Автор Тема: "Евгений Онегин" в Театре им.Станиславского и Н.-Д. и в НО - мнения  (Прочитано 9136 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Разговор пойдёт о постановках "Евгения Онегина" в московских театрах, в частности, о редакции Е.Колобова оперы Чайковского "Евгений Онегин" и о его руководстве этим спектаклем в давние годы в театре им.Станиславского и Немировича-Данченко и, позднее, в Новой опере.

Колобов поставил в Стасике из опер только "Пират" и "Борис Годунов"

Как минимум, он там ещё "Евгения Онегина" поставил, а что касается идеи соединения Реквиема и оперы Р-К, то, я думаю, он мог её там выдвинуть, но не успеть сделать самостоятельно. А может, и успел кое-что.
Я просто не в курсе деталей, но уверен, что если там это тоже было, то без него не обошлось.
???
Не слышал про поставленного Е.В. Онегина в Стасике.
Там шла постановка Станиславского довольно долго, не так ли?)

Про постановку "Онегина"  в тогдашнем ТСНД - и так, и не так !

Дело в том, что Колобов по натуре своей не мог взирать спокойно на что-либо, сделанное не им самим, а кем-то другим ! :)) Он всегда начинал интенсивно вмешиваться в постановку и, как все мы убедились в дальнейшем, даже в музыку, в авторский замысел. Я не знаю, что послужило причиной и поводом для разрыва Колобова с ТСНД, но, полагаю, интенсивные переделки в "Онегине", приведшие к провальным, на мой взгляд, сценическим и музыкальным решениям, тоже сыграли свою роль в его уходе. Он ведь замахнулся на святое для ТСНД !

Кстати, я ведь бывал на том спектакле – я слушал ещё Моногарову в партии Татьяны в самом начале её выступлений в этой роли. Сразу скажу, что я не поклонник Моногаровой, но ведь у нас речь идёт о постановке, не так ли ? О спктакле можно расспросить работников театра и певцов – они расскажут много любопытного об этой странной истории.

Я сам должен поискать программки и мои тогдашние записки по этому поводу. Если что найду, расскажу более подробно.
« Последнее редактирование: Январь 18, 2011, 19:38:45 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Если кто-то из наших посетителей в те годы в ТСНД на колобовском "Онегине" бывал, прошу поделиться воспоминаниями !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
ТСНД??
Никогда не встречал, чтобы Современный театр академической сатиры так называли...
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 398
    • Андрей Ковалев
Давайте уточним, что Вы хотите услышать в данной теме: мнение о величайшем спектакле К.С.Станиславского "Евгений Онегин", о ситуации с проектом вознобновления этого спектакля Е.Колобовым или о мотивах его ухода из Театра Станиславского и Немировича-Данченко?
Дело в том, что идею возобновления "Онегина" Колобов в Стасике не осуществил, так как изданный им приказ о назначении постановочной группы и состава исполнителей примерно весной 1990 г. положил начало разрастанию конфликта. который до этого только еще "теплился".
Т.Моногарова пела в "Онегине" К.Станиславского, возобновление которого осуществили в 1992 г. дирижер Г.Проваторов и режиссер М.Дотлибов.

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 125
Т.Моногарова пела в "Онегине" К.Станиславского, возобновление которого осуществили в 1992 г. дирижер Г.Проваторов и режиссер М.Дотлибов.

Тот «Онегин» Станиславского, особеннно с Моногаровой и Агади-Ленским — по-моему, один из лучших спекталей Стасика тех лет. И вообще лучший московский «Онегин».

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
... идею возобновления "Онегина" Колобов в Стасике не осуществил, так как изданный им приказ о назначении постановочной группы и состава исполнителей примерно весной 1990 г. положил начало разрастанию конфликта. который до этого только еще "теплился".
Т.Моногарова пела в "Онегине" К.Станиславского, возобновление которого осуществили в 1992 г. дирижер Г.Проваторов и режиссер М.Дотлибов.

Да, вы правы: подняв свои записки и воспоминания, я пришёл к выводу, что, судя по всему, спектакль, который я слушал в начале 90-х с только-только появившейся Моногаровой, Колобову не принадлежал. Тем более, что в мой тогдашний приход спектаклем дирижировал не Колобов. Более того, это была уже не та постановка, которая шла в бытность пребывания Колобова в театре Станиславского.
Да, кстати, о его аббревиатуре: театра настолько неудобно называется, что я не знаю, как сокращать его название. Называть его "Стасиком" меня коробит и язык не поворачивается, называть его полностью – ужасно длинно. Я придумал себе сокращение: театр Станиславского и Немировича-Данченко, аббревиатура – ТСНД. Если вам не нравится, предложите что-нибудь другое, но только не "Стасика" – давайте обойдёмся без этих сюси-пуси.
Так вот, о Колобове. Выходит дело, что его попытки что-то в ТСНД в "Онегине" преобразовать так и не были реализованы. В музыкальной части он вряд ли решился бы что-то менять, потому что не он один дирижировал этим спектаклем. Получается, что его "редакция", т.е. отсебятина, была реализована в звучании несколько позднее, уже в НО.
И я не могу понять, что все так носятся с этими "колоннами Станиславского" ? Даже в нынешней постановке НО опять колонны ! Мне кажется, именно этот фетиш не обязательно считать "священной коровой", и вполне можно ликвидировать его, оставив лишь для сценического оформления некоторых эпизодов.

P.S. Выходит дело, если идеи Колобова в ТСНД не были реализованы в отношении "Онегина", то можно плавно перейти к другим реализациям "Онегина".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Насколько я понимаю, "постановка Станиславского" как таковая не сохранилась в живой преемственности. То, что великий режиссёр ставил под названием "Евгений Онегин" в знаменитом зале с колоннами в том доме, где теперь располагается музей его имени, не может быть перенесено в том же масштабе на большую сцену. Кстати, это прекрасно понимал и сам Станиславский, который настаивал на "колоннообразности" оформления, но не был настолько упёрт, чтобы требовать на большой сцене того камерного масштаба, который имел зал в его доме, и того музыкального решения (пения под рояль), которое практиковалось в том легендарном помещении ! :) Это же абсурд.
Кстати, если кто там не был, то непременно посетите музей-квартиру Станиславского, и тогда вам сразу будет понятно, о чём речь. Там всё сохранилось, да и сам этот музей - просто удивительное место: там словно время остановилось в середине прошлого века.
А в ТСНД реконструировали на большой сцене те "колонны Станиславского", которые они увидели в его доме-музее, причём, примерно в том же масштабе, что и в музее, в результате чего этот узкий проём колонн нелепо торчал посреди большой сцены, а во время представлений "Онегина" артисты и работники сцены даже не знали, что им теперь делать с этими дурацкими колоннами, как их сценически обыграть, чтобы это не выглядело столь одиозно ! :)) Позже на них стали навешивать разные украшения, чтобы сгладить нелепость декораций. Т.е. тамошние постановщики, вообразив, что они "возвращаются к Станиславскому", вернулись на самом-то деле не к идее Станиславского, а к бездумно-формальному копированию интерьера его дома.
Я вообще считаю, что наших режиссёров и дирижёров (и Колобов в этом плане не исключение) наряду с интересными идеями посещали иногда настолько странные мысли, что их иначе как сумасбродными и не назовёшь. К тому же я решительный противник и колобовских оперных "редакций" (вернее сказать, отсебятин): его редакция "Евгения Онегина" возмутительна, и я не понимаю, как можно этот вздор продолжать держать в репертуаре ? То же самое относится и к некоторым другим спектаклям, поставленным в НО ещё при Колобове. Мне кажется, с этим "наследием" пора кончать, потому что это антимузыкально и антитеатрально.
Вот и с "Моцартом" тоже большой вопрос: сопоставить и дать в один вечер Реквием и "Моцарта и Сальери" – это великолепная идея ! НО делать музыкальный монтаж и устраивать пляски – это уже чересчур. Неужели это правда ? Я даже боюсь идти смотреть ! :)) Т.е., на мой взгляд, Колобову не хватало чувства меры, а идеи у него бывали весьма интересные.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 398
    • Андрей Ковалев
Хотелось бы все же вернуться к "Онегину" К.С.Станисловского. Да, этот спектакль был задуман даже не для Камерной сцены, а для интимной обстановки гостиной, украшением которой были те самые колонны. На большую сцену спектакль был перенесен через несколько лет после премьеры. примерно в году 1926. Скорей всего перенесен был не самим Станиславским, а его ассистентами. Возможно, что сам мастер его и не видел, а увидев макет декораций. запретил его показывать. Документальных подтверждений этой версии я не видел, но именно она в 80-е годы сыграла немалую  роль в осознаии того факта, что со спектаклем что-то надо решать.
Тем не менее, в подобной версии спектакль полноценно существовал почти 80 лет, вызывал высокие оценки известных деятелей музыкального театра, в том числе В.Фельзенштейна, который видел его в 60-х гг. Не знаю, но меня никогда не раздражали колонны. На мой взгляд, они великолепно обыгрывались в каждой картине. А уж о актерских работах. замечательно поставленных массовых сценах (ларинский бал), камерных сценах (письмо Татьяны) - что и говорить! 2 и 4 -картины в постановке Станиславского трудно превзойти. Я видел в спектакле всех лучших Татьян 70-80- х В.Каевченко, Г.Писаренко, Л.Черных, Онегиных - Я.Кратова, Л.Екимова.  Замечательного Ленского - Н.Гуторовича, когда он был еще в приличной форме.
Да. конечно же с годами спектакль амортизировался, многое утрачивал, о чем очень переживали и ветераны театра, и занятые в нем актеры 70-80-х гг., которые спектакль очень любили. Идея об обновлении спектакля родилась еще до прихода в театр Е.Колобова, когда одним из претендентов на пост главного дирижера был М.Юровский, блестящий, эрудированный музыкант, который, наряду с  увлечением современной музыкой, авангардом, очень любил Театр Станиславского, сохранял почтение к его мастерам и традициям. Что было при Е.Колобове, я уже писал. И возобновленный спектакль появился только в 1992 г. (режиссер М.Дотлибов, дирижеры -Г.Проваторов, Г.Жемчужин). Зрелище было весьма странное: складывалось впечатление, что режиссер вместо того чтобы подчеркнуть достоинства данного спектакля, только усугубил с годами наслоившиеся недостатки. Не помню деталей, но произошли изменения не в лучшую сторону с организацией сценического пространства, с "обыгрыванием" колонн. Потом, видимо. что-то все же изменили. вернув спектакль к тому варианту. который шел до 1992 г. (В таком виде я его увидел по ТВ с О.Гуряковой), правда качество съемки было очень плохое, деталей разобрать было невозможно.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 398
    • Андрей Ковалев
Очень обнадеживающее известие о возрождении студийного варианта спекаткля К.Станиславского. http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=944&rubric_id=207&crubric_id=1001539&pub_id=1142885
К точным (как всегда!) оценкам уважаемого Д.Морозова трудно что-либо добавить.

Цитата:
---------------------------
Вакцина для режиссеров
В Учебном театре “ГИТИС” возродили “Евгения Онегина” Станиславского

Дмитрий МОРОЗОВ
 
История оперной режиссуры свидетельствует: все по-настоящему великое рождалось всегда в союзе с автором, в диалоге с ним, иногда даже в споре, но не в подмене или самоутверждении за его счет. Об этом стоило бы почаще вспоминать иным нынешним режиссерам, свято уверовавшим, что они сами с усами, а авторы – это, как в анекдоте, “те ребята, что поставляют мелодии для наших мобильников”. И поскольку именно режиссеров этого типа у нас больше всего пиарят, у многих складывается превратное представление о самой сути профессии. Тем важнее вернуться к истокам. И вот недавно в стенах Учебного театра “ГИТИС” случилось знаменательное событие: пять студентов-режиссеров – Елизавета Бондарь, Диана Бижитуева, Филипп Разенков, Павел Сорокин и Юлия Файн – из мастерской Дмитрия Бертмана под его чутким руководством восстановили “Евгения Онегина” Станиславского.

Многие из присутствовавших в тот вечер в зале хорошо помнят легендарную постановку, и вовсе не из-за какой-то своей мафусаиловой древности: еще десять лет назад ее играли на сцене Музыкального театра, что образовался почти семь десятилетий назад путем слияния студий Станиславского и Немировича-Данченко. Правда, в последней реинкарнации этого “Онегина”, произошедшей в начале 90-х, его дух оказался во многом выхолощен из-за слишком уж буквалистского подхода восстановителей, уделявших основное внимание внешнему рисунку мизансцен в отрыве от их психологического наполнения (в дальнейшем вместо того, чтобы попытаться вернуть спектаклю живое дыхание, его предпочли попросту выкинуть вон).

В Учебном театре решили вернуться к самому первому, камерному, варианту легендарного спектакля, поставленного изначально в особняке Станиславского в Леонтьевском переулке под аккомпанемент фортепиано. Художник Мара Уварова возродила к жизни сценическое оформление не только предельно скрупулезно, но, кажется, и со всей сопутствующей атмосферой, сумев при этом стилистически органично вписать в него разнородные костюмы “из подбора”. Студийцы Станиславского играли ведь первоначально в своих собственных, на тот момент вполне современных, костюмах и данный опыт решили тоже отчасти повторить, тем самым, в свою очередь, впустив в спектакль немножечко нашей современности.

В “Онегине” Станиславский строил работу с актерами по принципу: от внутреннего к внешнему, и для него в процессе репетиций важнее всего было правильное самочувствие исполнителя в “предлагаемых обстоятельствах”, правильное понимание сверхзадачи и сквозного действия роли, а собственно мизансцены становились уже производным от всего перечисленного. “Онегин” – гениальный пример действенности и непреходящей актуальности системы Станиславского применительно к опере. И если восстановители будут не механически копировать найденные когда-то мизансцены, но исходить из того, что все должно рождаться здесь и сейчас, то этот спектакль (со дня первой, “домашней”, премьеры которого прошло уже почти девяносто лет) имеет хорошие шансы встретить свой 100-летний юбилей абсолютно живым. Каковым, собственно, и предстал на подмостках Учебного театра.

Посетив спектакль вновь месяц с лишним спустя после премьеры, автор этих строк с радостью обнаружил, что он все больше и больше обживается исполнителями. В какие-то моменты начинает даже казаться, что наблюдаешь за не предназначенными для посторонних глаз мгновениями чужой жизни. И этой естественности, “правдоподобию чувствований” нисколько не противоречит то обстоятельство, что герои не говорят, а поют…

Между тем на уровне режиссуры никаких попыток создать в опере Чайковского пресловутую “четвертую стену” отнюдь не предпринималось. Более того: дабы еще полнее воссоздать обстановку спектакля в Леонтьевском переулке, декорации и реквизит после каждой картины переставляются здесь самими студентами непосредственно на глазах у зрителя, как это делали когда-то студийцы Станиславского. Но этот “остраняющий” момент отнюдь не препятствует тому, что появляющиеся следом исполнители ролей Татьяны, Ленского или Онегина сразу же начинают не играть, а органично существовать в образах своих персонажей. Лидия Светозарова и Александра Зарубина (Татьяна), Борис Карташев (Онегин), Вадим Летунов (Ленский), Александр Миминошвили (Гремин)… Список этот можно продолжать вплоть до самых маленьких ролей, каковых, впрочем, по Станиславскому, не бывает в принципе.

Дело не только в том, что у Бертмана действительно сильный курс, в чем можно было убедиться еще в прошлом сезоне по таким спектаклям, как “Голубая мазурка” Ф.Легара (режиссер Галина Тимакова) и особенно “Женитьба” М.Мусоргского (режиссер Сергей Терехов), но и в том, что спектакль Станиславского – уже сам по себе есть бесценный педагогический инструмент. Кстати, по задумке Дмитрия Бертмана, он должен сохраняться в репертуаре, и через него должны проходить все новые и новые поколения студентов всех мастерских факультета музыкального театра. А для студентов, обучающихся музыкальной режиссуре, школа этого спектакля станет, будем надеяться, хорошей вакциной против эпидемии переворачивания всего и вся с ног на голову.
« Последнее редактирование: Февраль 14, 2011, 19:42:11 от Predlogoff »

Оффлайн Sergey M.

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 7
Потом, видимо. что-то все же изменили. вернув спектакль к тому варианту. который шел до 1992 г. (В таком виде я его увидел по ТВ с О.Гуряковой), правда качество съемки было очень плохое, деталей разобрать было невозможно.
На Рутрекере появилась видеозапись этой TV-трансляции с О. Гуряковой. К сожалению, качество съёмки какое было, такое и осталось. https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5521279