Маршальши
Томас Ален, исполнитель партии Фаниналя

Кто-нибудь знает этих солистов?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/2012/2140/
Василий Синайский, музыкальный руководитель Большого театра и дирижер-постановщик спектакля
Стивен Лоулесс, режиссер-постановщик
Мелани Динер, исполнительница партии Маршальши
Томас Ален, исполнитель партии Фаниналя

Кто-нибудь знает этих солистов?


Мелани Динер (Melanie Diener) - довольно крупная фигура:
http://www.youtube.com/results?search_query=Diener+Melanie

Вот тут Melanie Diener в "Кавалере розы":

------------------
Melanie Diener: Marschallin "Monolog"
Dirigent: Simone Young

http://www.youtube.com/watch?v=3xe8xJ1rGAU
------------------


Томас Аллен (Thomas Allen) тоже весьма известная фигура, но возраст его уже почтенный (1944 г.р.):
http://belcanto.ru/allen.html

Он сделал множество замечательных записей, но в какой он форме в данный момент, сказать трудно:

Commendatore scene - Thomas Allen (Don Giovanni ROH'88)
http://www.youtube.com/watch?v=JStPRk62QdI

Хотя вот:

January 9, 2010
The Metropolitan Opera
Sir Thomas Allen as Faninal in Der Rosenkavalier

http://www.youtube.com/watch?v=QXkPEUYmN8Y

Тут другие фрагменты с его участием:
http://www.youtube.com/results?search_query=thomas+allen+baritone&oq=Thomas+Allen+ba&aq=0&aqi=g1&aql=&gs_sm=3&gs_upl=44016l45078l0l47625l3l3l0l0l0l0l609l1234l2-1.1.0.1l3l0

Вот инфо Википедии - тут список постановок, в которых он участвовал с начала 70-х гг.:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BD,_%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%81
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 381
Фаниналя обычно пою оооооччччччень долго. А Том вполне себе бодрый баритон.

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289

Интервью со Стивеном Лоулессом о постановке " Кавалера розы" на сайте Большого:
http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/2012/2149/

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Журнал "Коммерсантъ Weekend", №11 (3656), 30.03.2012

Три века в трех актах
Сергей Ходнев об опере «Кавалер розы» в Большом театре

http://www.kommersant.ru/doc-y/1897359

"У вас будет случай отдохнуть от эстетики длинных черных пальто",— иронически прокомментировал еще в 2009-м будущую премьеру "Кавалера розы" Леонид Десятников, о ту пору музыкальный руководитель Большого. В общем, для нарицательных длинных черных пальто (соль в том, что это клише; в такие наряды шинельного покроя как бы "современные" режиссеры средней руки норовят обычно одеть в своих спектаклях силы зла — всяких там жрецов из "Аиды" или барона Скарпиа из "Тоски") случай действительно не очень. Хоть и громогласный Рихард Штраус, хоть и опера порядком масштабная по чистому сценическому времени, но все же это вещь тонкая, ироничная, легкомысленная и в то же самое время невероятно лиричная. С расхожими режиссерскими штампами тут уйдешь недалеко. Тем более что действие оперы, по мысли в очередной раз предложившего Штраусу оперное либретто Гуго фон Гофмансталя, разворачивается в Вене середины XVIII века. Можно как угодно изгаляться над оперой, написанной в XVIII веке, спора нет, но если создатель оперы намеренно и отчетливо обозначает некую хронологическую дистанцию, если композитор ХХ века принципиально хочет видеть на сцене приблизительно моцартовские времена, то тут уже для опытов с "актуализацией" оперной постановки нужны особо убедительные аргументы.


Тем более что это не случай какого-нибудь "Летучего голландца", действие которого Вагнер прописал в XVII веке, но кто ж об этом помнит. Гофмансталь сознательно хотел видеть на сцене что-то, как бы мы сказали, сомовское — изящное стилизованное развлечение с париками и кринолинами, подслушиваниями за портьерой и галантными ритуалами, квипрокво и переодеваниями, где-то фривольное, где-то комичное именно что в духе "Свадьбы Фигаро", чуть более ранних опер буффа, но в конечном счете все-таки трогательное. Два главных персонажа — молодой аристократ Октавиан и юная Софи фон Фаниналь — случайно встретившись, влюбляются друг в друга с первого взгляда, но при этом оба по-своему несвободны. У Октавиана связь со знатной дамой пикантного возраста, княгиней фон Верденберг, супругой фельдмаршала (героиню обычно называют попросту Маршальшей). Софи, богатую наследницу, собирается взять в жены кузен Маршальши, неотесанный барон Окс ауф Лерхенау. В результате барона сложно и смешно проучивают, вынуждая взять свое предложение обратно, а Маршальша великодушно отпускает Октавиана, мудро, хотя и с толикой грусти, предоставляя молодым веселиться в юности их.


Против этого игрушечного старинного колорита Штраус не возражал, даже партию Октавиана написал для меццо-сопрано, явно имея в виду и Керубино, и стародавних певцов-кастратов. И хотя в его музыке не слишком много прямой стилизации под венский классицизм или уж тем более под барокко, музыкально "Кавалер розы", конечно, куда менее агрессивная вещь, чем чуть ранее написанные "Саломея" и "Электра". Публика, надо думать, ценит этот факт, потому что именно "Кавалер розы" десятилетиями остается чуть ли не самой востребованной оперой Рихарда Штрауса.


Только не у нас. В Большом театре "Кавалера" до сих пор не ставили вовсе, так что у постановки, которую выпускают британский режиссер Стивен Лоулесс и главный дирижер Большого Василий Синайский, есть еще и ответственная роль абсолютной премьеры. Маэстро Синайский рассказывает, что своих оркестрантов попросил в полном соответствии с духом произведения играть "с иронией, легкостью, шармом и обаянием, как оперы Моцарта" — теперь им бы только справиться с этой задачей; впрочем, за последние несколько сезонов в их послужном списке появились и "Дон Жуан", сыгранный под руководством Теодора Курентзиса в нарочито "старинной" манере, и "Руслан и Людмила", которых Владимир Юровский намеренно уводил от помпезно-жирного звучания советских времен к вкусам более раннего времени.


Вот в отношении певцов театр все-таки не стал целиком полагаться на местные силы — составы исполнителей пестрят иностранными именами, которых в таком количестве на премьерах Большого, пожалуй, еще не бывало. Не то чтобы топовые звезды (к такому разряду можно с оговорками отнести разве что Томаса Аллена, известного и заслуженного английского баритона, который споет Фаниналя, отца Софи), но люди надежные и опытные. Хотя в очередь с ними все-таки будут петь и молодые отечественные солисты (выпускники Молодежной программы Большого по преимуществу). Так, Софи будет петь не только Любовь Петрова, которую при ворохе ее ангажементов в хороших западных театрах не очень хорошо знают на родине, но и украинка Алина Яровая, Октавиана — немка Анна Стефани (она пела князя Орловского в поставленной Василием Бархатовым "Летучей мыши" Большого), но и Александра Кадурина, перспективная питомица все той же программы. Ну а партию Маршальши, которая часто считается прерогативой чуть ли не именитых пенсионерок оперной сцены, споют очень даже молодые дамы, немка Мелани Динер и работающая в Германии москвичка Екатерина Годованец.


Что же до режиссера-постановщика, то репутация Стивена Лоулесса людям, которые все никак не могут прийти в себя после "Руслана и Людмилы" в постановке Дмитрия Чернякова, должна быть как бальзам на душу: консерватор, любитель относительно традиционных красивостей, в скандалах и провокациях замечен не был. Однако и он все-таки не собирается целиком разыгрывать оперу в декорациях рококо. В духе XVIII века будет выдержан только первый акт (раз уж его действие происходит в палатах Маршальши). Визуальный ряд второго акта, где фигурирует разбогатевший буржуа Фаниналь, будет под стать "столетию среднего класса" — XIX веку. Ну а заключительный акт с его веселой перепутаницей и вовсе будет перенесен в ХХ век — так что, как знать, может, без длинных черных пальто все-таки не обойдется.


Большой театр, 3-8, 10 апреля, 19.00
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А вот и отклики пошли, причём, какие-то пасквилянтские.

http://www.novayagazeta.ru/arts/51945.html

Битые тарелки против Рихарда Штрауса
В Большом театре — премьера оперы «Кавалер розы»

03.04.2012

До сих пор мы довольствовались сюитами вальсов из этой оперы, исполняемых в концертах; заядлые меломаны смотрели видеозаписи множества постановок — ведь это одна из самых популярных опер в мире. А в России она прошла только однажды — в 1928-м, в Ленинграде. Почему так?

Созданный Штраусом в 1910 году «Кавалер розы» сверкнул в Европе особенно ярко перед Первой мировой. Но тут из-за войны в России вышел высочайший запрет на немецкие оперы. При Гитлере Рихард Штраус, уроженец Мюнхена, был назначен Геббельсом главой Имперской музыкальной камеры (что-то вроде министра музыки) и принял этот пост. Повлияло и то, что все советское время было фактически запрещено исполнение его симфонической поэмы «Так говорил Заратустра» (Ницше было словом ругательным). Вот и не сложилась традиция.

Так что Большой театр, которому много чего есть наверстывать, сделал важный просветительский шаг. Чувственная лирическая комедия, в которой витает мистический дух Вены, но, к счастью, весьма различимо то и дело звучат вальсы, явилась на историческую сцену Большого скорее в форме сатисфакции, чем триумфа.

Приглашенный постановщик Стивен Лоулесс объяснял, что он вполне ощущает ответственность за первую постановку оперы. Тут не до выкрутасов режиссуры. Это «Евгения Онегина», памятного со школы, можно переиначивать, задавая публике остроумные головоломки. Лоулесса же, очевидно, попросили о постановке довольно традиционной.

Вот теперь мы окончательно убедились, что это такое. Статичность артистов, неработающая пружина действия, самодеятельные массовки. Когда в музыкальном спектакле нет адреналина — даже самые жгучие любовные истории выглядят балаганом.

В том числе и данная история о том, как стареющая Маршальша благородно уступает своего 17-летнего возлюбленного Октавиана молодой красотке Софи (всех троих поют женщины), уходя в моральную богадельню.

Роскошная музыка, не дробящаяся на арии и отдельные номера, но текущая непрерывно, конечно, поднимает не столь уж душераздирающую фабулу чуть не до небес. Но не слишком высоко пока уносит нас оркестр Большого театра (дирижер Василий Синайский).

Режиссер, как и исполнительница роли Маршальши Мелани Динер (Германия), признавались, что их главная задача — показать течение и неотвратимость времени. Вероятно, поэтому Лоулесс позволил себе такую вольность: первое действие разыгрывается в XVIIIвеке, второе — в XIX, третье — все-таки в ХХ веке. Бог мой, Лоулесс, конечно, переоценил нашу темную публику, вряд ли способную отличить мебель Вены века Моцарта и века Вагнера, а в парке Пратер (третье действие) с его допотопным Луна-парком, наверное, все три века продавали одинаковые сосиски и одинаково громко палили в тире. На сцену назидательно повешены часы — увы, внимание то и дело переключалось на то, много ли осталось до конца.

Некоторые вещи поразили нехорошо. Так, в спектакле в моменты ссор бьют много огромных тарелок — разве это возможно в театре? Зачем выводить на сцену двух овчарок, которые заметно нервничают, курьезно переключая на себя внимание зрителей? Зачем в третьем действии на сцене стоит никому не нужная кровать? Таких мелких вопросов слишком много.

Но всё победили певцы, большей частью приглашенные, так как петь Рихарда Штрауса нам еще надо долго учиться. Мелани Динер, не раз исполнявшая Маршальшу в разных постановках, прекрасно справляется и с партией, и с ролью. Ее возлюбленному Октавиану (хрупкая Анна Стефани) ровно на голову не хватает росту, чтобы поверить в жгучую любовь этих разновозрастных любовников, — для современной постановки сие обстоятельство не годится. Однако всё прощаешь за потрясающее пение и, как кажется, безукоризненный стиль. Хорошо вписалась в треугольник солистка Метрополитен-опера Любовь Петрова (Софи). Если бы режиссер дал себе труд более изысканно выстроить мизансцены, а не пускать на самотек игру артистов, искушенных в исполнении Штрауса в прежних постановках, мог бы выйти превосходный спектакль. Например, топорную финальную сцену, когда Октавиан разрывается межу Маршальшей и Софи, можно было слушать только с закрытыми глазами — а пели певицы этот сложнейший терцет ангельски, да и оркестр играл недурно.

Потрясающе исполнил свою неоднозначную партию сэр Томас Аллен (Фаниналь, отец Софи), 40 лет поющий в лондонском Ковент-Гардене; а бас Стивен Ричардсон (барон Окс) всеми силами напоминал о том, что Штраус писал в первую очередь комедию (во многом в духе Моцарта). И уж что поразит любого зрителя — так это роскошные декорации (Бенуа Дугардин) и костюмы (Сью Вилмингтон). Пяти подсвеченным застекленным семиэтажным шкафам с посудой даже похлопали, как в советские времена.

Впервые в Большом удивил перевод текста (проекция над сценой). Вроде по-русски, но как-то не очень. Правда, позднее объясняли, что это была попытка передать особенности венского диалекта. А получилось нечто марсианское: «Кто сильно обнимает — тот неплотно держится», «Вижу любовь и беру ее»,«А мне нужен мужчина, чтобы я чем-то стала»;«Тебе я стану всем»,«Вы ввергаете меня в десперацию» и т.д.

Что в сухом остатке? Музыка великая. Певцы (основные) великолепны. Смотреть не смешно. Не грустно. Не слишком интересно. От Вены с какими-то ее специфическими переживаниями мы пока страшно далеки. Но, может, кто-то на шаг приблизился.

Куда дальше поведет нас главный театр страны? В июне — «Чародейка» Чайковского (дирижер Александр Лазарев; и он тоже не любит авангардных постановок; всё будет как при бабушке). Дальше — тишина. Известно лишь, что Юрию Любимову в качестве утешения за изъятый у него театр предложили ставить «Князя Игоря». Кажется, Франческа Замбелло поставит очередную «Травиату».

На прямой вопрос о планах гигантского театра его директор Анатолий Иксанов отвечает: планов много, их мы объявим на пресс-конференции в конце сезона. Отчего же такая провинциальная непрозрачность? Помнится, как-то планы заявляли на три года вперед — было хоть представление, куда идем, чего ждать.

Талантливый и очень энергичный дирижер Владимир Юровский (он только что выступил на Фестивале Ростроповича с возглавляемым им Лондонским филармоническим оркестром), еще пару лет назад гордо объявленный одним из основных приглашенных дирижеров Большого, рассказал, что у него с этим театром нет никаких планов. Он выступил музыкальным руководителем спектакля «Руслан и Людмила» в постановке Дмитрия Чернякова; отдирижировал две серии спектаклей — в ноябре и феврале, — и больше, получается, этот спектакль ни в каких планах не числится! И ничего другого Юровскому тоже не предложили. То же — с Теодором Курентзисом. Да, Курентзис возглавил сейчас Пермский театр — но такими интересными дирижерами, ради которых публика прет в театр, не разбрасываются.

Есть впечатление, что Большой застыл в неприятном ожидании. Может, это вертикаль в действии? Ждут, кто станет министром культуры взамен уходящего Авдеева? И куда подует ветер? Фу, как это было бы стыдно! И так уже ясно, что революционных постановок не предвидится (за инновации «Руслана и Людмилы», наверное, пожурили те же депутаты, у которых были истерики по поводу оперы «Дети Розенталя»). Не потерять бы с возвращением на историческую сцену спектаклей-долгожителей самого ощущения актуального европейского театра, которым, как некоторое время назад казалось, Большой стремился стать.

Премьерные спектакли состоятся 3, 4, 6, 7, 8 и 10 апреля.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
После этого отклика нужно отмывать руки с хлоркой, но, быть может, кто-то подтвердит или опровергнет то, что в нём было сказано ? Других отзывов о спектакле я пока что не нашёл.
Надеюсь, что они воспоследуют.
В этой статье меня удивило многое - и неуместный снобизм по поводу "мебелей" (даже если в мебели разбираться, то всё равно - какая разница вообще ? Это же театр, а не антикварная лавка). По поводу оценки возможностей и способностей наших дирижёров - уж "Кавалер розы" столько раз во всём мире был записан-переписан на аудио и видео, что грешно не суметь продирижировать им: всё же не запредельное что-то !
Но шут с ним, с этим откликом.
Меня другое заинтересовало: что там случилось на премьере с Синайским ? Очевидцы говорят, что вскоре после начала оперы его тихо подменил другой дирижёр: это правда или опять инсинуации ?
И как вообще впечатление ?

Честно говоря, меня в Большой на "Кавалера розы" не тянет, но не потому, что наши дирижёры, певцы и оркестранты не смогут его подать, вовсе не поэтому ! А потому, что это название давно затёрто на Западе и если оно и "ново", то только для нашей страны, как и "Воццек", столь же яростно распропагандированный перед недавней премьерой в Большом. Фонограмм всяких предостаточно, составы самые блестящие ...

Что ж, подождём других откликов. Я не верю, чтобы наши дирижёры и оркестры не справились с этой партитурой, а певцы со своими партиями.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Ну вот, например, прямо-таки панегирик:

http://www.vedomosti.ru/lifestyle/lifestyle-culture/news/1605826/rozovye_vremena

Там же и про Синайского:

"Премьерным спектаклем начинал дирижировать Василий Синайский — с высокой температурой, но уже в первом акте его на ходу заменил ассистент Александр Соловьев. «Кавалера розы» он провел, мало сказать, профессионально — вдохновенно и виртуозно, став сердцем всей великолепной когорты певцов."

Если бы я верил газетным музыкальным писунам, то (лично у меня, подчеркиваю) большее доверие вызывал бы отзыв "Новой газеты". А так - конечно, куда интереснее услышать пусть субъективные, но живые отзывы обитателей форума. Поскольку, к сожалению, не смог попасть на этот спектакль.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ну вот, например, прямо-таки панегирик:

http://www.vedomosti.ru/lifestyle/lifestyle-culture/news/1605826/rozovye_vremena

Да уж, прям сюси-пуси какие-то !

http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/1582045/v_repertuar_bolshogo_teatra_vklyuchena_samaya_garmonichnaya


В репертуар Большого театра включена самая гармоничная опера XX века
Петр Поспелов / Ведомости

30.03.2012


В прошлом году исполнилось сто лет со дня премьеры «Кавалера розы» Рихарда Штрауса. Ее ставили в 1928 году в Ленинграде, в Москве слушали на гастролях Венской оперы в 1971-м. И теперь, наконец, премьера в Большом театре. Нас ждет встреча с одним из лучших произведений композитора. Штраус создал свой шедевр, уже будучи знаменитостью, автором «Саломеи» и «Электры». «Кавалер розы» на них решительно не похож. Вместо жестоких мифов, вместо экспрессионистских истерик игривая атмосфера венских будуаров, кондитерских, парков, вальсов, сплетен и интриг.

Композитор и его либреттист Гуго фон Гофмансталь ориентировались на «Свадьбу Фигаро» Моцарта — и вывели столь же живые типы разных сословий. Юный аристократ Октавиан — брючная роль в духе моцартовского Керубино: ему-то и поручено стать «кавалером розы» — передать серебряный цветок юной девушке в знак сватовства. Конечно же, он сам в нее и влюбляется. Софи — простушка, само естество. Ее папаша Фаниналь — нувориш, заискивающий перед аристократами. Барон Окс, который сватается к Софи, — шумный дворянин-провинциал, которого все с удовольствием оставляют в дураках. Маршальша — аристократка настоящая. Эта роль — нечто уникальное в оперной литературе: она не вписывается в какое-либо амплуа и из второстепенного характерного персонажа, призванного оттенять пару влюбленных, становится главным. Эта-то стареющая (ей чуть за тридцать) красавица, мудрая и жизнелюбивая, и воплощает философию оперы — жизнь забавна, любовь восхитительна, но все имеет конец и горевать не стоит. Маршальша понимает, что юный любовник Октавиан покинет ее ради Софи, и советует ему слушаться сердца. В финале они поют терцет — по красоте, гармонии и скрытой печали нечто непревзойденное в оперной музыке.

«Кавалер розы» — еще и утонченная литература. Гофмансталь использовал в либретто разные оттенки и диалекты немецкого языка. Однако оперу прекрасно принимают во всем мире. Примут и в Большом: опера Штрауса пойдет на исторической сцене, где ее ставит британский режиссер Стивен Лоулесс. Когда-то он был ассистентом Андрея Тарковского на лондонской постановке «Бориса Годунова», а в собственном творчестве слывет уважительным толкователем всех классических опер. Он понимает, что русской публике «Кавалер розы» малоизвестен, и действовать собирается осторожно: первый акт развернется в XVIII веке (как в оригинале), второй перенесут в XIX век, а третий — в XX, соответственно изменится и взаимодействие социальных типов.

Дирижирует премьерными спектаклями музыкальный руководитель Большого Василий Синайский. В первом составе много приглашенных солистов, партию Маршальши исполняет немецкая певица Мелани Динер. На сцене Большого она уже выступала, как и Анна Стефани (Октавиан). Барона Окса споет Стивен Ричардсон — нам он известен по партии Фауста в кантате Альфреда Шнитке, которую исполнил в Москве три года назад. Софи — Любовь Петрова, поющая на сцене Метрополитен-опера. А в роли папы Фаниналя выйдет мировая звезда Томас Аллен, эталонный Дон Жуан из постановки Джорджо Стрелера.

================================



«Кавалер розы» в Большом театре: Время наслаждаться

Оперная Москва давно не видела спектакля, в котором оригинал, исполнение и постановка сложились бы в гармоничное единство, — и вот таковым стал «Кавалер розы» в Большом театре

Петр Поспелов / Vedomosti.ru

05.04.2012


Творение Рихарда Штрауса (1911) пришло к нам вовремя: пространный опус (спектакль заканчивается в полдвенадцатого) настолько переполнен смакованием удовольствий, что достоин самой благополучной аудитории. Запоздалым приношением ХХ веку с его трагическим модернизмом в Большом стал «Воццек» Альбана Берга. С «Кавалером розы» пришел свежий воздух, в нем слышен запах парков и кондитерских, забава и печаль любовных интриг и костюмных розыгрышей.

Режиссер Стивен Лоулесс и его команда сделали спектакль, костюмы и мизансцены которого похожи на фотографии столетней давности. Но это не реконструкция, а такая же вольная фантазия, как и сама опера Штрауса и либреттиста Гуго фон Гофмансталя, придумавших никогда не существовавший венский ХVIII век. Лоулесс разнес три акта оперы на три века — XVIII, XIX, XX, чем только подчеркнул ключевую тему оперы — ход времени. Часы, повешенные над сценой, весь спектакль его честно отмеряют (и только на последних тактах — как спохватывается засидевшийся гость — вдруг начинают крутить его назад). Но часы — не века, от перемены веков не меняются ни Вена, ни люди, ни небо. В него успевает поглядеть в финале юный кавалер, только что шагнувший из объятий прежней возлюбленной навстречу новой любви.

«Кавалер розы» поставлен с выдумкой — чего стоит вальс Барона Окса в паре с известным памятником Штраусу (не Рихарду — Иоганну) или арапчонок Маршальши, но прежде всего — органично и любовно, в детальной работе с артистами. Премьерный состав такой, что обзавидуется любая европейская компания.

Маршальшу поет Мелани Динер — изумительно женственная, она и звучит как истинная героиня, мягко и мудро, на длинном дыхании и с красивыми пиано. Ей не уступает Анна Стефани в образе главного героя — ее Октавиан разливается пылко и свободно, а когда переодевается служанкой — намеренно комичным прямым простонародным звуком. «Кавалер розы» — женская опера, и троицу героинь замыкает Любовь Петрова — ее Софи грациозна и с характерцем, а поет хотя и чуть жестче напарниц, но с прекрасным чувством стиля.

Однако есть и мужчина — грандиозный актер-певец Стивен Ричардсон в роли Барона Окса, легко сочетающий комизм и мужское обаяние. Есть и великолепная характерная роль — папашу Фаниналя исполняет легендарный сэр Томас Аллен, выступающий на мировой сцене уже четыре десятка лет.

«Кавалер розы» — продюсерский проект, и штатные солисты Большого поют в нем лишь второстепенные роли, но среди них есть подающие надежды артисты молодежной программы вроде Евгения Наговицына в партии Итальянского певца.

Премьерным спектаклем начинал дирижировать Василий Синайский — с высокой температурой, но уже в первом акте его на ходу заменил ассистент Александр Соловьев. «Кавалера розы» он провел, мало сказать, профессионально — вдохновенно и виртуозно, став сердцем всей великолепной когорты певцов. Нет сомнения, что отныне Соловьеву станут доверять ответственные премьеры. Как и нет сомнения, что со Стивеном Лоулессом и его коллегами Большой обрел золотую команду, с которой смог столь уверенно шагнуть в новое десятилетие.

---------------------------------------------
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Фотографии со спектакля в LLLiu's LiveJournal:
http://llliu.livejournal.com/

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Фотографии со спектакля в LLLiu's LiveJournal:
http://llliu.livejournal.com/

Да-да, Лика должна была там побывать как истинная театралка ! :))
Вот более точная ссылка на нужный пост:

http://llliu.livejournal.com/145239.html

Лика пишет:
----------------------------------
Экзотическое для нашей глубинки название, необычная переливчатая длящаяся музыка, редкостное для Москвы музыкальное качество (первый состав), деликатный (в кои-то века сбланасированный с вокальными возможностями певцов) оркестр (дирижер - Соловьев), выдающиеся вокальные (Мелани Динер и Анна Стефани, хот я для меня в обратном порядке) и актерская (Степен Ричардсон) работы, исключительной красоты и стильности зрелище, ненавязчивая и умная режиссура по теме необратимости - неумолимости времени, путешествие по эпохам и стилям.
Всё это - премьера Большого (хотя что тут осталось от Большого? Оркестр, площадка, финансирование и моржи не лучшего качества) "Кавалер розы" Рихарда нашего Штрауса.
----------------------------------




«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Курмачев разразился огромной статьей:
http://belcanto.ru/12041201.html

"Уже после первых оркестровых репетиций, на которых мне довелось присутствовать, было ясно, что Большой театр совершил невероятный качественный прорыв, блестяще справившись с одной из самых сложных как в сценическом, так и в музыкальном плане опер XX века.

В отличие от «Воццека», инструментальные достоинства которого, не лукавя, оценить в состоянии только фанаты нововенской школы, «Кавалер розы» — произведение, обращенное к массовому слушателю: его кажущаяся затянутость будто растворяется в философской глубине монологов и божественной красоте ансамблей, вслушиваясь и вдумываясь в которые, не замечаешь, как пролетают почти четыре часа исполнения этой масштабной партитуры.

И, конечно, безусловной удачей этот спектакль стал для постановочного коллектива, ибо столь гармоничного, красочного и цельного спектакля, бередящего умы и волнующего сердца, Большой театр не видел уже многие годы. Хорошо бы эта премьера стала началом новой традиции качественной работы талантливого коллектива театра, которому самой судьбой дано быть домом настоящего искусства, а не глупых досадных экспериментов."

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
"Билет в Большой" со сценами из спектакля:
http://www.youtube.com/watch?v=xuiGswGvuu0&feature=uploademail

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 783
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В июне будет "Кавалер розы"

http://bolshoi.ru/performances/443/roles/
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 381
Про изменения в составах ничего?

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 783
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Про изменения в составах ничего?

Сейчас февраль, как может быть известно что-то о составах на июнь? :)) А вообще я была уверена, что Урин снял "Кавалера розы". Теперь, видимо, оказалось, что репертуар содержит маловато оперных названий, пришлось что-то "экзотическое" вернуть :)

К слову, "Тоска", которую по слухам сняли, на сайте БТ пока ещё числится http://bolshoi.ru/performances/27/. Может, тоже дадут несколько спектаклей?
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 783
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Скоро начнут продавать билеты на июньские спектакли "Кавалера розы". Коллеги, посоветуйте, стоит сходить или нет?
Che mai sento!