Автор Тема: «Дон Карлос» Верди в Большом театре  (Прочитано 147828 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #100 : Декабрь 19, 2013, 22:21:28 »
Предлагаю разобраться с этими редакциями, тем более, что ноты в нашем распоряжении есть (на международном ресурсе). Имеет смысл завести отдельный поток.
А вот есть ли где подробный рассказ о судьбе этой оперы и причинах её редактирования? Неужели сам автор не видел, что получаются нестыковки? О да, в те времена вагнеровские масштабы ещё не прижились, но неужели он порезал оперу только из-за её продолжительности?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #101 : Декабрь 19, 2013, 22:25:24 »
неужели он порезал оперу только из-за её продолжительности?

Именно. Насколько помню, первые купюры были сделаны чтобы публика из предместий успевала добираться домой в приличное время. Так родилась парижская пятиактная редакция - т.е. изначально опера была еще длиннее. А в Милане сокращали из-за того, что французский жанр гран-опера не соответствовал более аскетичным традициям постановок в Италии.

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #102 : Декабрь 19, 2013, 22:37:13 »
А пятиактная будет заканчиваться в полночь, и большинство будет уходить после третьего в антракте. Вы считаете, это лучше?

В Мариинском театре спектакли продолжительностью более 4-х часов начинаются в 18 часов.
Пятиактная редакция «Дон Карлоса»  начинается в 19  и  заканчивается 23-30.  Московское метро работает дольше питерского , да и расположено рядом с театром. Какие проблемы, друзья?
Про Вагнера вам стоит забыть, что ли ? «Валькирия» ,например, идет 5 часов 30 минут.

Оффлайн LucreziaB

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 90
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #103 : Декабрь 19, 2013, 22:43:15 »
неужели он порезал оперу только из-за её продолжительности?

Именно. Насколько помню, первые купюры были сделаны чтобы публика из предместий успевала добираться домой в приличное время. Так родилась парижская пятиактная редакция - т.е. изначально опера была еще длиннее. А в Милане сокращали из-за того, что французский жанр гран-опера не соответствовал более аскетичным традициям постановок в Италии.
Я искренне надеюсь не услышать повторение любимовского "длинная опера скучна зрителю, люди с нее уходят"... Давайте оставим клиповое мышление MTV, особенно если сокращения вводят в заблуждения относительно смысла, о чем говорилось выше.

А получается ведь, что ГАБТ солидной постановкой "Дона Карлоса" и серым "Летучим голландцем" отпраздновал год Верди и Вагнера "патриотичнее" итальянцев, открывших этот самый год "Лоэнгрином" и закончивших унылейшей "Травиатой" ;D
Мы живем в такое время, когда авангард располагается сзади, а аккомпанемент выступает с сольными концертами (с)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 799
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #104 : Декабрь 19, 2013, 22:59:17 »
А пятиактная будет заканчиваться в полночь, и большинство будет уходить после третьего в антракте. Вы считаете, это лучше?

В Мариинском театре спектакли продолжительностью более 4-х часов начинаются в 18 часов.
Пятиактная редакция «Дон Карлоса»  начинается в 19  и  заканчивается 23-30.  Московское метро работает дольше питерского , да и расположено рядом с театром. Какие проблемы, друзья?

+1. В МАМТе "Война и мир" начиналась в 18.30 и заканчивалась около 23.00 и шла на ура. Так что Большой театр мог бы поставить и пятиактную версию "Дон Карлоса". А кому не нравятся "длиннющие оперы", пусть не приходят, нам больше билетов достанется :))
Che mai sento!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #105 : Декабрь 19, 2013, 23:17:53 »
Я искренне надеюсь не услышать повторение любимовского "длинная опера скучна зрителю, люди с нее уходят"...

Только не на этом форуме :) Мне кажется, здесь собрались те, кому подавай оперы подлиннее, да антрактов поменьше. Не надо далеко за примером ходить: мне вот показалось, что в "Доне Карлосе" были купюры только потому что антракт по ощущениям наступил как-то быстро. А то, что прошло больше полутора часов, узнал только прочитав хронометраж на форуме да по воспоминаниям - понял, что по первому разу к аутодафе переполнение впечатлениями наступило. Ну и когда стал вспоминать, пытаясь вычислить купюры - так оказалось, что все, вроде, было.

И - да, в точку пример - "Война и мир" в Станиславского каждый раз собирала переполненный зал (забитые сидящими ступеньки всех трех проходов бельэтажа). И при том же количестве публики заканчивалась. С овациями, без массового паломничества в гардероб. Два действия по час-сорок. Опера малоизвестная, без единой запоминающейся мелодии (Прокофьев же).

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #106 : Декабрь 19, 2013, 23:40:56 »
http://portal-kultura.ru/articles/music/22818-lyubov-zdes-bolshe-ne-zhivet/?print=Y&CODE=22818-lyubov-zdes-bolshe-ne-zhivet
Любовь здесь больше не живет

19.12.2013

Сергей КОРОБКОВ

Большой театр России к 200-летию Джузеппе Верди вернул на сцену оперу «Дон Карлос».

При входе в зал можно купить внушительный буклет, весом превышающий любой бестселлер из книжной лавки. В нем и история создания оперы, и биографии создателей, и высказывания участников премьеры. А еще либретто, полный текст на языке оригинала с переводом на русский. Затея блестящая, дай Бог ей и дальше.

Из пахнущего типографской краской буклета о «Доне Карлосе» — исторической опере Верди на сюжет Фридриха Шиллера, написанной в 1867 году (впереди будут только «Аида», «Отелло» и Фальстаф» — последние шедевры короля оперы), можно узнать, что «Карлос» доставил немало хлопот.

Кочевавший из одного текста в другой сюжет о любви просватанных еще детьми французской принцессы Елизаветы Валуа и испанского принца Карлоса к реальной истории отношения явно не имел, зато завораживал мелодраматическими страстями.

Невесту у инфанта отнял его же отец, король Филипп II. Та, смиряясь перед долгом, едва не стала жертвой интриги: княгиня Эболи, фаворитка короля, сама влюбилась в Карлоса и предала на мучения кроткую голубицу.

Верди пытался разобраться в хитросплетениях истории, оттачивая многочасовую партитуру несколькими редакциями (еще больше версий произвели на свет театры, бравшие оперу к постановке). На самом деле не история борьбы испанского инфанта за Фландрию, угнетаемую Филиппом II, занимала воображение композитора. И уж точно не сама свобода («Дон Карлос» — это опера о свободе», — манифестирует свой замысел на страницах буклета режиссер-постановщик Эдриан Ноубл) будоражила стареющего классика. Верди освобождал место мелодраме и укрощал историю. Ее уроки он свел к массовке и двум хорам в сцене аутодафе, приправив оперу еще одной картиной — народного бунта, где волнение толпы смиряется появлением Великого инквизитора. Территорию истории как таковой он зачистил под душевные томления, бури любви и накаты страсти. То есть Верди, по обыкновению, думал о свободе, а писал о любви. Вот отчего увесистый буклет можно запросто поменять на листовку с тезисом великого Джорджо Стрелера: «Верди был настоящий монстр, ко всем своим либретто он относился как к туалетной бумаге и никогда не ошибался. Зачем ему было доискиваться тщательной логики в абсурднейшем сюжете, если его интересовали лишь вечные чувства и связанные с ними музыкально-драматические ситуации — отцовская любовь, ревность, ненависть, милосердие, которые можно было извлечь из жалких либретто».

«Монстра» Верди в ожидаемой премьере Большого театра искать напрасно. Накала страстей в музыкальной интерпретации партитуры — тоже. Дирижер Роберт Тревиньо, подхвативший на выпуске работу главного дирижера Василия Синайского (он покинул Большой театр по собственному желанию накануне премьеры), ученически робко излагает партитуру страстей и сомнений, схождений и обид, интриг и злоключений, любовных обмороков и обманутых чувств. Тут все по слогам и все по вторым планам: будто читаешь прописи, а они сливаются в сплошные линии и убивают смыслы.

Простительно, если учесть внезапность дебюта и экстремальность ситуации. Но и показательно, если взять в расчет концепцию режиссера — опытного Эдриана Ноубла, провозглашающего классический оперный стиль своим коньком, а сюжет — священным оберегом от новаций.

В четырехчасовой саге Ноубла (на рубеже веков он был худруком Королевского Шекспировского театра), побуквенно изложенной на главной сцене Большого, есть все, кроме страсти: попытки разобраться в исторических реалиях, экивоки в сторону нетленных завоеваний человечества и неоспариваемых прав самого человека, пиетет перед либретто и логикой повествования. Нет одного — любви.

Поставивший в 1963-м году «Дон Карлоса» на сцене Кремлевского Дворца съездов режиссер Иосиф Туманов, в отличие от Ноубла, возможно, пребывал в куда как более выгодной ситуации. Тот спектакль вошел в историю исключительно вердиевскими страстями протагонистов, преобладавшими над тщательно организованными массовыми сценами. Анджапаридзе, Атлантов, Милашкина, Калинина, Огнивцев, Нестеренко, Архипова, Образцова etc. (перечислены не по хронологии — постановка жила долго) — плеяда выдающихся певцов-актеров «золотого века» Большого превращала историческую оперу в оперу живых страстей и исторических абстракций. Царили личности, сходились натуры, правили чувства. Тот же классический стиль, та же подчиненность либретто, хотя и с большей толерантностью в купюрах — теперь у Ноубла. Но при этом — умиротворенность, созерцательность и ощущение присутствия в музее перед станковым полотном, давно вошедшим в справочники и альбомы. Учебник, изданный в середине прошлого века.


Не спасают даже певцы, среди премьерного состава коих оказалось много искусных ремесленников и даже первостатейных звезд. Невнятный образ получился у Андреа Каре, приглашенного театром на титульную роль. Отличный баритон Игорь Головатенко в партии Родриго не преодолел статуса аккомпанирующего Карлосу двойника. Великий инквизитор Вячеслава Почапского и по голосу, и по фактуре не дотянул до зловещей силы. Монах Николая Казанского — звучный по тембру — выглядел ожившей фигурой с европейских бульваров. Дебютировавшей на сцене Большого международной звезде Марии Гулегиной в новом для себя амплуа (партия Эболи предназначена для высокого меццо-сопрано, а Гулегина снискала мировую славу в репертуаре для сопрано драматического) недостало ни темперамента, ни глубины звукоизвлечения: труднейшую Canzone del velo она спела виртуозно, а центральную арию О don fatale увела в тень. И только двое — Дмитрий Белосельский в роли страдающего короля-отца и Вероника Джиоева в роли королевы — жены и мачехи — сумели выступить «крупным планом». В целом же в замкнутой (а’la Черняков: стены и потолок) декорации Тобиаса Хохайзеля чувства дремали, как уснувший вулкан.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 799
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #107 : Декабрь 20, 2013, 00:05:12 »
Самой состоятельной вокальной удачей премьерного состава оказалась Елизавета, ровно, красиво и стильно спетая Вероникой Джиоевой.

Мой склероз протестует! Головатенко на сегодня - приглашенный солист из главной московской сокровищницы баритонов - театра "Новая опера". Или я не в курсе подводных течений и грядущих перемещений? "Добросовестный и способный" - так себе формулировочка в отношении главной звезды премьеры.

Видимо, Ходнев просто не проверил, кто в штате, а кто нет. Он и Джиоеву ошибочно назвал собственной солисткой: "Вот тут на некоторую картонажность роли вполне можно было закрыть глаза — все-таки качественная Елизавета для собственных, а не гостевых возможностей Большого театра безусловное достижение". А дальше он почему-то поставил в один ряд, назвав его "пулом", штатного Почапского и приглашенного Головатенко.
Che mai sento!

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #108 : Декабрь 20, 2013, 00:18:44 »
Коллеги! Я эту прелесть сегодня третий раз посмотрел! Вчера отзыв уже не смог писать, надеюсь, сегодня будет. Если опять на ходу не засну... :)

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #109 : Декабрь 20, 2013, 01:38:38 »
Сначала про второй состав (спектакль 18.12.2013). Коротенько, минут на сорок.  :)
Итак, очень мне понравился исполнитель партии Филиппа Рафал Шивек. Голос большой, объемный, красивый, тембр необычный со множеством обертонов. Звучал просто замечательно! Очень своеобразный голос. Играл он тоже очень даже неплохо. Но… После Белосельского там уже любому искать нечего…
Очень хорош был Эльчин Азизов в партии Родриго!  Крупный, красивый голос с очень мягкими оттенками. Совершенно согласен с buffone,  действительно, он подчеркивает дружеские чувства к Карлосу. Сначала у него все-таки наблюдались небольшие шероховатости на самом верху… Но мне как раз показалось, что к концу он эти самые верха стал лучше брать. Классные были ноты!
Анна Нечаева в партии Елизаветы была чудо как хороша актерски (как всегда!). Вокал у нее, конечно, очень стабильный, голос ровный и звучный. Единственное, мне как раз не очень нравится это «сверло» наверху, которым так восхищается buffone. Какой-то там есть призвук, которые, кстати, не всегда проявляется, а только на фортиссимо. И еще: мне ее нижний регистр понравился (очень хороший!) на этот раз понравился чуть меньше, чем у другой исполнительницы этой партии. Впрочем, мне нравятся обе эти очаровательные женщины и замечательные певицы, но каждая по своему, не стоит их сравнивать, они ведь такие разные!
Елена Бочарова, в принципе, спела Эболи так, как я и ожидал, ведь я тоже слышал ее в партии Кармен. Голос большой, даже очень большой, но его подвижности и, главное, техники не хватает для исполнения мелких нот. Поэтому пение иногда производит несколько неаккуратное впечатление. Мне очень нравятся нижний и переходный регистры у Бочаровой. А вот наверху ее, кажется, все-таки несколько раз «занесло», хотя мне, в принципе, понравилось, как была исполнена последняя ария и вообще все фрагменты без мелких нот. В голосе много мяса, да и тембр хорош. Да, с ритмом все время не ладилось…
У Гектора Сандоваля, действительно, лирический голос, и мне сначала показалось, что он оркестр вообще никогда не пробьет. Однако потом стало ясно, что голос не так уж и плох: у него есть одно хорошее качество – из любого положения «выруливать» на верхние ноты, причем, полетность тоже очень неплохая. Между прочим, пел вполне стабильно. И, действительно, совершенно не раздражал (для меня - самое главное качество тенора!). Ну, тембр… Тоже, кстати, не такой уж плохой. Просто на любителя. Между прочим, тоже достаточно необычный. Да, жестов было много и большинство лишние… Но… все-таки он как-то более или менее живо реагировал на партнеров и особенно на Елизавету.
Очень эффектно выглядел и хорошо пел Пётр Мигунов в партии Великого Инквизитора. Грим у него был просто прекрасный! Что касается вокала: честно говоря, мне он понравился даже больше, чем предыдущий исполнитель этой партии. Дело в том, что я помню – несколько лет назад Мигунов выступал именно как бас-профундо, во всяком случае, на концертах. И у него был совершенно уникальный тембр. И здесь прекрасно было слышно, какой у него низ. Я, конечно, не специалист, но я считаю, что тогда «было лучше», и мне по-прежнему больше нравится у Мигунова именно нижний регистр…
С Олегом Цыбулько случилась почти такая же история, как и с Николаем Казанским накануне. Сначала звучал немного хуже, чем обычно. А сочный звук «вылез» уже потом, в последней сцене всё тоже хорошо прозвучало.
Приятно, что Арсений Яковлев тоже хорошо «показался» в маленькой партии Герольда! Выходит дело, это партия – выигрышная! Наверное, удобно написана. Хотя мне так не показалось… :)
Хорошо спела сокращенную до минимума партию Пажа Нина Минасян. А Кристина Мхитарян была Голосом с неба и прозвучала просто прекрасно!
Buffone абсолютно прав! Я тоже ни разу не вспомнил про оркестр! А это говорит о том, что он играл очень хорошо. И дирижер – итальянец Джакомо Сагрипанти мне очень понравился!
Словом, на мой взгляд, второй состав тоже заслуживает пристального внимания! Особенно это касается Рафала Шивека, Эльчина Азизова и Анны Нечаевой! Честное слово, поют на самом высоком уровне!
И вообще, все – молодцы! И хор тоже! Но главное, хотелось бы еще раз поблагодарить режиссера Эдриана Ноубла за то, что умеет ставить оперы и работать с артистами!
Всем спасибо! Второй день удовольствия!
PS: Еще на первом спектакле обратил внимание на табуретку в предпоследней картине. На ней сначала стражник сидит около клетки, а потом Дон Карлос сажает на нее смертельно раненного Родриго. Совсем как у одного известного кинорежиссера, очень внимательно относящегося к историческим подробностям, у меня возник вопрос: а были ли тогда табуретки? ;D ;D ;D Смешно, конечно, но потом у меня возник второй вопрос: использовали ли их в Эскуриале? :)
PPS: Действительно, если смотреть сверху, то бассейн в королевском саду во второй картине как две капли похож на гигантскую общепитовскую тарелку. :)

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #110 : Декабрь 20, 2013, 11:06:08 »
Спасибо за рассказ, Александр!


PS: Еще на первом спектакле обратил внимание на табуретку в предпоследней картине. На ней сначала стражник сидит около клетки, а потом Дон Карлос сажает на нее смертельно раненного Родриго. Совсем как у одного известного кинорежиссера, очень внимательно относящегося к историческим подробностям, у меня возник вопрос: а были ли тогда табуретки? ;D ;D ;D Смешно, конечно, но потом у меня возник второй вопрос: использовали ли их в Эскуриале? :)

Читаем внимательно либретто:
Действие 3, часть вторая, сцена 1
Темница дона Карлоса.
Темное подземелье , откуда не успели убрать дворцовую мебель...

Наверное , табурет - часть дворцовой мебели :)

Общее, самое распространенное заблуждение, что действие оперы происходит в Эскориале- королевском монастыре Святого Лаврентия в городе Эль-Эскориаль в 50 км от Мадрида. Частью его комплекса является королевская резиденция.

Читаем внимательно  либретто.
 
Первое действие происходит  в Сан-Юсте - монастыре Святого Иеронима в селении Куасос-де-Юсте в регионе Эстремадура. Расстояние между Мадридом и Сан-Юсте – около 200 км.

 Второе и третье действие происходят в Мадриде. Финал – в Сан -Юсте

Если придирчиво относиться  к либретто и к постановке , то  у меня возникает еще один вопрос, на который я пока не могу найти ответа.
Умирая, Родриго успевает предупредить Карлоса: « Твоя мать будет завтра ждать тебя в монастыре Сан-Юсте..».   Каким доступным для 16 века видом транспорта Карлос сумеет за несколько часов преодолеть расстояние в 200 км, что бы успеть на встречу с мачехой? ;)



Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #111 : Декабрь 20, 2013, 11:34:15 »
Ну лошади тогда уже были, за ночь доскакать можно ;)
А Шивек хорош, я как увидела его в записи Луизы Миллер от 2008 года, так уже забыть не смогла. Интересный певец.

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #112 : Декабрь 20, 2013, 12:27:43 »
Видимо, Ходнев просто не проверил, кто в штате, а кто нет. Он и Джиоеву ошибочно назвал собственной солисткой

Удивительно, но факт - когда летом появился список занятых в постановке певцов я был уверен, что Вероника Джиоева будет в первом составе потому что она приглашенная. Тогда же я понял, что ошибся - по другому поводу просматривая страницу с солистами, к удивлению, обнаружил Джиоеву среди штатных сопрано. А вчера заглянул - Джиоева уже в приглашенных. Та же история с Белосельским.

мне как раз не очень нравится это «сверло» наверху, которым так восхищается buffone. Какой-то там есть призвук, которые, кстати, не всегда проявляется, а только на фортиссимо

"Сверло" - оно не наверху, а в середине:) Специфическое свойство голоса, которое хорошо слышно, но описать словами (мне) трудно. Так в середине звучат голоса всех примадонн, певших тяжелый репертуар (Биргит Нильссон, Зинки Милановой, Ренаты Тебальди, Монсерат Кабалье, Марии Биешу). А призвук на фортиссимо на крайних верхних нотах у Нечаевой был всегда, но, во-первых, он появляется изредка и носит характер не криминальный, а "погрустили и тут же забыли", а во-вторых, по мере того, как голос крепнет, и верхние ноты у Анны становятся стабильнее - я все жду появления в афише БТ "Чародейки", чтобы сравнить изменения голоса на одном репертуаре. Но главное для меня в голосе Нечаевой - то, что для своего типа голоса она потрясающе держит высокую тесситуру, не сваливаясь на сипение (как драмсопрано) и писк (как переходные лирико-колоратурные голоса).

Ну лошади тогда уже были, за ночь доскакать можно ;)

От увлекающихся верховой ездой знаю: проскакать 200 км верхом за ночь - задача не из мира рациональных решений. Достаточно известный факт: на московских дорогах городки (ныне, обычно, районные центры) располагаются через 60-65 километров. Это соответствует одному среднему переходу конного экипажа за день пути. Со всеми скидками на качество испанских дорог (хотя снег в постановке намекает на сопутствующее бездорожье) и более высокую, в сравнении с почтовым экипажем, скорость всадника - никак не получится. Понятно, что Карлос, исполнен всепобеждающего страстного томления, но лошадь-то - нет.

Вообще, искать рациональные зерна в оперных сюжетах - вредно для душевного здоровья :)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 799
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #113 : Декабрь 20, 2013, 12:32:40 »
Абсолютно точно, табуретка – это не самое удачное решение. Даже если тогда в замках табуретки были, это странновато смотрится. Когда Родриго на нее сел, у меня мелькнула мысль: ему же неудобно, он ранен и вообще умирает, а спиной опереться не на что!.. У него просто не хватит сил на ней сидеть.

Сможет ли лошадка пробежать за одну ночь 200 км и не умереть?.. :)
Che mai sento!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #114 : Декабрь 20, 2013, 12:51:12 »
табуретка – это не самое удачное решение.

Я выражусь определеннее: сажать раненного в спину человека на табуретку - изуверство. Хотя в век инквизиции, возможно, не самое жестокое.

Второй момент: водружение Родриго на табурет в обоих составах получалось очень неловко и, как мне кажется, ловким может быть лишь в исполнении драматических актеров, но не певцов.

Третий - субъективный, но важный момент: в постановках этой оперы мне видится симметрия образов: Карлос, не умирающий на руках Елизаветы и Родриго, умирающий на руках Карлоса. Зачем отделять Карлоса от друга в последний час?

Неужели режиссер сажает Родриго на табуретку, чтобы тому было удобнее петь сцену смерти?

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #115 : Декабрь 20, 2013, 12:52:55 »
Мы  упускаем из вида еще одну персону, охваченную всепобеждающим томлением - Эболи!!  Задумав побег Карлоса, она подобрала для него крепкую лошадку, организовала на маршруте почтовые станции с  разгонными  ямскими  лошадьми.
Да, а следом по этой же дороге –король , падре и вся королевская рать.
Черт побери, классно придумано!

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #116 : Декабрь 20, 2013, 13:04:40 »
Карлос - несчастный мальчик, выросший без родителей, одинокий и неуверенный в себе. Ему бы к тепленькому прижаться ( Елизавета) или на твердое опереться (Родриго). Или отца фьяммингами подразнить, пусть выпорет, но зато внимание обратит. Вот и пытается он хоть как-то сохранить у Родриго вертикальное положение, не может его единственная опора валяться безвольно. :)
« Последнее редактирование: Декабрь 20, 2013, 13:44:39 от Cuniza »

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #117 : Декабрь 20, 2013, 13:06:24 »
А за что все так любят Карлоса?

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #118 : Декабрь 20, 2013, 13:17:36 »
Или отца фьяммингами подразнить, пусть выпорет, но зато внимание обратит.

Ага.  Как Филипп  на него посмотрел!!  Словно сказать хотел :  «То, что ты дурак - я один знал, а теперь это всем очевидно»
Карлос хорошо знал историю своей семьи, но и Филипп ее не забыл ;)

Филипп Второй принудил отказаться от трона деда вашего (Шиллер)
 Отрекшись от власти в Бургундии и Италии, Карл V был принужден сыном отречься и от престола Испании.

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #119 : Декабрь 20, 2013, 13:25:37 »
А за что все так любят Карлоса?
Так ведь приятно видеть в других свои недостатки. ;D И дурак не так опасен, как умный.

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #120 : Декабрь 20, 2013, 13:26:16 »
Мы  упускаем из вида еще одну персону, охваченную всепобеждающим томлением - Эболи!!

Мне, с моей любовью к драматическим голосам, в этой опере не хватает красивого финала для Эболи - чтобы она не просто убегала с аплодисментами в спину, а чтобы финал был достоин ее героического раскаяния.

Если бы я был режиссером с фамилией Карсен или, извиняюсь, Пи, я бы при чтении либретто обратил внимание на то, что Эболи в своей арии собирается в монастырь. Но не уточняет в какой. Дальше мысль (замечу: без малейших изменений либретто) развивается в характерном для режоперы направлении. В финале двери гробницы распахиваются, из нее выходит монах - в наспех надетой короне и нижнем белье. А из-за двери склепа с выражением крайнего раздражения от несвоевременно нагрянувшей массовки выглядывает полуодетая Эболи - таки добравшаяся до монастыря Сант-Джусто.

...может, и хорошо, что все заканчивается на "О, дон фатале"

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #121 : Декабрь 20, 2013, 13:29:47 »
Вот нравится мне, что эта премьера в БТ вызвала обсуждений и споров на просторах интернета не меньше, чем сами знаете кто! Это ПОБЕДА!!!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 799
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #122 : Декабрь 20, 2013, 13:37:31 »
Вот нравится мне, что эта премьера в БТ вызвала обсуждений и споров на просторах интернета не меньше, чем сами знаете кто! Это ПОБЕДА!!!

Да, «Дон Карлос» очень хорош, его нужно обсуждать и хвалить.

Я уже писала об этом в другой ветке - но не поленюсь написать и здесь. На весь мир надо было транслировать не сами-знаете-что, а «Эрнани» из Римской оперы http://www.operaroma.it/eng/opera-ernani.php. Не сомневаюсь, что этот спектакль все тоже обсуждали бы – только не с отвращением или злобой, а с большим удовольствием. А так, к сожалению, нужно дождаться DVD, чтобы получить предмет для дискуссий.
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #123 : Декабрь 20, 2013, 13:41:14 »
эта премьера в БТ вызвала обсуждений и споров на просторах интернета не меньше

О чём-то даже спорили?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #124 : Декабрь 20, 2013, 13:44:23 »
Вот нравится мне, что эта премьера в БТ вызвала обсуждений и споров на просторах интернета не меньше, чем сами знаете кто! Это ПОБЕДА!!!

Да, «Дон Карлос» очень хорош, его нужно обсуждать и хвалить.

Я уже писала об этом в другой ветке - но не поленюсь написать и здесь. На весь мир надо было транслировать не сами-знаете-что, а «Эрнани» из Римской оперы http://www.operaroma.it/eng/opera-ernani.php. Не сомневаюсь, что этот спектакль все тоже обсуждали бы – только не с отвращением или злобой, а с большим удовольствием. А так, к сожалению, нужно дождаться DVD, чтобы получить предмет для дискуссий.

"Культуре" следовало бы оттранслировать этот спектакль из Большого театра , в год-то Верди!!!. а не сами-знаете-что >:(