Автор Тема: Вячеслав Грязнов, пианист, род. 1982  (Прочитано 1656 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Наблюдатель

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 199
Вячеслав Грязнов, пианист, род. 1982
« : Октябрь 25, 2016, 01:21:37 »
"Пианист Вячеслав Грязнов.

Берлинская филармония, 17.10.2016

Я очень рад тому, что совершенно неожиданно для себя познакомился с прекрасным пианистом Вячеславом Грязновым. Раньше знал о нем только понаслышке . Поначалу немного сомневался, стоит идти на концерт или нет, потому что в программе были снова 2 Соната Рахманинова, «Ночной Гаспар» Равеля, произведения, которые играет чуть ли не каждый второй приезжий гастролер. Ну сколько можно слушать одно и то же?

А когда взглянул в ю-туб и послушал, как он играет классику и особенно собственные гениальные транскрипции, (на увертюре Чайковского к «Ромео и Джульетте» в ПП очень горько заплакал, как Веня Ерофеев из «Москва-Петушки»), то понял, что имею дело с выдающимся талантом, который невозможно пропустить.


Вячеслав Грязнов продолжает те прекрасные исполнительские традиции, идущие от самого Ф.Листа, затем перенятые С. Рахманиновым, Л. Годовским, В.Горовицым, Э.Уальдом, а в наше время М.Плетневым, А.Амленым, Д.Циффрой и А.Володосем, когда пианист на концерте играет помимо основной программы собственные транскрипции произведений классиков. А это всегда вызвает интерес, восхищение и огромное уважение.

Кроме того, в этот момент в концерте появляется свежий глоток воздуха, или, как говорят, свежая струя, некая изюминка, которая делает выступления пианистов запоминающимися и неповторимыми. Помню прекрасно, что в 70-80 годы этим на концертной эстраде никто не занимался, - пианисты в основном играли базовый и общеизвестный репертуар. Программы постоянно повторяли друг друга и львиная доля репертуара составляла западная романтика с русской музыкой.

Затем появился гениальный М.Плетнев, поразивший всех своими концертными обработками П.Чайковского. А через некоторое время мы услышали записи В.Горовица с известными виртуозными парафразами Ж.Бизе, Ф. Листа, Ф. Мендельсона, и пианисты стали их играть с большим удовольствием.
Правда, нот не было, многие копировали эти транскрипции чуть ли не по слуху. Далее появляется гениальный А. Володось со своими свободными переложениями , который он тоже не записывал, играя на концертах каждый раз различные варианты. Об этом он мне лично говорил сам.
Но, видимо, нашлись преданные фанаты его таланта, которые перевели его транскпиции в ноты и моментально распространили по всему миру.

И вот, наконцец, появилось еще одно, новое и свежее явление на нашей концертной сцене - Вячеслав Грязнов, который делает совершенно уникальные , очень яркие , талантливые транскрипции Чайковского, Глинки, Рахманинова, Прокофьева , Дебюсси, Д. Гершвина и А.Пъяццоллы. И сам же их и играет!

Вячеслав представил довольно-таки любопытную програму. Кроме названных мною произведений С.Рахманинова и М. Равеля, он играл очень редко исполняемые, прелестные и чудные, стильно сыгранные 12 вариаций Бетховена на тему русского танца из балета, П.Враницкого «Лесная девушка» (12 Variations on the Russian Dance from the Ballet Das Waldmädchen by Paul Wranitzky ор.71). Далее, собственную транскрипцию «Прелюдии к «Послеполуденному отдыху Фавна» Дебюсси и небольшую сюиту из прокофевского балета »На Днепре», которую он также обработал для фортепиано - музыку, дотоле совершенно неизвестную мне.

Говоря о Вячеславе Грязнове, как о пианисте, хочется в первую очередь подчеркнуть его высочайший профессиональный исполнительский уровень , прекрасное чувство стиля, глубокое содержание и что особенно было заметно, а это сразу бросилось в глаза, - потрясающее чувство формы! У него очень интеллигентная манера игры, спокойная и повествовательная, строгая посадка, практически отсутствуют лишние движения и внешние эффекты. В его исполнении нет сиюминутной взрывчатости , каких нибудь внезапных ярких эмоциональных всплесков . Он не рвет на своей груди тельняшку , показывая наколку «Всех заррррэжу!!!» Напротив, он словно обладает взглядом со стороны, спокойно «рассказывает» , знает и видит музыку, как-бы изнутри, неторопливо «объясняя» всю ее красоту. Стиль его игры очень напоминает игру Н.Луганского, -
Такая же спокойная и строгая манера исполнения.

Между прочим, давно заметил такую особенность, - когда играют пианисты -композиторы не только свою музыку, но и другую, то в их исполнении ощущение формы становится просто идеальным. Яркое и зримое! Такое впечатление, что они сами ее написали. Это совершенно очевидно, потому что они прекрасно знают, КАК это все делается, какие трудности приходилось преодолевать композиторам при сочинении музыки, видят всю конструкцию произведений, все «швы, и строительный материал».

Так вот у В. Грязнова именно ФОРМА видна целиком, как на ладони.
И кстати говоря, теперь мне совершенно стало ясно, почему он играл не стандартную вторую редакцию 2 -й Сонаты Рахманинова, которую играют подавляющее большинство, а сделал комбинированный вариант из двух редакций.
Первая редакция во второй Сонате у Рахманинова действительно очень длинная, форма немного рыхлая и расплывчатая .

Вторая редакция чересчур короткая, особенно вторая часть, в ее конструкции явно видны композиторские «швы» , например, в фактуре между короткими разделами. А В. Грязнов выбирает из этих двух редакций нечто среднее , наиболее органичное и цельное по форме. Примерно такую же версию нам представляет В.Горовиц. И нужно отметить, что лично для меня это самый лучший и удобный вариант для восприятия.

Сонату он сыграл прекрасно, в лучших традициях русской фортепианной школы. Не смотря на то, что эту музыку слушал миллион раз, это был тот случай, когда музыка никогда не надоедает. Побочную партию из финала Сонаты могу слушать бесконечно! :)
Особенно хотелось бы отметить его чудную транскрипцию оркестровой прелюдии Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна». В оркестровом варианте эта пьеса немного статична по музыке, там нет особенных эмоциональных контрастов, часто оркестровая ткань находится словно в «подвешенном» состоянии , в некой статике умиротворения.

По форме музыка написана в свободной импровизационной манере со множенством оркестровых колоритов.,
В этой музыке сплошное томление полуденного марева, так сказать:)
Композитор компенсирует «томительную статику» засчет поразительного богатства оркестровых тембров, неожиданных сочетаний и потрясающих красок .

Скажем, где -то звучит длинная нота у валторны, так называемая оркестровая педаль, и на ее фоне арфа играет длинные арпеджированные глиссандо. И это уже само по себе с красиво и прекрасно слушается, можно бесконечно долго наслаждаться красками.
И как это сделать на фортепиано, которое , хоть и богатое по звучанию, но все равно не выдерживает никакого сравнения с оркестром?

Попробуйте для примера переложить "Болеро" Равеля для фортепиано соло, да так, чтобы это слушалось разнообразно. Скажу сразу, господа, что у вас ни черта не выйдет! Будет звучать скучно и монотонно.
Так вот В. Грязнов сделал транскрипцию этой музыки поразительно интересно. В плане динамики он выстроил форму у в виде огромного шара, начиная буквально с самого начала, со свирельного наигрыша флейты, на pianissimo. Затем в середине, все более и более развивая фактуру, на едином cresendo пришел к кульминационной теме, которая действительно у него озарилась солнечным светом, почти , как в прелюдии «Остров радости». И далее, к самому концу, тихо угасая, снова возвратился к первоначальноиу флейтовому наигрышу.

Каким образом он нашел краски, как умудрился найти нужную фактуру на фортепино, - для меня остается загадкой. Все музыка длится почти 12 минут , и у него слушалась на одном дыхании. Просто потрясающе!
После Дебюсси пианист исполнил знаменитую триаду Равеля «Ночной Гаспар». Чудно прозвучала «Ундина» и «Виселица». Но в «Скарбо» мне немного не хватило настоящей дьявольщины, некой инфернальности и взрывчатости в последней кульминации . Музыка была «рассказана» словно со стороны, достаточно спокойно, как - бы в повествовательном ключе.

С огромным интересом во втором отделении послушал у него сюиту , также собственную обработку, из прокофьевсокго балета «На Днепре».
Признаюсь честно, что вообще , я не то, что не слышал эту музыку ни разу в жизни, но даже не знал о ее существовании!

По -моему это замечательная музыка! Она , может быть , и не обладает такой якостью и броскостью тематизма, как «Ромео и Джульетта» с «Золушкой» , но сам прокофьевский язык, его светлая лирика, мелодические обороты сразу узнаваемы.
Проковьеский гений невозможно ни с чем перепутать!

Знаете, господа, когда В.Грязнов исполнял свою программу вперемежку с собственными чудными обработками , все время думал о том, что , возможно, это и есть настоящее БУДУЩЕЕ фортепианного исполнительского искусства.
Понимаете, в чем дело?

Кризис в фортепианном исполнительстве наступил уже давно от жуткой перезаигранности классики. В основном это стандартный одинаковый репертуар, в большей части - романтика 19 века.
По сути все играют одно и тоже с небольшими вариантами. Как говорится «ДОКОЛЕ?». Конечно надоело! И что остается играть, чтобы хоть как-то запустить свежую струю и сделать программу интересной? За прошедшие два года все прослушанные мною программы состояли в основном из Шуберта, Брамса и Бетховена. Частично были Рахманинров с Шуманом. И это все! Кошмар и только!
Пианисты страшно консерватианые люди, они не хотят играть новую музыку, а больше предпочитают старый, знакомый, но надежный репертуар, чтобы иметь гарантированный успех у публики. К этому они ее здорово приучили и теперь уже публика тоже хочет слушать знакомое:)
А новой , по настоящему талантливой музыки , разумеется, тональной, чтобы ее было интересно слушать, очень мало.
Справедливости ради все же отмечу, что многие пианисты потихоньку начинают играть чудного Н. Капустина. Или , недавно слушал в записи из ЦМШ отличный концерт из обалденной красивой музыки А.Розенблата. Но этого все равно недостаточно, капля в океане!
Так что же остается играть, как вырваться из этого порочного круга?
Пожалуй, программы, составленные не только из оригинальной музыки, но также транскрипции из «узнаваемой» классики, музыки разных жанров, - симфонической , камерной, балетной и тд., (а это именно то, что потрясающе здорово и убедительно делает Вячеслав Грязнов) могут действительно решить проблему обновления и освежения репертуара.
Вот тогда все будут довольны и счастливы по - настоящему! :) .

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 824
Re: Вячеслав Грязнов, пианист, род. 1982
« Ответ #1 : Октябрь 25, 2016, 22:41:41 »
Наблюдатель, большое спасибо, не слышала этого музыканта.
Послушала транскрипции Равеля, "Дафнис и Хлоя" просто изумительно сделана: так тонко, выразительно. Слушается на одном дыхании.

Вот сайт Грязнова, там выложено много музыки:
http://gryaznoff.com/ru/

Что интересно, оказывается, Грязнов -- организатор Международного фестиваля фортепианных дуэтов.

"Болеро" еще не слушала, в предвкушении: очень интересно, что там можно было сделать с однообразной фактурой.

Оффлайн Petropol

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 271
Re: Вячеслав Грязнов, пианист, род. 1982
« Ответ #2 : Октябрь 25, 2016, 23:50:03 »
Спасибо за новое интересное имя.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 224
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Вячеслав Грязнов, пианист, род. 1982
« Ответ #3 : Октябрь 26, 2016, 12:25:21 »
БИОГРАФИЯ
Vyacheslav Gryaznov

Победитель международных конкурсов, солист Московской филармонии, Вячеслав Грязнов — один из наиболее многогранных и востребованных пианистов своего поколения. Слушателям в разных городах России он знаком прежде всего как участник филармонической программы при поддержке Министерства культуры РФ «Звезды XXI века». В сезоне 2014/2015 музыканта также ждут с концертами во Франции, Турции, Японии, США. Одно из ключевых событий сезона для пианиста — Фестиваль фортепианных дуэтов (PIANO-DUO FESTIVAL) в Екатеринбурге, организованный благодаря совместной инициативе Свердловской государственной академической филармонии и В. Грязнова.

Пианист также известен как автор разнообразных концертных обработок, стремительно набирающих популярность во всем мире. С 2014 года транскрипции Вячеслава Грязнова публикуются ведущим издательством в сфере современной академической музыки Schott Music (Германия).

Помимо активной концертной и композиторской деятельности, В. Грязнов преподает в Московской консерватории в качестве ассистента профессора Ю. Слесарева и является приглашенным профессором в Университете Сакуё (Kurashiki Sakuyo University of Science and Arts), Япония.

В. Грязнов родился в Южно-Сахалинске. Музыкальные способности Вячеслава проявились рано, и его родители, не будучи музыкантами, приняли непростое решение перебраться в далекую Москву ради профессионального обучения сына.

В 1991 году в возрасте 9 лет Вячеслав поступил в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (пед. М. В. Канделаки), которую в 2000 году с отличием окончил. В 2006 году с красным дипломом окончил Московскую консерваторию (класс профессора Ю. С. Слесарева), в 2009 — аспирантуру.

В период обучения В. Грязнов удостаивался премий и стипендий международных фондов В. Спивакова, М. Ростроповича, «Русское исполнительское искусство», Yamaha Scholarship.
Первый же опыт участия в международном конкурсе (им. Рубинштейна в Москве, 1997) оказался очень удачным для 15-летнего пианиста и принес ему не только I премию, но и Премию первого президента РФ, а также дебютное выступление в Большом зале Московской консерватории. Затем последовали победы на международных конкурсах в Ворзеле, Украина (1998, I премия), «Памяти Рахманинова» в Италии (1998, I премия), «Искусство XXI века», Украина (2001, Гран-При), в Дании (2001, Гран-При в фортепианной секции, I премия в секции камерных ансамблей), в Тбилиси, Грузия (2001, «Приз зрительских симпатий»), в Сендае, Япония (2007, VI премия), им. Рахманинова в Москве (2008, II премия).

В 17 лет Вячеслав Грязнов дебютировал с сольными концертами за границей — в Италии и Дании — с большим успехом и высокими оценками в европейской прессе. С тех пор пианист гастролирует во многих странах Европы, СНГ, Балтии, Африки, в Японии, США и по всей России. Неоднократно участвовал в различных международных фестивалях: «Кремль музыкальный» (Москва, Брянск), Festival international de Musique de Wissembourg (Франция), «Art Masters» (Швейцария), «Диалог культур» (Вильнюс),  «Русская музыка на Балтике» (Калининград, Вильнюс), Музыкальном фестивале в Окаяма (Япония), «Арт-Ноябрь» (Москва) и др.

В 2004-2006 годах, сотрудничая с крупнейшей японской телекомпанией NHK, Вячеслав дал около 30 сольных концертов в разных городах Японии, записал CD с пьесами Ф. Шопена. Видеозаписи, сделанные пианистом для программы NHK «Hi-Vision Classic Club», регулярно транслируются на японском телевидении.

В 2007 году В. Грязнов инициировал просветительско-благотворительный проект «Рахманинову и его любимой Ивановке», в рамках которого выпущен CD с произведениями Рахманинова.

В дискографии пианиста также представлены записи, сделанные для фирмы «Мелодия» в рамках масштабного проекта «Антология фортепианной музыки русских и советских композиторов»: пьесы М. Глинки и впервые записанная Вторая фортепианная соната А. Чайковского (В. Грязнову также принадлежит премьерное исполнение этого произведения в России).

Многие сольные концерты пианиста и выступления с оркестрами записаны и часто звучат в эфире радио «Орфей», транслируются телеканалами (Культура, Самара-ГИС и др.) и интернет-ресурсами (meloman.ru, Виртуальным концертным залом Свердловской филармонии и пр.).

В. Грязнов сотрудничал с крупнейшими оркестрами, включая Государственный академический симфонический оркестр им. Светланова, Молодежный симфонический оркестр стран СНГ, Академический симфонический оркестр московской филармонии, оркестр «Новая Россия», МГАСО п/у Павла Когана, Государственную академическую симфоническую капеллу России, Сендайский филармонический оркестр, Тбилисский симфонический оркестр, Азербайджанский государственный симфонический оркестр, Уральский симфонический оркестр, Ульяновский государственный симфонический оркестр и др.; работал с дирижерами: Я. Адигезаловым, Е. Бушковым, П. Верро, Г. Гейне, Д. Кахидзе, Ф. Коробовым, С. Кочановским, В. Полянским, С. Ролдугиным, Ю. Симоновым, Э. Селвиком, А. Сладковским, А. Уткиным, Я. Фунабаши, Е. Шейко, М. Эклунд, К. Ямашита и др.

Пианист также выступает в различных ансамблях. Среди партнеров В. Грязнова по сцене А. Гиндин, Н. Мндоянц, С. Антонов, Н. Борисоглебский, S. T?treault, Quatuor ?b?ne, Zemlinsky Quartet, Московский камерный хор (под управлением Владимира Минина), Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского.

Репертуар музыканта обширен и разнообразен: от сонат Д. Скарлатти до этюдов Н. Капустина. Наряду с большим числом произведений Бетховена, Шуберта, Листа, Рахманинова он включает в себя редко исполняемые жемчужины фортепианной музыки (например, «Афоризмы» Д. Шостаковича), а также такие грандиозные циклы, как «Искусство фуги» И. С. Баха и 24 этюда Ф. Шопена. Важная особенность репертуара В. Грязнова состоит в том, что он включает в себя шедевры оперной, симфонической и камерной музыки, благодаря фортепианным транскрипциям, сделанным самим пианистом.

Среди работ Грязнова выделяется Рапсодия «In Black» на темы оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Это крупное сочинение для фортепиано с оркестром имеет также концертную двухрояльную версию. Николай Петров в одном из своих последних интервью говорил о Рапсодии: «думаю, я не преувеличу, если скажу, что это сочинение великое, просто лучше быть не может – с какой виртуозностью, с каким зарядом творческой прочности сделана эта транскрипция.» Рапсодия неоднократно с успехом исполнялась в обеих версиях: в Москве (включая Концертный зал им. Чайковского и фестиваль «Кремль музыкальный»), Нижнем Новгороде, дважды во Франции, на Международном джазовом фестивале в Баку (Азербайджан) и в Сумах (Украина).

Многие концертные обработки В. Грязнова опубликованы издательством «Дека-ВС» в серии «Шедевры фортепианной транскрипции»: «Вальс-фантазия» М. Глинки и «Итальянская полька» С. Рахманинова; Вторая сюита из балета М. Равеля «Дафнис и Хлоя» для двух фортепиано и Хабанера из оперы Ж. Бизе «Кармен» для фортепиано в 4 руки; «Послеполуденный отдых Фавна» К. Дебюсси, 3 Романса С. Рахманинова: «Ночь печальна», «Вокализ», «Здесь хорошо» (выпуски 3, 8, 18; 2005, 2007, 2011). В 2014 году В. Грязнов подписал контракт с ведущим музыкальным издательством Schott Musiс (Германия).

Работы Грязнова входят в репертуар таких музыкантов и коллективов как Б. Березовский, А. Гиндин, Мессиан-квартет, Quatuor ?b?ne, Хор В. Минина, Академический симфонический оркестр московской филармонии, МГАСО п/у Павла Когана. Они неоднократно исполнялись на международных конкурсах, включая конкурс им. Чайковского в Москве; их записывают на CD музыканты в России, Японии, Италии, Нидерландах. «Итальянская Полька» Рахманинова—Грязнова в исполнении автора транскрипции стала саундтреком к короткометражному фильму знаменитого российского кинорежиссера-документалиста Виктора Косаковского «Full Team». Короткометражка была создана специально для представления российской футбольной сборной во время трансляций Чемпионата Мира по Футболу 2014 во многих странах мира.

http://gryaznoff.com/bio
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 224
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Вячеслав Грязнов, пианист, род. 1982
« Ответ #4 : Октябрь 26, 2016, 12:27:23 »
У Вячеслава Грязнова есть канал на ютубе, где представлено очень много записей

https://www.youtube.com/user/PianistXXI/videos
Che mai sento!

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 430
Re: Вячеслав Грязнов, пианист, род. 1982
« Ответ #5 : Апрель 13, 2018, 21:43:21 »