Автор Тема: Валерий Афанасьев (р.1947) — русский пианист и писатель  (Прочитано 56978 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MV

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 111
      Мне очень близко то, что делает за роялем Афанасьев, поэтому, что называется, "могу быть не объективным".
  Бетховен был очень цельным и сильным по воздействию, несмотря на, скажем так, "технические проблемы" в быстрых частях.
  Огромное впечатление на меня произвели 12 мазурок Шопена.  Одни из лучших мазурок Шопена в моей жизни.
  Не буду ничего больше конкретизировать: понимаю, что искусство Афанасьева, как говорится, "не для всех": кому оно не близко - пытаться им что-то "объяснить" - бессмысленно, а для тех, кому это дорого и ценно  - им и говорить ничего особенно не нужно:)

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Валерий Афанасьев (р.1947),
« Ответ #51 : Ноябрь 17, 2014, 22:16:14 »
MV, спасибо за прекрасные комментарии!!
Я поняла, ЧТО не смогла услышать и очень желаю об этом.
Надеюсь, что в след. сезоне Филармония пригласит МАЭСТРО  в Москву и мы сможем побывать на его концертах...
« Последнее редактирование: Ноябрь 17, 2014, 22:33:29 от Алька »

Оффлайн iriah

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Вчера был на открывающем "Декабрьские вечера" концерте Валерия Афанасьева. Так получилось, что записей Валерия Павловича у меня много, но в живую слышал его впервые.
В программе:
Бетховен - Соната 8 c-moll
Бетховен -  Соната 14 cis-moll
Шопен - Полонезы 2 из op. 26, 1 и 4 из op. 40, 5 из op. 44, As-Dur из op. 53 (если не напутал, так как по памяти).
На бис были две мазурки.

Впечатления. Был очень и очень удивлён, и в целом не понял ничего. Может быть в этот раз я неудачно сидел в Белом зале Музея (хотя в предыдущие "Декабрьские вечера" слышал всё отчётливо), но даже беру за скобки звуковую кашу, исполнение я не понял. Баланс и звуковая ровность не должны так сильно зависеть от акустики. По знакомым записям Афанасьева (в том числе концертным) это совершенно не наблюдалось. Также из опыта слушания, был готов к ритмической свободе Афанасьева, граничащей с ритмическим экстремизмом, но всё же вдвое-втрое более продолжительные, нежели привычные, ферматы (один раз, по-моему фермата на третьей доли мазурки превысила продолжительность целого такта) во втором отделении создавали чуть ли не комический эффект. Полонезы и мазурки - прежде всего танцы.

Жалею, что не пошёл на Амлена в этот же день вместо этого концерта.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
из опыта слушания, был готов к ритмической свободе Афанасьева, граничащей с ритмическим экстремизмом, но всё же вдвое-втрое более продолжительные, нежели привычные, ферматы (один раз, по-моему фермата на третьей доли мазурки превысила продолжительность целого такта) во втором отделении создавали чуть ли не комический эффект

Заигрался культовый пианист в свои игрушки.
Я с самого начала, как много лет ещё назад поинтересовался его игрой, удивлялся, что в нём находят поклонники, почему над ним некоторые даже млеют? На мой взгляд, в его игре выпирают вульгарность и самодурство.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн MV

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 111
     Предлогов, при всем искреннем уважении к Вашей (около)музыкальной деятельности, обращает на себя внимание одна закономерность: чем сильнее личность артиста-интерпретатора, чем нетрафаретнее его прочтение, да скажу прямо - чем крупнее художник, тем более агрессивное неприятие он вызывает у Вас.   Примеры у меня наготове.
 В то же время, оды, которые Вы слагаете после прослушивания концертов иных, как бы сказать помягче, "просто хороших пианистов", дифирамбы, которые Вы им воспеваете, вызывают недоумение.   Как говорится, не сходится масштаб Ваших восхвалений и масштаб восхваляемых.
 Разумеется, это Ваше право.
 Удивляет другое.  Удивляет то, что никто на форуме никогда об этом не говорил.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
     Предлогов, при всем искреннем уважении к Вашей (около)музыкальной деятельности, обращает на себя внимание одна закономерность: чем сильнее личность артиста-интерпретатора, чем нетрафаретнее его прочтение, да скажу прямо - чем крупнее художник, тем более агрессивное неприятие он вызывает у Вас.   Примеры у меня наготове

Приведите :)) Только попрошу не выборочно, а пополнее. Мне самому будет интересно.
Понимаете, у нас довольно много трафаретных исполнителей, а и нетрафаретных - бездарны.
Я не считаю Афанасьева "сильной личностью", как и крупной - это факт. Технически слабый, манерный, много самодурства в трактовках, но одновременно с этим - куча претензий на оригинальность и глубину. Таким я его вижу.
Дисков его у меня нет ни одного именно по этим причинам - как-то брезгливо иметь дома. Я слушал его вживую, а также переслушал громадное количество его записей в интернете, и считаю, что он очень хорошо устроился за рубежом - и я рад за него. Пусть пьёт вино, пишет романы, но только не надо играть на рояле - и если бы не это, я им восторгался бы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн MV

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 111
    Охотно привожу.  Поздний Гилельс.  Гульд.  Соколов.  Плетнев.  Даже Андершевский.
  Да, во многом названные художники абсолютно разные. 
  Но почему именно эта линия исполнительства (или скажу иначе: "эти линии") вызывают Ваше столь активное (в разной степени) неприятие?
 И вопрос "в пустоту": почему многие другие  уважаемые обитатели форума во всем поддерживают Ваши взгляды на исполнительство?   Просто совпадение?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
И вопрос "в пустоту": почему многие другие  уважаемые обитатели форума во всем поддерживают Ваши взгляды на исполнительство?   Просто совпадение?

По-моему, это всего лишь аберрация вашего восприятия, потому что ничего подобного здесь не наблюдается :))
Мне всё время приходится сражаться за понравившиеся мне выступления: я "отстаиваю" то Гаврилюка, то Амлена, то Володина, то Осетинскую, то Авдееву, то Луганского, то ещё кого-нибудь :))
Ой, помню, ещё на "Классике" меня за моё искреннее восхищение Авдеевой чуть по стенке не размазали!
И да, мне часто приходится сражаться и за противоположное - к примеру, я не переношу игру Мечетиной, и уже зарёкся ходить на её концерты и слушать её трафаретные трактовки, ибо это не только пустая трата времени, но и нервов на общение с её апологетами. Мне также непонятно было восхищение Лубянцевым - совершенно мёртвой его игрой. А ведь ему журналистское сообщество вручило от себя - и на чужие, правда , деньги - спецприз! Ну и где он - этот Лубянцев? Много гениального наиграл? Я не вижу ничего интересного в Копачевском, в Кобрине, а ведь с ними некоторые носятся - но я уж терплю, потому что решил экономить нервы :)) Ну вот зато по поводу игры Кузнецова и Лаула у нас тут вроде есть более-менее устойчивый конценсус.
Так что вы абсолютно и полностью неверно передаёте ситуацию: я кое с кем совпадаю во мнениях по некоторым поводам, но гораздо чаще находятся аргументы для несовпадения мнений. И ничего - все живы-здоровы и продолжают посещать концерты.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
    Охотно привожу.  Поздний Гилельс.  Гульд.  Соколов.  Плетнев.  Даже Андершевский.
  Да, во многом названные художники абсолютно разные

Разные, но в своей разности малоинтересные для меня - кроме, пожалуй, особенно удачных трактовок Гилельса. У остальных много вычурного. Мне жаль не себя даже, мне жаль искажаемую ими музыку. Да, я могу понять причины этого, хотя и не всегда, но меня это понимание мало утешает. Я просто этого не хочу - и не слушаю. Но прилежно ознакомился, чтобы понимать, о чём речь. Кроме Гульда, который заперся от таких зануд, как я, в студии :)), всех их слышал неоднократно вживую.
Соколова и Плетнёва хорошо помню ещё советского периода - они так изменились, что будто другие люди играют. Особенно это касается Плетнёва: раньше был пианист, как пианист, добротный, оригинальный, а теперь - какая-то размазня. Соколов тоже изменился не в лучшую сторону, но на нём прошедшие годы не так сильно сказались - всё же некоторые его черты остались неприкосновенными. Но когда он вдруг начинает изобретательствовать и в духе позднего Гилельса всё растягивать, он просто невыносим. Кстати, я заметил, что от некоторых темповых крайностей последних лет он избавился, потому что, видимо, понял, что это звучит велеречиво и напыщенно, с ложным пафосом дешёвого актёрства. Теперь это у него почти не встречается. но лет 10 назад это было просто катастрофично! Однажды я попал на такой ужасный его клавирабенд в Питере, и это был такой силы моральный удар, это было так бездарно, что я вовсе на несколько лет перестал им интересоваться и в Питер на его концерты - ни ногой. не желаю повторения того ужаса, хотя теперь вроде подобного за ним не водится. Что-то произошло, и он избавился от некоторых крайностей.
Афанасьева - как пианиста - я всегда терпеть не мог. Меня тошнит от одного его вида, не говоря уже об игре. Честно сказать, я вообще считаю, что восхищение его игрой - это признак отсутствия вкуса.
« Последнее редактирование: Декабрь 03, 2014, 23:57:59 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Валерий Афанасьев (р.1947),
« Ответ #59 : Декабрь 04, 2014, 08:49:43 »
MV, Декабрь 03, 2014, 23:20:15
Цитировать
И вопрос "в пустоту": почему многие другие  уважаемые обитатели форума во всем поддерживают Ваши взгляды на исполнительство?   Просто совпадение?

Уважаемый  MV. В этом Вы не совсем правы. Я сама всего 2 года как «проникла» в форумные пространства, но уже успела во МН-О-О-О-О-ГОМ разойтись во мнениях с нашим уважаемым Predlogoff ым( в дальнейшем буду называть его Модератором). У нас тут такие страсти кипели – мне мало не показалось.

Но все дело в чем: лично я и 1/10000000 долей не обладаю знаниями, эрудидией и велеречивостью нашего Модератора, поэтому пытаться отстаивать свое мнение  становится практически бесполезно. Получается: мое немногословное «да», в ответ - очень четко аргументированное «нет» и дискуссия прекращается. Неравные силы. Побеждает сильнейший.

 Я не смогу сказать оппоненту про Афанасьева или любого другого исполнителя:
«Меня тошнит от одного его вида, не говоря уже об игре. Честно сказать, я вообще считаю, что восхищение его игрой - это признак отсутствия вкуса».

Вернее один раз в начале своей форумной жизни я позволила себе примерно аналогичное (но значительно более сдержанное) высказывание в отношении исполнения Вазгена Вартаняна, о чем до сих пор сожалею. Такие высказывания наверное имеют право на существование, но это  не мои представления о корректном разговоре людей, придерживающихся разных точек зрения.

Форма дискуссии – вещь весьма спорная и сложная. Тем не менее некоторые участники  высказывают отличающиеся от мнения Модератора мнения, но у меня это получается очень невразумительно. Не уверена – слышит ли меня  кто-либо.

Да и участников Форума, пишуших о фортепианном исполнительстве, значительно поубавилось в последнее время: наверное и десятка не осталось. В основном появляются  записи, анонсы планируемых концертов - и на том спасибо огромное. А без постов Predlogoffа потоки о пианистах совсем исчезнут - есть незаменимые люди и Модератор таковым является. Надо сказать честно: часто оценки Модератора не вызывают отрицания, а многими его статьями я просто зачитываюсь.

Возвращаясь к этому потоку скажу, что мне исполнение Афанасьева всегда  очень интересно, хотя я временами могу признать его некоторые неоднозначные экзерсисы. Я бывала почти  на всех московских концертах Маэстро последние годы и в большинстве случаев ЭТО БЫЛО ЗАМЕЧАТЕЛЬНО. И знаменитые "фермата" меня не раздражают. Со вкусом у меня совсем плохо ???
« Последнее редактирование: Декабрь 04, 2014, 12:54:48 от Алька »

Оффлайн MV

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 111
      Уважаемая Алька,  отрадно, что хотя бы Вы на этом форуме сохраняете "широту взглядов".
 
  Ну а что касается предлоговского восхищения иными "здоровыми, стилистически адекватными и вообще истинными представителями русской фортепианной школы" (это не цитата из Предлогова, это, так сказать, обобщенная реконструкция его взглядов), то - дай бог нам всем жить долго - очень интересно лет через двадцать, с хорошей временной дистанции, посмотреть на иные объекты его восхищения, некоторые из которых являются просто ремесленниками высокого уровня и мастерства, и сопоставить их значение с теми истинными художниками и подлинными властителями дум, о которых я вчера говорил в этой теме.
 

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Валерий Афанасьев (р.1947
« Ответ #61 : Декабрь 04, 2014, 12:43:48 »
Уважаемый MV!
Говорить о моей "широте взглядов" несколько рано, т.к. (надеюсь ПОКА) я ею не обладаю ни в коей мере.

Если Вы посмотрите дискуссии более раннего периода, да и внимательно прочтете посты о пианистах последнего времени (кстати оценку исполнения А.Гаврилюком концерта Рах-2), то убедитесь, что не только я высказывала и высказываю несогласие с мнением Predlogoffa. Вообще чтение "ранних потоков" Форума - это для меня  огромное наслаждение и источник информации.

Еще хочу добавить: Predlogoff иногда восхищается  исполнением  конкретным пианистом какого-то конкретного произведения. В этом наши оценки могут не совпадать, но я не удивлюсь, если в следующий раз Модератор "раздраконит" исполнение пианиста, о котором ранее говорил в превосходном тоне. Такое уже бывало.

Но нелюбовь Модератора к Валерию Афанасьеву (и некоторым другим пианистам) - это уже навсегда ;D ;D.

Давайте немного улыбаться, а то погода какая-то серая, жизнь какая-то серая и нерадостная - без улыбки мы совсем зачахнем...
« Последнее редактирование: Декабрь 04, 2014, 13:15:38 от Алька »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
      Уважаемая Алька,  отрадно, что хотя бы Вы на этом форуме сохраняете "широту взглядов".
 
  Ну а что касается предлоговского восхищения иными "здоровыми, стилистически адекватными и вообще истинными представителями русской фортепианной школы" (это не цитата из Предлогова, это, так сказать, обобщенная реконструкция его взглядов), то - дай бог нам всем жить долго - очень интересно лет через двадцать, с хорошей временной дистанции, посмотреть на иные объекты его восхищения, некоторые из которых являются просто ремесленниками высокого уровня и мастерства, и сопоставить их значение с теми истинными художниками и подлинными властителями дум, о которых я вчера говорил в этой теме

А давайте сопоставим их значение. Кого вы, собственно, имеете в виду из пианистов?
К чему эти намёки и умолнания? Я всегда называю конкретные фамилии, ссылаюсь на записи и привожу аргументы. Итак, кто эти "ремесленники"?
Мои перечислены вот тут:

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,4216.0.html

Вы можете там же перечислить ваши кандидатуры, а затем обсудим, и лет через 20, если я доживу, проверим.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Валерий Афанасьев (р.1947),
« Ответ #63 : Декабрь 04, 2014, 22:16:09 »
MV, Декабрь 03, 2014, 23:20:15
Цитировать
И вопрос "в пустоту": почему многие другие  уважаемые обитатели форума во всем поддерживают Ваши взгляды на исполнительство?   Просто совпадение?

Уважаемый  MV. В этом Вы не совсем правы. Я сама всего 2 года как «проникла» в форумные пространства, но уже успела во МН-О-О-О-О-ГОМ разойтись во мнениях с нашим уважаемым Predlogoff ым

Вот именно. И слова о том, что со мной все согласны, что мне все потакают и что мне это греет душу - враньё.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Валерий Афанасьев (р.1947),
« Ответ #64 : Декабрь 04, 2014, 22:23:28 »
участников Форума, пишуших о фортепианном исполнительстве, значительно поубавилось в последнее время: наверное и десятка не осталось

Ну это вообще! Когда это тут их было больше десятка?? Тут всего-то в прошлые годы человек 5-6 регулярно появлялись, и как раз теперь их стало значительно больше, в тмо числе и за счёт новых форумчан, но не все регулярно пишут. Но не бесконечно же рассуждать о пианистах?? Пишут, когда считают нужным и когда есть достойный повод.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Валерий Афанасьев (р.1947),
« Ответ #65 : Декабрь 04, 2014, 23:21:18 »
Вот именно. И слова о том, что со мной все согласны, что мне все потакают и что мне это греет душу - враньё.

А на самом деле Вам греет душу, когда с Вами не согласны, ага.

Даже Андершевский.

Этого, вроде, наоборот, хвалили. Потом проверю.
« Последнее редактирование: Декабрь 05, 2014, 00:14:26 от rpb »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Валерий Афанасьев (р.1947),
« Ответ #66 : Декабрь 04, 2014, 23:33:24 »
Вот именно. И слова о том, что со мной все согласны, что мне все потакают и что мне это греет душу - враньё.

А на самом деле Вам греет душу, когда с Вами не согласны, ага.

Конечно!!
Это обстоятельство даёт повод высказаться ещё пространнее, чем в случае согласия :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Я запомню. И при случае буду цитировать.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я запомню. И при случае буду цитировать.

:)) Это почти цитата из "Того самого Мюнхгаузена":

- Прекрасно сказано, я это запомню.
- Нет, вы запишите!
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438

Оффлайн Liza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 247
Я бы с гораздо большим удовольствием послушала Афанасьева, честное слово. У Амлена мне  зацепиться не за что.  :D  Афанасьева слушала примерно год назад в Филармонии с Шубертом. Запомнился очень хорошо.

Оффлайн Liza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 247
Re: Валерий Афанасьев (р.1947),
« Ответ #71 : Декабрь 07, 2014, 15:07:38 »

А на самом деле Вам греет душу, когда с Вами не согласны, ага.

Конечно!!
Это обстоятельство даёт повод высказаться ещё пространнее , чем в случае согласия :))
            :D :D :D

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я бы с гораздо большим удовольствием послушала Афанасьева, честное слово. У Амлена мне  зацепиться не за что.  :D  Афанасьева слушала примерно год назад в Филармонии с Шубертом. Запомнился очень хорошо.

Мне тоже :))
Но MV так и не рассказал, за что нужно "цепляться" в игре Афанасьева.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Liza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 247


Мне тоже :))
Но MV так и не рассказал, за что нужно "цепляться" в игре Афанасьева.
Если долго, долго, долго слушать, он цепляется сам.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)


Мне тоже :))
Но MV так и не рассказал, за что нужно "цепляться" в игре Афанасьева.
Если долго, долго, долго слушать, он цепляется сам.

Мне столько не выпить :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица