Автор Тема: «Орлеанская дева» Чайковского в Большом театре (премьера — сентябрь 2014)  (Прочитано 21443 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Может, и собрались ради такого случая, но в принципе Сохиев - хороший дирижёр.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я очень внимательно отношусь к Вашим советам, дорогая Папатачи, и Вы мне очень помогли перестать стесняться общаться с вокалистами.

Вы-то ладно, Вы меня никогда не обвиняли в чём-либо :)) А вот бывш. Буффон, ныне Фёдор Борисович, обвинял меня в дружбе и вражде с солистами разных театров. А теперь сам не вылезает из ФБ

И главное, чего я не могу, зачем по этому поводу нужно было устраивать истерики? Он ведь делает то же самое. Завидовал, наверное :)) А теперь сделал выводы и пошёл по вашему пути :))
Но дело в том, что в ФБ если не будешь каждого облизывать, то тебя там и не примут и даже в игнор забьют. Попробуй там вякни какую-нибудь правду-матку - вылетишь из "друзей" вмиг.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 351
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Меня некоторым образом удивила и не удивила рецензия Дольчева. Рискуя навлечь на себя кучу оскорблений всё-таки скажу...
Во-первых, Дольчев в какой-то своей предыдущей статье написал, что идти на Деву не собирается. Ибо, главную исполнительницу он то ли где-то слышал, то ли кто-то давал ему её послушать в виде записи - не помню. То есть, мнение он о Смирновой типа уже составил и сказать ему что-нибудь хорошее о ней никак низзя.
Во-вторых, всё-таки пошёл! Ну, будем считать, что пошёл "на Сохиева" и послушать остальных. Зачёт!
В-третьих, объективно Смирнова пела очень хорошо, а иногда и просто здорово! Но , это , вероятно, моя объективность. Объективность Дольчева пребывает в иной сфере. Я и сам преклоняюсь перед Красимирой Стояновой, но Йоанну она в ближайшее время вряд ли споёт. Равно, как и Хюй Хе. Равно, как и Анита Рачвелишвили.
Упоминание Касрашвили в этой связи ("вот , кто действительно пел!") некорректно. Касрашвили пела, возможно, очень здорово и была "равна" во всех регистрах, но Смрнова, выступавшая 26-ого сентября ЭТОГО года  ВПЕРВЫЕ на сцене БТ, да ещё в ТАКОЙ партии, была и немонотонна, как он написал, и звонка (где надо), и спела, повторюсь, более чем достойно.

Вы обиделись на Дольчева за Смирнову? Своё мнение я написала, а также не побоюсь сослаться на мнение Шварценштейна. У меня нет сил это пересказывать:)), но, насколько я сумела понять витиеватый язык Шварценштейна, он отмечает её выносливость и в то же время обращает внимание на недостатки исполнения. Бурного восторга я не заметила. То есть две рецензии от двух любителей оперы с абсолютно разными характерами и написанные в абсолютно разных, даже противоположных стилях, в принципе говорят об одном и том же. Что не значит, что Ваше более восторженное мнение не имеет права на существование. Скажу просто: если Вам понравилось безо всяких оговорок и Вы получили большое удовольствие, то это здорово!
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 366
Папатачи!
Я на Дольчева  НЕ обижаюсь.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 351
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Папатачи!
Я на Дольчева  НЕ обижаюсь.

Вот и хорошо! В общем, пишите сами то, что думаете. Да поскорее :))
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Папатачи!
Я на Дольчева  НЕ обижаюсь.

А что же - Дольчев обругал Смирнову в Орлеанской?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Отчёт об «Орлеанской деве» 26 сентября. Перед этим мероприятием я слушала запись с Ириной Архиповой (к сожалению, до записи с Ниной Раутио пока не добралась, но понимаю, что надо послушать и её)

О да, это непременно.
Есть даже видео - спектакль с элементами оратории: артисты как бы представляют и тут же как бы рефлексируют по этому поводу. Это, конечно, элемент режоперы, но! Эта опера, по сути, оратория, поэтому её можно ставить и как концерт-мистерию.
Ещё её великолепно пела Касрашвили - быть может, лучше Раутио, но видео и даже нормальное аудио никто не выпускал. И есть ли оно?? Были бутлеги и трансляционные записи нелучших вариантов. Но хоть что-то ......
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
К сожалению, даже в целом позитивные впечатления, как всегда талантливо описанные в своём ЖЖ, Дольчев сдобрил нормальной такой дозой чего-то вонючего. Вероятно, это скепсис? Или злоба?
Папатачи, а Вы-то как думаете? Тоже млеете от сарказма "атомного блоггера"?

А я люблю иногда почитать Дольчева :)) И даже скажу, за что: на его фоне я выгляжу благородным джентльменом и добрейшей души человеком :)))))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
Игра с огнем

Большой театр открыл сезон концертным исполнением оперы Чайковского «Орлеанская дева». Оно стало удачным дебютом нового главного дирижера театра Тугана Сохиева

Петр Поспелов

...

Туган Сохиев, выбравший «Орлеанскую» для своего дебюта, уловил не только нужду аудитории в реставрации большого стиля, но и общественный контекст, требующий серьезности и напряженности, чему так соответствует Чайковский вообще и его опера, в которой война предстает народным делом, освященным небом, в частности. Подобно «Онегину», в котором Чайковский перевел в искреннюю лирику ироническую интонацию Пушкина, «Орлеанская» возвращает пафос сюжету, было сниженному (что было хорошо известно в России и взято на перо тем же Пушкиным) фривольной поэмой Вольтера. Позиции могут быть разными, но шуткам не время, сказала нам только что опера Чайковского.

Ни один режиссер сегодня не добавил собственных смыслов к партитуре: опера прозвучала два раза в концертном исполнении, отчего приобрела качества священной оратории, церковной игры, из которой выводил разве что дуэт «О чудный сладкий сон». Сцена Большого предстала в обрамлении деревянных конструкций, превосходно отражавших в зал звук оркестра и хора, расположенных на западный манер — амфитеатром. Саму манеру и подход Тугана Сохиева тоже можно счесть западной, благо основной дирижерский опыт он приобрел в Европе. Хотя Сохиев вовсе не избегает мощных тутти и умело добивается оркестрового полнозвучия, он достигает эффекта не богатырским навалом, а точной простроенностью групп. Оркестр играл отменно, помарок было всего чуть за три часа оперы, хор численностью в сто человек пел стройно, а голоса солистов не терялись даже в больших хоровых ансамблях.

Сам по себе состав солистов обозначил новую страницу в политике Большого. В прошлом сезоне Туган Сохиев и генеральный директор театра Владимир Урин напугали общественность заявлением, что приоритет в кастинге будет отдан штатным солистам труппы. Однако в числе одиннадцати солистов первого состава петь «Орлеанскую» вышел только один, состоящий в штате: Владимир Красов в двух моржовых эпизодах. Другой был участником молодежной программы — подающий надежды тенор Арсений Яковлев (он спел ту самую партию Раймонда, которую в былые времена исполнял его отец Аркадий Мишенькин). Многих других мы уже слышали на сцене Большого в качестве приглашенных солистов, но Анна Смирнова, исполнившая главную роль, появилась здесь — если не вообще на российской сцене — первый раз.

Хорошо известная европейской и американской публике, певица произвела превосходное впечатление большим и мягким голосом, в котором всегда чувствовался запас, убедительной эмоцией, культурой и отменным диапазоном, без которого партию Иоанны не одолеть: меццо-сопрано, Смирнова пела оригинальный вариант для сопрано, как и первая исполнительница партии Мария Каменская (позже, когда ей это стало трудно, Чайковский переписал часть номеров в более низких тональностях). Уже привычны на сцене Большого такие мастера, как Петр Мигунов (отец Иоанны) или Игорь Головатенко (Лионель, роковая любовь Иоанны). Отрадным пополнением компании приглашенных стали звонкоголосое лирическое сопрано Ирина Чурилова (Агнеса Сорель) и обладатель глубокого мягкого баса и окладистой бороды Станислав Трофимов (архиепископ). Достойно вписались в ансамбль Олег Долгов (король), Андрей Гонюков (рыцарь Дюнуа), Отар Кунчулиа (крестьянин Бертран), Анастасия Щеголева (ангел).

Концертное исполнение «Орлеанской девы» получилось столь содержательным, что его можно смело приравнять к полноценной театральной премьере, тем более что Большой театр обратился к столь редкому и актуальному произведению.

Полностью:

Ведомости. 29.09.2014, 180 (3684)
http://www.vedomosti.ru/lifestyle/lifestyle-theatre/news/33977681/igra-s-ognem#ixzz3EfMSVpAd
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
Инаугурация главного дирижера

Туган Сохиев дебютировал в Большом театре

Марина Гайкович, зав. отделом культуры "Независимой газеты"

...
На аплодисментах один из сотрудников Большого обронил: «Наконец-то в театре настоящий дирижер появился!» Сохраняя уважение к предшественникам Тугана Сохиева, трудно с этим утверждением поспорить. За последнее десятилетие столь же убедительную работу обозреватель «НГ» слышала, пожалуй, трижды, и каждый раз – с приглашенными дирижерами: Михаил Плетнев с «Пиковой дамой», Александр Лазарев с «Чародейкой» и Владимир Юровский с «Русланом и Людмилой». Наверное, мог бы в этой строке быть и Мстислав Ростропович с «Войной и миром», да за месяц до премьеры взял самоотвод, не в силах преодолеть цеховые коллизии. И вот – Туган Сохиев с «Орлеанской девой»: амбициозный, в меру властный, а также умный, мыслящий и главное – очень музыкальный дирижер. Взяв «Орлеанскую деву» (оперу, находящуюся в какой-то степени на перекрестке русско-французских интересов маэстро: он остается на позиции руководителя Национального оркестра Капитолия Тулузы), Сохиев принимает несколько верных решений. Оказывает внимание грядущему юбилею Чайковского (175-летие со дня рождения), выбирает название нетривиальное, но при этом не самое популярное, и решает сделать концертное исполнение оперы, не затевая постановки, которая, очевидно, стала бы репертуарным аутсайдером. Масштабная партитура, с одной стороны, задействует и демонстрирует весь исполнительский арсенал труппы (в исполнении участвует даже орган). С другой – сам дирижер демонстрирует умение управлять этим арсеналом, способность охватить гигантскую форму и, когда нет возможности скрыться за сценографией и режиссурой, выстроить не только музыкальную, но в каком-то смысле и театральную драматургию. Сам Сохиев об этом говорит в программном тексте: центральной фигурой оперы для него становится не столько исторический контекст, сколько сама Иоанна, ее духовный путь – от прозрения Бога до прозрения любви и, в финале, единения со Всевышним. Неизбежно лирические (опера, как ни крути, романтическая) сцены Иоанны Сохиев трансформирует в возвышенные и только в любовном дуэте с Лионелем дает прорваться чувственному и страстному. Но и массовые сцены (ужас пожара в первом и последнем действиях, лязг мечей в сражении, торжество коронации), и жанровые (придворные танцы или пение менестрелей – со знаменитой «Старинной французской песенкой» из «Детского альбома») Сохиев воплощает с предельной степенью визуализации. Множество сольных партий в оркестре, коими композитор насытил партитуру, звучит неожиданно чисто и неформально, каждая – проинтонирована, а не просто озвучена. При этом дирижер очень чутко и аккуратно работает с акустикой, максимально приглушая оркестр, дабы не заглушить солистов.

Собственно, кастинг ровным не назовешь. Такая вот особенность этой оперы: Чайковский сделал два варианта партитуры – для высокого и низкого женского голоса, но ни тот, ни другой удобным не считается. Здесь нужна певица со сверхспособностями – как у заглавной героини. Сохиев выбирает сопрановую версию, по его мнению, более логичную с точки зрения тонально-гармонического плана, а петь приглашает меццо Анну Смирнову, нашу соотечественницу, все творческие достижения которой случились на западных сценах. Объемный голос певицы и ее почти сопрановый диапазон позволили ей «взять» Иоанну «с первого захода» (судя по послужному списку артистки, для нее это дебют). Среди ее партнеров отметим, пожалуй, тенора Олега Долгова (Карл VII) и Игоря Головатенко (Лионель), выделившихся наиболее точным и целостным исполнением своих партий. 

Полностью:

Независимая газета. 29.09.2014, 00:01:00
http://www.ng.ru/culture/2014-09-29/7_dirizher.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
Жанне д’Арк подбросили хворосту

Дирижер Туган Сохиев дебютировал в Большом театре «Орлеанской девой»

Наталья Зимянина

...
Надо ли говорить, с каким интересом все ждали его дебюта на Исторической сцене Большого! Да еще с неподъемной «Орлеанской девой» Чайковского в концертном исполнении. Четыре действия сплошной музыки и пения, где высокопарных слов либретто почти не разобрать, не всякий выдержит. Да и не самая это привлекательная форма подачи оперы — концертное исполнение. Страсти всё сгущаются, в ремарке: «Вбегает Дюнуа с выражением радости на лице» или «Солдаты бросаются на Лионеля и поражают его, после чего пытаются наложить Иоанне на руки цепи». А певцы тем временем, не шевелясь, стоят лицом к залу, глядя большей частью в ноты на пюпитре.

Тем не менее трудно пожаловаться, что кто-то из них пел без запала. Очень хороша Анна Смирнова в партии Иоанны д’Арк, и ей удалось передать огромную внутреннюю борьбу своей героини, когда во второй части оперы любовь к врагу, бургундскому рыцарю Лионелю (Игорь Головатенко), поражает ее как гром. Но… «Свой грех ты искупить должна терпеньем», — поют уж ангелы на небесех. А дальше — костер, с большим мастерством «написанный» Петром Ильичом, с язычками пламени, все больше и больше охватывающими одинокую фигуру страдалицы. «Крест дайте!» — умоляет Иоанна. «Вот тебе наш подарок!» — отвечают ей, подкидывая хворосту…

Что говорить, великолепный хор Большого театра (главный хормейстер — Валерий Борисов) постарался, и массовые сцены (если учесть, что все стоят как вкопанные) производят сильнейшее впечатление.

Ну и, наконец, оркестр. Сохиев понимает, что Чайковский сочинял оперу фрагментами, «возвращаясь к отдельным сценам даже не в хронологическом порядке», и фрагменты эти нуждаются в склейке. Оттого — не давал залу даже похлопать как следует в особо удавшихся местах, чтобы не останавливать запущенную машину эмоций. Он волево менял характер музыки, тут же перенося нас мысленно в иную картину.

Оркестр был на большой высоте. (Запомнилась, например, картина «Местность близ поля битвы» с пылающим английским лагерем вдалеке в начале 3-го действия или оркестровый фрагмент перед свиданием Иоанны с Лионелем в 4-м.) Духовые просто поразили. Но главное — нигде оркестранты не стали соперниками вокалистов; Сохиев разворачивал гигантский инструмент во всю мощь там, где она и требовалась, — в больших пафосных сценах, способный укротить его одним красивым жестом. А ведь казался таким тихим милягой. Но, справедливости ради, надо добавить, что и с оркестром молодому маэстро тоже повезло. Про какой другой коллектив можно сказать грубым, но свойским словом «матерый»…

Единственное, что смущало весь вечер, — сам вид сцены: цвета запекшейся крови, с выстроенными, как солдаты, певцами, нога к ноге, волосок к волоску. Только чуточку прищурь глаза — ба, правительственный концерт 1972 года, не иначе. Все-таки, кажется, при нынешних технических возможностях Большого можно было бы замахнуться на что-то более изобретательное.

Дальше Сохиев намерен приняться за репертуарные спектакли «Богема» и «Травиата». И, собственно, премьера унего только 15 июля — «Кармен» (режиссер Алексей Бородин). А контракт у дирижера с Большим до 31 января 2018 года. ...

Полностью:

Новая газета. 29.09.2014
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
Игра с огнем

Большой театр открыл сезон концертным исполнением оперы Чайковского «Орлеанская дева». Оно стало удачным дебютом нового главного дирижера театра Тугана Сохиева

Петр Поспелов

Многих других мы уже слышали на сцене Большого в качестве приглашенных солистов, но Анна Смирнова, исполнившая главную роль, появилась здесь — если не вообще на российской сцене — первый раз.

Ведомости. 29.09.2014, 180 (3684)
http://www.vedomosti.ru/lifestyle/lifestyle-theatre/news/33977681/igra-s-ognem#ixzz3EfMSVpAd

А. Смирнова 13 июня 2014 г. пела Амнерис в Мариинском театре.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Либо "профессиональный" журналист, либо из тех москвичей, для кого за МКАДом жизни нет.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Либо "профессиональный" журналист, либо из тех москвичей, для кого за МКАДом жизни нет.

Да, но он всё же усомнился немножко.
Хотя журналист столь известный мог бы обратиться и к самой певице с целью уточнения фактов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Жанне д’Арк подбросили хворосту

Я офигеваю от таких заголовков.
Помню, в газете было такое: "Выпал из гнезда". Это о пенсионере, который упал с балкона.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ratzi

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
В общем в пятницу прокатился слух "Сохиев творит чудеса" в Большом.
И я понимаю, что материал благодатный ("Орлеанская дева" Чайковского, если что)... Но черт побери! С ним происходят какие-то верные вещи...
При всех недостатках репертуарной политики "Большого театра" сейчас - это грандиозный успех.
У более скептически настроенных друзей есть домыслы, что это просто все так собрались. А я просто никогда за свою недолгую жизнь не слышал в Большом такого хора и труб и тихонечко радуюсь, что такими темпами скоро в Большой можно будет ходить исключительно на оркестр и хор вне зависимости от каста.
В общем ищите в афише Большого спектакли, где значится "Музыкальный руководитель и дирижер - Туган Сохиев" и спешите туда проверять или оспаривать.
А я пойду готовить себя к мысли, что в июле 2015 мне снова придется слушать "Кармен" (поскольку это уже материал неблагодатный).
Поздравляю Bolshoi Theatre Moscow с открытием Tugan Sokhiev!
‪#‎Bolshoi‬
p.s. Ах да, Иоанна очень даже получилась

Источник: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=806375339405025&l=b97fdb671f

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 351
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Либо "профессиональный" журналист, либо из тех москвичей, для кого за МКАДом жизни нет.

Да, но он всё же усомнился немножко.
Хотя журналист столь известный мог бы обратиться и к самой певице с целью уточнения фактов.

Это вы по старинке рассуждаете :)) В интернете есть вся информация о выступлениях Смирновой в России и за рубежом, удивительно, почему Поспелов не проверил своё предположение.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 351
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
А. Смирнова 13 июня 2014 г. пела Амнерис в Мариинском театре.

И как спела?
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 351
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Жанне д’Арк подбросили хворосту

Дирижер Туган Сохиев дебютировал в Большом театре «Орлеанской девой»

Наталья Зимянина

Сохиев разворачивал гигантский инструмент во всю мощь там, где она и требовалась, — в больших пафосных сценах, способный укротить его одним красивым жестом. А ведь казался таким тихим милягой. Но, справедливости ради, надо добавить, что и с оркестром молодому маэстро тоже повезло. Про какой другой коллектив можно сказать грубым, но свойским словом «матерый»…

Полностью Новая газета. 29.09.2014

Тихий миляга – ну и сленг! Зимянина бы его ещё "мимими" назвала. :))
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
А. Смирнова 13 июня 2014 г. пела Амнерис в Мариинском театре.

И как спела?

Ничем особенным не поразила и не удивила.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 351
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
А. Смирнова 13 июня 2014 г. пела Амнерис в Мариинском театре.

И как спела?

Ничем особенным не поразила и не удивила.

А в "Деве"?
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
А в "Деве" судить не берусь, потому что слушал эту оперу впервые, но в целом, как мне кажется, получилось удачно. Несмотря на концерт, А. Смирнова была абсолютно в образе - отрешенность от мира сего.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 351
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Орлеанская дева» – первая премьера нового сезона в Большом театре – остаётся в центре внимания. Рассказывают «Новости культуры». 

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/119163
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 351
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В огне Иоанны

Текст: Ирина Муравьева http://www.rg.ru/2014/09/29/teatry.html
29.09.2014, 00:07

...На этот раз "Орлеанская дева" прозвучала в концертном формате, но огромные силы Большого театра - более двухсот артистов хора и оркестра, солисты представили под руководством Тугана Сохиева впечатляющее музыкальное прочтение партитуры Чайковского. Событие неординарное, поскольку представляло собой не только юбилейный оммаж композитору, но и дебют Сохиева с коллективом Большого театра, и продуманный проект, изящно выстраивающий музыкальный контекст русского и европейского. "Орлеанская дева" - с одной стороны, русская опера с французским артиклем, написанная о французской героине Жанне д Арк, цитирующая подлинную старинную французскую мелодию, французские танцы (что удачно для Сохиева, руководящего оркестром Тулузы и владеющего тонкостями французского стиля), но по своей драматургии - более объемная. В "Орлеанской" - ораториальные по масштабам хоровые сцены, балетные номера, симфонические интродукции, многоголосные ансамбли, оркестр за сценой, массовые апофеозы. Здесь традиции и русской, и европейской музыки - от мадригала до Реквиема, от песен до полифонии. И надо заметить, что дирижерская координация всех этих слоев партитуры оказалась безупречной.

Оркестр, поднятый из ямы на сцену, звучал в "Орлеанской деве" в полновесном симфоническом формате - с твердыми рельефами инструментальных групп, с отличными соло деревянных, с четко организованным звуковым балансом, позволявшим не затмевать ансамбли и арии солистов. Качество работы Сохиева было слышно в отделке деталей, в звуковой дисциплине, в том, как дозированно выстраивались марафоны крещендо, как тонко вписывались в оркестровую массу отдельные соло, как кристаллизовались мощные тутти. Оркестр Большого театра звучал более рационально, диситиллированно, и одновременно - театрально, "зрелищно". Особенно в массовых сценах - многочисленных хоровых "глориях": "Да здравствует спасительница...", "Славься" и т.п. Сцена аутодафе - сожжения Иоанны (Жанны д Арк) с медленно вырастающим из похоронного шествия давящим звуком оркестра, по которому пробегали фигурации "языков" пламени, превратившиеся в страшное сплошное тутти, - прозвучала так, что не нуждалась ни в какой сценической иллюстрации.
 
Надо заметить, что хор Большого театра в "Орлеанской деве" представил впечатляющий музыкальный результат: сто с лишним голосов звучали слитно, внятно по дикции, объемно, мгновенно переключаясь от нежных девичьих песен к изящным гимнам менестрелей, от массовых хоровых апофеозов к тонким ангельским звучаниям. В партии Иоанны на сцене Большого театра дебютировала Анна Смирнова, выступающая на всех ведущих сценах мира.

прямая речь
Туган Сохиев, музыкальный руководитель Большого театра России:

- Я выбрал "Орлеанскую деву" потому, что Чайковский связан с самой историей Большого театра. Кроме того, я пытался найти оперу, где могли бы быть максимально задействованы музыкальные и творческие коллективы Большого театра: хор, солисты, оркестр. "Орлеанская дева" - одна из самых монументальных, массовых опер Чайковского. И несмотря на то, что сюжет ее трагический, она очень торжественная, возвышення, благодаря образу Иоанны. Эта опера редко исполняется, потому что партия Иоанны очень трудна. Чайковским было написано два варианта партии Иоанны - для сопрано и для меццо-сопрано. В свое время Иоанну замечательно пела меццо-сопрано Ирина Архипова, а в постановке великого Бориса Покровского на протяжении многих лет блистала сопрано Маквала Касрашвили. На мой взгляд, сопрановый вариант более близок драматургии, которую задумал Чайковский. Вообще эта партия написана словно для двух голосов - там сложный верхний регистр, крепкая середина и низкий регистр. И трудно найти певиц, обладающих таким широким диапазоном. Нам посчастливилось найти Анну Смирнову, российскую певицу, которая поет в Метрополитен, в Ла Скала, в Вене, но еще не пела в Большом театре. Это ее дебют. А мне очень хотелось бы, чтобы дальше последовала постановка "Орлеанской девы" на сцене Большого театра. Многие считают эту оперу не сценичной, и нам бы хотелось развеять этот миф.

Полностью http://www.rg.ru/2014/09/29/teatry.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 351
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова

Героиня по имени Жанна: теперь – на оперной сцене

Большой театр представил первую премьеру сезона – оперу Чайковского «Орлеанская дева» в концертном исполнении

http://vm.ru/news/2014/09/28/vizit-devi-266615.html

МАРИЯ БАБАЛОВА

...«Орлеанская дева», опера в четырех действиях, написанная Чайковским на собственное либретто по драме Шиллера в переводе Жуковского, не театральный хит. Скорее всего, из-за того, что сочинение близко к большому ораториальному стилю, и посему - это идеальный выбор именно для концертной версии. Хотя среди персонажей – король Франции Карл VII и его любовница Агнесса Сорель, менестрели, шуты и палачи, цыгане и воины.

...Ныне эта роль стала бенефисом и дебютом в Большом одновременно для Анны Смирновой – выпускницы Московской консерватории, начавшей свое победоносное шествие по лучшим оперным сценам мира уже в 2007 году с миланской La Scala, потом последовали все остальные вплоть до нью-йоркской Metropolitan. Певица облает эффектным полнозвучным голосом, очень подходящим для этой партии, требующей уникального диапазона и богатой тембральной наполненности.
Впрочем, эмоционально образ у Анны, для которой эта работа первая(!) в русском репертуаре, получился несколько однообразным: этакая воительница – валькирия, не открывающаяся любовной страсти.

А вот Бабалова тщательно изучила и переписала в статью резюме Смирновой :))

А межу тем, Иоанна без памяти увлечена врагом – бургундским рыцарем Лионелем, и романтическая линия сюжета делает оперу еще более трагичной. Кстати, в партии Лионеля был беспримерно хорош баритон Игорь Головатенко. Остальные солисты не избежали вокальных ошибок и не проявили запоминающейся актерской индивидуальности.

Мне очень интересно, Бабалова знаток оперы "Орлеанская дева"? Я почему так придираюсь - эту так называемую критикессу неоднократно ловили на плагиате. Она списывает у коллег и с форумов, в частности, передирала целые фразы из высказываний Буффона о "Пиковой даме" Александрова в Новой Опере. А здесь Бабалова даёт столь резкую оценку работе абсолютно всех солистов, кроме Головатенко и Смирновой, но на каких познаниях основана это критика? Или, что скорее всего, у кого списана? Или просто написала абы что, наугад?

Зато впечатляющей оказалась работа Тугана Сохиева с хором, у которого, редкий случай, было понятно каждое слово, и с оркестром, звучащим мощно и красиво. Жаль только, что стройность игры оркестра порой нарушали медные духовые.

В финале трехчасового исполнения Туган Сохиев выглядел скорее усталым, нежели счастливым. Хотя в зале витало ощущение успеха и предчувствие новой полнокровной творческой жизни Большого театра. Маэстро Сохиев вновь встанет за дирижерский пульт уже в ноябре, когда в афише появится «Богема» Пуччини, потом в январе будет «Травиата» Верди и под занавес сезона, в июле премьера главного оперного шлягера – «Кармен» Бизе.

И тут тщательно откуда-то переписала :))

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Туган Сохиев, музыкальный руководитель Большого театра:
– Когда приходит в коллектив новый человек, всегда есть какая-то настороженность. Должно пройти некоторое время, чтобы мы начали понимать друг друга, доверять. «Орлеанская дева» – мой выбор. Я давно мечтал исполнить эту замечательную оперу. Я очень люблю музыку Чайковского, с большим трепетом отношусь к его партитурам. И пытался максимально точно почувствовать и понять то восхищение Жанной д’Арк, которое присутствовало у Чайковского. Надеюсь, эта работа задаст правильный старт… Например, в оркестре сто человек, и каждого может быть свое мнение на счет интерпретации той ли иной музыкальной фразы, а дирижер как раз тот человек, кто все происходящее приводит к общему знаменателю. Я считаю, на дирижере лежит вся ответственность за спектакль от первой до последней ноты.

Полностью: http://vm.ru/news/2014/09/28/vizit-devi-266615.html

Сохиев подтвердил свои слова делом.
Che mai sento!