Автор Тема: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)  (Прочитано 6322 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн vaulotor

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 259
Енуфа
https://stanmus.ru/performance/20183

Продолжительность - 3 часа
Дата премьеры - 28 февраля 2018 года (+ 1, 2 марта 2018)
Язык исполнения - русский
Композитор - Леош Яначек
Либретто - Леош Яначек

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик - Евгений Бражник
Режиссер-постановщик - Александр Титель
Художник-постановщик - Владимир Арефьев
Художник по костюмам - Елена Степанова
Художник по свету - Дамир Исмагилов
Главный хормейстер - Станислав Лыков

Мировая премьера: 21 января 1904 года
Национальный театр, Брно

Российская премьера: 28 июня 1958 года
Государственный академический театр оперы и балета, Новосибирск

Премьера в Московском академическом
Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и
Вл.И. Немировича-Данченко: 28 февраля 2018 года


Партии репетируют (по состоянию на декабрь 2017): Елена Безгодкова, Наталья Владимирская, Елена Гусева, Ольга Гурякова, Оксана Корниевская, Наталья Мурадымова, Николай Ерохин, Евгений Либерман, Нажмиддин Мавлянов, Кирилл Матвеев, Дамир Рахмонов, Виталий Ревякин, Ирина Чистякова

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 461
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)
« Ответ #2 : Декабрь 19, 2017, 20:52:49 »
Енуфа
https://stanmus.ru/performance/20183

Язык исполнения - русский

???

Вам лишь бы придраться :)) Для российской аудитории поют по-русски, а ежели желаете по-чешски, то направляйте стопы в Чехию (хотя думаю, что вы уже слушали "Енуфу" где-нибудь именно на чешском языке).
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)
« Ответ #3 : Декабрь 19, 2017, 20:55:43 »
Конечно, слушал. И неоднократно. :D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн vaulotor

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 259
Re: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)
« Ответ #4 : Декабрь 19, 2017, 22:49:35 »
Для российской аудитории поют по-русски, а ежели желаете по-чешски, то направляйте стопы в Чехию (хотя думаю, что вы уже слушали "Енуфу" где-нибудь именно на чешском языке).

Достаточно направить стопы в Питер.

А зачем так много теноров? 6 солистов на две партии. Получается, что два состава (штатный+приглашённый) и запасные? А у женщин, скорее всего так: Енуфа - Гусева, Безгодкова, Старожиха - Мурадымова, Гурякова, Бабушка Бурыйя - Владимирская, Корниевская, Чистякова?
« Последнее редактирование: Декабрь 22, 2017, 06:45:20 от Papataci »

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 804
Re: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)
« Ответ #5 : Декабрь 20, 2017, 02:30:23 »
Енуфа
Партии репетируют (по состоянию на декабрь 2017): Елена Безгодкова, Наталья Владимирская, Елена Гусева, Ольга Гурякова, Оксана Корниевская, Наталья Мурадымова, Николай Ерохин, Евгений Либерман, Нажмиддин Мавлянов, Кирилл Матвеев, Дамир Рахмонов, Виталий Ревякин, Ирина Чистякова
Иисусе, опять Гусева с Безгодковой... :'( Наваждение какое-то...
Интересно, МАМТ Виталика Ревякина из Ростовского музыкального театра уже переманил? Неплохой тенор, как и Нестеренко, только что росточка маленького.  :D
И я сомневаюсь, что Гурякова потянет Сторожиху.
« Последнее редактирование: Декабрь 20, 2017, 02:40:18 от Надя »

Оффлайн vaulotor

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 259
Re: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)
« Ответ #6 : Декабрь 21, 2017, 19:43:26 »
Operabase любезно написал общий состав на Енуфу:

Stařenka Buryjovka      Oksana Kornievskaya / Irina Chistyakova
Laca Klemeň      Nikolay Erokhin / Kirill Matveev / Vitaly Revyakin
Števa Buryja      Evgeny Liberman / Najmiddin Mavlyanov
Kostelnička Buryjovka      Natalia Muradymova / Natalia Vladimirskaya
Jenůfa      Elena Bezgodkova / Elena Guseva

Надеюсь, на премьере споют Мурадымова и Мавлянов. Я бы ещё предположил, что Енуфа - Гусева.

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 804
Re: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)
« Ответ #7 : Декабрь 22, 2017, 00:20:07 »
Operabase любезно написал общий состав на Енуфу:

Števa Buryja      Evgeny Liberman / Najmiddin Mavlyanov
Вот как на это реагировать?  :o

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 461
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)
« Ответ #8 : Декабрь 22, 2017, 06:47:11 »
Operabase любезно написал общий состав на Енуфу:

Stařenka Buryjovka      Oksana Kornievskaya / Irina Chistyakova
Laca Klemeň      Nikolay Erokhin / Kirill Matveev / Vitaly Revyakin
Števa Buryja      Evgeny Liberman / Najmiddin Mavlyanov
Kostelnička Buryjovka      Natalia Muradymova / Natalia Vladimirskaya
Jenůfa      Elena Bezgodkova / Elena Guseva

Надеюсь, на премьере споют Мурадымова и Мавлянов. Я бы ещё предположил, что Енуфа - Гусева.

Спасибо за находку! Поразительно, что театр нелюбезно не публикует эту информацию на своём сайте.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 461
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)
« Ответ #9 : Декабрь 22, 2017, 06:50:10 »
И я сомневаюсь, что Гурякова потянет Сторожиху.

Гурякова пела Енуфу.
http://classicalforum.ru/index.php?topic=4137.msg145733#msg145733

Иисусе, опять Гусева с Безгодковой... :'( Наваждение какое-то...
...

Operabase любезно написал общий состав на Енуфу:

Števa Buryja      Evgeny Liberman / Najmiddin Mavlyanov
Вот как на это реагировать?  :o

Как говорят в таких случаях пиар-работники при МАМТе, руководству театра виднее :))

Либерман давно хочет петь большие партии, вот ему и дали. Скажите спасибо, что не Радамеса ;D
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 461
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)
« Ответ #10 : Декабрь 22, 2017, 06:59:14 »
Для российской аудитории поют по-русски, а ежели желаете по-чешски, то направляйте стопы в Чехию (хотя думаю, что вы уже слушали "Енуфу" где-нибудь именно на чешском языке).

Достаточно направить стопы в Питер.

Действительно, в Мариинском театре идёт! https://www.mariinsky.ru/playbill/repertoire/opera/enufa

Поиск по сайту выдаёт, что спектакль в Мариинском театре был 31 октября 2017 года, совсем недавно :)
https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2017/10/31/1_1900

А то МАМТ пишет (и я, конечно, поверила :) ): ""Енуфа" идет на сценах ведущих оперных театров мира, однако в России звучит редко. " https://www.stanmus.ru/event/440610

Кстати, уважаемые коллеги, а не кажется ли вам, что декорации спектакля "Енуфа" (2007 г.) в Мариинке немного напоминают декорации спектакля "Хованщина" (2015 г.) в МАМТе? Общий стиль оформления, цвета, вёдра, и изба похожая, только в МТ она рядом, а в МАМТе действие внутри неё происходит.
https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2017/10/31/1_1900

Вот здесь второе фото - изба http://reznikers1.livejournal.com/37701.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 461
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
"Dobře umím rusky…"
https://www.stanmus.ru/event/441171

…Вот еще и такой смешной случай, который дал мне понять, что "Енуфу" надо ставить в России. Однажды на конференции "Opera Europa", которая проходила в Брно и была посвящена Яначеку, мы с моими коллегами  – режиссерами Дэвидом Паунтни и Грэмом Виком поехали в Гуквальды, к домику Яначека. Небольшой скромный домик, там есть парк, который был когда-то частью леса, там стоит памятник его Лисичке. Мы зашли в этот домик, заглянули в кабинет и вдруг увидели, что за письменным столом сидит...

Яначек. С такой же гривой, широкой спиной. Он сидел спиной к окну за письменным столом, развернулся...  поприветствовал нас. Мы сперва опешили, но потом включились в эту игру. Приветствовавший нас "Яначек" был очень радушен, очень походил на известные фото композитора, и тут же мои коллеги стали ему задавать вопросы. Задавали по-немецки – он сказал "nerozumím". По-английски – ответ был тот же. Тогда я сказал ему: "Господин Яначек, Вы должны хорошо знать русский язык!" Он обрадовался, и сказал: "да, я хорошо знаю русский язык!". Дальше, к изумлению и даже некоторой досаде моих коллег, мы с ним некоторое время очень интенсивно общались по-русски. Было очень приятно. 

Музыка Яначека (и в первую очередь "Енуфа") чрезвычайно популярна в мире и до обидного малоизвестна у нас. А ведь мало кто из европейских композиторов так любил русскую культуру, как он. Перечень сочинений, написанных им на русскую тему, не длинный, но очень содержательный: оперы "Катя Кабанова" и "Из мертвого дома", симфоническая рапсодия "Тарас Бульба", струнный квартет "Крейцерова соната". Тем не менее, Яначека у нас знают мало, несмотря на то, что "Енуфу" на протяжении ХХ века ставили выдающиеся дирижеры и режиссеры, исполняли замечательные певцы. Мне хотелось бы до некоторой степени исправить несправедливость по отношению к человеку и композитору. Поэтому я ставлю "Енуфу". 

Александр Титель, режиссер спектакля.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 461
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)
« Ответ #12 : Февраль 08, 2018, 22:19:07 »
О постановке оперного спектакля "Енуфа"
https://stanmus.ru/event/441462

Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко рассказывает о постановке оперного спектакля "Енуфа".
 
В год своего столетия МАМТ запустил проект "Студия", в рамках которого регулярно проводятся просветительские и образовательные мероприятия. Февральские события "Студии" приурочены к оперной премьере сезона – выходу спектакля "Енуфа".

"Енуфа" – произведение исключительной музыкальной и драматической мощи. Тем не менее, к этой опере, чрезвычайно популярной в Европе, в России обращаются редко. Перед нами стоит задача – рассказать зрителю и о самом произведении, и о том, как происходит создание оперного спектакля "Енуфа" в нашем театре. Выпуск оперного спектакля – это сложный, многоэтапный процесс, требующий согласованной работы всех коллективов и служб театра. Готовясь к премьере оперы "Енуфа", которая пройдет 28 февраля, мы расскажем и покажем, как работает постановочная "кухня" и познакомим публику с создателями новой сценической версии одного из самых важных музыкальных произведений ХХ века. 

Встреча с художественным руководителем оперной труппы театра Александром Тителем – редкая возможность пообщаться с режиссером спектакля в разгаре постановочного процесса. О сценическом оформлении спектакля и работе технической команды расскажет художник-постановщик Владимир Арефьев на экскурсии по театральным цехам и отдельной творческой встрече. Понимать музыкальный язык оперы "Енуфа" научит специальный музыкальный интерактив, а лекции перед спектаклями предложат ключ к более глубокому пониманию "Енуфы" и ее предыстории.

МЕРОПРИЯТИЯ:

15 февраля главный художник театра Владимир Арефьев проведет экскурсию по мастерским театра, где идет работа над оформлением "Енуфы". Маршрут экскурсии пройдет через пошивочный цех, склад костюмов, обувной цех, декорационный цех, склад хранения декораций и, конечно, сцену.

18 февраля в Музыкальной гостиной театра пройдет встреча с режиссером Александром Тителем, который расскажет о работе над  "Енуфой", требующей от артиста  особенного "чувства правды".

19 февраля состоится знакомство с музыкальной драматургией оперы, обсуждение, какими средствами Яначек создавал образы своих персонажей, разговор о роли оркестра и прослушивание самых важных фрагментов "Енуфы". Встречу ведет Наталия Сурнина.

24 февраля на творческой встрече, которая пройдет в сердце комплекса мастерских театра – декорационном цеху – художник Владимир Арефьев расскажет о художественной идее, которая стоит за напряженной технической работой мастерских театра.

1 и 2 марта пройдут встречи из цикла "Говорим со зрителем". Общение с культурологами, богемистами призвано дать понимание контекста создания произведения. Спикеры будут объявлены дополнительно.


Вход на встречи 18, 19 и 24 февраля – по предварительной регистрации через сайт театра. О датах регистрации будет объявлено особо!


Все мероприятия проходят при поддержке Чешского культурного центра.
Che mai sento!

Оффлайн vaulotor

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 259
Re: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)
« Ответ #13 : Февраль 13, 2018, 19:20:26 »
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик   - Евгений Бражник
Дирижер - Тимур Зангиев
Старая Бурыйя   - Оксана Корниевская, Ирина Чистякова
Лаца Клемень - Николай Ерохин, Кирилл Матввев, Виталий Ревякин
Штева Бурыйя - Евгений Либерман, Нажмиддин Мавлянов, Дмитрий Полкопин
Костельничка Бурыйя - Наталья Владимирская, Ольга Гурякова, Наталья Мурадымова
Енуфа - Елена Безгодкова, Елена Гусева
Старик-работник на мельнице - Евгений Поликанин, Алексей Шишляев
Староста - Феликс Кудрявцев, Роман Улыбин
Жена старосты - Вероника Вяткина, Элла Фейгинова
Каролка - Лариса Андреева, Инна Клочко

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 461
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)
« Ответ #14 : Февраль 16, 2018, 08:22:12 »
Ольга Гурякова рассказывает о репетициях:

"В нашем театре режиссер Александр Титель и музыкальный руководитель постановки Евгений Бражник решили исполнять спектакль на русском. Зритель, считают они, должен понимать каждое слово, чтобы пережить драматическую историю с обманутой героиней, строгими нравами и любовным треугольником. Вот мы и бьемся с текстом, ищем разные способы, вплоть до мелодекламации, чтобы все фразы доходили до публики.

культура: Не обидно, что теперь Вы не юная Енуфа, а ее мрачная, суровая мачеха, которую сравнивают с Кабанихой Островского?

Гурякова: Вообще не думала, что вернусь к этой опере. Спела ее в разных городах мира и отправила, что называется, в архив. Тем более в России она почти не ставится. Поэтому слова Александра Тителя застали меня врасплох: «Хочу поставить «Енуфу», она — совсем юная девчонка, а ты — Костельничка, посмотри партию, она интересная». Сейчас считаю, что это предложение оказалось подарком судьбы. Роль не идет ни в какое сравнение со всеми моими прежними героинями, которых я неизменно люблю. Совсем новое и неожиданное для меня амплуа. Костельничка — образ невероятного развития: поначалу она ворчит, переживая за падчерицу, потом, переступив через свои принципы, пытается убедить Штеву, от которого Енуфа ждет ребенка, жениться на ней, скрыть грех, но получает отказ. Борется-то она за честь семьи, за доброе имя Енуфы и неожиданно для себя приходит к страшному решению — избавиться от младенца. Нет ребенка — нет проблем. Ужас в том, что она полагается на Бога, разговаривает с ним: «А другого выхода у меня нет, ты же сам видишь». Каков спектр чувств. После каждой репетиции необходимо снимать психологическую нагрузку, потому что невозможно идти жить дальше с этим грузом кошмара и жути. Кажется, получается замечательный спектакль, ни на что не похожая психологическая драма, просто триллер какой-то.

http://portal-kultura.ru/articles/person/183603-olga-guryakova-nikogda-ne-khotela-uezzhat-iz-rossii/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 461
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)
« Ответ #15 : Февраль 18, 2018, 21:57:13 »
Елена Гусева:

Красота музыки большинства композиторов XX века скрыта от ушей неподготовленного слушателя. В работе над ней мы открываем для себя эту красоту и всячески пытаемся донести ее до зрителя.  В ней буквально в каждой фразе - невероятная смена эмоций, состояний, настроения. Ведь эта музыка идет от речевой интонации.

Яначек  как раз  и считается  композитором, принесшим в оперу прозаический текст, вокальная строчка в его партитурах рождена именно человеческой  речью.

Учить, конечно, такой текст непросто. У нас процесс этот продолжается до сих пор. Уже на сценических репетициях. Как говорится – "доучиваем с ногами".  Сложность еще вот в чем: мы поем на русском языке. А в вокальных партиях заложена фонетика чешского языка. Хоть это и славянский язык, но интонации-то другие! Ударения другие в чешском, у нас получаются синкопы, которые не свойственны нашей речи. Бывает, что приходится что-то менять прямо на репетиции, подыскивая более точное, ёмкое слово. И все 20 человек, находящиеся на сцене, предлагают свои варианты. Такая всеобщая творческая обстановка. Все соучаствуют.

А, если предложат спеть Енуфу где-то за границей, трудно ли будет переучивать на чешский, или знание партии облегчит процесс?

Отчасти облегчит. По ряду причин. Но мне кажется, что переучивать на другой язык – все равно, что учить заново. Ещё в "Енуфе" есть, и чисто технические сложности: у меня в партии много высоких нот, которые написаны мелкими длительностями. И брать их надо безо всякой подготовки. В музыке XIX века, скажем, любой ход наверх подготовлен. А здесь: влетел – вылетел. Очень трудно.

Да и оркестровка у Яначека в "Енуфе", прямо скажем, не "прозрачная".

Мы сейчас на репетициях ищем необходимый баланс голоса и оркестра. Там есть  такие эпизоды, где дирижер просит от меня буквально крика. Но я все равно считаю, что этот крик должен быть подкреплен дыханием, практически пропет, хочется сделать это как-то грамотно. Я ведь оркестр, если он играет слишком громко, не перекричу в любом случае. Мы должны друг к другу приспособиться, не теряя эмоциональной напряженности.

А Вы можете сказать, что музыка в "Енуфе" красивая?

Конечно! В этой опере очень много красивых мелодий. А еще она невероятно сильная!

http://www.rewizor.ru/music/intervu/elena-guseva-mne-vajno-chtoby-partiya-menya-zahvatyvala-i-muzykoy-i-istoriey/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 461
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)
« Ответ #16 : Февраль 20, 2018, 07:00:13 »
Музыкальный театр
вчера в 18:05

Сегодня перед началом дневной репетиции оперы «Енуфа» на сцене Музыкального театра состоялся кастинг животных, которые примут участие в постановке Александра Тителя. Козу Машу режиссёр утвердил – она благополучно прошла кастинг и уже сегодня на вечерней оркестровой репетиции, которая начнётся через полчаса, станет частью большой и бурной жизни моравской деревне, присоединится к труппе в подготовке премьеры.

По ссылке фото козы Маши
https://vk.com/stanmus2?w=wall-57323907_13954
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 461
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)
« Ответ #17 : Февраль 20, 2018, 22:54:35 »
Премьерный блок "Енуфы" не распродан, ещё есть билеты даже на первый день, на остальные билетов не много, а очень много
https://stanmus.ru/tickets2/1124

Так что желающие могут спокойно дождаться составов, а уже потом покупать билеты.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 461
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)
« Ответ #18 : Февраль 23, 2018, 12:26:03 »
Кирилл Матвеев: "Я пленился этой музыкой"

Кирилл Матвеев рассказал о подготовке оперы "Енуфа", премьера которой пройдет в театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Автор: Константин Черкасов

http://www.rewizor.ru/music/intervu/kirill-matveev-ya-plenilsya-etoy-muzykoy/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 461
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)
« Ответ #19 : Февраль 23, 2018, 17:16:02 »
ЕНУФА ИЛИ "МАДОННА СО ШРАМОМ"
19 фев, 2018 в 0:25
2017
Сегодня прошла пресс конференция Александра Боруховича Тителя в Московском музыкальном театре имени К.С.Ста­нис­лавс­ко­го и Вл.И.Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко посвященная скорой премьере. Трёхактная опера чешского композитора Леоша Яначека "Енуфа" будет представлена публике 28 февраля.
Беседу вёл друг театра преподаватель кафедры телевизионных, радио- и интернет-технологий факультета журналистики Института Массмедиа РГГУ, киновед и режиссера телеканала “Культура”, киновед Сергей Юрьевич Сидоренко.

https://tina-luchina.livejournal.com/912818.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 461
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)
« Ответ #20 : Февраль 26, 2018, 23:23:15 »
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2018-02-25 23:52:00
Назад Поделиться
"Енуфа" Л.Яначека в МАМТе, реж. Александр Титель, дир. Евгений Бражник

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3754685.html

На той же сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко показывал несколько лет назад свою "Енуфу" Мариинский театр - я на спектакль Василия Бархатова прибежал со второго антракта и застал только последнее действие, которое запомнилось мне прежде всего серым "железобетонным" резервуаром (от Зиновия Марголина), на дно которого Бархатов поместил героев оперы. Тогда как пространство московской "Енуфы" - стерильно-белый павильон с роскошной видеопроекцией водопада в проеме задника (говорят, снимали во дворе театра протекающую трубу, а потом совмещали видео на компьютере с пейзажем - блеск!), и поперек всей "коробки" валяется гигантский обрубок дерева, без корней и без кроны, со спиленными ветками, но корявый, узловатый; от акта к акту ствол этого "древа жизни" (забавно, что у Бархатова на занавесе воспроизводилась видеопроекция "родословного древа", персонажи ведь все друг с другом связаны теми или иными семейными узами) будет распадаться на бревна по мере того, как разваливается на куски жизнь злосчастной заглавной героини. Такое условно-символическое сценографическое решение (художник Владимир Арефьев, постоянный соавтор Александра Тителя), да к тому же изумительно подсвеченное (Дамиром Исмагиловым, конечно) позволяет освободиться от нагромождения историко-этнографических деталей, не считая отдельных занятных предметов вроде колеса точильщика ножей, еще кой-каких вещей сельского обихода. Зато не забыли про домашних животных, без которых немыслим деревенский быт - в "Евгении Онегине" у Тителя дворовый мальчик сажал в салазки Жучку (строго по тексту Пушкина), а в "Енуфе" девочка водит на веревочке козу. В комплекте с козой изначально предполагались еще и живые гуси, но, как пишет Наташа Сурнина, "гуси кастинг не прошли", вернее, оказались попросту профнепригодными, не слушались указаний режиссера, гоготали не в такт дирижеру и норовили свалиться в яму, причем сразу в оркестровую - за что попали в ощип (но ощипывают теперь, разумеется, муляжи). Коза, правда, тоже пока в силу нехватки театрального опыта мизансцену держит через раз, отказывается идти, упирается - ну да ничего, как выражаются в подобных случаях бывалые театралы, "наберет со временем": подробность, кроме шуток, премилая, однако, боюсь, неизбежно радостная реакция одной части публики на козу (мне-то посчастливилось смотреть и слушать постановку без зрителя, из почти пустого зала) не позволит другой оценить в полной мере прозрачность оркестрового вступления.

А между прочим оформление спектакля абсолютно адекватно общему тону партитуры - музыка "Енуфы", за исключением наиболее драматичных кульминаций, скорее светлая, как ни странно: Яначек в ней не "нагнетает" ужас и не нагоняет тоску, напротив, вся логика музыкальной драматургии оперы ведет к примирению с действительностью, с человеческими недостатками, даже порочными, преступными их проявлениями, содержит призыв к терпению и прощению (что лично мне мировоззренчески, положим, совсем не близко, но оперные красоты оценивать не мешает). В этом смысле "Енуфа" Яначека - полная противоположность "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича при сопоставимой концентрации мрака в либретто. Енуфа (в очередь ее поют Елена Безгодкова и Елена Гусева) влюблена в гулящего пьяницу Штеву (Нажмиддин Мавлянов), а саму ее с детства обожает Лаца, сводный брат Штевы (прекрасная вокальная работа Николая Ерохина, но вообще на роль дается аж три состава). Тетка Костельничка, мачеха Енуфы (замечательная Наталья Мурадымова) прилюдно Штеву унижает, не желая отдавать за него падчерицу, а тот и не больно жаждет, тогда как Лаца ревнует, бесится и под горячую руку умудряется Енуфу порезать, полоснув ножом по щеке. Обезображенная Енуфа и подавно не нужна Штеве, хотя ко второму акту героиня успевает разродиться, и сына называет Штевой в честь отца; но Штева собирается жениться на дочке старосты, а Лаца готов взять Енуфу лишь без чужого отпрыска, и тогда желающая воспитаннице добра Костельничка, поклявшаяся Лаце, что младенец умер, отправляется с больным ребенком на речку, пока Енуфа пребывает в беспамятстве - Костельничка ее опоила. Третий акт открывается подготовкой к свадьбе Енуфы, куда Лаци догадался пригласить и Штеву с его невестой, что, понятно, не добавляет Енуфе радости, но тут прибегают с реки: подо льдом обнаружен всплывший детский трупик, Костельничка кается в преступлении, а измученная, изуродованная, обманутая в любви и потерявшая ребенка Енуфа, которую тоже ждет суд и позор, находит в себе силы простить и мачеху, и жениха. Поют "Енуфу" по-русски (в Мариинском, кстати, по-чешски пели), вероятно, для облегчения восприятия, хотя, по-моему, серьезной необходимости в том нет, титров достаточно - так или иначе приходится на них посматривать, - а цельность постановочного замысла и качество музыкального воплощения без того очевидны.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 461
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)
« Ответ #21 : Февраль 27, 2018, 00:24:53 »
Действующие лица и исполнители
28 февраля, ср
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик    Евгений Бражник
Старая Бурыйя     Оксана Корниевская
Лаца Клемень    Николай Ерохин
Штева Бурыйя   Нажмиддин Мавлянов
Костельничка Бурыйя   Наталья Мурадымова
Енуфа   Елена Гусева
Старик-работник на мельнице   Евгений Поликанин
Староста   Роман Улыбин
Жена старосты   Вероника Вяткина
Каролка   Инна Клочко
Служанка   Наталья Зимина
Барена   Мария Пахарь
Яна   Дарья Терехова
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 461
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)
« Ответ #22 : Февраль 27, 2018, 23:14:28 »
Александр Титель представляет оперу "Енуфа"
https://tvkultura.ru/article/show/article_id/228627/

Режиссер Александр Титель возвращает на российскую сцену оперу Леоша Яначека "Енуфа" - ее крайне редко ставили в нашей стране. Премьера в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко назначена на 28 февраля. На одной из последних репетиций побывала Яна Мирой.

Александр Титель беспокоится, конечно, не за сохранность реквизита, а за достоверность действия. Что касается работы с артистами, оперу Яначека ставит по законам русского психологического театра. Ему важно, чтобы зритель проникся самой историей. Ведь с этим признанным шедевром российская публика мало знакома.

"Мы знаем, что в прошлом сезоне она шла в 24 театрах мира. От Нью-Йорка до Вены и от Стокгольма до Рио-де-Жанейро. А в России - нигде", - отметил режиссер Александр Титель.

Чешская деревня. Енуфа беременна от Штевы. Его не забрали в рекруты - значит, возможна свадьба. Правда, пристрастие красавца к бутылке не по душе матери девушки. Но социальные противоречия, бытовые проблемы - только фон. По словам режиссера, тема этой оперы - коловращение жизни.

Создателям спектакля трудно было решить, на каком языке исполнять. И все же, оригинальному чешскому предпочли русский. Певцам пришлось преодолевать много технических трудностей.

"Несовпадение музыкальных акцентов и текстовых. Временами получались синкопы, которые не свойственны нашей речи. Приходилось что-то менять", - рассказала солистка театра Елена Гусева.

Шрам на лице Енуфы - дело рук Лаца. Он безответно любит ее с детских лет. Но его чувство полно агрессии. Он не готов на брак с женщиной, у которой ребенок от соперника. И это становится причиной смерти младенца. Трагедия, корень которой - характер героя.

Иногда артисты переходят на крик. Местами вольно обходятся с партитурой. Говорят: "Это самая неоперная опера в мире".
_______________________

В 2017 году "Енуфа" была показана в Мариинском театре (Санкт-Петербург, Россия) как минимум
21 марта https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2017/3/21/1_1900
и 31 октябряhttps://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2017/10/31/1_1900
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 461
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)
« Ответ #23 : Февраль 28, 2018, 23:49:31 »
Ляля Кандаурова
Подписаться · 2 ч ·
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1109669672507023&set=a.141654559308544.29007.100003920035180&type=3&theater

передо мной сидит молодая пара и в течение всего второго действия хохочет в голос. Мне кажется, при продаже билетов в оперу на кассе нужно задавать какой-то контрольный вопрос письменно. Например, чтобы человек, покупающий билет на оперу Енуфа, отвечал на что-то вроде «считаете ли вы смешной ситуацию, при которой женщина крадет у падчерицы незаконнорожденного младенца восьми дней от роду и от отчаяния топит его в проруби». Дата, подпись. А потом, если человек расписался что нет, не считает, но все-таки засмеялся, вот прямо в месте где Костельничка говорит «бедный несмышлёныш, к Господу пусть отойдёт он, пока не знает боли», то чтоб его кресло загоралось на весь зал ярко-красным, как в истории про мальчика, который хотел незаметно пописать в бассейн. — слушает Leoš Janáček в Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 461
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)
« Ответ #24 : Февраль 28, 2018, 23:50:35 »
Vladimir Talanov слушает Енуфа в Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.
23 мин. · Москва ·
https://www.facebook.com/vldmr.tlnv/posts/1117126088424492

Я очень люблю оперу Леоша Яначека "Енуфа" и считаю ее одним из самых больших оперных произведений ХХ века. В Мариинском театре в свое время был достаточно крепкий спектакль, а оркестр у Гергиева звучал настолько вовлеченно, что второй акт я просидел в ужасе и оцепенении. Когда я сегодня шел на премьеру "Енуфы" в Музыкальный театр Станиславского, я, конечно, откровения не ждал. Но и того, что опера, которая должна быть как сплошной оголенный нерв, превратится в такую вампуку, я тоже не ждал. Бог с ним, с оркестром и пением, даже не об этом. Ужасно досадная режиссура: беспорядочная беготня по сцене вокруг распиленного дерева (прямая дорога открыта), какая-то сплошная пустая суета и куча массовки сугубо для оживления картинки, удар главной героини лбом об пень и потеря сознания в лучших традициях Тома и Джерри, сразу двое (одного было недостаточно) хромых, грозящих героине с авансцены расправой своими костылями, плакатная актерская игра абсолютно всех персонажей и ни одного убедительного образа. Плюс всё это добро поперек музыки на фоне белой коробки, в которую режиссер явно не наигрался, ставя "Снегурочку" в Большом. Но если "Снегурочка" была просто слабым спектаклем, то эта "Енуфа" - стыдный спектакль по меркам 2018 года. Очень обидно, что такая большая опера будет идти в Москве в такой халтурной оправе.
Che mai sento!