Автор Тема: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)  (Прочитано 49385 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 134
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #50 : Декабрь 06, 2013, 09:34:07 »
В "АиФ" написано, что Гугнин - "наследник и поклонник фортепианной ветви Нейгауз-Рихтер-Гилельс"!! Так что критики - будьте поосторожнее  :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #51 : Декабрь 06, 2013, 09:57:17 »
В "АиФ" написано, что Гугнин - "наследник и поклонник фортепианной ветви Нейгауз-Рихтер-Гилельс"!! Так что критики - будьте поосторожнее  :)

Ну началось ....... через великую Горностаеву что ли?
К сожалению, некоторые вещи не наследуются, их нужно уже иметь, если хочешь стать "наследником ветви", а тебя выберут в наследники по принципу их наличия, а не по принципу наличия фамилии в журнале преподавателя.
Мне кажется, с бОльшим основанием наследником может быть назван Лукас Генюшас - вот у него и от природы есть кое-что соответствующее, и профессиональную закалку он получил в том же духе. К тому же он шопенист, так что .....
А впрочем, мало ли что пишут, в наши дни всё можно. Почему бы не объявить Гугнина сразу "Гилельсом сегодня".
А вообще, знаете, посреди нынешнего отвязного мракобесия ещё и не то могут объявить. Я считаю, что мне пора сворачивать мою деятельность по освещению событий нашей музыкальной жизни. Сплошной мрак: в театрах - чёрт-те что и режопера, в концертах - сплошь и рядом одни лишь "гении", прям куда ни плюнь. Никакой дифференциации, "всё хорошо", все "прекрасные люди и наследники".
В книге о Гилельсе вычитал интересное наблюдение Хентовой: она пишет, что уровень газетной критики на определённых исторических этапах может быть очень низок, когда никто не даёт подробного анализа и не рассматривает интерпретации по существу. Вот мне кажется, что сегодня - как раз такой этап, когда можно кого угодно объявить Гилельсом или Нейгаузом, и ничего за это не будет. Никто и ухом не поведёт. Уподобляют же современные композиторы друг друга Мусоргскому и Бетховену, так почему бы и исполнителям не заняться тем же? Молодцы. Так держать.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Наталия Рубинштейн

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 37
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #52 : Декабрь 07, 2013, 15:44:52 »
Рах3. Андрей Гугнин, КЗЧ, март 2012
http://www.youtube.com/watch?v=wdLZYehIyOo&feature=youtu.be

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #53 : Декабрь 07, 2013, 17:55:07 »
Прекрасный Рах3, кстати.
Хотя Андрей его уже в 20 здорово играл.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #54 : Декабрь 07, 2013, 19:23:15 »
Мне тоже понравилось. Это еще один "спокойный" вариант исполнения Рах3, помимо фаворинского  :)  Такие варианты хороши тем, что они высвечивают красоту структуры концерта.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #55 : Декабрь 07, 2013, 20:25:50 »
Lorina, сегодня  19:23:15
Цитировать
Это еще один "спокойный" вариант исполнения Рах3, помимо фаворинского

Я вначале послушала исполнение Андрея, а потом сразу же – исполнение Юрия. Разные трактовки, у Гугнина  на мой взгляд более эмоциональная.

Рах3 в исполнении Хозяинова сегодня я пропустила, увы...
« Последнее редактирование: Декабрь 07, 2013, 20:48:14 от Алька »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #56 : Декабрь 07, 2013, 23:02:08 »
Я вначале послушала исполнение Андрея, а потом сразу же – исполнение Юрия. Разные трактовки, у Гугнина  на мой взгляд более эмоциональная

Мясорубка не бывает "эмоциональной".
Я считаю, что одна из отличительных стилевых черт исполнительства Гугнина - это как раз безэмоциональность. Полагаю, отсутствие индивидуально окрашенного звука тоже как-то связано с этим качеством, хотя доказать это вряд ли возможно.
Само по себе всё это не "хорошо" и не "плохо", это просто нужно воспринимать как данность. Ну а что кому нравится - это уж как на душу ляжет.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tiferet

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 414
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #57 : Декабрь 09, 2013, 01:04:09 »
Я была на концерте Андрея 3 декабря. Специалисты, конечно, проанализировали его выступление; полагаю, что там немало справедливой критики, к которой исполнителю стоит прислушаться.

8-ю сонату скромно опустим. От остальных я получила огромное удовольствие: и звук, и чувство формы, и тембровое разнообразие, и стилистика - все было на месте. Это было профессиональное исполнение. Да, Гугнин еще "маленький", еще проглядывает ученичество, мальчишество, еще идет поиск собственного звука и стиля, он еще сам до себя возможного не дорос, не устоялся... Но он "держит" зал: захватывает и ведет! Его концерт в БЗК вполне продемонстрировал, что перед нами молодой пианист, который может стать большим мастером. И его музыкантский потенциал таков, что в "потолок" он не упрётся еще очень долго - если вообще дойдет до предела своих возможностей. А Бетховен - точно "его" композитор. Свой подход к Бетховену Гугнин ещё ищет - но все шансы найти есть. Главное, чтобы продолжал поиск, учился у лучших и работал, работал, работал.

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #58 : Декабрь 14, 2013, 23:04:41 »
Сразу хочу уточнить программу концерта Андрея Гугнина, который состоялся в Камерном зале Филармонии 14 декабря
1 отделение:
Морис Равель – Сонатина фа-диез минор
Морис Равель – ОТРАЖЕНИЯ
1.Noctuelles;
2.Oiseaux tristes (Печальные птицы);
3. Une barque sur l ocean (Лодка в океане) (оркестрована в 1906);
4. Alborada del gracioso (Утренняя серенада шута) (оркестрована в 1918);
5. La vallee des cloches (Долина звонов).

2 отделение:
Борис Папандопуло – Восемь этюдов
Vivacissimo
Tempo di tango
Allegro moderato
Allegro vivace
Andante con moto
Con brio
Tempo di blues
Allegro  moderato
Сергей Прокофьев -  Соната №7 си-бемоль мажор
На бис - Сергей  Рахманинов - Прелюдия

Я ничего не знала о композиторе  Борис Папандопуло  и вот те крохи, которые удалось нацедить из  интернета:
Борис Папандопуло (хорв. Boris Papandopulo; 25 февраля 1906, Бад-Хоннеф — 16 октября 1991, Загреб) — хорватский композитор и режиссёр.
Учился композиции у Франа Лхотки, Благое Берсы и у других композиторов в Музыкальной академии в Загребе, дирижированию у Д. Фока в Академии музыкального и сценического искусства в Вене (1925 — 1928). Был хоровым и симфоническим дирижёром многих музыкальных обществ и оперных театров разных городов Югославии, в том числе Национального театра в Загребе (в 1940 — 1945 и 1959 — 1968 годах). Автор более 440 произведений, в том числе кантат патриотического содержания.
Произведения:
•   Оперы — «Амфитрион» (1940, Загреб), «Подсолнух» (хорв. Sunčanica, 1942, Загреб), «Песня марулы» (1970, Сплит) и другие;
•   Балеты — «Жатва» (хорв. Zetva, 1950, Сараево), Доктор Атом (1966, Риека) и другие;
•   Для солистов, хора и оркестра — Оратории на религиозные тексты, светские кантаты, в том числе стоянка, иметь с Кнежеполья (Stojanka, majka Knezepoljka, 1950), Легенда о товарище Тито (Legenda o drugu Titu, 1960), Огненное сердце (Srce od ognja, 1965);
•   Для оркестра — Концертная увертюра и пьесы;
•   Концерты (со струнным оркестром) — 4 для фортепиано (1938-59), 1 для клавесина (1962);
•   Камерно-инструментальные ансамбли;
•   Додекафоничный концерт для 2 фортепиано (1961);
•   Хоры;
•   Песни с оркестром и с фортепиано;
•   Массовые песни;
•   Музыка к спектаклям драматического театра и фильмов.
 
 Теперь о самом концерте.
У нас здесь были разные мнения об исполнении Андреем сонат Бетховена и я с определенным опасением ждала концерта сегодня: все-таки Равель, Прокофьев… Концерт превзошел все ожидания – ВЕЛИКОЛЕПНОЕ исполнение!!!
И произведений Равеля, и сонаты №7 Прокофьева, а совершенно незнакомых Этюдов Папандопуло - просто открытие!!! ( я надеюсь Вещь-в-себе нам расскажет про эти Этюды!!). Причем звук в Равеле и Прокофьеве был абсолютно разным и очень выразительным.
Вся соната Прокофьева   произвела просто ошеломляющий эффект, в финале строго выдержанный темп, кульминация в последних тактах. А вторая часть - такая изящная, строгая  и эти бьющие колокола.... Я когда-то слушала исполнение Султанова на конкурсе Чайковского этой сонаты - абсолютно другое прочтение.  Исполнение Гугнина несравненно интереснее и глубже. Там была буря страстей и море эмоций, сегодня у Гугнина - строжайшая динамика в сочетании с пронзительной лирикой.

Понимаю, что мое мнение может быть спорным, но очень надеюсь, что Lorina тоже даст  не только отзыв о концерте. На мой взгляд сегодня в Камерном зале был настоящий праздник музыки.
« Последнее редактирование: Декабрь 15, 2013, 10:47:32 от Алька »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #59 : Декабрь 14, 2013, 23:49:33 »
Да, концерт был замечательный  :)
Необыкновенный сюрприз -этюды Папандопуло: яркие, остроумные, изобретательные
 https://www.classicalforum.ru/index.php/topic,8678.msg122587/boardseen.html#new
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

regards

  • Гость
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #60 : Декабрь 15, 2013, 12:17:56 »
Зачем Вы меня обманываете, lorina? Этюды - недозатонувший собор под недоделанную 3 сонату Прокофьева, разве не слышно. Аяяяй.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #61 : Декабрь 15, 2013, 12:27:13 »
Заметьте, что я не написала "оригинальные"  ;), потому что Прокофьева  тоже услышала. Но для начала надо знать, когда Папандопуло написал эти этюды.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 664
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #62 : Декабрь 15, 2013, 13:03:07 »
Заметьте, что я не написала "оригинальные"  ;), потому что Прокофьева  тоже услышала. Но для начала надо знать, когда Папандопуло написал эти этюды.
Вроде как в 1956-м. Вы намекаете, что они посвящены памяти Прокофьева? Я не нашёл посвящения.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #63 : Декабрь 15, 2013, 13:44:15 »
Нет, я намекаю на то, что слушать музыку надо правым полушарием, ориентированным на поиск различий, а не левым, занятым исключительно поиском сходства.
Кстати, однажды в концерте современной музыки услышала, как одна студентка последнего курса  МГК ( класс композиции) ответила на вопрос одного из слушателя по поводу впервые прозвучавшего нового сочинения. Она сказала: "мы профессионалы - самые несчастные люди на свете, мы не можем слушать музыку, как обычные люди -мы тут же начинаем вспоминать, вычислять, сравнивать, сопоставлять.... поэтому я лучше ничего вам не скажу."
Больше всего я была поражена мудрости  этой девушки  :)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 664
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #64 : Декабрь 15, 2013, 14:57:33 »
Нет, я намекаю на то, что слушать музыку надо правым полушарием, ориентированным на поиск различий, а не левым, занятым исключительно поиском сходства.
Кстати, однажды в концерте современной музыки услышала, как одна студентка последнего курса  МГК ( класс композиции) ответила на вопрос одного из слушателя по поводу впервые прозвучавшего нового сочинения. Она сказала: "мы профессионалы - самые несчастные люди на свете, мы не можем слушать музыку, как обычные люди -мы тут же начинаем вспоминать, вычислять, сравнивать, сопоставлять.... поэтому я лучше ничего вам не скажу."
Больше всего я была поражена мудрости  этой девушки  :)
Хм. И как "правополушарному" слушанию может помочь знание года написания этюдов?

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #65 : Декабрь 15, 2013, 17:53:31 »
Хм. И как "правополушарному" слушанию может помочь знание года написания этюдов?
Еще как может помочь! Зная о 56-м годе написания, даешь команду левому полушарию замолчать.... и все. У regards'a левое, конечно, гиперразвито, но без сомнений, Кастанеда ему поможет в этом  :)

« Последнее редактирование: Декабрь 15, 2013, 22:49:04 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 664
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #66 : Декабрь 15, 2013, 18:13:09 »
Еще как может помочь! Зная о 56-м годе написания, даешь команду левому полушарию замолчать.... и все. У regards'a левое, конечно, гиперразвито, но без сомнений, Кастанеда ему поможет в этом  :)
;D
Выходит, без знания года написания левое полушарие невозможно выключить. :)))

На самом деле музыку таки надо слушать обоими полушариями, в том числе слыша сходства. Иначе вы рискуете даже не услышать повторы тем в репризе, не говоря о более интересных случаях. :)

Оффлайн Demian Poor

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 253
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #67 : Декабрь 16, 2013, 12:19:41 »
Видеозапись концерта 14 декабря 2013 г.

http://meloman.ru/concert/velikie-kompozitory-xviii-xx-vvandrej-gugnin-fortepiano/#webcast

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #68 : Декабрь 16, 2013, 13:52:44 »
Приятно, что  Филармония выкладывает записи из Камерного зала - DP спасибо за ссылку!! И Lorina спасибо большое!!!

regards

  • Гость
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #69 : Декабрь 16, 2013, 18:47:40 »
Не узнаю Андрея Гугнина.
Куда ты удаль прежняя девалась

Алька, я послушал половинку серединки и финал. Мой любительский 35-летней давности опыт борьбы с 7 сонатой говорит следующее.

После Гульда невозможны компромиссы во второй части. Либо звонить во все колокола, либо тихо сходить с ума, как Гульд. Промежуточной лирике не остаётся места, поскольку эти крайности уж слишком завораживают.

То же с финалом. После Рихтера изображать там что-то другое как-то неловко. Рихтер единственный железно держит темп каждую секунду. Контрпример - позорная лажа Софроницкого, в наше время - Султанова. Держится Соколов, но превращает финал в парад физкультурников с высоко поднятыми руками.

Это - стандартное требование к любой токкате, но эта, повидимому, - самая трудная в литературе. Ситуация чем-то похожа на 4 этюд.

Совместить абсолютный темп в каждой секунде с мимолётными отклонениями в "другую музыку", которые легко сбивают с темпа, а на последних 2 страницах, невзирая (с) на увеличивающуюся амплитуду скачков, удержаться от желания громыхнуть, и выдержать нарастание динамики вплоть до последних трёх октав - трудно.

АГ (не к ночи будь помянуто это сокращение) держит темп за счёт полной потери смысла плюс делает принципиальную ошибку: он воспринимает базовую ритмическую фигурацию как какую-то мелодическую попевку, и на этом строит всё.

А это - просто не так. Конечно, есть соблазн делать внутри неё акценты и они кажутся естественными, но суровая правда состоит в том, что все доли должны быть равноправными, и только тогда плюс при условии железного темпа возникает для слушателя эффект кролика. Аналогичная проблема преодоления кажущейся очевидности - Та-та-та в Лунной, финале 1 сонаты Бетховена и до-минорной Шуберта. Всё должно быть однородно, и тогда возникают чудеса. Там решается связыванием последних нот с первыми следующих, а тут - чисто психологически. Впрочем, представить триоли как однородный поток - тоже нетривиальная психология, пусть Сергей меня поправит.

Тут АГ пошёл по пути Гульда, который делает из финала какую-то багатель, но таки не позволяет себе этих ляля.

Ну, а потеря смысла - тут вряд ли надо объяснять: где же несокрушимый напор? - Если Вы думаете, что это - вопрос "интерпретации", то ошибаетесь: это ещё надо суметь, и не факт, что "интерпретация" АГ обусловлена высшими соображениями, а не просто физическими возможностями. Скромно добраться до конца финала, выдержав тем и нагнетание динамики без преждевременного грохота - уже хорошо, ибо показывает, что АГ знает, в чём там дело, но эта запись - ученический вариант за счёт размаха.

"...Господа из влиятельных лагерных урок за размах уважали меня"
http://www.youtube.com/watch?v=ekxBR9vUVek

Я впервые слышал 7 сонату, ещё не видя нот, в силу специфики того времени, в мае 1970 г. - это был также первый концерт Рихтера, на котором я был. Рихтер был на самом пике своей мощи. На тех последних октавах рояль отшатнулся.
Не уверен, что Андрей взялся бы играть эту сонату, если бы пережил тот шок, который испытал тогда я.
« Последнее редактирование: Декабрь 16, 2013, 19:56:11 от regards »

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #70 : Декабрь 18, 2013, 12:30:18 »
Regards, спасибо за подробный разбор Сонаты Прокофьева.

У Андрея Гугнина насыщенный концертами январь:

19 января 2014, начало в 19:00, Концертный зал РАМ имени Гнесиных
Абонемент  Филармонии №103  «Фортепианные дуэты»
Вадим Холоденко, Андрей Гугнин
В программе:
Дебюсси  - «Маленькая сюита»
Рахманинов  - Шесть пьес, соч.11,  Сюита № 1 соль минор, соч. 5
Стравинский  - «Весна священная», (авторское переложение для двух фортепиано)

21 января 2014, начало в 19:00 Малый Зал Консерватории
Абонемент  Консерватории № 25 «Фортепианный дуэт»
Вадим Холоденко, Андрей Гугнин
В программе:
М. Равель - Испанская рапсодия
С. Рахманинов - Шесть пьес, соч. 11 ,  Сюита соль-минор  №1, соч. 5
И. Стравинский - «Весна священная» (авторское переложение для двух фортепиано)

участие в Моцарт-Марафоне 25 января, Рахманиновский зал , начало в 19.00-  Концерт для клавира с оркестром №9 Ми-бемоль мажор "Jeunehomme", KV 271 

участие в Моцарт-Марафоне27 января, Большой зал Консерватории, начало  в 19.00
Концерт для 2 клавиров с оркестром №10 Ми-бемоль мажор, KV 365 : Андрей Гугнин и Лукас Генюшас

29 января 2014, начало в 19:00,  Концертный зал имени П. И. Чайковского
Абонемент №25 Филармонии "Молодые таланты"
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова
Дирижер – Алексей Богорад
Андрей Гугнин (фортепиано)
Айлен Притчин (скрипка)
Павел Колесников (фортепиано)

В программе:
Лист  - Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Дворжак  - Концерт для скрипки с оркестром
Рахманинов  - Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #71 : Декабрь 18, 2013, 13:03:05 »
Ещё 11 января в Калининграде 3 концерт и 13 прелюдий Рахманинова.

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #72 : Январь 13, 2014, 18:41:54 »

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #73 : Январь 28, 2014, 11:53:36 »
Вчера на концерте Моцарт-Марафона в БЗК Лукас Генюшас и Андрей Гугнин исполняли концерт №10 для двух клавиров. И именно вчера совершенно отчетливо проявилось различие в звучании этих исполнителей (по крайней мере применительно в концерту Моцарта).
Высказываю свое мнение, с которым может быть кто-то не согласится. Звук у Гугнина более глубокий и мягкий, чем у Генюшаса. Особенно это отмечалось в первой части, потому что потом Андрей немного изменил свою звуковую палитру и в какой-то мере подстроился под  Лукаса -  не заметить этого было невозможно. В целом дуэт сложился отличный.
Говорят, что Гугнин совершенно потрясающе сыграл 25 января концерт №9 «Jeunehomme» - это было на последнем  19-часовом выступлении Моцарт-Марафона. Кто-то слушал и  может высказаться по этому поводу?
« Последнее редактирование: Январь 28, 2014, 21:31:27 от Алька »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Андрей Гугнин, пианист (р. 1987)
« Ответ #74 : Январь 28, 2014, 13:04:03 »
Вчера на концерте Моцарт-Марафона в БЗК Лукас Генюшас и Андрей Гугнин исполняли концерт №10 для двух клавиров. И именно вчера совершенно отчетливо проявилось различие в звучании этих исполнителей

Да, это было очень заметно.
Но я хотел бы уточнить, что само по себе качество туше, конечно, важно, но ещё важнее его разнообразие, и вот у Гугнина с этим как раз проблемы. Он даёт однотипную краску на всё. Это как если бы любую еду всякий раз густо заливали кетчупом.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица