Последние сообщения

Страницы: 1 2 3 [4] 5 6 7 8 9 10
31
Соната ми мажор (Piano Sonata in E major, D 157) написана в феврале 1815 года. Она состоит из трёх частей и довольно компактна по размерам. Первая часть открывается так называемой «Мангеймской ракетой» – восходящим арпеджио по звукам тонического трезвучия. Как явствует из названия, этот расхожий приём был излюблен ещё композиторами мангеймской школы в 1760-х годах и широко использовался классиками – достаточно посмотреть на начало первой или пятой сонат Бетховена или до минорной сонаты Моцарта. Но свежесть использования Шубертом этого стандартного приёма в том, что, во-первых он охватывает этим арпеджио более трёх октав (что прежде не делалось), а во-вторых сразу после этого взлёта и спуска у него следует ответ-второй элемент темы, из которого он впоследствии извлекает с преобразованием и побочную, и заключительную темы первой части, да и разработка тоже строится на этом втором элементе главной темы. И вот это, например, говорит уже об изрядном мастерстве и вдохновении композитора.

Вторая часть, Andante, – пожалуй, лучшая в этой сонате, -- написана в довольно обычной форме рондо, построенного по схеме ABA¹CA², где A – повторяющийся рефрен с главной темой части. Но невероятная свежесть и ценность этой части состоит не только в трогательной и красивой основной теме – этого мы вправе ожидать от Шуберта и так. Самый сильный драматургический приём здесь – то, что при первом возвращении главной темы в раздел А¹, где обычно принято было излагать тему в усложнённом по сравнению с началом виде, Шуберт отказывается от усложнеия, «снимает» с мелодии все добавления и оставляет практически голую тему с короткими pizzicato аккомпанемента. После относительно полной фактуры предыдущего раздела этот приём производит ошеломляющее впечатление: мелодия предстаёт беззащитной, непосредственно обращающейся к чувству слушателя. Можно сказать, эта находка станет одним из «фирменных» приёмов Шуберта. Причём пользовался ею не он один: гораздо позже (спустя сто двадцать восемь лет), например, Шостакович использовал похожий приём во второй части своей второй фортепианной сонаты, правда, с существенно иным характером.

Сравните это место у Шуберта:
https://youtu.be/cRvFZWiTgNQ?t=673

И у Шостаковича:
dSCH https://youtu.be/hfT5I-fbqMs?t=528

И ещё один важный момент в этой части: внутри обычной формы рондо Шуберт здесь нашёл решение, которое потом тоже стало одним из частых приём в его творчестве: после второго эпизода (раздел C), звучащего с контрастным характером и в другой тональности, композитор возвращает главную тему в её основном характере и тональности, но сохраняет фактуру второго эпизода. То есть в последнем рефрене Шуберт разделяет слой мелодии/тональности и слой фактуры и делает их независимыми. Похожие решения применяет Моцарт, это весьма классицистский подход и гениальная находка в данном случае. Аналогичное строение части Шуберт будет потом использовать в своих больших сонатах: до мажор D. 840, ре мажор D. 850, соль мажор D. 894 и до минор D. 958, а впоследствии (и тоже во время второй мировой войны) к нему обратился (для достижения сильнейшего эффекта) Прокофьев во второй части восьмой сонаты.
Третья часть сонаты названа Шубертом менуэтом, вполне традиционно, хотя по характеру и темпу это уже скерцо, а не менуэт. Часть написана в си мажоре, тональности доминанты к основному ми мажору, а оканчивать сонату менуэтом, да ещё и в доминантовой тональности, было немыслимым в классической традиции. Это может говорить о том, что Шуберт планировал написать четвёртую часть этой сонаты, но никаких набросков к такой части не найдено, а после окончания этого скерцо в рукописи следуют целых три совершенно пустые страницы без всяких следов планов продолжения. Более того, спустя два года Шуберт напишет ля бемоль мажорную сонату D. 557 из трёх частей без всякой четвёртой и с третьей частью в тональности доминанты, поэтому не исключено, что он мог всё-таки обойтись без возвращения в основную тональность и здесь. К тому же и прецеденты всё же существовали: например, фантазия Бетховена соч. 77 начинается в соль миноре, а оканчивается в си мажоре.
Трио в этой части заслуживает отдельного внимания, наряду со второй частью это самое вдохновенное место в сонате. Здесь Шуберт выходит за рамки обычной жанровости и живописует фантастические ландшафты. При этом трио ещё и крайне похоже на трио из ре мажорной сонаты, созданной в 1825 году.

Сравните трио из ми мажорной сонаты...
https://youtu.be/cRvFZWiTgNQ?t=1024

И трио из ре мажорной.
https://youtu.be/3dIi0HdkOb4?t=3652

Ceterum censeo concentus esse attendenda.
Билеты на концерт можно найти здесь:
https://iframeab-pre0455.intickets.ru/node/7740635
32
Колдуньи против пришельцев

В Большом театре премьера оперы Генделя

Текст: Ирина Муравьева

Постановка "Альцины", оперы-seria Георга Фридриха Генделя, представленной на Новой сцене Большого театра - кооперация с фестивалем в Экс-ан-Провансе, где премьера спектакля прошла в 2015 году. Спектакль создан британской командой - режиссером Кэти Митчелл, художниками Хлоей Лэмфорд и Лорой Хопкинс, режиссером по пластике Джозефом У. Элфордом. Дирижер-постановщик - итальянец Андреа Маркон, органист, дирижер, один из ведущих специалистов по старинной музыке в мире.

https://rg.ru/2017/10/19/v-bolshom-teatre-predstavili-operu-gendelia.html
33
Любви все возрасты покорны

Шедевр Кэти Митчелл на музыку Генделя поселился в Большом театре

текст: Екатерина Бирюкова

http://www.colta.ru/articles/music_classic/16335
34
Страсть как чучело

Три с половины часа спектакля пролетают с клиповой скоростью. Итальянский дирижер Андреа Маркон, быть может, не открыл новых тайн оперы Генделя, но, подчеркивая ее чувственность, достиг мистической гармонии между музыкой и сценическим действием

Автор Мария Бабалова

18 октября вечером на Новой сцене Большого театра состоялась премьера оперы Генделя «Альцина». Этот спектакль — постановка фестиваля в Экс-ан-Провансе 2015 года, которая формально считается совместной двух коллективов. Ее автор — выдающийся английский режиссер Кэти Митчелл, превратила барочную сказку в циничную реальность сегодняшнего дня.

http://vm.ru/news/426192.html
35
Большой театр выпустил «Альцину» Генделя в копродукции с фестивалем в Экс-ан-Провансе

В спектакле Кэти Митчелл молодые красавицы на ходу превращаются в старых ведьм и обратно

Петр Поспелов

https://m.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2017/10/20/738712-bolshoi-teatr-altsinu?
36
И стали писать оперы-ры-ры-ры

Сергей БИРЮКОВ
 
Проект «КоОПЕРАция» сделал заявку на омоложение оперной афиши столицы и страны

http://www.trud.ru/article/20-10-2017/1355631_i_stali_pisat_opery-ry-ry-ry.html
37
Президиум ВАК рекомендовал оставить Мединскому ученую степень

http://m.interfax.ru/584060
38
"Украшением" публики, демонстрировавшей, как всегда, своё плебейство, были безумные бабки из собеса, явившиеся в театр с мордами, на которых явственно читался лозунг "В СССР секса нет", и рассуждавшие в фойе о том, в каких спектаклях занят Урин. Эти собесовские комсомолки-девственницы ещё до первого звонка мечтали вслух, как они сразу же в зале пойдут занимать не собесовские, а человеческие места. Во время спектакля непорочные бабки, глядя на бдсм на сцене, одурели окончательно и слегка подзаткнулись только тогда, когда на весь зал им кто-то крикнул: "Заткнитесь!"

"Украшением" сцены была Аглатова, которую, наверное, позвали работать слонихой в посудной лавке,  т.е. в бдсм'овской постели.

Это - собесовские комсомолки-девственницы в зале  и слониха в бдсм'овской постели - и обеспечило смычку оперы и народа.
39
Опера в театрах Москвы / Re: "Травиата" в Большом
« Последний ответ от Renato Октябрь 20, 2017, 20:41:36 »
18 и 20 января 2018г

Дирижер   Туган Сохиев
Виолетта Валери Венера Гимадиева
Флора Бервуа   Ирина Долженко
Аннина   Ирина Рубцова
Альфред Жермон   Артуро Чакон-Крус
Жорж Жермон, его отец   Игорь Головатенко
Гастон, виконт де Леторьер   Гиорги Стуруа
Барон Дюфоль   Вячеслав Почапский
Маркиз д’Обиньи   Владимир Комович
Доктор Гренвиль   Годердзи Джанелидзе
Джузеппе, слуга Виолетты   Игорь Цуркан


19 и 21 января 2018г.

Дирижер   Туган Сохиев
Виолетта Валери   Динара Алиева
Флора Бервуа   Елена Новак
Аннина   Мария Гаврилова
Альфред Жермон   

Жорж Жермон, его отец   Эльчин Азизов
Гастон, виконт де Леторьер   Марат Гали
Барон Дюфоль   Отар Кунчулиа
Маркиз д’Обиньи   Владимир Комович
Доктор Гренвиль   Петр Мигунов
Джузеппе, слуга Виолетты   Игорь Цуркан

Наконец-то Венера! ::)

Продажа билетов на данный блок спектаклей начинается 21 октября.
40
10,12,14 января 2018
Дирижер - Михал Клауза
Дон Паскуале - Карло Лепоре
Доктор Малатеста - Андрей Жилиховский
Эрнесто -
Норина - Анна Аглатова
Карлотто, кузен Малатесты, играющий роль нотариуса - Владимир Комович

11,13 января 2018
Дирижер - Михал Клауза
Дон Паскуале -   
Доктор Малатеста - Константин Шушаков
Эрнесто - Алексей Татаринцев
Норина - Ольга Селиверстова
Карлотто, кузен Малатесты, играющий роль нотариуса - Александр Уткин



10 января вновь спектакль в рамках  ПРОГРАММЫ «БОЛЬШОЙ - МОЛОДЫМ»

http://www.bolshoi.ru/visit/buyingnew/1825.php

Страницы: 1 2 3 [4] 5 6 7 8 9 10