Автор Тема: «Аида» Верди в МАМТ  (Прочитано 68901 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #75 : Апрель 12, 2014, 14:55:21 »
Коллеги, кто побывал, размещайте отклики.
Мне тут пишут, что хотят сначала оба состава послушать, а затем уже высказаться :) Но вдруг кто-то захочет высказаться и по отдельности о каждом составе.

У меня на этой неделе оперный марафон, так что сил писать уже нет. Может, завтра напишу? :)) А пока хватило сил, только чтобы выложить рукопись в соответствующем разделе форума, welcome.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #76 : Апрель 12, 2014, 15:15:58 »
Интересный репортаж о том, как проходили репетиции "Аиды"


Репетиция оперы: репортаж призрака http://www.kultpro.ru/item_229/

11 апреля 2014 Вячеслав Курицын

В Москве — премьера «Аиды» Петера Штайна

Аида, эфиопская пленница царских кровей, полюбила египтянина Радамеса, способного полководца, на чью любовь претендовала и дочь фараона Амнерис. Полководец, как водится в таких случаях, предал родину. Радамеса и Аиду замуровали. Амнерис тоже умерла — на их могиле. Это было давно, а когда точно, не знает даже композитор Верди, сочинивший про эти дела оперу, действие которой происходит в некотором абстрактном экзотическом прошлом. Неверной московской весной эту историю ставит в Музтеатре Станиславского и Немировича-Данченко семидесятисемилетний немец Петер Штайн. Это он придумал, чтобы Амнерис покончила с собой, композитор вообще-то завершал тем, что она нравоучительно распевает над плитой, прихлопнувшей беззаконных влюблённых.

Энергичный человек, лица в темноте не вижу, объясняет по-французски группе собравшихся вокруг него людей, что Радамес будет входить (или уходить?) не в бок, а под большую арку. Отдельно обращается к жрецам и министрам: «Жрецы и министры! Вчера в финале было необходимо встать, а вы не встали!»

Я только вошёл, пытаюсь сообразить, что именно сейчас происходит. Женщина дважды оборачивается, и кажется, я слышу, как она недоуменно обронила слово «мужчина»… Дескать, почему тут стоит мужчина? Я как раз допускаю, что могу стоять не там, где надо, я на репетиции «Аиды» в Музтеатре Станиславского, обещал вести себя тихо и никому не мешать, сейчас отойду, но меня удивляет, что я совершил что-то не то именно по гендерному признаку. Ах, вот оно что. Люди начинают вдруг петь, и я понимаю, что стою за женской группой хора, действительно, все мужчины — с другой стороны полукруга, я поспешно туда перехожу, смешиваюсь с существами своего пола. Этот разношёрстный коллектив: вот пенсионер с лицом завсегдатая доминошного кружка, вот фат в вызывающих сапогах, вот хипстер в кроссовках — хор. Здесь на меня не косятся и не удивились бы, наверное, если бы и я подпел, но я слов не знаю.

Я не понимаю в этот момент, что хор будет стоять на том же месте и во время спектакля, что его слышно в зале, что это — боевая позиция. Мне сказали, что репетиция на большой сцене, я вошёл туда изнутри театра, полагая обнаружить большое светлое пространство, сцену и зал одновременно, а оказался в помещении пусть и громадном, как заводской цех, но очень тёмном, и тут люди вокруг запели, и я всмятку сообразил, что, наверное, репетиция проводится за закрытым занавесом и состоит на данный момент в дрессировке хора.

Вот он мгновенно исчез, хор, я даже не понял куда, а я остался ждать, что сейчас он вернётся, что объявили, не знаю, перекур. Издалека раздается пение: мужчина и женщина, я почему-то решаю, что это где-то «в учебных классах» (хотя какие «учебные классы» в театре; просто я сильно смущён присутствием на священнодействии и мало соображаю), что это параллельная работа, а основная сейчас возобновится здесь.

Некоторое время я ошалело брожу по сцене, среди каких-то занавесок и фальшивых стен. Я не знал, что сцена настолько большая. С какой стороны зал, не ясно. Вокруг золотого банана-курильни, включён дым, дополнительно уменьшает видимость. На меня движется лестница метров десять в высоту, поспешно отхожу вглубь, под сень огромного шахматного коня. Конь не из «Аиды»: я знаю, мне раньше рассказывали, что декорации к «Итальянке в Алжире» не влезают на склад, а потому хранятся на окраине сцены. Постепенно я понимаю, что тусовался с хором сбоку, в «кармане», а собственно сцена, выходящая в зал, вот за теми огромными конструкциями, и голоса раздаются именно оттуда. То есть центр репетиции — там, и она вовсю идёт, а вовсе не пауза.

Мужчина явно поёт баритоном, и я догадываюсь, что это отец Аиды, царь эфиопский (единственный баритон в опере), убеждает дочь склонить влюблённого в неё Радамеса, полководца египетского, чтобы тот изменил родине. Догадаться нетрудно: я знаю, что репетируют третий и четвёртый акты, а эта жизнеутверждающая беседа происходит как раз в начале третьего. Пытаюсь обойти конструкцию, выхода на авансцену нет. Вскоре уже знакомая мне лестница приходит в движение, и не только она. Чёрные шпалеры ползут вниз. «Головы! Осторожно, головы!» — лейтмотив реплик на сцене на протяжении всего вечера. Белый куб проехал, декорация меняется по ходу акта. В «Аиде» семь сцен, автор просил менять декорации после каждой, режиссёр так и делает, с шестью переменами. В результате в конструкции организуется трапециевидный проём, и сквозь него я вижу вдруг в голубой подсветке (словно тучи разошлись и небо мелькнуло) дирижёра Феликса Коробова: мимолетное видение, волшебный просвет.

Пол в двух метрах от меня вдруг едет вверх, кусок сцены с курящимся бананом (это лодка, а не банан, впрочем) поднимается, обнажая механизм, перекрещенные железные мускулы машины. Четверо хористов забираются на декорацию и распластываются там сверху, словно таясь от кого-то: наверное, я пойму, что имелось в виду, когда буду на днях слушать спектакль. На сцене метки — «Дым», «Крылья», «Трибуна. 1 акт, карт.2». По этим меткам фиксируются декорации. Жрецы (или министры) сгуртовались вокруг фараона (если это фараон) и густо выводят «Радамес! Радамес!» В оркестровой яме в данный момент пусто, но несколько музыкантов, группка духовых и большой барабан, репетируют свой кусок в глубине сцены, подстраиваются под «Радамес, Радамес».

Прямо у выхода со сцены закуток с брусьями для балетных, они тут разминаются. В «Аиде» есть что сплясать. Танцовщицы, как кошечки, потягиваются на полу, принимая позы, которые в другом контексте воспринимались бы даже и не напишу с какой температурой, а тут спокойно, как чистые формы, люди работают. Представитель МЧС играет в телефон. Мечи, копья и ещё какие-то колюще-режущие прибамбасы торчат из пластмассовых мусорных баков. Сначала я удивляюсь, что Штайн потащит на сцену современный пластмассовый мусорный бак, а потом соображаю, что баки — просто тара.

В какой-то момент в глубине сцены, когда я пытался подслушать разговор двух актёров в боевых шлемах (что-то про гаражный замок), меня вновь обволакивает и оттесняет внутрь декорации женская часть хора. Очень спокойный хормейстер голосом столь отвлечённым, что сразу вспоминается, в каких отношениях опера находится с вечностью, велит подопечным включить мягкое сопрано. А одна, молоденькая, ухитрялась писать между куплетами эсэмэс, если мне простят такое вульгарное слово. Хор снова разбредается. «Говорят, будет прогонять сегодня от начала до конца». — «Да ради бога!» — «Нет-нет!» Видимо, у каждой свои планы на вечер.

«Прыгалку кому?» — «Володя, подай вправо». — «Маэстро, значит, вы вляпались в какое-то дерьмо». — «Какая, говорю, двойная сплошная. А он лыбится». — «Парики ещё не все готовы». — «А почему убрали? Не видно, что ли?» — «Какую шоколадку? У меня пятьдесят копеек в кармане». — «Прыгалку Радамесу». — «Тебе идёт ряса».

Прыгалку (скакалку) Радамесу нужно, чтобы ему связали руки, с ней прибежала небольшая брюнетка с чуть вздёрнутым носиком. Она везде — за пультом, у декорации, позже я и в зале её увижу: руководит певцами, кому когда выходить, следит за монитором, видеооператора за рукав оттащила из-под наезжающей конструкции. Видимо, это ведущая спектакля, есть такая должность, зовут её Олей, а фамилию я узнаю из программки, мог бы и сейчас узнать и сказать, но пусть репортаж остаётся таким слегка привиденческим: я ни с кем не вступаю в контакт. Ничего специально не выясняю, просто хожу и смотрю.

Штайн в зале, на режиссёрском месте, очень моложавый, живой. Живёт он в Италии, а здесь говорит на четырёх языках: на английском — с актерами (через строгую переводчицу с руководящим голосом), по-французски — с соратниками по постановочной бригаде, по-немецки дал в фойе интервью телевизионщикам (а мимо в этот момент пропрыгали две прекрасные танцовщицы, откуда куда — бог весть). «На четырёх», — я сказал для словца слегка красного, по-русски Штайн высказывается нечасто и отрывочно: «Раз-два-три», «Повторяем»… Требует больше места для прохода Аиды, куда кому встать, «иначе никто не увидит ни отца, никого». Созвал в зале певцов, очень энергично им рассказывает про то, кто кого любит, после перерывчика решительно поднялся на сцену, вошёл в проём-трапецию, громко чихнул, созвал кворум и начал гонять жрецов по лестнице. «Нижние юбки подрежем, и верхние юбки подрежем тоже». Крупный актёр, которого я принял за фараона, путается в юбках, поминутно оборачиваясь со ступенек, спрашивает несколько раз: «Нормально так? Так нормально?»

Нормально, да. Покой окутывает душу, когда наблюдаешь нормальную работу машины театра, сотни людей перемещаются по замысловатым траекториям, хорист в цивильной одежде не отличается от журналиста с блокнотом и от рабочего сцены, египтянин — от эфиопа, но в нужный момент каждый окажется в своей форме на своём месте, вспыхнет ежедневное чудо спектакля.

Штайн говорил в интервью пару раз, что видел всего две-три постановки «Аиды» и никогда не видел разухабистый блокбастерный спектакль Дзефирелли на Арене в Вероне. Сейчас он повторяет это в телекамеру. Девушка с микрофоном интересуется, от каких решений Штайн сразу отказался, а он что-то толкует против помпезности, против огромных сфинксов и колонн в форме лотоса: «Это интимная история, любовный треугольник» и постановка соответствующая. Неразмашистая. Смотришь из зала — декорации и впрямь не то что минималистские, но лаконичные. Но я видел их со стороны сцены: какая там машинерия грандиозная — за лаконизмом.

Чудо — вещь во многом технологичная. А волшебство как заводится в механизме — стороннему глазу не разглядеть.
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 415
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #77 : Апрель 12, 2014, 15:21:16 »
 Странная рецензия... При чём тут глянец, дизайн и фотостудии? В спектакле великолепная сценография - и это не глянец, а настоящее искусство. Минималистскими средствами, довольно условными создана египетская атмосфера. Очень скупо, но выразительно используется цвет: например, белый, чёрный и золотой ( как фон папирусов).
Это действительно красивый спектакль, сделанный с большим вкусом и элегантной простотой.
Это по поводу рецензии в МК

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #78 : Апрель 12, 2014, 15:29:39 »
Виталий Третьяков http://v-tretyakov.livejournal.com/1175107.html

"Аида" в постановке Петера Штайна

Вернулся из театра Станиславского и Немировича-Данченко.
Бессмертная эталонная опера Верди "Аида".
Премьера.
Мне понравилось.
Даже очень. Прежде всего, все солисты и хор были в ударе. Великолепно пели.
Понравилась (с некоторыми оговорками) работа художника-постановщика Фердинанда Вёгербауэра. Особенно там, где он не злоупотребляет (намеренно) минимализмом.
В общем и режиссура Штайна понравилась, хотя я бы предпочёл натуральных фараонов, лошадей, слонов, эфиопов, пирамид и храмов.
Пели, повторю, отлично.
Теперь в Москве есть своя "Аида". Обязательно сходите и послушайте. Классику не пропьёшь, особенно если поют хорошо.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #79 : Апрель 12, 2014, 16:50:18 »
Пишет Слава (_arlekin_) http://users.livejournal.com/_arlekin_/2804903.html

"Аида" Дж.Верди в МАМТе, реж. Петер Штайн (генеральная репетиция)

Оценивать музыкальное качество по прогону, конечно, некорректно - можно только отметить, что Феликс Коробов, за исключением отдельных ярко выраженных кульминаций, задает медленные темпы и оркестр у него звучит плавно, чуть приглушенно, сглаженно - что, в принципе, очень здорово, но, по-моему, для Верди не слишком подходит, получается несколько манерно, да и вообще неубедительно, уж на Верди-то можно и "пореветь", по крайней мере, как выражаются в подобных случаях матерые представители прогрессивной музыкальной общественности - "мяса не хватает". Тем не менее "вегетарианский" Верди как вариант небезынтересен. Однако в любом случае спектакль привлекает внимание именем режиссера, пускай и слава его давно отгремела и в мире сейчас другие постановщики ходят в тузах. Штайн говорит, что в "Аиде" противопоставлены "цивилизация" и "варварство", "первый мир" и "третий" - визуально это в постановке обозначено достаточно наглядно, но концептуально не развито. Вообще элементов драматического действия в спектакле раз-два и обчелся: ну ревнивая Амнерис, правда, попинывает ногами соперницу-рабыню; бурные объяснения в третьем акте

Аида хватает отца за ноги, затем Амонасро подслушивает их с Радамесом разговор, а за ними подсматривают стражники и спешат доложить Амнерис (мизансцена в духе "янычары пошли, пошли янычары"); а в предпоследней картине Амнерис нервно страдает, пока жрецы за задником судят Радамеса, а в финале вскрывает себе вены на камне, загородившем темницу любимого, и картинно истекает клюквенным соком. В целом же он тяготеет к ораториальному формату: исполнители ходят под прямым углом и воздевают руки кверху. На такой формат работает и минималистская сценография (причем скорее условно-абстратного, чем исторического характера; поражают хайтековой стерильностью фараоновы подвалы в шестой картине), и свет, и костюмы (не в пример декорациям как бы "исторические", но артисты в них все же больше смахивают на инопланетян из кинофантастики 1970-х), и отбивка занавесом каждой картины. Апофеозом такого подхода становится вторая картина в храме Вулкана, с опускающимся из округлого проема солярным знаком в виде блестящего металлического щита. Зато Штайн не отказывается от пафосного прохода войск с флагами и пленными в картине "у ворот Фив", более того, добавляет к шествию современный духовой оркестр, с тромбонами, с тубой и, как полагается, с мини-пюпитрами. Еще одна дань "современности" - полуголая Амнерис со спины, одеваемая служанками: в сравнении с "Русланом и Людмилой" Чернякова целомудренно, но по теперешним понятиям уже почти крамола. Смешным (не забавным, а именно смешным, даже нелепым) показался мне танец "зеленых человечков" в покоях Амнерис (кого на самом деле изображала детская балетная группа, я до конца не понял - вероятно, юных пленников). А впрочем, статичность ритуала в конфликте с подвижностью живых чувств, неподконтрольных государственной логике - в этом, пожалуй, есть смысл.
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #80 : Апрель 12, 2014, 22:13:05 »
Классику не пропьёшь, особенно если поют хорошо.

Ну это он слишком оптимистично: пропить можно что угодно. Особенно в наше время.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #81 : Апрель 12, 2014, 23:16:58 »
Вот ещё один отзыв на вчерашний спектакль.

iri_im http://iri-im.livejournal.com/298411.html

"Аида", Петер Штайн, 11 апр МАМТ

Необходимо очень всерьёз воспринимать слова Петера Штайна о постановке: об "Аиде" Верди, как об истории двух женщин и одного мужчины. Добавила бы ещё - в отстутствие толерантности. Толерантность - не об этих троих.
Талант Ш. смешал времена, эпохи, религии - отстраненная жёсткая геометрия минимализма в сценографии, знамёна победителей-триумфаторов в Фивах, вызывающая синтетика одеяний жрецов. Против привычных благодати Нила, шеста с соколом-Гором или прозрачного льна древнего Египта. И такие примечательные субтитры над сценой - здесь храм в Мемфисе или Фивах может быть храмом Ириды/Вулкана/Изиды/Пта. Стилизованные рога в храме, впрочем, присутствовали. Храм таки Изиды.

И буквальная "кровь Изиды" - Амнерис, окропившая кровью из вскрытых вен погребальный камень. Амнерис, распростёртая на погребальном для Радамеса и Аиды камне, её руки-крылья, обнимающие камень.
...
Ведь есть же понятие "гражданин мира"? Вот и эту замечательную постановку Штайна я бы назвала "оперой мира".
А Верди - Верди писал другую "Аиду". ИМХО, разумеется.
Наверное, МАМТ надо поздравить с ослепительной премьерой. Поздравлять ли московских зрителей, тем более - слушателей? Не знаю)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #82 : Апрель 12, 2014, 23:19:17 »
А вот мой короткий отзыв на сегодняшний (12 апреля) спектакль – в этом составе, прежде всего, в первой тройке, Радамес-Ерохин, Аида-Пахарь и Амнерис-Дудникова, гораздо больше эмоций и драматизма, и так и надо! Я позже отпишусь подробнее про постановку и оба состава, дайте мне немного времени :))
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #83 : Апрель 12, 2014, 23:22:11 »
Как говорят в народе, "предчувствия его не обманули"? (с) :)
Я рад, что спектакль удался! А вы не торопитесь, отпишите всё подробно - и со сравнением обоих составов, это самое интересное.
Могу предположить, что сегодня успех был больше и громче? :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 415
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #84 : Апрель 12, 2014, 23:34:38 »
 Я читаю рецензии и страшно удивляюсь. Неужели народ искренне верит в то, что мы знаем, как выглядела жизнь в Древнем Египте? Мы знаем это из произведений искусства. А дистанция между искусством и жизнью может быть какая угодно. Да и смешно требовать реализма от оперы. Давайте тогда требовать, чтобы Аида была чернокожей. Она же из Эфиопии.
« Последнее редактирование: Апрель 13, 2014, 01:24:34 от Bartoli »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #85 : Апрель 13, 2014, 01:10:01 »
На сайте МАМТа появились составы на следующие два спектакля.

14 апреля, понедельник, 19:00
Премьера Основная сцена
Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Феликс Коробов
Аида: Анна Нечаева
Амнерис: Лариса Андреева
Радамес: Нажмиддин Мавлянов
Рамфис: Дмитрий Ульянов
Амонасро: Антон Зараев
Фараон: Роман Улыбин
Жрица: Лилия Гайсина
Гонец: Валерий Микицкий


16 апреля, среда, 19:00
Премьера Основная сцена
Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Феликс Коробов
Аида: Мария Пахарь
Амнерис: Ксения Дудникова
Радамес: Николай Ерохин
Рамфис: Денис Макаров
Амонасро: Андрей Батуркин
Фараон: Дмитрий Степанович
Жрица: Евгения Афанасьева
Гонец: Евгений Либерман
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #86 : Апрель 13, 2014, 01:30:59 »
Ну а куда запропала наша с вами нежно любимая Ващенко?
Или она дождётся, когда уедет отсеявший её Штайн, и уже тогда прорвётся "в Аиды"?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #87 : Апрель 13, 2014, 01:44:04 »
Я читаю рецензии и страшно удивляюсь. Неужели народ искренне верит в то, что мы знаем, как выглядела жизнь в Древнем Египте? Мы знаем это из произведений искусства. А дистанция между искусством и жизнью может быть какая угодно. Да и смешно требовать реализма от оперы

Почему же? Реализм-то должен быть театральный, который всегда условен, но от этого не менее реалистичен. Понятно же, что условность должна вызывать нужные ассоциации, т.е. театр - это отражение жизни, но ведь не сама жизнь, правда же?? Существует художественный реализм, который заключается именно в этом.
Настоящий слон или верблюд - это ещё не реализм, это просто колоритная деталь.
И, кстати, если мы знаем древнюю жизнь из произведений искусства, то это не так уж мало!

Давайте тогда требовать, чтобы Аида была чернокожей. Она же из Эфиопии.

:) В таком случае я нашёл сценический идеал - это Джесси Норман!
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Arsinoya

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 271
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #88 : Апрель 13, 2014, 03:10:29 »
http://victorsolkin.livejournal.com/
"Аида" в МАМТ. Мнение.


В МАМТ им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко премьера «Аиды». Постановка известного немецкого режиссера П. Штайна. Напомню: в Москве нормальной постановки «Аиды» не было со времен постановки Большого 1997 года, еще на старой сцене, до реконструкции.

Впечатления от второго премьерного спектакля очень разные.
Сначала о музыке. Опера исполнена очень хорошо, почти ювелирно, за что главному дирижеру – Ф. Коробову – низкий поклон. Несколько моментов очень резкой смены темпа в сцене «Судилища» - не в счет. Паузы – выдержанные; роскошное «пиано», все, как говорится, «с чувством, с толком, с расстановкой». Моим личным открытием стала Аида (Мария Пахарь) – обладательница роскошного, очень красивого сопрано, с какой-то звонкой молодостью, великолепным интонированием, при этом еще и объемом и аккуратностью к партии. Ее великолепно слышно в ансамблях, кроме того, она грацией, непосредственность, искренностью очень соответствует роли и поэтому совершенно понятно, почему в нее, а не в царскую дочь влюблен Радамес.

Радамес (Николай Ерохин) очень хорошо спел свою партию. Очень аккуратно и академично, в отдельных моментах – осторожно. Была пара попыток кричать, но тенор вовремя спохватился и поэтому ничего совершенно не испортил. Я именно о вокале. Драматической игры, увы, у него почти не получилось, несмотря на старание и усилия. Вокал, впрочем, это скрашивает.

Амнерис. Сразу скажу, что эта партия у меня в «Аиде» любимая и поэтому я пристрастен. У Ксении Дудниковой царская дочь не получилась, увы. Меццо глохла в красивых, отлично выстроенных ансамблях, которые хочется отдельно похвалить. Все ноты были, конечно, спеты и, вроде бы, ни придраться. Но вокального накала – мало, голос звучит недостаточно мощно для Амнерис, много метаний по сцене, ненавидящих взглядов и бросков на соперницу, однако подлинного, глубинного драматизма, нужного Амнерис еще по словам самого Дж. Верди, у К. Дудниковой нет. Увы, сильно испортил образ гордой и величественной царской дочери режиссер, заставив Амнерис пинать Аиду ногами и молотить кулаками Радамеса. Не понятно, чем руководствовался Штайн, но образ он испортил откровенно. Еще, конечно, обидно, когда дочь фараона ходит походкой взводного, неуклюжа и как-то банально груба.
Очень хорош фараон (Дмитрий Степанович). Эффектный, яркий голос, богатый оттенками и тонами позволил царю Египта, обычно мало заметному в опере, стать ярким участником действия. Хороша и его игра – яркая, заметная и величественность – та самая, которой вообще, к прискорбию, не видно у Амнерис. Его полная противоположность верховный жрец Рамфис (Денис Макаров), которого элементарно не хватает на партию, особенно в низах. Голос плоский, звучит как-то посредственно, что особенно заметно опять же в «Судилище», где на суде он звучал абсолютно неубедительно. Актерскяа игра – на троечку, силы характера, воли верховного жреца в Д. Макарове нет в принципе и выбор его на эту сложную и важную роль – не понятен.

Очень хороша была великая жрица (Лилия Гайсина), убедителен и эффектен Амонасро (Андрей Батуркин). Повторюсь, очень эффектны, слажены и объемны ансамбли. Оркестр очень уважает голоса (браво, маэстро!) и поэтому звучание- прекрасное. Если бы, увы, не Амнерис и Рамфис – было бы просто великолепно.

Теперь о постановке в целом. Не ждите от нее красивого и величественного древнего Египта. Печально, но декорации часто напоминают залы магазина «ИКЕА», особенно злосчастное «Судилище». Площадь пытались спасти золотым полотнищем, а дворец фараона в Мемфисе – золочением косого дверного проема. И все. Ни архитектуры, ни декорировки, ни погружения в древность – абсолютно ничего. Чуть лучше получился храм Птаха, в центре которого почему-то стоит лунная ладья, в которую в момент апофеоза спускается массивный диск. Жрицы с необычной и, в целом, удачной хореографией, частично заимствованной из суфийского кружения, и дым от сухого льда создают некую атмосферу в этой картине – единственной во всем спектакле хоть немного отдающей именно древностью, а не бездумным новаторством П. Штайна. В итоге весь колосс, а «Аида» - это колосс, идет с одним (!) антрактом. Объясняется просто: если толком нет декораций, то зачем они, антракты-то? О зрителе, театрально общении и прочих мелочах никто не подумал.
Костюмы ужасны. Автора (Нанна Чекки – якобы. Историк костюма) в принципе нельзя подпускать к классике даже на пушечный выстрел. Воины – в костюмах, напоминающих китайское глиняное воинство, болезненная страсть к атрибутам Средневековья типа алебард и дредам. Все, кроме жрецов и царя – в дредах. Вариант – ярко синие дреды у служанок Амнерис. Более-менее неплохой костюм у Аиды, которая, как и полагается в спектакле, - иная и по внешнему облику. А вот Амнерис страшно не повезло. Если в первой картине на ней дикого розового цвета балахон, напоминающий застиранное платье XIX века, а в «Комнате» и на «Площади» нечто невообразимое цвета испитого чая, то в финале - сначала жуткая бордовая имитация индо-персидского костюма, а потом – банальная черная роба, видимо, по мнению абсолютно безграмотной Н. Чекки, символизирующая траур. Сочетание непонятной короны и длинных серег у дочери фараона на «Площади» ужасно – ни дать ни взять «Царская невеста». Жуткие пурпурные, золотые, зеленые знамена. Ничего общего с Древним Египтом, помимо бритых черепов, нет ни в костюмах жрецов, ни в уборе Рамфиса. Чуть-чуть отголоски Египта есть в короне царя, но если бы не жуткий с золотым отливом халат, пригодный, думаю, в чайхане, но не в дворце Мемфиса. Итог: костюмы главный и ужасный прокол постановщиков. Иногда хочется просто закрыть глаза и слушать вокал. Увы. В постановке ГАБТ костюмы от Бархиных были мало выразительны и порой очень громоздки, но даже они были лучше.
В итоге диалога Штайна и Верди не получилось. Странно, когда режиссер во всех своих интервью , даже в программке, ратует за следование мысли автора оперы, однако в финале заставляет Амнерис… резать себе вены на могиле Радамеса. Слушал «Аиду» в паре десятков театров по всему миру, но такой клоунады с брызжущей краской-кровью во время тончайшего дуэта Аиды и Радамеса и торжественно-печальных фраз гибнущей от горя царской дочери – не видел. Это откровенный цирк имени П. Штайна, но не Дж. Верди и не «Аида». Проблема в том, что Штайн абсолютно не понимает, не знает и не чувствует Восток (не говоря уже о Древнем Египте). Поэтому нет стати у дочери фараона, поэтому она пинает ногами бедную Аиду, поэтому сама Аида не понимает, что такое – быть рабыней, поэтому нет величественности, которая всегда есть в древних культурах… и в опере.
В итоге есть прекрасная, тончайшая работа коллектива МАМТ (браво, молодцы!), которому зачем-то, по неведомой какой-то причине понадобился режиссер П, Штайн. В свое время ГАБТ, позвав ставить «Аиду» мало кому известного Иркина Габитова, выиграл, потому что молодой режиссер из Иркутска сделал яркий спектакль, в котором потрясающие монументальные сцены храма и площади, вовсе не подавили интимность дуэтов-диалогов. Здесь же маститый иностранец говорящий о том, что из «Аиды» делают шоу, что он ставит интимный спектакль о любовном треугольнике, и что не надо вталкивать оперу в современные интерпретации, не понял, что «Аида» - это совершенно особенное произведение, требующее не только опыта и резонанса с великим Верди, но и знаний, чувства того, что такое Восток, и что очень важно, интуиции.

Очень советую сходить в МАМТ и послушать оперу. В конце концов, в коем-то веке в Москве добротная, очень качественная «Аида» . Отличный итальянский язык и точеная дикция у большинства исполнителей. Отменный дирижер. Жаль, что при этом порой приходится закрывать глаза и вспоминать очень недобрым словом режиссера.

(c) Виктор Солкин

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #89 : Апрель 13, 2014, 11:11:59 »
Следующие спектакли "Аиды" 24-го и 25-го июля, только когда какой состав, вопрос. Можно подумать, что сначала первый, а потом второй, но на самом деле может быть и не так. И вопрос, кто споет Аиду, потому что Штайн, отсеявший Ващенко, действительно уедет. А вот билетов на июльские "Аиды" уже очень мало осталось, хотя продавать их начали только вчера.
« Последнее редактирование: Апрель 13, 2014, 11:27:03 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #90 : Апрель 13, 2014, 11:15:49 »
вопрос, кто споет Аиду, потому что Штайн, отсеявший Ващенко, действительно уедет

Спасибо ему если не за саму постановку, которая, как я и думал, по всем поступившим откликам вышла весьма дискуссионной, то хотя бы за то, что он там в театре железной рукой навёл порядок по части назначения составов и не допустил в этом деле безобразий. А теперь он уедет, и безобразия продолжатся.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Beta

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 28
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #91 : Апрель 13, 2014, 14:49:30 »
«Аида» в «Стасике», 11 апреля 2014.

Постановка «Аиды» – где бы это ни происходило – событие важное. Великая опера, популярные фрагменты которой на слуху почти у каждого, должна исполняться регулярно и быть непременной частью культурной жизни. Так что – хвала «Стасику» за выбор: «Аида» в Москве не звучит уже давно, кажется, уже полтора десятилетия прошло со времени ее исполнения в Большом. Я помню ту постановку, и мне она не понравилась. Разочаровали Б.Майсурадзе (Радомес) и Е.Зеленская (Аида).  Запомнились пышные декорации С.Бархина, качественный, как всегда в Большом хор, но не осталось воспоминаний о работе оркестра (дир. Петр Феранец), что свидетельствует, как минимум, о том, что оркестр дело не испортил.

А вот в прошедшей 11 апреля премьере в «Стасике» – оркестр дело портил весьма изрядно и безжалостно по отношению к Верди, публике и солистам. Все, на что можно указать нехорошо организованному оркестру – имело место: «немножко не вместе», немножко громко, там, где надо потише и т.д. Несколькими яркими моментами «порадовали» партии тубы: перекрывая и оркестр и, разумеется, солистов, туба пропукивала свои арпеджио, вызывая на соревнование по громкости остальных оркестрантов. Похоже, на это кто-то и откликнулся… В общем – Феликс Коробов (дирижер) заслуживает довольно резкой негативной оценки за состояние оркестра в целом и конкретное исполнение 11 апреля.

И – тем не менее… Помимо того, что «Аида» – всегда «Аида» (ну, почти всегда…) и этим интересна, в «Стасик» был приглашен Петер Штайн в качестве режиссера-постановщика оперы. Это весьма подогревало интерес к событию, делало его «бомондным».  И действительно: в зале было замечено немало лиц, относящихся к числу известных и даже знаменитых.

Работа Штайна более чем хороша! Сейчас, в трагическую для мировой оперы эпоху «режоперы», немецкий режиссер проявил и нужный такт в отношении к первоисточнику, и понимание музыкальной драматургии, и  уважительное отношение к солистам (все это при том, что источником «режоперной» заразы во много и является именно Германия). И работа приглашенного сценографа Фердинанда Вегенбауэра – тоже превосходна. Графичность, минималистичность, остроумность  художественного оформления сцены запоминаются и весьма эффективно «работают на спектакль», который мы привыкли видеть в тяжеловесных  декорациях, в попытках воссоздать умопомрачительное великолепие и мегаломанию жизни фараонов в древнем Египте. Ничего этого на сцене нет, но мы улавливаем геометрию пространства, свойственную, как мы привыкли считать, и пирамидам и дворцам фараонов.  Костюмы героев и хора (художник по костюмам Нана Чекки) тоже, на мой взгляд, заслуживают положительной оценки, как и в цветовая гамма спектакля в целом: почти монохромная, однако с уместными и запоминающимися  вкраплениями ярких пятен по ходу действия.

Оперный спектакль начался, как ему и положено, с увертюры (слава богу – без танцев, без демонстрации слайдов или шатаний массовки по сцене) и первые звуки обнадежили меня (начали с хорошо исполненного piano), но вскоре разбалансировка оркестра стала слышна и быстро настроила на необходимость принять провинциальный уровень оркестра как неизбежность.

Первые фразы, пропетые Дмитрием Ульяновым (Рамфис) были превосходны: полнозвучны, с глубокой тембральной окраской… В дальнейшем не все у него хорошо получалось, но в целом роль удалась: и спето и сыграно.

Самым тревожным ожиданием любой оперной постановки для меня является предстоящая встреча с тенором! Это какое-то несчастье, преследующее нас уже много лет: ну нет теноров! А, положа руку на сердце, надо признать: если нет тенора, оперу и ставить-то не надо. Тенор в опере это не просто очень важно – это основа оперы. И если кто-то хочет со мной на сей счет поспорить, пусть сперва узнает смысл  итальянского слова tenere: это то, что удерживает, поддерживает  всю музыкальную ткань. В общем, без тенора – просто беда. И эта беда (наряду с прочими)  на наших глазах вывела Большой театр как оперную единицу за рамки значимых в мировой и отечественной музыкальной культуре.

Какой же отрадой на мое тревожащееся сердце пролилась ария Радомеса в исполнении Нажмиддина Мавлянова – та самая, записанная на подкорку меломанов в исполнении всех великих голосов прошлого «Celeste Aida»… Он просто молодец! Точно зная возможности своего весьма неплохого голоса, он не допустил срывов, звучал красиво и убедительно. Для меня это была настоящая «нечаянная радость»! И весь остальной спектакль он провел ровно и весьма достойно. А для нашей теноровой глухомани – в каковую превращается Москва – очень даже хорошо!

Вторая – и тоже для меня неожиданная – удача, это Аида в исполнении Анны Нечаевой! Красивый, сильный, полетный голос. Конечно, были неудавшиеся места, но были и весьма удачные!

Не могу сказать, что порадовала Лариса Андреева (Амнерис). Особенно в самом начале. Конечно, можно «списать» на премьерное волнение, тем более, что во второй половине она распелась и местами звучала убедительно. Но по большому счету, голос содержит серьезные недостатки: нижний регистр звучит тускло, звук «не летит», чтоб не сказать вообще не слышен (ну и оркестр поддавал так поддавал!). Серьезным дефектом певицы является ее дикция: порой нельзя понять на каком языке она поет и имеются ли в том языке согласные…

Следующий «фигурант дела» – Роман Улыбин (Фараон). Начало вызвало опасения: пел напряженно, боязливо, по-ученически, но потом вполне освоился и нормально провел всю партию.
Последний из героев, о ком  следует сказать, – Антон Зараев (Амонасро). Полагаю, это его большая удача: прекрасно звучал, все на месте!

Но, прежде чем подводить итог, нельзя не сказать о полном провале трио (Радомес-Аид-Амнерис) из второго акта: кто в лес, кто по дрова! Да еще и оркестр – вообще сам по себе! Таких расхождений по ходу спектакля было множество, и певцы в ансамблях расползались, и оркестранты – и группами и поодиночке. И даже там, где формально было спето нормально – как, скажем, в финальном дуэте Радомеса и Аиды, драматизма, заложенного автором, не достигнуто. Пропевать-то они все верно пропевали, но рыданий из зала не доносилось… А ведь тут людей заживо замуровали.

В результате музыкальная драма не состоялась! И это – самый большой недостаток этого интересного, местами эстетически привлекательного зрелища. Но – зрелища, то есть пищи для глаз, а не для ушей. Не удалось вовлечь слушателей (подчеркну еще раз: слушателей, а не зрителей!) в колоссальную трагедию персонажей: любящих, страдающих, мстящих, гибнущих… Верди задумал все так, что правильно звучащие им придуманные звуки неотвратимо захватят вас и сердце сожмется, и слезы потекут… Однако, воспроизвести эти звуки надлежащим образом 11 апреля в «Стасике» не удалось, несмотря на неплохие возможности солистов. Потому что музыкальный спектакль создают не солисты, не сценографы, а дирижер.

http://belkin-sergey.livejournal.com/171615.html

Оффлайн Arsinoya

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 271
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #92 : Апрель 13, 2014, 15:45:35 »
Графичность, минималистичность, остроумность  художественного оформления сцены запоминаются и весьма эффективно «работают на спектакль», который мы привыкли видеть в тяжеловесных  декорациях, в попытках воссоздать умопомрачительное великолепие и мегаломанию жизни фараонов в древнем Египте.

Вот это-то как раз и очень плохо, так как совершенно оторвано от реалий Древнего Египта. У Штайна постановка вышла очень бедная, куцая, не может быть показан царский двор таким скудным!Двор фараона был очень пышным и это совершенно недопустимо игнорировать при постановке. Зрителям предложенный визуальный ряд был откровенно скушен, не на что смотреть. И потом, сложилось впечатление,что Штайн никогда не был в Египпте, не видел коллекций древнеегипетского искусства , коими изобилуют лучшие музеи Франции, Англии, Америки, Австрии и Португалии.А также, кинг по искусству Древнего Египта он и в руках не держал, откуда такое пренебрежение к архитектуре, декору и костюмам? Откуда на воинах взялись одеяния типа одеяния Терракотой армии китайского императора Ши Хуанди? С какой стати, Совершенно неуместно.
И поведение персонажей тоже далеко от идеала. Возмутила непристойное для царской дочери поведение Амнерис по отношению к рабыне.Нонсенс совершенный.
Храмовая жрица прошлась по ступени алтаря. совершив безумное кощунство!
Синие парики у служанок Амнерис- недопустимо! Синий царский парик носило весьма ограниченное количество цариц (Тейе, Нефертити).
Синий- цвет богов, не могли быть синего цвета одеяния воинов!

В итоге получилось представление, разрывающее восприятие зрителя- музыкально очень удачно, но визуальный ряд вызывает когнитивный диссонанс.
А особый респект Марии Пахарь, именно она "сделала" спектакль 12 апреля.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 415
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #93 : Апрель 13, 2014, 17:10:52 »
Вот это-то как раз и очень плохо, так как совершенно оторвано от реалий Древнего Египта.
_______________________________________

Особенно, мне кажется, оторвано от реалий древнего Египта то, что они поют по-итальянски. Фараон и по-итальянски :D :D :D

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #94 : Апрель 13, 2014, 18:00:37 »
Вот это-то как раз и очень плохо, так как совершенно оторвано от реалий Древнего Египта.
_______________________________________

Особенно, мне кажется, оторвано от реалий древнего Египта то, что они поют по-итальянски. Фараон и по-итальянски :D :D :D
Это же искусство, а не документальное кино! И Вы меня очень удивили - все хотя бы чуть-чуть посвящённые знают, что в опере в порядке вещей такие условности! Точно так же, как Орлеанская дева поёт по-русски.
Пойду всё-таки на Аиду завтра!

Оффлайн Arsinoya

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 271
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #95 : Апрель 13, 2014, 18:06:24 »
Я отлично понимаю природу оперных постановок в части их условности, но зачем ТАК искажать все, Вы не понимаете насколько больно смотреть, когда святые для тебя вещи так искажены несведущими бездушными поверхностными постановщиками! Сделали тяп-лям, все равно зрители "схавают". Вот что обидно- отсутствие уважения и любви к своему делу, к предмету.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 415
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #96 : Апрель 13, 2014, 20:49:39 »
Вот это-то как раз и очень плохо, так как совершенно оторвано от реалий Древнего Египта.
_______________________________________

Особенно, мне кажется, оторвано от реалий древнего Египта то, что они поют по-итальянски. Фараон и по-итальянски :D :D :D
Это же искусство, а не документальное кино! И Вы меня очень удивили - все хотя бы чуть-чуть посвящённые знают, что в опере в порядке вещей такие условности! Точно так же, как Орлеанская дева поёт по-русски.
Пойду всё-таки на Аиду завтра!

 Вы  не поняли, что это была ирония?  Первая фраза принадлежит Arsinoya
« Последнее редактирование: Апрель 13, 2014, 21:13:39 от Bartoli »

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 415
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #97 : Апрель 13, 2014, 21:10:12 »
Я отлично понимаю природу оперных постановок в части их условности, но зачем ТАК искажать все, Вы не понимаете насколько больно смотреть, когда святые для тебя вещи так искажены несведущими бездушными поверхностными постановщиками! Сделали тяп-лям, все равно зрители "схавают". Вот что обидно- отсутствие уважения и любви к своему делу, к предмету.
Честно говоря, эпитет " святые" , мне кажется, из другой области. Я вот сейчас внимательно перечитала либретто. Я не вижу, где там искажения, ну разве что вскрытие вен было лишнее.  Кстати, слонов в либретто нету.
Я даже не понимаю до конца, о каком искажении идёт речь. Разве опера " Аида" - исторически достоверная вещь? Тогда когда происходит её действие, в каком веке? В каком тысячелетии? Это же просто стилизация под древнеегипетское. Ну Штайн и его команда видят это так. Вы хотите традиционную Аиду. Ну это вопрос вкуса.
Я не люблю режоперу, потому что она разрушает сюжет, смыслы  и всё, что можно разрушить.
Но здесь этого я совершенно не вижу. Это мелодрама по жанру. То, что Верди написал.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #98 : Апрель 13, 2014, 22:19:56 »
Пойду всё-таки на "Аиду" завтра!

И как честный человек будете должны оставить отзыв :))
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Аида" Верди в театре им. Станиславского
« Ответ #99 : Апрель 13, 2014, 22:22:08 »
Возвращение традиций, или Хроника одной премьеры

«Аида» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко

13.04.2014 в 14:27, Фёдор Борисович. http://operanews.ru/14041305.html

Последние несколько лет Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко привлекает внимание публики не только успешной реализацией амбициозных проектов, но и тем, что постановки эти осуществляются почти исключительно силами штатных солистов, с единичными приглашениями на главные партии.

Продолжая сложившуюся традицию, для второй премьеры сезона на большой сцене избран поздний шедевр Верди. Этим художественным актом театр отдал дань юбилею великого композитора. Для работы над постановкой был приглашен знаменитый театральный и оперный режиссер Петер Штайн со своей постановочной командой.
Che mai sento!