Автор Тема: «Дон Карлос» Верди в Большом театре  (Прочитано 174788 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #75 : Декабрь 18, 2013, 19:18:01 »
Артисты сияют: они не измучены режиссерскими изысками и облачены в роскошные исторические костюмы…

А Зимянина в трауре: ничего экстравагантного, одна только музыка и соответствующее действие и оформление. Скукотища, да, Зимянина? :))

Что это — новая политика ГАБТ? И не потянутся ли зрители этого неторопливого спектакля в буфет?

Зимянина!
Готов обеспечить вам буфет на все премьерные дни, лишь бы вы в зал не совались: ВАШЕ МЕСТО В БУФЕТЕ!

«Никаких мини-юбок и тайских массажей! — победительно трещит в телекамеру молодая корреспондентка перед генеральной репетицией «Дона Карлоса». — Публика от этого устала…» Дальше я не слушаю. Девушка не первый ли раз в Большом? Здесь есть спектакли и традиционные, и революционные, но, видимо, ей в редакции точно объяснили, к чему клонить

Зимянина!
Вам ВАША редакция уж точно объяснила, о чём нужно трещать и к чему клонить! Знаем. Видим. Не впервой.
И поверьте, девушка права: МЫ УСТАЛИ от несоответствия музыки, действия и оформления.

Господа, вы ругали Чернякова? Получайте вот это полуконцертное исполнение, бесконечные дуэты, где даже перепалки идут лицом к залу, а не друг к другу. Да, иногда все ка-ак встанут в позы в своих бархатных платьях и колетах, да с подсветкой (Жан Кальман), — пиши картину

Зимянина!
Придётся вас просветить, ибо ваша дремучесть просто пугает: к вашему сведению, в оперном театре поют лицом к публике, ЧТОБЫ ЕЙ ЛУЧШЕ БЫЛО СЛЫШНО! Потому что, Зимянина, оперный театр существует для публики, как и артисты выступают именно для неё, я не для Чернякова или Зимяниной, дабы им угодить. До недавнего времени именно так и было - ставили неизвестно для кого, а угождали режиссёру, моде, критикам ...... Ну сколько ж можно? Пора бы, Зимянина, и публике уделить какое-то внимание, не правда ли? В оперу для чего ходят, Зимянина? Что делать? СЛУШАТЬ, Зимянина! Как говорил Голованов, главное в опере - хорошо петь. Эта мораль ничуть не устарела, Зимянина, хоть вы вся желчью изойдёте.
Я понимаю: "бесконечные дуэты", "перепалки лицом к залу", "позы" и "платья" - всё это вам скучно потому, что вы ходите в оперу смотреть, а не слушать. Вы глухарь, Зимянина!
А опера не для глухарей.

Мы получили издержки экстремальных обстоятельств? Или просто время эксперимента истекло? Как там сказал Путин про консерватизм? Вот-вот

Вот-вот, ТАКОЙ консерватизм можно лишь приветствовать, что и делают все нормальные люди. А что касается "консерватора Путина", Зимянина, то при всём моём неприятии и его самого, и его режима я на это могу сказать лишь одно: пока такие пустозвоны и мракобесы, как вы, будут у нас вертеть культурой и заниматься освещением событий этой сферы, Путин будет сидеть на троне - он столь же вечен, как и скудоумие его противников.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #76 : Декабрь 18, 2013, 19:31:33 »
Поясняю (не Зимяниной, ей бесполезно): в данной постановке есть смысл, даже несмотря на то, что его многие не пожелали нужным увидеть. И, например, Родриго поет часть дуэта спиной к Филиппу не от того, что публика не услышит. Просто он смел и внутренне свободен, он зашелся как глухарь на току о самом важном для него и не помнит, что есть лиса, есть волк, есть охотник с ружьем... который его и догнал потом.
А конец финального дуэта Карлос и Елизавета поют и ходят при этом кругами. не глядя друг на друга потому, что в этой части дуэта они уже простились друг с другом и обращаются к небесам и вечности, и негоже, если по традиции Карлос в этом месте страстно обжимает королеву за декольте. Ну и так далее.

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 507
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #77 : Декабрь 18, 2013, 20:08:16 »

В год 200-летия Верди театр — в четвертый раз за свою историю — взялся за эту длиннющую оперу.


Мне после этих слов Зимяниной стало жалко, что Большой театр не поставил пятиактную версию "Дон Карлоса".
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #78 : Декабрь 18, 2013, 22:01:07 »
Забыл спросить, а профессиональное аудио-видео на первом спектакле делали?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #79 : Декабрь 18, 2013, 22:20:02 »

В год 200-летия Верди театр — в четвертый раз за свою историю — взялся за эту длиннющую оперу.


Мне после этих слов Зимяниной стало жалко, что Большой театр не поставил пятиактную версию "Дон Карлоса".
Так и  я  купилась  громкое заявление Большого о "масштабной постановке": заказывала обратные билеты  с таким расчетом, что опера закончится около двеннадцати :D

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #80 : Декабрь 18, 2013, 23:17:50 »
Забыл спросить, а профессиональное аудио-видео на первом спектакле делали?
Делали силами театра. Что нам покажут, надежды мало.

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 507
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #81 : Декабрь 19, 2013, 00:52:00 »
Портрет Филиппа II, художник Алонсо Санчес Коэльо

Che mai sento!

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 507
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #82 : Декабрь 19, 2013, 00:57:43 »
Большая опера: На главной сцене страны поставлен «Дон Карлос» Верди

«Дон Карлос» в Большом театре – образцовый костюмный спектакль, сделанный со вкусом и мастерством, удобный для заселения эффектными вокальными и актерскими работами

Петр Поспелов http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/20434751/bolshaya-opera?full#cut

В Большом театре уже давно не появлялись спектакли, в которых постановочная группа единогласно добровольно складывала бы весь свой нелегкий труд к подножию композиторского замысла. Последним таким спектаклем была, вероятно, «Сила судьбы», тоже опера Верди, перенесенная в 2001 году на сцену Большого из неаполитанского театра Сан-Карло. Нынешний «Дон Карлос» – спектакль оригинальный, созданный интернациональной командой, во главе которой стоял режиссер Эдриан Ноубл – бывший руководитель и директор Королевского Шекспировского театра. Вместе с художниками Тобиасом Хохайзелем (сценография) и Морицем Юнге (костюмы), а также художником по свету Жаном Кальманом и хореографом Дарреном Россом он сделал работу, всецело отвечающую большому стилю исторической оперы. Спектакль не музейный – это свободная художественная фантазия, но в нем красиво экспонированы основные слагаемые оригинала.

Взят не изначальный пятиактный парижский, а более поздний миланский вариант оперы в четырех актах: спектакль в Большом идет с одним антрактом, при этом длится полных четыре часа – но и в миланском варианте сохранены грандиозность стиля и пышность оркестровки (обязательные для Парижа четыре фагота звучат с мрачной торжественностью). Романтический Шиллер тоже чувствуется, как и пышный Веласкес, – в удаленной перспективе нет-нет да и появляются таинственные фигуры. А при этом работа по духу британская, джентльменская – колорит декораций сдержанный, пропорции изящны, а в поведении артистов, несмотря на неистовство страстей, соблюдается чувство меры. Массовые сцены, которых немного, решены просто и эффектно: сцена сожжения еретиков зловеща и впечатляюща, несмотря на запрет применения открытого огня. Добротная режиссура, намеренно сработанная так, чтобы о режиссуре никто не говорил, вызывает уважение.

Подобный подход к решению спектакля призван прежде всего помочь артистам сосредоточиться на пении и ролях – слабому артисту в такой эстетике делать нечего. Большой выставил целый комплект артистов-первачей – людей весьма известных, которые между тем в премьерах Большого никогда не пели.

Скажем сразу, с фигурой самого Дон Карлоса связано некоторое разочарование. Андреа Каре – обладатель хорошего спинтового тенора – на премьере был не в лучшей форме: каждый свой выход он браво начинал, брал красивые ноты, но быстро уставал, начинал комкать линию и с трудом допевал эпизод. Драматически почти все сцены с участием главного героя получились вялыми – и хотя его партнеры в дуэтных сценах старались за двоих, без обоюдного накала ничего не выходило.

Возлюбленную инфанта – мачеху Елизавету – спела Вероника Джиоева, спела не всегда точно в деталях и словно по наитию, зато молодым и свободным звуком. А в партии принцессы Эболи явилась знаменитая Мария Гулегина, для которой выход в «Дон Карлосе» стал вообще дебютом в Большом. Гулегина провела партию, которую обычно поют меццо-сопрано, без особой густоты в нижнем регистре, зато сохраняя фирменную яркость в верхнем, в целом разнообразно, без лишнего форсирования, гибко и с оттенками – а главное, голос опытной артистки звучал все еще обаятельно и свежо.

Уверенную работу – партию жестокого и слабого короля Филиппа – сделал Дмитрий Белосельский, обладатель могучего баса и эффектной внешности. Запланированной удачей спектакля стал его дуэт с Великим инквизитором – оппонентом молодому певцу стал ветеран театра, участник премьеры «Силы судьбы», Вячеслав Почапский, чей бас звучал раскатисто и грозно. Монаха, на поверку оказывающегося Карлом Пятым, тоже мощно спел Николай Казанский. Можно было бы сказать, что из числа мужчин погоду на премьере обеспечили басы, если бы не баритон Игорь Головатенко, чья работа стала самой блестящей в спектакле.

Молодой артист театра «Новая опера», семимильными шагами выходящий в первые баритоны российской сцены, предстал именно тем персонажем, в ком воплотилась эстетика спектакля. Благородный друг главного героя маркиз ди Поза, отдающий жизнь за идеалы свободы, пел элегантно, крепко и легко, выдавая одну за другой полноценные баритоновые кульминации, а статная фигура, широко вышагивающая в камзоле и ботфортах, и привлекательное лицо светились неотразимым обаянием.

Подготовку премьеры, по счастью, не сорвал внезапный уход из театра главного дирижера Василия Синайского. Роберт Тревиньо довел работу до конца и четко провел премьерный спектакль, помогая певцам и собирая целое не без некоторых потерь ансамбля по ходу дела.

Премьерный цикл продлится в ежевечернем режиме по 22 декабря; есть и второй состав – а потом спектакль имеет все шансы стать репертуарным, благо его устройство располагает к быстрым вводам новых певцов – будь то звезды-гастролеры или восходящие отечественные таланты.
Che mai sento!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #83 : Декабрь 19, 2013, 02:14:57 »
18 декабря (второй день премьеры)

Дон Карлос - Гектор Сандоваль
Елизавета Валуа - Анна Нечаева
Родриго - Эльчин Азизов
Филипп II - Рафал Шивек
Великий инквизитор - Петр Мигунов
Монах - Олег Цыбулько
Принцесса Эболи - Елена Бочарова
Тибо, паж - Нина Минасян
Граф Лерма - Станислав Мостовой
Герольд   - Арсений Яковлев
Голос с неба - Кристина Мхитарян
Фламандские депутаты: Михаил Дьяков, Андрей Жилиховский, Александр Короткий, Владимир Красов, Вадим Лынковский, Даниил Чесноков

Дирижер   - Джакомо Сагрипанти

Согласно театральной примете, премьеру можно отмечать лишь после второго спектакля - то есть сегодня. Положа руку на сердце у меня осталось ощущение, что именно сегодня случилась премьера. Не столько по уровню исполнения, сколько по эмоциональному фону, который спектакль создал в зале. Но - по порядку.

Начну сразу с главного события. Сегодня премьерная серия была ознаменована первой и пока единственной овацией во время действия. Недавно, когда я в очередной раз превозносил Анну Нечаеву в теме про "Иоланту", отмечал, что она относится к редчайшему в опере типу артистов, не изображающих характеры, а проживающих жизни своих героев на сцене. Этот путь эмоционально затратен и даже опасен для артиста, но особым образом действует на публику в зале - то ощущение, ради которого любители драмтеатра приходят на спектакли с участием больших актеров. Во вчерашнем спектакле такова была Мария Гулегина. А сегодня я с замиранием наблюдал за тем, как Анна Нечаева то холодно-неприступная, то отчаявшаяся и заплаканная, то исполненная решимости дарила залу не некий умозрительный актерский образ, а настоящую Елизавету Валуа из плоти и крови. А как она спела эту арию... Великолепный по качеству, плотный лирико-драматический звук "со сверлом" - как я люблю. Нет, я знал, что Анна Нечаева не на одного меня действует гипнотически, приводя в эзотерический восторг. Но чтобы Историческая сцена Большого, славящаяся общей отмороженностью публики, сразу после арии устроила певице овацию - мог представить только в радужных надеждах. Последние звуки арии стихли и дирижер, едва услышав первые "браво" и нарастающий гром аплодисментов, послушно опустил палочку, понимая, что оркестру придется подождать. Браво, Анна!

Не лишним будет отметить, что в промежутке между спевками, оркестровыми репетициями и прогонами "Дона Карлоса" Анна Нечаева, судя по отзыву, великолепно спела другую Елизавету - в "Тангейзере" Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Гектор Сандоваль - актерски еще менее внятный Карлос, чем вчерашний Андреа Каре. Белозубый мачо с порывистыми и, как правило, неуместными движениями, особенно вампучно выглядящими рядом с естественностью Анны Нечаевой. Деревянный до комизма. Вокально - сугубо лирический тенор, заметно уставший к концу спектакля. Но, как ни странно, слушать можно было без неприятных эмоций - во-первых, потому что серьезных, царапающих ухо дефектов голос Сандоваля не имеет, во-вторых, потому что сегодняшний тенор строил во всех ансамблях, со всеми коллегами.

Елену Бочарову я слышал в главной партии летней серии "Кармен". Впечатления могу повторить и сегодня: неповоротливый голос с внушительным (хоть и не вполне гладким) нижним регистром, некоторые проблемы с ритмичностью и музыкальностью. Даже пассажи в партии Кармен Елена спрямляла, стоит ли говорить, что фиоритуры в "Nei giardin del bello" у нее отчаянно не получались. В этом смысле певица повторила вчерашний путь Марии Гулегиной - спев с заметными потерями про фату в дальнейшем качественно озвучила драматические эпизоды. Ну и, конечно, по контрасту с драмсопрановым исполнением было понятно почему все-таки Эболи поют меццо - угроза и отчаяние с полновесными нижними нотами звучат эффектнее. Но актерски сегодняшнюю Эболи даже не могу сравнить со вчерашней - разный порядок эмоционального воздействия.

Рафал Шивек произвел прекрасное впечатление. Хотя рисунок роли в сравнении с Дмитрием Белосельским показался обидно примитивным - множество мелких, никак не королевских, жестов - в частности, совсем не королевская походка. Достаточное количество зияющих пустот между режиссерскими предписаниями (сегодня я смог оценить сколько личных находок привнес Белосельский в свою роль, чтобы сделать ее цельной). Возможно, без сравнения с Белосельским было бы не заметно, но уж так получилось. Впрочем, поскольку речь идет об опере, то главное все-таки - как спел. А спел отлично. Мне запомнилась наполненность звучания в сочетании с интересным тембром. Браво!

Все-таки с обоими Филиппами комично получилось: и Белосельский, и Шивек лысые с черными бородками, а в монологе Филипп сетует на то, как Елизавета с печалью посмотрела на его седины :) Правда, на портрете Филипп Второй тоже не седой, а вовсе даже рыжий.

При этом гримеры по полной программе обеспечили сединами Инквизиторов. Я понял суть вчерашнего маскарада с Вячеславом Почапским: его надо было сделать совсем седым, не жертвуя бородой. Густые седые брови закрывали его собственные брови, а навесная седая борода - его собственную, не вполне седую, бороду.

Петр Мигунов в роли с характером - всегда многообещающая строчка в программке, и сегодняшний его Инквизитор - не исключение. Герой предстал не просто отталкивающим, а жутким. Редкие тонкие седые волосы, круги вокруг глаз - живой труп. Вся осанка и даже слепые движения - ни разу не беспомощные, а повелительные и зловещие. Пластика у Петра Мигунова потрясающая, и в дуэте двух басов он переиграл короля, хотя в "массе" голоса заметно уступал и сегодняшнему Филиппу, и вчерашнему Инквизитору. Браво! В очередной раз я удивился почему Петра Мигунова, певца с певучим подвижным басом и баритонально яркими верхними нотами, регулярно назначают на партии, обычно отдаваемые центральным басам и профундо. Впрочем, тем, кто назначает, и самому певцу - виднее.

Эльчин Азизов явил бас-баритональный вариант Родриго. Пусть без оглушительных ярких нот и ошеломляющих фермат, но вокально и, особенно, актерски Родриго получился интересным. Если кредо Родриго Игоря Головатенко я бы обозначил словом "благородство", то у Эльчина Азизова это будет "душевность" - очень по-человечески приятный образ. Во второй половине спектакля голос чувствительно устал и появился дребезг - все-таки, насколько знаю голос Эльчина Азизова, Родриго по тесситуре ему высоковат.

Яркое впечатление на меня произвел Олег Цыбулько. Первые несколько секунд я пытался его узнать в босоногом коронованном монахе с белым лицом. А потом монах запел голосом Олега - красиво, сочно.

На сайте БТ к программкам добавили фламандских делегатов. Оказывается, я вчера не узнал в костюме Даниила Чеснокова, чей бас удивительно темного (для столь юного певца) тембра запомнился мне по недавнему концерту Молодежной программы. Радует, что в этом сезоне новички Молодежной программы сразу получают партии со словами, а не ходят сезон "персидскими принцами". В двух спектаклях я отметил в крохотных партиях Герольда звонкие голоса новичков - Богдана Волкова и Арсения Яковлева.

Сегодня я понял почему вчера не обратил внимания на хор. Все просто: хор звучал так, как ухо привыкло слышать на записях. В сцене аутодафе хор очень порадовал слаженностью на коротких нотах и необходимой для гранд-сцены мощью звучания. Хор в монастыре также звучал убедительно - потусторонне и грозно. "Дон Карлос" - из тех опер, где хор не является одним из важнейших действующих лиц, но есть масштабные и сложные хоровые номера. Все они, по-моему, удались.

PS: Чтобы пресечь поползновения в буфет между сценами, Большой театр, наученный вчерашним опытом, применил ноу-хау. Как оказалось, достаточно было не включать в паузах действия приглушенный свет в зале. Публика сидела смирно и не порывалась к активным действиям. Примерно так же поступают с беспокойными птицами.

PPS: Перед Большим театром сегодня стояло не меньше двух десятков (!) автомобилей с посольскими флагами разных стран. Перед поклонами громко и пафосно объявили по трансляции, что цветы для сегодняшнего спектакля предоставлены... врать не буду, но что-то вроде "иностранными посольствами". Оцените какое море цветов подарили артистам и хору иностранные посольства:

« Последнее редактирование: Декабрь 19, 2013, 03:16:54 от buffone »

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #84 : Декабрь 19, 2013, 07:57:25 »
Уважаемый buffone, а что Вы скажете про второго дирижера?

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 154
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #85 : Декабрь 19, 2013, 08:22:03 »
http://www.kommersant.ru/doc/2371269

Трагедия в пыльном отеле

"Дон Карлос" в Большом театре

Большой театр впервые за полвека выпустил новую постановку одной из самых грандиозных опер Джузеппе Верди — "Дон Карлос" (в четырехактной итальянской редакции). Величаво-помпезное четырехчасовое зрелище создал английский режиссер Эдриан Ноубл, а дирижировал на премьере молодой американец Роберт Тревиньо. Рассказывает СЕРГЕЙ Ъ-ХОДНЕВ.

На сцене — уходящая вдаль грандиозная галерея, выглядящая вроде и обобщенно и в то же время немного напоминающая холл пятизвездного турецкого отеля, большой, но заброшенный. И без кровли. И снежок идет время от времени (особенно хорошо рифмуется с репликами про благоухание цветов в ночной тиши сада) — притом что сцены в лесу Фонтенбло, где действительно прописана зима, в использованной редакции нет. Нет, разумеется, мы все понимаем: образность, аллегоричность, суровый политический климат Испании времен Филиппа II, над которой Великий инквизитор простер совиные крыла. И тогда естественно воображаются персонажи в столь же абстрактных черных сукнах, снедаемые метафизической тоской.

В действительности, однако, создается ощущение, что сценограф (Тобиас Хохайзель) и художник по костюмам (Мориц Юнге) как-то не договорились. В декорациях-то, допустим, символизм: в сцене аутодафе еретиков сажают в клетки, поднимающиеся к падуге,— и оттуда они грустно смотрят на бунт инфанта Карлоса против коронованного отца, прежде чем их, изображая костер, не опускают в подсвеченный красным трюм. А потом и темница самого Карлоса показана клеткой, только побольше, причем очертаниями эта клетка нарочито напоминает гробницу, из которой в начале и в финале выходит покойный дедушка инфанта, император Карл V.

Зато гардероб спектакля — чистое, почти голливудское богатство в историческом духе. Нет спору, в виде стоп-кадров вся эта парча (особенно при отличном свете от Жана Кальмана), наверное, невероятно красива. Проблема в том, что в динамике все это смотрится обескураживающе пыльно. Заслуженный английский режиссер Эдриан Ноубл начинает свой текст для буклета постановки обнадеживающе: "Я гуманист. Прежде всего меня интересуют люди, интересуют персонажи сами по себе, их характеры". Тем не менее спектакль вместо интересно сделанных ярких характеров блистает в основном вереницей торжественно-неповоротливых клише. Чтобы спеть драматичный терцет, герои аккуратно, как по линеечке, выстраиваются на авансцене лицом в зал, застреленный Родриго начинает умирать, удобно устроившись на стуле, а потом даже и встает — ну, и так далее. Можно похвалить непринужденность, с которой артисты научились делать книксены и поклоны, но даже в таком "Дон Карлосе" это изящество вряд ли делает погоду.

А характеры певцам приходится отыгрывать в меру своих возможностей. Колоритнее всего предсказуемо получилась Эболи в исполнении Марии Гулегиной: примадонна и партию эту исполняла впервые, и вообще в Большом пела первый раз (на поклонах она с торжествующим видом поцеловала ладонь и потом приложила ее к сцене). Эболи, конечно, ее героиня, и пышное платье, старозаветные заламывания рук, отчаянный темперамент — это тоже ее. И устрой Большой театр затею с "Дон Карлосом" лет десять назад, она была бы феноменальной Эболи. Но сейчас, увы, возрастные сложности в голосе были слишком заметны, и разве что колоратуры в сарацинской песне о вуалях прозвучали крепко и старательно.

Самой состоятельной вокальной удачей премьерного состава оказалась Елизавета, ровно, красиво и стильно спетая Вероникой Джиоевой. Вот тут на некоторую картонажность роли вполне можно было закрыть глаза — все-таки качественная Елизавета для собственных, а не гостевых возможностей Большого театра безусловное достижение. Очень убедителен оказался король Филипп в исполнении Дмитрия Белосельского — тоже прекрасный объемный звук и притом относительно рельефный образ. Возможности пула солистов Большого в принципе выглядели оптимистично: и насквозь положительный Родриго получил не только добросовестного, но и способного исполнителя (Игорь Головатенко), и Великому инквизитору (Вячеслав Почапский) не хватало только более густой звучности и более мрачного апломба.

Лишь на титульную роль пригласили иностранца — Дон Карлоса пел молодой итальянец Андреа Каре, певец с примечательными (даже при некрасивых и размыто звучащих носоглоточных верхах) задатками, которые, правда, портили спорное чувство стиля, недостаток школы и изрядная наивность. В последней исполнитель главной роли прекрасно сходился с дирижером. Роберт Тревиньо очень воодушевленно провел отдельные сцены (вроде дуэта Филиппа с Великим инквизитором), те, что его увлекали, но в остальных легко терял и драматургическую нить, и ритм, с редкой безоблачностью воспринимая даже те моменты, когда певцы сбивались, разваливали ансамбли и фальшивили (чем особенно грешили солисты-мужчины в первых двух актах). Легче бы, конечно, было и не вспоминать о том, что Большой сейчас оказался без главного дирижера — но такая дирижерская работа поневоле заставит задуматься о том, что музыкальный руководитель Большому сейчас нужен вовсе не для красоты.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #86 : Декабрь 19, 2013, 09:36:36 »
Репортаж о спектакле на Культуре:
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/104785
Эдриан Ноубл и Роберт Тревиньо на "Худсовете". 17 декабря 2013 года:
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/104711

Оффлайн Demian Poor

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 253
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #87 : Декабрь 19, 2013, 09:43:07 »
Репортаж о спектакле на Культуре:
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/104785

"В Большом взяли за основу парижскую..."  :o


Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #88 : Декабрь 19, 2013, 09:46:29 »
Репортаж о спектакле на Культуре:
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/104785

"В Большом взяли за основу парижскую..."  :o
Но это лучше, чем тот репортаж, где объявляют Гулегину, а показывают Джиоеву.
http://www.gazeta.ru/culture/video/bolshoi_teatr_otmechaet_200-letie.shtml

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #89 : Декабрь 19, 2013, 09:54:58 »
Вот приличный развернутый репортаж:
http://rus.ruvr.ru/2013_12_18/exvideo-Premera-operi-Verdi-Don-Karlos-v-Bolshom-teatre-3603/

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 507
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #90 : Декабрь 19, 2013, 11:30:12 »
Вы, наверное, удивитесь, но я напомню, что Гулегина начинала даже не как меццо, а как контральто, так что это ещё большой вопрос, что именно применительно к её вокалу считать "природным", а что "неприродным". Как я заметил на последнем её сольном концерте, проведённом под рояль, где она многие сопрановые романсы транспонировала вниз, голос её ныне двинулся в обратном направлении, т.е. от верхов к низам, так что не вижу ничего криминального в том, что певица, находясь в хорошей вокальной форме, стала петь более адекватные нынешней настройке её голосового аппарата партии. Так же поступает Виолета Урмана, которая во всех интервью подчёркивает, что делает это отнюдь не по прихоти своей, а прислушиваясь исключительно к темброво-высотным изменениям своего вокала.
Так что репертуарное следование таким изменениям свидетельствует скорее об умении наблюдать за своим вокальным аппаратом, о знании его возможностей и склонностей, о наличии ума и психологической гибкости.

Спасибо за уточнение. Действительно, в разных направлениях может развиваться карьера, в зависимости от того, как меняется голос. Мне вспомнился другой пример – Даниэла Десси пела Елизавету на диске «Дон Карлос» Дзефирелли (1992 год). В этом году я слышала ее Аиду, очень понравилось.
Che mai sento!

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 507
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #91 : Декабрь 19, 2013, 11:58:18 »
Жертвы Инквизитора. Премьера оперы «Дон Карлос» в Большом театре

В Большом появился очередной хит – и снова, вслед за прошлогодней «Травиатой», повезло Верди

Марина Гайкович http://www.ng.ru/culture/2013-12-19/8_opera.html

Премьера оперы Верди «Дон Карлос» не оставила места провокации: овации были заслуженными, а страсти вокруг ухода Василия Синайского после этих спектаклей канут в Лету. Его отсутствие за дирижерским пультом спектакль не только не загубило, но, позволим предположить,  даже украсило: американец Роберт Тревиньо вышел из ситуации героем, перед которым теперь открыта дорога на самые большие сцены.
 
Ну что ж, в Большом появился очередной хит – и снова, вслед за прошлогодней «Травиатой», повезло Верди. Обесточенному скандалами театру эта постановка, на мгновение возвращающая слушателя в уже забытый «золотой век», как нельзя кстати.     

Дон Карлос – в первую очередь опера про политику и только во вторую – про любовь. В рамки этого сюжета можно было бы ловко загнать какую угодно концепцию – хоть про нас (одна сцена аутодафе чего стоит), хоть про марсиан, и наверняка получился бы прекрасный спектакль. Режиссер Эдриан Ноубл и художник Тобиас Хохайзель сделали оперу ровно о том, о чем написано в либретто. Бесконечные коридоры Эскориала (правда, не такие роскошные, как в оригинале) превращаются и в монастырь, и в сад, и в королевские покои, и в городскую площадь. Одинокие голые деревья, мокрый снег, кое-где – подтаявшие грязные сугробы: зима в Испании? Скорее всего – у каждого в душе. Чему радоваться? Потерянной любви? Предчувствию измены? Ужасу покарать собственного сына во имя удержания власти? Несчастьям уничтожаемых фламандцев или жутким сценам инквизиции? Каждый, каждый герой этой драмы давно потерял право на счастье, а Великий Инквизитор, кажется, вообще никогда не знал, что это такое – все человечное ему чуждо, он – как страшная тень, перед которой все падают ниц. Страшные неволюнтаристские времена: казалось бы, всего лишь один шаг против правил, одно отступление от строгих рамок политической узды, маленькая порция свободы, о которой так мечтают молодые Карлос и Родриго, и все образуется; но нет – даже ценой их жизни.
 
Королевский двор XVI века с его роскошными платьями и головными уборами – праздник для художника по костюмам. Женские и мужские туалеты в исполнении Морица Юнге изящны, даже учитывая их природную тяжеловесность; от сияющих золотым шитьем нарядов королевской четы веет вопреки торжественности момента могильным холодом – когда в белых рубахах и длинных колпаках выводят еретиков. Сцена аутодафе, пожалуй, самая эффектная – когда спускающиеся с неба клетки прерывают всеобщее ликование и заставляют толпу замереть (сцена эта словно сошла с полотен великих живописцев), когда сын скрещивает шпаги с отцом, лучший и верный друг предает, а полный нежности голос с небес заставляет услышать и вопли сжигаемых заживо.   
Самое ценное в этой постановке то, что она не затмевает музыку Верди, наоборот, дает возможность услышать комментарии композитора, зашифрованные в партитуре. «Слезы» флейты в арии Елизаветы, бархатный любовный кларнет в сцене прощания Елизаветы и Карлоса, низкую траурную медь, предвещающую гибель Родриго, наконец, исполненную печали виолончель во вступлении к арии страдающего короля Филиппа. Дирижер Роберт Тревиньо, стараниями Василия Синайского получивший право играть премьеру, превратил оркестр пусть и не в идеально слаженный, но живой и, самое главное, театральный организм, способный одной только интонацией передать все страсти драмы.
 
Кастинг заставил поверить в собственные силы: лучшими, и это втройне приятно, оказались наши певцы. Итальянец Андреа Каре был, очевидно, не в форме, местами был близок к срыву, но, к счастью, выстоял. Игорь Головатенко, пожалуй, сделал свою лучшую роль на сцене Большого: сочный, страстный баритон вкупе с актерской динамикой совпали в его интерпретации партии Родриго. Дмитрий Белосельский – только пением способный из бескомпромиссного, властного правителя превратиться в человека, обнажающего свои слабости, Вероника Джиоева – нежная и покорная Елизавета с идеально ровным сопрано. Наконец, Мария Гулегина – примадонна с недюжинным актерским дарованием, настоящий боец, способная взять себя в руки и неровности первой арии затмить колоссальной энергией второй, заставив и зрителя поверить в раскаяние Эболи.
« Последнее редактирование: Декабрь 19, 2013, 17:34:46 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #92 : Декабрь 19, 2013, 12:13:14 »
а что Вы скажете про второго дирижера?

Оркестр я не заметил :) Обычно это говорит о том, что на уровне любительского восприятия все было в порядке. Темпы - адекватные. Громкость - достаточная. Певцов на местах, откуда я слушал, было хорошо слышно (Гектор Сандоваль не в счет - его голос не подходит ни для Большого, ни для Карлоса, поэтому неоднократно заглушался оркестром). Не скрою, вчера я много следил за дирижером Джакомо Сагрипанти и проникся к нему уважением, когда увидел, как он в ансамблях без устали показывает вступления всем участникам. Правда, Елену Бочарову это не уберегало от систематических неточных вступлений - тут уже дирижер не властен.

Что касается более тонких материй, то здесь я не компетентен и сам хочу дождаться "официальной" рецензии на профильных ресурсах (надеюсь, событие будут освещать Цодоков и/или Курмачёв). Пока в массовой прессе, к сожалению, - пир дилетантов и коммерсантов. Вот, кстати, о коммерсантах.

Самой состоятельной вокальной удачей премьерного состава оказалась Елизавета, ровно, красиво и стильно спетая Вероникой Джиоевой.

Да ну? А мне показалось (как я и прогнозировал), что Вероника Джиоева оказалась слабым звеном в очень сильном премьерном составе.

Вчера в сравнении кристаллизовалась мысль: королева Елизавета была во втором составе. А Вероника Джиоева в "Доне Карлосе", манерами скорее напоминала Виолетту. ХодневЪ часто вызывает у меня человеческое сочувствие. При наличии опыта и вкуса ему приходится, подставляясь профессионально, говорить поперек правды, следуя в фарватере медийных трендов. Повинуясь воле тех, кто раскручивает Веронику Джиоеву, продвигая ее в примы и медийные фигуры (не берусь сказать принадлежит здесь инициатива больше национальной диаспоре или антрепризной мафии, но результат налицо). Иначе денег не заплатят. Ну что ж - оправданием является само название издания, где работает ХодневЪ.

Возможности пула солистов Большого в принципе выглядели оптимистично: и насквозь положительный Родриго получил не только добросовестного, но и способного исполнителя (Игорь Головатенко)

Мой склероз протестует! Головатенко на сегодня - приглашенный солист из главной московской сокровищницы баритонов - театра "Новая опера". Или я не в курсе подводных течений и грядущих перемещений? "Добросовестный и способный" - так себе формулировочка в отношении главной звезды премьеры.

Действительно, в разных направлениях может развиваться карьера, в зависимости от того, как меняется голос. Мне вспомнился другой пример – Даниэла Десси пела Елизавету на диске «Дон Карлос» Дзефирелли (1992 год). В этом году я слышала ее Аиду, очень понравилось.

Должен заметить, что Елизавета и Аида по тесситуре и характеру - партии для одного и того же типа голоса (лирико-драматическое сопрано). Даниэла Десси удивляет другим. Во-первых, тем, что со своим не самым подвижным голосом довольно успешно пела Моцарта и бельканто, во-вторых - творческим долголетием, поскольку из-за затратности примадонских лирико-драматических партий певицы более или менее быстро переходят на более тяжелый (драматический) репертуар, где нет жесткой необходимости четко пропевать пиано (Тоска, Турандот, драмсопрановая традиция Абигайль).
« Последнее редактирование: Декабрь 19, 2013, 12:34:36 от buffone »

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 507
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #93 : Декабрь 19, 2013, 12:21:27 »
Действительно, в разных направлениях может развиваться карьера, в зависимости от того, как меняется голос. Мне вспомнился другой пример – Даниэла Десси пела Елизавету на диске «Дон Карлос» Дзефирелли (1992 год). В этом году я слышала ее Аиду, очень понравилось.

Должен заметить, что Елизавета и Аида по тесситуре и характеру - партии для одного и того же типа голоса (лирико-драматическое сопрано). Даниэла Десси удивляет другим. Во-первых, тем, что со своим не самым подвижным голосом довольно успешно пела Моцарта и бельканто, во-вторых - творческим долголетием, поскольку из-за затратности примадонских лирико-драматических партий певицы более или менее быстро переходят на более тяжелый (драматический) репертуар, где нет жесткой необходимости четко пропевать пиано (Тоска, Турандот, драмсопрановая традиция Абигайль).

Собственно, я о творческом долголетии, причем "в рамках" одного репертуара, и вела речь. Десси в прекрасной форме, дай Бог каждой более молодой певице такой голос. За рассказ об особенностях карьеры Десси тоже спасибо.
Che mai sento!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #94 : Декабрь 19, 2013, 12:59:13 »
Решил прочесть что ХодневЪ сказал про Гулегину - лучше бы не читал, продолжал бы считать, что у Ходнева есть хоть какие-то представления о предмете его статей.

И устрой Большой театр затею с "Дон Карлосом" лет десять назад, она была бы феноменальной Эболи. Но сейчас, увы, возрастные сложности в голосе были слишком заметны, и разве что колоратуры в сарацинской песне о вуалях прозвучали крепко и старательно.

Ведь правда на нашем форуме никому не надо объяснять, что процитированное выше высказывание содержит беспардонную ересь в двух экземплярах? Раз - про Гулегину-Эболи десять лет назад и два - что Гулегиной лучше всего в партии удались восточные фиоритуры в песенке про фату.

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 507
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #95 : Декабрь 19, 2013, 17:29:10 »
Мокрый снег завалил Испанию

Премьера «Дона Карлоса» прошла в Большом театре

Екатерина Кретова http://www.mk.ru/culture/article/2013/12/18/961627-mokryiy-sneg-zavalil-ispaniyu.html

Лучший способ борьбы с шатаниями и потрясениями — традиционный консерватизм. Он созидателен в любой сфере, но в области официального имперского искусства, к которому, безусловно, принадлежит опера вообще и Большой театр в частности, этот метод подходит идеально. Что и продемонстрировал ГАБТ, поставив оперу Верди «Дон Карлос». Получился мощный, эффектный, высококачественный по всем параметрам спектакль — настоящая «большая опера» в ее лучших традициях. Именно то, что, по мнению корреспондента «МК», должен являть публике главный театр страны.

Пожалуй, ключевое слово, которым можно охарактеризовать спектакль, поставленный дирижером Роберто Тревиньо, режиссером Эдрианом Ноублом и художником Тобиасом Хохайзелем, — это объем. Глубокая перспектива, заявленная в первой же сцене (гигантская анфилада, четкая геометрия линий, ощущение открытого пространства), работает на протяжении четырехчасового представления, меняясь, обретая новые детали и подробности. В том числе и довольно необычные: в Испании выпал мокрый снег. Деревья голы, небольшие сугробы подтаивают. Это, пожалуй, самое депрессивное состояние природы: еще не зима, уже не осень — унылая природа, которая так не соответствует бурлящим страстям и так точно их подчеркивает.

Объемны и характеры персонажей. Казалось бы, в классической опере действующие лица имеют право на однозначность и даже плакатность. Но музыка Верди, к которой чутко, с заслуженным восторгом прислушиваются создатели спектакля, раскрывает психологическую глубину и индивидуальность каждого героя. При этом драматическая убедительность не конвертирует оперу в драму: певцы остаются певцами и применяют актерские технологии, свойственные музыкальному, а не драматическому театру. Поэтому и Дмитрий Белосельский в роли короля Филиппа, и Игорь Головатенко в партии маркиза Позы лепят свои ярчайшие характеры в равной степени вокальными и актерскими средствами, доказывая, что они могут быть неотделимы друг от друга.

Ария короля Филиппа из третьего акта, своеобразный дуэт баса и виолончели — один из величайших шедевров мировой музыкальной культуры — стал замечательным эпизодом спектакля, в котором гармонично совпало все: работа режиссера, сценографа, художника по свету (Жан Кальман) и, конечно, исполнителя Дмитрия Белосельского. Женские партии оказались не менее сильны: у Марии Гулегиной в роли Эболи — мощный и непростой образ, особенно ярко раскрывшийся в ее последней арии. Ну а Вероника Джиоева в партии Елизаветы раскрылась как выдающаяся певица и актриса: женственность в сочетании с духовной силой, красота насыщенного обертонами тембра в синтезе с отличной вокальной техникой — все это буквально завораживает.

Возможно, наименее сильным звеном в связке главных фигур спектакля стал приглашенный итальянский тенор Андреа Каре (Карлос), голос которого часто звучал напряженно и излишне форсировано. Однако и ему удалось создать характер, органично вписавшийся в сложный режиссерский пазл, в котором нет ничего от замучившей «авторской режиссуры». Постановщики как будто просто следуют традиции, но именно эта мнимая простота делает спектакль чрезвычайно интересным, наполняет его подлинными, а не профанными, музыкальными и сценическими событиями. Эдриан Ноубл более десяти лет проработал худруком Королевского Шекспировского театра, и этот опыт читается в решении вердиевского оперного полотна. Одна только сцена с казнью еретиков поражает своей объемностью — драматической, музыкальной, визуальной. Не последнюю роль здесь играют и костюмы Морица Юнге: массовка будто бы сошла с картин фламандских мастеров. Впрочем, хор в этом спектакле массовкой назвать нельзя: грандиозные хоровые сцены — сильнейшая сторона партитуры «Дона Карлоса» — решены безупречно.

Объем отличает и работу оркестра: маэстро Тревиньо исполняет вердиевскую партитуру страстно и невероятно театрально. Яркие контрасты — динамические и тембровые, подвижные темпы, выразительная агогика, эффектные моменты абсолютной тишины — все это дает энергетический завод, возникающий с первых тактов увертюры и не покидающий до финальных аккордов.

Интересно, что, несмотря на протяженность спектакля, зрители не покидают зал. Оказывается, история политических интриг, любви, верности, предательства, долга, стремления к свободе, рассказанная столь «традиционными» средствами, цепляет нас сегодня не по-детски. Потому что сделано все очень талантливо.
Che mai sento!

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 507
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #96 : Декабрь 19, 2013, 17:33:46 »
На сто лет назад

В Большом театре поставили «Дон Карлоса» Верди
Текст: Ирина Муравьева http://www.rg.ru/2013/12/19/teatr.html

Под занавес года, прошедшего в фокусе 200-летия Верди и Вагнера, на сцене Большого театра появился монументальный вердиевский «Дон Карлос». Постановку 4-актной «итальянской» версии партитуры осуществили Эдриан Ноубл (Великобритания), художник Тобиас Хохайзель (Германия) и дирижер Роберт Тревиньо (США).

Демарш за две недели до премьеры «Дон Карлоса» музрука Большого театра Василия Синайского, выступавшего к тому же музыкальным руководителем постановки, подогрел интерес к спектаклю: успеет ли теперь кто-нибудь вытянуть сложнейшую партитуру и не придется ли переносить премьеру? С ситуацией театр справится «безшовно»: молодой американский дирижер Роберт Тревиньо, репетировавший «Карлоса» в качестве второго дирижера, приятно удивил на премьере качеством оркестровой работы и внятной дирижерской трактовкой. Надо заметить, что сам материал вердиевского «Дона Карлоса» с его отсылом к мрачной истории короля Филиппа II, в эпоху которого Испания пережила «золотой век» инквизиции с персонажами оперы – королями, повстанцами и инфантами, с музыкой, полной сложнейших ансамблей, арий и хоров – драматически отточенных до какого-то шекспировского накала, – просто создан для эффектного и масштабного театрального воплощения.

Это настоящая гранд-опера, требующая от театра сотен артистов: хор, миманс, сценический оркестр и ансамбль солистов самого высокого разряда. В «Карлосе» – труднейшие арии, часто превращающиеся в драматические моно-сцены, ансамбли, требующие тончайшей музыкальной координации. И именно здесь точная, ясная работа дирижера Тревиньо, умеющего развернуть во всех деталях вердиевскую логику, дать безошибочные темпы, была очевидной.

В сценическом же решении «Дон Карлос» оказался в разряде консервативного, почти церемониального оперного театра, напрочь отвергающего модернистскую многослойность. Режиссер Эдриан Ноубл не стал нагружать спектакль ни аллюзиями на современность, ни рефлексиями героев, ни модными телесными откровениями, зато с какой-то музейной скрупулезностью воссоздал атмосферу даже не Испании XVI века, а традиционалистского по своей эстетике, оперного спектакля.

Первое ощущение от нового «Дона Карлоса», что на машине времени попал куда-то далеко назад – на 40, может быть, на 60, а может, и на сто лет назад. Время не важно. Важно, что это не оптический обман (за счет костюмов и сценографии), а намеренная эстетика. Певцы поют в зал, лицом к дирижеру, практически не обращаясь друг к другу, даже когда объясняются в любви. Бытовой жест отсутствует – каждое движение, поворот головы, реакция регламентированы, чему, кстати, способствуют и «исторические» костюмы по испанской моде XVI века: узкие колеты, воротники-жернова, жесткие корсеты.

Каждая сцена выстраивается как зрелище, – церемонии, эффектные массовки, где сотни людей, включая детей, шествуют по сцене с крестами, хоругвями, оружием, флагами, надвигаются бунтом, рассеиваются придворными танцами, собираются вокруг разверзшегося адской полостью сценического пола, поглотившего в клубах дыма грешников на аутодафе. Декорации впечатляют скорее лаконичностью: пустая галерея Эскориала, монастырь Сан-Юсте с гробницей императора Карла V, появляющегося «шекспировским» призраком из своей усыпальницы, безводный фонтан, – место тайного свидания королевы Елизаветы с Карлосом, аскетичный кабинет-келья Филиппа II (художник – Тобиас Хохайзель).

Но ударной частью спектакля оказалась история «характеров», разыгранная певцами. Главный козырь «Дона Карлоса» – Мария Гулегина, звезда вердиевского репертуара, дебютировавшая наконец на сцене Большого театра, причем не в какой-то коронной своей роли, а впервые в партии Эболи, написанной для меццо-сопрано. Эксперимент удался, хотя и не совсем ровно. Но Эболи Гулегиной – сильная, страстная натура и разная: то лирическая, на полутонах объясняющаяся в любви с Карлосом, то тигрица, выпускающая «когти», взрывная, пробивающая эмоцией каждую ноту, меняющаяся в каждом такте. Королева Елизавета у Вероники Джиоевой, наоборот, сдержана эмоционально, но ее темперамент, гибкий голос прорываются в сценах с Эболи и Карлосом. Безусловно, состав, собранный в спектакле, – Дмитрий Белосельский (Филипп II), итальянец Андреа Каре (Дон Карлос), Игорь Головатенко (Родриго), Вячеслав Почапский (Великий инквизитор), продемонстрировал довольно высокий класс, учитывая, что традиция исполнения этой оперы в России скупая. Поэтому премьера ее оказалась уместной не только по случаю юбилея Верди. А гранд-стиль спектакля вписался не только в интерьер золоченого зала Большого театра, но и в новый европейский тренд, так озадачивший в этом году продвинутую публику Зальцбургского фестиваля.
Che mai sento!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #97 : Декабрь 19, 2013, 22:04:54 »
Все-таки с обоими Филиппами комично получилось: и Белосельский, и Шивек лысые с черными бородками, а в монологе Филипп сетует на то, как Елизавета с печалью посмотрела на его седины :)

Забыл написать про еще одну странность постановки. Когда Елизавета вбегает к Филиппу, то проходит вокруг стола, на котором открыто стоит ее шкатулка, о пропаже которой она и пришла сообщить королю. Таким образом, на шкатулке как-будто лежит шапка-невидимка - до момента, когда король извлекает из шкатулки портрет Карлоса на цепочке (некоторые зрители, не успевшие прочесть титры, решают, что это карманные часы). Мне говорят, что король набрасывал платок на шкатулку, но я не могу припомнить - ни как набрасывал, ни как сдергивал. Было такое?

Не говоря о том, что без первого акта история появления портрета Карлоса у Елизаветы остается для непосвященной публики за кадром.

И еще интересный момент. Для меня открылся новый ракурс сюжета оперы.

Дело в том, что из интродукции в Сант-Джусто не все понимают интригу со сменой предназначения Елизаветы во имя заключения мира. Не зная событий первого действия парижской редакции часть публики начинает недоуменно шептаться, когда из диалога Родриго и Карлоса узнает, что Карлос любит свою мать (там еще тутти добавляет экспрессии моменту). Т.е. для тех, кто пропустил титры и не вник в либретто, любовный треугольник в сюжете превращается в инцестные отношения с неизбежным привкусом эдипова комплекса. Я бы никогда до такого не догадался, но на обоих спектаклях рядом нашлись люди, подумавшие именно так. Например, девочка лет четырнадцати прямо-таки возмутилась извращенной фривольностью сюжета и, судя по рассеянным объяснениям мамы, та тоже не поняла перипетий, переживала, что привела ребенка на такую крутую взрослую драму.

Все-таки пятиактная версия - полноценное произведение, а четырехактная не только оставляет впечатление обрубка (хотя бы потому что ария главного героя - в первом действии парижской редакции), но даже, как выяснилось, имеет подводные камни восприятия неподготовленными слушателями.

А еще в пятиактной редакции есть балет... :)

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #98 : Декабрь 19, 2013, 22:14:11 »
А пятиактная будет заканчиваться в полночь, и большинство будет уходить после третьего в антракте. Вы считаете, это лучше? Кто не в состоянии перед спектаклем краткое содержание прочесть, пусть в театр не ходит. Защита от дурака только в технике хороша, в театре это неприемлемо.

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: «Дон Карлос» Верди в Большом театре
« Ответ #99 : Декабрь 19, 2013, 22:20:08 »
А пятиактная будет заканчиваться в полночь, и большинство будет уходить после третьего в антракте.

Можно добавить первое действие и балет, но по-прежнему давать спектакль с одним антрактом :)

Кто не в состоянии перед спектаклем краткое содержание прочесть, пусть в театр не ходит. Защита от дурака только в технике хороша, в театре это неприемлемо.

Так ведь мало кто внимательно читает. Не интересно же будет смотреть, если знать чем дело кончится ;)