Автор Тема: Денис Мацуев (р.1975, Иркутск), пианист, выпускник МГК  (Прочитано 188679 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #75 : Июнь 10, 2008, 17:21:44 »
Predlogoff
Цитировать
у Мацуева тут – нечто жутко ФАТАЛЬНОЕ словно выступает без театральной маски, как бы "от себя": эстрадно-театральная условность вдруг исчезает и мы неожиданно оказываемся с чем-то инфернальным лицом к лицу.
Опять-таки я был удивлён СИЛОЙ этого впечатления – иной раз выглядело по-настоящему УСТРАШАЮЩЕ.

Вам тоже так показалось…

Пожалуй, не "показалось", а так и есть. Только глухой да Ренанский мог бы не расслышать этого.

Predlogoff
Цитировать
Сонату Рахманинова /на диске/ я слушать не стал…
Так и не послушали?

Послушал.
Но я слыхивал и более удачные исполнения этой вещи - я это пишу, не имея в виду, что у Мацуева "плохо" или "хуже", а просто по-другому, но не так, как мне приглянулось бы.
Если интересуют мои предпочтения, то я ориентировался бы на Горовица 60-х годов и на Клайберна, игравшего 1-ю, несокращённую ещё версию сонаты. Они тоже играли по-разному, однако каждый из этих вариантов имеет свои преимущества.
Но зато "Вариации" в исполнении Мацуева были грандиозны с т.з. выражения какой-то могучей и беспощадной силы. Я никогда не слышал ничего подобного при исполнении этой вещи: хотя бы ради неё и ради Экспромта Шуберта стоило сходить на этот концерт.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #76 : Июнь 10, 2008, 23:07:05 »
С записью Клайберна я знакома. А вот Горовица не слышала. Но мне его Рахманинов в целом не очень близок - звук мне кажется довольно острым, колючим, даже иногда пронзительным, с металлическим отливом. У Мацуева удар мощный, тяжелый, но глубокий и  всё-таки "матовый". У Клайберна ещё более матовый. А вот у Горовица, по-моему, иногда струны как будто голые и звук сверкающий. Для Рахманинова это не всегда хорошо.  Постараюсь с записью  познакомиться, но пока у меня такое мнение.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #77 : Июнь 11, 2008, 10:31:03 »
С записью Клайберна я знакома. А вот Горовица не слышала. Но мне его Рахманинов в целом не очень близок - звук мне кажется довольно острым, колючим, даже иногда пронзительным, с металлическим отливом. У Мацуева удар мощный, тяжелый, но глубокий и  всё-таки "матовый". У Клайберна ещё более матовый. А вот у Горовица, по-моему, иногда струны как будто голые и звук сверкающий. Для Рахманинова это не всегда хорошо.  Постараюсь с записью  познакомиться, но пока у меня такое мнение.

Да запросто можно послушать. Но предпочтительнее слушать Горовица 60-х годов, потому что на более поздние записи уже легла тень его старческих издержек, и физических, и умственных, а в 60-х он прекрасно играл эту Сонату. Я хочу это особо подчеркнуть, т.к. его исполнение большинства Этюдов и Прелюдий Рахманинова, особенно в концертных записях, отвратительно, а вот для Сонаты можно сделать исключение - по всей видимости, он обсуждал её с автором, в частности, он советовался с ним по поводу некоторого расширения материала 2-й, сокращённой автором, редакции.
Касаемо его сверкающего звука - это да ! Типичная для него звончатость с металлическим оттенком достигалась совокупностью средств, даже если принять во внимание его специфическое туше - настройщики рассказывают легенды, что помимо особой индивидуальной настройки, молоточки его рояля дополнительно пропитывались клеем, особенно в басах (как мне сказали настройщики, "маэстро любит гремучие басы" :)), а также, якобы, что-то сцецифично регулировали в конструкции рояля - поэтому в конце карьеры Горовиц таскал с собой свой рояль по всему свету.
Но тем не менее, я вспоминаю, что когда он играл на рояле Скрябина в скрябинском музее в Москве, то там тоже, хотя и в меньшей степени, т.к. инструмент никакой спецобработки не проходил, проявлялись все типичные свойства его звука. Он чуть не раздолбал музейный рояль, хранители за сердце хватались во время его игры :)))))
Так что и в тот раз тоже под его руками "звенело металлом" порядочно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #78 : Июль 08, 2008, 11:45:28 »
Из ярких живых впечатлений первого концерта Шостаковича хотела бы отметить Д. Мацуева (слышала также и его запись с Темиркановым) – но там также иная эмоциональность. Помню, как после концерта многие критики набросились на пианиста за трюкачество и циркачество. Мне кажется, что в данном концерте и внешняя эффектность вполне допустима. У Д. Мацуева меньше авторской задиристости и меньше изящества, чем у Алексеева, но есть напор, удаль, радость и есть живое ощущение текущего момента.

Я тоже слышал его живые исполнения и студийную запись 1-го концерта Шостаковича – любопытно отметить, что Мацуев сыграл все 3 раза по-разному :)))))))
Т.е. в первый слышанный мною раз он исполнил 1-й Концерт, действительно, в разудалой манере, живо и радостно – мне это ОЧЕНЬ понравилось !
Я так понял, что именно за ТАКОЕ исполнение на него накинулись критиканствующие снобы :)) Наверное, он играл его в Питере и именно там вы его слышали вживую с этой вещью ? Поскольку снобистская критика к нему неравнодушна и поскольку она к нему несправедлива и в отношении его игры необъективна, могу себе представить, ЧТО они могли написать :))))) Это такие хамелеоны и такие вруны, способные обозвать чёрное белым и наоборот, найдя при этом обтекаемые и удобные для неконкретного словоблудия выражения, что их надо всегда контролровать и ловить за руку. Но они пользуются тем, что их демагогию читают люди, НЕ присутствовавшие на описываемом ими концерте, а потому их брехня сходит им с рук – поди проверь, не слыхамши-то !
Однако, вследствие ли этого критиканства, вследствие ли дрейфа личного отношения к Концерту, для меня совершенно неожиданно Мацуев сыграл в БЗК 1-й концерт в строгой, чуть ли не классической манере, что отметил не я один, а также другие слушатели, в т.ч. и профессиональные пианисты. В своей студийной записи он тоже выдал нечто подобное, что на фоне других его выступлений смотрелось едва ли не как "академическая" трактовка :))
В общем, пианист доказал, что он может быть РАЗНЫМ в разные моменты своих выступлений.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #79 : Июль 08, 2008, 16:03:38 »
Predlogoff
Цитировать
... в первый слышанный мною раз он исполнил 1-й Концерт, действительно, в разудалой манере, живо и радостно – мне это ОЧЕНЬ понравилось !
Я так понял, что именно за ТАКОЕ исполнение на него накинулись критиканствующие снобы  :)) Наверное, он играл его в Питере и именно там вы его слышали вживую с этой вещью ?
Да, слышала в Питере с М. Янсонсом. Концерт произвел прекрасное впечатление, и от него оставалось приятное послевкусие в течение ещё многих последующих дней, да и сейчас  в памяти сохранились очень приятные воспоминания. В записи с Темиркановым, действительно, пианист более сдержан. Хотя в целом эта запись мне нравится. Но вот такого эмоционального и увлекательного совместного «проживания» с пианистом каждого момента произведения, что было на живом концерте, она, конечно, не дает.

Критика тогда была неблагосклонна. Что-то не могу найти материалы про тот питерский концерт. Сейчас порылась - всё попадаются рецензии на московские исполнения. Вот, например:
http://www.gzt.ru/culture/2005/04/17/061515.html
-----------------
Сегодня в "ярких молодых пианистах" числится Денис Мацуев, и именно он исполняет со Спиваковым концерт Шостаковича уже не первый сезон. Как и полтора года назад, на фестивале "Владимир Спиваков приглашает..." Мацуев не смог обуздать в себе спортсмена, явно взявшего верх над музыкантом. Особенно удручил финал, пародирующий ресторанную манеру игры так тяжеловесно и всерьез, что впору было вообразить на месте Мацуева настоящего кабацкого пианиста - того самого, в которого не принято стрелять. Впрочем, позже выстрелы все-таки прозвучали, а Мацуев, удалившись со сцены, тут же вернулся за рояль. Нетрудно было догадаться, зачем: сыграть будто бы импровизацию на тему 'Happy birthday to you', уже звучавшую недавно на 80-летии Валентина Берлинского. Увы, подобные экспромты хороши лишь для разового использования. Замысел отделения, целиком посвященного музыке одного композитора, был испорчен…
--------------
Про питерский концерт писалось примерно в таком же духе, даже, кажется, и более злобно – про шоуменство, клоунаду и проч. Да, впрочем, надо ли искать? Многие рецензенты повторяют примерно одно и то же. Мы тут уже обсуждали пару статеек.

Кстати, любопытная вещь… Когда готовила пост про концерты Шостаковича в исполнении Алексеева, поискала в старых программках, в чьем же исполнении я слышала пару лет назад второй концерт. Оказалось – вот неожиданность! -  что это была А. Вавич. А я недавно осведомлялась у Вас об этой пианистке, т.к. она фигурирует в нынешней программе «Белых ночей». Получается, что я её слышала своими ушами :))). Но совершенно не помню – даже как выглядит. Какой-то, видно, у меня преждевременный склероз :))). Послушала и благополучно забыла и имя в том числе. Смутно припоминаю, что серенькое и скучное было исполнение, довольно слабым звуком, тонущим в оркестре.   Да и симфонии, которые тогда звучали п/у П. Ярви, тоже были исполнены неинтересно.
Честно говоря, сообразив теперь, кто это такая, я чувствую, что мне не хочется в её исполнении слушать концерт Равеля  на следующей неделе. :) )))

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #80 : Сентябрь 14, 2008, 00:10:32 »
Честно говоря, сообразив теперь, кто это такая, я чувствую, что мне не хочется в её исполнении слушать концерт Равеля  на следующей неделе. :) )))

Ну-таки и не послушали её ? :)

Кстати, наш поток про Мацуева оказался более живучим, чем на Классике :))
Там наступил каюк:
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=7748&page=60

Подобные потоки надо модерировать жёстче, безо всякого стеснения вымарывать вздор и флуд, банить идиотов без претензии на поддержание "демократии" - только так.
Мацуев ныне играет несколько концертов, но он опять повторяет "Рапсодию" Рахманинова и 2-й концерт Листа, который, между прочим, я считаю большой его удачей, но уже много раз слышал в его исполнении. Кстати, он и на CD тоже был выпущен (дир.Шпиллер).
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #81 : Сентябрь 14, 2008, 00:30:21 »
Честно говоря, сообразив теперь, кто это такая, я чувствую, что мне не хочется в её исполнении слушать концерт Равеля  на следующей неделе. :) )))
Ну-таки и не послушали её ? :)
Нет, я так устала во время "Белых ночей", что с удовольствием пропустила. Решила, что слушать необязательно.  :)

Мацуев ныне играет несколько концертов, но он опять повторяет "Рапсодию" Рахманинова и 2-й концерт Листа, который, между прочим, я считаю большой его удачей, но уже много раз слышал в его исполнении. Кстати, он и на CD тоже был выпущен (дир.Шпиллер).
А вот я бы к-т Листа послушала. Но у нас в который раз первый концерт Чайковского с Ю. Темиркановым, который я тоже слышала. Поэтому ещё не решила, пойду ли на этот концерт.
А Темирканов всё на "Патетической" симфонии Чайковского сидит. Что-то репертуар совсем сузился.
« Последнее редактирование: Сентябрь 14, 2008, 00:42:03 от Кантилена »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #82 : Сентябрь 14, 2008, 00:32:44 »
А вот я бы к-т Листа послушала. Но у нас в который раз первый концерт Чайковского с Ю. Темиркановым, который я тоже слышала. Поэтому ещё не решила, пойду ли на этот концерт.
А Темирканов что-то всё на "Патетической" симфонии Чайковского сидит. Что-то репертуар совсем сузился.

Во всём мире так - играют то, что на слуху и что востребовано, где гарантирована "скупая слеза" и т.п.
А вообще, многое зависит и от исполнителей - Мацуев мог бы и не бояться играть менее известные вещи - ведь идут на него, а не на вещи :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн mademoiselle

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 1
  • Не могу прожить без музыки ни дня...
    • Официальный сайт Дениса Мацуева
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #83 : Октябрь 16, 2008, 16:58:24 »
интересно было прочесть всю тему, спасибо за мнения!
Мужчина может простить женщине все, кроме ума...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #84 : Октябрь 23, 2008, 13:04:22 »
Дам этот материал под рубрикой "Без комментариев" :))))))

А вот у Мацуева при всей его стенобитной чугунной сноровистости я за последний концерт обнаружил только 2 минуты собственно музыки, когда он заиграл "табакерку" Лядова.
Видимо он её все-таки в состоянии понять и прочувствовать.
И только! Давеча был на его исполнении 3 Раха. Это просто антимузыка. У него же ноты вообще не сливаются ни в какую цельную музыкальную мысль. Ни одного запоминающегося (да и просто!) художественного образа!

http://gaso.ru/press/archive/112/

Цитата:
________________________________________

С великим искусством из России

Источник: Телеграм энд Газетт Ревью
Автор: Дан Свини
Дата публикации: 02.04.2008
 

Еще в совсем недавнем прошлом приезд российского оркестра имел бы много различных подтекстов помимо культурного. Тем не менее, в нынешний век глобализации мы можем сосредоточиться именно на искусстве. Итак, в понедельник в Микэникс Холле мы соприкоснулись с великим русским искусством благодаря Государственному академическому симфоническому оркестру России под художественным руководством Марка Горенштейна.
Оркестр привез несколько прекрасных произведений Чайковского, а Третий концерт Рахманинова с виртуозным Денисом Мацуевым стал той точкой, после которой публика находилась в волнующем предвкушении продолжения концерта.
Третий концерт для фортепиано с оркестром, написанный в 1909 году, - лучшее произведение Рахманинова в данном жанре, хотя он не так часто исполняется и не так популярен как его Второй концерт, Третий концерт наиболее техничный и завершенный по форме. Три великих пианиста «отличились», исполняя Третий концерт: сам композитор, Уильям Капелл и Владимир Горовиц, который, по выражению самого Рахманинова, «проглотил его целиком». Я сказал три? О, нет - четыре, т.к. 32-х летний Мацуев может по праву занять свое место рядом с этими гигантами.
С первых же нот почти неуловимой русской темы Мацуев заворожил публику, увлекая ее далее за собой в гениальное произведение. Его немного отрешенная манера исполнения главной темы контрастировала с громоподобными акцентами и молниеносными арпеджио. В первой части он был то загадочным и погруженным в себя, то неожиданно переходил к стремительным и энергичным аккордам.
Это не была каденция в исполнении Рахманинова или Горовица, но так больше уже никто не играет. И это прискорбно, т.к. их исполнение наиболее точно отвечало непрерывной линии произведения. Мы можем только надеяться, что в будущем мы услышим ее в исполнении Мацуева.
В третьей части Мацуев и оркестр блестяще переигрывали друг друга, особенно богат был диалог фортепиано и деревянных духовых, после которого Мацуев довел произведение до его драматического завершения. После этого публика Микэникс Холла встала и бурно аплодировала, за что была вознаграждена тремя выходами на бис с исполнением «Музыкальной шкатулки» Лядова.
Горенштейн и оркестр выступили чуткими и тонкими партнерами во всем этом магическом действе. Есть что-то особенное в исполнении русской музыки русским оркестром, как в исполнение пьесы Шекспира великолепной английской труппой. Русские музыканты, по-видимому, выражают все самое лучшее, сумрачное и загадочное в характере своей музыки. Именно таким было исполнение отрывков из произведений Чайковского: «Времена года», «Снегурочка» (написанная к постановке одноименной пьесы), симфоническая фантазия «Франческа да Римини».
После «Франчески да Римини» зал снова встал, а оркестр исполнил на бис отрывки из балета «Раймонда» Глазунова. Это было великое русское искусство. И надо быть благодарными, что теперь именно оно находится в центре нашего внимания.
________________________________________
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #85 : Октябрь 24, 2008, 15:52:36 »
Вообще, довольно много любопытного можно извлечь из зарубежных рецензий. Имею в виду не только информацию о конкретных выступлениях наших музыкантов, но и представления критиков об  исполнительских традициях, какие-то ментальные аспекты и т.п.
В связи с этим в приведенной рецензии бросаются в глаза такие моменты:

Цитата:
Цитировать
Третий концерт для фортепиано с оркестром, написанный в 1909 году, - лучшее произведение Рахманинова в данном жанре, хотя он не так часто исполняется и не так популярен как его Второй концерт, Третий концерт наиболее техничный и завершенный по форме.

Мысль о законченности и совершенстве формы третьего концерта (в сравнении со вторым, который также, несомненно,  является одним из величайших произведений музыкального искусства) в целом соответствует традициям характеристики творчества С.В. Рахманинова. Но вот любопытно высказывание о том, что третий концерт не так часто исполняется. Подразумеваются западные концертные залы. Интересно, почему? В России оба концерта постоянно присутствуют в концертной афише. Пожалуй, реже звучит 4-й концерт.

цитата
Цитировать
Три великих пианиста «отличились», исполняя Третий концерт: сам композитор, Уильям Капелл и Владимир Горовиц, который, по выражению самого Рахманинова, «проглотил его целиком». Я сказал три? О, нет - четыре, т.к. 32-х летний Мацуев может по праву занять свое место рядом с этими гигантами.
Автор – да, безусловно.
Интересно, кого бы выбрали мы, если бы стояла задача назвать три-четыре эпохальных исполнения с момента написания концерта? Попал бы туда Денис Мацуев? Я с удовольствием слушаю его интерпретации Рахманинова, но пока не знаю, можно ли считать его трактовку вехой в сценической истории этого концерта. Может быть, и можно...

цитата
Цитировать
Это не была каденция в исполнении Рахманинова или Горовица, но так больше уже никто не играет. И это прискорбно, т.к. их исполнение наиболее точно отвечало непрерывной линии произведения.

Любопытно, что имеется в виду: в настоящее время пианисты чаще выбирают большую каденцию? Можно ли утверждать, что именно малая каденция более органично вписывается в произведение? Или оценивается художественное воплощение каденции?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #86 : Октябрь 24, 2008, 17:41:21 »
Вообще, довольно много любопытного можно извлечь из зарубежных рецензий. Имею в виду не только информацию о конкретных выступлениях наших музыкантов, но и представления критиков об  исполнительских традициях, какие-то ментальные аспекты и т.п.

Да, вы тоже обратили на это внимание !
Тем, кто мало общался с американцами и мало читал книги их ведущих авторов и их прессу, очень трудно представить себе, что американцы живут как будто на другой планете :))


Цитата:
Цитировать
Третий концерт для фортепиано с оркестром, написанный в 1909 году, - лучшее произведение Рахманинова в данном жанре, хотя он не так часто исполняется и не так популярен как его Второй концерт, Третий концерт наиболее техничный и завершенный по форме.

Мысль о законченности и совершенстве формы третьего концерта (в сравнении со вторым, который также, несомненно,  является одним из величайших произведений музыкального искусства) в целом соответствует традициям характеристики творчества С.В. Рахманинова.

Не всегда.
Я уже много раз рассказывал об этом и расскажу ещё раз, потому что опять по теме. Пожалуй, я ещё раз вспомню об этом позже в потоке об С.Т. Рихтере.
Святослав Теофилович в одной из бесед как-то раз высказал мысль, поразившую меня до глубины души: что не 3-й, а именно 2-й концерт Рахманинова он считает вершиной его музыки вообще и музыки для ф-п с оркестром в частности. Да, он так и сказал, цитирую дословно: "Второй. Не Третий".
Т.е. чтобы никто не сомневался в его оценке, он даже помянул 3-й концерт в отрицательном ключе нарочно.
Парадокс ?
Пожалуй, нужно хорошо понимать психологию Рихтера, чтобы объяснить его слова, на что я претендовать не могу, но попробую.
Полагаю, что Рихтер, для которого одним из важнейших критериев оценки творчества композиторов была "свежесть" их музыки, именно В ЭТОМ смысле не случайно выбрал 2-й концерт. Я напомню также, что он играл 1-й (во 2-й редакции !!!) и 2-й рахманиновские концерты, а их объединяет одно и то же качество – СВЕЖЕСТЬ !
Конечно, этот "термин" нельзя считать научным, но согласитесь, что 3-й концерт по колориту темён, по музыке довольно мрачен, по гармониям зачастую весьма сложен, пианистически наворочен, в виртуозном плане трансцендентен, а в плане творческой преемственности, как ни странно, более традиционен, нежели 1-й (во 2- редакции, играемой Рихтером) и 2-й, потому что он содержит явные аллюзии на произведения Ант.Рубинштейна (особенно отчётливые - на 4-й концерт Рубинштейна) и на его "львиный" пианизм. Но единственное, чего нет в 3-м концерте, несмотря на всё это – СВЕЖЕСТИ !
Если под этим подразумевать ассоциации со свежестью природы, свежестью человеческого мироощущения, непосредственностью чувствования, то это будет совершенно очевидно.
Я прошу понять, что это не есть "недостаток" 3-го концерта, но это его особенность. В 4-м концерте тоже нет свежести, как нету её и в Рапсодии, если подразумевать именно непосредственность музыкального излияния чувств.
Но в целом вы правы – всё же именно 3-й концерт большинство музыкантов и критиков считают вершиной его ф-п творчества.
Таковой считаю его и я.


Но вот любопытно высказывание о том, что третий концерт не так часто исполняется. Подразумеваются западные концертные залы. Интересно, почему? В России оба концерта постоянно присутствуют в концертной афише. Пожалуй, реже звучит 4-й концерт.

Вы будете смеяться, но реже всего играют 1-й :))))
Как горько сетовал ещё сам Рахманинов, его считают "юношеским", в то время как он его в 1917 году переделал и во 2-й редакции, которую Асафьев назвал "бриллиантовой", он ничуть не уступает не только 4-му, но даже может быть поставлен рядом со 2-м и с Рапсодией.
С 3-м всё же ни один другой его концерт соперничать не может.


цитата
Цитировать
Три великих пианиста «отличились», исполняя Третий концерт: сам композитор, Уильям Капелл и Владимир Горовиц, который, по выражению самого Рахманинова, «проглотил его целиком». Я сказал три? О, нет - четыре, т.к. 32-х летний Мацуев может по праву занять свое место рядом с этими гигантами.
Автор – да, безусловно.
Интересно, кого бы выбрали мы, если бы стояла задача назвать три-четыре эпохальных исполнения с момента написания концерта?

Как-то раз, во времена оные, когда-то давным давно, когда это ещё имело смысл и я ещё не жалел времени на посещение форума "Классика" (ха-ха), мы там этот вопрос обсуждали и даже расписывали "цепочки" исполнителей, стараясь их ранжировать по их достижениям в исполнении 3-го концерта Рахманинова.
Мои оценки с тех пор качественно не изменились, я могу лишь повторить их ещё раз в общих чертах, не придавая слишком большого значения номеру "ступеньки пьедестала".

1) автор (Рахманинов)
2) Гизекинг (мне больше по нраву запись с Менгельбергом, а кому-то с Барбиролли)
3) Г.Соколов, Гилельс и Флиер (особенно поздний Флиер)
4) Оборин, Клайберн, Донохоу, Горовиц, Мария Гринберг
5) второстепенные исполнители

Кого-то мог забыть, но я и не ставил цели перечислить ВСЕХ, а просто хотел наметить "вехи". Разумеется, прежде всего я называю "классиков жанра", не включая в этот список следующие поколения исполнителей, из которых я мог бы назвать хотя бы Мацуева и Луганского. Но если уж говорить о последующих, то Д.К.Алексеева, великолепно игравшего и 1-й, и 2-й концерты, и Рапсодию, я не могу назвать в числе выдающихся исполнителей 3-го концерта. Я считаю, что он не для него. Как и не для Слободяника.
О Гаврилове даже речи быть не может – в своё время высокой оценкой Рихтера гавриловского 3-го концерта я был поражен как несоответствующей. Впрочем, мало ли что хотел сказать этим Рихтер: может, он хотел польстить самомнению Гаврилова. А сегодня Гаврилов его играет вообще хуже всех – в его нынешнем исполнении это вообще не музыка. Кстати, в сети на Ютюбе кто-то выложил каденцию из 3-го концерта – послушайте этот ужас и убедитесь сами.
Запись Л.Бермана вы слышали – ничего хорошего.
Виардо, Кулешов, Трулль и т.д. – не в теме.
Капелл, извините, может считаться "выдающимся исполнителем 3-го концерта" лишь в воспалённом воображении американской критики и публики, глубоко провинциальных в своих знаниях и глубоко чванливых в отношении "своих", т.е. "американских" пианистов и их достижений :)))))) Капелл трагически погиб, что до сих пор служит почвой для спекуляций по поводу его "гениальности".
Ну и т.п., незачем перечислять всех, у кого 3-й концерт не получился или получился блёклым, потому что на это уйдёт слишком много времени.

Попал бы туда Денис Мацуев? Я с удовольствием слушаю его интерпретации Рахманинова, но пока не знаю, можно ли считать его трактовку вехой в сценической истории этого концерта. Может быть, и можно...

Я тоже пока не знаю, потому что Денис находится лишь в начале пути. Да, как ни странно ! Я напомню, что даже Гилельс и Флиер достигли высот в исполнении этого концерта лишь ближе к концу своей карьеры, так что Денису ещё играть и играть его.


цитата
Цитировать
Это не была каденция в исполнении Рахманинова или Горовица, но так больше уже никто не играет. И это прискорбно, т.к. их исполнение наиболее точно отвечало непрерывной линии произведения.

Любопытно, что имеется в виду: в настоящее время пианисты чаще выбирают большую каденцию? Можно ли утверждать, что именно малая каденция более органично вписывается в произведение? Или оценивается художественное воплощение каденции?

Я тоже прочитал эту статью – ОЧЕНЬ плохой перевод, а оригинала я не нашёл, поэтому не могу понять сути сетований её автора относительно каденции.
Если Мацуев играл в Америке т.н. "большую" каденцию - которую играли Гизекинг и Клайберн и которую у нас в стране впервые услышали в исполнении Клайберна и начали её тут играть с его лёгкой руки, - то я могу предположить, что американцы желали бы слышать малую каденцию, которую играли автор и Горовиц (Гринберг, Флиер, Гилельс, Оборин, Алексеев, Луганский и т.п., но американцы в силу своего провинциализма их не знают :))). Хотя это странно, потому что Клайберн-то играл как раз большую и с нею как раз и прославился !
И вовсе не все пианисты выбирают даже сегодня большую каденцию – я вам назвал исключения :) Но знаете, такое впечатление, что ныне малую каденцию выбирают из соображений экономии сил, а не из музыкальных соображений.
На самом деле, как я уверен, весь 3-й концерт словно бы "вырос" из большой каденции, а уже когда он вырос, то автор посчитал, что она слишком грандиозна, чтобы её можно было оставить как часть формы. Дескать, она – не только по его мнению, но и по мнению Горовица и мн.др. тогдашних пианистов – слишком отвлекала на себя внимания и слишком сильно впечатляла, чтобы быть оставленной в 1-й части произведения. Да, в какой-то мере большая каденция затмевает своим величием многие другие достоинства концерта, в частности, достоинства его 1-й части, но когда я её слушаю в исполнении действительно крупных пианистов, то мне уже не кажется, что она нарушает логику 1-й части и перетягивает на себя внимание от обеих других частей. В конце концов, это уже проблема воспринимающего, а не исполнителя – если слушатели падки на эффекты, то они, конечно, ничего, кроме главной темы 1-й части и каденции, не запомнят, но причём тут исполнители ?
В каком-то смысле "малая" каденция действительно делает форму 1-й части менее рельефной, тогда как "большая" сопоставима по своему воздействию с кульминацией финала (и всего концерта в целом). А разве это плохо ??
Собственно, я именно так и воспринимаю форму этого концерта – с двумя генеральными кульминациями, из которых первая как бы "предвещает" размах и мощь второй, итоговой, причём, "большая" каденция эту задачу решает лучше, нежели "малая". Почему бы и нет ? Не вижу в этом ничего дурного, если только не преследовать цели ЭПАТИРОВАТЬ публику, а достигать некоего художественного эффекта, который для меня при прослушивании этой каденции сводится к преодолению предшествующих трагических образов, к триумфальному переосмыслению главной темы 1-й части и к прорыву к лучезарному D-dur как бы "вопреки всему".
Кстати, эти вот "прорывы" потрясают в исполнении Марии Гринберг – она их почти не "готовит", как остальные пианисты, она не "подходит" к кульминациям, а как бы "прорывается" к этим вершинам. Несмотря на общий пониженный (в сравнении с мужским исполнением) физический тонус, её исполнение поражает художественной верой в то, что к светлому мирощущению всё равно удастся прорваться, несмотря ни на какие трагедии. В соответствии с этой "стратегией прорыва" М.Гринберг закономерно выбрала малую каденцию.
Но мужчины, как правило, выбирают большую – и она, на мой взгляд, СЕГОДНЯ гораздо лучше воспринимается и кажется более соответствующей сути произведения, хотя я не вижу ничего особенного в том, что некоторые пианисты выбирают малую каденцию по каким-то своим частным соображениям.
Каждому – своё :))
« Последнее редактирование: Октябрь 24, 2008, 17:53:41 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #87 : Декабрь 05, 2008, 18:45:26 »
Здесь свежее интервью Д. Мацуева, посвященное вопросам муз. образования в нашей стране:
http://www.openspace.ru/music_classic/names/details/6253/

Исполнение "Пятого" концерта Рахманинова, видимо, намечено на 02 февраля 2009г. (такая информация появилась на сайтах некоторых  московских театральных агентств):

02.02.2009 19:00    Денис Мацуев (фортепиано). НФОР, дирижер - Владимир Спиваков
Рахманинов - Концерт для фортепиано с оркестром (Переложение к симфонии №2)  БЗК

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #88 : Декабрь 16, 2008, 11:31:30 »
Здесь свежее интервью Д. Мацуева, посвященное вопросам муз. образования в нашей стране:
http://www.openspace.ru/music_classic/names/details/6253/

Да уж !
Это достойно того, чтобы привести целиком !

http://www.openspace.ru/music_classic/names/details/6253/

Денис Мацуев: «Надо трубить SOS, иначе лет через семь мы можем растерять все к чертовой матери»

Интервью

Самый успешный пианист современной России не советует родителям профессионально связывать жизнь детей с музыкой

 Екатерина Бирюкова 05/12/2008 Самый успешный пианист современной России не советует родителям профессионально связывать жизнь детей с музыкой

 

В Москве прошел конкурс юных музыкантов «Новые имена», руководимый новым президентом одноименного благотворительного фонда Денисом Мацуевым. С пианистом, который в последнее время все больше втягивается в общественную деятельность, ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА попыталась разобраться в проблемах российского музыкального образования.

— Насколько сильно наше музыкальное образование ухудшилось по сравнению со славными советскими временами?

— Оно не ухудшилось, но растворилось в общей массе…

— В общей массе чего?

— В общей массе мирового педагогического искусства. Потому что в 90-е годы произошел страшный отток — тут параллель со спортом можно провести. А сейчас у нас уезжают не только профессора консерваторий, но и педагоги музыкальных школ. Вот это главная опасность.

Я журналистам все время говорю такую хохму: сейчас в Китае около 80 миллионов пианистов. Это, конечно, смешно, но, с другой стороны, страшно. Основной музыкальный бизнес там — это частные школы (одна из школ в Шанхае даже названа моим именем). Но ужас заключается в том, что учителя в основном там русские — не только из Москвы, Петербурга, Урала и Сибири, но и со всего Дальнего Востока: из Хабаровска, Благовещенска, Комсомольска-на-Амуре. Люди бегут из своих школ в Китай, получают там тысячу, полторы тысячи долларов. А дома — 50—70 долларов.

Да и в ЦМШ до недавнего времени зарплата была две с половиной тысячи рублей. Я об этом сказал на заседании Совета по культуре Путину. По-моему, там меня услышали и дали какие-то гранты, добавки. Но все равно этого недостаточно. Потому что, если мы говорим об исполнительской школе, мы должны думать и о педагогической школе. Надо трубить SOS, иначе лет через семь мы можем растерять все к чертовой матери. Вот есть плеяда наших профессоров, наши мэтры. В среднем поколении еще более-менее тоже все в порядке, но уже не так. А дальше еще хуже.

— А бывают случаи возвращения?

— В массовом количестве. Есть даже такие, которые хотят вернуться, но их не приглашают.

— Так что же тревогу бить?

— Это мы говорим об элите — она возвращается. А массовый поток преподавателей музыкальных школ — это другое. Там беда.

— Это вопрос, по-твоему, только денежный?

— На данном этапе да, абсолютно.

— А сама система музыкального образования — она до сих пор жизнеспособна?

— Школа — училище — консерватория — аспирантура? А почему же нет? Я считаю, нельзя ничего в ней менять. Она действенна, она качественна, она дает результаты. У нас любые изменения крайне опасны.

— Каков теперь статус русской педагогической школы в мире? Кто к нам хочет приехать учиться?

— Я знаю, что в Одесской консерватории 60 процентов китайцев. До сих пор она ассоциируется с Гилельсом, Рихтером и так далее. И они туда едут. Китайцы — они непростые. Что касается Московской консерватории, не знаю, как сейчас, но относительно недавно она стоила 7—8 тысяч долларов в год для иностранцев. Включая украинцев и белорусов! Вот это недопустимо, здесь надо что-то делать: одно дело — иностранец китаец, другое — украинец.

Вообще, иностранцев меньше не стало. Япония, Корея, Китай — это всегда, это никуда не денется. Плюс Балканский полуостров. Меньше — итальянцы, немцы, англичане, американцы. Но в основном, конечно, азиаты, для которых Московская консерватория — это уровень и корочка.

С другой стороны, надо понимать, чего ты хочешь. Одно дело, если ты едешь на бренд. И другое — к определенному профессору. Где он преподает, это уже сейчас не имеет значения. Раньше, когда был «железный занавес», все были здесь. Сейчас наш профессор может преподавать в Германии, Англии, Америке. Русская педагогическая школа существует, просто она разбросана по всем частям света.

— А если по миру все так перемешались, то почему считается, что в Московской консерватории все равно должны преподавать только наши люди?

— Я абсолютно за то, чтобы у нас преподавал какой-нибудь австриец, немец. Почему нет?

— А что для этого должно быть, кроме денег?

— Ну, для этого еще надо что-то поменять в головах у наших мэтров. С другой стороны, не хотелось бы говорить, что вот когда придет следующее поколение, многое изменится. Наоборот, я хочу, чтобы это поколение как можно дольше функционировало.

— Все-таки мы сейчас смешиваем две разные истории — профессиональное музыкальное образования и детские музыкальные школы, довольно дешевые и не слишком требовательные. Насколько они имеют смысл? Скажем, в Германии мне объясняли, что детское обучение настолько дорого, что учиться музыке «для себя» не имеет смысла. Только профессионально.

— Мне сейчас в Японии сказали такую вещь: японки ходят в музыкальную школу в основном для того, чтобы потом понравиться будущим богатым мужьям. Никто не думает ни о каких сольных карьерах и победах на международных конкурсах. Но почему бы и нет? Вообще, я считаю, что ничего плохого не было, когда в Советском Союзе — ну, не каждый ребенок, ну, через один — ходил в музыкальную школу «через не могу». Все равно остается отпечаток.

— А мне кажется, наоборот, это может привить отвращение к музыке. На концерты в консерваторию в результате ходят не те, кого палкой в детстве в музыкальную школу гнали…

— Это правда. Хотя «из-под палки» — это настолько субъективно! Стольких талантливых людей из-под палки заставляли заниматься, и в результате получались совсем неплохие музыканты. Я тоже ненавидел музлитературу, викторины эти…

В общем, если мы говорим, что лучше в музыкальную школу, чем в подворотню, это одно. С другой стороны, мое убеждение таково: если родители хотят серьезно связать ребенка с этой профессией, то надо немедленно им посоветовать этого не делать. Потому что будет исковеркана судьба и родителей, и ребенка. Более того, я не убежден, что на первый курс консерватории нужно брать 40—50 человек. Трагедия происходит, когда они оттуда выходят и попадают в переходы и рестораны. В лучшем случае — в областные музыкальные школы. Система распределения по стране, существовавшая в Советском Союзе, была не такая плохая. Хоть что-то.

— А сейчас вообще нет этой системы?

— Нет. Выпускают — и до свидания. Вкладывали в это деньги, профессура вкалывала, всю душу отдавала — а потом 85 процентов выпускников оказываются у разбитого корыта, без концертов. Кто-то вообще с этой деятельностью завязывает. А до этого было потрачено 27—28 лет жизни. Ну, рецепта от этого нет, это всегда так. Просто раньше это было более систематизировано, они хотя бы оказывались преподавателями. Но все ж хотят играть на мировых сценах!

— Ну вот, получается, что времена поменялись, новой системы не придумано. А при этом ты говоришь, что старую систему нельзя менять.

— Ну а какая система там? Там абсолютно такие же проблемы. Я знаю, что Дора Шварцберг, которая в Вене преподает, наоборот, советует своим ученикам не стыдиться идти играть на улицу — чтобы они не теряли концертной практики.

— М-да… Ни о чем мы так и не договорились. Хорошая у нас в самом начале разговора была аналогия со спортом. Давай продолжим. Вот приглашают же к нашим спортсменам иностранных тренеров? И ничего.

— Да, но если мы сравним ситуации в спорте и в музыке, то увидим, что у нас осталось 3—4 тренера, которые могут с грехом пополам тренировать. А музыкальной профессуры все-таки во много раз больше. Поэтому нам такой срочности в этом деле нет. Это потом, когда у нас будет некому преподавать…

А другая аналогия — залы. Нет хороших полей — не будет футбола. Нет хороших залов — не будет музыки. В Советском Союзе ведь были только залы для партконференций, с этими ужасными сидениями, вообще без акустики. В таком играл, например, новосибирский оркестр Каца — один из лучших в стране. Слава богу, оркестру сейчас строят новый зал. У Гергиева — уникальный зал появился. Дай бог, чтобы это дальше пошло. Я знаю, зарождается такой проект у нас наверху.

А то у нас же негде играть! И даже если есть новый рояль, то он раздолбанный. Потому что мороз, потому что нет настройщиков напрочь. Я сейчас был в Японии, договорился с «Ямахой». Там же есть потрясающая своя Академия настройщиков — четыре курса!

— Так все-таки, может, в консерватории что-то исправить? На настройщиков в ней учить?

— Хорошая идея.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #89 : Декабрь 16, 2008, 11:48:29 »
Я уже почти вернулся :)
У меня ещё были некоторые прожекты в Европе, но там наступила катастрофа: Испанию и Францию по уши завалило снегом, Великобританию и Италию залило дождями, поэтому я по завершении своих прежних планов решил не рисковать и вовремя оттуда смылся.
Могу ещё раз повторить уже с полной уверенностью: в Европе ничего подобного предновогодней московской классической концертной программе и близко не наблюдается - у нас тут сейчас в этой области просто феерия какая-то :))
Вот теперь думаю - сходить ли в Москве на 3-й концерт Рахманинова с Мацуевым и оркестром Тосканини или не надо ? :) Уж больно программа заезженная:

21 декабря 2008 г., БЗК

Симфонический оркестр Артуро Тосканини
Дирижер – Лорин Маазель
Солист – Денис Мацуев (фортепиано)

Россини Увертюра к опере «Итальянка в Алжире»
Рахманинов Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
Брамс Симфония № 2
« Последнее редактирование: Декабрь 16, 2008, 14:33:37 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #90 : Декабрь 21, 2008, 21:45:08 »
Вот теперь думаю - сходить ли в Москве на 3-й концерт Рахманинова с Мацуевым и оркестром Тосканини или не надо ? :) Уж больно программа заезженная:

21 декабря 2008 г., БЗК

Симфонический оркестр Артуро Тосканини
Дирижер – Лорин Маазель
Солист – Денис Мацуев (фортепиано)

Россини Увертюра к опере «Итальянка в Алжире»
Рахманинов Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
Брамс Симфония № 2


Только что присутствовал на концерте Маазеля и Мацуева - ушёл после 1-го отделения, ибо во втором меня ожидала жуткая скучища - 2-я симфония Брамса: она и сама по себе не слишком меня вдохновляет, а уж в таком "нейтрально-усреднённом" виде, в каком её подал бы Маазель, я бы её не пережил :))))
Нет, ушёл я не потому, что что-то было "плохо" - всё было чинно-благородно - быть может, это даже был Россини, но это был не Рахманинов.
Снимаю шляпу перед Мацуевым, он сделал всё, что мог :))
Но Маазель - это отдельная песня.
Собственно, то, что происходило сегодня в БЗК, для меня лично не новость - всё же я довольно хорошо знаком с фонографическим наследием Маазеля. С ним записывались и Гилельс, и Рихтер, и другие знаменитые артисты - певцы и инструменталисты, и я давно уже понял, почему им всем (и великим и не очень) так нравилось с ним записываться :)) У него нету никакой инициативы и с ним можно договориться о чём угодно. То, что солист и дирижёр договорились и весь план подачи сочинения согласовали, было хорошо слышно - это вовсе не плохо, это хорошо, но этого оказалось недостаточно. В этом плане Маазель мне напоминает Орманди - тоже что-то такое нейтрально-серое и в отсутствие ярких солистов едва переносимое
(об Орманди в этом ключе очень хорошо и с сарказмом рассказал Лазарь Берман :) )
Да, как профессионал, как высококлассный исполнитель - Маазель всегда на высоте, но как интерпретатор, т.е. как личность ТВОРЧЕСКАЯ - он полный ноль, для меня это всегда было ясно, даже когда я слушал его совместные записи с самыми великими артистами. Быть может, в ансамблях с великими это было особенно ясно.
Поначалу Мацуев шёл в фарватере громадного и жутко инерционного оркестра - я с удивлением наблюдал, как он безропотно вписывался в это нейтрально-серое музицирование и даже сам на себя не был похож. Денис словно робел перед этими "маститыми коллегами" - ничего подобного я за ним ранее не замечал. Что-то похожее на настоящего Мацуева начало проглядывать в каденции 1-й части, а по-настоящему раскрылся он только в финале: тогда-то я и подумал, с самого начала бы так !  А то поначалу Рахманинов звучал в подаче этого оркестра, словно Бетховен, а Мацуев, казалось, прятался в его звучности :)))))) Ведь и дирижёр этот, и вышколенный оркестр с великолепно отлаженными инструментальными группами, несмотря на всё их внешнее благородство, демонстрировали чисто ВНЕШНИЙ подход к Рахманинову и играли словно бы " с опаской" ну или в лучшем случае равнодушно. Да, они вовремя нажимали на нужные кнопки и щипали нужные струны, но вопрос "зачем" они это делали не оставлял меня на протяжении всего исполнения.
Ответ на этот вопрос мог в данной ситуации дать только Мацуев - и он дал его, но, к сожалению, ближе к концу произведения. А ведь пианист должен диктаторствовать в этой вещи даже больше, чем дирижёр, и делать это совершенно откровенно и безоглядно.

В зале были телекамеры, концерт записан, так что те, кто посмотрит запись, сделают сами свои выводы.

Информация есть вот тут:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=929.msg18215#msg18215

Какие я для себя сделал выводы или открытия ?
Да никаких.
Просто ещё раз убедился, что русскую музыку могут понять и адекватно подать лишь музыканты русской школы - пусть у нас и финансирование не то, что за рубежом, пусть наши оркестры не обладают такими качественными инструментами, как зарубежные, пусть у нас и вышколенность не та, и дисциплина хромает, пусть у нас проблемы с качеством звучания - это всё я готов простить, но простить стилевого непопадания в русской музыке я не могу.
И дело даже не столько в оркестре, сколько в дирижёре - ведь смогли же Светланов и Гергиев заставить зарубежные оркестры адекватно звучать в русской музыке !
Но если необходимого "драйва" в исполнении не будет, то не спасёт ни вышколенность, ни благородство звучания, ни великолепные инструменты - в этом случае западные оркестры пасуют перед русской музыкой.
Увы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #91 : Декабрь 24, 2008, 12:42:44 »
Predlogoff
Цитировать
Только что присутствовал на концерте Маазеля и Мацуева …

Да… Знаете, я очень жалела, глядя на московскую афишу, что не могу быть в столице. Довольно близко друг к другу стояли концерты Н. Луганского и Д. Мацуева – при возможности их реально было бы охватить за один визит.  Теперь, по крайней мере по поводу мацуевского концерта, я не расстраиваюсь. (Хотя вообще москвичам повезло – перед Новым годом в концертных залах ОЧЕНЬ много интересного.)

Predlogoff
Цитировать
…ушёл после 1-го отделения, ибо во втором меня ожидала жуткая скучища…
Да и в первом, по большому счету, тоже. Кстати, нудно-маразматический конферанс оказался весьма под стать игре Л. Маазеля.
Мацуева, действительно, не узнать. А каденция хороша... До третьей части я, правда, пока не дошла, заснула на второй :)).

Кстати, на сайте Мариинки появилась информация, что Мацуев станет в феврале «артистом месяца» в концертном зале театра. (Пока не анонсирую в календаре, т.к. в последнее время что-то часто случаются разного рода замены. Но, надеюсь, что в случае Мацуева этого не произойдет.) Вообще, если, действительно, каждый месяц Гергиев будет приглашать в зал лучших наших музыкантов для поведения серии концертов – то я в восторге! И мне совершенно непонятно брюзжание  в отношении маэстро в связи с открытием нового зала:  то, что в городе появилась ещё одна площадка, где параллельно с Филармонией происходит концертная деятельность, - это же великолепно. Зал вносит значительное разнообразие в музыкальную жизнь города, которая в филармонии оказывается довольно унылой.
Мацуев в Мариинке должен дать сольник и два концерта с оркестром (снова Рахманинов). Не знаю, как откомментировать последнее. С одной стороны, мне хотелось бы новизны. С другой стороны, ясно, что исполнение 3-го концерта и Рапсодии Рахманинова – это, несомненно, подарок публике, для которой музыка Рахманинова всегда будет особой любовью.

Программы:

3 февраля
1 отд. Шуман. Детские сцены. Симфонические этюды, op.13
2 отд. Шопен. Скерцо №1 си минор, ор.20, Прокофьев. Соната №7

(Мне кажется, что Шуман должен прозвучать хорошо. По поводу Шопена – не уверена. Соната №7 – так же, как летом на бис ?)


17 февраля. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (планируется, что с В. Гергиевым)
20 февраля. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини

Мацуев должен выступить и в СПб филармонии:

22 февраля (БЗФ)
 «ГЕРШВИН – ГАЛА» ЗКР АСО СПб филармонии
Дир. – Дм. Ситковецкий, Джазовое трио Д. Мацуева
Солисты: Л. Долина , Д. Мацуев
Гершвин «Порги и Бесс», сюита из оперы
Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром
Песни для голоса с оркестром
Джазовые импровизации на темы Д.Гершвина

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #92 : Декабрь 25, 2008, 19:35:28 »
3 февраля
1 отд. Шуман. Детские сцены. Симфонические этюды, op.13
2 отд. Шопен. Скерцо №1 си минор, ор.20, Прокофьев. Соната №7

(Мне кажется, что Шуман должен прозвучать хорошо. По поводу Шопена – не уверена. Соната №7 – так же, как летом на бис ?)

:))
Относительно того, что могло бы хорошо прозвучать у Мацуева, я не решаюсь распространяться :) Никогда не знаешь, какие сюрпризы может преподнести даже самый известный и популярный артист.
Но если говорить конкретно о 3-м концерте Рахманинова, то сегодня Мацуев - для меня это ясно, как белый день - является одним из лучших его исполнителей, рядом с которым тяжело кого-либо назвать. Допустим, говоря о 3-м концерте Рахманинова, Луганского можно назвать смело, а вот по поводу остальных я сразу начинаю сомневаться, потому что Мацуев и Луганский по своим музыкальным и виртуозным данным могут быть сопоставлены с самими большими пианистами прошлого - если иметь в виду Мацуева и говорить об отечественном пианистическом прошлом, то я могу однозначно указать на Флиера. И чем дальше, тем больше я вижу у них общего, включая даже общие для них эмоциональные перехлёсты :))
Мацуевская трактовка 3-го рахманиновского концерта ещё весьма далека от завершённости - в ней ещё слишком много подвижных элементов, меняющихся от выступления к выступлению, чтобы можно было говорить об утрясшемся подходе Мацуева к этой громадине. В каком-то смысле это даже интересно - следить вживую за экспериментами и художественными поисками большого музыканта, но с другой стороны, когда-то же эти поиски должны привести к некоему результату, в плане формообразования уравновешенному, в плане пианизма совершенному, а в художественном плане остающемуся непосредственно-эмоциональным и свежим ?
Выступление Мацуева с Маазелем затрудняюсь назвать "удачным" - впрочем, прежде чем его применять, надо бы договориться, что подразумевать под этим словом. Выше по потоку я пытался выразить свои мысли по этому поводу.
Если говорить о каденции 1-й части, то в целом она очень хорошо удаётся Мацуеву уже сегодня, но всё же на гребне кульминации, когда в высоком регистре звучат компактные аккорды в D-dur, громогласно утверждающие узнаваемые интонации главной темы Концерта, у Мацуева отлично выглядело бы и мне всегда хочется услышать что-то подобное тому, что звучало в этой каденции в поздние годы у Флиера, которого я недаром всегда поминаю в разговоре о Мацуеве. Под конец карьеры Флиер подавал эти могучие аккорды не так, как в собственной ранней знаменитой записи 40-х гг, а словно бы "фортепианной оркестровке" на манер форсированного звучания то ли органа, то ли медных духовых - этот тембр у него легко угадывался на динамическом гребне каденции, хотя Флиер играл т.н. "малую" каденцию: когда он брал (хочется сказать "продавливал") эти триумфальные аккорды, они звучали у него как победный оркестровый "трубный глас" или как грохот полнозвучного органа с характерным "раскатистым" призвуком гуляющего по залу эха.
Это было незабываемо, а этот тембр до сих пор у меня в ушах и в памяти.
Нет, я не хочу сказать, что Мацуеву надо непременно копировать решения или Флиера, или кого-либо из других своих предшественников, но мне кажется, что он должен прийти к чему-то похожему в результате собственных размышлений и проб, потому что, на мой взгляд, ему немножко не хватает как раз чего-то подобного - не просто мощи, а именно облагороженной мощи. И речь тут не только о каденции 1-й части 3-го ф-п концерта, но и о кульминациях 2-й и 3-й части. Впрочем, если говорить о 3-й части этого Концерта, то на сегодняшний день эта часть у Мацуева получается лучше двух предыдущих :). Даже в выступлении с Маазелем, мало что понимающим и мало что интуитивно ощущающим в русской музыке. Кстати, само по себе это тоже не так часто встречается: обычно у
большинства пианистов самой глубокой и выразительной выглядит 1-я часть. Быть может, 3-я часть у Мацуева получается лучше потому, что в ней имеется более подходящий материал для проявления самых сильных и, не побоюсь этого слова, эффектных его пианистических качеств - это и виртуозная прелюдия к финалу, и призывное звучание его главной партии, и маршеподобные, подобные "богатырскому топу", связующие построения внутри главной партии и на переходе к побочной, и мощные спазматичные аккорды первого изложения тематизма побочной партии и её же дальнейшее лирическое изложение с вплетёнными хроматизмами, и эффектные виртуозные ф-п отыгрыши на гранях формы, и по-моцартовски прозрачные пассажи и арабески центрального раздела формы, и спокойные, полные скрытой силы и глубокого дыхания, аккорды перехода к репризе, и т.п. Я уже не говорю об окончании репризы и о грандиозной коде Концерта: побочная тема, сначала в быстром движении словно символизирует восторженный полёт, переводя действие за грань формы, а потом, после грандиозного темпово-динамического нагнетания, подобного которому вообще трудно что-либо припомнить во всей мировой фортепианной литературе и в котором Мацуев развивает колоссальную физическую мощь, в отдельных моментах перекрывая оркестр (я буквально не верил своим ушам :) !), действие логично приходит к апофеозу - фортепианному колокольному перезвону в D-dur, передающему мощнейший импульс всему оркестру, плотную звуковую ткань которого Мацуев, тем не менее, пробивает экстатическими ф-п аккордами в высоком регистре. Ну и, наконец, сверкающие октавы завершающих пассажей и мощь финальных аккордов - всё это у Мацуева звучит ну просто великолепно и словно бы "для него" написано автором.
Но если продолжить параллель с Флиером, то Яков Владимирович был ведь не просто "пианистом" - он был широко мыслящим, образованным, эрудированным человеком, которого по жизни интересовало буквально всё, начиная с хоккейных матчей и заканчивая художественным творчеством - особенно же то, что касалось музыкального искусства. Он любил слушать и камерные ансамбли, и большие оркестры, заимствуя в их богатейшей звуковой палитре многие собственные тембровые решения, он очень любил и органные сочинения, и оперу - как результат, замечательно и с пониманием стиля играл прекрасные транскрипции Бузони, Листа и Бюлова, доступные во всём своём блеске лишь самым большим мастерам звука.
Вспоминаю в его исполнении увертюру к "Тангейзеру" Вагнера-Листа - ничего подобного я больше никогда не слышал: одна надежда, что Мацуев когда-нибудь выучит и сыграет её не хуже :)
В общем, чтобы можно было безоговорочно уподоблять Мацуева кому-либо из выдающихся пианистов прошлого, тембровая сторона его исполнительства должна расшириться в сторону обогащения разнообразными красочными оттенками и динамическими градациями: от самых нежных и трепетных - и до самых форсированных оркестровоподобных звучаний, не утрачивающих в обеих этих крайностях своего благородства.
« Последнее редактирование: Декабрь 26, 2008, 17:51:03 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #93 : Январь 21, 2009, 12:21:09 »
Два интервью с Д. Мацуевым помещены в январском газетном киоске
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1540.0

Номера ссылок  2009012100 + (29,34)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #94 : Январь 30, 2009, 20:53:08 »
Сергей, большое спасибо !!

Номер ссылки| 2009013006
Тема| Музыка, Персоналии Рахманинов С., Мацуев Д, Спиваков В.
Авторы| Игнатов В.
Заголовок| Смелый эксперимент. Мировая премьера "Пятого" фортепьянного концерта Рахманинова прошла в Париже
Где опубликовано| Независимая газета
Дата публикации| 20090128
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2009-01-28/100_rahmaninov.html
Аннотация|

Второго февраля в Москве прозвучит премьера «Пятого» фортепьянного концерта Рахманинова. А мировая его премьера прошла в Париже с участием и московских исполнителей - Дениса Мацуева и Владимира Спивакова.

К сожалению, я не смогу пойти на этот концерт - я страшно огорчён, но просто не будет времени, как назло, именно в этот день и вечер !
Я надеюсь, что

"кто-нибудь услышит,
снимет и напишет"

(с) :))))

Нет сомнения, что эта вещь будет записана на CD, так что в любом случае не умрём без информации.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #95 : Январь 30, 2009, 22:33:50 »
Я надеюсь, что
"кто-нибудь услышит,
снимет и напишет"

Цитировать

Не "кто-нибудь", а я :)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Капитан Немо

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 357
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #96 : Январь 30, 2009, 22:59:38 »
3 февраля иду на сольный концерт Мацуева в концертном зале Мариинки - очень хочется послушать Симф.этюды Шумана "живьем".

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #97 : Январь 31, 2009, 18:26:29 »
lorina, вся надежда на Вас :))!

3 февраля для меня концерт очень некстати :)), но надеюсь послушать выступление.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #98 : Январь 31, 2009, 19:12:40 »
Я надеюсь, что
"кто-нибудь услышит,
снимет и напишет"

Цитировать

Не "кто-нибудь", а я :)

:)) Вы наша спасительница ! Я очень рад, что в Москве есть по крайней мере ещё одна (:)) энтузиастка инструментальной музыки. Ожидаем информации с благодарностью !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #99 : Январь 31, 2009, 19:15:32 »
3 февраля иду на сольный концерт Мацуева в концертном зале Мариинки - очень хочется послушать Симф.этюды Шумана "живьем".

Иван Анатольевич !
Это сюрприз, что будет такая монументальная вещь в исполнении Мацуева ! Двойной сюрприз, что лично вы там будете и, конечно, напишете отклик и разместите его на вашем сайте ! :)
Крайне любопытно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица