Автор Тема: Кабалевский Дмитрий Борисович(1904—1987),выдающийся русский советский композитор  (Прочитано 4414 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Кабалевский Дмитрий Борисович (1904—1987), выдающийся русский советский композитор
В интернете ему посвящено довольно много текстового материала:

http://www.kabalevsky.ru/

http://www.belcanto.ru/kabalevsky.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%E1%E0%EB%E5%E2%F1%EA%E8%E9

Д. Б. Кабалевский родился 17 (30) декабря 1904 года в Санкт-Петербурге.

Отец — Кабалевский Борис Клавдиевич, математик в страховой компании.
Мать — Кабалевская (урожд. Новицкая) Надежда Александровна.
Дед — Кабалевский Клавдий Егорович (1844—1915), военный инженер.
1925—1930 — ученик Н. Я. Мясковского (композиция) и А. Б. Гольденвейзера (фортепьяно) в Московской Консерватории. Преподаватель Консерватории с 1932 года, профессор с 1939 года (до 1980 года).

---------------

Перу Кабалевского принадлежит несколько опер:


Кола Брюньон, соч. 24 (Мастер из Кламси, по Р. Роллану, 1938, Ленинградский Малый оперный театр; 2-я редакция 1968, поставлена 1970, ЛМАТОБ, одновременно в театре «Эстония», Таллин),

В огне, соч. 37 (Под Москвой, 1943, Большой театр),

Семья Тараса,, соч. 47 (по повести «Непокорённые» Б. Л. Горбатова, либретто С. А. Ценина, 1950, ЛАТОБ имени С. М. Кирова),

Никита Вершинин, соч. 53 (по повести и пьесе «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова, либретто С. А. Ценина, 1955, Большой театр),

Сестры, соч. 83 (по повести «Встреча с чудом» И. М. Лаврова, 1969, Пермский театр оперы и балета).
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Кабалевский Д.Б. (1904—1987)
« Ответ #1 : Март 27, 2011, 21:33:16 »
Столь авторитетного и почитаемого в стране русского баса, как Болдин, сегодня, по-моему, и нет (если не считать, конечно, Нестеренко). Между тем я не видел записей Болдина - ни в продаваемых дисках, ни в Рунете.

Есть опера "Кола Брюньон" Кабалевского с Л. Болдиным в заглавной партии:
http://intoclassics.net/news/2010-04-19-9213


В связи с обнаружением записи этой оперы Кабалевского, я решил открыл посвящённый ему поток именно в оперном разделе, хотя как композитор он больше прославился в жанре инструментальной музыки.
И тем не менее, думаю, оперы его будут многим интересны как одна из любопытных страниц истории отечественной (в т.ч. и оперной) музыки.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Re: Кабалевский Д.Б. (1904—1987)
« Ответ #2 : Март 28, 2011, 20:00:42 »
Есть опера "Кола Брюньон" Кабалевского с Л. Болдиным в заглавной партии:
http://intoclassics.net/news/2010-04-19-9213

[/quote]

В связи с обнаружением записи этой оперы Кабалевского, я решил открыл посвящённый ему поток именно в оперном разделе, хотя как композитор он больше прославился в жанре инструментальной музыки.
И тем не менее, думаю, оперы его будут многим интересны как одна из любопытных страниц истории отечественной (в т.ч. и оперной) музыки.
[/quote]
Запись действительно достойная, как и сам спектакль, поставленный Л.Михайловым в 1971 г. "Кола Брюньон", пожалуй, лучшая опера Кабалевского, недаром ее увертюра часто исполнялась в симфонических концертах, а хор сборщиц винограда является хрестоматийным в курсе хорового дирижирования.  Но все же, на мой взгляд, главная заслуга Кабалевского в искусстве - просветительство. То, что он сделал для музыкально-эстетического воспитания как ученый, композитор, педагог, лектор, просветитель трудно переоценить. Кстати, его песни и хоровые сочинения ( как и сочинения Хренникова)очень удобны для вокала.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 197
В Концертном зале Мариинского театра представят первую оперу Дмитрия Кабалевского

11 декабря на сцене Концертного зала Мариинского театра солисты Академии молодых оперных певцов представят первую оперу Дмитрия Кабалевского «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси») в концертном исполнении.

Либретто по мотивам повести Ромена Роллана о веселом, жизнелюбивом, остроумном французском художнике, создал Владимир Брагин. Несмотря на огромный успех премьеры в 1938 году, Кабалевский оказался разочарован результатом. Излишняя политизированность и дополнительные эпизоды, не имеющие ничего общего с оригинальным текстом Роллана, заставили композитора принять суровое решение более не осуществлять постановок и не издавать партитур «Кола Брюньон». Но спустя тридцать два года Кабалевский вновь обратился к своему дебютному оперному творению и, существенно переработав либретто, вернул его на сцену Малого театра оперы и балета в 1970 году.

Богатый, яркий, удивительно разнообразный музыкальный язык сделал «Кола Брюньон» крупной единицей советского оперного наследия. Кипучая музыка, проникнутая духом Франции, была создана Кабалевским под влиянием французского фольклора, который композитор изучал более двух лет прежде чем приступить к сочинению. Роллан, полностью поддержавший идею создания оперы по своему произведению, внимательно следил за работой Кабалевского и помогал ему советами: «Я думаю, что Вы сможете рассчитывать на живой успех у публики, так как сочинение это ясное, полное жизни, движения».

http://www.mariinsky.ru/news1/news2/09_233dec/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
История создания оперы Кабалевского "Кола Брюньон" лучше изложена на сайте Бельканто:
Цитировать
1930-е годы — время активной работы Кабалевского в театре. На разных московских сценах идут спектакли «Земля и небо» братьев Тур, «Мстислав Удалой» И. Прута, «Шутники» А. Островского, «Слава» В. Гусева, «Гибель эскадры» А. Корнейчука, «Дорога цветов» В. Катаева, «Чертов мост» А. Толстого с музыкой Кабалевского. Все это подступы к опере, над которой он начал работу во второй половине 1930-х годов — «Кола Брюньону» по одноименной повести Ромена Роллана (1866—1944). Написанная в 1914 году, незадолго до начала Первой мировой войны, повесть увидела свет только после ее окончания, в 1918 году. «Кровавая эпопея, героями и жертвами которой были внуки Кола Брюньона, доказала миру, что «жив курилка», — писал Роллан. Кабалевский был в восторге от этой книги. Ему захотелось воплотить в музыке обаятельный образ Кола-художника, веселого, жизнелюбивого, остроумного, глубоко народного. Либреттист В. Брагин взялся написать канву для оперы «по мотивам и материалам», а не по самой повести. Это было подчеркнуто названием: не «Кола Брюньон», как у Роллана, а «Мастер из Кламси». «Из всего богатства тем, заложенных в книге Ромена Роллана, я остановился на драматическом конфликте между художником и меценатом-герцогом. Этот конфликт особенно остро звучит в наши дни, когда фашизм уничтожает культуру, когда в Германии величайшие произведения мирового искусства сжигаются на площади», — писал композитор.

Кабалевский написал Роллану письмо, в котором подробно изложил свой замысел оперы и просил у писателя разрешения на его воплощение. В марте 1935 года был получен ответ. «Дорогой товарищ Кабалевский, — писал Роллан. — Я доволен, что Вы работаете над переложением на музыку моего «Кола Брюньона». Я не думаю, что Вы должны быть слишком озабочены историческим характером; намного важнее, что это — народный характер, который бесспорно должен иметь народную окраску... Кола — народный персонаж Кламси. Хотя он выдуман, его узнают. Я не был бы удивлен, если б однажды кламсийцы прибили бы дощечку на дом, где он жил. Толкуйте его в Вашей музыке как живого, а не как «привидение» из прошедших времен. Я намереваюсь в ближайшие дни написать Владимиру Брагину. Я вовсе не хочу рисковать тем, чтобы связывать вас обоих в вашей интерпретации моего произведения. Вы должны совершенно свободно следовать своему вдохновению...»

После получения этого доброжелательного письма композитор принялся за работу. «Я около двух лет (если не больше) занимался французской народной музыкой, — вспоминал он. — Изучал все сборники, которые мог достать, в том числе и какие-то уникальные, которые «нигде достать нельзя», и, конечно, пропитался этой чудесной музыкой довольно основательно. Не удивлюсь, если в каких-нибудь мелодиях, которые я считаю своими, особенно в таких эпизодах, как танцы, песни, хороводы, окажутся вкрапленными попевки из французских народных песен». Кабалевский не хотел прибегать к цитатам. Его задачей было создать свою оригинальную музыку, проникнутую духом Франции. Эту задачу он сумел успешно решить.

Премьера оперы состоялась 22 февраля 1938 года в ленинградском Малом оперном театре. Спектакль имел огромный успех, но уже на репетициях композитору бросились в глаза недостатки либретто: оно было чрезвычайно политизировано в духе советских 1930-х годов. Опера заканчивалась народным восстанием, о котором не было и речи в повести, да и в других ее эпизодах была явственна чрезмерная политизация, подчеркивание классового антагонизма. И композитор принял суровое решение: больше оперы нигде не ставить, не издавать ее партитуры. Клавир появился литографически отпечатанный очень маленьким тиражом и сразу стал библиографической редкостью. Через тридцать лет Кабалевский вновь вернулся к своей первой опере, существенно переработав либретто, убрав из него сцену восстания. Однако на самом деле новая редакция менее удачна как по драматургии, так и по музыке, из которой выпали лучшие оркестровые эпизоды.

(полный текст статьи - см. здесь)
А вот здесь на Ю-тубе представлен фильм-опера, сделанный на Эстонском телевидении в 1974 г. В главной роли (поет и играет) Георг Отс. Фильм был сделан специально под Георга Отса после его блистательного выступления в этой партии в постановке оперы на сцене Эстонского театра оперы и балета. Но в фильме, как это часто делается в фильмах-операх, опера заметно сокращена, продолжительность фильма всего около 54-х минут.
 
« Последнее редактирование: Декабрь 14, 2015, 20:25:19 от Читатель »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 476
    • Русское исполнительское наследие на CD
А запись первой редакции оперы, "Мастер из Кламси", сделанная в 1938 году на Всесоюзном радио, до сих пор так и не издана. На мой взгляд, она наиболее интересна участием в заглавной партии выдающегося баритона Владимира Петровича Захарова.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Третий «кит» советской музыки

Дмитрий Борисович Кабалевский.

http://www.classicalmusicnews.ru/tikhomirov/dmitri-kabalevsky-birthday/
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 197
Открылся международный фестиваль "Кабалевский Фест"

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/165006
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн tsurik

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 1
Оцифровал и выложил на Youtube 6-ти пластиночный сбоник - О чем говорит музыка. Шесть бесед Д. Кабалевского с детьми. Д 15759-70 (6 пл.)
Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=-XTkn4ZkN7g&list=PLNVR1JfagtxNFJQSF3DJr3ANRUHIHLjD_&index=1
Подробнее о сборнике: http://records.su/album/12470