Автор Тема: "Травиата" в Большом  (Прочитано 66760 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Surr

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 466
Re: "Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #25 : Декабрь 21, 2012, 19:48:12 »
А аудио или видео записи никто не делал?

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: "Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #26 : Декабрь 24, 2012, 00:41:40 »
22 декабря я наконец-то добрался до премьеры «Травиаты» в ГАБТ и впервые услышал живьём неподражаемую Альбину Шагимуратову и в очередной раз – потрясающего Василия Ладюка. Я уже не раз говорил, что «Травиату» считаю одной из двух моих самых любимых опер, и это самая первая опера, которую я слушал – 3 мая 2009 года в Стасе с Хиблой. И можно считать, что я слушал живьём «Травиату» уже в 13-й раз – прежде я её слушал 7 раз в Стасе (из них 5 с Хиблой), по два раза в «Новой Опере» и в Мариинке и где-то по половине от оперы (вместе считаю за 1 раз) в БЗК и в Английском клубе. Но такого прекрасного исполнения я не слышал ещё никогда, в том числе такой потрясающей игры оркестра и Виолетты и Жоржа Жермона столь высокого уровня.
Билет на второй ряд третьего яруса близко к середине я купил в кассе за 2 часа до начала. Сказали, что из относительно дешевых билетов остался самый последний. Но даже оттуда видно было очень неплохо, хотя это не главное. А звук на третьем ярусе был вообще восхитительным. Ещё верхние ярусы хороши тем, что там почти нет очередей в гардеробы и буфеты.
Начало оперы как-то не зацепило и не предвещало, что потом всё так понравится. Шагимуратова, видимо, не до конца распелась, что было единственным значительным её недостатком. Первые фразы Виолетты из начала оперы были спеты как-то тускловато по сравнению со всем последующим. Я уже успел предположить, что зря ждал от певицы с мировым именем чего-то крайне яркого. В Застольной тоже особенной яркости и красоты звука не было. Видимо, Альбина полностью распелась только к E strano. В принципе, многие знаменитые певицы начинают свои выступления не очень ярко – так же и с Зарембой было в «Кармен». Но начиная с E strano, Альбина продемонстрировала все возможности своего великолепного голоса. Все фразы прозвучали очень ровно, без каких-либо недостатков на краях диапазона. Наверно, именно эта удивительная ровность звучания (вместе с естественностью звукоизвлечения) и является главным достоинством её голоса, конечно, красота звука тоже, но не до такой степени, чтобы именно красотой звука безумно восхищать. Некоторым слушателям показалось, что у Альбины при высочайшем профессионализме нет индивидуальности (что можно сказать, например, о Хибле), но я бы так не сказал: все очень яркие сопрано, которых я живьем слышал, друг от друга заметно отличаются в пении и голосе. В некоторых местах в первой арии Виолетты Альбина заполняла зал мощнейшим звуком без каких-либо дефектов. Конечно, такой силой голоса можно только восхититься. Но надо ли давить громкостью в партии Виолетты – это не очень ясно. Понятно, что такая интерпретация тоже очень интересна, но во второй и последующих картинах Альбина показала, что прекрасно владеет piano и pianissimo и её при этом слышно очень хорошо, и голос, просто летящий без особого давления громкостью (который и был в следующих картинах), понравился бы по крайней мере не меньше. Конечно, Альбина стала одной из самых лучших исполнительниц E strano на моей памяти.
Но самым ярко исполненным фрагментом «Травиаты» стал дуэт Виолетты и Жермона-старшего (под этим дуэтом я понимаю всю сцену, начиная от слов «Мадмуазель Валери, отец Альфреда перед Вами» и заканчивая тем, что Жорж Жермон уходит). Сравнительно недавно я уже слышал один оперный дуэт, в котором оба исполнителя пели на высочайшем уровне. И в этот раз такая ситуация повторилась. О ярчайшем выступлении Василия Ладюка я рассказываю здесь. У Шагимуратовой, на мой взгляд, тоже именно вторая картина получилась наиболее ярко. Столько динамических оттенков, в том числе pianissimo, и на всех прекрасный звук, тембр наиболее подходящий именно для второй картины и вообще, как и с Ладюком, восторгов от исполнения не описать словами. Что интересно, по записям и рассказам о выступлениях я представлял пение Альбины в «Травиате» примерно таким, каким оно и оказалось. Конечно, очень незначительные недостатки у Шагимуратовой были – в ряде случаев длинные ноты чуть-чуть качались. Но, я считаю, придираться к ним вообще не надо – они ведь совершенно не влияют на впечатление – ведь ни в одной «Травиате» исполнительница главной партии настолько не восхищала. Последние две картины у Шагимуратовой тоже получились фактически так же потрясающе – просто, похоже, голос больше всего подходит именно ко второй картине, по крайней мере так показалось конкретно в субботу. Половина Addio del passato тоже была вырезана. Очень интересной показалось интерпретация Альбиной последнего монолога Виолетты: сначала она искусственно делает фразы несколько укороченными, примерно, как в конце партии Мими, показывая, что героине их произносить уже очень трудно, но потом, когда она говорит «Если тебя полюбит девушка, женись на ней», то всё-таки как бы находит в себе силы произносить фразы уже не так отрывисто, и уже тянет длинные ноты на piano. Слушатели стали аплодировать ещё до окончания последних аккордов оркестра (которые в «Травиате» вызывают такие же сильные чувства, как и в ещё одной самой любимой опере – «Норме»). Наиболее бурную реакцию зала на поклонах вызвали, естественно, Шагимуратова и Ладюк. Долгов в целом понравился, но голос всё-таки был не очень красив. Кроме того, по ходу оперы он, похоже, уставал. На фоне Шагимуратовой и Ладюка он меркнет. Ксению Вязникову я слышал впервые. Я мог бы её слышать и не впервые – если бы добрался-таки летом до Ярославля. Но в этот раз она пела ужасно, особенно внизу. К счастью, партия у неё была маленькая. От Аннины, которую по замене пела Ирина Удалова, вроде ничего и не требуется, кроме того, чтобы её было нормально слышно. Поскольку Аннину всегда поёт менее яркая певица, то при разговорах Виолетты и Аннины всегда бросается в глаза в уши, что Аннины голос менее интересный, не такой красивый и иногда глухой, без разнообразия оттенков. Исключением не стало и это исполнение, но слышно Аннину было нормально. На остальных исполнителей я не обращал внимания – их партии ещё более маленькие. Потрясающе – удивительно чисто – играл оркестр под управлением Лорана Кампеллоне. В тех местах, где, видимо, Верди этого хотел, дирижер переходил на forte, но участвовавшие исполнители на фоне оркестра совершенно не терялись. Постановка показалось адекватной и вообще понравилась. Интересным решением был вид из окна – новый в каждой картине. Петь и слушать ничего не мешало, кроме огромного карточного стола, который с грохотом вкатывали на сцену и потом со сцены увозили. При очень ярком освещении сцены субтитры читать было очень неудобно, но я и почти не смотрел на них, потому что в «Травиате» почти в каждой фразе знаю, кто о чём поёт.
P.S. В воскресенье по «Культуре» показали Альбину Шагимуратову, которая давала небольшое интервью. Певицу спросили, какую аудиторию она предпочла бы на «Травиате» в Большом. И Альбина сказала, что хотела бы видеть в зале молодёжь и приобщать молодёжь к оперному искусству. И, по её словам, в Большой на «Травиату» ходит очень много молодёжи. Эти данные коррелируют с моими наблюдениями. Особенно, если сравнить с некоторыми концертами в маленьких залах, на которых я бывал. Естественно, слова Альбины насчёт приобщения молодёжи к опере меня впечатлили. Очень приятно, что она не забывает о тех, кто её слушает, и ей не безразлично культурное развитие молодёжи, в большинстве своём отрезанной от высокого искусства потенциальным барьером. Надеюсь, что её пение может зажечь у неофита любовь к оперной музыке.

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: "Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #27 : Январь 13, 2013, 20:29:15 »
Из январской серии исполнений «Травиаты» в Большом театре я побывал на двух исполнениях – 9 и 10 января. Ни одну оперу я не знаю вплоть до таких подробностей, как «Травиату». В этой великой опере я прямо в каждый момент знаю, какая следующая строчка, и о чём в какой сцене солисты поют. Поэтому при прослушивании «Травиаты» мне совершенно не нужны субтитры. Я только не знаю дословного перевода каждой фразы. С восполнением этого пробела мне бы могли помочь субтитры (которые, повторюсь, просто для восприятия оперы не нужны). Но их в Большом театре НЕ ВИДНО! Потому что сцена слишком яркая, а субтитры слишком тусклые. Чтоб увидеть субтитры, нужно закрыть чем-нибудь сцену. В качестве этого «чего-нибудь» могут выступить естественные препятствия в виде голов впереди сидящих зрителей. Поэтому на «Турандот», где субтитры действительно были мне нужны, их было увидеть гораздо проще. Сделали бы уж тогда табло, а не проектор, уж в самом известном театре страны-то можно! Вот в Стасе-то табло!
О музыке «Травиаты» можно говорить бесконечно. Действительно, величайшая опера, и в этом я ещё два раза убедился. (Хотя другие оперы, в том числе того же Верди, я обидеть совершенно не хочу – например, тот же «Трубадур», трансляцию которого я слушал ночью, как минимум не хуже). И дирижеры Лоран Кампеллоне (в среду) и Павел Клиничев (в четверг) вместе с оркестром Большого оба раза сыграли просто прекрасно! Никто на фоне оркестра не терялся, и звук был такой чистый!
9 января я живьём послушал первую в новом году оперу – любимую «Травиату» с таким восхитительным составом – вновь выступили бесподобные Альбина Шагимуратова и Василий Ладюк, и выступили в этот раз ещё более ярко, чем в прошлый раз, видимо, потому что тогда они были уставшие, а сейчас – свеженькие после новогодних каникул. И Альбина встречала Новый год в Казани, а не в каком-нибудь там Хьюстоне – ей не нужно было акклиматизироваться, и Василий, видимо, давно никуда не летал, хотя он, мне кажется, ещё более стабилен в плане вокальной формы. В этот раз у Альбины уже ничего нигде не качалось, за крайне редкими исключениями, и имевшаяся в тот раз небольшая качка превратилась в красивое вибрато. В этот раз и в начале оперы у Альбины было гораздо меньше недостатков в сравнении со следующими картинами. В первых фразах Виолетты звук уже был удивительно ровным, единственное, чего мне не хватало, - это яркой индивидуальности в голосе, которая (по крайней мере как казалось) проявилась несколько позже. Рассказывая о выступлении любой певицы в партии Виолетты, нельзя не упомянуть об исполнении главной арии (под «E strano» я понимаю всю арию, до самого конца первой картины). Мне кажется, что у Альбины  E strano несколько отличается по манере пения от остальной партии – здесь, в отличие от всех других фрагментов, в некоторых местах чувствуется нажим, что мне нравится чуть меньше. Конечно, в этот раз Альбина уже не совсем «давила» громкостью, но может быть, это просто меньше заметно в боковых ложах. Но некоторые длинные ноты прозвучали всё-таки с некоторым нажимом – в ариях, которые считаются колоратурными, мне больше нравится всё-таки когда длинные ноты зависают максимально завораживающе и вообще без нажима. А в остальном это было потрясающее исполнение, с восхитительным звуком и разнообразием динамических оттенков (которое стало ещё более изумительным в следующих картинах). Надо сказать, что когда Альбина первый раз сделала пианиссимо (где-то в середине первой картины), то звук совсем чуть-чуть потускнел, а потом пиано и пианиссимо у певицы стали получаться так же неподражаемо, как и во второй картине в прошлый раз, если не ещё лучше. И с голосом Ладюка голос Альбины сливался потрясающе.
В этот раз в исполнении Альбины Шагимуратовой безумно понравились не только вторая картина, но и третья и четвертая тоже. Вот прямо в каждой фразе интонация соответствующая, точно продуманная и вообще тембр совершенно потрясающий и очень подходящий. В третьей картине, когда идет карточная игра, Виолетта 3 раза поёт «Ah, perché venni, incauta! Pietà di me, gran Dio!» (в итальянском либретто почему-то эта фраза написана 1 раз, но в действительности она повторяется 3 раза, возможно, с некоторыми словесными вариациями, а в сокращенной колобвской редакции – 2 раза). Как мне рассказали ещё весной 2005 года, когда я впервые услышал про «Травиату» (не саму оперу, а её пересказ только), один из эквиритмичных русских переводов этой фразы – «Ах, зачем я здесь, о Боже, сжалься, сжалься ты надо мной», и эта фраза повторяется 3 раза, по крайней мере так было, когда провинциальные театры оперы и балета привозили русскоязычную «Травиату» на гастроли около 30 лет назад. Потом, к сожалению, я надолго забыл о «Травиате», и сюжет мне рассказали снова весной 2009 года (уже после того, как я живьём услышал «Шедевры оперной классики»), снова процитировав этот небольшой фрагмент в русскоязычном эквиритмичном переводе. Так вот, я к чему – Альбина пела эти слова более темным оттенком звука, который вызывает чуть меньше ярких эмоций, однако всё равно в той сцене Шагмиуратова была на голову выше всех остальных исполнителей. (Жермон-старший, как известно, появляется на балу у Флоры значительно позже). Однако, здесь в постановке замечен некоторый ляп: не совсем понятно, как он, если только приехал на бал, знает, что сделал Альфред по сюжету всего пару минут назад. Будем считать, что пока он добирался до залы, в которой проходит бал, ему кто-то успел сказать. Я слышал ещё другую версию: Жорж Жермон хорошо знает характер сына, и (притом, что знает, что сын обещал отомстить) он прекрасно понимает, что Альфред сделал, даже до входа на бал. А этот эпизод (где Альфред хочет выбежать, но в дверях неожиданно вырастает отец), как предположили некоторые посетители театра, режиссеры собезьянничали у создателей фильма «Амадеус». Однако по итальянскому либретто (здесь) отец входит всё-таки раньше, чем в постановке Большого, и своими глазами видит поступок сына. Возможно, такой звук, которым пела Альбина в начале третьей картины, и подходит в наибольшей степени для названных фраз – лучше раскрывает переживания героини. А вот слова «Alfredo, Alfredo, di questo core non puoi comprendere tutto l'amore...» и продолжение этого небольшого монолога Виолетты прозвучали так проникновенно, очень светлым звуком на piano, столько вообще было в пении чувств, просто словами не описать. И ансамбль в финале второго (по оригинальному либретто) акта был исполнен просто потрясающе, возможно, лучше, чем когда-либо на моей памяти – и восхитительно сливался с остальными исполнителями, очень заметно добавляя звуку яркости, великолепный голос Альбины Шагимуратовой. Вот так должно звучать в ансамблях по-настоящему яркое сопрано! К счастью, певиц, настолько украшающих ансамбли, я слышал и прежде, хоть и их (которых я живьём слышал) можно пересчитать по пальцам одной руки.
После бала у Флоры в постановке Большого сразу, без паузы на смену декораций, следует прелюдия к третьему акту, которая очень ярко рисует дальнейшее развитие сюжета и без которой также невозможно представить эту великую оперу. Смена декораций происходит под звуки прелюдии под полупрозрачным занавесом. Огромный карточный стол увозят, к счастью, медленно и не с таким грохотом, с которым привозят, но 22 декабря его всё-таки умудрились обо что-то грохнуть, когда он был уже почти не на сцене. И начинается последняя картина – трагическое угасание Виолетты. И с тем, что я услышал как в среду, так и в четверг, не сравнится ни одно из многочисленных посещенных мною исполнений «Травиаты» (разве что умирающая Виолетта Хиблы Герзмавы или Виктории Носовской). Сначала (в хронологическом порядке) рассказываю об Альбине Шагимуратовой. Addio del passato прозвучало так, что вообще придраться совершенно не к чему – при ярком и удивительно ровном звуке интонации, полностью соответствующие чувствам. Как мне в среду показалось, лучшее исполнение второй арии Виолетты на моей памяти. Хотя по Addio del passato я особенно никого не сравнивал, поэтому (это всё размышления вечера среды) даже затруднялся назвать певицу, которая была бы с этой арией на втором месте. Сначала я вспомнил Хиблу, но потом понял, что это всё-таки Виктория Носовская, которая, к сожалению, находясь в отличной вокальной форме, так и не спела Виолетту целиком. Дуэт «Париж покинем» также оставил очень сильное впечатление, такое же, как и все остальные сцены из оперы. Однако тут я понял, что этот фрагмент, наиболее ярко получившийся на концерте в Английском клубе, Виктория Носовская (по впечатлению) исполнила ничуть не хуже, чем сама Шагимуратова! Конечно, Виктория не очень стабильна и на двух других концертах, на которых я её слушал, понравилась меньше, но 16 сентября она просто выше головы прыгнула! Но только я не знаю, смогла бы она заполнять звуком большие залы. И, наконец, финал оперы: Виолетта просит Альфреда оставить на память портрет и жениться на девушке, которую Альфред, возможно, полюбит. Насчет того, как пела Альбина почти все фрагменты, я уже выше сказал – в декабре не было настолько сильного впечатления от последней картины. И в этот раз (впервые) я провел параллели (возникающие в наибольшей степени ближе к концу монолога, перед тем, как в последний раз одновременно поют отец и сын) с финальной арией ещё одной моей любимой оперы – «Нормы». Конечно, музыка отличается очень значительно, потому что сюжет очень отличается. Но параллели такие: в финальном монологе (или в финальной арии) главная героиня дает последние наставления, обращаясь к тем или иным персонажам из оперы. Норма, например, просит отца не убивать детей. Ещё две мои самые любимые оперы объединяет то, что они на самой первой премьере «блистательно провалились» - так сказал Беллини. Также на музыку «Травиаты», возможно, повлияло вступление ко второму акту «Нормы». Подобное мнение высказывал, в частности, Г.Маркези.
Как бы ни восхищала великолепная Альбина, бесподобный Василий Ладюк спел по крайней мере не хуже, а может быть, ещё лучше, просто партии и голоса у них разные, невозможно их сравнить (подробности здесь).
Альфред – Алексей Долгов – как и в декабре, на фоне двух звезд мировой оперы потерялся. Он вроде распелся к дуэту с Виолеттой после Застольной и исполнил этот фрагмент очень ярко, но в арии Альфреда звук снова стал каким-то немного глуховатым и не очень чистого тембра. Так он и допел всю партию.
И на следующий день я решил совершить вояж на Венеру, которая очень заинтересовала меня на новогоднем концерте «Культуры». Сначала показалось, что Венера далеко не так хороша, как можно было предположить. Примерно такие же заключения делали в своё время астрономы о планете Венере. Голос Венеры Гимадиевой сразу показался гораздо более слабым, чем у Альбины Шагимуратовой, тембр сначала показался малоинтересным. Самая обычная Виолетта, короче, с самым обычным для начала этой партии голосом, примерно как в Стасе, когда поёт не Хибла. Но, похоже, я просто не привык сразу к её голосу (и она тоже по ходу партии прибавляла): ведь забегая вперёд, можно сказать, что сцену угасания Венера Гимадиева исполнила (по впечатлению) по крайней мере не хуже Альбины Шагимуратовой, находящейся в такой прекрасной форме, а местами, возможно, даже лучше. Но редакций «Травиаты», в которых сцена угасания перенесена в начало, к счастью, я пока не слышал, а поэтому рассказ об одном оперном дне на Венере следует начинать с несколько других фрагментов. Застольная и следующий дуэт – ничего особенного, как и в исполнении этой части партии Шагимуратовой образца 22 декабря. Однако к концу дуэта стало заметно, что в голосе Венеры, хоть он и казался небольшим почти до начала сцены угасания, есть что-то захватывающее. Однако такой чистоты в голосе, как, например, у Альбины, как сначала казалось, у Венеры нет. Дальше было, естественно, E strano. И сначала Венера своим пением (в первую очередь приятным, но не очень чистым тембром) мне напомнила исполнение Печниковой, находившейся 31 декабря в хорошей форме. Но у Венеры, в отличие от Печниковой, не было этой ужасной тремоляции, было заметное вибрато (в середине первого акта постановки особенно), но оно было скорее красивым, чем нет. А ближе к концу арии Венера очень порадовала исполнением пассажей стаккато: из певиц, которых я живьём слышал, более красиво, более легко в различных ариях их не пел никто, кроме одной исполнительницы. Можно сравнить и финал первой картины в исполнении Альбины и Венеры: Альбина, допев арию, падает без чувств, а Венера убегает. Справа от меня в первом ряду ложи сидел молодой человек, который, слушая оперу, делал пальцами правой руки движения, присущие дирижерам. Я решил, что он на дирижера учится. И он Венере аплодировал очень эмоционально, а он, наверно, хорошо в музыке разбирается.
Во второй картине Венера Гимадиева прибавила в сравнении с первой. Или просто я привык к её голосу. Несмотря на то, что мне до самого начала последней картины её голос казался небольшим, певицу всегда было совершенно нормально слышно, за исключением одной фразы в начале второго акта на пианиссимо. Разнообразие в динамике у Венеры было, хоть чуть менее потрясающее, чем у Альбины. В целом дуэт с Жермоном был исполнен очень хорошо, голос стал казаться более чистым, чем в начале, и проникновенным. Каждая фраза, спетая исполнительницей главной партии, теперь вызывала очень сильные эмоции.
В третьей картине, особенно в её финале, Венера Гимадиева заполняла зал очень красивым и мягким звуком, интерпретация октета исполнителями второго состава показалась также очень интересной. Но самое сильное впечатление произвела последняя картина. Возможно, вокал Альбины Шагимуратовой и был как бы более безупречным (не знаю, как более точно выразиться), но то, как поет сцену угасания Венера Гимадиева, вызывает, возможно, даже ещё больше эмоций (несмотря на то, что исполнение днем ранее этого фрагмента оперы мне в течение суток казалось лучшим на моей памяти). И недостатки в пении Венеры были крайне незначительны: голос уже совершенно перестал казаться небольшим. Разве что несколько нижних нот в третьем акте прозвучали чуть менее ярко. Такого эмоционального исполнения Addio del passato я не слышал прежде, пожалуй, ни у кого. Всё остальное, что поется позже – тоже было спето прекрасно. А как проникновенно прозвучала даже вот одна фраза: «Альфред, любимый, подойди поближе, послушай» (я так и нашел, как она пишется на языке оригинала, видимо, итальянское либретто я нашёл какое-то сильно сокращенное). И в последнем монологе Венера прекрасно передала состояние и чувства своей героини – и это при меньших возможностях голоса, чем у предыдущей исполнительницы – такими явлениями я могу только восхититься ещё больше. Конечно, обидно, что в самой последней ноте проскочила тремоляция – единственный раз за всю оперу, но в такие трагические моменты опер уже совершенно не хочется задумываться о подобных дефектах.
В целом состав в четверг показался даже более ровным, чем в среду. Альфред (Наговицын) очень порадовал. Всю партию спел очень ярко, наполненным и достаточно чистым звуком. У него в голосе не было никаких шероховатостей, звук тянулся очень хорошо. Конечно, он понравился не безумно, но это был один из лучших Альфредов на моей памяти. Как мне рассказали, в субботу Наговицын терялся на фоне оркестра (по крайней мере так казалось из партера), но в четверг ничего подобного не было и в помине.
Эльчин Азизов наглядно показал, что не только Ладюк может спеть Жоржа Жермона. Тембр у Азизова, конечно, чуть более бедный, но голос всё равно очень интересный и наполненный, длинные ноты в конце арии хоть и не гениальные, но всё равно очень яркие, тоже, как и у Альфреда, никаких существенных недостатков. Прекрасное исполнение арии Жермона и всего остального. Отличное попадание в роль.
Теперь хочу сказать пару слов об Аннинах. Первый раз была Ирина Удалова и для этой партии спела нормально, только, конечно, в диалогах с Виолеттой разница в классе в глаза в уши бросалась, но к этому опытные любители «Травиаты» уже привыкли. Елена Околышева, горничная Венеры, сначала – в небольшом дуэте с Альфредом – звучала уж слишком крикливо – уж сколько Аннин, как и Виолетт, я слышал – такого недостатка не было настолько заметно никогда. Однако потом Околышева стала звучать, как вполне обычная Аннина – от исполнительниц этой небольшой партии слушатели и не ждут ничего необычного.
Флора оба раза была одна и та же – Ирина Долженко. Она была лучше Ксении Вязниковой, но очень уж ненамного. Голос слишком жесткий. И многие звуки проваливаются. Конечно, Флора поёт даже меньше, чем Аннина, и в отличие от высказываний «пойти на Золушку ради Клоринды» или «на Пиковую даму ради Полины» (которые мне, в отличие от предложившей их Джанни Скикки, кажутся правомерными, фраза «Пойти на Травиату ради Флоры» мне кажется полным бредом и даже оксюмороном. Однако я могу назвать Флору моей мечты, которая, естественно, достойна несоизмеримо более серьёзных ролей, чем Флора. На мелкие мужские партии в любимой «Травиате» я по сложившиеся традиции внимания не обращаю – хочу сосредоточиться на исполнителях более крупных партиях и на музыке оперы.
Выкладываю фотографии с поклонов после исполнения «Травиаты» 9 января.





Фотографии можно увеличить щелчком мыши.
А вот фотографий с Венеры я не привезти не смог, потому что аккумулятор фотоаппарата был забыт на Земле дома.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #28 : Январь 14, 2013, 00:09:22 »
Флора оба раза была одна и та же – Ирина Долженко. Она была лучше Ксении Вязниковой, но очень уж ненамного. Голос слишком жесткий. И многие звуки проваливаются

Ну вот, хорошо, что высказался независимый человек, а то мне уже начало казаться, что я один недоволен её вокалом :)

Эльчин Азизов наглядно показал, что не только Ладюк может спеть Жоржа Жермона. Тембр у Азизова, конечно, чуть более бедный, но голос всё равно очень интересный и наполненный, длинные ноты в конце арии хоть и не гениальные, но всё равно очень яркие, тоже, как и у Альфреда, никаких существенных недостатков. Прекрасное исполнение арии Жермона и всего остального. Отличное попадание в роль.

А что же Ладюк - будет ещё выступать в Большом в этой партии ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн arghee

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 37
Re: "Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #29 : Январь 14, 2013, 01:41:54 »
Сразу же скажу - как ни крути Ладюк мне нравится.

Но как можно сравнивать Ладюка с Азизовым? Мне непонятно, они же абсолютно разные. Разные фактуры и разные голоса. Я ни в коем случае не говорю что кто то спел партию хорошо а кто то плохо.

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: "Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #30 : Январь 14, 2013, 01:54:18 »
А что же Ладюк - будет ещё выступать в Большом в этой партии ?
На апрель составов пока нет. Так что о будущих выступлениях Ладюка в "Травиате" в Москве известно только насчёт "Новой Оперы" (с Хачатуром Бадаляном и Галиной Королёвой 19 января). Ладюк должен был спеть 3 раза на январской серии "Травиат" в Большом, надеюсь, что так и спел.

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 685
Re: "Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #31 : Январь 15, 2013, 01:57:29 »
А вот и не спел! 12 января вместо него пел Азизов (очень серенько). А вот Гемадиева была просто великлепна, невероятное впечатление и от ее исполнения, и от постановки вцелом. Такого гармоничного и по-настоящему МУЗЫКАЛЬНОГО спектакля я очень-очень давно не видела.

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: "Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #32 : Январь 15, 2013, 02:18:06 »
А вот и не спел! 12 января вместо него пел Азизов (очень серенько). А вот Гемадиева была просто великлепна, невероятное впечатление и от ее исполнения, и от постановки вцелом. Такого гармоничного и по-настоящему МУЗЫКАЛЬНОГО спектакля я очень-очень давно не видела.
12 января Азизов так и планировался. Не Гемадиева, а Гимадиева. Ладюк планировался ещё 11 и 13 января.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Травиата" в Большом (ноябрь 2013)
« Ответ #33 : Ноябрь 29, 2013, 00:45:43 »
Новая серия «Травиат» в Большом ознаменовалась участием некоторых певцов, которые до сих пор не выступали в этом спектакле. Поэтому я запасся билетами на 27 и 28 ноября и, честно говоря, совсем не пожалел об этом. Начну со спектакля 27 ноября, хотя формально это как бы второй состав.
Дирижер   Лоран Кампеллоне

Виолетта Валери   Динара Алиева

Флора Бервуа   Ирина Долженко

Аннина   Елена Околышева

Альфред Жермон   Андрей Дунаев

Жорж Жермон, его отец   Эльчин Азизов

Гастон, виконт де Леторьер   Сергей Радченко

Барон Дюфоль   Вадим Лынковский

Маркиз д’Обиньи   Федор Тарасов

Доктор Гренвиль   Олег Цыбулько

Джузеппе, слуга Виолетты    Юрий Маркелов


Я давно уже хотел услышать Динару Алиеву в этой партии, и вот, наконец, эта мечта сбылась. Правда, первые фразы Виолетты прозвучали, как мне показалось, немного глуховато. Однако в застольной все было нормально, и, главное, голос «полетел», а и потом, в дуэте с Альфредом верхние ноты наполнились яркостью и в то же время были очень мягко сфилированы. А вот в последующей арии несколько самых верхних нот показалась мне немного резковатыми и чуть «пережатыми», такое впечатление, что от волнения. Но голос Алиевой обладает какой-то захватывающей струящейся живостью, и все у нее получается настолько эмоционально, что думать о недостатках совершенно не хочется. Ну, пожалуй, в дуэте с Жермоном-старшим еще немного слоился звук, но какая была кантилена, какое длинное дыхание, как красиво зависали звуки! И как хорошо она всегда играет, ее Виолетту было так жалко в сцене оскорбления и, конечно, в самом конце!
Очень давно не слышал я замечательного тенора Андрея Дунаева, который в последнее время пел за рубежом. Но, знаете,  честно говоря, все эти годы, когда я приходил в Большой, я ВСЕГДА вспоминал голос Дунаева и вновь мечтал его услышать на этой сцене. Ибо его очень трудно забыть не только из-за очень приятного светлого тембра. Дунаева всегда отличали прекрасная техника, высокая культура вокализации и какая-то очень теплая и естественная манера исполнения. Слава богу, всё это осталось при нём! Голос совершенно не изменился, вокал, по-моему, даже улучшился, вкус, чувство меры, музыкальность, конечно, никуда не делись! Аккуратное допевание всех фраз, отсутствие всякого нажима, легкость и органичность звуковедения – вот что продемонстрировал нам вчера Дунаев,  и слушать его было очень-очень приятно. Да, он не стал брать верхнюю ноту в конце кабалетты во втором действии, но, если не ошибаюсь, она ведь там вставная. И все опять-таки очень естественно прозвучало. Ну, пожалуй, еще две первые верхние ноты у него получились не такими наполненными, возможно, заново привыкал к залу, но потом голос зазвучал светло и свободно с красивой нюансировкой. Есть в его голосе небольшой «русский компонент», но это не мешает исполнению в целом соответствовать, на мой взгляд, европейском уровню. Единственным недостатком Андрея Дунаева, на мой взгляд, является некоторая актерская скованность. Но на фоне всех его достоинств я склонен это простить. Я очень рад был снова услышать этого артиста.
Очень интересным для меня было и выступление Эльчина Азизова в партии Жермона, ведь я тоже слышал его в этой роли впервые. У Азизова совершенно особенный, очень богатый южный мягкий тембр, вслушиваться в который – одно удовольствие. Там столько обертонов, оттенков. Звук очень округлый и красивый. Ну, звуковедение у него хорошее, но, пожалуй, идеальным его назвать все же нельзя, особенно если сравнивать с… Впрочем, не будем сравнивать, просто отметим, что иногда наблюдаются небольшие трудности при заходе на самые верхние ноты, как мне показалось, и еще там появляется небольшая тремоляция. Очень яркая южная внешность артиста производит большое впечатление на женскую часть публики. Он, действительно, выглядит эффектно и весьма сценичен, и актер достаточно сильный. Только в этом спектакле Дунаев со своими светлыми волосами совсем не был похож на его  сына, а вот Динара Алиева была просто вылитая его дочь, во всяком случае – очень близкая родственница, особенно в сцене, где просила его обнять ее, как дочь!
Из исполнителей небольших ролей особенно хочу отметить Сергея Радченко в партии Гастона! Вот это было стопроцентное попадание в образ! И звучал он очень хорошо! И на сцене прекрасно держался, затмевая всех остальных второстепенных персонажей. На самом деле не так-то просто обратить на себя внимание в этой маленькой партии. Но здесь все было ярко, талантливо и даже элегантно!
В общем, вечер прошел весьма плодотворно!
(продолжение следует)

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #34 : Ноябрь 29, 2013, 01:33:24 »
Теперь немного о сегодняшнем спектакле - 28 ноября – с первым составом. Тут тоже были сюрпризы!
Дирижер   Василий Синайский

Виолетта Валери   Венера Гимадиева

Флора Бервуа   Ксения Вязникова

Аннина   Ирина Удалова

Альфред Жермон   Алексей Долгов

Жорж Жермон, его отец   Виталий Билый

Гастон, виконт де Леторьер   Марат Гали

Барон Дюфоль   Алексей Пашиев

Маркиз д’Обиньи   Николай Казанский

Доктор Гренвиль   Петр Мигунов

Джузеппе, слуга Виолетты    Вадим Тихонов



Конечно, Венеру Гимадиеву я уже слышал в этой партии, но она поет так здорово, что каждый спектакль превращается в событие. И еще она, по-моему, все время совершенствуется. А я ведь помню, как она пела на премьере, заменив заболевшую Альбину Шагимуратову. Теперь она не только набралась опыта, но и отшлифовала партию практически до блеска. Я так люблю ее мягкое легато, ее завораживающий звук наверху и такую тихую-тихую печаль в голосе в этой роли! И такие умоляющие глаза в сцене со старшим Жермоном! Очень здорово она играет! А поет еще лучше!
С огромным нетерпением я ждал появления на сцене папаши Жермона, ведь его должен был петь Валерий Билый, который произвел на всех просто ошеломляющее впечатление в прошлом году на премьере «Трубадура» в Новой опере, где он графа ли Луну пел совершенно убойным голосом. Ничего не скажешь, Жермона он спел не просто хорошо, а я бы сказал сверхдобротно и архинадежно. И с европейским блеском – завораживающими ферматами, убойными крещендо и тающими в дуэте с Виолеттой диминуэндо. Я, честно говоря, боялся, что звук будет однообразно громким, но Билый продемонстрировал гибкость трактовки, разнообразие динамических оттенков и прекрасную кантилену. Голос его обладает не только большим объемом и мощью, но и прекрасной тягучестью. Слушать – одно удовольствие. Ну, разве что тембральных оттенков не так много, как динамических… Но как тщательно отделана партия! Я первый раз вижу, чтобы так весомо и значительно прозвучала сцена на балу у Флоры, когда он своего непутевого сынка воспитывает! Ни одного случайного жеста, ни одной непродуманной интонации! Браво!
Алексея Долгова я уже неоднократно слышал в партии Альфреда. У него хорошо выдвинутый вперед голос, прекрасно летящий в зал. К сожалению, мне не очень нравится его тембр, где я слышу слишком много вибрато и иногда очень открытый звук с такой русской «горлинкой». Кстати, в Ленском мне это почти не мешает. Но здесь хочется более округлого звука. Впрочем, мы ведь говорим о тембре и манере, а здесь о вкусах не спорят. Слышно в зале Долгова очень хорошо, партия у него давно уже впета, поет он выразительно и выглядит он в ней актерски вполне органично.
Как Вы думаете, кто сегодня был самым ярким из второстепенных персонажей? Правильно – маркиз д’Обиньи в исполнении Николая Казанского. Его всегда и слышно, и видно.
Так что и второй подряд вечер в Большом ознаменовался весьма приятными впечатлениями! Спасибо!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: "Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #35 : Ноябрь 29, 2013, 03:01:39 »
Александр, спасибо за рассказ - прочитал все, что хотел услышать. Конечно, услышать было бы лучше - особенно Дунаева и Билого, но из 18 (если не ошибаюсь) "Травиат" декабря-января ни на один спектакль никаких билетов ни в кассах, ни в интернете я не видел с момента начала продаж. Видимо, рейтузники взяли над "Травиатой" особое шефство (кстати, раз уж помянул, по моим впечатлениям помятых людей в рейтузах в наступившем сезоне на пятачке перед БТ стало заметно больше).

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 783
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #36 : Ноябрь 29, 2013, 14:01:39 »
Александр, спасибо за рассказ - прочитал все, что хотел услышать. Конечно, услышать было бы лучше - особенно Дунаева и Билого, но из 18 (если не ошибаюсь) "Травиат" декабря-января ни на один спектакль никаких билетов ни в кассах, ни в интернете я не видел с момента начала продаж.

Поймать билеты было непросто, но возможно... Я была на "Травиате" 26 и 28 ноября и чуть позже, когда появится время, поделюсь впечатлениями и записью из зала (upd запись в соответствующем разделе).
« Последнее редактирование: Ноябрь 30, 2013, 02:24:11 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 277
Re: "Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #37 : Ноябрь 30, 2013, 16:26:13 »
Был сегодня днем в кассах Большого и были билеты на 4 январских спектакля ...

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 783
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #38 : Декабрь 04, 2013, 11:15:10 »
Пока более терпеливые люди обсуждают плохое («Пиковую даму» Александрова), дополню рассказ о хорошем, о выступлении состава 26/28 ноября «Травиаты» в Большом. Мое первое знакомство с «Травиатой» в Большом театре состоялось в октябре прошлого года. Билеты были куплены заранее, наугад, просто на более удобную дату. Ни одну из исполнительниц партии Виолетты я не знала.

Маленькое отступление. В МАМТе Виолетту чаще всего поет Хибла Герзмава, а на этот спектакль я хожу довольно часто. Почему-то Хибла Герзмава не вызывает в моей душе сочувствия к ее чахоточной героине (я каждый раз чувствую себя черствой и жестокой, слушая овации зала в ее адрес). Но в итоге я приспособилась и привыкла в МАМТе слушать в первую очередь Жермонов (их там аж четыре штуки разных просто и очень хороших; как странно, что сейчас в МАМТе четыре Жермона и ни одного Онегина!), во вторую – Альфредов. Ну и Виолетту-Хиблу в третью очередь (однако Мария Пахарь мне нравится больше, чем Хибла).

И вот в Большом в октябре прошлого года я привычно слушала «Травиату» с несколько насмешливым отношением: ясно, что Виолетта в финале умрет, подумаешь, какое дело, ничего нового. И вдруг поймала себя на том, что от всей души сочувствую Виолетте Венеры Гимадиевой. За умение заставить зрителя сопереживать ее героине я очень ценю эту певицу. Мне кажется, что, имея оперный голос, можно научиться петь, выучить партии, отработать технику, а вот умение передавать эмоции голосом либо дано, либо нет. Гимадиевой – дано. Так же я сочувствовала и ее Амине (а слушала ее четыре раза :) ). Поэтому после сентябрьских «Сомнамбул», а еще после того, как стало известно, что Жермона в ноябрьском блоке «Травиат» вместе с Гимадиевой споет Виталий Билый, который мне так понравился на премьере «Трубадура» в НО, мне вдруг очень захотелось на «Травиату» в Большой. К моему удивлению – потому что это произведение Верди я в этом году слушала много раз и воспринимаю его как своего рода оперную «попсу» :) Но к тому моменту билетов, естественно, уже не было. Однако кто ищет – тот находит, в том числе по номиналу. Опытом ловли билетов могу поделиться в личных сообщениях, с просьбой не писать этого в открытом эфире, ибо чем больше ищущих... В общем, мне удалось достать билет на 26 ноября, а потом, после спектакля 26-го, еще и на 28-е.

Гимадиева по всем пунктам очень и очень подходит на Виолетту. Наверное певица это понимает, и это придает ей вдохновения. Она держится на сцене очень уверенно, как настоящая главная героиня, приковывает к себе внимание зала. При этом Гимадиева совсем не высокомерна, она очень искренняя. Так часто говорят, и это вроде бы банальность, но правда – Гимадиеву можно слушать и не знать, о чем текст, и все понятно. И играет замечательно. Когда она пишет записку Альфреду, нет никаких картинных рыданий, а ее так жалко, потому что взгляд передает боль, которую испытывает ее героиня. Насчет исполнения партии – голос очень приятного тембра, в прекрасном состоянии, и мелкие детали, и динамические оттенки – все было на месте. Партия хорошо впета, во всяком случае, я слушала очень внимательно и недочетов не заметила. Обязательно еще пойду на «Травиату» с Гимадиевой.

Я не являюсь большой поклонницей Алексея Долгова. Говорят, в МАМТе он блистал – но год назад в той же «Травиате» я его видела в первый раз, и он мне в общем-то не понравился. Но 26, а особенно 28 ноября голос Долгова звучал вполне достойно. Хотя все-таки мне в нем не хватает живости, естественности, звонкости, впрочем, тембр и манера исполнения – всегда на любителя. Еще мне немного не хватает органичности и свободы в том, как он играет. Когда Долгов-Альфред получает записку от Виолетты с сообщением, что она его бросила, он больше похож на клерка, который вскрывает в офисе деловую бумагу. А еще когда он поет свои фрагменты, смотрит не на партнершу, а на дирижера или на монитор, и это заметно. На фоне очень и очень естественной Гимадиевой он проигрывает. Альфреды в МАМТе меня тоже убеждают в большей степени. Но Долгов очень профессионален, и он работал с полной отдачей – так что в общем зачет и спасибо.

Виталий Билый – настоящий европейский вердиевский баритон. Он прекрасно владеет своим мощным ровным голосом, обладает очень длинным дыханием. Тут уважаемый Schwarzenstein все очень хорошо описал. Да, может быть, тембрального разнообразия было не так много – думаю, такова манера певца или видение образа, при желании он мог бы поддать эмоций в голосе, в его мастерстве не сомневаюсь. Образ папаши Жермона был очень цельным вокально и актерски, и некоторая сдержанность не делала его менее убедительным. Проработанность партии действительно впечатляет, высочайший класс продемонстрирован в оба вечера, я слушала, с удовольствием отмечала все детали и восхищалась. Прекрасный Жермон, брависсимо!

Если в партии Жермона я аплодирую и лирическим баритонам (например, Арсену Согомоняну), то в Набукко лично мне нужен именно европейский вердиевский баритон. И я по-прежнему надеюсь, что либо Виталия Билого, либо Бориса Стаценко Большой театр когда-нибудь позовет на Набукко :)

По сравнению с МАМТом в моем восприятии второстепенные персонажи в Большом менее значимы. Виолетта забирает основное внимание :) Но мне вообще нравится Петр Мигунов – вот и на сей раз понравился его доктор Гренвиль. Барон в Большом по сравнению со спектаклем МАМТе не такой заметный. Казанский действительно хорошо сыграл.

Еще хочу в очередной раз посетовать, что в Большом театре очень много случайной публики. Про шум и разговоры уже и упоминать не хочется... Кроме того, мне кажется, по ходу оперы артистам аплодируют мало, меньше, чем они заслуживают. Просто потому, что основная масса зрителей, извините за выражение, тупо не знает, где заканчивается ария, и что после арии положено аплодировать. И не в состоянии оценить качество исполнения и не понимает, что нужно изо всех сил аплодировать после арий в исполнении таких певцов, как Гимадиева и Билый. Немалая часть аудитории в оба вечера ушла после первой половины – хотя эта «Травиата», в отличие от «Турандот» :)), порадовала уровнем состава исполнителей. Но, видимо, многие из пришедших достигли цели сфотографироваться на фоне зала Большого и решили, что можно с чистой совестью уйти домой :) Я тоже верю и надеюсь, что Владимир Урин поборет билетную мафию :)), и на спектаклях в Большом будут в основной массе присутствовать меломаны.
« Последнее редактирование: Декабрь 05, 2013, 13:33:28 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: "Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #39 : Декабрь 04, 2013, 12:20:40 »
Спасибо огромное за подробные рассказы! Если бы у меня были возможности, я бы побывал хотя бы раз на Венере. Цитировать неудобно, но некоторые места прокомментирую. Способность передавать голосом чувства, на мой взгляд, зависит в какой-то степени от качеств самого голоса, от его возможностей, от оттенка, от умения им владеть, наверно, главное. С неинтересным голосом невозможно передать чувства труднее. Хотя попытаться спеть эмоционально можно. Но не будет вокала и техники - не будет впечатлений. А если всё это будет - будут впечатления хотя бы от самого вокала. И такого, чтобы спеть технично и ярким звуком, но не прочувствованно, я вроде и не слышал. Мне кажется, вряд ли когда-нибудь можно будет добиться посещения Большого только меломанами, в отличие от той же Новой, потому что гости столицы хотят ведь поставить себе галочку, что они побывали в Большом!

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #40 : Январь 12, 2014, 02:14:43 »
О первом спектакле  новой серии БТ (10.01.2014)  я рассказал в теме, посвященной Венере Гимадиевой. Второй спектакль « Травиата» из нынешней серии БТ я послушал сегодня днем. Вот состав.

11 января 2014 (днем, в 12.00)
Дирижер   Павел Клиничев

Виолетта Валери   Оксана Шилова

Флора Бервуа   Ирина Долженко

Аннина   Елена Околышева

Альфред Жермон   Георгий Васильев

Жорж Жермон, его отец   Игорь Головатенко

Гастон, виконт де Леторьер   Сергей Радченко

Барон Дюфоль   Алексей Пашиев

Маркиз д’Обиньи   Федор Тарасов

Доктор Гренвиль   Петр Мигунов

Джузеппе, слуга Виолетты   Юрий Маркелов

Оксану Шилову я слушал уже во второй раз. Мне очень нравится, когда она поет на пиано. Сегодня несколько моментов получились очень трогательными и были спеты очень тонко. Но наряду с этим, когда Шилова идет на фортиссимо, звук у нее, как правило, портится, становится очень резким, а иногда и детонирует. И еще она, к сожалению, смазала два-три колоратурных пассажа при ходе вниз. Правда, в большинстве случаев она достаточно умело филирует звук, вот тогда опять все в порядке – получается и выразительно, и музыкально. Вообще, Виолетта у нее получается с темпераментом такого холерического типа. Впрочем, это вполне допустимо.
Очень интересно смотреть, как совершенствует партию Жоржа Жермона Игорь Головатенко. Я прекрасно помню, что еще совсем недавно эта партия звучала у него хорошо, но все-таки немного однообразно. А теперь… Как он отделал каждую фразу в дуэте с Виолеттой! Там динамических оттенков штук сто стало! От грозного рыка до мягкого увещевания! И обертонов тоже явно прибавилось. Он поет то строгим металлическим звуком, то бархатным бежевым. Немного по-другому он стал исполнять и знаменитую арию в сцене с Альфредом. Знаменитое “Ma” по-прежнему  звучит просто убойно, но там и еще одна фермата в конце удлинилась, очень здорово получилось. Намного более выразительной стала и сцена на балу у Флоры в третьем действии, где Жорж Жермон воспитывает своего слишком горячего сынка. Надо сказать, что я очередной раз любовался не только голосом, но и безупречностью и благородством манер артиста (правда, несмотря на в целом  безукоризненный внешний вид Жермона, мне показалось, что костюмеры на этот раз дали ему не тот головной убор :) ). К тому же, в каждой сцене появились очень четкие акценты, что тоже сделало образ Жоржа Жермона более ярким и выпуклым.
С большим нетерпением и любопытством я ждал выступления в партии Альфреда в Большом театре (первого, как я понял) солиста Новой оперы Георгия Васильева. Я уже дважды слышал его в этой партии в Новой опере, но там акустические условия несколько другие, да и опера шла в измененной и, увы, значительно сокращенной редакции. Ну что же, надо сказать, что голос Васильева в Большом звучал очень неплохо. Прежде всего, приятным тембром, ровно и гладко, хотя иногда и слишком матово, на мой взгляд, но это, опять-таки субъективное мнение. Еще мне очень нравится его мягкая манера произношения, хотя в итальянском я не специалист. Кроме того, он, конечно (молодец!), здорово «подтянул» партию! Это касается, прежде всего, ровности звуковедения и плавности легато. Вообще, все прошло практически без потерь, лишь в начале мне показалось, что две-три  верхние ноты прозвучали немного скомканно, и еще, наверное,  уже в самом конце, в дуэте «Parigi o cara” была заметна парочка шероховатостей в интонации, но видимо, певец уже просто немного устал. А в целом все было достаточно надежно, в том числе и в арии, и в трудной кабалетте с высокой нотой в конце. Еще меня порадовала фразировка и уровень «допевания» всех фраз. Безусловно, он и опыта уже поднабрался. Это очень заметно, намного увереннее держится, свободнее и естественнее играет. Кстати, приятно было смотреть, как он на руках отнес Виолетту в кровать,  и подстраховал ее, когда она падала, умирая. Конечно, как мне кажется, нужно еще поработать над динамической структурой партии, пока все-таки петь на пиано и пианиссимо у Васильева получается неидеально. Обертонов тоже могло бы быть и побольше. Но у этого артиста все впереди, тем более, что в целом выступление Васильева, безусловно,  можно считать успешным! И выглядит он на сцене Большого симпатично.
Сознаюсь, что оркестр под управлением Павла Клиничева мне  понравился. Особенно два первых действия. Лишь в начале сцены бала у Флоры я заметил два небольших расхождения с хором. А в целом играли корректно и внимательно к певцам. Спасибо всем за хороший спектакль!
« Последнее редактирование: Январь 12, 2014, 02:40:05 от Schwarzenstein »

Оффлайн dolchev

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 224
Re: "Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #41 : Январь 12, 2014, 12:36:29 »
С большим нетерпением и любопытством я ждал выступления в партии Альфреда в Большом театре (первого, как я понял) солиста Новой оперы Георгия Васильева. Я уже дважды слышал его в этой партии в Новой опере, но там акустические условия несколько другие, да и опера шла в измененной и, увы, значительно сокращенной редакции. Ну что же, надо сказать, что голос Васильева в Большом звучал очень неплохо. Прежде всего, приятным тембром, ровно и гладко, хотя иногда и слишком матово, на мой взгляд, но это, опять-таки субъективное мнение. Еще мне очень нравится его мягкая манера произношения, хотя в итальянском я не специалист. Кроме того, он, конечно (молодец!), здорово «подтянул» партию! Это касается, прежде всего, ровности звуковедения и плавности легато. Вообще, все прошло практически без потерь, лишь в начале мне показалось, что две-три  верхние ноты прозвучали немного скомканно, и еще, наверное,  уже в самом конце, в дуэте «Parigi o cara” была заметна парочка шероховатостей в интонации, но видимо, певец уже просто немного устал. А в целом все было достаточно надежно, в том числе и в арии, и в трудной кабалетте с высокой нотой в конце. Еще меня порадовала фразировка и уровень «допевания» всех фраз. Безусловно, он и опыта уже поднабрался. Это очень заметно, намного увереннее держится, свободнее и естественнее играет. Кстати, приятно было смотреть, как он на руках отнес Виолетту в кровать,  и подстраховал ее, когда она падала, умирая. Конечно, как мне кажется, нужно еще поработать над динамической структурой партии, пока все-таки петь на пиано и пианиссимо у Васильева получается неидеально. Обертонов тоже могло бы быть и побольше. Но у этого артиста все впереди, тем более, что в целом выступление Васильева, безусловно,  можно считать успешным! И выглядит он на сцене Большого симпатично.
Сознаюсь, что оркестр под управлением Павла Клиничева мне  понравился. Особенно два первых действия. Лишь в начале сцены бала у Флоры я заметил два небольших расхождения с хором. А в целом играли корректно и внимательно к певцам. Спасибо всем за хороший спектакль!

Георгий Васильев выступил в Травиате в качестве приглашенного солиста и мне не показалось его выступление таким уж обнадеживающим. Начиная с того, что его, в отличие от всех остальных исполнителей, было плохо слышно. Голос сиплый, - Васильев не первый и не последний с таким дефектом, но уж если приглашать в Большой театр, можно было бы найти кого-нибудь позвончее и с более сфокусированным звуком. Похоже, с верхними нотами у него беда, но т к в партии Альфреда только одна она, то есть вероятность не обязательной неудачи - может где то он и берет эти ноты с успехом, но у меня по этому поводу множество сомнений... На самом деле кабалетту он завалил и это настоящая неудача и, что самое неприятное для исполнителя этой партии, неприятный тембр и его ярко выраженная характерность - таким голосом петь Подьячего и Мисаила,  даже для Трике не годится.

Если принять во внимание постоянные выступления директора БТ о том, что театр будет приглашать артистов со стороны только тогда, когда нет своих голосов (а теноров, как известно, в Большом нет) и первым делом «со стороны» по предложению Вдовина (а Вдовин, понятное дело, будет предлагать своих), то перспективы Травиаты туманны и это еще мягко сказано.

Оркестр был безобразный и это просто позор, когда оркестр на сцене лажает по всем нотам и в яме тоже, где главным инструментом был большой барабан. :-) Еще следует отметить полностью раздрызганный Хор и его постоянную не стыковку с оркестром.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #42 : Январь 12, 2014, 13:34:03 »
Ну вот: какая ж бочка мёда без ложки дёгтя? :)
Коллеги, прошу относиться друг ко другу и к мнениям друг друга терпимо. Давайте во всём искать рациональное зерно (если оно есть), а к преувеличениям или недооценкам относиться спокойно, сдержанно и по пунктам возражая, если это требуется.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн dolchev

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 224
Re: "Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #43 : Январь 12, 2014, 13:41:01 »
Ну вот: какая ж бочка мёда без ложки дёгтя? :)
К сожалению обсуждаемая Травиата оч мало была похожа на бочку меда

Рациональное зерно обычно лежит где-то посередине и для того, чтобы понять как было на самом деле стоит почитать и тех и других / и тех, кто в восторге, и тех, кто не нашел поводов для восторгов  ;D
Нет никаких причин опровергать по пунктам : есть такое мнение и есть другое и в этом нет ничего ужасного. Главное не обсуждать друг друга, а говорить о предмете.

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 277
Re: "Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #44 : Январь 12, 2014, 15:37:57 »
Нет никаких причин опровергать по пунктам : есть такое мнение и есть другое и в этом нет ничего ужасного. Главное не обсуждать друг друга, а говорить о предмете.
Давно слежу за рецензиями dolchev'а , еще со времен его активного участия в другом оперном форуме , который , к моему большому сожалению , ныне уже не существует ... С чем-то согласен , с чем-то нет . Но суть не в этом . Главное , как правильно заметил Дольчев , просто высказывать свое мнение и излагать свой взгляд на события , а не пытаться никого переубедить и склонить на свою сторону . Восприятие музыки - дело очень специфическое и индивидуальное . Если каждый начнет переубеждать других и настаивать на своей правоте - перегрыземся ведь ! И закончится так , как на упомянутом прежде форуме . Сначала с него начнут разбегаться обиженные , затем , от скуки , уйдут обижающие , а затем его организатор закроет его ...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #45 : Январь 12, 2014, 16:10:35 »
Если каждый начнет переубеждать других и настаивать на своей правоте - перегрыземся ведь ! И закончится так , как на упомянутом прежде форуме . Сначала с него начнут разбегаться обиженные , затем , от скуки , уйдут обижающие , а затем его организатор закроет его ...

Ну мы просто так не закроемся, потому что вырастают и приходят новые люди, в том числе совсем молодые, что не может не радовать. А также нас посещают или просто читают отнюдь не молодые наши сограждане и даже, я сам сначала в это не верил, нас читают за рубежом и иногда даже переводят для своих (те, кто, видимо, давно уехал из России или изучал за рубежом русский язык).
Поэтому я тоже хотел бы, во-первых, призвать к максимальной корректности в выражениях как вообще, так и, особенно, в адрес друг друга, а во-вторых, к минимуму споров - я всегда говорил, что более желательно как можно более полное изложение собственной позиции, а переубеждение кого-то, это дело в области искусства заранее проигрышное. Человек не может просто так поменять свои вкусы.
Так что давайте постараемся это учесть - я и себя тоже имею в виду в плане согласия или несогласия моего с кем-то или кого-то со мной.
« Последнее редактирование: Январь 12, 2014, 16:28:25 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #46 : Январь 12, 2014, 17:50:53 »


Георгий Васильев выступил в Травиате в качестве приглашенного солиста и мне не показалось его выступление таким уж обнадеживающим. Начиная с того, что его, в отличие от всех остальных исполнителей, было плохо слышно. Голос сиплый, - Васильев не первый и не последний с таким дефектом, но уж если приглашать в Большой театр, можно было бы найти кого-нибудь позвончее и с более сфокусированным звуком. Похоже, с верхними нотами у него беда, но т к в партии Альфреда только одна она, то есть вероятность не обязательной неудачи - может где то он и берет эти ноты с успехом, но у меня по этому поводу множество сомнений... На самом деле кабалетту он завалил и это настоящая неудача и, что самое неприятное для исполнителя этой партии, неприятный тембр и его ярко выраженная характерность - таким голосом петь Подьячего и Мисаила,  даже для Трике не годится.

Если принять во внимание постоянные выступления директора БТ о том, что театр будет приглашать артистов со стороны только тогда, когда нет своих голосов (а теноров, как известно, в Большом нет) и первым делом «со стороны» по предложению Вдовина (а Вдовин, понятное дело, будет предлагать своих), то перспективы Травиаты туманны и это еще мягко сказано.

Оркестр был безобразный и это просто позор, когда оркестр на сцене лажает по всем нотам и в яме тоже, где главным инструментом был большой барабан. :-) Еще следует отметить полностью раздрызганный Хор и его постоянную не стыковку с оркестром.
Ну, вот видите, какое разное бывает восприятие. А я со своего места Васильева хорошо слышал. И называть его голос сиплым, на мой взгляд, не стоит.  Да, действительно, звонкости этому голосу пока немного не хватает. Кстати, я обратил внимание, что ее не хватает именно в Альфреде и Ленском, а Оронте в "Ломбардцах" он весьма звучно поет. Да, проблемы с верхними нотами пока есть, но, думаю, что они носят временный характер. А я просто не мог не отметить успехи, достигнутые певцом с того момента, когда я его последний раз слышал в партии Альфреда. По поводу приятности и неприятности тембров можно спорить бесконечно, но я никогда не слышал ничего характерного в голосе Васильева. У меня тоже очень много претензий к кастингу в Большом, но думаю, что Васильев - мягко говоря, не худший ученик Вдовина. Желаю успехов ему во всех выступлениях. В частности - в сегодняшнем, которое через десять минут начнется! По поводу оркестра спорить, конечно, не буду, я просто сравнил оркестр с тем, что было накануне. Это я не в целях переубедить, а в желании объяснить свою позицию. :)

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: "Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #47 : Январь 13, 2014, 13:14:49 »
11 января я в четвёртый раз побывал на Венере (но если брать Травиаты, то только второй). Теперь количество посещённых мной «Травиат» оценивается в 17 с половиной, точнее 16 спектаклей и 3 раза по пол-Травиаты на различных концертах. Хоть и непосвящённому может показаться, что это очень много, однако мне кажется, это совсем немного. Потому что большинство самых активных московских поклонников оперной музыки, по моим наблюдениям, хоть и полюбили оперу, за некоторыми исключениями, раньше, даже сейчас, за последние годы, чаще посещают «Травиату» и «Цирюльника». Конечно, и я очень хотел бы несколько чаще бывать и на «Травиате», и на «Цирюльнике», и на «Кармен», и на «Итальянке», и на «Сказках», но в ряде случаев у меня не бывает времени либо денег либо билетов в свободной продаже. Естественно, всё это ни в коем случае не отговорки – сколько раз я просто безумно хотел разное там послушать и не попадал! Но зато я бываю на различных камерных вокальных программах и как очень немногие оцениваю высокий уровень некоторых из них.
Кстати, второй год подряд первой оперой, которую я посещаю в наступившем Новом году, становится именно любимая «Травиата». Выступление исполнительницы главной партии Венеры Гимадиевой я могу сравнить только с исполнением годичной давности, и теперь Венера действительно ооооочень прибавила: на очень высоком уровне поёт всю партию, а не только вторую её половину. И голос теперь вообще никогда не кажется небольшим. Меня очень порадовало такое мягкое звуковедение на протяжении всей оперы, замечательные легато и стаккато. Голос Венеры такой чистый, прозрачный в самом лучшем смысле этого слова и действительно очень приятный, в нём (опять же теперь с начала и до самого конца) столько много эмоций, всё-таки проникновенно Венера поёт. Несоизмеримо лучше, чем в прошлом году, получился один из самых интересных фрагментов - первая ария Виолетты. Вроде без неточностей и вообще без недостатков, только два раза небольшая тремоляция проскочила (а после арии не проскакивала). Вообще, очень гладко все фразы и пассажи получились, и это действительно было одно из лучших на моей памяти исполнений первой арии. Пожалуй, в некоторых фразах и нотах звук у Венеры получался чуть более тусклым, а три певицы, которых я прежде в этой арии живьём слышал, пели всё-таки ещё более ярким и богатым тембром, но тембр Венеры всё равно настолько приятный, чистый, мягкий и завораживающий, что певица заставляет не обращать или почти не обращать на это внимание. Ещё один фрагмент, который я считаю особенно значимым, тем более, что интерес к нему подогрет недавними событиями, - это большой дуэт с Жоржем Жермоном. Здесь Венера продемонстрировала очень хорошие отделанность голоса и партии, очень хороший во всех отношениях звук и точно передаваемые голосом эмоции. Недавно я слышал, как в этом фрагменте все эти достоинства ещё сильнее выражены и ещё сильнее впечатляют, но во второй половине дуэта у Венеры в голосе было столько чувств, что она заставила себя ни с кем не сравнивать. И именно дуэт из второй картины (даже не сцена угасания, где год назад Венера впечатлила даже больше Альбины) стал, на мой взгляд, лучшим фрагментом Венериной партии Виолетты в этот раз. Хотя, повторюсь даже, всю партию певица теперь провела несоизмеримо более ровно. Альфреда спел Алексей Долгов в принципе, лучше, чем год назад с Альбиной Шагимуратовой, обычно мягко звучал и даже к тембру не хотелось придираться, но спадов было слишком много: тогда звук становился таким плосковатым, тембр уходил в сторону, а иногда возникали даже шероховатости на краях диапазона. Ну и пел А.Долгов, на мой взгляд, чуть-чуть однообразно. Вот Эльчин Азизов зато порадовал, тембр у него замечательный, как и у другого азербайджанского баритона Фархада Захрутдинова, и все нюансы очень хорошо продуманы. Звук ровный и только по отделанности отстаёт от Ладюка и Головатенко. Оркестр и хор мне понравились. Не понравилась только Ирина Долженко (Флора), звучавшая слишком глухо и жёстко, но это оооочень маленькая партия, чтобы повлиять на впечатления от спектакля. Спасибо всем исполнителям за яркие впечатления! Я очень надеюсь, что с любимой «Травиатой» я прощаюсь совсем ненадолго.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 783
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #48 : Январь 13, 2014, 14:30:03 »
С вашего позволения скопирую сюда еще два отзыва о "Травиате" - из ветки, посвященной Венере Гимадиевой.

Ну вот, началась новая серия спектаклей «Травиата». Я уже посетил два. И первый был как раз с участием очаровательной Венеры Гимадиевой.
10 января 2014
Дирижер   Лоран Кампеллоне
Виолетта Валери   Венера Гимадиева
Флора Бервуа   Ирина Долженко
Аннина   Ирина Удалова
Альфред Жермон   Алексей Долгов
Жорж Жермон, его отец   Эльчин Азизов
Гастон, виконт де Леторьер   Марат Гали
Барон Дюфоль   Вадим Лынковский
Маркиз д’Обиньи   Николай Казанский
Доктор Гренвиль   Олег Цыбулько
Джузеппе, слуга Виолетты   Вадим Тихонов

Хотя я ее слышал осенью, но все равно с нетерпением ждал нового спектакля, и не напрасно. Венера вновь спела прекрасно: очень мягко, красиво и выразительно. Пожалуй, на этот раз созданный ею образ Виолетты был более лиричен и светел, чем трагичен. А голос звучал более прозрачно и нежно. Ну, может быть, мне так показалось. По-моему, в этом голосе есть какое-то внутреннее сияние, которое всегда завораживает.
Темпераментно и выразительно спел партию Жоржа Жермона Эльчин Азизов. Его голос звучал объемно и ярко, хорошо прозвучивался весь диапазон, ну разве только самые верхние ноты, пожалуй, в этот вечер были чуть глуховатыми.
Алексей Долгов, как всегда, четко и аккуратно исполнил партию Альфреда. Правда, на мой взгляд, местами голос звучал немного плосковато и суховато, но, это конечно чисто субъективное мнение. В принципе, он поет очень музыкально.
Честно говоря, на этот раз мне не очень понравился оркестр под управлением Лорана Кампеллоне. Мне показалось, было слишком много непредсказуемых «рывков». Но, возможно, я ошибаюсь.
Вообще, спектакль получился хорошим. Большое всем спасибо!

Мне тоже посчастливилось побывать на этом спектакле, и я тоже, как всегда, очарована Венерой Гимадиевой. И насчет оркестра согласна, хотя на этот раз я сидела ближе к сцене, в боковых ложах, почти что над оркестровой ямой и потому грешила на акустику - моментами звук оркестра резонировал и возникало ощущения сумбура. Но в любом случае Павел Клиничев, который дирижировал на том спектакле, который я видела и слышала раньше, произвел гораздо более сильное впечатление - помню, музыка захватила меня от первой до последней ноты, весь спектакль прошел на "одном дыхании". На этот раз все было спокойнее, хотя все равно замечательно. И Азизов, который в прошлый раз мне не понравился, пел очень хорошо (чего не скажешь о Долгове).

Все же возвращаясь к акустике, что-то в ней не совсем ладно. Единственное место, где я слышала действительно идеальный (хотя и не прежний, особенный "большетеатровский") звук это 15-е ложи бельэтажа, там просто кажется, что все звуковые волны прямиком направлены на тебя. Но ведь это редкая удача оказаться на таких местах!
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 783
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Травиата" в Большом (октябрь 2012)
« Ответ #49 : Январь 13, 2014, 14:31:55 »
И я коротко напишу о своих впечатлениях от очередного блока «Травиаты» в Большом театре. 10 и 11 января выступал один и тот же состав – Венера Гимадиева, Алексей Долгов, Эльчин Азизов, дирижер Лоран Кампеллоне. Однако спектакли, естественно, получились немного разными (и наблюдать за этим интересно – это ответ на вопрос, зачем ходить на одни и те же составы исполнителей :) ). 10 января дирижер давал местами слишком медленные темпы (особенно в финальном дуэте Виолетты и Альфреда). Такое ощущение, что певцы, особенно Азизов и Долгов, к ним не всегда были готовы. Было многовато расхождений и рывков. Конечно же, мне понравилась Гимадиева-Виолетта. То, как она поет Addio del passato, заставляет замолчать и заинтересоваться именем певицы даже случайную публику Большого театра. А вот у Азизова-Жермона в этот вечер голос звучал слишком вязко, не очень хорошо тянулся. Тембр Алексея Долгова мне не очень нравится, не хватает красоты и выразительности, однако со своей партией солист справился профессионально. В общем, спектакль прошел нормально, но особого впечатления не произвел.

Наверное, он стал своего рода репетицией для спектакля 11 января. Гимадиева на сей раз, возможно, желая поберечь голос (в очередной раз хочется спросить, зачем один и тот же состав поставили на два дня подряд?), применила больше оттенков, местами убирала голос, и получилось еще более проникновенно. У Азизова раскрылись все возможности его красивого тембра, голос звучал очень хорошо, а партия у него сделана достаточно качественно. Долгов выступил так же, по крайней мере не хуже, чем накануне. На сей раз работа дирижера и его взаимопонимание с солистами тоже наладились, музыка воспринималась в едином ключе. Спектакль определенно удался.

В последнее время возросла роль лошадей в опере. Скажу и про лошадь. В спектакле 11 января карета приехала с опозданием, уже после того, как Виолетта попрощалась с Альфредом и выбежала из дома. Наверное, Виолетта потом поймала карету автостопом.

Другой состав – Оксана Шилова, Игорь Головатенко и Георгий Васильев – показался мне более ровным. Мне понравилось, как спела Шилова (хотя в первом акте были небольшие неточности), но все-таки моя любимая Виолетта – Гимадиева. У Головатенко образ благородного папаши действительно сделан очень детально, и получается довольно строгий Жермон. В партии Альфреда мне в идеале хочется слышать звонкого лирического тенора со светлым голосом. Но в реальности чаще предлагаются другие варианты. Голос Васильева на «мое ухо» по тембру достаточно приятный. По «громкости» он проигрывал остальным участникам, но его было достаточно хорошо слышно. Далеко не самый плохой Альфред для Большого театра. Лучше, чем Долгов. Или чем Гали или Наговицын. Еще хочу похвалить доктора Гренвиля – Петра Мигунова. Нравится мне этот артист, почему бы его не похвалить и за маленькую роль. Человек качественно делает свою работу, приятно наблюдать – приличный и спокойный доктор, всех утешает. Наверное, может показаться недостатком, что доктор не прыгает через невидимые лужи и никого не хватает за горло, но о вкусах, как уже ранее говорилось в этой ветке, не спорят. Дирижер Клиничев на меня особого положительного или отрицательного впечатления не произвел.

И коротко по теме теноров, поющих в Большом театре. В Ла Скала в июльском «Графе Ори» поют на пару Хуан Диего Флорес и Колин Ли. Так хочется Колина Ли и в Москве слушать.
Che mai sento!