Автор Тема: дирижёр Кристиан Тилеманн  (Прочитано 13257 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 228
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: дирижёр Кристиан Тилеманн
« Ответ #25 : Май 29, 2018, 07:37:49 »
Евгений Пономарёв

Саксонская Дрезденская капелла в Мариинском театре
https://evg-ponomarev.livejournal.com/141132.html
May. 29th, 2018 at 12:25 AM

25 мая
Новая сцена Мариинского театра
Фестиваль "Звезды белых ночей"

Дрезденская капелла, как ее назвали в афише, а точнее - Саксонская Дрезденская капелла или "Саксонская государственная капелла (Дрезден) (Sächsische Staatskapelle Dresden)" - оркестр с выдающейся историей и целым списком выдающихся капельмейстеров и главных дирижеров: от Карла Марии фон Вебера и Рихарда Вагнера до Джузеппе Синополи, Бернарда Хайтинка и нынешнего Кристиана Тилеманна. Не помню, бывал ли Тилеманн в Петербурге раньше - кажется, нет. Про Дрезденскую же капеллу официально объявлено, что этот ее визит в город на Неве - в рамках большого мирового тура - первый в истории.

Немецкие оркестры обладают особенной собранностью звука, как будто струны у них натянуты сильнее, чем у наших, а духовые имеют какой-то особый раструб на конце. Саксонская капелла тоже обладает этим секретом, это очень хороший немецкий оркестр. Пожалуй, не Берлинер филармоникер, но самого высокого уровня, один из лучших. Кристиан Тилеманн с его привычкой к самому традиционному, немного педантичному, немного сдержанному, но глубоко продуманному исполнению симфонической музыки, давно работает с оркестром. Интерпретации Тилеманна могут показаться не слишком яркими, но они принципиально ориентированы на аутентичность.

Первое отделение началось увертюрой к опере Вебера "Оберон". И первое, что бросилось в глаза, - это исключительная готовность оркестра с первых тактов. Музыканты не разыгрываются в процессе исполнения первого номера, как бывает сплошь и рядом даже с хорошими оркестрами, - у Тилеманна не забалуешь. Они сразу работают на совесть, для них и увертюра - дело исключительной важности. Во-вторых, понимаешь, почему Тилеманн считается одним из лучших исполнителей Вебера. Исключительная выстроенность звука, четкость тем и строгая аутентичность покорили зал.

Затем вышел Денис Мацуев, к большому сожалению, именно в этом году занимающий при Саксонской капелле место пианиста in residence. Нет ничего более разного, чем Мацуев и романтическая музыка. Исполнялся 2 концерт Ференца Листа (несколько лет назад блестяще сыгранный в Мариинском концертном зале Дебаргом), исполнялся барабанящими в быстрых частях и "ватными" (как говорил мой учитель музыки) в частях медленных пальцами, причем в быстрых частях местами не хватало удара в верхнем регистре. Ко всему этому, как известно, пианист Мацуев ни холоден, ни горяч. С одинаковым спокойствием играющий любой репертуар. В этот раз он изображал шевелюрой и губами вдохновение, но даже в этом он никудышный артист. Оркестр и пианист были с разных планет, на небольших оркестровых частях уши слегка отдыхали, но к концу раздражение стало так велико, что на мацуевских бисах я вышел из зала.

Во втором отделении исполнялась 4 симфония Брамса. Тилеманн вновь прочертил темы, подчеркнув при этом напевность и песенность каждой из частей. Общей идеи в этом исполнении я как-то не услышал, виной чему, полагаю, - публика по социальным билетам, которой набили партер и часть ярусов (уж очень высоки были обычные цены). Аплодировали между частями массово, громко и со вкусом - разительное отличие от концерта Оркестра Баварского радио, на котором между частями не прозвучало ни одного хлопка. Но каждой из частей насладиться удалось.

На бис был Вебер. Как сообщают коллеги, увертюра к опере "Эврианта".
Che mai sento!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 824
Re: дирижёр Кристиан Тилеманн
« Ответ #26 : Июнь 01, 2018, 17:26:58 »
Отзыв М. Аршиновой о концерте Тилеманна с Дрезденской штаатскапеллой в Петербурге:

https://il-canone.livejournal.com/252697.html

Решила  поделиться впечатлениями от концерта Кристианна Тилеманна и Дрезденской Штаатскапеллы (солист Денис Мацуев): лучше поздно чем никогда.

Очень ждала этого концерта, стараюсь не пропускать выступлений Тилеманна в России, и дважды ездила в Дрезден его слушать. Здесь о премьере Вольного стрелка в Земпер опер, здесь о нем, как я его вижу, здесь о концерте фестиваля Рихарда Штрауса с Аней Хартерос в Дрездене, здесь о бетховеских симфония в Москве. Ох, и много ж я написала.

То, что Тилеманн сегодня лучший, эталонный исполнитель Вебера, я не сомневаюсь ни минуты. Да и вообще, Дрезден это город Вебера, подробнее я писала об этом тут . Здесь сошлись воедино великие традиции исполнения музыки Вебера и талант и индивидуальность Кристианна Тилеманна, идеально соответствующие  эстетике и идее немецкой оперы.

Первым номером программы была увертюра к "Оберону". Сказать, что это было счастье, это ничего не сказать. Лучше играть эту музыку  невоможно. Красота тембров духовых, их фирменного восточно-саксонско - чешского "темного" тона, какое-то особое благородство звучания, гармония, ничего лишнего, при этом живость, радость ... - красота. Просто красота. Потрясение. Глупое сравнение, но как будто бы Майбах прошелестел шинами по кукольной старинной улице.

Зал немного похлопал. Ну что там, ясно, что это разогрев. И тут вышел Денис Мацуев, чтобы просолировать во  Втором концерте Листа. Зал взорвался овациями. "Ну, сыграй!". Сыграл.  Не перестаю удивляться качеству фортепианной игры Дениса Мацуева в сопоставлении с масштабом и успехом его карьеры. В голову приходит только то, что есть, наверное, музыканты для музыкантов, и есть музыканты для публики. И это не всегда одни и те же имена. Вот Мацуев точно пианист для публики. Она его любит, обожает,  ждет, принимает, не отпускает. Все так. Единения с залом в этом восторге у меня не было. А когда Мацуев на бис исполнил соль-минорную Прелюдию Рахманинова, в воображении нарисовался, по аналогии с майбахом, Камаз, груженный цементом, выруливающий в парах угарного газа, и просто стоишь и страдаешь, когда он уже проедет.  Успех был невероятный.

Мало есть произведений, которых так ждешь, как Четвертую симфонию Брамса. Класс оркестровой игры и здесь, бесспорно, был очень высок, да иначе и не могло быть никак. Но то ли я "смертельно" отравлена  трактовкой  этой симфонии Карлосом Клайбером, с ее непрерывным трепетным живым пульсом и фирменным, с гуляющими ветерками,  движением, то ли настроение музыкантов как-то подупало после такой обескураживающей реакции публики,  но музыка, будучи сыграна превосходно, не достигла глубин моего сердца.  Не потрясла так, как потряс Тилеманн с Берлинскими филармониками в Шестой Чайковского, с которой разобрался совершенно потрясающе, например.

Прошла уже неделя, и у меня осталось чувство какой-то испорченности, загрязненности вечера  исполнением Мацуева. Солист может блеснуть, может быть жемчужиной или бриллиантом, может просто качественно отработать в концерте. А вот Мацуев концерт имхо обосрал, другого слова увы не нахожу. Еще раз убедилась, что не зря концерты его я предпочитаю обходить стороной. А здесь вот не вышло.

Ну да ладно. Вот такие неоднозначные впечатления. О публике, которая является полноправным участником концерта, я написала многобукоф в фейсбуке, публика была совсем не та, что хотелось бы. Мне кажется, Тилеманн не был внутренне удовлетворен этим концертом. Вокург была светская хлопотня и мишура (вечер 200-летия Петипа с Макроном и др. випами в ложе в М1) , которой Тилеманн, как мне кажется, тяготится. Все это влияло на настроение и результат.  Вот так!