Автор Тема: «Орлеанская дева» Чайковского в Большом театре (премьера — сентябрь 2014)  (Прочитано 21420 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 317
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Жанне д’Арк подбросили хворосту

Я офигеваю от таких заголовков.
Помню, в газете было такое: "Выпал из гнезда". Это о пенсионере, который упал с балкона.

А как вам заголовок "Героиня по имени Жанна: теперь – на оперной сцене", статья Марии Бабаловой? :))
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 317
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Зато Поспелов ответил на вопрос, возникший у меня во время живого прослушивания "Орлеанской девы": права ли я, ощутив влияние "Аиды" Верди? Да, права: "В опере чувствуется также прямое влияние «Аиды» Верди, которая шла в Мариинском театре ровно в те годы, когда Чайковский писал «Орлеанскую деву», а Мария Каменская, впоследствии певшая Иоанну, выступала в роли Амнерис." http://www.vedomosti.ru/lifestyle/lifestyle-theatre/news/33977681/igra-s-ognem
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 317
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Папатачи!
Я на Дольчева  НЕ обижаюсь.

А что же - Дольчев обругал Смирнову в Орлеанской?

Не очень-то и обругал :)) Но и не восхитился. Я уже писала, что и Шварценштейн не восхитился. Вот видите, как плохо, что вы в очередной раз прогуляли: у вас нет своего мнения! :))
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 366
Дело не в том, кто кого обругивает-облизывает.
В отношении некоторых "блоггеров" частенько думается о том, что кто угодно может  устать от бесконечного негатива.
В данном случае, абсолютно снобское стебалово человека, часто бывающего за границей, много слышавшего , но прям вот вынужденного возвращаться в " страну рабов, страну господ"! Этот вечный лейтмотив - " а что вообще у нас может быть хорошего?"...
Откуда такая озлобленность? И с чего это ему не дают покоя люди  с иным мироощущением? Эти бесконечные нападки на "жителей" других формумов!
Впрочем, это только мое мнение.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 317
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
А вот бывш. Буффон, ныне Фёдор Борисович, обвинял меня в дружбе и вражде с солистами разных театров. А теперь сам не вылезает из ФБ

И главное, чего я не могу понять, зачем по этому поводу нужно было устраивать истерики? Он ведь делает то же самое. Завидовал, наверное :)) А теперь сделал выводы и пошёл по вашему пути :))

Вы дали ему путёвку в жизнь. Он теперь ведёт беседы с самим Вдовиным :))
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А как вам заголовок "Героиня по имени Жанна: теперь – на оперной сцене", статья Марии Бабаловой? :))

Тихий миляга – ну и сленг! Зимянина бы его ещё "мимими" назвала. :))

:)) Да эти девахи "по-любому" там свои в доску! Ещё немного, и на феню перейдут! Такие, знаете ли, пацанки: девки такие есть, все их видели в детстве, которые всё время рядом с парнями крутятся и ведут себя, как мужики - пьют, курят, ругаются, ёрничают так же, как они, и т.д. В таких статьях всегда есть что-то полууголовное, как будто они повествуют не о столичных событиях, а о концертах самодеятельности где-нибудь на зоне в тайге.
Чайковский рыдал, когда сочинял сцену сожжения, а Бирюкова так пишет, как будто спичками балуется. Вторая тоже хороша.
Знаете, такое ощущение, что они выкобениваются не перед нами даже, а друг перед другом - это у них соревнование в остроумии такое, как бы ещё похлеще словами обделать или автора, или произведение, или вообще всё, что под руку, вернее, "под перо" попадётся. Подобрать аналогии попошлее, название покуражистее. Кто-то анекдоты на медицинские темы выдумывает, а они статьи о классике пишут.
Это всё постыдно, но это наша жизнь, а какова жизнь, таковы и девки.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вы дали ему путёвку в жизнь. Он теперь ведёт беседы с самим Вдовиным :))

Душеспасительные?  :)) Вероятно, о том, какой он великий менеджер и какие гениальные у него подопечные :))
Ой, можно элементарно примазаться к кому угодно, достаточно начать облизывать их самих или тех, кого они продвигают - и вы будете лучшим другом. До тех пор, пока не вякнете им что-нибудь поперёк характера или вразрез с деловыми интересами :))

"Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок".

:))
А я вот рекомендую держаться от греха подальше. Искренне.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 317
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Орлеанская дева» без декораций

29.09.2014 в 20:38, Фёдор Борисович.

Концертное исполнение оперы Чайковского в Большом театре

ля тех, кто следит за культурной жизнью, появление в Большом театре Тугана Сохиева в качестве главного дирижера и музыкального руководителя затмило остальные кардинальные изменения в руководстве, произошедшие в прошлом сезоне. Ведь именно качество музыкальной составляющей спектаклей – и оперных, и балетных – важнейшее слагаемое статуса главного театра страны. Столь значимое событие нуждалось в весомом символе, которым стало возвращение на сцену театра оперы Чайковского «Орлеанская дева».
http://www.operanews.ru/14092907.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 317
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Возвращение Иоанны

В Большом театре прозвучала опера «Орлеанская дева»

Татьяна Елагина, 29.09.2014 в 20:37

...грядущее в мае 2015-го 175-летие Петра Ильича Чайковского заранее вдохновило первую работу в наступившем сезоне оперной труппы, оркестра и хора Большого театра под руководством нового главного дирижёра и художественного руководителя Тугана Сохиева. «Орлеанская дева» — опера нечасто исполняемая и мало известная широкой публике, за исключением единственной арии героини. http://www.belcanto.ru/14092901.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
Теория большого стиля

Премьера "Орлеанской девы" Чайковского в Большом театре

На Исторической сцене Большого в концертном исполнении "Орлеанской девы" Чайковского наконец дебютировал назначенный в прошлом сезоне на должность главного дирижера Туган Сохиев. Кто ожидал от него галантного стиля — ошибся. Опера прозвучала как парадный портрет самой себя. Его детали рассмотрела ЮЛИЯ БЕДЕРОВА.

Нет, в жизни люди так не выглядят — застыв в красивых позах на коне, в пейзаже или на фоне занавески, украшенные словно каменными складками одежды, с пером или копьем, блестя глазами и вообще светясь нездешним светом. В жизни люди шероховаты и подвижны, но на портрете красота тем удивительнее, чем невероятнее статика.

То же и с "Орлеанской девой": в этой большой французской опере (как полагается, с балетом, о котором игра оркестра дала полное представление) от главного русского композитора, уступающей в популярности другим сочинениям Чайковского, хотя она была написана как раз в расчете на успех, много пронзительных страниц. Но Сохиев как будто намеренно подчеркнул ее эффектную статичность, умерил пыл движения, практически остановив его в первых двух действиях, и превратил оперу в медленный пышный марш. Все приняло вид и звучание идеальной оперы — такой, когда певцы должны стоять на авансцене, иметь огромные голоса, не суетиться и красиво петь. Идеальная опера, таким образом, сценическая оратория, какой она и предстала перед публикой вновь пореформенного Большого театра.

... И вот роскошное название, уместное и эффектное, досталось новому главному дирижеру, дебют которого стал по-настоящему долгожданным: никто не рассчитывал на то, что назначенный в разгар сезона, в январе, Сохиев сразу начнет играть мускулами, но настолько завидной выдержки, хватившей на половину сезона, мало кто ожидал.

И тем более неожиданным оказался дебют по манере: кто бы мог подумать, что европеец Сохиев так тщательно, деловито и степенно станет реконструировать полузабытые приметы большого стиля, что против ожиданий соберет составы в основном из приглашенных солистов, с кем замысел удастся особенно точно, и добьется от оркестра, хора и певцов такой массивности не маслянистого, но крепко сбитого звучания.

Во главе команды солистов встала большая певица Анна Смирнова, совсем неизвестная в России героиня вердиевского амплуа с огромным стенобитным голосом вагнеровской силы (в Большом выбрали версию для сопрано, а не для меццо), с крупной техникой и актерской статуарностью — вокалистка из тех, кому вообще не свойственно шевелиться на сцене, а важно встать и зазвучать, и тогда партия полетит, ограниченная как будто только конструкцией зала. И если в партитуре Чайковского Иоанна — по-вагнеровски объемный образ: в нем и пастушеская нежность, и экстатическая тягучая любовь, и религиозно-патриотическая гордость, у Смирновой разные детали сретушировались до одной сокрушительной краски оперного экстаза, нарисованной даже не драматическим — героическим сопрано.

Рядом с голосом Смирновой даже большой баритон Игоря Головатенко показался едва ли не миниатюрным, но благообразной фразировкой он как нельзя лучше соответствовал обобщенности стилистического целого. Соревноваться в объемном звучании с примой состава мог только Станислав Трофимов — крупный бородатый бас, в активе которого партия Ивана Сусанина, но здесь он добавил Чайковскому еще красок из Мусоргского. Деловито и глубоко, как будто поднимая на поверхность вокальную атлантиду 1970-1980-х, пели прочие участники премьеры: Олег Долгов, Ирина Чурилова, Петр Мигунов, многообещающий тенор из молодежной программы Арсений Яковлев.

Сохиев выстроил крепкий баланс: огромные хоровые массивы не накрывали певцов, даже когда на сцене не было Иоанны, оркестр сухо и точно перечислял эпизоды, тутти ложились плотным покрытием, сольные реплики деревянных духовых, успехи и огрехи медных неспешно перекликались с вокалом — все было не сказать что прозрачно, но отчетливо ясно. Такое звучание, словно слышишь не оперу с танцами, молитвами, хорами ангелов и ариями людей, а взбираешься на бастионы, подошло бы парадной сцене Государственного Кремлевского дворца, но и в Большом его интересно оформили: сцену зашили в деревянные щитовые конструкции, подсвеченные красным светом в финальной сцене сожжения на костре, яму подняли и поставили на ее месте дополнительные ряды кресел, оркестр и хор разместили с подъемом — получилась акустически крепкая и визуально полная картина оперы, которой, можно сказать, повезло. Ведь она могла предстать витиеватым и многословным романом Чайковского с пышными жанрами, с французской музыкой и драмой, пугать прерафаэлитским историзмом или непреднамеренным вагнерианством, а стала глыбой в статусе нового краеугольного репертуарного наименования — с народными сценами, героическими поступками, королями и рыцарями, со светским блеском и с религиозным пафосом, когда спрос на русский оперный корпус особенно обострился, а мифология Глинки, драматизм Мусоргского или пронзительная фантастика Римского-Корсакова что ни день теряют актуальность.

Полностью:

Газета "Коммерсантъ" № 176 от 30.09.2014, стр. 14
http://www.kommersant.ru/doc/2578184
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 317
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В двух вышедших статьях очень по-разному оценено выступление Анны Смирновой в концертном исполнении «Орлеанской девой».

Фёдор Борисович пишет: «Плотный голос Анны Смирновой, обладая пробивной мощью и завидной драматической вязкостью, претендует на широкий диапазон, но верхние ноты резки, крикливы и грешат неровным звуковедением. Крайний верх звучит натужно, а широкое, граничащее с качкой, вибрато на форте наводит на мысль о системных проблемах, связанных с усталостью голоса на затратных партиях. Приятное на слух пение было лишь в нижнем и среднем диапазоне на средней громкости, а большая часть партии оставила в ушах ощущение непрекращающегося надсадного крика с приблизительным интонированием и непобедимым везением звука. Еще один недостаток, особенно критичный и огорчающий в русском репертуаре, – нечеткая дикция с коверканием гласных, прогрессивно ухудшающаяся по мере приближения к финалу. Помимо проблем техники и вокальной формы расстроило отсутствие нюансировки исполняемого материала. За исключением красиво прозвучавшего «Святая дева!» в дуэте с Лионелем, разглядеть Иоанну за монотонной вокализацией не удалось – замечу, в партии, предоставляющей уникальные возможности для демонстрации артистизма исполнительницы в диапазоне от любовной лирики до религиозного исступления.» http://www.operanews.ru/14092907.html

Татьяна Елагина пишет: «Выбор приглашённой солистки Анны Смирновой на партию Иоанны — точное попадание в цель. Анна Смирнова спела партию от и до красивым густым и тёплым звуком, дразнящим уловимым тембральным сходством с одной из лучших Иоанн — Ириной Константиновной Архиповой. Осмысленность фразы и слова тоже исконно русские, а вот вокальная манера более европейская, чем у предшественниц, что в Чайковском уместно. Ожидаемый монолог «Да, час настал!» был убедителен, но не он стал кульминацией партии. Полнее и красочней голос Смирновой зазвучал в финале. В обоих дуэтах с Лионелем и сцене на костре. Ценно, что певица сумела распределить силы, и ни одна фраза, реплика даже в ансамблях не казались проходными. При аскетическом концертном решении в её актёрском арсенале был минимум средств — величавый поворот головы, проход по авансцене, выразительный взгляд на партнёров.

Образ получился одновременно эпический в ангельски-белом платье, и земной, благодаря плотной фигуре певицы.» http://www.belcanto.ru/14092901.html

Если взять мой собственный отклик, то я не была в восторге от исполнения Иоанны, но меня такое исполнение в целом устроило, певица удовлетворительно, без сбоев, справилась с огромной партией. Сам голос, тембр, не очень понравился, но и не раздражал.

Я прочитала этот вопрос в ФБ Ивана Фёдорова https://www.facebook.com/belcantist/posts/864887040195883 и решила его вынести и на форум. В дальнейшем обсуждении в ФБ один из читателей представил ссылку на youtube, запись фрагмента партии Амнерис в исполнении Анны Смирновой, сообщил, что прослушав запись пения Смирновой, пусть даже это другая партия, он согласился с оценкой от Фёдора Борисовича. Этот комментарий лайкнул Андрей Валентий.

Прочитав всё это, я послушала на youtube, на официальном канале видео Андрея Валентия, арию Гремина (легко находится поиском). И обнаружила, что вокальные недочёты, которые описаны в статье Валентина Предлогова http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9773.msg133321.html#msg133321, в этой записи подтверждаются. Я оставляю за скобками, что считаю очень неэтичным, когда вокалисты в публичном пространстве обсуждают работы друг друга, а лайк – это, несомненно, участие в обсуждении. Но прочитав другие высказывания Валентия в ФБ, понимаю, что применительно к нему нет смысла даже ставить вопросы об этике.

А следующий вопрос таков. Всем читателям форума известно, что Фёдор Борисович все спектакли и концерты записывает на диктофон, а отзывы пишет после того, как послушает запись. Почему он счёл нужным детально разобрать недостатки вокала Анны Смирновой и сделать акцент именно на недостатках, а в случае с Андреем Валентием и его концертом сосредоточился на харизме, аплодисментах слушателей и т.п. http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9773.msg133315.html#msg133315?

Что движет Фёдором Борисовичем, когда он защищал певицу Ирину Ващенко (и призывал уважать её труд и дать ей время на исправление), http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,3056.msg127072.html#msg127072, хотя Ващенко 10 лет поёт арию Тоски без верхних нот http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,3056.msg127055.html#msg127055, и так раскритиковал добросовестную певицу Анну Смирнову, которая добротно озвучила огромную партию Иоанны? Таких примеров я могу набрать ещё немало. Почему критик к одним певцам подходит максимально требовательно и придирчиво, а других оправдывает, если не сказать, отмазывает?
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 366
Эта разница мнений говорит ,с одной стороны, о неувядающем . том самом снобизме некоторых, об отсутствии критериев и , в принципе, о тенденциозности, с другой стороны.
С точки зрения формальной статистики, тех. кому пени Смирновой понравилось гораздо больше, чем "федоров-борисовичей".

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 317
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Саша Жур, голосование не проводилось, так что точной статистики у нас нет. Я знаю и тех, кому Смирнова очень понравилась, и тех, кому очень не понравилась. В то же время разбор недостатков Борисовичем произведён пунктуально со знанием дела, хотя, на мой слух, верхи у Смирновой не были такими уж резкими, это было пение, а не крик. Просто сам голос не в лучшем состоянии. Но почему, если говорить об "Орлеанской деве", никто, в том числе Борисович не обратил внимание на не совсем оперную, а скорее церковную манеру пения Станислава Трофимова? Об этом тогда тоже следовало сказать подробнее.
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 366
Да мало ли кого и сколько знаю я!?
Папатачи, я сейчас не о Ваших уважаемых знакомых, чьё мнение безусловно важно, а о критиках, ПУБЛИЧНО И ГРОМКО выражающих свои впечатления на страницах всяко-разно общедоступных изданий.
Ну какие резкие верха 26-ого у Смирновой??? О чём это?
Вот Дольчев обозвал Патрисию Бардон "безработной" и соответственно отозвался о её вокале. Кто-то тоже услышал "резковато и громко" взятые верхние ноты. А ноты были не просто "верхние", а ОЧЕНЬ верхние. И не резкость это была , а сильная и точная атака, которую сейчас в операх у меццо-сопрано не услышишь даже в партии Амнерис! У Бардон это не было верхом красоты, да. Но и вокальной несостоятельностью тут и не пахло. А уж то, что Бардон пела очень стильно, я и не говорю.
То же самое и про Смирнову. Ну какая у неё монотонность-то!? И где это слышно, что голос не в лучшем состоянии?
Если ФБ считает выступление Смирновой в Деве неудачей, то - у меня нет слов. Такое ощущение, что человек регулярно слышит эту оперу в исполнении ангелов.
Читая Ваши же ссылки, могу сказать одно и точно: считал-несчитал, но тех, кому пение Смирновой показалось более чем достойным гораздо больше!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 317
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Нашла ещё один содержательный отклик (это не в качестве ответа на предыдущий пост Саши Жура, а в дополнение к ранее выложенным ссылкам). http://evakroterion.livejournal.com/383307.html
« Последнее редактирование: Сентябрь 30, 2014, 17:28:46 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн dolchev

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 215
Вот Дольчев

Sasha E. Zhur,  что вам дольчев так дался ? что вы все никак не успокоитесь ... хотите быть истиной в последней инстанции, ну так я не претендую, - на здоровье. Будьте !

Мне певица не понравилась (но я не сказал, что она плохая), это мое мнение, такая моя позиция ! Вам нравится - на здоровье !

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 317
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Sasha E. Zhur, и на меня не обижайтесь! :) Я лишь интересуюсь, какие у людей критерии. Но я своё впечатление тоже пишу честно - я не была в восторге. Неудачей её выступление не считаю, но и событием тоже. Смирнова мне понравилась больше, чем Бардон, если вот так сравнивать непараллельные прямые :) Состояние голоса меня удивило с точки зрения того, что Смирнова везде заявлена как меццо, но звучала совсем иначе - как сопрано. Но я согласна с Вами в том, что эта работа заслуживает уважения, а не такого "разноса". А как Вам мнение Бедеровой?

Теория большого стиля

Во главе команды солистов встала большая певица Анна Смирнова, совсем неизвестная в России героиня вердиевского амплуа с огромным стенобитным голосом вагнеровской силы (в Большом выбрали версию для сопрано, а не для меццо), с крупной техникой и актерской статуарностью — вокалистка из тех, кому вообще не свойственно шевелиться на сцене, а важно встать и зазвучать, и тогда партия полетит, ограниченная как будто только конструкцией зала. И если в партитуре Чайковского Иоанна — по-вагнеровски объемный образ: в нем и пастушеская нежность, и экстатическая тягучая любовь, и религиозно-патриотическая гордость, у Смирновой разные детали сретушировались до одной сокрушительной краски оперного экстаза, нарисованной даже не драматическим — героическим сопрано.

Полностью:

Газета "Коммерсантъ" № 176 от 30.09.2014, стр. 14
http://www.kommersant.ru/doc/2578184

Также мне интересно, почему оценки Вольфрама и Предлогова в отношении Монастырской настолько сильно расходятся, при том, что оба абсолютно искренни.
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 366
Вот и я интересуюсь: а какие же у людей критерии, если они называются "критик, муз. критик, муз. блоггер" и т.д.?
И ведь мне скажут, что уши у всех, типа, разные))))!
(Я на Вас не обижаюсь). "Я доообрая.")

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
КУЛЬТУРА / ВЫПУСК № 109 ОТ 29 СЕНТЯБРЯ 2014

Жанне д’Арк подбросили хворосту

А разве ей не подбрасывали уже хворосту??
Кроме того, коллеги, а где же имена авторов репортажей?? Страна должна знать своих героев. При цитировании обязательно указывайте, кто автор.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 317
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
КУЛЬТУРА / ВЫПУСК № 109 ОТ 29 СЕНТЯБРЯ 2014

Жанне д’Арк подбросили хворосту

А разве ей не подбрасывали уже хворосту?? При цитировании обязательно указывайте, кто автор.

Да, эта статья Зимяниной уже была. Извините, зарапортовалась :)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 317
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Орлеанская дева» как философское откровение: в Большом состоялось концертное исполнение оперы П.И.Чайковского

http://www.classicalmusicnews.ru/reports/orleanskaya-deva-kak-filosofskoe-otkrovenie-v-bolshom-sostoyalos-kontsertnoe-ispolnenie-operyi-p-i-chaykovskogo/

02.10.2014

Как-то так сложилось, что при рассказах об исполнении «полузабытых» или «незаслуженно редко» появляющихся в афишах опусов великих композиторов принято едва ли не извиняющимся тоном рассказывать об их замысле, об истории постановок и возобновлений, об участии знаменитых голосов, которые справились и не оплошали. Практически никогда мы не найдём в этих «апологетических» разборах сколь-нибудь вдумчивого внимания к самому произведению.

На этом фоне говорить о детальном анализе причин «незаслуженного забвения» – форменная наивность. Между тем, без понимания и донесения причин беспрестанного образования «белых пятен» в музыкальной литературе прошлого невозможно не только адекватно воспринимать современные реинкарнации оперных шедевров, но и – шире – правильно оценивать тенденции, управляющие современным оперным процессом.

П.И.Чайковский является автором десяти опер. Если не принимать во внимание три ранних сочинения Р.Вагнера, то масштаб оперного наследия Чайковского вполне сопоставим с наследием байройтского гения. А теперь попробуем сходу назвать все 10 опер великого русского композитора. Получилось? Уверен, далеко не у всех: для большинства даже активных меломанов Чайковский был и остаётся автором двух опер и трёх балетов.

Между тем, выбрать из весьма весомой во всех смыслах оперной коллекции композитора действительно «проходящее» или «малоталантливое» произведение весьма непросто. Разве что «Черевички» могут претендовать на весьма условный статус «фольклорного водевиля», да и то – с невообразимой натяжкой. Вопрос, почему оперное наследие Чайковского менее известно на родине композитора, чем наследие почти не исполняемого в России Рихарда Вагнера, – тема отдельного расследования, тогда как именно в связи с концертным представлением «Орлеанской девы» в Большом театре лично меня занимает вопрос, почему это событие не вызывало заслуженного ажиотажа у московской публики.

Ни для кого не секрет, что аншлаг на малопопулярных мероприятиях в Большом театре может обеспечить только Историческая сцена: когда площадка, а не имя и наименование становится основным кассовым критерием, кричать «Караул!» уже поздно. Факт эстетической деградации московской околотеатральной элиты на лицо, и лишний раз напоминать об этом – лишь теребить незаживаемое. Между тем, «Орлеанская дева» (как и «Чародейка», и «Воевода», и «Млада», и «Мазепа», и «Опричник») – произведение, по которым можно «сверять часы» социокультурной состоятельности общества.

Во-первых, это произведение симфонически архисложное. Даже «неисполняемый» тристанов аккорд по сравнению с тем, с чем приходится работать оркестру, хору и солистам в «Орлеанской деве» для полноценного представления этой оперы, – лишь упражнение для абитуриентов. Сложность главной партии – хрестоматийна. Хоровая доминанта в опере – запредельна. Вызов, который бросает композитор музыкантам, если и не сравним по сложности с лейтмотивной итеративностью вагнеровских опусов (гениальным «ответом» на которые станет у Чайковского «Пиковая дама»), то уж точно не уступает ей по пестроте оркестровки. Эта сложность, на мой взгляд, одна из главных технических причин «невостребованности» этой оперы у профессионалов и «непопулярности» у широких слоёв населения, активно обменивающегося результатами своих IQ в «фейсбучных» статусах.

Во-вторых, содержание. Сегодня общим местом стало полуархивное расследование причинно-следственных связей, «побудивших» автора взяться и сотворить. На самом деле, то, «что беспокоило» композитора (писателя, художника, поэта, архитектора, сценариста, парикмахера и костюмера) в момент создания им того или иного артефакта, для актуальности самого произведения не имеет ровным счётом никакого значения, и может вызывать серьёзный интерес разве что у профессиональных искусствоведов (в крайнем случае, у психологов и психиатров, подвизающихся в соответствующих разделах академической науки). Рядовому потребителю Искусства важен артефакт как вещь в себе – во всей его (артефакта) художественной многогранности и гармоничности (при наличии таковой). Найдём ли мы сегодня полноценный разбор опер Чайковского вообще и «Орлеанской девы» в частности как художественных произведений? Мне как-то не удалось. А между тем…

«Орлеанская дева» – опера о призвании. Тема дьявольской составляющей сексуального влечения красной нитью проходит через всё творчество П.И.Чайковского (амбивалентный образ главной героини «Лебединого озера» – ярчайший тому пример!). Тема принадлежности Богу, служения Богу, любви к Богу – одна из самых неожиданных в оперном музыкальном наследии, и, кроме вагнеровского «Парсифаля» и «Сказания о граде Китеже» Римского-Корсакова, вспомнить что-то великое в этой связи весьма затруднительно.

Масштаб и глубину поднимаемых в «Орлеанской деве» смыслов (напомним, что Чайковский, как и Вагнер, выступает здесь ещё и автором либретто) переоценить и вовсе невозможно. Это серьёзное философское произведение, по своему эзотерическому масштабу сопоставимое с замыслом «философского балета» философа-мистика, путешественника и композитора Георгия Ивановича Гурджиева (прибл. 1866 – 1949). Для понимания всей степени недооцененности мистической коллизии оперы Чайковского напомним, что «Парсифаль» Вагнера был написан через год после премьеры «Орлеанской девы», а «Сказание» Римского-Корсакова – спустя более двадцати лет.

Иными словами, Чайковский был первым, кто на оперной сцене поднял тему оппозиции платонического и сексуального в связи с отношениями человека с Богом. Он первым на легендарно-историческом материале показал недопустимость утраты концентрации на своём предназначении. Утраты тем более трагичной, чем менее управляемой волей человека. Слова внутреннего монолога Иоанны в ответ на обвинения отца: «Союз божественный нарушен, в крови горит любовный яд. Завет небес я посрамила,» – с беспощадной точностью диагностируют основную проблему главной героини. Но «Орлеанская дева» таит в себе и другие, второстепенные, но не менее глубокие откровения.

Одной из тем, ненавязчиво внедряемых в сознание слушателей, является тема «социального дарвинизма». Сам термин впервые появляется в работе Дж. Фишера «История землепользования в Ирландии» в 1877 году – в преддверие начала работы Чайковского над «Орлеанской девой» во Флоренции. Да и саму вероятность знакомства композитора с идеями «социальной эволюции», возникшими в эпоху Просвящения и ставшими основой учения самого Дарвина, нельзя оценивать как исключительно умозрительную. Если вдуматься в инвективный пассаж Тибо – отца Иоанны: «О, как поверить, чтобы Господь, создатель, вседержитель себя явил в такой ничтожной твари?» – несложно понять, что в картине мира пастуха Тибо божественное озарение – удел представителей «благородных кровей» (недаром легенда приписывает Жанне д’Арк чуть ли не «королевское происхождение»!).

Параноидальность поступка Тибо в опере никак и ничем не проявляется. Более того, композитор делает нас свидетелем уникального манипулятивного «совпадения», а именно громового раската, якобы подтверждающего виновность Иоанны. Дуализм этого сюжетного хода – уникален в своей многозначительности. Ведь фактически громовой раскат мог означать «небесное недовольство» ложным обвинением по адресу своей подопечной. Однако этот очевидный смысл звукового сопровождения молнии никому из участников оперы даже не приходит в голову. Таким образом, в «Орлеанской деве» косвенно затрагиваются идея ограниченности массового сознания, его несовместимости не только с формальной логикой, но со здравым смыслом, не требующим заоблачного уровня развития интеллекта.

Параллельность двух любовных линий в «Орлеанской деве», на мой взгляд, несколько надуманна, ибо взаимоотношения короля Карла VII с Агнесой Сорель носят в этой опере сугубо «фоновый» характер, а дуэт этих героев второго плана больше напоминает вставной номер, тогда как вся молниеносная диалектика отношений Иоанны с Лионелем является фееричной иллюстрацией фольклорной аксиомы «от ненависти до любви – один шаг». Статическая самоотверженность Агнесы лишь оттеняет административно-человеческую ничтожность бесхребетного монарха, и эта несостоятельность главы государства, от которого отворачиваются ближайшие соратники, – один из мощных социально-культурных посылов оперы.

Альтернативной доминантой исключительно композиционной коллизии короля Карла и демуазели Сорель становится любовь Иоанны и Лионеля, начавшаяся в грозном поединке и по своей психологической достоверности и иллюстративной красоте на порядок превосходящая умозрительно-мифологические фантазии Вагнера на ту же тему как в «Зигфриде», так и в «Гибели богов» (пожалуй, лишь «Тристан и Изольда» не вызывает в этой связи никаких вопросов, да и то лишь у людей, хорошо знакомых с предысторией сюжета). В рамках основной идеи оперы это «помутнение» сложно оценивать иначе, как происки дьявола.

Однако Чайковский ни малейшим намёком не даёт оснований для инфернальной интерпретации этого трагического поворота, так как основным полем битвы между разумом и чувством становится «тонкое тело» (душа) Иоанны. Ведь ей ничего не стоило подтвердить пророческую суть своих видений перед королём, архиепископом, полоумным папашей, бывшим женихом и всем честным народом. Тем более что благородный рыцарь Дюнуа (да и сам Лионель) всячески поощряли к этому героиню: Иоанна не была «брошена на произвол судьбы», у неё была серьёзная поддержка. Она сама принимает решение о своей виновности. Сама выносит себе смертный приговор. Почему?

Ответ на этот вопрос даёт хор ангелов, прямо скажем, совсем не к месту возникающий в первой картине четвертого действия: «Завет небес нарушен, – ты греховна, тебе не довершить святого дела». Почему Иоанна «вдруг» поддаётся этому внушению? Не является ли этот голос свыше самовнушением девушки, лишенной воли к жизни? Почему яркие, сильные, мощные слова Лионеля: «Властна любовь. Тебе той власти, о милый друг, не покорить. Нет, нужно жить и чашу страсти до дна глубокого испить,» – не достигают цели? Что помешало Иоанне «отсрочить» свой уход хотя бы ради сохранения жизни возлюбленного?

Это те вопросы, на которые опера Чайковского, как по-настоящему умное и глубокое произведение, ответа не даёт. В «Орлеанской деве» нет поведенческих рецептов. В ней постановка вопросов – гораздо важнее ответов. Ну, и кому же из современной публики с облегченно-потребительским восприятием, едва-едва выдерживающим мелодраматическую прямолинейность итальянских шлягеров, под силу эти вопросы считать, впитать и переварить?

Судя по тому, что я услышал в первый день представления «Орлеанской девы» в Большом, наиболее корректно к масштабной глубине этой оперы Чайковского подошел оркестр и хор: определить, кто из этих главных участников этого события сыграл ключевую роль в безоговорочном успехе возобновления, я не возьмусь.

Под управлением своего нового музыкального руководителя Тугана Сохиева оркестр Большого театра звучал не просто грамотно и ровно, но поражал мощным раскрытием динамических кульминаций, распускавшихся как завораживающие огненные шары фейерверка, покорял аккуратными хрупкими пиано; медь отличалась тонкой, едва ли не интеллектуальной выделкой звучания, а струнные были выше всяких похвал. Невозможно не отметить работу Галины Эрман, изысканно исполнившей соло на флейте. Балетный «дивертисмент» был исполнен музыкантами нахраписто сочно и с необходимой и самодостаточной фольклорной аляповатостью.

Хор, кроме фирменной слаженности, поразил феноменальной дикцией и бесподобной драматической самоотдачей.

Впечатления о солистах у меня складывалось постепенно, и до самого финала я был заинтригован: общая мозаика «расстановки» вокальных сил никак не складывалась до самой сцены казни.

Пётр Мигунов, исполнивший партию Тибо д’Арка, порадовал красивым и мягким звуковедением, внятной фразировкой и лёгкой шероховатостью тембра.

Арсений Яковлев, напротив, покорил в партии Раймонда, прежде всего, хрупкой свежестью своего тембра, а изысканная в целом чистота работы в тесситуре омрачилась лишь малозаметной передавленностью пары верхушек, на которую я бы не стал обращать внимания в виду дебютной и весьма удачной работы молодого певца.

Андрей Гонюков в партии Дюнуа продемонстрировал патиновую потёртость тембра, но по-настоящему покорил харизматичной самоотдачей и невероятно чёткой дикцией.

Ирина Чурилова, выступившая в партии Агнесы Сорель, запомнилась журчащей многоцветностью тембра и выразительной подачей звука, а Станислав Трофимов порадовал широким озвучиванием нижних нот в партии Архиепископа.

В партии Лионеля – невольного виновника грехопадения главной героини – уверенно, драматически убедительно и академически чисто выступил Игорь Головатенко.

Олег Долгов скорее грамотно озвучил, чем художественно исполнил партию короля Карла VII: с одной стороны, всё было ровно и чисто, с другой – в лакированной монохромности этой работы лично мне недоставало драматических оттенков. Впрочем, сам персонаж, по большому счёту, более углубленной проработки и не заслуживает.

Анна Смирнова с самого начала удивила резковатыми форте, металлической «непрогретостью» голоса и сдавленными верхами. На фоне этого «разогрева-с-листа» просто блестяще прозвучала знаменитая ария «О, час настал…»: голос певицы вдруг раскрылся, засиял, начал переливаться на чистейших пиано, которые в дальнейшем идеально «доукомплектовались» совершенно фантастическими форте в кульминационных сценах с Лионелем и, разумеется, в сцене казни.

Подытоживая своё эссе и беспрестанно помня о выдающемся рефрене про Карфаген, который должен быть уже, в конце концов, разрушен, не могу в который раз не обратить внимания на вопиющее поведение посетителей Большого театра во время представления. Наблюдая бесконечные перемещения зрителей по залу во время самых изысканных сцен, опоздания как вначале, так и после антрактов, душераздирающие скрипы стульями о пол, я постоянно давлю в себе полукриминальное желание согласиться наконец уже с уничижительным высказыванием Дмитрия Чернякова о том, что столичную публику нужно пускать в зал только во время антракта. Хотя, судя по вялым аплодисментам, и в антракте нашей публике в зале, в котором творится настоящее Искусство, делать абсолютно нечего.

Александр Курмачёв
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 317
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Парин сказал, что все ждали, что покажет Сохиев, и в итоге уровень певческого коллектива оказался очень высоким. Прежде всего это Анна Смирнова, сенсационная Абигаиль в Дойче-опере в прошлом сезоне. Она пела сопрановый вариант партии, и это было феноменально. У неё и сакральная, и страстная сторона хорошо получились. Мощный голос пробивает оркестр. Буквально все остальные участники спектакля, включая Олега Долгова, которого Парин очень оценил за Княжича в "Чародейке", замечательно спел Короля. Чурилова замечательно спела Агнессу. Гонюков в роли Дюнуа очень понравился, феноменальный Игорь Головатенко в роли Лионеля. Отметил Петра Мигунова в роли отца Иоанны - вроде незаметная партия, но важная драматургически, и тут оказались кстати многие дарования Мигунова. Трофимов оказался замечательным Архиепископом. В общем, это вокальное празднество, и это было замечательно, можно поздравить Большой театр и Москву с таким сенсационным вечером. Хвалит Сохиева за то, что все были послушными, внимательными, и со всеми проделана огромная работа. Разве что Арсений Яковлев может быть чуть слабее других. Но уровень сделанности и продуманности партий замечательный. Может, "Орлеанская дева" не принадлежит к самым ходовым и выигрышным операм Чайковского. Это французская большая опера и fortissimi - вся динамическая палитра удивительно тонко сделана у Сохиева. Очень собранное звучание оркестра на fortissimi, внутренняя слитность потрясала. И все лирические эпизоды и сольные эпизоды Иоанны и дуэт Смирновой и Головатенко очень удались. Огромный сенсационный успех Сохиева и Большого театра. Очень приятно говорить правду, хвалить такое исполнение. Вот такую оценку дал Парин в своей недавней передаче на радио.
« Последнее редактирование: Октябрь 02, 2014, 15:36:16 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 317
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пастушка и дирижер

02.10.2014 http://portal-kultura.ru/articles/theater/63237-pastushka-i-dirizher/

Сергей КОРОБКОВ

Концертным исполнением оперы П.И. Чайковского «Орлеанская дева» Большой театр представил нового музыкального руководителя — главного дирижера Тугана Сохиева.
Написанная вслед за «Евгением Онегиным» монументальная и наделенная всеми свойствами большого оперного стиля «Орлеанская дева» казалась полной противоположностью лирическим сценам на пушкинский сюжет. ...

Слышащиеся в «Орлеанской деве» интонации «Онегина» не случайны, они обнажают извечный интерес композитора к миру изменчивой женской души. Образ Иоанны д’Арк волновал Чайковского с детства. Семилетним мальчиком он записывает себе в дневник: «Ее отец был пастух, и она сама была пастушкой, и как поверить, что это она, пастушка, спасла Францию! О, какая героиня».

....

Понять Тугана Сохиева, который выбрал для дебюта в качестве главного дирижера Большого театра редко исполняемую оперу, можно: неровная драматургия не затеняет музыкальных сокровищ партитуры. Сохиев «прячет» швы и расставляет акценты столь виртуозно, что даже в концертном варианте «Орлеанская дева» предстает произведением художественно целостным и совершенным по оркестровому воплощению. Фантастическое, заставляющее вспомнить золотой век Большого театра впечатление производят выступающий в разных ипостасях хор (главный хормейстер Валерий Борисов) и оркестр, «выпускающий» из нарастающих tutti проникновенные голоса солистов Галины Эрман (флейта), Софьи Беляевой (гобой), Сергея Петрова (кларнет). Сохиев не просто «рифмует» контрастные по звучанию картины оперы — эпические (блестяще сыгранные интродукция, вступление к третьему действию и финал) с лирическими (молитвой, арией и рассказом Иоанны, дуэтом «О чудный, сладкий сон»). Он создает некий музыкальный алтарь («Да будет ей воздвигнут здесь алтарь!» — восклицает коронованный дофин), на который возводит простую пастушку, ставшую по истории — национальной героиней, по Шиллеру и Чайковскому — жертвой «преступной» любви. Сохиев режиссирует спектакль без костюмов и декораций о тонкой и мятущейся душе героини и тем самым восстанавливает бездумно прерванную связь Большого с его же традициями, с осуществленной на главной сцене страны постановкой «Орлеанской девы» 1990 года (режиссер Борис Покровский, дирижер Александр Лазарев, художник Валерий Левенталь). Тогда вместе с исполнительницей титульной роли Маквалой Касрашвили они прочли оперный сюжет Чайковского как житие Иоанны д’Арк. Сегодня Сохиев трактует его как романтическую поэму.

Утверждать, что блестящий дебют музрука поддержали все без исключения солисты, было бы опрометчиво. Высокое меццо-сопрано Анны Смирновой звучало проникновенно в лирических сценах, но заметно тускнело в «массовках». Не хватало «серебряных нитей» нежному голосу Максима Пастера — партия Карла VII предназначена для драматического тенора, и выступивший в премьерный вечер Олег Долгов в этом только убедил. Без должной экспрессии исполнил роль Дюнуа Андрей Гонюков, чей бас не столь подвижен, чтобы вести строчку, написанную для драматического баритона. Не взял предложенного Сохиевым объема вокального образа Петр Мигунов в партии Тибо д’Арка. Безупречным по тембру и певческой культуре оказался, пожалуй, один Игорь Головатенко (Лионель). Но все шероховатости одолимы, если работать дальше и дать спектаклю сценическое воплощение. Пойти на это надо, хотя бы ради одного Сохиева и ведомых им музыкантов.

Полностью здесь http://portal-kultura.ru/articles/theater/63237-pastushka-i-dirizher/
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
Ожидания оправдались?

Overtime
Ведущая: Ольга Сирота
Время выхода: пятница, 03.10.2014, 13.00

В Большом театре наконец-то состоялись "смотрины" нового главного дирижера. Туган Сохиев представил концертную версию оперы П.И.Чайковского «Орлеанская дева». Оправдались ли ожидания и надежды, которые связывали с назначением маэстро на этот пост? В поисках ответов Ольга Сирота пригласила в прямой эфир программы «Overtime» самых авторитетных музыкальных критиков страны – Елизавету Дюкину и Наталью Зимянину.

Радио "Орфей"
http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue5466/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 317
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Вера против страсти

http://www.classicalmusicnews.ru/reports/vera-protiv-strasti/

...

Существует сложность и в понимании интриги либретто, сочиненного самим П. Чайковским. Она не так однозначна, как принято считать, что король предал Жанну. Так ли это? Ничего подобного. Это она в какой-то момент предала саму себя. Первое, что заявляет Иоанна так это что

«страсти суетной изведать
мне судьбой не суждено»


и следом:

«Мне судьба назначена другая.
Воле неба подвластна я»,


т. е. с самого начала Иоанна осознавала свое предназначение, о котором вещали сонмы ангелов. До тех пор, пока Иоанна была верной исполнительницей воли Неба, её сопровождали и военные успехи. Ведь «Если Бог за нас, то кто против нас!» (Послание к римлянам Апостола Павла. 8:31) Но союз с Богом разрушен неожиданной земной страстью к Лионелю:

«Наветам дьявольским послушен,
пал мощный дух, – ликует ад.
Союз божественный нарушен,
в крови горит любовный яд»


– осознает Иоанна и слышит вердикт ангелов:

«Завет небес нарушен, – ты греховна,
тебе не завершить святого дела».


Так вот почему Иоанна молчит в ответ на вопрос, считает ли она себя «святой и чистой?» Короткий ответ «Да» спас бы её от костра, но этого она произнести не может и, в конце концов, мужественно восходит на костёр, осознавая свою греховность. Истинное величие Иоанны в победе духа над плотью.

«Мне небо истину вещало,
борьбы уж нет в душе моей.
Судьба мне путь мой указала,
и покориться должно ей»


В той победе, которую Чайковский не мог одержать в своей жизни, но к которой стремился. Это же подразумевается в одной из трех великих опер Чайковского – в «Иоланте», в которой происходит духовное, а не физическое прозрение.

Большие сложности таит для дирижёра и сама по себе оркестровая часть партитуры, изобилующая яркими кульминациями, которые провоцируют дирижёра на избыточный пафос. Выбор такой партитуры для своего дебюта свидетельствует об уверенности в себе и мужестве Тугана Сохиева.

...

Существует еще и видеозапись этой постановки, сделанная в 1993 году, но уже с Ниной Раутио (сопрано) в заглавной партии. Последний спектакль этой постановки состоялся в апреле 2010 г. Существуют три аудиозаписи с меццо-сопрановой партией Иоанны: с Софьей Преображенской и Борисом Хайкиным из Театра им. Кирова и две студийные записи с Ириной Архиповой: в 1969 г. с Геннадием Рождественским и в 1975 г. в Париже с Жаном-Пьером Марти. Эталонным принято считать записи с участием Ириной Архиповой. Но очень удачна и видеозапись с Ниной Раутио. Эта певица в свое время не была в должной мере оценена на родине, а вот за рубежом выступала с большим успехом. Осенью 1995 года я слышал её в Метрополитен-опера в партии Аиды и утверждаю, что Раутио в этот вечер перепела всех, в том числе и местную звезду Долору Зайк (Амнерис). Её успех был оглушителен.

Вопреки обещаниям главным образом опираться на вокальные силы Большого, Сохиев выбрал для своего дебюта в Большом практически всех приглашенных певцов, кроме солиста театра баса Владимира Краснова (Воин и Лоре). В какой-то мере, к Большому относится артист Молодёжной оперной программы театра Арсений Яковлев (Раймонд). Он обладает большим, красивым, ярким тенором, которым, за редким исключением мелких помарок, простительных дебютанту, хорошо управляет. Любопытная деталь – в записи 1993 г. с Лазаревым и Раутио и в некоторых спектаклях постановки Большого 1990 г. партию Раймонда исполнял отец Яковлева Аркадий Мишенькин, ещё один 15-летний сын которого тоже готовится к вокальной карьере, но уже как баритон. Во второй день партию Раймонда также исполнил артист Молодёжной оперной программы Богдан Волков

Удивил выбор Сохиевым Анны Смирновой на заглавную партию, для которой, насколько мне известно, это был дебют на российской сцене.

В буклете он пишет, что избрал для своего дебюта сопрановый вариант партитуры. В то же время Смирнова, в первую очередь, известна как меццо-сопрано, хотя в последнее время исполняет и некоторые партии драматического сопрано (Леди Макбет, Абигайль (Набукко)). Я бы не назвал выбор Сохиева удачным.

Безусловно, голос Смирновой очень плотный и как говориться «стенобитный», Он без особого труда прорезает даже форте оркестра, но красиво звучит только в середине и на низах, и то на mezzo-voce. На forte, которое превалирует в партитуре, особенно в верхнем регистре, её голос звучит очень резко, можно сказать некрасиво, зажато и натужно. Да и интонирует она не всегда точно в результате форсирования голоса на верхах.  Вокал Смирновой весьма однообразен по краскам. И это в партии, содержащей почти весь диапазон человеческих эмоций – от тончайшей лирики до высшей героики и религиозного экстаза! Но надо отдать должное – единственная шлягерная ария «Орлеанской девы» «Так час настал!» и дуэт с Лионелем «Святая дева» из III действия прозвучали хорошо. Для Смирновой Иоанна – первая русскоязычная партия и это проявляется в плохой дикции на русском языке.

Все остальные вокалисты справились со своими партиями в разной степени, но куда как более успешно. Ирина Чурилова (Агнеса Сорель), дебютировала на сцене Большого театра и порадовала ярким, богатым оттенками сопрано. Безусловно, лучшим среди исполнителей мужских партий был Игорь Головатенко (Лионель), обладающий кроме голоса редкой красоты, еще хорошим вкусом и пониманием своей роли в этой опере, где главная мужская партия отдана, как и в «Евгении Онегине», не тенору, а баритону. Он не пытается соревноваться с главной героиней, при этом, не теряя своего «вокального лица» в дуэтах.

Неплохо чисто вокально справился со своей партией тенор Олег Долгов (король Карл VII), но драматизма ему не хватило – он вокализировал слишком отстраненно. Пётр Мигунов (отец Иоанны Тибо д’Арк) не только как обычно порадовал красивым мягким басом, но был и драматически убедителен в образе в роли полубезумного фанатика. Другой бас Станислав Трофимов продемонстрировал свои фирменные красивые низы.

Подлинными героями исполнения «Орлеанской девы» стали оркестр и в еще большей мере хор Большого театра. Оркестр звучал великолепно – так, как и должен звучать оркестр  главного театра страны. Все группы были идеально сбалансированы. Редкий случай, но по качеству звучания медные духовые на равных соперничали с традиционно сильной в Большом струной группой.

Среди многочисленных инструментальных соло нельзя особо не отметить флейту Галины Эрман, замечательно исполнившей несколько сольных эпизодов. Наконец в сцене коронации в Реймском соборе мы услышали установленный в прошлом году прекрасный орган (Фёдор Строганов). Было очевидно полное взаимопонимание между Сохиевым и оркестром.

В целом дирижерское прочтение партитуры Сохиевым заслуживает всяческих похвал. Но есть и некоторые замечания в его адрес. Временами его захлестывала музыкальная стихия оперы, и Сохиев перебирал в динамике. Иногда forte могло бы быть менее жестким и более разнообразным по краскам. Мне показалось, что в первом действии были несколько случаев небольших расхождений в ансамбле оркестра и солистов, что производило впечатление некоторой недоработанности репетиционной работы дирижёра.

А вот кто был безупречен в этот вечер, так это хор (главный хормейстер Валерий Борисов), владеющий, как оказалось, разнообразной звуковой палитрой: от мощного звучания в сцене коронации, и в финалах актов, до камерных номеров. Как, например, хоры ангелов или хор менестрелей, темой которого стала «Старинная французская песенка» из «Детского альбома» П. Чайковского, игранная всеми, кто хоть немного учился музыке. Поразила редкая сегодня среди больших хоров прекрасная дикция всех его групп.

В целом концертное исполнение «Орлеанской девы» можно уверенно отнести к большой удаче и Большого театра, и его нового главного дирижёра Тугана Сохиева. А я получил лишнее подтверждение моей давней позиции, что сегодня настает период концертных исполнений опер, и тем более редко исполняемых.

Талантливых режиссёров музыкального театра сегодня существенно  меньше, нежели самих театров, хороших дирижёров, оркестров и вокалистов. Сегодня режиссёрам, чтобы успешно поставить оперу надо проплыть между Сциллой нафталинной, чаще всего, добротной костюмированной постановки и Харибдой режиссерского модернистского произвола, грубо попирающего музыкальную драматургию в пользу каких-то умозрительных конструкций, ничего общего с режиссурой не имеющих.

Владимир Ойвин, ClassicalMusicNews.Ru

Полностью здесь http://www.classicalmusicnews.ru/reports/vera-protiv-strasti/
Che mai sento!