Автор Тема: Валерий Афанасьев (р.1947) — русский пианист и писатель  (Прочитано 52071 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн RexTremende

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 148
Ужас какой!  :) ничего хуже не слышал .. :)

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Валерий Афанасьев
« Ответ #26 : Ноябрь 07, 2013, 23:45:08 »
Сегодня вечером  в КЗЧ Валерий Афанасьев посвятил концерт 100-летию со дня рождения своего учителя – Якова Израилевича Зака.

Из программы к концерту:
Посвящается Я. Заку
"Вы подарили мне чудесное сознанье,
Что музыка – живое существо,
Тепла и трепетна. И только осязанье
Её до дна познает естество.

Звук – ласка есть и боль, прикосновенье
К звезде, которая под пальцами дрожит.
А интервал – судьба, ночное бденье,
Где тихий дух Творца с душою говорит.

Всё пальцы знают: трепетные нити
Связали их с лучом, с тревогой бытия.
Бетховен, Шуберт и Палаццо Питти –
Ваш музыкальный дар, основ основа. «Ля».


Валерий Афанасьев


Пианист представил произведения Шуберта, которые в последние годы Я.Зака были особенно им любимы.

В программе:
Ф. Шуберт
1-ое отделение
Три пьесы (экспромта), D. 946, op. Posth (1828)
Ми-бемоль минор. Allegro assai
Ми-бемоль мажор. Allegretto
До мажор. Allegro

2-ое отделение
Соната № 21 си-бемоль мажор, D. 960, соч.posth (1828)
Molto moderato
Andante sostenuto
Scherzo. Allegro vivace con delicatezza
Allegro ma non troppo

Я очень  рада, что трансляция концерта уже прошла и есть качественная запись исполнения.  Все могут послушать концерт и мои комментарии скорее вcего излишни, но я тем не менее хочу описать свои впечатления от услышанного.

Афанасьев как и всегда остался верен себе со своей  индивидуальностью трактовок и оригинальным исполнительским почерком.
Экспромты  прозвучали очень интересно (особенно первые два). В начале исполнения показалось немного гулким звучание рояля, но потом это ощущение прошло и началось колдовство, которое всегда являет ВА. Такие нюансы, такие продуманные чуткие интонации, такое pianissimo – этим отличается маэстро и это я услышала в экспромтах.

Публика на этот раз вела себя безобразно – заливались телефоны, после каждого экспромта  звучали жиденькие хлопки – Афанасьев стоически переносил все это. После первого отделения, даже не взглянув в зал, ушел со сцены. В начале второго отделения – те же телефонные трели и душераздирающий кашель изо всех уголков зала. Зато после финала сонаты – бешеные овации, супервосторженные крики браво, много цветов. Баба Яга  жалела зрителей, а они очень радовались, или делали вид, что сильно рады.

Вот здесь я привела запись исполнения сонаты Афанасьевым в 2010 году:

http://classic-online.ru/ru/performer/5469?p=4&performer_id=5469

А здесь записи других исполнителей,  и главное - Святослава Рихтера и Татьяны Николаевой

http://video.yandex.ru/search?filmId=MiGKNPlOUXI&where=all&text=%D0%A1%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0%20%E2%84%96%2021%20%D1%81%D0%B8-%D0%B1%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D0%BC%D0%B0%D0%B6%D0%BE%D1%80%20%D0%A8%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82&id=

Сегодня ВА исполнил сонату почти так же, как он ее исполнял 3 года назад. Темп  (особенно первой части) у Афанасьева намного более медленный, чем у Т.Николаевой (ее исполнение фрагментами я успела просмотреть до концерта) и для меня слушать это было интересно, но  тяжеловато. Маэстро  к медленному тепу «включил» свои коронные длиннющие паузы и я до смерти боялась, что сейчас введенные в искушение  зрители начнут хлопать  -  слава Богу как-то этот кошмар с хлопками не состоялся. Но между частями сонаты кое-кто похлопывал.
Общий настрой сонаты у Афанасьева за исключением 3 части  был несколько трагический  -  наверное такая трактовка оправдана.

Я в отличие от  RexTremende не пришла в ужас и с интересом прослушала всю сонату, но для меня первое отделение было более интересным.

Рвите меня на части, упрекайте в необъективности по отношению к Валерию Афанасьеву – я считаю его великим пианистом, хотя не все в его исполнении мне бывает понятным. Это скорее всего от моей неподготовленности и малых знаний.
НО:  звучание настолько чарующее и завораживающее, что этим перекрывается всё.
« Последнее редактирование: Ноябрь 08, 2013, 00:12:05 от Алька »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я недавно был на одном из концертов Афанасьева, и что-то меня не особо тянуло слушать его снова! :) Впрочем, меня никогда не тянуло.
Но я допускаю, что его игра может быть интересна по принципу "что он там ещё придумал". Однако нового Г.Гульда из него так и не вышло, и уж поздно этого ждать.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Re: Валерий Афанасьев
« Ответ #28 : Ноябрь 10, 2013, 12:33:06 »
Вот здесь я привела запись исполнения сонаты Афанасьевым в 2010 году:

http://classic-online.ru/ru/performer/5469?p=4&performer_id=5469
   Я бы так определил манеру этой игры: старческая. Со всеми выгодными находками и некоторой конфузностью исполнения. Похоже, В.Афанасьев своеобразный акселерат: по игре ему лет гораздо больше, что по физическому возрасту.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
http://izvestia.ru/news/539364#ixzz2C1XHxp32
..............................
 Да и вообще, у Прохорова же, например, нет мобильного телефона.
   Интересно, Прохоров это кто?

regards

  • Гость
Один немелкий жулик. Это из серии, что у Билла нет визитки.
Билл - это Гейтс, если што :)

Я всё не соберусь послушать эту запись, но, как тот слесарь, скажу :)
Слышал только два отзыва, и оба совпадают с написанным Алькой: первое отделение было очень интересным, но и соната тоже не провальная: мой двоюродный брат - очень наслушанный любитель с огромной коллекцией записей - был под большим впечатлением и настойчиво просил послушать на предмет, что я скажу.

Что касается идеи старческой игры, она чем-то близка к истине: я некоторое время назад удивился, узнав, что Афанасьев когда-то выиграл Брюссель. Однако мне лично совершенно безразлично, насколько хорошо он реализует то, что слышит, поскольку слышит такие интересные вещи в самой заигранной музыке, что уши не оторвать. ВА - единственный пианист сейчас, кого мне интересно слушать, и на его фоне бледнеют все фаворины с их внеземной техникой.
« Последнее редактирование: Ноябрь 10, 2013, 17:03:55 от regards »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А я рад за Афанасьева :))
Он живёт, где хочет, он пишет, что хочет и о чём хочет, он ест, что хочет, пьёт, что хочет, ведёт себя, как хочет, играет на рояле, как хочет ....  да и вообще - какая разница, как он играет ? :)) Мне кажется, это не имеет никакого значения, т.к. произведением искусства является его жизнь. В этом плане он интересен не как музыкант, ибо такой подход слишком узок по отношению к нему, а как человек, определённым образом устроивший свою жизнь, наслаждающийся ею и живущий в своё удовольствие. Другой вопрос, как к этому должны относиться любители музыки :)) Но это уже их проблемы, ибо Афанасьеву на всех начхать.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Баба Яга

  • Гость
А я рад за Афанасьева :))
Он живёт, где хочет, он пишет, что хочет и о чём хочет, он ест, что хочет, пьёт, что хочет, ведёт себя, как хочет, играет на рояле, как хочет ....  да и вообще - какая разница, как он играет ? :))
Есть опасность, что когда-нибудь он захочет сделать так, как не хочет... И не получится...

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Валерий Афанасьев
« Ответ #33 : Ноябрь 10, 2013, 19:01:29 »
regards, сегодня 16:50:32

Цитировать
Однако мне лично совершенно безразлично, насколько хорошо он реализует то, что слышит, поскольку слышит такие интересные вещи в самой заигранной музыке, что уши не оторвать. ВА - единственный пианист сейчас, кого мне интересно слушать, и на его фоне бледнеют все фаворины с их внеземной техникой.

regards, только от Вас я могла услышать такие слова ::)
звук ВА - это главное, а все остальное вторично

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Есть опасность, что когда-нибудь он захочет сделать так, как не хочет... И не получится...

На мой взгляд, в плане музыкально-пианистическом у него давно уже мало что получается, но для восприятия его жизнедеятельности в целом это не имеет никакого значения, т.к. такие явления нужно числить за рамками музыки. Мне представляется, что рассматривать его музыкальные трактовки бессмысленно в силу их субъективизма - он свободный художник, и малюет, как хочет. Этим можно восторгаться, можно возмущаться, но в отрыве от остальной его жизни всё это музицирование не имеет ни малейшего значения.
Я думаю, что к производимому им за роялем нужно относиться примерно так же, как к произведённому когда-то Г.Гульдом - это всё совершается в рамках некоего отношения к жизни и цивилизации в целом, поэтому интересно как некий исторический казус.
Рассмотрение этого казуса в чисто музыкальном разрезе не имеет смысла.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Баба Яга

  • Гость
Мне представляется, что рассматривать его музыкальные трактовки бессмысленно в силу их субъективизма - он свободный художник, и малюет, как хочет.
Разве другие пианисты не делают того, что хотят? Наступают на горло собственной песне?

regards

  • Гость
За звук ничего не скажу - не понимаю, что такое "звук" в отрыве от конкретного эпизода конкретного произведения, - а вот с тезисом о том, что жизнь ВА есть самодостаточное произведение искусства, полностью согласен.

Есть лучшие русские поэты, лучшие французские писатели, возможно, есть более крутые энофилы, и уж точно есть лучшие пианисты, а кое-кто жил даже не рядом с Версалем, а в нём самом. В каждом из проявлений ВА море слабостей, но в каждом же он вызывает больше интереса, чем многие профессионалы в соответствующей области.

Суть этого явления - да, внутренняя свобода. Большинство пианистов, действительно, наступают на горло собственной песне, загоняя себя в течение многих лет обучения в установленные рамки и рассматривая мало-мальски заметные выходы за них как крамолу. А Афанасьев играет так, будто "право имеет", или, как минимум, позволяет себе играть так, как слышит, нисколько не заботясь о том, что его назовут дилетантом. Многие его "интересности" спорны, но уж точно не предназначены для эпатажа, а открывают уши на возможность услышать это по-другому, пусть и не обязательно "лучше", чем привык.

Свободный человек - это всегда красиво и привлекает внимание. Браво, ВА!
« Последнее редактирование: Ноябрь 10, 2013, 20:04:40 от regards »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В общем, да - Афанасьев откровенно наслаждается жизнью и делает, что хочет. Можно это принимать, можно не принимать, от этого ничего не изменится :))
Я никогда не скрывал, что мне симпатично такое явление в целом, именно что свобода самовыражения, а музыкальные частности воплощения этой необычной жизни меня лично не особо волнуют. Можно даже сказать, что я равнодушен к музыкальной деятельности Афанасьева, но в целом он сам как человек - очень интересная и незаурядная личность.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мне представляется, что рассматривать его музыкальные трактовки бессмысленно в силу их субъективизма - он свободный художник, и малюет, как хочет.

Разве другие пианисты не делают того, что хотят? Наступают на горло собственной песне?

Это явление необходимо рассматривать диалектически :)) Здесь должно быть некоторое равновесие между "хочу" и "надо", и этот баланс всегда индивидуален. Существуют крайности - от "не хочу и не надо" до "что надо, то и хочу". Любой типаж имеет право на существование: например, одним из воплощений первого тезиса является деятельность Афанасьева, а второго - деятельность Рихтера. Между ними - бесконечное количество градаций и творческих индивидуальностей.
Я не скрываю, что мои симпатии на стороне ритхеровской фанатической категоричности в отношении абсолютной правоты автора и незыблемости авторского текста, но это не значит, что я отметаю всё остальное. Просто нужно чётко отдавать себе отчёт, с чем именно имеешь дело в том или ином случае, вот и всё.
Повторюсь, что крайности Афанасьева оставляют меня равнодушным. Но они у него довольно органичны в контексте его жизни, поэтому раздражения я не испытываю. Но, к примеру, крайности Г.Гульда меня бесят, потому что он ПОСТАВИЛ ТАКУЮ ЗАДАЧУ - всё уродовать, чтобы было "не как у людей". У него в большинстве результатов я не вижу органичности - он просто нарочно делает не так, как надо. Это всё же несколько другое, чем у Афанасьева. Но нельзя не признать, что в плане отклонений от мейнстрима у них много общего, хотя внутренне эти два явления могут существенно отличаться. Но чужая душа, как известно, потёмки, поэтому я не возьмусь ковыряться в их экзистенциях с целью сравнения.
Я считаю Г.Гульда просто ненормальным - ему самое место было в психушке, чтобы подальше от людей. А Афанасьев - добродушный и обаятельный сибарит :)) Т.е. это другой человеческий типаж.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Баба Яга

  • Гость
Это явление необходимо рассматривать диалектически :)) Здесь должно быть некоторое равновесие между "хочу" и "надо", и этот баланс всегда индивидуален. Существуют крайности - от "не хочу и не надо" до "что надо, то и хочу". Любой типаж имеет право на существование: например, одним из воплощений первого тезиса является деятельность Афанасьева, а второго - деятельность Рихтера. Между ними - бесконечное количество градаций и творческих индивидуальностей.
Я не скрываю, что мои симпатии на стороне ритхеровской фанатической категоричности в отношении абсолютной правоты автора и незыблемости авторского текста, но это не значит, что я отметаю всё остальное. Просто нужно чётко отдавать себе отчёт, с чем именно имеешь дело в том или ином случае, вот и всё.
Повторюсь, что крайности Афанасьева оставляют меня равнодушным. Но они у него довольно органичны в контексте его жизни, поэтому раздражения я не испытываю. Но, к примеру, крайности Г.Гульда меня бесят, потому что он ПОСТАВИЛ ТАКУЮ ЗАДАЧУ - всё уродовать, чтобы было "не как у людей". У него в большинстве результатов я не вижу органичности - он просто нарочно делает не так, как надо. Это всё же несколько другое, чем у Афанасьева. Но нельзя не признать, что в плане отклонений от мейнстрима у них много общего, хотя внутренне эти два явления могут существенно отличаться. Но чужая душа, как известно, потёмки, поэтому я не возьмусь ковыряться в их экзистенциях с целью сравнения.
Я считаю Г.Гульда просто ненормальным - ему самое место было в психушке, чтобы подальше от людей. А Афанасьев - добродушный и обаятельный сибарит :)) Т.е. это другой человеческий типаж.
Тогда выходит. что именно Гульд делал, что хотел, а Афанасьев - то, что у него получалось... Кстати, мнение, будто Рихтер так уж следовал авторскому тексту, слегка преувелмчено. Можно привести много примеров игнорирования им авторской артикуляции, динамики  в сонатах венских классиков...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Тогда выходит. что именно Гульд делал, что хотел, а Афанасьев - то, что у него получалось...

Возможно, я не проверял.

мнение, будто Рихтер так уж следовал авторскому тексту, слегка преувелмчено. Можно привести много примеров игнорирования им авторской артикуляции, динамики  в сонатах венских классиков...

А об этом мы поговорим в потоке о Рихтере:
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,1512.3510.html
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,1512
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн tab

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 79
Слушал 2-й Бетховена в БЗК на днях. В силу возраста не слышал никого из "великих" пианистов, но за 10 лет хождения в залы только Сергей Кузнецов и вот теперь Афанасьев могли издать Звук, выделяющийся на фоне остальных... Да и вообще мне теперь неинтересно, какая у него мимика, какие у него руки-ласты и прочее, на что обращаешь внимание при просмотре видео в интернете. А вот как он извлекает такой звук прямыми пальцами, интересно!  ;D

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Валерий Афанасьев (р.1947) на канале Культура
« Ответ #42 : Ноябрь 20, 2013, 00:23:24 »
Для любителей звука и тех, кому не спится по ночам.
21 ноября четверг 1:25 (формально это уже пятница) играет В.Афанасьев
Концерт. Запись в Большом зале Консерватории в 2007 году.
В программе: Людвиг ван Бетховен. Соната № 15.
http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/30476

Оффлайн tab

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 79

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Валерий Афанасьев (р.1947)
« Ответ #44 : Ноябрь 21, 2013, 22:14:04 »
Так это для тех, кто ночью не спит, а проверяет, что идёт по каналу Культура.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Валерий Афанасьев (р.1947)
« Ответ #45 : Ноябрь 21, 2013, 22:18:50 »
Так это для тех, кто ночью не спит, а проверяет, что идёт по каналу Культура.

Вот я на своём примере, как нарвался на Фредди (Крюгера) с 1-й балладой Шопена, понял, что ночью надо спать, а то как увидишь или услышишь что в ночи-то, так потом кошмары будут мучить :))))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Этот сезон в Москве пройдет без концертов Валерия Афанасьева. Грустно…
Зато в Питере 14 ноября 2014 в Большом зале Филармонии сольный концерт Маэстро.
Валерий Афанасьев  - Фортепианный вечер

Программа концерта:
Бетховен
Соната № 8 «Патетическая»
Соната № 14 «Лунная»
Шопен
Двенадцать мазурок

Владельцы билета на концерт Валерия Афанасьева имеют уникальную возможность встретиться с пианистом за день до выступления. 13 октября в 19:00 пианист расскажет о музыке и ответит на вопросы слушателей. Вход по предъявлению билета и записи на сайте филармонии. Записаться можно в разделе "Спецпроекты".
В день концерта 14 ноября за полтора часа до начала доктор искусствоведения Аркадий Климовицкий расскажет о программе фортепианного вечера. Вход также по предъявлению билета и записи  в разделе "Спецпроекты".

Завидую питерцам - сольные концерты сейчас не так уж часто можно услышать.... И Петр Лаул у них выступал 5 октября, на днях  Валерий Афанасьев... И многие другие прекрасные исполнители....

Подробности о концерте 14 ноября можно найти на сайте Питерской Филармонии:
http://www.philharmonia.spb.ru/afisha/36664/

Оффлайн MV

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 98
        2-го декабря Валерий Афанасьев играет в Пушкинском музее на фестивале "Декабрьские вечера".
  В программе - Бетховен. Соната ор.13, Соната ор.27 nr 2. 
                        Шопен. Полонезы.

  Насчет билетов, к сожалению, информацией не владею.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
        2-го декабря Валерий Афанасьев играет в Пушкинском музее на фестивале "Декабрьские вечера".
  В программе - Бетховен. Соната ор.13, Соната ор.27 nr 2. 
                        Шопен. Полонезы.

  Насчет билетов, к сожалению, информацией не владею.

Спасибо за информацию!
Если побываете там - или если кто-то из прочитавших там побывает, - милости прошу оставить отклик.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Валерий Афанасьев (р.1947)
« Ответ #49 : Ноябрь 17, 2014, 11:49:18 »
Коллеги,

Есть ли какая-то информация о концерте Афанасьева, который прошел в прошлую пятницу - Бетховен и Шопен?